Научная статья на тему 'О символе в творчестве В. С. Высоцкого'

О символе в творчестве В. С. Высоцкого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1308
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О символе в творчестве В. С. Высоцкого»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

Л.В. Кипнес*, H.A. Трофимова

О символе в творчестве B.C. Высоцкого

Символ, пришедший из глубокой древности, стал неотъемлемой частью нашей жизни. Запечатленный в искусстве, он заключает в себе представления о мире, человеческих отношениях, морали, нравственности и обычаях. Символ в литературе дает возможность творчески интерпретировать действительность. Через символы автор передает свои знания и представления о мире.

Символ, представляя собой особую форму знаний, является схематичной мистико-загадочной моделью реальности, требующей интерпретации, своего рода «расшифровки».

Информационный потенциал символа сложен и разнообразен, поскольку содержит межкультурные знания. Человеческое сознание, сталкиваясь с новым классом объектов, с рядом принципиально новых для него фактов и явлений природы, стремится осознать их, и символ здесь «выступает как средоточие, точка пересечения двух типов дискурса: философского и художественного... (1) философский... дискурс, создающий образ мира в его связях и причинноследственных отношениях, ... и (2) ... воспроизводящий временную последовательность, “текучесть” времени»1. Можно сказать, что символ - это взаимодействие мира и сознания человека, обусловленные характерными особенностями символа, а именно: его содержательностью, идейностью, образностью, условностью, что свидетельствует о том, что символ обладает не только информационным, но и высоким образовательным потенциалом.

«Символ - (от дреенегреч. Symbolon - знак, примета) - многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов, явлений жизни. В символе может быть выражена система соответствий между разными сторонами действительности (миром природы и жизнью человека, обществом и личностью, реальным и ирреальным, земным и небесным, внешним и внутренним)2.

Благодаря своему происхождению и принципу образования путем интерпретации действительности символ тесно связан с другими видами иносказаний (образный параллелизм, сравнение, аллегория). Отличие символа в том, что он одночленен, и сходство с другим предметом не очевидно, поскольку оно не закреплено словесно или синтаксически.

Отличается символ и от знака. Знак - это порождение рационального отношения к языку. Символ же порожден мистическим отношением к языку (мистическим восприятием слова и даже буквы). Таким образом, знак однозначен, выполняет в большей степени информационную функцию, а символ требует интерпретации, толкования, существует в ряду с таких эстетических категорий, как «прекрасное», «безобразное», «трагическое», «комическое» и т.д. Значения символа многозначны и амбивалентны. В основе семантики - человек. И это не случайно. Символ - неотъемлемая часть художественных произведений, которые являются продуктом осознания человеком действительности. Символ становится символом только тогда, когда он таковым осознается.

Наиболее насыщен символами поэтический текст, поскольку он более всего наполнен чувствами и влияет на человека. Н.С. Гумилев в статье «Анатомия стихотворения» писал: «Среди многочисленных формул, определяющих существо поэзии, выделяются две, предложенные поэтами же, задумывающимися над тайнами своего ремесла. Формула Кольриджа гласит: “Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке”. И формула Теодора де Ванвиля: “Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно, не нуждается в переделке”. Обе эти формулы основаны на особенно ясном ощущении законов, по которым слова влияют на наше сознание. Поэтом является тот, кто учитывает все законы, управляющие комплексом взятых им слов»3.

Литературные символы подразделяются на два основных типа: культурно-исторические, имеющие опору в культурной традиции, и индивидуальные, возникающие на основе смысловых отношений внутри литературного произведения4.

В 1960-1980 гг., когда не осталось «ни одного звучащего голоса, а только интимный шепот, ... да еще трескучий эстрадный кавардак, в котором безвкусица соперничала с бездуховностью»5, в культурную жизнь России «ворвалось» творчество В.С. Высоцкого. Его песни стали востребованными в обществе, а личность В.С. Высоцкого сама превратилась в символ эпохи. Это было обусловлено

* Кандидат педагогических наук.

многими причинами, но прежде всего актуальностью произведений поэта. В.Н. Зайцев пишет: «Он был личностью и гражданином, - но не той, прошедшей эпохи, а нынешней... Его появление было многосторонне подготовлено. открытиями Окуджавы, сделавшего стихотворение-песню явлением повседневности. И никто не мог сравниться с ним ни по силе его духовной мощи, ни по глубине его тоски, ни по его сарказму»6.

Сам В.С. Высоцкий так говорил о смысле своего творчества: «Песни я пишу на разные сюжеты. У меня есть серии песен на военную тему, спортивные, сказочные. Циклы такие, точнее. А тема моих песен одна - жизнь»7.

В своих произведениях поэт затрагивает те стороны жизни советского общества, которые были понятны всем и о которых возникла необходимость говорить. Например, «Банька по-белому»

- сказание о трагической судьбе человека, прошедшего через обвинения и репрессии, «Чужая колея»

- притча о бессмысленном движении в жизни. Творчество В.С. Высоцкого стало в какой-то мере спасением для слушателей, т.к. поэт был одним из немногих, кто говорил о насущных проблемах, о настоящем, жизненном. Его кредо - утверждение жизни при полном понимании ее трагизма, нелепости и абсурда. «Высоцкий строил жизнь и чистил ее и отображал ее трагизм, показывая, как людям не дают быть хозяевами этой жизни. Не думая о цензуре, ... Высоцкий критиковал то, что мешало ему в ходе самой жизни, а не задним числом!»8. Так, в литературе 1960-1980 гг. благодаря В.С. Высоцкому впервые появился романтический образ современного трагического бунтаря, реализованный в авторской песне, предполагающей общение между поэтом и слушателями, требующее отдачи зрителя, собеседника. Особенности авторской песни определяют поэтику и характерные черты произведений: простота высказывания мыслей, преобладание разговорного языка, использование различных форм образного обобщения, эмоциональность и ассоциативность поэтических текстов. Музыка в авторской песне выполняет ритмическую, фоновую функцию, главную роль в таких произведениях играют тексты. «Я специально упрощал многие мелодии ., чтобы ничто не мешало смыслу, чтобы мелодия не мешала восприятию текста, тому главному, что я хочу сказать»,

- говорит В.С. Высоцкий9. Особенностью авторской песни является и то, что она предполагает дружеское, доверительное общение, рождающееся в определенной атмосфере раскрепощенности, создаваемой определенными художественными приемами.

В.С. Высоцкий для создания такой атмосферы так выстраивал каждое свое общение со слушателем, что превращал его в театрализованное действо, затрагивающее по возможности все стороны человеческого восприятия. Он отмечал: «Рискую говорить “я” вовсе не от “ячества”, а, во-первых, потому, что в песнях есть много моей фантазии, моего замысла, а самое главное - во всех этих вещах есть мой взгляд на мир, на проблемы, на людей, на события, о которых идет речь... Во-вторых, в отличие от многих моих собратьев, которые пишут стихи, я прежде всего, актер и часто играю роли других людей, часто бываю в шкуре другого человека. Манера произносить мои стихи, подчеркивая смысл ритмом, звучанием гитары, петь их в определенных образах - это от театра»10.

Итак, поэзии В.С. Высоцкого свойственна артистичность, при помощи которой автор достигает особой выразительности. В данном случае артистичность понимается в широком смысле этого слова. Кроме игры, «вживания» в роль, образ, поэзия В.С. Высоцкого обладает сильным эмоциональным воздействием (чаще всего это достигается посредством музыкального сопровождения, голоса), тонким чувством юмора, едкой сатирой, иронией (они проявляются не только в текстах песен, но и при общении поэта с аудиторией на концертах) и др.

В.С. Высоцкий интерпретирует в стихах окружающую его действительность: «... его концерты, начиная с первого (в 1967 г. в ленинградском клубе «Восток»), вызывали духоподъемное настроение, а не стремление к самосокрушению»11. Отметим, что он не фиксирует реальность как историк. Картина мира представлена у поэта в ярких образах и символах. Ему важно выразить свое отношение к действительности, высказать свое мнение, поэтому каждая деталь в его поэзии обладает определенным смыслом («работает» на идею произведения), а сама поэзия отличается высокой степенью символизации.

В поэзии В.С. Высоцкого присутствуют как культурно-исторические символы, так и индивидуальные. Так, культурно-историческим является символ души. В произведениях «Песня летчика», «Райские яблоки» этот символ несет в себе идеи христианства. Отдать богу душу - это символ «положительной» смерти, скитания и мучения души - «отрицательной». «Судьба» души зависит от смерти человека. Умереть от руки врага, в борьбе - это благородная смерть, которая дает душе погибшего вечное счастье. В стихотворении «Райские яблоки» герой мечтает именно о такой смерти: «Я когда-то умру - мы когда-то всегда умираем, - // Как бы так угадать, чтоб не сам

- чтобы в спину ножом»12. Иная природа у этого символа в «Песенке о переселении душ»: «Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто - в Исуса, // Кто ни во что не верит ... // Хорошую религию

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

придумали индусы: // Что мы, отдав концы, не умираем насовсем»13. Таким образом, душа для поэта - это особое начало, противопоставленное телесному и определяющее личность человека не только при жизни, но и после его смерти. Данные знания можно определить как межкультурные, так как они «заложены» в каждом человеке на бессознательном уровне.

Но есть у Высоцкого и другие интерпретации этого символа. Душа - это символ истинной «человечности» (то есть благородства). Не иметь души - значит быть жестоким: «Зачем мне быть душою общества, // Когда души в нем вовсе нет!»14. Душа - самое ранимое, что есть в человеке, на ней отражается каждое трагическое событие: «Получал Алеха // Дырки новые в душе»15. Именно поэтому душа - источник поэзии, которая является результатом переживаний, страданий. Вообще, творчество, по мнению поэта, не возможно, если «загубили душу., отобрали волю»16.

Таким образом, символом души становится переплетение межкультурных и индивидуальных знаний и представлений поэта, значимость которых раскрывается только перед «подготовленным» читателем, способным расшифровать символ в каждом контексте.

Индивидуальным символом у В.С. Высоцкого, например, является сумасшедший дом -своеобразная модель общества («Бывают психи разные - не буйные, но грязные» и государства, где врачи - власть, а сумасшедшие - граждане этого государства, у которых «бермутно на душе», но которые приспосабливаются к жизни, т.к. среди них «настоящих буйных мало. нету вожаков»17). Подобные индивидуальные символы - «ключ» к тексту поэта.

В поэзии В.С. Высоцкого нами были выделены 23 основные темы, которые, на наш взгляд, реализуются через соответствующие символические ряды (мы выявили 65 «сквозных» символов). В основе каждой темы лежит конфликт: конфликт человека и государственной системы; человека и общества; человека и церкви; церкви и государства; конфликт иностранной и русской культур; конфликт города и деревни, жизни и смерти, времени и памяти, и др., реализующийся через соответствующие символы. Например, конфликт человека и государства представлен в символах с агрессивной, пессимистичной окраской, а именно: зверя, волка, собаки, льда, тумана, леса, горы, джинна, руки, самосвала, дома, тени, палача и др. Размышления поэта о судьбе России - в символах пути, льда, птицы, души, крови, числа «семь» и др.

Влияние государства на все области жизни человека показано и в теме церкви и государства, а также человека и церкви. Церковь как источник покоя и счастья «занята» идеологией властей, а вера используется для манипуляции людьми. Это отражено в символах рая, Бога, человека, покойника и др.

Тему человека и общества пронизывает трагическое ощущение всеобщего притворства и тотального конформизма. Поэтому она представлена в символах голоса, души, сердца и др., выражающих сущность личностных героев В.С. Высоцкого, столкнувшихся с обществом. Модель общества зафиксирована в символах тюрьмы, сумасшедшего дома, тени, пса и др.

Вопрос нравственных ценностей человека и общества в целом рассматривается в теме творчества через символы души, гитары, голоса, крови, цифр «семь», «восемь», «девять» и др.

В теме выбора поставлен вопрос о возможности пути к счастью и благородству. Но в современном обществе выбор такого пути соседствует с непониманием, а порой и смертью, отсюда и соответствующие символы: тюрьмы, пути, чисел «три», «два», указателей направлений (вверх/ вниз) и др.

Своей проблематикой тема выбора близка теме борьбы, т.к. выбор лирического героя предполагает преодоление преград ради сохранения или обретения своего лица, правды, любви и добра (символы моря, каната, пути, нерва, крови и др.).

Тема свободы пронизана ощущением протеста и необходимости жертвы и реализуется через символы птиц, цветов, гор, льда, указателей направлений здесь / там и др.

Стихия В.С. Высоцкого - жизнь на грани, в пограничной ситуации, которая становится в его поэзии средством самопознания и самовыражения, поэтому изображение человека в экстремальной ситуации представлено в символах сердца, крови, моря, коня, дома, числа «три», указателей направлений влево / вправо и др.

Стихотворения о смысле жизни (символы числа «сорок», креста, бога) близки произведениям о судьбе. Судьба - это фундаментальное знание о жизни, поэтому она раскрыта при помощи символов души, тумана и Бога (в целом их значения составляют модель реальности).

Пересекаются темы времени и памяти, две составные части жизни человека, определяющие его нравственность и стойкость. Эти темы выражены при помощи символов дома, Большого Каретного, горла, татуировки, коня, зверя, числа «три», указателей пространства здесь / там, лево / право, верх / низ и др.

Символами войны в творчестве В.С. Высоцкого являются птицы, гора, крест, конь и др. И это не случайно, поскольку война видится поэтом как «предельная» ситуация в жизни человека, требующая от него усилий и жертв. Тема войны неразрывно связана с темой государства, поэтому раскрывается при помощи символов руки, знамени, тумана, высоты и др.

Тема родины - сквозная в поэзии В.С. Высоцкого. Размышления о судьбе России, ее развитии представлены в символах пути, льда, птицы, души, крови, числа «семь» и др. Также автор затрагивает вопрос о влиянии иностранных культур, в частности Китая, на жизнь советских граждан, о культурных связях. Преклонение перед всем иностранным отражено в символах дома, леса, числа «три», указателей направления верх / низ и др.

Конфликтной в творчестве поэта является тема любви. Она всегда трагична, т.к. не принимается обществом и государством, но является спасением души человека, источником сил и творчества, поэтому представлена в символах птиц, цветов, нити Ариадны, моря, тени, крови, дома и др.

Дружба как союз людей, предполагающий искренность, доверие и самопожертвование, реализуется в символах гор, моря, дома Большого Каретного и др. Тема предательства и измены зафиксирована в символах с негативной окраской (самосвал, зубы, волк и др.).

Необходимо отметить, что в произведениях В.С. Высоцкого всегда несут символический смысл и указатели пространства (направления). Подойти, напасть, ударить сзади («из-за угла», «со спины») - символ предательства, опасности, смерти: «... рыщут за твоею // Непокорной головой, // Чтоб петлей худую шею // Сделать более худой»18. Также сзади - это указатель на движение времени, на уже пройденный путь и надежду на путь вперед: «За нашей спиною остались паденья, // Мне хочется верить, что ... // Дадут мне возможность сегодня увидеть восход»19.

Движение вперед символизирует жизненный путь, навязанный человеку («Чужая колея», «Бодайбо»). Поворачиваться назад - символ растерянности, страха человека: «И в войне взад-вперед обернулся ... // Не слыхать его пульса»20. Многозначностью обладает движение вверх / вниз. Отсутствие такого движения символизирует отсутствие свободы. «И нельзя мне выше, и нельзя мне ниже», - говорит герой, находясь в тюрьме21.

Движение вверх - символ борьбы и благородства: «Если парень в горах - не ах,... // Вверх таких не берут.»22. Но в некоторых произведениях («Спасите наши души», «Баллада о детстве») движение вверх ассоциируется со смертью, а вниз - с попыткой самосохранения:

Линяют страсти под луной,

В обыденной воздушной жиже -

А я вплываю в мир иной:

Тем невозвратнее - чем ниже23.

Таким образом, основное движение в поэзии происходит по направлениям вверх / вниз, вперед /назад.

Движение влево / вправо кардинально не меняет плоскости пространства, и поэтому оно незначительно для поэта: «Кто направо пойдет - // Ничего не найдет. // Кто налево пойдет - // Ничего не поймет»24. В некоторых произведениях автор все же отдает предпочтение направлению влево («Есть на земле предостаточно рас», «Забыли» и др.). Одновременное указание и налево, и направо - символ открытости, которая осуждается В.С. Высоцким: «Налево - направо моя улыбалась шалава».25

В поэтической системе важное место занимает символ здесь, которому противопоставляется желанное, недостающее там. Вместе они представляют две сферы жизни человека.

Область здесь (в значении неблагополучности, ущербности, удрученности) включает в себя «насиженные места», дом, тепло, больницу и т. д. Область там представлена холодами, звездами, «суровыми местами», детством, горами и т. д.

Таким образом, поэзии В.С. Высоцкого свойствен особый язык символов. Заключая в себе многосторонний, межкультурный, образовательный материал, он является условной моделью какой-либо идеи и представляет собой картину мира поэта, результат его творческого познания реальности. Характерная особенность творчества В.С. Высоцкого - понимание каких-либо явлений действительности как частей единого мирового процесса, а также соединение не только различных культур, но и воссоздание последствий их переплетений. Именно через символы передается как конфликт самого поэта с миром, так и конфликтность тем, причем одна тема реализуется в нескольких символах, иногда сквозных.

Отметим, что символ представляет собой эквивалент достаточности, позволяющий воссоздавать собственное видение реальности в рамках художественного произведения, не нарушая естественной связи, существующей между личностью и человечеством.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

«Он был личностью и гражданином», - так писал о В.С. Высоцком В.Н. Зайцев26. Это высказывание лишь отчасти отражает особенность творчества поэта: его неравнодушное отношение к окружающей жизни, чувство близости проблемам читателей и желание выразить свое мироощущение.

Ю.А. Андреев выявил такую формулу поэтического искусства, которую правомерно отнести и к творчеству В.С. Высоцкого: «Поэтический мир - это реальная действительность, пропущенная через фильтр лирического переживания и приобретшая в результате этого особую пространственную и аксиологическую структуру»27.

1 Фадеева И.Е. Символ и искусство: Текст - Образ - Смысл. Сыктывкар, 2004. С. 90.

2 Красовский В.Е. и др. Большая литературная энциклопедия. - М., 2003. С. 634.

3 Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. Петроград, 1923. С. 13.

4 См.: Багдасарян В. Э. Символы, знаки, эмблемы. М., 2003. С. 635.

5 См.: Зайцев В.Н. Черты эпохи в песне поэта. М., 1990. С. 23.

6 Там же. С. 22.

7 Андреев Ю.А. и др. В. Высоцкий: Человек. Поэт. Актер. М., 1989. С. 14.

8 Там же. С. 8.

9 Там же. С. 118.

10 Там же. С. 122-124.

11 Там же. С. 8.

12 Высоцкий В. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1991. С. 57.

13 Там же. С. 246.

14 Там же. С. 20.

15 Там же. С. 77.

16 Там же. С. 26.

17 Там же. С. 546.

18 Там же. С. 490.

19 Там же. С. 40.

20 Там же. С. 172.

21 Там же. С. 49.

22 Там же. С. 139.

23 Там же. Т. 2. С. 114.

24 Там же. Т. 1. С. 36.

25 Там же. С. 53.

26 Зайцев В. Н. Указ. соч. С. 122.

27 Андреев Ю.А. В.С. Высоцкий: исследования и материалы. Воронеж, 1990. С. 36.

О.Л. Кузнецова*, А.Л. Генкин**, Л.В. Кипнес***

Этнопсихологический аспект русско-финского взаимодействия

Русско-финское взаимодействие - один из весьма удачных примеров сосуществования различных культур и этнических групп. Рассмотрение этого взаимодействия возможно на различных уровнях: страноведческом, этнографическом и др.

Один из них - этнопсихологический, где определяющим компонентом становится изучение особенностей русского и финского национальных характеров.

«Я убежден, что народный характер необычайно устойчив, быть может, он даже всегда остается тем же, и самые неожиданные и невероятные колебания судьбы вскрывают только его скрытые, но всегда присутствовавшие потенции; так что из глубокого понимания характера можно прочесть всю его судьбу. Характер человека не есть, однако, что-то явное, очевидное; напротив, он есть нечто скрытое. Поэтому трудно понять характер и возможны неожиданности. Характер имеет свой корень не в отчетливых идеях, не в содержании сознания, а скорее в бессознательных силах, в области подражания»1 .

* Заведующая кафедрой русского языка Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук.

** Кандидат исторических наук, доцент РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург.

*** Кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.