Научная статья на тему 'О силовом сопротивлении железобетона поврежденного коррозией'

О силовом сопротивлении железобетона поврежденного коррозией Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ / ИЗГИБАЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ / КОРРОЗИОННЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ / ТРЕЩИНООБРАЗОВАНИЕ / ОБЖАТИЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Байдин Олег Владимирович

В статье рассматривается силовое сопротивление изгибаемых железобетонных элементов поврежденных коррозией. При этом отмечается значимость трещиностойкости железобетонных конструкций подверженных коррозионным воздействиям в условиях эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Байдин Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О силовом сопротивлении железобетона поврежденного коррозией»

Байдин О. В., канд. техн. наук, докторант Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

О СИЛОВОМ СОПРОТИВЛЕНИИ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА ПОВРЕЖДЕННОГО КОРРОЗИЕЙ*

Oleg.v31@yandex.ru

В статье рассматривается силовое сопротивление изгибаемых железобетонных элементов поврежденных коррозией. При этом отмечается значимость трещиностойкости железобетонных конструкций подверженных коррозионным воздействиям в условиях эксплуатации.

Ключевые слова: силовое сопротивление, изгибаемый элемент, коррозионные повреждения, трещинообразование, обжатие железобетона._

Основной отличительной особенностью силового сопротивления железобетона, с учетом входящих в его состав компонентов структуры (щебень, цементный камень, арматура) и их совместной работы как анизотропного материала, является нелинейная неравновесная специфика деформирования. Эта специфика важна для оценки силового сопротивления, повреждений, надежности, конструктивной безопасности зданий и сооружений и т.п. В связи с этим современные научные разработки, согласовываясь с основными положениями физики, механики и термодинамики, развиваются в феноменологическом направлении, реализуясь при этом как в дискретных моделях, идущих вслед за сетевыми методами механики твердого деформируемого тела, так и в интегральных моделях железобетона [5].

Ввиду того, что у бетона ярко выражена анизотропия физико-механических свойств, его силовое сопротивление растяжению на порядок ниже силового сопротивления сжатию. В изгибаемых или растянутых конструктивных элементах этот недостаток компенсируется армированием. Силовое сопротивление бетона, арматуры, сцепления между ними и в целом железобетона отличают нелинейность связи между напряжениями и деформациями, накопление деформаций во времени (ползучесть бетона) и релаксация напряжений (в арматуре), частичная необратимость деформаций, возрастные изменения свойств (старение).

Повреждения материалов и конструкций могут быть силовыми (возникают вследствие напряжений превышающих расчетные - предельно допустимые) и средовыми (от воздействия внешней среды - жидкой и газообразной). Зачастую силовые воздействия проявляются в виде трещин, при этом снижается жесткость железобетонных элементов, а со временем при совокупном воздействии внешней агрессивной среды это может влиять на несущую способность и привести к разрушению.

Неизбежно эксплуатация железобетонных конструкций и сооружений в целом сопровождается воздействием внешней среды (жидкой или газообразной), которая в большинстве случаев может быть агрессивной по отношению к материалам железобетона (бетону и арматуре). Интенсивность (глубина и скорость) коррозионных повреждений зависит от многих факторов: плотности и проницаемости бетона, концентрации и скорости поступления к поверхности контакта агрессивной среды, при этом основным фактором, влияющим на проницаемость и развития трещин в реальной (эксплуатируемой) конструкции является уровень напряженного состояния. В работе [6] отмечается, что процесс коррозионных повреждений зависит от уровня действующих напряжений и в ходе нагружения железобетонной конструкции, с ростом напряжений и изменением структуры материала, меняется уровень коррозионного сопротивления. Следовательно, сам факт коррозии (коррозионных повреждений) - это следствие проникновения в глубь бетона агрессора в виде воздушно-влажностной среды, при этом эффект проникновения агрессивной среды зависит от проницаемости бетона, а трещиностойкость бетона определяет степень его проницаемости. Для конструкции, работающей под нагрузкой, главным фактором, влияющим на проницаемость бетона, будет являться уровень напряженного состояния [1]. При этом прогноз силового сопротивления образованию трещин у поврежденного коррозией железобетона необходим для оценки эксплуатационных возможностей конструкций первой категории трещиностойкости, а также при решении задач, связанных с анализом напряженно-деформируемого состояния железобетонных конструкций.

Построенный в работе [2] расчетный аппарат по нахождению (образованию) первой трещины у изгибаемого железобетонного элемента, поврежденного коррозией, в полной мере учитывает растянутую зону, нелинейность и

неравновесность сопротивления железобетона и дает расчетную формулу для вычисления Мтр :

при

К V

M тр = тр h - X

* — v*

£Rt = K1t£Rt,

(1)

(2)

где Мтр - изгибающий момент, при котором

образуется первая трещина; П* - жесткость наиболее нагруженного (опасного) сечения поврежденного коррозией изгибаемого элемента; К * - коэффициент силового сопротивления для фибрового растянутого волокна; ет - предельная относительная деформация для фибрового растянутого волокна при изгибе (относительная полная деформация при изгибе, нормируется регламентными документами); Н - высота сечения; X - высота сжатой зоны.

Выражение (1) устанавливает связь между моментом силового трещинообразования и жесткостью «опасного» сечения, зависящих, в свою очередь, от интенсивности коррозионных повреждений бетона и арматуры, нелинейности деформирования и ползучести. Это позволяет оценивать силовое сопротивление изгибаемых конструкций с учетом уровня напряженного состояния при заданных условиях эксплуатации.

Также следует отметить, что с точки зрения практической значимости, то есть недопущения проникновения коррозионной среды в глубь материалов железобетонных конструкций, стойкость к образованию трещин при условии эксплуатации железобетонных конструкций в агрессивных средах будет иметь решающее значение. Таким образом, обоснована важность трещиностойкости железобетонных конструк-

ции подверженных коррозионным воздействиям в условиях эксплуатации, что в свою очередь послужило поиску путей повышения сопротивления образованию силовых трещин эксплуатируемого, поврежденного коррозией железобетонного элемента, одни из которых рассмотрены в исследованиях [3, 4], где повышение трещино-стойкости осуществляется за счет обжатия его растянутой части сечения.

В частности в работе [4], в интересах практического использования, следуя нормативным документам [7], где не нормируется изменение нагрузок во времени, а ограничивается их классификация по продолжительности действия (режимы нагрузок и воздействия могут быть указаны в техническом задании на проектирование), так же как и в большинстве теорий силового деформирования бетона в качестве эталонного режима принимаем неизменные во времени напряжения о = const:

da= о dt

(3)

В соответствии с (3), в работе [4] получен алгоритм расчета для вычисления потерь уровня обжатия железобетонного элемента с учетом ползучести бетона, релаксации напряжений в напрягаемой арматуре (канате), соотношения площадей компонентов сечения (процента армирования), как до коррозионных повреждений, так и после. Из этого следует решение:

ок (t)

Ок (to)

1

A EK( (t)

АжбЕжб (t)

(4)

1 +

Кроме того, в [3] предложено разрешающее интегральное уравнение для ^):

d

ок (to)Lo - Аок (t)Lo + { АОк (г) Li (r)dr = 0,

(5)

0

где:

Lo =

E,,

+ CK (t, to)

A,,

A

'жб

E

+ Сб (t, to)

(6)

жб

1

1

Li = С (t, to) + A. С*жб (t, to) ,

Ажб

CK (t, to) = Скр 1 -^(t-to) J, (8)

(9)

Уравнение (5) позволяет находить изменения напряжений во времени, что в определенной мере усложняет расчет - требует использование ЭВМ с применением соответствующей расчет-

(7)

С*б (t, to) = О -fiTe

-7 (t-to)

ной программы, но тем самым делает его более точным. Из уравнения (5) следует решение в

интегральной форме:

Аак (t) =

а

t

:(tc)J К*

—dx

dr + L0(t0)AaK (t0)

fL dr lo L

(10)

1

о

Здесь индекс «к» обозначает арматуру (каната) обжатия, индекс «жб» - условно одно-компонентная матрица растянутой части сечения элемента; знак « А » - приращение напряжений в канате после приложения обжатия N (^ ); Ак - площадь сечения арматуры (каната) обжатия; Ажб - тоже железобетонного сечения. При

этом следует отметить, что в формулах (1), (2), (4) и (6)-(8) значок «*» (звездочка), относящийся к различным параметрам, характеризует поврежденный коррозией материал.

Таким образом, рассмотрение силового сопротивления изгибаемых железобетонных элементов поврежденных коррозией, позволяет аргументировать выработанные методику определения момента трещинообразования изгибаемого железобетонного элемента, поврежденного коррозией и алгоритмы расчетной оценки влияния обжатия растянутой части сечения, поврежденного коррозией изгибаемого железобетонного элемента на момент образования трещин.

Научный консультант В.М. Бондаренко, д-р техн. наук, профессор, академик РААСН.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Байдин, О.В. Тенденции физических основ коррозии бетона / О.В. Байдин // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. - 2011. - № 3. - С. 27 -28. - ISSN 2071-7318.

2. Байдин, О.В. Силовое сопротивление образованию трещин поврежденного коррозией железобетона / О.В. Байдин // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. - 2012. - № 1. - С. 11 - 14. - ISSN 2071-7318.

3. Байдин, О.В. К вопросу повышения тре-щиностойкости поврежденного коррозией железобетона / О.В. Байдин // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. - 2012. - № 1. - С. 46 - 49. - ISSN 2071-7318.

4. Байдин, О.В. Повышение сопротивления образованию трещин поврежденного коррозией железобетона обжатием / О.В. Байдин // Строительная механика и расчет сооружений. - 2012.

- № 2. - ISSN 0039-2383.

5. Бондаренко, В.М. Расчетные модели силового сопротивления железобетона / В.М. Бондаренко, Вл.И. Колчунов. - М.: Изд-во АСВ, 2004. - 472 с.: 182 ил. -ISBN 5-93093-279-4.

6. Бондаренко, В.М. Феноменология кинетики повреждений бетона железобетонных конструкций, эксплуатирующихся в агрессивной среде / В.М. Бондаренко // Бетон и железобетон.

- 2008. - № 2. - С. 25 - 28. - ISSN 0005-9889.

7. СНиП 2.03.01-84. Бетонные и железобетонные конструкции. Нормы проектирования. -М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1989. - 88 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.