Видные деятели педагогической науки. исторический опыт
Н.П. Сенченков
(г. Смоленск)
О СБОРНИКЕ СТАТЕЙ И ПИСЕМ С.А. РАЧИНСКОГО «НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА»
ABOUT THE ANTHOLOGY OF ARTICLES AND LETTERS OF S. A. RACHINSKY "FOLK PEDAGOGY"
В статье представлен анализ сборника статей и писем С.А. Рачинского «Народная педагогика», вышедшего в 2019 году в московском издательстве «Русская цивилизация». В сборнике представлены четыре части, включающие наиболее значимые очерки, статьи и письма выдающегося русского педагога, основателя образцовой народной церковно-приходской школы Сергея Александровича Рачинского (1833-1902), ряд идей которого не потерял своей актуальности и в настоящее время.
Ключевые слова: народная педагогика, С.А. Рачинский, церковно-приходская школа, образование.
The article presents the analysis of the anthology of articles and letters by S.A. Rachinsky "Folk Pedagogy", published in 2019 in the Moscow publishing house "Russian civilization". The collection contains four parts, including the most significant essays, articles and letters of the outstanding Russian teacher, the founder of the exemplary parochial school Sergei Rachinsky (1833-1902). A number of his ideas have not lost their relevance at the present time. Key words: folk pedagogy, S. A. Rachinsky, parochial school, education.
В московском издательстве «Русская цивилизация» вышел сборник статей и писем «Народная педагогика» выдающегося русского мыслителя и педагога, основателя образцовой народной церковно-приходской школы Сергея Александровича Рачинского (1833-1902). Составителем и автором предисловия данной книги стала И.В. Ушакова, известная журналистка, член Союза писателей России. Книга погружает нас в русский мир пореформенной России, как та гоголевская тройка, вставшей на дыбы с мыслью: куда дальше? Вперёд, в вихрь промышленного переворота или остановиться, оглянуться и предпочесть традиционный сельский уклад.
Школа С.А. Рачинского возникла и строилась с опорой на быт и жизнь русской деревни. Поэтому неслучайно Рачинский большое значение придает религиозной культуре и народным традициям. Осознавая всю важность светского образования,
Рачинский-педагог все же на первое место ставил религиозно-национальное образование: только путем бережного отношения к базовым компонентам народной педагогики можно создать в России национальную школу [1, с. 165].
Сохранился рескрипт Николая II от 14 мая 1899 г. на имя Рачинского, в котором император отметил, что «школы, вами основанные и руководимые, состоят в числе цер-ковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений. Близкая сердцу Моему забота о народном образовании, коему вы достойно служите, побуждает Меня изъявить вам искреннюю Мою признательность. Пребываю к вам благосклонный Николай» [2, с. 43].
О каком «достойном служении» говорит Николай II? Речь идет о татевском периоде жизни Рачинского, в ходе которого им было
построено свыше 20 начальных школ, 4 из которых Сергей Александрович содержал полностью. Он составил проект всеобщего народного образования, принятый за основу школьного строительства в Смоленской губернии [4, с. 15].
Опыт работы своих школ Рачинский как раз и обобщил в книге «Сельская школа» [1], по выходе которой в 1891 г. был избран членом-корреспондентом Академии наук по отделению русской словесности. Данная книга и стала первой частью сборника «Народная педагогика». Наиболее «живыми» для восприятия современного читателя являются очерки и статьи: «Заметки о сельских школах», «Народное искусство и сельская школа», «Школьный поход в Нилову пустынь», «Из записок сельского учителя», «Начальная школа и сельское хозяйство», «Возродившиеся школы грамотности», «Церкви и школы» и др.
К примеру, в своих «Заметках о сельских школах» он изображает в темных тонах духовную атмосферу, которой 30 лет дышала сельская школа, руководимая светскими народными учителями, этим «новым классом людей, презирающих народ и ненавидимых народом». Поэтому, отмечает Рачинский, наша сельская школа все это время не была «училищем благочестия и добрых нравов», потому что «жизнь образованных классов учила распущенности и безбожию». Этой же причине он приписывает упадок творчества во всех сферах духовной жизни народа. Добавляет серой краски Рачинский и в картину, посвященную современному ему сельскому духовенству, в руки которого нужно передать сельские школы. На этой картине предстает «сословие запуганное, но вместе с тем жадное и завистливое, униженное, но притязательное, ленивое и равнодушное к своему высшему призванию, а вследствие того и не весьма безукоризненное в образе жизни».
Столь печальное состояние духовенства, по мысли Рачинского, не может быть изменено реформами, мероприятиями, навязанными свыше. Для изменения сложившегося положения «нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный - и
потому великий. Нужно, чтобы люди с высшим образованием, с обеспеченным достатком, не принадлежащие к касте духовной, принимали на себя, по одной любви к Богу и ближнему, тяжкий крест священства» [1, с. 36].
Другой способ обновления духовного сословия выдающийся педагог видит в привлечении к нему свежих сил из крестьянской среды. Он подчеркивает, что школа, поступив в ведение духовенства, возвысит последнее: народ с его не нуждающимся в свободе высоким религиозно-просветительским началом приведет духовенство к пониманию его призвания. При этом тут же о народе с таким высоким началом Ра-чинский высказывается достаточно неодобрительно, подчеркивая, что «пьяный разгул слишком часто заглушает в нем всякое движение духа». А это повод в «скором и решительном повороте» в деле народного просвещения.
Безусловно, данная часть сборника вызовет у читателя массу вопросов, так как в рассуждениях Рачинского лежит внутреннее противоречие, связанное с вопросом: так у кого же в руках чистый источник жизни: у народа, духовенства или интеллигенции? Народ ищет спасения у священников, но священники плохи, и народ сам должен спасать их; вместе с тем народ плох и ждет спасения от интеллигенции, которая тоже плоха и может быть спасена лишь народом. Не правда ли, как актуальна данная проблематика для современного российского общества?
Заслуживает внимания и экскурсионная работа Рачинского («Школьный поход в Нилову пустынь»). Вообще, по Рачинско-му, природа и религия являются важнейшими факторами формирования духовного мира ребенка. Совершив походы в Нилову пустынь в 1879 и 1887 гг., воспитанники татевской школы на себе ощутили духовное влияние православных подвижников, осознали подвиг монастырского послушания. При этом, являясь биологом по образованию, Рачинский в ходе паломничества обращал особое внимание своих учеников на местный ландшафт, на местную флору.
Видные деятели педагогической науки. Исторический опыт
Тем самым такие походы носили не только религиозный характер, но и являлись в определенной степени открытыми уроками биологии, географии, местной истории и краеведения. Расширение духовного, нравственного и умственного кругозора - вот что давали татевским ученикам такие походы по Святым местам [1, с. 86-100].
Во второй части сборника представлены статьи Рачинского «Absit omen (По поводу реформы средней школы)»; «О первоначальном народном обучении», а также статья Т. Георгиевского «Празднование дня святых Кирилла и Мефодия в школе Рачинского». Завершает данную часть список школ, открытых Рачинским в отдаленном Бельском уезде Смоленской губернии.
В третьей части сборника помещены «Письма к духовному юношеству о трезвости», созвучные идеям обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, современника С.А. Рачинского. Ближайший советник Александра III был убежден в том, что в России кабак является главным источником преступлений и всякого умственного и нравственного разврата. А чтобы пресечь пагубное влияние кабака и распространение пьянства в народе, «нужно дать народу школу», которую следует строить на духовных и нравственных началах, то есть на началах православной веры, стражем и разъяснителем которых может быть лишь православное духовенство. К нему-то и обращается в своих письмах С.А. Рачинский.
Заключительная часть - «Собеседники» - включает в себя ряд писем С.А. Рачинского уже представленному выше главе Синода К.П. Победоносцеву, графу С.Д. Шереметьеву, философу В.В. Розанову, а также письма Рачинскому историка Н.В. Путяты, члена Государственного совета И.Ф. Тютчева и учеников великого педагога-учителя А.А. Се-рякова (именно на его руках 15 мая 1902 г. умер Рачинский, завещая продолжить дело его жизни) и художника Т. Никонова, прекрасного портретиста (известен гипсовый медальон с профилем Рачинского его работы). Статьи современных исследователей творчества «татевского учителя»: И.В. Ушаковой «О времени и взглядах Льва Толстого
и Сергея Рачинского» и Н.И. Кабановой «Казанские диалоги. Переписка С.А. Рачинского с Н.И. Ильминским и С.В. Смоленским» дают читателю представление об окружении известного деятеля народного образования и предреволюционном времени, в которое творили его выдающиеся современники.
Таким образом, данный сборник будет интересен и полезен современному читателю, так как ориентирует на традиционные ценности русского народа: православную церковь и язык. С.А. Рачинский отстаивает духовную и нравственную самобытность российского образования. Неслучайно Л.А. Тихомиров ставит Рачинского в один ряд с великими людьми России, такими, как Васнецов, Достоевский, примеры жизни и общественного поведения которых говорят русскому человеку: «Не бойся быть русским, не бойся опереться на чувство веры, горящее в сердце твоём, верь, что это, напротив, источник настоящей силы твоей, которая поставит тебя полноправным деятелем во всех областях творчества, в науке, в искусстве, в устроении общественной жизни» [3, с. 617].
Безусловно, С.А. Рачинский предпринял достаточно успешную попытку создать своеобразную сельскую школу, где бы каждый ребенок сохранял и развивал свою индивидуальность, не забывая при этом, что он учится в коллективе сверстников, способствующем развитию в детях религиозно-нравственного чувства и сообщению школе характера трудовой и честной семьи.
Перелистайте страницы сборника «Народная педагогика» и почувствуйте силу четвертого измерения нравственного мира С.А. Рачинского!
Литература
1. Рачинский С.А. Сельская школа: сб. статей / сост. Л.Ю. Стрелкова. - М.: Педагогика, 1991. -176 с. - (Б-ка учителя и воспитателя: Страницы истории педагогической мысли).
2. СтекловМ.Е. С.А. Рачинский - народный учитель. - М.: Алгоритм, 2002. -273 с.
3. Тихомиров Л.А. Критика демократии. - М., 1997. - 617 с.
4. Ушакова И.В. Учимся у Рачинского // Покров. - 2014. - № 8. - С. 10-15.