Даже в зимний период сухой остаток не превышал 100 мг[л (среднегодовая его величина в 1968 г. составляла 75 мг/л).
Вода рек Приморского края относится к мягким водам. Многолетняя среднегодовая обшая жесткость составляет 3,5° (с колебаниями от 2 до 4,5°). Несмотря на незначительное содержание аммиака, нитритов и нитратов, для рек Приморского края характерна высокая окисляемость в основном за счет содержания в воде гуминовых веществ. Многолетняя среднегодовая величина окисляемости воды составляет 7,2 мг О2/л; наибольших величин •она достигает в летний период (11,6 мг О ¿л), а наименьших — в феврале (2,1 мг О^/л). БПК5 воды в летний период достигает 4,5 мгО^л, при средней величине 3 мгО^/л.
Среднегодовое содержание бактерий в воде, по многолетним наблюдениям, составляет 600 в 1 мл. Наименьшее число бактерий наблюдается в зимний период —140 в 1 мл. Наибольшее количество бактерий наблюдается в летний период, достигая в среднем 2000 в 1 мл. Среднегодовой титр кишечной палочки в реках, по многолетним наблюдениям, составляет 43, причем в январе он повышается (до 90—111), а весной и летом снижается (от 43 до 0,4).
Вода некоторых рек края, таких, как Суйфун с его притоками, Тетюхе, Иман, Спас-совка, Сучан. ниже хозяйственно-бытовых и промышленных стоков сильно загрязнена на значительном протяжении (до 10 км). На таких участках рек окисляемость воды колеблется -от 10 до 28 мг О^л; биохимическое потребление кислорода достигает 20 мг Ог/л; уровень растворенного в воде кислорода в зимний период в реках резко падает; титр кишечной палочки менее 0,04 в 1 мл\ микробное число достигает 200 тыс. в I мл.
Чтобы прекратить загрязнение водоемов неочищенными сточными водами, предусматривается проведение мероприятий по строительству очистных сооружений на промышленных предприятиях и в городах. Однако строительство их ведется крайне медленно.
Таким образом, накопленные данные показывают, что по степени загрязнения крупные реки являются относительно счистыми» (Суйфун, Уссури, Иман, Даубин). На большей части территории Приморья для водоснабжения целесообразно использовать сток малых и средних рек с устройством на них водохранилищ с последующей очисткой на водопроводных сооружениях.
Поступила 22/УП 1969 г.
УДК 614.445 (282.247. 32 Самара)
О САНИТАРНОЙ ОХРАНЕ БАССЕЙНА р. САМАРЫ
В. В. Назаренко
Госкомитет Совета Министров УССР по охране природы
Бассейн р. Самары находится под угрозой интенсивного загрязнения шахтными и хозяйственно-бытовыми сточными водами в связи с развитием нового промышленного района —Западного Донбасса. В настоящее время минерализация воды в р. Самаре и ее притоке р. Волчья достигает 2—3 г/л. Ввод в эксплуатацию новых шахт, минерализация шахтных вод, которая в отдельных случаях будет достигать 25—35 г/л, а для шахт Новомосковской группы — до 64 г/л, повлечет за собой увеличение минерализации воды в реках Самара и Волчья.
Питьевое водоснабжение в этом районе обеспечивается в основном подземными источниками, которые также засолоняются шахтными водами.
Разработанная в 1968 г. Укргипроводхозом и Укргидропроектом совместно с 8 другими проектными и научно-исследовательскими институтами, в том числе с Киевским научно-исследовательским институтом общей и коммунальной гигиены им. А. Н. А\арзеева, схема регулирования рек Самары и Волчьей с целью борьбы с паводками, охраны их от загрязнения и истощения позволяет комплексно решить все водохозяйственные и санитарные вопросы в бассейне реки.
Кроме вопросов, связанных с охраной бассейна р. Самары, как основной задачи данной схемы, будут решены вопросы водоснабжения и канализации городов, поселков и сельских населенных мест, орошения, осушения, водного транспорта, предусмотрены также противоэрозионные, противопаводковые и рыбохозяйственные мероприятия.
Во всех городах и поселках городского типа намечается организация централизованного водоснабжения и канализации. Производственное водоснабжение промышленных предприятий предусматривает максимальное внедрение водооборотных систем и повторного использования воды.
Схемой принята пелная искусственная биологическая очистка сточных вод и аккумулирование их в межполивной период в прудах-накопителях с использованием для орошения на площади 36,4 тыс. га без сброса в реки. Кроме того, из других источников предусмотрено дополнительно оросить около 30 тыс. га земель. Общая площадь намечаемых к осушению заболоченных пойменных земель составляет 24,1 тыс. га.
Схема включает комплекс агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий, направленнных на борьбу с водной и ветровой эрозией на общей площади 153 тыс. га.
Для перевозок угля Западного Донбасса намечено строительство глубоководного-судоходного канала длиной 111 км по р. Самаре до г. Павлограда.
Основное внимание в указанной схеме уделено охране водных источников от загрязнения. Намечено использовать маломинерализированные шахтные воды Первомайской группы шахт для нужд углеобогатительных фабрик Западного Донбасса и для орошения в смеси со сточными водами поселка городского типа Первомайска сельскохозяйственных культур.
Впервые предусматривается опреснение высокоминерализованных шахтных вод Павлоградской и Новомосковской групп шахт Западного Донбасса на опреснительной многокорпусной дистилляционной установке с получением около 22 млн. м3/год воды питьевого качества, около 400 тыс. т/год пищевой поваренной соли высшего сорта и более 100 тыс. т/год чешуированного хлоридного продукта, который найдет применение для нужд автодорожного и коммунального хозяйства. Такая опреснительная система будет создана в нашей стране впервые.
Таким образом, охрана водных ресурсов бассейна достигается следующими мероприятиями:
— опреснение высокоминерализированных шахтных вод и переработка остаточных рассолов в твердые продукты без сброса их в водоем;
— использование маломинерализированных шахтных вод для технического водоснабжения углеобогатительных фабрик и гидрошахт и орошения в смеси со сточными водами и местным стоком;
— внедрение водооборотных систем и повторного использования воды на промышленных предприятиях;
— использование хозяЯственно-бытовых сточных вод после искусственной биологической очистки для орошения сельскохозяйственных культур и аккумуляция их в межполивной сезон без сбрсса в водоем.
Опреснение шахтных вод с последующим использованием их для питьевых целей, реализация поваренной соли и утилизация рассола, а также другие перечисленные выше мероприятия следует считать наиболее перспективным с санитарной точки зрения решением проблемы охраны водных ресурсов Западного Донбасса.
Поступила 16/VI 1969 г.
УДК 614.78:628.4
ОБ ОЦЕНКЕ НАСЕЛЕНИЕМ ПОКВАРТИРНОЙ СИСТЕМЫ САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ
И. В. Кузнецов
Новокуйбышевская городская санэпидстанция (главный врач Е. Ф. Дианова)
Как известно, за последнее десятилетие во многих городах нашей страны (Донецк, Днепропетровск, Луганск, Ростов-на-Дону, Волгоград, Новокуйбышевск и др.) стала применяться планово-поквартирная система очистки от твердых хозяйственно-бытовых отбросов.
О совершенствовании санитарной очистки населенных мест в литературе имеется немало сообщений. Большинство авторов, занимавшихся изучением поквартирной очистки, для ее оценки не использовали методы санитарного обследования, энтомологического наблюдения, изменения динамики острых кишечных заболеваний и пораженности населения гельминтозами.
Бесспорно, все эти показатели являются вполне объективными тестами, они дают наглядное и убедительное представление об эффективности тех или иных мероприятий по совершенствованию санитарной очистки населенных мест. Однако мы должны заметить, что принятые критерии оценки поквартирной очистки не всегда совпадают с мнением населения по данному вопросу и поэтому подчас носят односторонний характер. Г. И. Пасту-щак приводит данные опроса населения, причем 90% характеризуют поквартирную очистку как лучшую по сравнению с планово-подворной. По данным автора, в 7% случаев жители не могли определить ее преимуществ, а 3% опрошенных поквартирную очистку не одобряют. Других точек зрения относительно поквартирной очистки автор не приводит.
Как известно, значительная часть жителей городов и рабочих поселков работает в 2 и 3 смены, поэтому из-за занятости их на производстве опорожнение квартирных мусоро-приемников иногда оказывается затруднительным. Наблюдения за санитарным состоянием дворов, прилегающих к ним территорий, личные беседы с населением убедили нас, что
94
1