Материалы исследований по ряду тем переданы для реализации проектирующим организациям, таким, как «Гипронефтезавод» и его филиалы в Уфе, Горьком и Ленинграде, «Гипрокаучук», «Гипрохим», «Госхимпроект», «Гипропласт», «Гипрогазтоппром», ГИАП и др. Согласно полученным сообщениям, рекомендации использованы при проектировании новых производств, аналогичных изученным.
Лабораториями института разработаны и направлены в методическую комиссию по промышленно-санитарной химии технические условия на методы определения тиофена, кротонового альдегида, хлорорганических соединений и др. Обоснованы ПДК октафторциклогексена, гекса-фтордихлорциклопентена и других химических веществ. Выполнены исследования в объеме токсико-гигиенического паспорта для 8 химических веществ, обоснованы ПДК трихлорэтилена, бутана и пен-тана в атмосферном воздухе, обоснована и направлена на утверждение в Комитет по гигиене воды и санитарной охране водоемов ПДК хлоранила, тем же комитетом одобрена предложенная институтом ПДК хлорэндико-вого ангидрида в водоемах.
С 1960 г. некоторые рекомендации института включаются в план внедрения в практику важнейших достижений медицинской науки Министерства здравоохранения РСФСР. Так, в 1960 г. были включены 3 такие рекомендации, в 1961 г. —2, в 1962 г. — 1, в 1963 г. — 5, в 1964 г. — 2, в 1965 г. — 1 ив 1966 г. — 12.
В 1965 г. сотрудники института опубликовали 46 статей и 1 монографию, в 1966 г. — 84 статьи, 1 монография и 6 памяток. В 1967 г. вышел из печати 3-й том сборника трудов института «Гигиена труда и охрана здоровья рабочих в нефтяной и нефтехимической промышленности». Оценивая большое количество печатных работ, подготовленных сотрудниками института, как положительное явление, следует подчеркнуть необходимость тщательной проверки сообщаемых фактов при публикации статей; вместе с тем нельзя допускать дробления одной темы на несколько статей в тех случаях, когда в этом нет особой нужды. Было бы полезно завершать работу над рядом тем по профпатологии не только изложением их результатов в статьях и докладах, но и подготовкой соответствующих методических писем и памяток. Целесообразно планировать более широкую проверку эффективности реализованных рекомендаций, а в связи с этим определять и их экономический эффект.
Поступила 29/У111 1967 г.
УДК 614.777 + 628.3941(282.247.41 Самара):622.333(477.6)
ПЕРСПЕКТИВЫ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ р. САМАРЫ В СВЯЗИ С РАЗВИТИЕМ ДОБЫЧИ УГЛЯ В РАЙОНЕ ЗАПАДНОГО ДОНБАССА
В. В. Назаренко
Главный специалист Государственной инспекции по охране водных источников Министерства мелиорации и водного хозяйства Украинской ССР
В пределах Днепропетровской области расположено крупное месторождение каменного угля — так называемый Западный Донбасс. Естественным водоприемником этого района является р. Самара, левый приток Днепра. В верхнем и среднем течении расход воды в ней непостоянен и полностью зависит от количества выпадающих атмосферных осадков. В засушливые годы р. Самара пересыхает и вода остается в пониженных участках рельефа. Постоянный водоток наблюдается только в нижнем течении после впадения в нее р. Волчьей. Расход воды колеблется от 2 до 15 м3/сек, не считая паводка.
Р. Самара является источником нецентрализованного водоснабжения ряда населенных мест и централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Новомосковска, крупного промышленного центра Приднепровья. На берегах реки размещены лесные массивы, сады и виноградники, много детских оздоровительных учреждений. Река служит местом отдыха трудящихся Днепропетровска, Новомосковска и других населенных мест. Строящаяся в ее низовьях Фрунзенская оросительная система с площадью орошаемых земель 42 ООО га также базируется на воде из р. Самары.
Обследование действующих шахт для выяснения влияния шахтных вод, сбрасываемых в эту реку, на количество ее воды свидетельствует о том, что река значительно загрязнена. Так, количество шахтных вод по шахте «Западно-Донбасская № 1» достигает 6000—7000 м3/сутки\ они имеют серую окраску, запах смол исчезает при разведении 1 :5, прозрачность ее равна 0, уровень взвешенных веществ составляет 135,5 мг/л (угольная взвесь), сухой остаток — 2376 мг/л, сухой остаток после прокаливания — 1830 мг/л, уровень хлоридов — 680 мг/л.
Количество и качество вод, сбрасываемых шахтой «Западно-Донбасская № 2», аналогичны водам шахты № 1. Вода шахты «Терновская» отличается значительной минерализацией, достигающей 8000—9000 мг/л. Эффективность работы секционных отстойников шахтных вод очень низкая.
В результате сброса в р. Самару высокоминерализованных шахтных вод содержание в ней хлоридов увеличивается более чем в 3 раза, сульфатов — более чем в 2 раза, а общая минерализация — в 2У2 раза, окисляемость возрастает в 30 раз; значительно увеличивается также бактериальное загрязнение. При этом сухой остаток достигает 2818 мг/л, коли-титр —0,0001, а ВПК и растворенный кислород остаются в допустимых пределах.
В связи с маловодностью р. Самара не сможет принять и разбавить до допустимых пределов предполагаемые к сбросу в 1980 г. шахтные воды, объем которых достигнет 91 млн. м3 в год. Сброс большого количества хозяйственно-фекальных вод от строящихся жилых поселков, шахт и промышленных предприятий в реке даже после полной биологической очистки также вряд ли возможен. Намечаемое к сбросу количество шахтных и сточных вод превратило бы эту реку в водоем, непригодный для использования в целях водоснабжения и орошения, а также для отдыха трудящихся. Таким образом, возникла острая необходимость в разработке коренных мероприятий по санитарной охране р. Самары.
Шахтные воды высокоминерализованы и содержат много взвешенных веществ. В связи с этим очистка шахтных вод должна предусматривать их осветление и обессоливание. Для осветления шахтных вод применяются секционные отстойники и пруды-осветлители. Секционные отстойники, как правило, работают неэффективно и не дают надлежащего осветления, а тем более обессоливания. В прудах-осветлителях, кроме осветления шахтных вод, происходит их частичная деминерализация за счет разбавления атмосферными осадками, влияния естественной аэрации и т. д. Однако шахтные воды все же остаются высокоминерализованными, при их сбросе в водоемы повышается содержание соли в последних и ухудшается качество воды, особенно в меженный период. Проектными организациями рассматривались возможные методы обессоливания шахтных вод и было установлено, что сейчас еще нет эффективных и достаточно экономичных методов обессоливания шахтных вод в больших масштабах. В связи с тем что эта проблема практически не решена, единственным приемлемым мероприятием, исключающим попадание высокоминерализованных шахтных вод в водоемы Западного Донбасса, является строительство прудов-накопителей, рассчитанных на круглогодовую аккумуляцию шахтных вод, а также атмосферных вод с водосборной площади. Часть воды из прудов намечено использовать для промышленного водоснабжения промышленных предприятий и, в частности, обогатительных фабрик, ТЭЦ, а также для других народнохозяйственных нужд.
Выпуск воды из прудов будет производиться только во время весеннего паводка, когда возможно разбавить шахтные воды до допустимых санитарных пределов. В Западном Донбассе намечается сооружение 12 прудов общей емкостью 113 млн. м3, каждый из них рассчитан на круглогодовой прием шахтных вод 3—5 шахт. Недавно закончено сооружение 1 пруда емкостью 8,7 млн. м3 на балке Косьминная.
На строящейся шахте «Западно-Донбасская № 3» образующиеся при нарезке лавы и главных штреков шахтные воды в количестве 1200 м3/сутки сбрасываются в пруд и в р. Самару не поступают. Два пруда—на балке Свидовок и балке Тарановке — находятся в стадии строительства. В связи с тем что объем прудов-накопителей рассчитан на прием шахтных вод от 3—5 шахт, а сейчас введены в эксплуатацию и сооружаются лишь 1—2 шахты, практически аккумулирование шахтных вод в прудах-накопителях будет продолжаться без сброса в р. Самару в течение 3—4 лет, что положительно скажется на ее состоянии. За эти годы научно-исследовательские институты накопят, по-видимому, известный опыт опреснения воды и разработают новые методы, что позволит решить проблему опреснения шахтных вод Западного Донбасса путем строительства опреснительных установок.
Поступила 15/V 1967 г.