ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
п и с ь м о
от 25 декабря 2012 г. № 01 /14830-12-32
О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разъясняет следующее.
В связи со вступлением в силу 21.10.2011 Федерального закона от 19.07.2011 №248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании» в соответствии с п. 15 ст. 31 указанного закона из п. 2 ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» были исключены отдельные виды деятельности, обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на которые является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления данных видов деятельности.
Таким образом, в целях лицензирования с 21.10.2011 возможна выдача санитарно-эпидемиологических заключений при осуществлении следующих видов деятельности:
— медицинская и фармацевтическая деятельность;
— деятельность в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами;
— деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов НУ класса опасности;
— образовательная деятельность.
Следует отметить, что в соответствии с п. 2
ст. 42 Федерального закона от 30.03.1999
№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», помимо вышеуказанных заключений, также выдаются предусмотренные статьями 18, 20, 26-28 данного Федерального закона санитарно-эпидемиологические заключения не в целях лицензирования.
Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 775 (зарегистрирован в Минюсте России 24.08.2012, регистрационный номер 25 239) утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, в соответствии с п. 26 которого санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок в целях лицензирования проводятся без взимания платы.
В соответствии с п. 18 указанного Административного регламента исчерпывающий перечень документов, предоставляемых заявителем для получения санитарно-эпидемиологического заключения, включает в себя заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения и результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке. Пунктом 22 Регламента определено, что не допускается требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых
№3 Менеджер
3013 здравоохранения /
не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги; представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов и (или) подведомственных государственным органам организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги.
Однако управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации допускаются нарушения при предоставлении государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений, ФБУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации — нарушения при оказании услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственной услуги.
Так, по информации, представленной Союзом предприятий зообизнеса, Подкомитетом по предпринимательству в сфере зообиз-неса Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Комиссией по зообизнесу ОПОРЫ РОССИИ, в учреждениях Роспо-требнадзора по Красноярской, Ростовской, Курской, Томской, Ленинградской, Новосибирской и Волгоградской областям, Пермскому краю предъявляются дополнительные требования по предоставлению документов, не предусмотренных Административным регламентом, а именно: уставы организаций, договоры субаренды нежилых помещений, копия технического паспорта помещения, медицинские книжки, договоры на стирку белья и медицинских халатов, вывоз мусора, профилактическую дезинфекцию и т.д.
ФБУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» в Пермском крае, Томской, Курской областях осуществляют проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз для целей лицензирования на платной основе.
При этом в своих действиях органы и учреждения Роспотребнадзора руководству-
ются санитарными нормами и правилами, регулирующими деятельность медицинских (лечебно-профилактических) учреждений, требования к организациям торговли и оборота в них продуктового сырья и пищевых продуктов, требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД) и т.д., что является недопустимым.
Учитывая изложенное, руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации следует обеспечить четкое и неукоснительное выполнение требований Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений в отношении перечня документов, представляемых заявителем; главным врачам ФБУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации — безвозмездность оказания услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления соответствующей государственной услуги.
Обращаем особое внимание, что специальные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, устанавливающие требования к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, оборудованию и иному имуществу, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления лицензируемого вида деятельности, не утверждены.
Поэтому в случае, если предприятие, осуществляющее фармацевтическую деятельность, находится в помещении жилого дома, управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации проводится санитарно-эпидемиологическое обследование помещений с целью установления их соответствия (несоответствия) требованиям п. 3.4, 3.6 СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», в
1енеджер №3
здравоохранения 2СЭ13
соответствии с которыми в жилых зданиях не допускается размещение объектов общественного назначения, оказывающих вредное воздействие на человека. При размещении в жилом здании помещений общественного назначения, инженерного оборудования и коммуникаций должно быть обеспечено соблюдение гигиенических нормативов, в том числе по шумозащищенности жилых помещений.
При осуществлении фармацевтической деятельности в отдельно стоящих зданиях, сооружениях санитарно-эпидемиологическое обследование помещений проводится на соответствие их СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению
общественных и жилых зданий», СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
Применение иных нормативных правовых актов с целью выдачи санитарно-эпидемиологических заключений для целей лицензирования фармацевтической деятельности в сфере оборота лекарственных средств для ветеринарного применения не допускается.
Руководитель Г.Г.ОНИЩЕНКО
Здравоохранение-20 Л 3
МИНЗДРАВ РФ УТВЕРДИЛ ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДПОМОЩИ ВЗРОСЛОМУ НАСЕЛЕНИЮ
В разработке Порядка принимали участие специалисты Минздрава России и представители экспертного медицинского сообщества. Оказание паллиативной помощи гарантируется государством и должно осуществляться на принципах доступности, равноправия, высокого качества и бесплатно для пациентов.
«Предполагается организация региональной сети служб паллиативной помощи. В каждой территориальной системе здравоохранения должно быть, по меньшей мере, одно структурное подразделение службы», — комментирует директор Департамента организации медицинской профилактики, скорой, первичной медико-санитарной помощи и санаторно-курортного дела Анатолий Гулин.
Паллиативная медицинская помощь оказывается на дому, в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими специальное обучение.
«Современная паллиативная медицина предъявляет высокие требования к врачебным и медсестринским кадрам, необходимы знания в различных областях клинической медицины, фармакологии и психотерапии, владение навыками межчеловеческого общения, — говорит Анатолий Гулин. — В короткие сроки будут разработаны программы дополнительного профессионального образования для врачей и среднего медицинского персонала в рамках циклов тематического усовершенствования специалистов для оказания паллиативной помощи. В дальнейшем эти специалисты должны проходить периодическое повышение квалификации на сертификационных циклах. В перспективе с учетом развития службы целесообразно рассмотреть вопрос о введении в номенклатуру специальностей паллиативной медицины и проводить профессиональную переподготовку врачей лечебных специальностей».
Источник: пресс-служба Минздрава РФ
№3
3013
Менеджер