УДК 347.1 ББК 67.401
DOI 10.24411/2312-0444-2019-10069
О САМОРЕГУЛИРОВАНИИ В ОБЛАСТИ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Светлана Мавлудовна РУСТАМОВА,
доцент кафедры гражданского права Юридического института Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук
Магомедага Мадридович МАНАТИЛОВ,
магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право
Аннотация. Статья посвящена вопросам, связанным с деятельностью саморегулируемых организаций в сфере арбитражного управления. Проанализирован правовой статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих, условия включения в реестр саморегулируемых организаций. Рассматриваются функции саморегулируемой организации арбитражных управляющих, а также особенности структуры управления саморегулируемой организации.
Ключевые слова: саморегулируемые организации, арбитражные управляющие, юридическое лицо, правовой статус.
Annotation. The article is devoted to the issues related to the activities of self-regulatory organizations in the field of arbitration management. The legal status of the self-regulatory organization of arbitration managers, conditions of inclusion in the register of self-regulatory organizations are analyzed. The functions of a self-regulatory organization of arbitration managers are considered, as well as the features of the management structure of the self-regulatory organization.
Keywords: self-regulatory organizations, arbitration managers, legal entity, legal status.
На сегодняшний день вопросы, связанные с деятельностью саморегулируемых организаций, являются довольно актуальными не только в России, но и во всем мире. Саморегулирование, заменившее лицензирование отдельных видов деятельности, является эффективным регулятором экономических отношений в государстве. Предполагается, что посредством данного механизма постепенно уменьшится вмешательство государства в ту или иную сферу и установится стабильный правопорядок.
Законодательством предусмотрено, что саморегулируемые организации должны образовываться на основании добровольного членства в них физических и юридических лиц, работающих в одной отрасли, на одном товарном рынке либо занимающихся одной профессиональной деятельностью.
Данное положение является общим правилом, однако законами предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях.
В частности, саморегулирование в области арбитражного управления предусматривает обязательное членство в саморегулируемых организациях, без которого право на осуществление деятельности арбитражного управляющего не возникает. Такое требование является основанием возникновения специальной правоспособности субъекта предпринимательской деятельности и связано с самоограничением субъекта, которое выражается в необходимости подчинения определенным правилам и локальным актам саморегулируемой организации.
Правовое положение саморегулируемой организации закреплено в Федеральном законе «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3, который включает общие нормы, регламентирующие процедуру создания и функционирования саморегулируемых организаций, полномочия саморегулируемых организаций, пределы вмешательства государства в их деятельность.
В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее — Закон о банкротстве), который
№ 2/2019
является специальным актом, определяется правовой статус саморегулируемой организации в сфере арбитражного управления, структура управления данной организацией, а также права и обязанности саморегулируемых организаций.
Необходимо отметить, что саморегулируемые организации арбитражных управляющих до недавнего времени не являлись самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица. В настоящее время саморегулируемые организации выступают разновидностью ассоциации (союза), а также некоммерческого партнерства, что находит одобрение в док-трине1.
Так, по данным Росреестра по состоянию на март 2019 г., в Российской Федерации действуют 53 саморегулируемые организации арбитражных управляющих. Причем из них: четыре саморегулируемые организации — в форме некоммерческого партнерства, остальные — в форме ассоциаций и союзов2.
Приобретение статуса саморегулируемой организации — сложный комплексный процесс, который включает два этапа: регистрацию юридического лица и включение данного юридического лица в реестр саморегулируемых органи-заций3. Таким образом, «двойная» регистрация является условием возникновения права на ведение деятельности саморегулируемых организаций в области арбитражного управления.
При этом включение в реестр саморегулируемых организаций возможно при соблюдении следующих требований: необходимо объединение не менее 100 арбитражных управляющих в составе одной организации и участие более чем в 100 процедурах несостоятельности, наличие компенсационного фонда, утверждение стандартов и правил профессиональной деятельности, создание и функционирование органов управления и специализированных органов.
Очевидно, что предусмотренный порядок создания саморегулируемой организации в данной сфере обусловлен наличием у саморегулируемой организации определенных делегированных ей функций государственных органов в сфере арбитражного управления как профессиональной деятельности4.
В общем же виде Закон о банкротстве определяет следующие функции саморегулируемой организации арбитражных управляющих:
■ обеспечение соблюдения своими членами российского законодательства и правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
■ защита прав и законных интересов своих членов;
■ обеспечение информационной открытости деятельности своих членов;
■ содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов.
Определенный научный и практический интерес представляет структура управления саморегулируемой организации, обладающая спецификой.
Во-первых, наряду с исполнительным органом образуется постоянно действующий коллегиальный орган управления в составе не менее семи человек.
Во-вторых, не более 25% членов данного коллегиального органа управления должны составлять лица, не являющиеся членами саморегулируемых организаций.
В-третьих, в состав органов управления не могут входить государственные и муниципальные служащие.
Помимо вышеперечисленных органов управления, в составе саморегулируемых организаций создаются и иные структурные подразделения:
■ по контролю за деятельностью членов в качестве арбитражных управляющих;
■ по рассмотрению дел о наложении на членов саморегулируемых организаций мер ответственности;
■ по отбору кандидатур своих членов для их представления арбитражным судам с целью последующего утверждения.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что саморегулируемые организации арбитражных управляющих являются ведущей формой правовой системы банкротства России.
1 См.: Колябин А.Ю. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих как юридическое лицо: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006; Журина И.Г. Гражданско-правовой статус саморегулируемых организаций в Российской Федерации: Авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
2 Офиц. сайт Росреестра РФ // https://rosreestr.ru (Дата обращения: 03.05.2019)
3 Алексанян А.Ф. Саморегулирование в сфере арбитражного управления и статус саморегулируемых организаций арбитражных управляющих // Уч. записки Казанского ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2018. Т. 160. Кн. 2. С. 426.
4 Шишмарева Т.П. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих и ее участие в производстве по делу о несостоятельности (банкротстве) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 4. С. 49.
№ 2/2019