Научная статья на тему 'О РОССИИ И РОССИЯНАХ: НЕКОТОРЫЕ РЕСУРСЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИНТЕРНЕТА'

О РОССИИ И РОССИЯНАХ: НЕКОТОРЫЕ РЕСУРСЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИНТЕРНЕТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ОБРАЗ СТРАНЫ / РОССИЯНЕ / РОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ / ЦЕННОСТИ И СИМВОЛЫ / ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Малькова В.К.

Сохранение и укрепление государственного единства, формирование единой российской нации и общероссийской гражданской идентичности - одна из актуальных задач нациестроительства нынешней полиэтничной и поликонфессиональной России. Предлагаемая с этих позиций работа, основанная на анализе данных русскоязычного интернет-поисковика Яндекс, посвящена рассмотрению запросов интернет-пользователей о России и некоторых объединяющих россиян духовных ценностях - Конституции РФ, ее гимне, патриотизме, единстве и целостности самой страны. Подчеркивая сравнительно высокий интерес интернет-пользователей из разных российских регионов к своей стране и ее «духовным скрепам» и отмечая их естественную вариативность, автор делает попытку выяснить и понять разнообразие общественного внимания населения к этим ценностям. В статье показываются возможности использования интернета не только как источника информации для пользователей, но и как важного показателя реального поведения локальных аудиторий как ресурса для изучения общественно-политических процессов в разных российских регионах. Автор ставит вопрос и об уточнении и конкретизации понятий, связанных с укреплением единства страны, о необходимости их более глубокого научного осмысления и о популяризации их в общественном сознании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT RUSSIA AND THE RUSSIANS: SOME RECOURCES OF DOMESTIC INTERNET

Preserving and strengthening national unity, the formation of a unified Russian nation and Russian civic identity is one of the most urgent tasks of nation-building of the current multiethnic and multi-confessional Russia. Our paper, based on the analysis of the information of Russian-language Internet search engine Yandex, is devoted to considering the requests of Internet users about Russia and about some of the spiritual values that unite Russians - about the Constitution of the Russian Federation, about its anthem, about patriotism and about the unity and integrity of the country itself. Emphasizing the relatively high interest of Internet users from different Russian republics to their country and its "spiritual bonds" and noting their natural regional variability, the author attempts to find out and understand the diversity of public attention to these values. The article shows the possibilities of using the Internet not only as a source of information for users, but also as an important indicator of real local audience behavior, as a resource for studying socio-political processes in different Russian regions. The author also emphasizes the question of clarifying and concretizing the concepts associated with strengthening the unity of the country, the need for their deeper scientific understanding and their popularization in the public consciousness.

Текст научной работы на тему «О РОССИИ И РОССИЯНАХ: НЕКОТОРЫЕ РЕСУРСЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИНТЕРНЕТА»

Раздел II

ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

УДК 39

DOI: 10.14258/nreur(2021)4-05 В. К. Малькова

Институт этнологии и антропологии РАН, Москва (Россия)

О РОССИИ И РОССИЯНАХ:

НЕКОТОРЫЕ РЕСУРСЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИНТЕРНЕТА

Сохранение и укрепление государственного единства, формирование единой российской нации и общероссийской гражданской идентичности — одна из актуальных задач нациестроительства нынешней полиэтничной и поликонфессиональной России. Предлагаемая с этих позиций работа, основанная на анализе данных русскоязычного интернет-поисковика Яндекс, посвящена рассмотрению запросов интернет-пользователей о России и некоторых объединяющих россиян духовных ценностях — Конституции РФ, ее гимне, патриотизме, единстве и целостности самой страны. Подчеркивая сравнительно высокий интерес интернет-пользователей из разных российских регионов к своей стране и ее «духовным скрепам» и отмечая их естественную вариативность, автор делает попытку выяснить и понять разнообразие общественного внимания населения к этим ценностям. В статье показываются возможности использования интернета не только как источника информации для пользователей, но и как важного показателя реального поведения локальных аудиторий как ресурса для изучения общественно-политических процессов в разных российских регионах. Автор ставит вопрос и об уточнении и конкретизации понятий, связанных с укреплением единства страны, о необходимости их более глубокого научного осмысления и о популяризации их в общественном сознании.

Ключевые слова: Россия, образ страны, россияне, российская идентичность, единство российской нации, ценности и символы, интернет-аудитория.

Цитирование статьи:

Малькова В. К. О России и россиянах: некоторые ресурсы отечественного интернета // Народы и религии Евразии. 2021. Т. 26, № 4. С. 56-69. Б01: 10.14258/ пгеиг(2021)4-05

V. K. Malkova

Institute of Ethnology and Anthropology RAS, Moscow (Russia)

ABOUT RUSSIA AND THE RUSSIANS: SOME RECOURCES OF DOMESTIC INTERNET

Preserving and strengthening national unity, the formation of a unified Russian nation and Russian civic identity is one of the most urgent tasks of nation-building of the current multiethnic and multi-confessional Russia. Our paper, based on the analysis of the information of Russian-language Internet search engine Yandex, is devoted to considering the requests of Internet users about Russia and about some of the spiritual values that unite Russians — about the Constitution of the Russian Federation, about its anthem, about patriotism and about the unity and integrity of the country itself. Emphasizing the relatively high interest of Internet users from different Russian republics to their country and its "spiritual bonds" and noting their natural regional variability, the author attempts to find out and understand the diversity of public attention to these values. The article shows the possibilities of using the Internet not only as a source of information for users, but also as an important indicator of real local audience behavior, as a resource for studying socio-political processes in different Russian regions. The author also emphasizes the question of clarifying and concretizing the concepts associated with strengthening the unity of the country, the need for their deeper scientific understanding and their popularization in the public consciousness.

Keywords: Russia, image of the country, Russians, Russian identity, unity of the Russian nation, values and symbols, Internet audience.

For citation:

Malkova V. K. About Russia and the russians: some recources of domestic internet. Nations and religions of Eurasia. 2021 T. 26, № 4. P. 56-69. DOI: 10.14258/nreur(2021)4-05

Малькова Вера Константиновна, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН, Москва (Россия). Адрес для контактов: veramalk@mail.ru Malkova Vera Konstantinovna, doctor of historical sciences, main researcher of the Center of Ethnopolitical Studies of Institute of Ethnology and Anthropology RAS. Contact address: veramalk@mail.ru; https://orcid.org/0000-0001-6599-9589

Введение

Поиск нового образа страны и ее роли в сообществе наций — государств проходит у России в начале третьего десятилетия XXI в. в неоднозначной общественно-политической ситуации. Этот период, который, согласно академику В. А. Тишкову, связан с процессом утверждения концепции российской нации и общероссийской идентичности, называется в мировой науке и в политической практике нациестроительством [Тишков, 2018: 27]. И укрепление государственного единства, формирование единого политического, правового и экономического пространства страны становится в этих условиях еще более актуальной задачей государства. В преддверии важных политических событий — выборы в Госдуму, грядущая перепись населения страны, неспокойная геополитическая обстановка в мире, экономическая конкуренция между странами, когда «двуглавый российский орел застыл в неопределенности между китайским драконом и белоголовым американским орланом» [Между орланом...], еще острее встает вопрос не только об образе России, но о безопасности и целостности нашей страны, о ее гражданском единстве, о национальном самосознании ее граждан, его укреплении и устойчивости. В одном из главных отечественных документов государственного стратегического планирования — «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Стратегия.] отмечено, что «... обеспечение интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепление государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетание общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан.» является целью государственной национальной политики Российской Федерации. При этом в документе неоднократно подчеркивается, что национальная политика страны направлена на «упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации), на сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России, на гармонизацию национальных и межнациональных (межэтнических) отношений» [Стратегия.].

Вопрос о безопасности многонациональной России, ее единстве, политике согра-жданства и солидарности россиян уже не первое десятилетие находится в центре внимания современных российских аналитиков. В частности, ученые определяют единство как «территориальное сообщество, все члены которого, независимо от их этнической принадлежности, признают свою общность, солидарны с ней и подчиняются институционализированным нормам этого сообщества» [Тишков, Шабаев, 2013: 136]. Отмечая консолидирующую роль государства, некоторые авторы включают в определение единства также и представления о России как об общем доме, где все народы обладают равными правами, отождествляют себя с гражданами страны и государственно-территориальным пространством, включают себя в коллективный образ «мы», чувствуют ответственность за происходящее в обществе [Гражданская., 2013: 437]. Поэтому изучение факторов, способствующих созданию образа сильной и процветающей страны, ее достойной роли в мировом пространстве, укреплению ее государственного единства, а также пополнение эмпирической базы реальными данными по актуальным вопросам нациестроительства представляются сегодня крайне актуальной задачей.

Одним из важнейших источников формирования массовых представлений о странах и народах является, как известно, информационное (медиа) пространство, практически неограниченное в наше время государственными и другими общественно-политическими рамками. Оно стало полем жесткого противостояния различных общественно-политических позиций, характеризующих страны и народы, их жизнь и объединяющие их ценности. Российское медиапространство, включающее интернет и различные его площадки, также по-своему отображает многообразную российскую среду и ценности, способствующие формированию массовых представлений людей о мире, странах и народах, самой России. Политизация современной медийной информации и ее нередкое использование для деструктивной политической пропаганды, противостояния стран Запада с нашей страной, разжигания недовольства внутри самой России, может неоднозначно влиять и на формирование общероссийского самосознания. Поэтому важно видеть не только содержание информации, распространяемое многочисленными медийными каналами, но и сам медиасоциум, запросы и предпочтения конкретных российских интернет-аудиторий, знать их общественно-политические интересы. Учитывая направленность, объем и структуру интересов аудитории в потреблении общественно-политической информации, а также учитывая актуальные стратегии государства и понимая реальное отношение людей ко многим важным проблемам и ценностям современной России, к бытованию общероссийского гражданского сознания, можно в определенной мере воздействовать и на формирование общественных отношений. В данной работе мы рассмотрим некоторые стороны деятельности отечественного интернета как важной части медиапространства и интерес разных региональных аудиторий к России и некоторым ее духовным ценностям.

Несколько слов о методологических подходах к исследованию

Исследователи уже не раз замечали неодинаковый интерес разных аудиторий российских СМИ (возрастных, гендерных, социальных, региональных и др.) к одним и тем же сообщениям. Мы также рассматривали в наших работах региональные различия в восприятии информации, например, о миграционных процессах или о так называемых горячих общественно-политических событиях [Малькова, 2020: 212-238; 294312]. В данной работе обратимся к запросам российских республиканских интернет-аудиторий о единстве нашей страны, россиянах, некоторых отечественных символах и государственно-гражданских ценностях.

Возьмем, например, знакомый большинству пользователей российский Яндекс. Эта «поисковая машина» — один из самых популярных онлайн-сервисов Рунета, куда ежедневно со своими запросами обращаются пользователи не только из России, но и из многих других стран. Яндекс и его сервис Вордстат (шопМа^ показывают, что россияне проявляют немалое, хотя и ожидаемо неодинаковое внимание к общественно-политическим явлениям. В этих различиях играет роль целый комплекс объективных и субъективных факторов. В случае с интернет-информацией это прежде всего неодинаковая доступность интернет-связи в локальных пространствах и все еще существенные региональные различия в скорости передачи данных. Это и разные возможности у пользователей из разных регионов страны даже в приобретении гаджетов.

Но кроме технических, важны и такие факторы, как состояние или «портреты» регионов, о которых идет речь, их статус и «успешность» в российском пространстве, в том числе — и численность населения, и его состав — возрастной, гендерный, образовательный, социальный и этнокультурный. Среди важных причин различий интересов региональных аудиторий к определённым информационным сюжетам важны не только их этнокультурные, социально-демографические, материальные и географические особенности, но и общественно-политическая атмосфера в регионе, создаваемая региональными властями и СМИ, широта и свобода информированности населения, открытость или замкнутость общественных взглядов и представлений, принятых в местных сообществах, и многое другое. Значимую роль в различии массовых интересов по регионам играют как центральные, так и местные элиты и подопечные им СМИ с сообщениями о местной жизни. От их позиции также зависит очень много — местный патриотизм и ориентации населения лишь на свой регион или также и на всю страну, на её заботы и жизнь. Важна включённость местного социума не только в свои местные проблемы, но и в «большую жизнь» страны и мира, важны и общественные представления о своей стране как о ценности для всех граждан, её прошлом и будущем. На внимании аудитории к общероссийской и мировой тематике отражаются и местные этнокультурные традиции, и качество местного школьного образования, и культурная среда в целом, ее индивидуалистская или коллективистская направленность.

Одним из показателей внимания людей к разным событиям в российских регионах могут служить данные, собираемые самим интернет-поисковиком автоматически. Сервис Яндекса — wordstat, фиксирующий количество запросов из разных регионов страны (и мира), показывает число конкретных обращений населения к информации об определённом явлении (поиск по ключевым словам). Это важно для бизнеса, мони-торящего актуальную маркетинговую ситуацию по всему миру, в том числе и в российских регионах. По количеству интернет-запросов из разных регионов о любом предмете можно увидеть его региональную популярность и уровень местного общественного интереса к нему. Но все же сравнивать число запросов напрямую некорректно, хотя эти данные в ресурсе также представлены. В нашем исследовании мы опираемся на рассчитанный и представленный Яндексом индекс внимания или индекс интереса (affinity index), расчет которого или региональная популярность ключевого объекта производился с учётом численности населения в регионе и числа интернет-запросов на это событие. Значимым индексом заинтересованности конкретным «продуктом» для «продавцов информации» считается отметка 100%, ниже — это недостаточный уровень интереса, а выше 100% — это повышенный уровень [Яндекс, Вордстат]. Подобный подход мы приняли и в отношении к нашим условным «продуктам».

С помощью индекса интереса можно видеть не только степень внимания региональных интернет-аудиторий к определенным явлениям, но и рассмотреть его динамику и в известной мере прогнозировать и по возможности корректировать ситуацию, например, стимулируя или приостанавливая определенные процессы в разных регионах страны. С помощью углублённого анализа запросов интернет-пользователей можно опосредованно изучать и интернет-социум, можно фиксировать регулярность запросов и их колебания в разных общественных ситуациях.

Россия и россияне в фокусе внимания интернет-пользователей

Почти любой школьник в нашей стране знает, что сегодняшняя Россия или Российская Федерация — это наша общая страна, наша большая Родина и одна из активнейших участников современных мировых общественных процессов. Она раскинулась на просторах двух частей света — Европы и Азии, что по-своему выделяет ее из ряда стран. За многие столетия Россия прошла огромный, более чем тысячелетний исторический путь, аккумулировала в себе множество народов, приобрела опыт их совместной государственной жизни, впитала в себя их европейские и азиатские черты, традиции, создала богатую и разнообразную полиэтничную культуру и превратилась в один из главных мировых субъектов, вызывающих большой интерес как в самой стране, так и во всем мире. Россия владеет огромными природными богатствами, а ее население в начале XXI в. насчитывает более 146 миллионов человек. Современные россияне — это представители разных народов и религий, самый многочисленный из которых — русские (чуть больше 80%) [Сайт о странах]. Исследователи утверждают, что термин «россияне» известен еще с начала XVI в., но уже в течение долгого времени это слово переводится на большинство языков как «русские», вызывая при этом дискуссии в общественном пространстве.

За неимением возможности охватить в одной статье интерес многих интернет-аудиторий к «России» и «россиянам», остановимся на его проявлении только пользователями из российских республик. Отобранные нами из многих сотен интернет-запросов Яндекса данные свидетельствуют о высоком интересе российских пользователей и к России, и к россиянам (табл.).

Запросы интернет-пользователей из российских республик в Яндекс-поисковик (Февраль 2021 г. Индекс интереса, %)

Республики Запросы пользователей о следующем

России россиянах единстве гимне России Конституции РФ патриотизме

Башкортостан 93 82 169 116 119 -

Крым 118 88 124 94 - 104

Удмуртия 98 78 113 106 105 100

Чувашия 103 69 103 129 146 152

Коми 103 83 171 92 104 117

Карелия 103 109 166 88 109 85

Дагестан 94 56 117 124 102 107

Бурятия 105 73 138 115 188 106

Мордовия 118 61 252 86 155 92

Саха/Якутия 103 71 121 125 186 253

Сев. Осетия 104 88 87 129 174 130

Марий Эл 105 66 120 118 101 131

Хакасия 104 72 151 123 177 124

Окончание таблицы

Республики Запросы пользователей о следующем

России россиянах единстве гимне России Конституции РФ патриотизме

Кабардино-Балкария 100 62 161 89 112 103

Адыгея 99 75 66 93 138 155

Чеченская республика 91 52 86 99 71 117

Тыва 108 83 44 - 173 162

Калмыкия 109 69 238 91 - -

Республика Алтай 114 66 63 134 155 159

Карачаево-Черкессия 108 67 96 158 176

Ингушетия 92 69 65 - 170 -

Татарстан 93 82 217 140 112 137

По данным Яндекса, в феврале 2021 г. люди обращались в его поисковик с запросом слова «Россия» 79658380 раз. При этом 95,34% запросов были из самой России — из ее республик, областей, городов (остальные из-за рубежа). Пользователей из российских республик в этот период интересовала и сама Россия, и россияне. При этом, если сравнивать интерес к России с запросами о россиянах, увидим, что практически везде в республиках заметно большее внимание интернет-пользователей направлено на страну. А индекс внимания к россиянам оказался в российских республиках в этот период невысоким и практически нигде (кроме Карелии) не превышал контрольных 100% (см. табл.). Заметим, что такое сравнение показателей не вполне правомерно, хотя понять эти результаты можно. Очередной трудный период, который переживает Россия, а также неполная информация об этом, усиливает беспокойство граждан за настоящее и будущее страны. В то же время относительная доступность интернет-информации может частично объяснить интерес людей к судьбе своей страны, найти объяснение некоторым проблемным вопросам. А слово «россияне», которое в нашей обыденной жизни используется нечасто и актуализируется лишь в основном в международном контексте, для жителей республик не является особенно востребованным. А жаль! Обращение с высоких трибун к согражданам с объединяющим их теплым словом «россияне», несомненно, стало бы для большинства населения еще одной «эмоциональной скрепой». И это важно для всех россиян, но особенно важно для периферийной России, где, в отличие от столиц, общественное сознание более коллективистское и традиционно более устремлено на общность.

Содержательная структура запросов пользователей

Рассматривая показатели интереса пользователей интернета к России и россиянам, можно предположить, что интерес к стране вызван, например, стремлением людей получить новые знания о ней, о ее истории, культуре, о ее жителях, увидеть мнения сограждан о ее настоящем и будущем. Рассмотрение содержательной структуры этого

огромного количества обращений показывает, что самое большое их число было посвящено: «почте России» (6500166), затем ТВ каналу «Россия 1» (5427174) и — истории России (3458122). Дальше число запросов по убывающей относилось к таким явлениям, как «школа России», «Россия сегодня», «карта России», «Российский официальный сайт», «Россия онлайн», «Новости Россия», «Россия бесплатно», «коронавирус в России», «бывшиеРоссия», «города Россия» (1437577) ... Перечислить все темы обращений в данной статье нет возможности, так же, как и четко сгруппировать их, слишком разнообразна их направленность и тематика: фильмы Р., учебник Р, день России (дальше запросов уже чуть меньше миллиона), границы Р, президент Р, страна Р, Москва Р, население Р, футбол Р, языки Р, регионы Р, коронавирус-статистика по регионам Р, Россия — население, перепись населения Р и т. д.

Несмотря на трудности типологизации многомиллионных обращений в поисковик, все же можно видеть, что основное внимание интернет-аудитории зимой 2021 г. было связано с желанием получить простую и практическую информацию о стране, ее истории, ее современных границах, внутреннем территориальном устройстве (о регионах, городах, столице), информацию о российском населении и грядущей переписи, языках российских народов. Помимо этого, людей интересует и актуальная ситуация с корона-вирусом в стране и в отдельных регионах, футбол и многое другое. В определенной мере можно сделать вывод о дефиците в нашем медийном пространстве простой, но необходимой для людей информации. Люди хотят знать, кто мы такие, что такое наша страна, каково конкретно ее пространство, кто живет в ней вместе с ними. Такие запросы говорят не только о недостаточном школьном образовании пользователей интернета, слабо представляющих окружающий мир. Здесь мы можем фиксировать и определенный конфликт спроса на информацию и ее реального медийного предложения, далеко не лучший пример которого мы видим, например, по российским центральным ТВ-каналам, а ведь часть из них государственные. Представленные материалы показывают еще один из поводов внимательно проанализировать имеющиеся направления контента отечественных медиаканалов и всей информационно-просветительской деятельности государства. Но помимо того, приведенные материалы показывают и несомненное пробуждение массового интереса обычных людей к общественному пространству, их стремление понять не только локально-бытовую, но и глобальную реальность, желание самим, без подсказок разобраться в картине окружающего мира, понять его и, возможно, принять более активное участие в его совершенствовании. И именно интернет в определенной мере дает людям такую возможность. Поэтому государство, заботящееся о своем гражданском единстве, об устойчивом гражданском и общенациональном самосознании, не может оставить без внимания выявленные факты.

Данные о запросах слова «россияне» также представляют немалый интерес. Таких запросов в Яндекс-поисковике оказалось в этот период немного более миллиона (1036587), 94,5% из них поступили из России. Самое большое количество запросов было связано с визами. Пользователи спрашивают: что такое виза, нужна ли виза для поездки в конкретную страну, как получить визу в США, в какие страны не нужна виза и т. д. Люди смотрят широко и далеко, интересуются не только своим отечеством, но и далекими странами для путешествий, работы, а возможно, и для переезда насо-

всем. Это явление должно быть рассмотрено более детально в свете укрепления безопасности страны и формирования гражданской идентичности.

Далее (по убывающей) в запросах речь шла о таких сюжетах, как день россиян, долги россиян, россиянам дадут, день памяти россиян, правила въезда россиян, Египет для россиян, россияне получат, Белоруссия для россиян, Турция для россиян, коро-навирус россияне, гражданство россияне, почему россияне, Кипр для россиян, сайты россиян, россияне за границей, россияне сегодня, отдых россиян, загранпаспорт для россиян, работа для россиян, безвизовые страны, жизнь россиян, опрос россиян, куда россиянам, новый россиянин, США для россиян, Вьетнам для россиян, выплаты россиянам, пенсии россиянам, стать россиянином, отзывы россиян, сколько стоит россиянин, доходы россиян, вакансии россиянам, недвижимость россиян, общественное мнение россиян, налоги россиян, покупки россиян, дома россиян, кредиты россиян, отношения россиян, средний россиянин, зарплата россиян, доходы россиян, россияне против, праздники россиян, россияне должны, простые россияне, богатые россияне, россияне едут, гектар россиянину, дворец россиянина.

Довольно условно, но все же можно выделить несколько тематических групп интересов наших сограждан, владеющих интернетом. Употребляя в запросах слово «россияне», люди прежде всего обращаются в этот поисковик с запросами о насущном — о жизни, работе и доходах, вакансиях и зарплатах, налогах и кредитах, различных выплатах и пенсиях, покупках, жилье, гектаре для россиян, коронавирусе в стране. И это еще раз свидетельствует о том, что в российском медийном пространстве не хватает простой житейской информации, которую граждане хотят знать.

Вторая немалая группа интересов и запросов в этот период — о выезде за границу, о правилах выезда и о принимающих странах, о визах и загранпаспортах. И это может свидетельствовать о необходимости деловых поездок или о туристических настроениях заскучавшей на изоляции определенной части россиян. С другой стороны, не только выезд за пределы страны интересует людей, но и вопросы получения гражданства в самой России. Очевидно, что этим озабочена определенная часть наших бывших соотечественников — жителей зарубежных стран. И, наконец, внимание привлекают и такие необычные, но тоже многочисленные запросы пользователей: россияне против, россияне начнут (2476), россияне смогут (2504), россияне вышли, иностранные (зарубежные) россияне (2360), митинги россиян, проезд россиян, исследование россиян, обычаи россиян. Эта группа запросов сравнительно невелика, но она также наводит на мысль о попытках аудитории разобраться в окружающей общественной ситуации, найти единомышленников, узнать мнения сограждан о ней из неофициальных источников. А о российских праздниках, как оказалось, запросы в этот поисковик поступают нечасто.

Интернет-запросы россиян о ценностях и символах российского общества

Значимой и актуальной и в этот период остается проблема, связанная с безопасностью, целостностью и внутренним единством страны. Об этом также можно частично судить, рассматривая данные нашего источника. Насколько люди задумываются о вопросах сохранения и укрепления единства своей России, обращаются ли они с подоб-

ными вопросами в интернет? Оказалось, что эти проблемы волнуют интернет-аудиторию, вызывают интерес, провоцируют интернет-дискуссии о судьбе страны. Для выяснения этих вопросов мы выбрали несколько важных маркеров — «скреп», символов и терминов, отражающих единение людей со страной и заботу о ее благе (см. табл.).

Структура запросов о единстве страны (5289 обращений за месяц) показывает, что в большинстве российских республик эта ценность также является значимой для ее населения. Запросы о единстве в этот период были связаны со следующими сюжетами: Страна народного единства -1253 / День единства страны и День народного единства — 1163 / Единство народа — единство страны — 465 / Обеспечение единства / Укрепляя единство страны / В единстве сила страны / организация африканского единства / единство народов / факторы единства страны) ... Создается впечатление, что многие эти запросы были сделаны не простыми пользователями, а, скорее, разного рода активистами и экспертами, связанными по своей деятельности с этим феноменом. В интернет-запросах это словосочетание в немалой степени связывается у людей в основном с российским праздником Днем народного единства. Здесь можно еще раз напомнить о часто используемой в общественно-политической риторике ценности «единство российской нации», но и об отсутствии конкретизации и четкого объяснения для массового сознания смыслового содержания этого и смежных с ним понятий («общенародное единство», «духовная общность многонационального народа» и др.). Все они нуждаются в глубокой и фундаментальной научной разработке и в ясном донесении их смысла до простых людей.

Огромное количество обращений (220968 из самой России) и структура запросов в Яндекс о гимне страны говорит о том, что это явление и в настоящее время, как и прежде, очень актуально для россиян. Они воспринимают российский гимн как один из важных символов страны, как одну из важнейших ее ценностей, эмоционально и реально помогающих объединять население страны в нацию. Среди запросов о гимне страны 31642 пользователя хотели увидеть текст, 28826 хотели слушать его в интернете, 21156 человек желали скачать его для себя; 20246 пользователей запрашивали слова гимна. Содержание запросов разнообразно: песня гимн России / бесплатно гимн России/гимн России слова слушать/гимн России без слов/скачать гимн России со словами/какой гимн России/кто написал гимн России/поем гимн России/гимн России ноты/гимн России Любэ/гимн России видео/куплет гимн России/история гимна России/ флаг и гимн России/...

Такое большое количество запросов можно рассматривать однозначно — внимание к гимну нашей страны огромное. Но отклика со стороны медиаканалов (и государства) на эти запросы нет. Вспомним, в каких случаях обычный россиянин может в наши дни слышать гимн своей страны? — На редких торжественных заседаниях, где далеко не все бывают даже раз в жизни. По радио или телевидению, где гимн России звучит лишь случайно и фрагментами, и все реже и реже при победах наших спортсменов на некоторых международных мероприятиях. А большой запрос и заметная потребность в этом есть.

Поэтому, рассматривая гражданские ценности нашей страны, не только механически объединяющие многонациональное население России в сообщество, в очеред-

ной раз хочется отметить явный дефицит на государственном уровне общего позитивного эмоционального сопереживания россиян, ярких мгновений солидарности, гордости, всероссийского гражданского единения со своими согражданами. Российский гимн с его торжественной мелодией и объединяющими словами, как и некоторые другие произведения классического отечественного искусства, несомненно, дают такую возможность. Но современная российская медийная политика и практика, ориентированная на развлекательные западные ценности, не замечает потребностей отечественной аудитории, слабо учитывает традиционную российскую тягу в том числе и к эмоциональной консолидации общества, коллективизму, его единству и не видит в этом необходимости. Мы не первый раз обращаем внимание в наших работах на явный недостаток предложения и популяризации в общественном пространстве одного из важнейших консолидирующих страну символов — гимна России [Малькова, 2018: 60-68]. И результаты данного анализа интернет-запросов еще раз напоминают об этом.

Большой интерес в интернет-пространстве вызывает и очень актуальный в наше время вопрос о патриотизме. Если раньше в советский период это понятие и эта общегражданская ценность рассматривалась практически однозначно, то в постсоветский период и особенно в последнее десятилетие понятие патриотизма превратилось в многозначное как для экспертного сообщества, так и для массового сознания. Это понятие, традиционно означавшее любовь к своей родине, единство с ее историей, культурой, гордость за ее свершения, за ее героев, ответственность и заботу о ее благе, в последние годы вслед за рядом экспертов оно также стало неоднозначно трактоваться интернет-пользователями. В наши дни по этому поводу идут дискуссии в прессе, в школах, в интернете, на различных ТВ ток-шоу и научных конференциях. Обсуждают это в интернете и простые россияне [Что такое патриотизм; Патриотизм малых].

За месяц в Яндекс-поисковик поступило 205956 запросов со словом «патриотизм». Их рассмотрение показывает различные направления интересов пользователей. Прежде всего, среди запросов выделяется направление, связанное со школой. Молодых россиян интересует: тема патриотизма (12322)/про патриотизм/патриотизм сочинение (11337) / воспитание патриотизма/примеры патриотизма /урок патриотизма. Другие обращают внимание на теоретические проблемы патриотизма, на его содержание: понятие патриотизма/суть патриотизма/патриотизм характеристики (4468) /патриотизм плюс национализм (6968) ... Интернет-пользователи хотят разобраться и в смысловых различиях: русский патриотизм /российский патриотизм (3464) / отечество патриотизм. Люди хотят выяснить — что такое истинный патриотизм и что такое ложный патриотизм, каковы ценности патриотизма (2999), в чем состоит патриотизм народа (4673)? И что такое современный патриотизм? Некоторые запросы показывают чувственно-эмоциональную сторону в восприятии патриотизма: патриотизм плюс любовь / патриотизм плюс гражданственность (5799) / чувство патриотизма (57490). И эта наша традиционная ценность, сплачивающая россиян в труднейшие периоды истории страны, еще один из важных моментов, требующих сегодня особого внимания государства.

Заключение

Рассмотрение структуры запросов республиканских интернет-аудиторий о России и некоторых наших ценностях показало определенное несоответствие пользовательского спроса и достаточного предложения подобной информации в общем медийном пространстве (в немалой степени государственном!). Пользователи всех республик страны хотят больше знать о многих российских ценностях или «скрепах», объединяющих отдельные регионы в единую страну. Анализ интернет-запросов показал, что среди этих скреп: главные государственные символы России, информация об ее пространстве, природных условиях и городах, многонациональном населении, об истории, других общественных и культурных ценностях.

Исследование показало, что интерес граждан к своей стране России достаточно высок во всех республиках. Однако, судя по индексу внимания, пользователи некоторых республик Поволжья и Северного Кавказа заметно реже, по сравнению с другими, проявляют этот интерес. Этот факт говорит о том, что внимание их жителей ограничено в основном «своей национальной республикой», а общероссийская направленность и представления о большой стране здесь заметно ослаблены. Объединяющее сограждан слово «россияне» используется в запросах относительно нечасто и носит в основном утилитарный характер (связан с практическими вопросами). «Единство страны» — эта ценность оказалась для наших сограждан довольно востребованной. Уровень интереса к ней был относительно высоким, за исключением некоторых республик Северного Кавказа, Тывы и Республики Алтай.

Гимн России — символ единения и сплоченности россиян вызывает у интернет-пользователей многих республик заметный интерес. Однако высокой заинтересованности в этом не показали пользователи из ряда республик Северного Кавказа, из Мордовии, Коми, Карелии и Республики Крым. Большой интерес во всех российских республиках, за исключением чеченской аудитории, вызвала и Конституция РФ. В центре внимания российской интернет-аудитории в февральские дни 2021 г. оказалась и такая ценность, как «патриотизм». Пользователи из всех республик, за исключением Карелии и Мордовии, проявили большое внимание к этому явлению, несмотря на современные экспертные разночтения по его поводу. В целом исследование подтвердило выводы о том, что роль ценностных факторов, связанных с региональной, а также этнической, возможно, и религиозной спецификой, остается в нынешней России заметной. Полученные результаты являются одним из важных сигналов для углубленного анализа государственной информационной политики по формированию общероссийской идентичности и гражданского единения в российских регионах. А главный русскоязычный интернет-поисковик Яндекс может быть одним из показателей уровня интереса конкретных региональных аудиторий к осознанному пониманию важных общественно-политических явлений.

Благодарность

Работа выполнена в рамках программы НИР № 7 ИЭА РАН по теме: «Современные нации, нациестроительство и российская идентичность».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / руководитель проекта и ответственный редактор Л. М. Дробижева. М. : Российская политическая энциклопедия, 2013. 485с.

Дробижева Л. М. Потенциал межэтнического согласия как ресурс консолидации российского общества // Ученые записки Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук / отв. ред. М. К. Горшков. Вып. 3. М. : ФНИСЦ РАН, 2019. С. 7-17.

Малькова В. К. Информационное сопровождение реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в центральных и региональных СМИ: наблюдения и рекомендации // Актуальные вопросы информационного обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации : сборник материалов. М. : Издание СФ РФ, 2018. С. 60-68.

Малькова В. К. Этничность и медиа: опыты этнополитического анализа современных российских СМИ. М. : Институт этнологии и антропологии РАН, 2020. 420 с.

Между орланом и драконом. Каково место России в новой глобальной «холодной войне» / А. Цуладзе // Московский комсомолец, 2021. 5 марта.

Патриотизм малых дел / В. Касамара // Московский комсомолец. 2021. 6 апр.

Патриоты всякие бывают / А Минкин // Московский комсомолец. 2021. 2 марта.

Сайт о странах, городах, статистике населения и прочем. URL: /http://www.statdata. ru/russia www.statdata.ru (дата обращения: 19.04.2021).

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://zakonbase.ru/content/part/1293590 (дата обращения: 26.04.21).

Тишков В. А. Концептуальная динамика этнополитики в России (от Горбачева до Путина) // Вестник российской нации. 2018. № 6. С. 9-30.

Тишков В. А., Шабаев Ю. П. Этнополитология: Политические функции этнично-сти: учебник для вузов. 2-е изд., исп. и доп. М. : Изд-во Московского ун-та, 2013. 413 с.

Что такое патриотизм советский и современный? URL: fb.ru/article/44455/ (дата обращения: 20.04.21).

Яндекс. Вордстат. URL: https://wordstat.yandex.ru/ (дата обращения: 20.04.21).

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Grazhdanskaya, etnicheskaya i regional'naya identichnost': vchera, segodnya, zavtra [Civil, ethnic and regional identity: yesterday, today, tomorrow]. Rukovoditel» proekta i otvetstvennyj redaktor Drobizheva L. M. Moskva: Rossijskaya politicheskaya enciklopediya, 2013. 485 s. (in Russian).

Drobizheva L. M. Potencial mezhetnicheskogo soglasiya kak resurs konsolidacii rossijskogo obshchestva [The potential of interethnic harmony as a resource for the consolidation of Russian society] Ed. M. K. Gorshkov. Uchenye zapiski Federalnogo nauchno-issledovatelskogo sotsiologicheskogo tsentra [Scientific Notes of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences] Moskva: 2019. No.3. S. 7-17 (in Russian).

Malkova V. K. Informacionnoe soprovozhdenie realizacii Strategii gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda v central'nyh i regional'nyh Media: nablyudeniya i rekomendacii [Informational support for the implementation of the Strategy of the State National Policy in the Russian Federation for the period up to 2025 in the central and regional media: observations and recommendations]. Aktual'nye voprosy informacionnogo obespecheniya realizacii gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii. [Topical issues of information support for the implementation of the state national policy of the Russian Federation]. Moskva: Sovet Federacii Rossijskoj Federacii, 2018. S. 6068 (in Russian).

Malkova V. K. Etnichnost' i media: opyty etnopoliticheskogo analiza sovremennyh rossijskih media [Ethnicity and media: experiments of ethnopolitical analysis of modern Russian media]. Moskva: Institut etnologii i antropologii Rossiyskoy Akademii Nauk, 2020. 420 s. (in Russian).

Mezhdu orlanom i drakonom. Kakovo mesto Rossii v novoj global'noj "holodnoj vojne" [Between an eagle and a dragon. What is Russia's place in the New Global "Cold War"] A. Culadze. Moskovskij komsomolec [Moscow's comsomolets], 2021. 5 marta (in Russian).

Patriotizm malyh del [Patriotizm of small activity]. V. Kasamara. Moskovskij komsomolec [Moscow's comsomolets], 2021. 6 aprelja (in Russian).

Patrioty vsyakie byvayut [There are different sorts of patriots]. A Minkin. Moskovskij komsomolec [Moscow's comsomolets], 2021. 2 marta (in Russian).

Sajt o stranah, gorodah, statistike naseleniya i prochem [Website about countries, cities, population statistics and other]. URL: /http://www.statdata.ru/Russiawww.statdata.ru (accessed April 19,2021) (in Russian).

Strategiya gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period up to 2025]. URL: https://zakonbase.ru/content/part/1293590 (accessed April 4, 2021) (in Russian).

Tishkov V. A. Konceptual'naya dinamika etnopolitiki v Rossii (ot Gorbacheva do Putina) [Conceptual dynamics of ethnopolitics in Russia (from Gorbachev to Putin)]. Vestnik rossijskoj nacii [Bulletin of Russian nation] 2018. № 6. S. 9-30 (in Russian).

Tishkov V. A., Shabaev YU.P. Etnopolitologiya: Politicheskie funkcii etnichnosti: uchebnik dlya vuzov [Ethnopolitology: Political functions of ethnicity: textbook for universities]. 2-e izdanie, ispravlennoe i dopolnennoe. Moscow: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 2013. 413 s. (in Russian).

Chto takoepatriotizm sovetskij i sovremennyj? [What is Soviet and modern patriotism?]. URL: fb.ru/article/44455/ (accessed April 20, 2021) (in Russian).

Yandex. Wordstat. URL: https://wordstat.yandex.ru/ (accessed April 20, 2021) (in Russian).

Статья поступила в редакцию 06.05.2021 Принята к публикации 07.08.2021 Дата публикации 30.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.