Научная статья на тему 'Интернет как канал получения информации о политике для российской молодежи'

Интернет как канал получения информации о политике для российской молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / PUBLIC OPINION / АУДИТОРИЯ ИНТЕРНЕТ / RUSSIAN SEGMENT INTERNET / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИИ / SOCIOLOGICAL PORTRAIT OF INTERNETAUDIENCE / РОССИЙСКИЙ СЕГМЕНТ ИНТЕРНЕТ / ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОЛОДЕЖИ / PREFERENCES OF YOUTH / INTERNET-AUDIENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Егоров Г.Н.

Статья посвящена качественному и количественному анализу российской Интернет-аудитории. Автор исследует предпочтения молодежного сегмента Интернет-аудитории. В статье представлен вторичный анализ результатов опросов общественного мнения, проведенных авторитетными российскими опросными организациями ФОМ, ВЦИОМ и собственного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet as a channel of information about policy for Russian youth

Article is devoted to the qualitative and quantitative analysis of the Russian Internet audience. The author investigates preferences of a youth segment of Internet audience. In article the secondary analysis of results of the polls which have been carried out by the authoritative Russian FOM polling organizations and own research is presented.

Текст научной работы на тему «Интернет как канал получения информации о политике для российской молодежи»

Г.Н. Егоров аспирант кафедры истории и политологии ФГБОУВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-

технологическая академия»1

Интернет как канал получения информации о политике для российской молодежи

Веб-аудитория в России продолжает увеличиваться и по данным Минкомсвязи РФ на начало 2012 года составила 70 млн. человек. По количеству пользователей Интернета Россия вышла на первое место в Европе, которое ранее занимала Германия и на шестое место в мире. Гораздо больше о российском сегменте Интернета говорит портрет аудитории. А он таков: во всех видах аудитории преобладают молодые образованные мужчины из семей с относительно высокими доходами. По своему социальному положению это специалисты с высшим образованием, студенты, обслуживающий персонал. Домохозяйки, пенсионеры, военнослужащие и безработные — достаточно редкие посетители Сети. Надо отметить, что как раз тут особых подвижек не наблюдается. Групповой портрет пользователя не меняется на протяжении нескольких последних лет2. Около трети аудитории Интернета — это люди до 24 лет, еще треть составляют россияне в возрасте от 25 до 34 лет. Средний возраст максимальной аудитории Интернета — 31,4 года.

На основе вторичного анализа результатов опросов общественного мнения, опубликованных Фондом «Общественное мнение» (далее ФОМ) и исследования, проведенного автором в 2010 г. и 2012 г., в статье поставлена цель обобщить и систематизировать эмпирические данные по основным характеристикам региональной аудитории российского Интернета, тематическим предпочтениям российской Интернет-аудитории с акцентом на политическую информацию. Особое внимание уделено молодежной аудитории.

Характеризуя Интернет-аудиторию России, нельзя обойти стороной такую важную характеристику, как распределение пользователей по признаку пола. Статистика ФОМ

1 egorov.gleb2013@yandex.ru

2 Рябцева Е. Е., Лосенкв О. И. Портрет российской аудитории пользователей Интернет. // Научный вестник академии государственной службы. Серия: Политология. 2009. № 2. С. 40 - 49.

позволяет нам проследить распределение пользователей Интернет по полу в зависимости от региона проживания.

Как видно из таблицы в среднем по России разница между мужчинами и женщинами не значительна и она имеет тенденцию к сокращению. Тем не менее, мужчины все же активнее пользуются Интернет, особенно это видно при анализе распределения показателей по регионам3.

Таблица 1.

Распределение региональной аудитории по полу

........................................................ МУЖЧИНЫ ЖЕНЕ [ЩНЫ

2011 год 2012 год 2011 год 2012 год

Уральский 59 60 41 40

Приволжский 60 59 40 41

Москва 57 58 43 42

Сибирский 61 57 39 43

РОССИЯ 59 57 41 43

Центральный 62 56 38 44

Северо-Западный 57 55 43 45

Южный/Сев-Кав. 55 53 45 47

Дальневосточный 57 52 43 48

У российской Интернет-аудитории имеются и резервы роста. Так на вопрос: «Есть ли у Вас желание начать пользоваться Интернет или такого желания нет? Если такое желание есть, то когда вы планируете начать пользоваться Интернет?» были получены следующие ответы.

Таблица 2.

Ответ: «Предполагаю начать пользоваться Интернет в течение...

МЕСЯЦА ТРЕХ МЕСЯЦЕВ ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ ГОДА БОЛЕЕ ГОДА

0,4 0,8 1,3 2,6 3,6

Среди молодежи, активно интересующейся политикой, доля регулярно пользующихся Интернетом как источником информации составляет 71%, а доля пользующихся центральным телевидением - 91%4. Среди интересующихся политикой доля регулярно пользующихся Интернетом составляет 60,4% (центральным телевидением

Опрос Фонда «Общественное мнение». [Электронный ресурс]. URL: http://www.fom.ru/projects/48/htm (дата обращения: 20.06.12).

4 Интернет меняет сознание // [Электронный ресурс]. URL: http://www.rambler.ru/news/it/software/9159579.html (дата обращения: 20.02.11).

- 90,6%), среди не интересующихся политикой - 32,1% (центральным телевидением -64,6%).

Возможность пользоваться компьютером сегодня есть у 80% молодежи в возрасте 14-30 лет, в том числе 70% имеют компьютер дома, 10% имеют доступ к компьютеру по месту работы, учебы и 2-3% - в Интернет-кафе, клубе. Ценность для российской молодежи Интернета подтверждена распределением ответов на вопрос: «При единственно возможном выборе из пяти источников информации, что бы Вы выбрали?». Предпочтение Интернету отдали 47%, телевидению - 47,8%, газетам - 2,5%, радио - 2,1%, а журналам -0,6%5. Среди молодежи, активно интересующейся политикой, выбрали бы Интернет 62,8%, а телевизор - 28,3%. Из числа имеющих дома компьютер выбрали бы Интернет 59,8%, а телевизор - 36,8%; из числа пользующихся Интернетом ежедневно соответственно 79,4% и 17,7%.

По данным зарубежных экспертов6, в США Интернет по значимости для молодежи превосходит любые другие источники информации, даже личные, притом, что важность всех других источников остается примерно на том же уровне или даже падает.

Исследование, проведенное автором осенью 2010 и весной 2012 г.г. в Карачаево-Черкесской Республике, показало, что Интернетом пользуются 80,5% студентов. Целью опроса явилось изучение общественного мнения студентов СКГГТА об Интернете. Всего были опрошены 589 респондентов по выборке, представляющей студенческую молодежь КЧР, в зависимости от специализации факультетов (гуманитарные или естественные) и по основным социально-демографическим признакам. Из всех опрошенных только 19,5% студентов не пользуются Интернетом, причем основная причина - отсутствие компьютера. Подавляющее большинство учащихся — 83% респондентов — посещение Интернет помогает в учебе. Ищут онлайновых развлечений 52,5% опрошенных, а 41% студентов пользуются Сетью для общения. Были названы и такие поводы, как просмотр новостей (25,3%) и поиск работы (11%).

Важной особенностью информационного развития страны является частный характер приобщения граждан к информационным ресурсам глобальной Сети. Если в начале наблюдений (2010 год) в качестве места выхода в Интернет пользователи указывали компьютер «по месту учебы», то в течение последнего года доля подключения

5 Кузнецов Б. М. Роль массовой коммуникации и Интернета в социокультурной жизни молодежи // Двигатель. 2010. № 5(71). С. 11.

6 Fleishman-Hillard & Harris. Interactive Digital Influence Index 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.http://www.slideshare.net/marketingfacts/digital-influence-index. (дата обращения: 07.06.12).

к Сети с места учебы заметно сокращается в пользу домашних компьютеров. На сегодняшний день в среднем по России 48% пользователей выходят в Интернет из дома. Среди других мест выхода в глобальную Сеть россияне указывают: «у друзей» - 16%, «в Интернет-кафе» - 12% и в других местах - 5%.

Таким образом, развитие российской Интернет-аудитории осуществляется преимущественно на основе личной заинтересованности наших сограждан в получении новой информации. Похоже, что технический прогресс, бизнес и государство сделали в России все, для появления устойчивого частного интереса к информационно-коммуникационным технологиям, которые больше уже не воспринимаются как игрушка или необязательное излишество. Показательно, что наиболее динамично растет доля

у

пользователей среди лиц молодого возраста, а также лиц с высшим образованием .

Таблица 3.

Распределение Интернет-аудитории по уровню образования

ОСЕНЬ ЗИМА ВЕСНА ОСЕНЬ ВЕСНА

2010 2010/11 2011 2011 2012

высшее 26 26 31 35 48

среднее 7 8 10 12 20

специальное

среднее общее 7 8 9 10 17

ниже 1 1 1 1 2

среднего

Проведенный нами анализ показал, что среди российской аудитории Интернет наибольшую известность имеют всего несколько порталов. Так, по результатам опросов МАСМИ, на первом месте находится Yandex.ru, Rambler.ru и Mail.ru известны

практически одинаково, с некоторым отрывом идет поисковая система Google. Остальные

8

порталы значительно уступают в популярности .

Таблица 4.

Рейтинг Интернет-порталов по популярности

ПОРТАЛЫ/ПОИСКОВИКИ РЕСПОНДЕНТЫ (В %)

Yandex.ru 92,1

Rambler.ru 87,1

Mail.ru 83,3

Google 65,8

Опрос Фонда «Общественное мнение». [Электронный ресурс]. URL: http://www.fom.ru/projects/48/htm (дата обращения: 20.06.12).

8 Официальный сайт Международного агентства маркетинговых исследований. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.masmi.com. (дата обращения: 13.06.12).

Yahoo! 63,6

Aport.ru 55,4

Km.ru 26,1

Kulichiki.com 22,9

Rol.ru 21,6

Filesearch.ru 7,8

Naitiprosto.ru 2,1

Audio.Opencom.ru 1,2

Одним из показателей объема Рунета является количество веб-ресурсов (сайтов), зарегистрированных в каталогах и рейтингах. Мы на основании регистрационных данных рейтинга Rambler's Top100 приводим информацию о количестве активных сайтов-участников - как в целом по рейтингу, так и в разбивке по тематическим группам. Как видно из таблицы раздел «Общественная жизнь» находится на 6 позиции9.

Таблица 5.

28.02.2012 31.03.2012 30.04.2012

Всего 164022 167057 169133

1. Бизнес 30145 30774 31174

2. Развлечения 27244 27807 28158

3. Дом и семья 21478 22019 22502

4. Компьютеры и Интернет 20759 21047 21135

5. Путешествия и транспорт 7951 8025 8314

6. Общественная жизнь 8028 8125 8163

7. Наука и образование 7697 7847 7950

8. Авто, мото 6859 6993 7128

9. Здоровье 6168 6314 6331

10. Музыка 5595 5648 5665

11. Культура и искусство 4730 4818 4868

12. Техника и электроника 4617 4756 4762

13. Отдых и спорт 3727 3793 3863

14. Новости и СМИ 3437 3465 3510

15. Связь 2928 2951 2955

16. Литература 2301 2312 2294

Ниже приводятся данные статистической службы Yandex.ru. за один месяц 2012 года. Данные таблицы свидетельствуют о наибольшей популярности поисковых порталов,

почты, каталогов, новостей. Раздел «Народ» также находится в начале списка10.

Таблица 6.

| Служба Хосты Посетители Хиты |

9 Рейтинг посещаемости сайтов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.Rambler's Top100. (дата обращения: 30.04.12).

Официальный сайт Международного агентства маркетинговых исследований. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.masmi.com. (дата обращения: 13.06.12).

Портал 3 985 187 23 484 277 1 414 874 005

Поиск 3 345 243 20 593 256 774 871 079

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Почта 1 818 007 5 421 506 246 646 383

Картинки 1 024 923 3 548 842 59 731 936

Каталог 1 250 836 4 570 009 57 710 641

Народ 1 317 752 3 235 557 42 730 229

Маркет 720 292 1 905 249 36 497 274

Новости 1 107 527 3 103 677 31 288 479

Словари 638 648 1 244 310 23 679 445

Погода 819 369 2 118 837 17 038 549

Телепрограмма 475 231 742 890 11 819 971

Открытки 402 782 694 769 11 344 918

Карты 331 190 747 877 5 602 453

Игрушки 302 844 444 132 5 497 443

Адреса 318 900 630 970 4 653 537

Деньги 239 503 462 149 4 344 113

Директ 284 521 546 651 3 593 356

Афиша 267 285 594 543 3 367 137

Поиск по блогам 370 391 630 377 2 827 873

Сфера 90 019 83 507 2 577 556

Музыка 164 258 233 559 2 329 704

Города 159 333 261 273 636 548

WiFi 69 074 101 192 466 204

Гостиная 23 336 29 020 197 648

Кубок 19 344 24 518 143 105

Народные сайты 5 228 355 16 028 110 358 188 352

Также данные нашего исследования показали, что более половины недельной аудитории заинтересованы новостями, которые можно найти в Сети. Около 35% недельной аудитории интересуются информацией о бизнесе, финансах, общением и пр. Наиболее молодая группа объединена интересом к общению в Сети (средний возраст

— 18 лет). Старшая — интересом к медицине (средний возраст — 28 лет). На пятом месте

— развлечения, анекдоты, игры (30%).

В нерегулярной аудитории Интернета, как и в предыдущих, преобладает интерес к новостям, финансам и общению. В последних строках десятки находятся приобретение товаров и услуг, спорт и медицина. Самые молодые группируются вокруг спортивных ресурсов Сети (18 лет)11.

Интерес аудитории к политике можно оценить и через статистику посещаемости политических сайтов. Среди полусотни рубрик рейтинга Rambler's Top 100 далеко не

Официальный сайт Международного агентства маркетинговых исследований. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.masmi.com. (дата обращения: 13.06.12).

последнее место занимает «Политика» на Rambler.ru . Раздел «Политика» представлен 934 ресурсами (хотя по данным Б. П. Овчинникова в 2002 году эта цифра была 630). Преобладает раздел «Товары и услуги» - 14 286 ресурсов. В других каталогах раздел «Политика» представлен также незначительно. В каталоге List - 635, в Yandex - 180 сайтов. Существенное расхождение между отдельными каталогами Б.П. Овчинников

видит в специфике толкования пределов понятия «политика» и разной структурой

13

классификаторов . С этим утверждением нельзя не согласиться.

Если анализировать популярность политический сайтов, в первую очередь следует обратить внимание, на то, что политический сегмент Интернет представлен значительно меньшим количеством ресурсов по сравнению с другими. По данным Subscribe.ru раздел «Политика, международные отношения» посещает 12,5 % пользователей14. Хотя в абсолютных числах это выглядит внушительно - почти 190 тыс. посетителей. По данным Mail.ru15 за день зарегистрировано 329212 визитов на 1110 политических ресурсов. Данные значительно различаются, видимо причина такого расхождения заключается в содержательной стороне сайтов, включенных в рейтинг.

Но возникает и другой вопрос: насколько пользователи Сети заинтересованы в участии в политическом процессе? Но проведенный нами анализ популярности политических сайтов среди молодежи КЧР позволяет говорить о том, что политические сайты используются скорее как источник информации, чем средство политического участия или политического влияния.

Среди политических сайтов наиболее популярны (по количеству посетителей) ресурсы, связанные с политическим компроматом. Посещаемость политических рубрик также определяется наличием многочисленных онлайновых СМИ и новостных лент, таких как Лента.Ру, Газета.Ру, РБК, Вести.Ру и др.16

Таблица 7.

Количество посещений за один день

название

посетители хосты

визиты

12

Рейтинг посещаемости сайтов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.Rambler|s Top100. (дата обращения: 30.04.12).

13 Овчинников Б. П. Виртуальные надежды: состояние и перспективы политического Рунета. // Полис. 2002. № 1. С. 89.

1 Рейтинг посещаемости сайтов. [Электронный ресурс]. URL: http://www. subscribe.ru. (дата обращения: 30.04.12).

15Рейтинг политических ру (дата обращения: 23.06.12).

15

Рейтинг политических рубрик сайтов. [Электронный ресурс]. URL: http://www. Mail.ru.

16 Рейтинг политических рубрик сайтов. [Электронный ресурс]. URL: http://www. Mail.ru. (дата обращения: 23.06.12).

КОМПРОМАТ.РУ. Библиотека компромата 27,874 23,280 152,29

Сергея Горшкова

Столичные новости: Вся правда о Москве! 13,403 12,424 35,204

Владимир Владимирович™ 9,423 8,894 16,060

ФОРУМ.мск - глоток свободы 6,049 5,980 15,394

InfoRos - Информационная Россия 6,014 5,668 11,320

Портал "Русская Цивилизация".Будут русские - 4,740 4,657 14,200

будет и Россия!

КПРФ: Что Дума "подарила" народу? 4,183 4,294 15,984

ПОЛИТКОМ.РУ: Информационный сайт 3,959 3,891 7,811

политических комментариев

Гуляй-Поле. Российско-украинское обозрение 3,918 4,020 11,284

Агентство Политических Новостей - Нижний 3,222 3,186 4,999

Новгород

Выводы. Таким образом, в первую очередь, следует обратить внимание на количественную характеристику аудитории Интернет в России. Численность пользователей шагнула далеко за 10% и сейчас составляет 70 млн. человек, что позволяет говорить о массовости данного явления. В статистике по резервам роста Интернета в России мы обнаруживаем вполне благополучные перспективы: ещё 3,6 миллионов в будущем «обеспечены». Во-вторых, можно отметить значительную молодость российской Интернет-аудитории. Значительная ее часть - это пользователи не старше 35 лет. Для молодых пользователей в возрасте 16 лет и чуть старше Интернет сегодня становится основным и наиболее важным источником информации. Для нынешней российской молодежи Интернет однозначно не является средством мобилизации идеологических соратников для проведения митингов, выступлений - в этих целях его стремятся использовать 0,6% опрошенных. В-третьих, несмотря на высокий политический потенциал Интернет-аудитории, обусловленный ее активностью, образованностью, самостоятельностью и мобильностью, Интернет в России продолжает оставаться преимущественно средством развлечения или источником информации, необходимой для работы. Политика же менее интересует интернетчиков, хотя потенциал в этой сфере огромен.

Егоров Г.Н. Интернет как канал получения информации о политике для российской молодежи. Статья посвящена качественному и количественному анализу российской Интернет-аудитории. Автор исследует предпочтения молодежного сегмента Интернет-аудитории. В статье представлен вторичный анализ результатов опросов общественного

мнения, проведенных авторитетными российскими опросными организациями ФОМ, ВЦИОМ и собственного исследования.

Ключевые слова: общественное мнение, аудитория Интернет, социологический портрет Интернет-аудитории, российский сегмент Интернет, предпочтения молодежи. Egorov G.N. Internet as a channel of information about policy for Russian youth. Article is devoted to the qualitative and quantitative analysis of the Russian Internet audience. The author investigates preferences of a youth segment of Internet audience. In article the secondary analysis of results of the polls which have been carried out by the authoritative Russian FOM polling organizations and own research is presented.

Keywords: public opinion, Internet-audience, sociological portrait of Internet- audience, Russian segment Internet, preferences of youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.