Научная статья на тему 'Современная Российская деловая пресса в медиасфере интернета'

Современная Российская деловая пресса в медиасфере интернета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1223
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ПРЕССА / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-СМИ / СТАТИСТИКА / BUSINESS PRESS / THE PRESS / INTERNET / STATISTICAL DATA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Исайчев Евгений Юрьевич

В статье освещается краткая история СМИ в российском сегменте Интернета, называются первые Интернет-издания на русском языке. На примере статистических данных Фонда «Общественное мнение» с 2002 по 2010 гг. дается картина роста аудитории Интернета в России. Проводится анализ корреляции этого роста с общим увеличением количества Интернет-изданий и их совокупной аудитории. Автор также выделяет основные преимущества Интернета как среды распространения информации перед более традиционными каналами. Также в статье приводится список из 33 наиболее популярных деловых изданий в российском сегменте Интернета со среднесуточной аудиторией каждого из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Russian Business Press in the Mediasphere of the Internet

Th e article provides a brief history of the mass media of the Russian Internet. Th e author employs statistical data of 2002-2010 years to illustrate the growth of the internet audience. Th e correlation between the number of internet users and the size of the internet mass media audience is being analyzed. Th e author mentions 33 most popular Russian business sites and gives brief characteristics of this particular segment of the internet.

Текст научной работы на тему «Современная Российская деловая пресса в медиасфере интернета»

УДК 070 Е. Ю. Исайчев

Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2011. Вып. 2

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ДЕЛОВАЯ ПРЕССА В МЕДИАСФЕРЕ ИНТЕРНЕТА

Первые СМИ появились в российской части сети Интернет в 1995 г. «Первым электронным СМИ в Рунете стала „Учительская газета“ — свой сайт у нее появился в марте-апреле 1995 года» [1]. «Первым новостным Интернет-СМИ можно считать сайт информационного агентства „РосБизнесКонсалтинг" (http://www.rbc.ru)» [2]. В том же 1995 г. открывается сайт «Национальной службы новостей», Nns.ru. «На этом сайте помимо ежедневно обновляющейся ленты общественно-политических новостей была представлена также уникальная коллекция биографий и фотографий политиков» [3]. «Появление и расцвет [полностью онлайновых СМИ] приходятся на 1999 год. Gazeta.ru, первая в России ежедневная интернет-газета, запустилась именно в марте 1999 года» [2].

Интернет как среда для публикации текстовых и мультимедийных новостей в гораздо большей степени отвечал и продолжает отвечать запросам аудитории и журналистов, нежели традиционные, и прежде всего бумажные, носители. Современные исследователи журналистики признают присущие Интернет-журналистике уникальные черты. «Было бы очень просто определить Интернет-журналистику лишь как журналистику, использующую новые технологические возможности. Однако есть веские основания предполагать, что в образе Интернет-журналистики мы имеем дело с качественно новым культурным феноменом. Интернет вначале породил Интернет-журналистику де-факто, а уже потом журналистика стала осваивать Интернет как среду свой профессиональной деятельности и признала веб-журналистику де-юре» [4].

Интернет-СМИ обладают многочисленными преимуществами перед старыми СМИ. Производственный цикл информации в Интернете короче и дешевле благодаря отсутствию физических носителей. Информацию в Интернете легко тиражировать, изменять по мере поступления дополнительных сведений. Электронная информация становится доступной мгновенно, причем физические расстояния практически не играют роли. Упорядочивание и поиск информации, хранящейся в электронном виде, также значительно более удобен для аудитории.

Кроме того, Интернет позволяет создавать принципиально новые типы СМИ, которые были невозможны или чрезвычайно труднореализуемы в условиях более традиционных каналов распространения информации. Среди таких совершенно новых СМИ следует назвать Slon.ru — издание, не имеющее собственной физической редакции и публикующее мнения журналистов и членов сообщества сайта. Как и многие другие Интернет-издания, Slon.ru реализует модель открытого двустороннего обмена сообщениями между коллективом авторов и аудиторией. Традиционные каналы распространения информации даже с помощью «писем в редакцию» или «звонков в студию» не способны были задействовать аудиторию в полной мере.

Одно из важнейших преимуществ Интернет-СМИ заключается в их прозрачности. Бумажные СМИ и электронные СМИ предыдущего поколения, такие как газеты, журналы, радио и телевидение, позволяют лишь приблизительно оценивать аудиторию.

© Е. Ю. Исайчев, 2011

Не секрет, что бумажные издания могут завышать тиражи с тем, чтобы увеличить привлекательность для рекламодателя. Фактический тираж может отличаться от заявленного редакцией, чтобы узнать его, требуется анализ финансовых отчетностей издания.

Телевизионная и радийная аудитории могут быть измерены лишь приблизительно, при этом необходимо использование специальных измерительных устройств (так называемый «пиплметр»). Точность оценки величины аудитории, как и при проведении социологических опросов, зависит от репрезентативности выборки и добросовестности организации, осуществляющей исследование. Показатели могут меняться год от года просто за счет возникновения погрешности в измерениях, возникающей вследствие сокращения или увеличения репрезентативности выборки. При этом в России сегодня выборка является заведомо неполной: так, например, из нее исключено сельское население. «Регулярное систематическое измерение аудитории в нашей стране проводится последние 10 лет. Измеряется „телесмотрение“ населения, которое проживает в крупных городах. Сначала это были города с населением 400 тысяч человек и более, потом 200 тысяч человек и более. Сейчас в выборку входят города с численностью населения 100 тысяч человек и более. На сегодняшний день мы можем говорить только об аудитории этих городов. Аудитория сельского населения не измеряется» [5], — сообщает О. Ермолаева, директор НП «Медиа Комитет».

В отличие от печатных изданий и телевидения, Интернет как среда размещения информации позволяет осуществлять самые точные измерения аудитории. Статистические данные в Интернете дают возможность точно учитывать размер аудитории, а также с уверенностью отличать новых посетителей сайта от тех, кто приходит повторно. Кроме того, можно определить географическое распределение аудитории, время наибольшей активности читателей, точки входа пользователей на сайт, наиболее популярные материалы, продолжительность контакта посетителя с информацией и многие другие параметры. Крупные службы, занимающиеся замером Интернет-аудитории и оплачивающие так называемую «панель» из респондентов, располагают в том числе и данными о половозрастных характеристиках посетителей сайтов.

В силу совокупности этих факторов телевидение, радио и печатная пресса постепенно уступают свою уже имеющуюся аудиторию и вновь прибывших читателей Интернет-СМИ. Некоторые Интернет-СМИ, такие как РБК и NewsRU. com, с момента своего основания неуклонно увеличивали относительную и абсолютную аудиторию. Другие, напротив, теряли ее и прекращали свое существование. Но, несмотря на это, совокупная аудитория Интернет-СМИ постоянно и неуклонно росла. Тенденцию роста аудитории Интернет-СМИ отражают показатели роста общего числа пользователей сети Интернет в России.

В этом исследовании мы будем опираться на наиболее авторитетный источник статистической информации по количеству пользователей Интернета в России — Фонд «Общественное мнение» (ФОМ), который занимается измерением и оценкой российского сегмента этой сети с 2002 г. Фонд «Общественное мнение» постоянно публикует отчеты о своих исследованиях, некоторые из них доступны только платным подписчикам, однако ключевые данные находятся в свободном доступе.

График на рис. 1 [6] иллюстрирует увеличение доли пользователей Интернета среди совершеннолетних граждан России с осени 2003 г. по осень 2010 г. Из графика видно, что за период проведения исследований доля граждан России, хотя бы раз в месяц пользующихся Интернетом, выросла больше, чем на 400 %, составив почти половину

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2009-2010 2010 2010 2010

Интернет в России. Выпуск 31. Осень 2010

© Фонд Общественное Мнение

Рис. 1. Динамика числа совершеннолетних пользователей интернета за 2003-2010 гг.

населения страны. При этом доля активных пользователей Интернета, т. е. тех, кто пользуется этой сетью как минимум раз в сутки, выросла с 3 до 27 %. Таким образом, здесь имеет место девятикратный прирост аудитории.

В данном случае нас особенно интересует прирост суточной аудитории, поскольку он напрямую связан с ростом аудитории Интернет-СМИ. Согласно многим исследованиям, из которых наиболее достоверным нам представляется исследование ФОМ, люди, составляющие суточную аудиторию Интернета, более других склонны искать новостную информацию в этой сети. В марте 2009 г. фонд провел опрос, в рамках которого респонденты отвечали на вопрос «Из каких источников вы чаще узнаете интересующую вас информацию?» Диаграмма на рис. 2 иллюстрирует результаты этого опроса.

2\ телевидение

Щ печатная пресса (газеты, журналы)

□ рассказы родственников, друзей, знакомых ^ интернет | радио книги

2\ затрудняюсь ответить

Среди тех, кто пользуется интернетом каждый день, 79 % используют Интернет как источник интересующей их информации. Количество тех, кто назвал печатные издания как источник информации, было в 3 раза меньше. Кроме того, среди представителей суточной аудитории Интернета последний имеет даже более высокую популярность, чем

суточная интернет-аудитория

телевидение. Однако мы еще не ответили на вопрос, какая часть людей, находящих интересующую их информацию в Интернете, обращается за ней именно к новостным и аналитическим Интернет-изданиям.

Согласно исследованию, проведенному в декабре 2010 г., «новости в интернете читают 13% россиян» [7]. Больше трети (34% аудитории сети) берут информацию с новостных сайтов Рунета. При этом новостям в Интернете аудитория доверяет больше, чем новостям, увиденным по телевидению. Среди жителей Москвы новости из сети черпают 55%, доверяют им 19%.

Соотношение размеров аудиторий традиционных бумажных СМИ и Интернет-изданий будет корректно рассмотреть на примере изданий сходной направленности. Рассмотрим статистику АШ1 для крупнейших печатных деловых изданий России [8] в период с мая по октябрь 2010 г. (табл. 1).

Таблица 1. Статистика AIR для крупнейших печатных деловых изданий России

Издание Регион AIR, тыс. чел.

Ведомости Россия 155,3

Коммерсантъ Россия 258,6

РБК-daily Москва и Петербург 96,20

Итого 510,1

Для сравнения приведем статистику по посещаемости трех крупнейших деловых изданий в Интернете. Эти данные предоставляет портал Liveinternet.ru, поддерживающий работу одного из наиболее популярных счетчиков трафика в российском сегменте. Этот счетчик собирает статистику, начиная с 2003 г. (до этого счетчик именовался Rax.ru). По общепринятому мнению данные счетчика Liveinternet.ru наиболее достоверны.

Сравнение, приведенное в табл. 2, основано на данных о среднем количестве уникальных посещений по будним дням в декабре 2010 г., подсчитанных Liveinternet.ru.

Таблица 2. Среднее количество уникальных посещений

Издание Ежедневное количество посетителей, тыс. чел.

Газетами 385,658

Ведомости 227,575

РБК Daily 164,684

Итого 777,917

Из табл. 2 следует, что аудитория только трех крупнейших деловых изданий в Интернете более чем в 1,5 раза превышает аудиторию трех самых популярных бумажных изданий сходной тематики.

В качестве определяющих критериев принадлежности СМИ к сонму деловых изданий в рамках данного исследования мы приняли несколько факторов: наличие ежедневно обновляемых новостей и аналитических материалов на темы, связанные с финансами в целом, финансовыми рынками, определяющими поведение рынков политическими

1 Average Issue Readership (AIR) — усредненное количество читателей одного номера издания.

событиями. Мы отбирали издания, ориентированные на российскую аудиторию, со средней ежедневной аудиторией не ниже 5 000 посетителей.

На начало 2011 г. в российском сегменте Интернета лидирующими по посещаемости деловыми СМИ в Интернете являются следующие 33 издания (см. табл. 3).

Таблица 3. Лидирующие деловые СМИ в Интернете

Название СМИ Суточная аудитория

1. Газетами Главные новости дня 385658

2. Ведомости 227575

3. РБК Daily. Ежедневная деловая газета 164 684

4. Коммерсантъ. Издательский дом 136 161

5. Журнал «Эксперт» online 2.0 121886

6. INFOX. ru Бизнес. Информационный проект 120134

7. RB. RU: деловая сеть 115591

8. Финам^и 109 971

9. FOREXPF. RU 86 309

10. Slon.ru — деловые новости и блоги 70 142

11. ПРАЙМ-ТАСС: новости, комментарии 61 366

12. Деловой Петербург 60 347

13. BISHELP. Информационная поддержка предпринимателей 39 639

14. AUP. Ru: Маркетинг и менеджмент в бизнесе 35 186

15. Газетами: Бизнес 30 927

16. Биржевой лидер (masterforex-v) 29 393

17. ВАШ БИЗНЕС ПАРТНЕР 27 027

18. Газетами: Деловые новости 24 156

19. АИФ Деньги 22 502

20. Газетами: Финансы 22 364

21. НГС. БИЗНЕС: Новосибирск 14 427

22. StockNavigator.rn: МИРОВЫЕ РЫНКИ 12 803

23. Деньги.СРАВНИ^и: вклады и кредиты 11 602

24. БКС Экспресс 10 343

25. Mabico.Rtt финансы, акции, форекс, новости 9978

26. investfunds.ru 8923

27. FinTimes.m: Ежедневное издание для деловых людей 8427

28. Финанс. ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛ | ПОРТАЛ 8393

29. INLINE.RU: ФИНАНСЫ, НОВОСТИ 7911

30. MFD.RU: Котировки акций, курсы валют 7850

31. K2Kapital.com 6858

32. ChelFin.m: финансы и кредит в Челябинске 6467

33. Газетами: Матпомощь 5683

ИТОГО 2 010 683

■ 1 Газета.Ru

■ 2 Ведомости

■ 3 РБК Daily

■ 4 Коммерсантъ. Издательский дом

■ 5 Журнал «Эксперт» online 2.0 6 INFOX.ru Бизнес

■ 7 RB.RU — деловая сеть 8 ФинамЛи

■ 9F0REXPF.RU

■ 10 Slon.ru — Деловые новости и блоги

■ 11 Прочие деловые издания

Рис. 3. Аудитория деловых ресурсов в Интернете

Несмотря на большое количество деловых ресурсов в Интернете, основное число посетителей приходится на несколько самых крупных. Первые 10 Интернет-изданий из вышеприведенного списка привлекают около 75 % от общего числа читателей этого типа изданий. Это соотношение становится особенно заметным и наглядным на круговой диаграмме (см. рис. 3).

Выводы. С момента своего возникновения российские Интернет-СМИ постоянно увеличивали и продолжают увеличивать свою аудиторию. Первое в российском сегменте Интернета информационное издание, посвященное деловой тематике, появилось в 1995 г. Рост аудитории Интернет-изданий происходит как благодаря увеличению общего числа пользователей сети, так и за счет отказа аудитории от более традиционных СМИ в пользу Интернет-СМИ. Интернет как среда размещения информации изначально обладает широкими возможностями и многочисленными преимуществами перед прочими физическими и электронными способами распространения информации. Читатели склонны в больше степени доверять информации, полученной в Интернете, нежели информации, полученной иными способами. Количество читателей деловых СМИ в Интернете превышает количество читателей бумажных изданий аналогичной направленности. Среди деловых изданий в Интернете 33 издания обладают средней суточной аудиторией более 5 тыс. чел. Из этих изданий три четверти посетителей приходится на 10 крупнейших. Среди крупнейших Интернет-изданий есть СМИ различного формата: издания, по своей модели аналогичные традиционным газетам; издания, позиционирующие себя как деловые журналы; СМИ, ориентированные на оперативное информирование о новостях на рынках валюты и т. п.; преимущественно аналитические издания и также коллективные блоги. В тройку лидеров по посещаемости входят Газета.ру, Ведомости и РБК Daily.

Источники и литература

1. Хронология. 1995 год // История интернета России. URL: http://www.nethistory.rn/ chronology?year=1995 (дата обращения: 05.03.2011).

2. Амзин А. Новостная интернет-журналистика. URL: htt:p://kebati.ru/joum/ (дата обращения: 05.03.2011).

3. Открытие сайта «Национальной службы новостей» // История интернета России. URL: http://www.nethistory.rn/chronology/1043948535.html (дата обращения: 05.03.2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2005. В8В с.

5. Ермолаева О. Я. Измерение телевизионной аудитории // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. 2007. № 2. URL: http://broadcasting.ru/articles2/econandmen/izmeren_TV_auditor (дата обращения: 05.0В.2011).

6. Интернет в России. Информационный бюллетень. Вып. В1 // Фонд Общественное мнение.

URL: http://bd.fom.ru/report/map/bntergum07/internet/_internet1031/osen2010 (дата обращения:

05.0В.2011).

7. Новости в интернете читают 1В % россиян // CNews. Интернет. URL: http://internet.cnews. ru/news/line/index.shtml?2010/12/1В/419877 (дата обращения: 05.0В.2011).

8. Рейтинги СМИ. Пресса // TNS. URL: http://www.tns-global.ru/rus/data/ratings/press/index. wbp?press.action=search&press.regionId=68CDA84F-6158-4F7C-AВ6A-7DAF207B88E1&press. regionId=C27FFFD9-CC9B-4AD1-B826-00B2CDE2B4AB&press.regionId=C98В8420-042B-4B9E-B7A8-F228DB27C8E1&press.periodId=A849006B-07C1-42DB-BA2E-E55025CEC789&press. smiId=FFE6B659-6ВE1-46FВ-96E1-5ВEBD1D16CCE (дата обращения: 05.0В.2011).

Статья поступила в редакцию 25 января 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.