Научная статья на тему 'О роли военно-научных школ Министерства обороны Российской Федерации в развитии военного искусства'

О роли военно-научных школ Министерства обороны Российской Федерации в развитии военного искусства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
102
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Военно-научные школы / научные исследования / военная наука / военное искусство / Military science schools / scientifi c research / military science / military art

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А П. Жураковский

Представлен краткий исторический экскурс рассматриваемой темы, дано определение военно-научной школы, рассмотрены основные задачи военно-научных школ Министерства обороны Российской Федерации, раскрыта их роль в развитии военного искусства, предложены пути повышения эффективности научной деятельности военно-научных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — А П. Жураковский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Role of Military Science Schools of the Ministry of Defense of the Russian Federation in the Development of Military Art

The paper outlines the history of militaryscientifi c schools and the defi nition of these schools. It then discusses the main tasks of military-scientifi c schools within the Ministry of Defense of the Russian Federation and their role in enhancing military art. Finally, it proposes ways to increase the scientific efficiency of military-scientifi c schools.

Текст научной работы на тему «О роли военно-научных школ Министерства обороны Российской Федерации в развитии военного искусства»

О роли военно-научных школ Министерства обороны Российской Федерации в развитии военного искусства

Полковник А.П. ЖУРАКОВСКИЙ, доктор политических наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Представлен краткий исторический экскурс рассматриваемой темы, дано определение военно-научной школы, рассмотрены основные задачи военно-научных школ Министерства обороны Российской Федерации, раскрыта их роль в развитии военного искусства, предложены пути повышения эффективности научной деятельности военно-научных школ.

The paper outlines the history of military-scientific schools and the definition of these schools. It then discusses the main tasks of military-scientific schools within the Ministry of Defense of the Russian Federation and their role in enhancing military art. Finally, it proposes ways to increase the scientific efficiency of military-scientific schools.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Военно-научные школы, научные исследования, военная наука, военное искусство.

Military science schools, scientific research, military science, military art.

НАУЧНАЯ деятельность в высших военно-учебных заведениях, в том числе в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил

Российской Федерации, представляет собой мощный инновационный ресурс для развития системы военного образования в целом, что обеспечи-

вает не только сочетание ценностей фундаментальной и прикладной науки, но и реализацию потребностей армии и флота в квалифицированных военных кадрах.

Осмысленные мнения о войне, вооруженной силе, военном искусстве в русском государстве стали возникать и фиксироваться еще на заре формирования централизованного русского государства. Военные историки в данной связи называют фамилии И.С. Пересветова, который в середине XVI века разработал программу военной реформы Московского государства; О. Михайлова (Родишевского), автора первого «Устава ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки...»;

A.Л. Ордина-Нащокина, выдвинувшего идею переустройства государства и его военной организации; почти неизвестного сегодня автора объемных военных программ своего времени

B.В. Голицына1 и других.

Но «точкой отсчета» в истории отечественной военно-научной школы была и остается выдающаяся фигура Петра I. Автор и редактор ряда воинских уставов, военно-теоретических и исторических трудов (см. Устав воинский 1716, Морской устав 1720 и др.), Петр I разработал одну из первых отечественных военных концепций подготовки государства к войне, организации, обучения и воспитания русских войск, ведения ими военных действий. Он же остается в нашей военной истории основоположником тактических учений и маневров. Большинство выдающихся русских полководцев и флотоводцев XVIII века искренне считали себя его учениками, поскольку становлением своим были в немалой степени обязаны теоретическим военным трудам первого российского императора.

Непревзойденным представителем императорской русской военной школы стал великий русский полко-

водец генералиссимус А.В. Суворов, обладавший не только несгибаемой волей и силой характера, но и отличавшийся глубокими военными знаниями и широкой эрудицией. Создатель «Науки побеждать» (1795—1796)* — выдающегося труда русской и мировой военно-теоретической мысли XVIII столетия, — считал себя учеником Петра Великого и фельдмаршала П.А. Румянцева.

* Под указанным наименованием работа А.В. Суворова впервые издана в 1806 году. До этого она была известна в армии как Суворовский устав, распространявшийся в рукописных вариантах. Отдельные дошедшие до нашего времени его экземпляры хранятся в РГВИА и носят название «Вахт-парад».

Почетный член Петербургской академии наук, будущий военный министр и генерал-фельдмаршал Д.А. Милютин в годы службы в Генеральном штабе писал: «Суворов в отношении к военному делу стоял выше своего века, и никто не мог тогда постигнуть, что он создавал совершенно новый образ войны, прежде чем Наполеон дал Европе уроки новой стратегии и тактики»3.

Несмотря на то что в начальный период активного развития в России военной науки официальных научных школ в учебных заведениях империи еще не существовало, можно тем не менее констатировать факт их неформальной деятельности, поскольку налицо были и лидеры-ученые, вокруг которых сплачивались подчиненные единому видению стратегии и высшей тактики единомышленники-ученики, и, главное, передовые мысли о военном деле, нередко противостоящие канонам признанных западноевропейских военных авторитетов.

Со временем эти единомышленники-ученики составят гордость отечественной военной науки, возглавят (формально или неформально) собственные научные школы, идеи которых будут активно изучаться и обсуждаться в военно-научных обществах русской армии конца XIX — начала XX века и даже в первых военно-научных обществах советского периода (созданы в 1920 г.).

Несмотря на все перипетии и, прямо скажем, не всегда достаточное внимание к ним, военно-научные школы, деятельность которых осуществляется в рамках научных направлений, актуальных для Вооруженных Сил Российской Федерации, играли и продолжают играть значительную роль в развитии военной науки в целом и военного искусства в частности.

«Методические рекомендации по организации деятельности военно-научных школ в Министерстве обороны Российской Федерации» (далее — Методические рекомендации), утвержденные 4 августа 2016 года, представляют военно-научные школы — неотъемлемую часть национальных научных школ Российской Федерации — как сложившиеся на добровольной основе коллективы ученых и специалистов разной научной квалификации и обучающихся, связанных проведением актуальных научных исследований в интересах обороны Российской Федерации в одной или нескольких областях науки по профильному для образовательной (научной) организации Министерства обороны направлению на основе единой методологии под руководством авторитетного ученого или ученых, имеющих признанные и реализованные на практике научные результаты.

Военно-научные школы вузов Министерства обороны Российской Федерации, которых сегодня насчитывается более 300, в том числе 15 —

в академии Генерального штаба, являются важным слагаемым всей системы военно-научных школ Министерства обороны Российской Федерации. Каждая военно-научная школа как бы объединяет три типологические формы: научно-образовательную школу, исследовательский коллектив и научное направление. Жизнеспособность военно-научных школ и возможности их развития обеспечиваются сочетанием традиций и новаторства. Но многое здесь зависит и от личности руководителя военно-научной школы, его энергии, научного авторитета, перспективности и актуальности избранного им направления научного исследования.

В настоящее время к основным задачам военно-научных школ относят: проведение в интересах Вооруженных Сил актуальных научных исследований, оказание содействия во внедрении инновационных научных и научно-технических разработок в практику; подготовку перспективных молодых ученых, совершенствование их научной состоятельности и квалификации в интересах повышения научно-педагогического потенциала конкретной образовательной либо научной организации Министерства обороны; распространение научного и педагогического опыта военно-научной школы в целях обеспечения преемственности поколений научно-педагогических кадров; вовлечение в научную деятельность обучающихся вузов, наделение их навыками исследовательской работы: от военно-научного кружка к военно-научному обществу, а затем и к военно-научной школе4.

Следует отметить, что задачи научной школы определяются прежде всего их значимостью для военной науки в целом и военного искусства в частности. Трансформация общественно-политических, экономических и собственно военных условий,

в которых ныне существуют военно-научные школы, диктует свои требования и к научной сфере, поднимая проблемы, которые нуждаются в особо тщательном и всестороннем осмыслении и обоснованных рекомендациях по их решению. Ключевой вопрос здесь: что конкретно подлежит исследованию?

Апробированная форма постижения научного знания посредством осуществления индивидуальных авторских исследований конкретной тематики, конечно же, не утрачивает своей актуальности. По мнению авторитетных ученых, «научный поиск — глубоко творческий процесс, основанный на субъективно-личностном мировоззрении исследователя, которое существенно отражается и в научном результате. Однако этим определяется и субъективный выбор проблематики исследования, связанный, как правило, с областью интересов или профессиональной специализации исследователя»5. Доктор юридических наук профессор Е. По-качалова и доктор юридических наук М. Разгильдиева подчеркивают, что научная работа в итоге решает теоретические и практические задачи точечно или увеличивает удельную массу мнений по какой-либо проблеме, что является необходимым условием научного развития: «количественное накопление знания способствует его качественному преобразованию»6. В то же время индивидуальные, «точечные» результаты далеко не всегда способны объединиться в единую картину значимой проблемы, когда она существенно превышает рамки частного исследования. Трудно не согласиться с авторами статьи в том, что «на уровне научной школы необходимо организационное планирование исследовательской тематики»7.

Таким образом, речь идет о возможности (а во многом и необходимости) придания системности

характеру исследовательской деятельности в рамках исследования военного искусства и его составных частей, может быть, даже о создании военно-научной школы по военному искусству с узкой профессиональной специализацией, но достаточно полным охватом проблем в рамках этой специализации.

Исследовательская работа военно-научной школы, как известно, определяется актуальными проблемами теории и практики военного дела в целом и военного искусства в частности в широком его понимании. Поскольку современная практика развития военного дела насыщена новыми явлениями, процессами, которые требуют своего осмысления с позиции военного искусства, на повестке дня военно-научных школ — не только проблемы отстаивания национальных интересов в новых военно-политических условиях, многообразные процессы, обусловленные развитием технологий, роботизацией вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), но и в первую очередь опыт реальной боевой деятельности Вооруженных Сил, с учетом процессов цифровизации военной организации государства, военного управления и пр.

«В последнее время мы отмечаем устойчивую тенденцию такого отношения к военной науке, когда она становится в ряд государственных приоритетов, — подчеркнул в статье «Военная наука: новые горизонты познания» начальник Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-полковник В.Б. Зарудниц-кий. — Военно-научная деятельность заметно активизировалась, стала теснее увязываться с практическими задачами штабов и войск, нацелена на решение актуальных проблем развития и применения Вооруженных Сил. <...> Особое внимание уде-

ляется оперативно-стратегическим исследованиям, разработке научно обоснованных прогнозов возможного характера будущих войн, форм и способов вооруженной борьбы, подготовке мобилизационных ресурсов. Достижения военной науки апробируются на практике в ходе мероприятий оперативной подготовки войск (сил) и военных действий в Сирийской Арабской Республике, в ходе военной спецоперации, отражаются в современных уставных документах и программах подготовки офицеров»8.

Основные усилия военно-научных школ академии Генерального штаба направлены на организацию и проведение оперативно-стратегических и оперативно-тактических исследований, их четкую координацию и оперативное внедрение полученных результатов в практику войск (сил).

Приоритетами исследований научных школ академии считаются: разработка новых форм и способов вооруженной борьбы на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях; развитие способов стратегического сдерживания и организация управления национальной обороной; построение эффективной системы воздушно-космической обороны; обоснование группировок войск и сил на стратегических и операционных направлениях; развитие теории управления войсками (силами) и их всестороннего обеспечения...

При этом руководители ВНШ и ученые, которые входят в их состав, хорошо понимают, что, к примеру, «требования к новому вооружению необходимо формировать на основе разработанных военной наукой перспективных форм и способов вооруженной борьбы с учетом новейших достижений фундаментальной науки. При этом теория военного искусства должна быть приоритетной при планировании научной работы в Вооруженных Силах»9.

В то же время вести речь о значимой роли военно-научных школ в развитии военного искусства имеет смысл лишь по отношению к высшей военной школе, что называется, второго уровня. Ибо непременным условием участия в деятельности школы, что очевидно, является наличие даже у молодого исследователя некоего практического опыта соприкосновения с различными составляющими военного искусства в рамках как теории, так и практики подготовки и ведения военных действий на суше, море, в околоземном и информационном пространстве.

Следует отметить, что погоня за массовостью, «широким охватом» и «красивой» цифрой во многом вредит достижению реальных научных результатов не только военно-научными обществами, но и школами. У руководителей ВНШ, которые пребывают в постоянном поиске перспективных научных кадров, показатель в 100 % списочного состава военно-научных обществ по отношению к общему списку обучающихся вызывает оторопь.

Эффективные военно-научные школы — явление штучное, поскольку имеют в своем активе не только признанного в научном сообществе руководителя (доктора, профессора), но и под стать ему пятерых—се-мерых, как указано в Методических рекомендациях, перспективных единомышленников. У ВНШ еще и стаж научных исследований должен быть «не менее 10—15 лет», а кроме того, собственные традиции, прежде всего научные, перспективная тематика исследований, достаточная для этих исследований материальная база, благодаря чему и достигаются «востребованные и признанные установленным порядком за пределами творческого коллектива результаты», а также подготавливаются новые дипломированные ученые.

Но как бы эффективно ни работали военно-научные школы, задача повышения эффективности и результативности их деятельности всегда остается актуальной, как и решение тех проблем, которые препятствуют поступательному развитию ВНШ.

Эти проблемы хорошо известны в военно-научных школах вузов Министерства обороны. В большинстве вузов с ними успешно справляются, но где-то результаты борьбы за решение проблем не всегда в пользу ВНШ.

Опыт подсказывает, что для решения основных проблемных вопросов в деятельности ВНШ и стимулирования ее результативности необходимо обратить внимание на следующие аспекты.

1. Качество планирования и организации научных исследований уровня ВНШ призвано обеспечивать не только своевременное получение научных результатов по направлениям, увязанным с задачами видов и родов войск Вооруженных Сил, но и их внедрение в практику войск (сил) в максимально короткие сроки.

2. Научные исследования проблемных аспектов военной теории должны соотноситься с научными задачами исследований, направленных на развитие ВВСТ, и наоборот.

3. Деятельность ВНШ вузов Минобороны России не должна замыкаться только на собственных интересах и задачах. Координация научной деятельности всей национальной научной школы в области обороны и безопасности Российской Федерации должна касаться и военно-научных школ вузов.

4. Рациональное использование научного потенциала ВНШ вузов (не допускать загрузки ВНШ второстепенными и несвойственными задачами) для повышения результативности и эффективности их деятельности.

5. Кардинальное повышение мотивации молодых специалистов и состоявшихся ученых к военно-научной деятельности в интересах эффективного развития научных школ.

6. Создание и популяризация единого информационного пространства, обеспечивающего обмен исходными данными и результатами научных исследований между ВНШ.

7. Создание условий для формирования в вузах новых и развития существующих научных школ по актуальным направлениям развития военного искусства и перспективным видам ВВСТ.

8. Выработка мер дополнительного стимулирования деятельности ВНШ вузов, осуществляющих исследования в области развития военного искусства, в целях привлечения (закрепления) квалифицированных специалистов и повышения качества научной работы в данной области.

В вопросах стимулирования научно-исследовательской деятельности, которые в настоящее время стоят особенно остро, развития существующих и формирования новых военно-научных школ в вузах Минобороны важно также не упускать из виду такие формы стимулирования ученых, как официальное признание творческих коллективов в качестве военно-научных школ с выдачей им на определенный срок соответствующего свидетельства (сертификата), приравниваемого при индивидуальной оценке вклада ученого, например, к свидетельству о повышении квалификации; премирование коллективов ВНШ после завершения исследований, представляющих собой значительный вклад в военную науку (по решению специальных экспертных комиссий); регулярное участие военно-научных школ и их членов в конкурсах на получение грантов Правительства Российской Федерации, государственных научных фон-

дов Российской Федерации и иных организаций по представлению вузов; ежегодное поощрение лучших руководителей и наиболее активных членов военно-научных школ за достижения в научной работе и подготовку научно-педагогических и научных кадров; периодический (ежегодный) выпуск специального издания (бюллетеня) о состоянии и основных результатах деятельности ВНШ вузов Министерства обороны Российской Федерации в рамках популяризации передового опыта.

В решении задач развития военного искусства предлагается учесть предложения, реализация которых будет содействовать:

• обеспечению системного характера исследовательской деятельности в рамках развития теории военного искусства в результате организации планирования исследовательской тематики от курсовых работ до диссертационных исследований;

• проведению исследований и увеличению соотношения межотраслевых научных исследований составных частей военного искусства коллективами авторов, объединяющих предметы различных наук;

• расширению междисциплинарных исследований в рамках комплексного исследования составляющих военного искусства, в том числе и связанных с различными видами военной деятельности;

• разработке научных трудов, диссертационных и иных исследований доктринального характера, которые на современном этапе приобретают особую значимость, актуализируя теоретические основы военного искусства;

• введению в вузах Министерства обороны курса (дисциплины) «Философия войны» в интересах должного развития гуманитарной составляющей военного искусства в целях формирования диалектического научного сознания участников военно-научных школ.

Повышение роли военно-научных школ вузов Министерства обороны Российской Федерации в развитии военного искусства — задача комплексная. Ее успешное выполнение зависит как от самих ВНШ, так и от тех органов и организаций, с которыми школам приходится взаимодействовать в ходе реализации своих планов и задач.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См. История и философия военной науки: учебное пособие / под общ. ред. Б.И. Каверина и С.А. Тюшкевича. М.: Воениздат, 2007. С. 267—268.

2 См.: Бескровный Л.Г. Очерки по источниковедению истории русского военного искусства. М., 1954. С. 114. Цит. по: История и философия военной науки. С. 297.

3 Милютин Д. Суворов как полководец // Отечеств. записки. СПб., 1839. № 4. С. 298. Цит. по: История и философия военной науки. С. 298.

4 См. Методические рекомендации по организации деятельности военно-научных школ в Министерстве обороны

Российской Федерации, утвержденные 4 августа 2016 г.

5 Покачалова Е.В., Разгильдиева М.Б. Задачи Саратовской научной школы финансового права имени Нины Ивановны Химичевой в свете современных тенденций социально-экономического развития // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. № 9.

6 Там же.

7 Там же.

8 Зарудницкий В.Б. Военная наука: новые горизонты познания // Военная Мысль. 2022. № 7. С. 6—15.

9 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.