Научная статья на тему 'О РОЛИ УРОХРОМА В ВОЗНИКНОВЕНИИ ЭНДЕМИЧЕСКОГО ЗОБА'

О РОЛИ УРОХРОМА В ВОЗНИКНОВЕНИИ ЭНДЕМИЧЕСКОГО ЗОБА Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF UROCHROME IN THE DEVELOPMENT OF ENDEMIC GOITER

The origin of endemic goiter is related to iodine insufficiency and a number of other nonspecific factors. Certain outdoors associate the development of goiter with the use of water contaminated with urochrome. An experimental study of the possibility of the strumogenic action oi this substance showed that urochrome by itself cannot be considered as a strumogenic factor. It may cause a strumogenic effect only on condition of its joint action with other synergetical agents contained in uro-faecal contamination products. The finding was that the urochrome content in water correlated with the presence of other indices of the disintegration of organic substances. Consequently, urochrome may be considered as an integral index of recent uro-faecal contamination of water.

Текст научной работы на тему «О РОЛИ УРОХРОМА В ВОЗНИКНОВЕНИИ ЭНДЕМИЧЕСКОГО ЗОБА»

ЛИТЕРАТУРА

Быховская М. С., Македонская Р. Н. Гиг. и сан., 1965, № 9, с. 59. — Г а б р и л е в с к а я Л. Н., К а г а н Г. 3., Л а с к и н а В. Л. и др. В кн.: Вопросы гигиены в связи с развитием большой химии. Материалы научн. конференции 1-го Московск. мед. ин-та. М., 1964, с. 12. — Г и т е л ь з о н И. И., Т е р с к о в И. А. Эритрограммы как 1

метод клинического исследования крови. Красноярск, 1959, с. 10. — Л о й т А. О., Ф и-л о в В. А. В кн.: Материалы научной сессии, посвящ. итогам работы Ленинградск. научно-исслед. ин-та гигиены труда и профзаболеваний за 1959—1960 гг. Л., 1961, с. 108. —С е-мененкоА. Д. Гиг. и сан., 1963, № 7, с. 49. — В г i е g е г Н., Hodes W., Arch, ind. Hyg., 1953, v. 3, p. 287.

Поступила 15/X 1968 г.

HYGIENIC SIGNIFICANCE OF MONOETHYLAMINE IN THE ATMOSPHERE AND ITS STANDARD LEVELS

P. G. Tkachev

The author studied the atmospheric pollution with monoethylamine on the lee side from an amine production plant and at stationary points, as well as its effect on the state of health of children. The threshold and subthreshold concentrations of monoethylamine were determined experimentally in acute and chronic poisoning tests. The one-time maximum and daily average maximal permissible concentrations of monoethylamine in the atmosphere of settlements are recommended to be set at a level of 0.01 mg/m3.

УДК 616.441-003.822-03».21 -092:613.32:547.994

О РОЛИ УРОХРОМА В ВОЗНИКНОВЕНИИ ЭНДЕМИЧЕСКОГО ЗОБА

Проф. И. И. Беляев, Л. А. Пальмова

Кафедра гигиены Горьковского медицинского института

Йодная недостаточность в определенных географических районах и связанное с нею нарушение йодного баланса в организме — ведущие специфические этиологические факторы в развитии эндемического зоба. Следует, однако, заметить, что в возникновении его принимают участие и другие неспецифические факторы, которыми может быть объяснен факт заболевания зобом людей в областях с достаточным содержанием йода во внешней среде, не всегда достаточный эффект одной лишь йодной профилактики и др. (В. С. Левит; О. В. Николаев; М. Г. Коломийцева 1 и др.). Среди экзогенных факторов нередко отмечаются санитарно-гигиенические условия жизни населения (неудовлетворительное питание, антисанитарные условия размещения населения, плохое качество питьевой воды и т. п.). Но механизм действия многих неспецифических факторов в этиологии и патогенезе эндемического зоба долгое время оставался не раскрытым.

Сравнительно недавно возникли попытки связать развитие зоба у человека с употреблением загрязненной питьевой воды (НеМсЬе, 1955, 1956). Урохром — красящее вещество, содержащееся в фекалиях и моче, является продуктом расщепления гематина. Точная структура его еще не изучена. Давая крысам воду с примесью навозной «жижи», НеМсЬе наблюдал у них развитие зоба через 4 месяца. Чистый урохром вызывает зоб у крыс уже спустя 2 недели. Длительное употребление воды, в которой содержание урохрома превышает 2,5 мг!л, по данным того же автора, приводит к развитию зоба у людей. НейсИе считает, что урохром связывает медь сыворотки крови, инактивирует ее, следствием чего являются уменьшение выработки тироксина и гиперплазия щитовидной железы. Предположение о стру-

1 Докторская диссертация. Автореферат. М., 1961.

могенном действии урохрома не лишено интереса, так как оно соответствует давно высказывавшимся предположениям о влиянии загрязненной питьевой воды на возникновение эндемического зоба.

Данные НеМсЬе о связи заболеваемости зобом с употреблением воды, 1 содержащей урохром, подтверждались некоторыми исследователями (Вй-X. Штраус с соавторами; Э. Н. Балтенко), но лишь на основе сопоставления данных заболеваемости и санитарного состояния водоисточников. Возможность струмогенного действия урохрома проверялась в процессе наших исследований, посвященных борьбе с эндемическим зобом. С этой целью в некоторых поселках г. Горького, а также в районах Горьковской области, где регистрировалось значительное число больных зобом, мы определяли содержание урохрома в колодезных питьевых водах. Для этого применяли колориметрический метод, рекомендованный НеМсЬе. Сущность метода состоит в том, что урохром при добавлении раствора К2Сг2 07 - 12Н20 переводится в осадок, отделяемый от прозрачной жидкости центрифугированием. Содержащийся в осадке урохром растворяется в 85% растворе муравьиной кислоты и колориметрируется со стандартным раствором, приготовленным из 1% раствора К2Сг207 и 5% С0(Ы03)2. Для предупреждения образования железоокрашенных соединений рекомендуется добавлять 85% фосфорную кислоту.

В результате нам удалось установить, что содержание урохрома в колодезной питьевой воде в тех или иных местах колеблется от 0 до 28 мг{л. I Резкое различие в содержании его в воде разных колодцев находится в прямой зависимости от санитарного состояния окружающей территории и самих водоисточников, а также времени года. В глубоких, хорошо оборудованных колодцах, построенных в соответствии с гигиеническими требованиями вдали от мест загрязнений, содержание урохрома не превышает О—2 мг/л. В колодцах, расположенных в непосредственной близости от домашних построек и имеющих дефекты в устройстве и содержании, количество урохрома значительно выше и даже зимой составляет 3,6—8,4 мг[л, а летом поднимается до 12—28 мг/л.

Повышенное содержание урохрома в воде, как и следовало ожидать, всегда сопровождалось увеличением в ней количества аммиака и хлоридов. Это подтвердилось и в опытах с модельными водоемами, куда вносили разное количество сильно разведенной сточной жидкости.

Изучая распространение заболеваемости эндемическим зобом на территории Горьковской области в сопоставлении с данными определения урохрома в природных питьевых водах, мы нашли, что урохром обнаруживался как в заведомо зобных районах с низким содержанием йода во внешней среде, так и в районах со средним содержанием йода, но с повышенной заболеваемостью населения эндемическим зобом. Так, в Городецком районе, где отмечается зобная эндемия средней тяжести, содержание йода во , внешней среде снижено, его количество в почве равно 111,2 мкг%, в воде — 1,95 мкг/1 л, в картофеле — 4,64 мкг%, во ржи — 0,88 мкг%; лишь в моркови йод отсутствует. В ряде населенных пунктов района от 35 до 65% жителей болеет зобом. Содержание урохрома в воде колодцев этих населенных пунктов составляет 7,8—28 лг/л, т. е. является очень высоким. В населенных пунктах Тилинино, Ягодное и др. Перевозского района содержание йода во внешней среде по сравнению с «незобными» районами снижено незначительно и составляет в почве 750 мкг%, в воде 6,2 мкг%, в картофеле 64 мкг%, в моркови 45 мкг%. Среди местного населения заболеваемость эндемическим зобом достигает 79—80%. Содержание урохрома в воде колодцев находится в пределах 8—18 мг!л, т. е. также довольно высокое.

Как видно из представленных материалов, в данном случае можно лишь предполагать, что урохром — один из факторов, усугубляющих зобоген-ное действие несколько пониженного содержания йода. Для подтверждения этой концепции необходим точный эксперимент, который помог бы выяс-► нить значение тех или иных факторов, принимающих участие в формиро-

вании зоба. Такой эксперимент и явился предметом нашей дальнейшей работы. Г ?Г.

Мы сконструировали специальную установку для выделения чистого урохрома. В ней свободная от белка моча выпаривалась в вакууме, полученный сироп диализировали дистиллированной водой до тех пор, пока проба жидкости не давала осадка с разбавленной соляной кислотой. Затем содержимое растворяли в соляной кислоте, полученный осадок отсасывали, промывали водой, после высушивания еще раз растворяли в разбавленном растворе аммиака, промывали и снова высушивали.

Исследованию подвергли крыс-самцов весом 100—120 г и кроликов весом 920—1300 г, содержавшихся на обычной диете. Всех крыс разделили на 3 группы по 20 особей в каждой. Ежедневно в течение 10 недель крысам вводили через зонд раствор урохрома: 1-й группе в количестве 0,1 мг, 2-й в количестве 0,6 мг в 1 мл воды, т. е. в 6 раз больше, 3-й группе (контрольной) через зонд ежедневно вводили 1 мл дистиллированной воды. При выборе дозы урохрома мы руководствовались данными НеМсИе, который указывал, что употребление воды с содержанием 2,5 мг в 1 л воды может вызвать образование зоба у человека. Количество урохрома, получаемое в нашем опыте крысами 1-й группы, соответствовало именно этой величине. 2-я группа крыс получала заведомо увеличенную дозу урохрома.

Кролики также были разделены на 3 группы, по 8 особей в каждой. Кролики 1-й группы получали с кашей ежедневно по 0,5 мг урохрома, т. е. в количестве, соответствующем употреблению воды с содержанием его 2,5 мг, кролики 2-й группы получали по 5 мг урохрома, т. е. заведомо очень высокое количество его. 3-я группа кроликов была контрольная.

Функция щитовидной железы изучалась в конце опыта с помощью радиоактивного йода, который вводился животным внутрибрюшинно в физиологическом растворе в количестве 1 мккюри на крысу и 5 мккюри на кролика. Поглощение йода щитовидной железой измерялось по у-излучению счетчиком МС-4 на живых животных последовательно через 2, 4, 6, 8, 10, 12, 24, 48 и 72 часа. Количество йода, обнаруженное в щитовидных железах подопытных крыс 1-й группы, составляло 34% введенной дозы, у крыс 2-й группы — 32%, у контрольных животных — 36%. Анализ кривых поглощения радиоактивного йода свидетельствовал о том, что разница в накоплении его у подопытных и контрольных крыс была выражена в слабой степени. Аналогичная закономерность выявлена и при исследовании кроликов.

Вес щитовидных желез как характерный показатель струмогенного действия тех или иных веществ у подопытных крыс 1-й и 2-й группы составлял 9,4 мг, у контрольных — 9,3 мг, у кроликов — 89,4 и 88,6 мг соответственно. Для сравнения в течение того же срока группе крыс давали по 20 мг метилтиоурацила—вещества, обладающего хорошо известным струмогенным действием. Щитовидные железы у них весили 18,8 мг%, т. е. почти в 2 раза больше, чем у контрольных животных и крыс, получавших урохром. Как видно из этих данных, урохром не оказывал заметного влияния на величину щитовидной железы.

При гистологическом исследовании щитовидных желез у подопытных крыс и кроликов, получавших урохром, не обнаружено изменений структуры, характерных для эндемического зоба.

На основании полученных данных можно полагать, что урохром, который НейсИе представлял активным началом, вызывающим развитие зоба, в действительности нельзя считать самостоятельным струмогенным фактором. Очевидно, пока еще нет прямых научных фактов для суждения о том, в какой мере возможно струмогенное действие урохрома в комбинации с другими синергически действующими агентами.

Не являясь самостоятельным зобогенным фактором, урохром вместе с тем может служить одним из показателей уро-фекального загрязнения колодезной воды.

ЛИТЕРАТУРА

БалтенкоЭ. Н. Тезисы докл. 1-й Поволжск. научной конференции гигиенистов. Куйбышев, 1963, с. 33.— Л е в и т В. С. Сов. клиника, 1932, № 4—6, с. 279. — Н и к о-л а е в О. В. Эндемический зоб. М., 1955. — ШтраусХ., Гел ьбергН., Мэрджи-f н я н у Ч. Труды Ленинградск. санитарно-гигиенического мед. ин-та, 1960, т. 58, с. 221. — Busing К. Н„ Neuen Deliwa'— Zeitschrift, 1955, 11, 379. — Н е t t с h е Н. О., Gas-u Wass Fach., 1955, Bd 96, S. 660. —Hettche H. O., Broh. Hyg. L(Berl.), 1956, Bd 140, S. 79.

Поступила 16/XII 1968 r.

THE ROLE OF UROCHROME IN THE DEVELOPMENT OF ENDEMIC GOITER

/. I. Belyaev, L. A. Palmova

The origin of endemic goiter is related to iodine insufficiency and a number of other nonspecific factors. Certain autdors associate the development of goiter with the use of water contaminated with urochrome. An experimental study of the possidility of the strumogenic action oi this substance showed that urochrome by itself cannot be considered as a strumogenic factor. It may cause a strumogenic effect only on condition of its joint action with other synergetical agents contained in urofaecal contamination products. The finding was that the urochrome content in water correlated with the presence of other indices of the disintegration of organic substances. Consequently, urochrome may be considered as an integral index of recent urofaecal contamination of water.

k -

УДК 613.64(1725.4

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛАЖНОСТИ ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ ВОЗДУХА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

ПОМЕЩЕНИЙ

Н. А. Федотова Институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, Москва

В санитарных нормах проектирования промышленных предприятий (СН 245-63), принятых в СССР на основании результатов производственных и экспериментальных исследований, представлены физиологически обоснованные, оптимальные и допустимые параметры температуры воздуха для различных условий производственной среды с учетом времени года и тяжести выполняемой работы. В то же время приведенные в этих нормах параметры относительной влажности воздуха на производстве нуждаются в дополнительной экспериментальной проверке и обосновании.

Анализ литературных данных показывает, что авторы большинства исследований (В. Г. Давыдов; Е. Ф. Медведева; Lind; Iampietro и Goldman; Strydom с соавторами) касались воздействия на организм высокой влажности воздуха (80—100%) в условиях высокой температуры (выше 35—40°). Целью этих исследований являлось установление параметров переносимой температуры и высокой влажности воздуха. Вопрос о влиянии на организм повышенной температуры воздуха (24—30°) в сочетании с «средними» уровнями относительной влажности (30—65%) до сих пор мало изучено (А. Е. Малышева и Е. Ф. Медведева; Ю. П. Тихов).

Мы попытались обосновать гигиенические нормативы относительной влажности воздуха в условиях температуры, допустимой по СН 245-63 для теплого времени года. В настоящем сообщении приводятся результаты исследований, проведенных в тепловой камере пр и следующих температурно-влажностных параметрах: I. Температура воздуха 24°, относительная влажность 60—65%. II. Температура воздуха 26°, относительная влаж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.