ЭО!: 10.24411/9999-022А-2019-10208 УДК 745 ББК 85.12
Н. М. Калашникова (Санкт-Петербург)
О роли традиционных промыслов в создании современных реконструкций костюмов
Не вызывает сомнения, что реконструкция одежды и аксессуаров определенной эпохи должна выполняться на основании тщательного изучения письменных, археологических, изобразительных и этнографических источников. Для этого должна быть разработана правильная технология создания старинной одежды из соответствующих тканей, выполненных с соблюдением традиционных способов изготовления и окрашивания, воспроизведения соответствующего кроя и пошива костюмов, а также изготовления разнообразных аксессуаров к ним. В связи с этим при воссоздании таких костюмных комплексов, как археологический, исторический и этнографический, важную роль должны играть изделия рукотворных традиционных промыслов: прядения, ткачества, шитья, изготовления изделий из древесных материалов, кожи, металла и пр.
В области археологии, истории, искусствознания, этнологии, культурологии и музейной практики вопрос о реконструкции костюма чрезвычайно актуален, однако предметное обсуждение заявленной темы требует разъяснения ряда терминов. Словари трактуют понятие «реконструкция» как коренное переустройство, переоборудование чего-либо, в том числе в области архитектуры или изобразительного искусства [БСЭ 21, 615]. Для нас представляет интерес археологическое понимание реконструкции как восстановления первоначального облика памятника архитектуры, скульптуры, прикладного искусства, а также города, селения и т. д., выражающееся в составлении описания, создании чертежа, рисунка, модели, передающих этот облик. При этом в словарном определении имеется важное уточнение: в отличие от реставрации, реконструкция не всегда предполагает практическое восстановление памятника [БСЭ 22, 46]. Именно так поступают археологи, в работах которых довольно часто даются реконструкции, восстанавливающие (воспроизводящие) по части (фрагментам) найденных предметов целое, например изображение керамического сосуда, рисунок комплекса костюма, чертеж поселения, погребения и пр. В качестве примера успешных археологических реконструкций костюма можно привести работы П. Л. Лехтосало-Хиландер, С. И. Кочкуркиной, Н. В. Хвощинской и др. [1.е1-Ло5а1.о-Н11.апСег 1980, 243260; Кочкуркина 1986, 64-74; Хвощинская 2004, 292].
В последние десятилетия в России появилось много исторических клубов, участники которых занимаются исторической реконструкцией, т. е. воссозданием материальной (одежда, оружие, предметы обихода, продукты питания и пр.) и духовной культуры той или иной исторической эпохи или знаменательного события с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. За рубежом это направление досуга и обслуживающая его индустрия, насчи-
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА
тывающая уже несколько десятилетий, приобрели устойчивую культурную репутацию, обеспеченную соответствующей инфраструктурой.
В России историческая реконструкция рассматривается как вид досуга в форме комплексного воссоздания предметов материальной культуры прошлого, включающей быт и костюм как отражение исторической эпохи. В данном случае костюмный комплекс выступает как основополагающая, первоочередная реализация проектной идеи самого мероприятия. Основные массовые действа в России и странах ближнего и дальнего зарубежья, получившие название фестивалей, в разной степени можно назвать достоверными и приближенными к бытовым условиям изучаемой эпохи.
Следует заметить, что историческая реконструкция в России родилась как один из методов экспериментальной археологии, с помощью которого можно наглядно доказать или опровергнуть теоретические выкладки историков. Так, например, ассоциация «Гардарика» объединяет клубы Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Екатеринбурга, Брянска и Пскова, занимающиеся исторической реконструкцией/моделированием эпохи раннего Средневековья (1Х-Х1 вв.), в том числе «эпохой викингов».
Члены клуба исторической реконструкции «Ратобор» (Москва) изучают время становления древнерусской государственности. Центральной темой их интересов является воссоздание воинской дружинной культуры, наиболее полно отражающей дух и материальное своеобразие данной эпохи (конец IX — первая половина XI вв.). Участники Ассоциации европейских средневековых боевых искусств тоже выполняют исторические реконструкции, при этом в первую очередь уделяют внимание доспеху — важнейшему символу и атрибуту рыцарства Х1У-ХУ вв. Клуб исторической реконструкции «Берн», объединяющий представителей Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Краснодара и Алма-Аты, своей задачей считает воссоздание быта Швейцарии Х1У-ХУ вв. Выполнение одежды и аксессуаров определенной эпохи в названных клубах происходит с соблюдением технологии кроя и пошива реконструируемого периода на основе тщательного изучения письменных, археологических, изобразительных и этнографических источников. В результате разрабатывается правильная технология изготовления старинной одежды, в ходе этого кропотливого процесса приобретается необходимое мастерство. При этом воспроизведением тканей для костюмов, кожаных и металлических изделий занимаются зачастую современные мастера народных промыслов, хорошо знающие технологию обработки сырья и способы изготовления различных материалов.
В качестве примера исторической реконструкции можно привести военно-исторические фестивали эпохи раннего Средневековья, проводимые в течение почти 20 лет в музее-заповеднике «Старая Ладога» близ Санкт-Петербурга. Здесь для участников организуются выставки археологических артефактов, работает улица «ручных ремесел», где можно понаблюдать за изготовлением лодок и необычных снастей, узнать об искусстве ткачества и чеканки, кузнечном и ювелирном деле, а также принять участие в одном из мастер-классов. В 2005 г. здесь была представлена работа клуба «Черный ворон» в виде образцов исторической реконструкции четырех комплектов костюмов эпохи викингов: «Парадный костюм русского дружинника Х в.», «Костюм киевского дружинника Х1 в.», «Костюм скандинавского наемника на Руси Х в.» и «Костюм датского купца начала Х1 в». Там же, на фестивале в Старой Ладоге, постарались воссоздать типичный быт Средневековья, познакомить участников с кухней разных народов, по-
общаться с историческими героями. При этом одежда и снаряжение персонажей по возможности соответствовали определенному периоду, они были выполнены из тканей домашнего производства — в частности, костюмы славянской женщины и датского викинга. Девушка в костюме вятичей из города Новоржева Псковской области демонстрировала процесс прядения; большое внимание вызвали мастер-классы по кузнечному делу и работе с медью и кожей. Среди изделий, выполненных вручную, были обувь, одежда, кожаные сувениры, средневековая мебель, сундучки, различные поделки, игрушки, которые можно было приобрести на фестивале в Старой Ладоге. Особо следует отметить пользующиеся популярностью средневековые украшения, выполненные в технике серебряного литья по восковым моделям. Изготовление таких украшений, предполагающее тщательное изучение источников и детальную проработку музейного материала, не всегда можно назвать качественным. В качестве положительного примера приведем изделия новгородской мастерской Максима Алешина. Особенностью творческого почерка этого потомственного народного мастера является глубокое проникновение в историю древнерусского прикладного искусства, изучение образцов ювелирных изделий, найденных археологами на раскопках Новгорода и других крупных городов Древней Руси. Прекрасно владея классическими техниками изготовления украшений: гравировкой, чеканкой, тиснением, литьем и др., — М. Алешин создает современные, но вместе с тем глубоко традиционные произведения, продолжая дело отца — Генриха Алешина [Калашникова 2007; Калашникова 2010]. Кроме того, в мастерской Алешиных в Новгороде Великом по авторской технологии небольшими сериями вручную выполняются столь востребованные в наше время украшения-сувениры, которые пользуются большим спросом у участников исторических клубов и посетителей крупнейших музеев России (Государственный Исторический музей, Государственный Русский музей, Российский этнографический музей и др.).
Другой пример — фестиваль «Рыцарский замок» (с 1997 г.), который давно стал визитной карточкой г. Выборга. Здесь проходят не только захватывающие конные рыцарские турниры, показательные выступления воинов и сражения, но и вечерние спектакли с концертами менестрелей, исполняющих старинную ирландскую и бретонскую музыку, разыгрываются сценки из жизни средневекового города. При этом участники должны быть одеты соответственно представляемому времени. Также организаторы предлагали зрителям поучаствовать в настоящей охоте на кабана, понаблюдать за файер-шоу «Очищение огнем». На территории крепости организуются несколько площадок, где проходят мастер-классы по владению мечом, верховой езде, метанию ножей и стрельбе из лука и арбалета. При этом одно из условий — участники должны быть одеты соответственно ситуации, а для этого необходимо воспользоваться изделиями народных мастеров.
Устроители считают, что достоверность в деталях очень важна, поэтому костюмы и аксессуары изготавливаются из аутентичных материалов и по технологиям, соответствующим выбранному периоду реконструкции. Для того чтобы воссоздать персонажа, реконструктору необходимо продумать и изучить быт, костюм, привычки его времени, придумать легенду и имя героя. Не только костюмы, но и пища, бытовые принадлежности и игры должны соответствовать создаваемому образу.
Следует обратить особое внимание на разницу в задачах и соответственно в подходах между реконструкцией как общественным движением и подобной деятельностью в музейном деле и в кинематографии. Специфика реконструк-
ций в военно-историческом движении заключается в том, что участники используют реконструируемую одежду, аксессуары и предметы быта комплексно.
Воссоздавая облик представителя эпохи прошлого, невозможно ограничиться одним или несколькими предметами костюма или униформы, необходимо воссоздавать весь комплекс: от обуви и текстиля до мелких функциональных аксессуаров и вооружения. В музейной экспозиции в качестве отражения эпохи могут быть представлены лишь верхняя одежда или некоторые детали снаряжения, зачастую существующие независимо друг от друга, в то время как в прикладной исторической реконструкции использование только отдельных деталей костюмного комплекса невозможно. Кроме того, особенностью подобных реконструкций является подчеркнутая практичность, которая определяется необходимостью ношения реконструированного комплекса костюма и использования предметов по назначению. Все реконструированные предметы должны быть функциональны и применимы по прямому назначению. Комфорт их использования проверяется на практике, что добавляет достоверности результату исследований.
Важным моментом является аутентичность реконструкции, которая полностью основывается на первоисточнике, т. е. на артефактах, позволяющих восстановить крой одежды, ее пространственную форму, манеру ношения, комплекс убранства. Выполнение аутентичной реконструкции предусматривает воспроизведение подлинного орнамента и колорита тканей. В результате мы получаем реконструкцию подлинного костюма, выполненную в графической форме.
Обобщающая реконструкция используется в том случае, когда приходится составлять образ костюма по его фрагментам из разных комплексов. Истинность реконструкции проверяется по изобразительным и письменным источникам. Обобщающая реконструкция репрезентирует не конкретный археологический комплекс, а культурную форму, характерную для определенного историко-культурного пространства.
Совершенно другое направление в области воссоздания костюма демонстрируют участники современных всероссийских фестивалей национального костюма, которые среди различных номинаций представляют и этнографический костюм, выполненный вручную на основании изучения музейных, фольклорных и полевых материалов. Некоторые исследователи называют эти костюмы копиями, т. е. точными повторениями, сделанными от руки (в отличие от репродукции или слепка) и воспроизводящими что-либо [БСЭ 13, 128].
Однако это мнение спорно, поскольку даже выполненные вручную ткани не являются аналогами подлинных (в них используются другие нити, красители и пр.), а попытка правильно воспроизвести конструкцию и декор одежды не всегда увенчивается успехом. Этнографические костюмы, выполненные участниками таких фестивалей, скорее близки исторической реконструкции, но не являются таковой, так как основываются на подлинных, существующих памятниках материальной культуры того или иного этноса и их правильнее называть этнографической реконструкцией. В качестве примера можно привести работы, демонстрируемые через каждые два года на фестивалях «Русский костюм на рубеже эпох» в Ярославле (с 2002 по 2018 г.) и успешно воспроизводящие облик традиционной одежды конца Х1Х — начала ХХ в. Это коллекции «Русские начала» (Москва), «Истоки» (Астрахань), «С. Усть-Цильма» (Республика Коми), «Традиция» (г. Судогда Владимирской обл.) и др. Одним из наиболее успешных реконструкторов народного костюма является коллектив этнологического клуба «Параскева», который существует уже более 30 лет и является первой общественной
организацией в Санкт-Петербурге, занимающейся изучением и воплощением на практике опыта традиционных культур. Практически со дня основания этно-клуб «Параскева» сотрудничает с Российским этнографическим музеем (РЭМ), что и определило всю его дальнейшую деятельность. Возможность работы с подлинными музейными вещами, включение клуба в научную программу «Славяне Восточной Европы — человек в этнокультурном пространстве», а затем многие годы сотрудничество в проектах РЭМ «Антропология вещи» позволили накопить и систематизировать уникальный материал по традиционному текстилю. Ознакомление с важной культурной информацией, сконцентрированной в традиционных ремеслах, способствовало ориентации мастериц клуба на другие этнические традиции народов Сибири, Средней Азии, Кавказа и др. На этой основе сегодня работают обучающие и просветительские программы этношколы, строится выставочная деятельность клуба. В качестве примера можно привести одну из последних работ клуба по созданию коллекции женского однодворческого костюма под названием «От пояса до ног сто дорог» [Макарова, Романова 2017].
Следует отметить, что участники проекта работали в фондах музеев г. Липецка и Российского этнографического музея, консультировались с научными сотрудниками Государственного Русского музея, Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси. Были организованы консультации с мастерами ткачества Литвы, Финляндии, коллекционерами народной одежды, состоялись поездки в Литву и Белоруссию. Таким образом, все создаваемые костюмы для коллекции «От пояса до ног сто дорог» стали реконструкциями предметов одежды из музейных собраний. В состав подготовленной коллекции вошли девять праздничных женских костюмов, каждый из которых был выполнен руками мастериц, — включая ткачество юбок, кушаков и рубах, вышивку юбок, рубах и кокошников, сборку костюмов. Уровень проделанной работы был высоко оценен, и коллекция однодворческого костюма «От пояса до ног сто дорог» была отмечена Гран-при Всероссийского фестиваля «Русский костюм на рубеже эпох» (Ярославль, 2016).
В качестве другого положительного примера обратимся к творчеству народного мастера Е. Диковой, которая занимается возрождением старинной ручной техники украшения ткани — кубовой набойки1 — для изготовления традиционных и современных костюмов. Предметы, выполненные в контексте старинной одежды Русского Севера, которую художница тщательно изучала в фондах Кар-гопольского краеведческого музея, были сделаны самой мастерицей с учетом всех технологических моментов: от кубовой окраски ткани и набивания узоров специально изготовленными для этого печатными досками до конструирования и шитья самого костюма.
В результате получилось достаточно точное воспроизведение предметов традиционного костюма из кубовой набойки, которое правильнее всё же назвать этнографической реконструкцией, а не копией, поскольку материал был соткан на ткацком станке из фабричных ниток, а в кубовой набойке были использованы современные красители [Дикова 2008].
В творчестве Елены Диковой вполне органично сочетаются традиции народного искусства и эксперимент. Вкус, чувство цвета, мастерство, умение работать
1 Кубовая набойка — способ декорирования и окрашивания натуральной ткани с помощью
ручной набойки узора деревянными штампами на ткани и последующим окрашиванием ее
натуральным красителем индиго.
с первоисточниками, экспозиционный опыт — всё это в конечном счете позволяет ей плодотворно работать в разных направлениях, в том числе в технике кар-гопольской кубовой набойки [Этноджинс 2016, 69-79].
Таким образом, можно заключить, что воссоздание костюмных комплексов в виде археологической, исторической или этнографической реконструкции требует не только работы с определенным кругом источников (письменных, иллюстративных, вещественных), но и практических навыков по изготовлению рукотворных костюмов и аксессуаров к ним. При этом мастер должен опираться на работы мастеров, владеющих традиционными навыками обработки сырья (лен, конопля, шерсть, кожа, металл, береста и пр.).
ЛИТЕРАТУРА
БСЭ 13 - Большая советская энциклопедия / 3-е изд. Т. 13. М., 1973. БСЭ 21 - Большая советская энциклопедия / 3-е изд. Т. 21. М., 1975. БСЭ 22 - Большая советская энциклопедия / 3-е изд. Т. 22. М., 1975.
Дикова 2008 - Дикова Е. И. Каргопольская кубовая набойка. История и современность // Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии: Мат. XI Междунар. науч. конф. СПб., 2008. С. 416-421.
Калашникова 2007 - Калашникова Н. М. Творческая мастерская Алешиных // Ювелирное искусство и материальная культура: Тез. докл. XVI коллоквиума. СПб., 2007. С. 30-31. Калашникова 2010 - Калашникова Н. М. Украшения-сувениры Генриха Алешина // Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии: Мат. XIII Междунар. науч. конф. СПб., 2010. С. 429-431. Кочкуркина 1986 - Кочкуркина С. И. Корела и Русь. Л., 1986.
Макарова, Романова 2017 - Макарова М. П., Романова Н. Е. Опыт этнографической реконструкции (проекты этноклуба «Параскева») // Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии: Мат. ХХ Междунар. науч. конф. СПб., 2017. С. 82-86. Хвощинская 2004 - Хвощинская Н. В. Финны на западе Новгородской земли (По материалам
могильника Залахтовье). СПб., 2004 (Тр. ИИМК РАН. Т. 6). Этноджинс 2016 - Этноджинс / Сост. Н. М. Калашникова. М., 2016.
Lehtosalo-Hilander 1980 - Lehtosalo-Hilander Р. L. Common characteristic features of dress expressions of kinship or cultural contacts // Fenno ugri et slavi 1978: papers presented by the participants in the Soviet-Finnish Symposium «The Cultural Relations between the Peoples and Countries of the Baltic Area during the Iron Age and the Early Middle Ages» in Helsinki. May 20-23, 1978. Helsinki, 1980. Р. 243-260.