ЭО!: 10.24411/9999-022А-2019-10206 УДК 745 ББК 85.12
И. Ю. Буфеева (Москва)
К вопросу сохранения традиций русского костюма на современном этапе: Всероссийский фестиваль «Русский костюм на рубеже эпох»
Засмотрелася я, девица, Засмотрелася я, красная, Что на вас, мои подруженьки! Вы срядилися сряднехонько, Платье цветно на вас новое И головушки причесаны, В косах ленточки плетеные! Из русской народной девичьей песни
Интерес к традициям русской истории и русского фольклора, в том числе и традиционному русскому костюму, в первые десятилетия ХХ! в. не только не уменьшился, а стал более выраженным. Сегодня изучение традиционного костюма — явление всероссийское, в котором, наряду с профессиональными художниками и дизайнерами, задействованы любители — те, кому заниматься исследованием особенностей русского художественного текстиля доставляет подлинное удовольствие. В последнее время любители становятся авторами полноценных трудов в области изучения и реконструкции русского костюма. В связи с этим появилась идея создания всероссийского фестиваля, посвященного данной тематике. Следует заметить, что этому способствовало и развитие новых тенденций современной культуры, ориентированной на массовые потребности и отвечающей возможности раскрытия творческого потенциала каждого члена общества, в котором концепция «искусство — это практика» играет далеко не последнюю роль.
Первый фестиваль, проходивший в Ярославле в 1999 г., был межрегиональным и назывался «Русский костюм на рубеже веков». Идея его создания принадлежит Государственному Российскому Дому народного творчества имени В. Д. Поленова. Сотрудниками Дома совместно с Ярославским домом народного творчества была разработана концепция, основная идея которой — проведение в рамках фестиваля творческого конкурса всех неравнодушных к традиционному русскому костюму.
В процессе работы были сформулированы конкретные задачи конкурса:
стимулирование интереса мастеров и художников к изучению, сохранению и развитию традиций русского костюма; активное воспитание и формирование эстетических вкусов подрастающего поколения на основе традиционной русской культуры; повышение профессионального мастерства участников и стимулирование создания новых твор-
ческих работ; выявление и поддержание талантливых мастеров, новых коллективов и авторских центров в области создания русского костюма в его региональном многообразии; создание банка данных о мастерах и творческих коллективах; выявление новых тенденций в области создания сценического и современного авторского русского костюма; проведение научно-аналитической работы на материале конкурса [Иванова, Рогова 2010, 1].
К участию приглашались творческие коллективы мастерских, центры, дома и театры мод и костюма, мастера, художники по костюму, учащиеся и педагоги творческих специальностей средних и высших учебных заведений, научные сотрудники и другие специалисты, работающие в области изучения традиционного русского костюма. В числе участников преобладали как любители, так и будущие профессионалы — студенты художественных вузов и колледжей. Первоначально фестиваль включал три номинации: этнографический костюм, сценический костюм, современный авторский костюм, разработанный на основе использования национальных традиций. Созданные мастерами изделия представляли как в экспозиции на выставке, так и в театрализованных показах на сцене. Одновременно проходил и конкурс — выбирались лучшие работы.
В первое время концепция фестиваля подвергалась серьезной корректировке, особенно в поисках критериев отбора изделий на конкурс и этапах его проведения. В итоге достаточно серьезной работы авторов проекта были определены критерии оценки творческих работ участников. По их мнению, эти критерии должны иметь следующие признаки:
гармоничность и яркость художественного образа, сохранение традиций создания русского костюма; владение традиционными техниками рукоделия (ткачество, вышивка, бисероплетение и т. п.); использование современных технологий и приемов в создании костюма; уникальность разработок современного и сценического костюмов; артистичность представления коллекций костюмов [Иванова, Рогова 2010, 1].
Следует отметить, что, по замыслу авторов, наряду с задачей сохранения традиционного русского костюма, серьезное внимание в конкурсе уделялось проблеме развития традиционной народной культуры в XXI в., возможности сохранить фольклорные традиции в национальном костюме и использовать их в дизайне костюма современности. В свое время Н. П. Ламанова — одна из осново-положниц дизайна российского костюма — отмечала, что
целесообразность народного костюма может служить пластическим материалом. А взяв известную красочность народного костюма и разместив ее в ритмической последовательности на целесообразно сделанном костюме, мы получаем тот тип одежды, который и является отвечающим нашей современности [Ламанова 1923, 32].
Таким образом, концепция фестиваля как бы продолжала исконно русскую традицию в решении этого вопроса, затронутую еще в 20-е гг. XX в. Н. П. Ла-мановой.
Особые трудности обозначились в подборе жюри, состав которого обязан был быть профессиональным. В итоге в него вошли одни из лучших специалистов в сфере современного декоративно-прикладного текстильного искусства России: теоретики и практики — научные сотрудники ведущих российских музе-
ев, известные дизайнеры по костюму, искусствоведы, педагоги высшего художественного образования.
Интерес к фестивалю и постоянно возрастающее количество участников расширили его границы. Начиная с 2002 г. фестиваль стал всероссийским, определилась периодичность его проведения — один раз в два года — и существующее название «Русский костюм на рубеже эпох». Увеличилось количество номинаций: добавились «Современный костюм», «Кукла в русском костюме», «Реконструкция древнерусского костюма», «Аксессуары костюма». Также возросла «демократическая направленность» фестиваля — заявки на участие стали подавать всё больше любителей и дилетантов, занимающихся текстильным народным творчеством, а также студенты вузов и колледжей. Усложнилась работа по отбору лучших образцов. Это говорит о том, что концепция фестиваля постоянно корректируется, оперативно отзываясь на требования современности.
В частности, вопрос качественного художественного уровня изделий — один из главных и, возможно, наряду с обязательной принадлежностью к традиционным истокам, наиболее сложный. Объясняется это тем, что в последние годы наблюдается снижение художественного вкуса населения, в том числе и в отношении к костюму. Это связано с концепцией культуры потребления, ориентированной на привлечение внимания к создаваемым изделиям «любой ценой». По мнению ряда современных исследователей народной культуры, в частности С. Исраеловой, подходить к народному костюму с точки зрения вкуса возможно,
<...> ибо речь идет о нашем отношении к данному предмету, о представлении современного человека, интересующегося этой областью народной культуры. И если мы говорим о стилизации, творческой переработке и создании образа народного костюма в целях (концертная, театральная, выставочная деятельность), то в этом случае качество зависит от степени грамотности и таланта художника, мастера. Большое значение имеют профессионализм автора и, безусловно, вкус [Исраелова 2003, 32].
Таким образом, народный костюм сегодня может служить мерой художественного вкуса, изучение которого поможет автору ориентироваться в разработке своих творческих проектов.
На Всероссийский фестиваль «Русский костюм на рубеже эпох» в Ярославль со всех концов России приезжают художники, мастера, члены исторических клубов и центров досуга, любители — все те, кто неравнодушен к русской художественной культуре. Костюмы в каждой номинации фестивального конкурса имеют свою специфику и свой способ использования народных и исторических традиций.
Воссоздание этнографического костюма — один из самых востребованных видов народного текстильного творчества. Его значение в истории русского декоративно-прикладного искусства отмечено многими известными исследователями.
Сейчас, когда просматриваешь этнографические костюмы, сшитые не художниками, а взятые из сундуков бабушек, понимаешь: это великая культура.
— замечает Е. Яковлева [Яковлева 2007, 25].
Задача автора в этой номинации — постараться точнее воспроизвести оригинал и повторить работу древнего мастера. Необходимо не только подобрать ма-
териалы и цветовую гамму, но и постараться следовать старинным техническим приемам разработки изделий. Следует согласиться с мнением одного из ведущих современных исследователей русского костюма Н. Калашниковой, что
в воссоздании костюма нам может помочь применение такого термина, как этнографическая реконструкция [Калашникова 2009, 550].
Это направление сегодня вполне успешно. Так, санкт-петербургский этнологический клуб «Параскева», воссоздавая русский народный костюм различных регионов России, создает рубахи и поневы, пояса и аксессуары из окрашенных домашним способом льняных и шерстяных нитей, изготовленных на ткацких станках членами клуба с учетом народных техник создания вещей (ил. 1).
Этнографическую реконструкцию народного костюма в последние годы дополняет интерес к купеческому костюму. Представленный на VIII фестивале фолк-арт-проект «Мода от народа» семейного клуба «Печки-лавочки» из г. Подольска, в котором была осуществлена историческая реконструкция костюма подольского купечества, поразил зрителей не только безупречным повторением подлинных образцов, но и уникальной подачей материала и его описанием, выполненным с пунктуальной точностью (ил. 2). Невольно вспоминаются строки русской частушки, созвучной работе мастеров:
Шила кофточку по моде.
Не велела мать носить.
«Не с богатыми гуляешь,
Тебе нечего форсить»
[Русские частушки 1956, 117].
В последние годы в нашей стране, утверждающей в мире свою национальную идентичность, возрос интерес к русской истории допетровской эпохи, особенно периода Московского государства. Внимание к этой эпохе определило еще одно направление исторической реконструкции — воссоздание княжеского и боярского костюмов XV-XVII вв. Источниками творческой работы мастеров здесь послужили музейные образцы, описания одежды историками, путешественниками, рисунки иноземных художников того времени. Разработка данного костюма ориентирована на воспроизведение конструктивных и художественных решений и подбор соответствующих древней эпохе материалов.
Так, например, народному коллективу из Москвы — студии традиционного костюма «Русские начала» — удается не только с энциклопедической, но и с образно-художественной точностью во всем разнообразии материалов и способов декоративно-художественного оформления воспроизвести древнерусский боярский женский костюм XVII в. С педантичной тщательностью воссозданы те предметы гардероба, сведения о которых сохранились в древних летописях, например летник, похожий на летник царицы Евдокии Лукьяновны, —
вошвы по бархату по черному низаны жемчугом травы, меж трав в золотых гнездах 18 яхонтов лазоревых да 41 яхонт червчатых... [Гиляровская 2014, 113].
Особое место в этой работе отведено презентации изделий зрителю — показу коллекции древнерусских одежд на сцене, где историческая реконструкция
предметов костюмного комплекса оживает, превращаясь в сценическое театрализованное действие (ил. 3). По мнению известного исследователя русского костюма Н. Гиляровской, подобная подача
<...> обладает наиболее выразительными и наглядными средствами воздействия на массы. При сценическом воплощении жизни наших предков большое значение имеет исторически правильная передача образа человека, знание внешней материальной культуры народа, знакомство с его бытом [Гиляровская 2014, 3].
Историческая реконструкция древнерусского военного костюма — новая номинация фестиваля, отражающая возросший в последнее время интерес к военной истории России. Впервые она была предложена в 2010 г. к 1000-летнему юбилею Ярославля. Тогда жюри конкурса решило, что эта номинация еще недоработана и предметы костюмного комплекса не отвечают своему историческому и художественному уровню.
К моменту проведения последнего фестиваля в 2016 г. ситуация изменилась. Сегодня в России возросла популярность военно-исторических клубов. Клубы воссоздают военные сражения Х-Х111 вв., где, помимо постановки битв, первостепенное значение имеют исторический костюм и оружие. Чаще всего костюм готовят сами участники клуба, стараясь приблизить предметы военного костюма к историческим прототипам. Эта работа достаточно сложная, поскольку, например, для одежды этой эпохи практически отсутствуют изобразительные источники (специфика древнерусского изобразительного искусства). Археологические материалы содержат преимущественно предметы костюмного комплекса из металла (поэтому столь профессионально выглядят оружие и украшения), но текстильные изделия и вещи из кожи столь древней эпохи сохраняются плохо. Поэтому авторы, как бы занимаясь исторической реконструкцией, творчески дорабатывают недостающие части одежды, обуви, головных уборов. И здесь уровень «доработки» зависит от творческих способностей и уровня знаний самого автора — приходится не только исследовать труды известных этнографов и археологов, но и изучать древние летописи с описаниями одежды и вооружений. Сегодня, помимо творческих разработок, представляемых в экспозиции выставки, получили распространение и театрализованные презентации — перформансы, в процессе которых зрители становятся свидетелями разнообразных трансформаций военного костюма русских ратников, например облачения человека в латы, доспехи и т. п., а также воспроизводства фрагментов сражений.
Следует отметить, что сегодня мы можем наблюдать процесс взаимодействия и взаимопроникновения различных направлений народного творчества, что востребовано современной культурой потребления. Так, данная номинация сочетает в себе черты традиционного женского рукоделия (создание одежды) и искусства торевтики (оружие и военный костюм) с театрализованным сценическим действием, ориентированным на активное эмоциональное восприятие работы мастеров зрителями. В этом направлении, например, успешно работает клуб живой истории «Дружина ратного дела» Ярославля, который представил на последнем фестивале композицию, рассказывающую о сборах русских ратников Х111 в. на битву с врагом (ил. 4).
Значительную роль в современном обществе занимает культура развлечений. Именно поэтому столь востребованы сегодня различные направле-
ния шоу-индустрии, в том числе и упомянутая выше театрализованная презентация разработанного русского костюма, и такой вид зрелищного искусства, как театр.
Создание сценического костюма — еще одна номинация фестиваля. Ее истоки — древние традиции народного фольклора и культуры Древней Руси.
Отдельные исполнители, сделавшие лицедейство своей профессией, назывались на Руси скоморохами. Уже в 1068 г. о них упоминают летописи. Скоморохи исполняли драматические сценки, играли на музыкальных инструментах, рассказывали сказки, показывали дрессированных животных, выступали как акробаты. Искусство скоморохов было народным, ярким, жизнерадостным [Кузьмин 1984, 4].
Таким же был и скомороший костюм — ярким и насыщенным по цвету и отделкам. Впоследствии в народном театре появился Петрушка в красной рубахе и колпаке с бубенчиками.
Отдельные элементы скоморошьих костюмов можно увидеть в работах конкурсантов фестиваля. Но если в этнографическом костюме преобладает интерес к народным крестьянскому и городскому костюмам, то сценический костюм сегодня имеет более обширные источники для творчества его создателей. Здесь, в силу специфики зрелищного искусства, ориентация на образное решение преобладает над исторической точностью. Более того, могут использоваться самые разнообразные традиции русского искусства — как народного текстиля, так и других его видов (дерево, керамика и т. д.), а также традиции русского изобразительного искусства. В этом плане наиболее интересные работы представляют индивидуальные авторы и центры досуга — семейные клубы и театры моды. В последнее время театров моды становится всё больше, а значит, с опытом растет и мастерство создателей сценического костюма.
Захватывающим театральным зрелищем на последнем фестивале оказался проект «Ярмарка» детского театра моды «Эксклюзив» г. Подольска (ил. 5), где игра народного балагана вовлекла его участников — и авторов, и исполнителей — в диковинные живые картинки всенародного праздника:
Не хотела я плясать, Стояла и стеснялася. Как гармошка заиграла, Я не удержалася
[Мудрость народная 1994, 391].
Еще одна популярная номинация фестиваля — создание народной куклы. И здесь четко прослеживается процесс развития традиций. В первом случае стараются повторить этнический образец с конкретными стилевыми особенностями регионального центра. Второе направление более сложное: здесь автор творчески интерпретирует исторический источник и превращается в художника-творца. Интересно, что в последние годы на фестивалях преобладает именно «творческая» линия, что говорит не только о колоссальном художественном потенциале российского народа, но и о его постоянном стремлении к развитию. Всё больше любителей вовлекаются в процесс разработки народной куклы. И если сравнить нашу народную куклу с западноевропейской, то можно увидеть невероятную «творческую вариативность» россиян, в отличие от европейцев, где до-
минирует концепция «цитирования» исторического образца. Наши мастера постоянно экспериментируют как с образным решением кукол, так и с материалами. Конечно, чаще всего на фестивале представляют тряпичную народную куклу. Но бывает и неожиданное «новое», основанное на забытом «старом». Например, на последнем фестивале членов жюри поразили куклы, выполненные мастерицей из Краснодарского края из стеблей и листьев кукурузы (ил. 6).
Современный костюм на основе традиций русской художественной культуры — самая сложная номинация фестиваля. Эта линия тесно связана с этническим направлением современной моды. Здесь необходимо воссоздать традиции национальной культуры при сохранении требований бытового применения изделий (т. е. ношения одежды) в современной жизни. Понятно, что в этой группе не обойтись без инноваций. Чаще всего авторы прибегают к приемам современного моделирования и конструирования, сохраняя при этом традиции художественно-декоративного оформления этнографического источника. Кроме того, широко используют новые материалы, внешне имитирующие старинные, но по своим пластическим свойствам приближенные к требованиям современности. Сложность состоит в том, что многое в народном костюме сегодня не совпадает с требованиями современной жизни. Найти золотую середину, при которой разработанная модель органично впишется в текущее направление моды и при этом сохранит традиционные элементы народного костюма, невероятно трудно. Тем не менее работа в этом направлении усиленно ведется, тем более что у нас есть опыт школы ВХУТЕМАСа, мастерских Н. П. Ламановой и ее сподвижников, а также лучших модельеров России, которые сделали русский народный костюм одним из источников своего творчества, таких, например, как В. Зайцев. В 1980-е гг. модельером В. Зайцевым была написана книга «Такая изменчивая мода», где он дал исчерпывающее направление данной работы:
Беря что-то от народного костюма, во главу угла я ставлю такое требование, как функциональность. Я не копирую костюм целиком, я выбираю то, что созвучно нашему времени, — простоту и мудрость кроя, лаконизм и ясность силуэта, цветовую орнаменталь-ность, оригинальные детали и аксессуары [Зайцев 1980, 184].
Для номинации «Современный авторский костюм» характерно широкое использование самых разнообразных традиций русского художественного текстиля. В ней участвуют индивидуальные мастера-любители и профессионалы. Это направление сегодня довольно востребовано, поскольку авторы в своих фантазиях не ограничены и могут достаточно вольно обращаться с культурным наследием, используя при этом любой этнографический материал и инновации в сфере индустрии моды. Более того, в этих креативных проектах принцип «носибельности» можно не соблюдать, поскольку модель в большинстве случаев выполняется только как выставочная (ил. 7). Ее назначение — созерцание зрителем эксклюзивных творческих фантазий автора, а не практическое бытовое применение. Здесь широко используется концепция арт-дизайна, особенность которого
состоит в том, что усилия дизайнера направлены на организацию художественных впечатлений, получаемых от образа воспринимаемого объекта. Изделия лишаются утилитарного значения (или сохраняют его в малой степени) и становятся почти исключительно декоративными, выставочными, т. е. фактически проектируются эмоции [Рунге 2003, 14].
В наше время идея подобного фестиваля не только актуальна, но и востребована. Практически за 20 лет своего существования фестиваль стал более совершенным и профессиональным, поскольку ориентируется на возросший сегодня интерес к русскому традиционному костюму. Данный интерес показывает, что внимание к традициям не только не иссякает, но усиливается и видоизменяется с учетом веяний времени.
Фестиваль «Русский костюм на рубеже эпох» выявил и новые проблемы в вопросах изучения современного декоративно-прикладного искусства и народного творчества. Одна из них — постепенное стирание граней между профессионалами и любителями в области создания традиционного костюма. Это обусловлено повсеместным распространением культуры потребления, при которой индивидуальные мастера-любители, ориентированные в первую очередь на свой творческий потенциал и не ограниченные критериями традиционных требований к понятию «художественный уровень», имеют большую свободу выбора, чем профессионалы. Нередко в последнее время мастера-любители стали разрабатывать более интересные вещи, чем профессиональные художники. Но при этом возникла еще одна серьезная проблема — значительное снижение уровня художественного вкуса массового потребителя, что меняет и критерии оценки. Проблема эта актуальна и требует отдельного дополнительного исследования.
Сегодня мы обязаны соизмерять народные традиции с тенденциями нашего времени, в том числе в области создания костюма, используя лучшие свойства народного искусства. При этом, на мой взгляд, и в XXI в. многие грани традиционной культуры, которые могли бы в этом направлении применяться в творчестве «любителей» и «профессионалов», еще недостаточно исследованы и изучены. А между тем эти грани могут помочь в решении данной проблемы. Например, такое необходимое свойство любого произведения современной культуры (включая и созданные на основе традиций народного декоративно-прикладного искусства), как эпатаж, имело место и в народной культуре. Достаточно вспомнить ярмарочные балаганы и театрализованные праздничные представления в деревнях и городах России, русский лубок, искусство вывесок или сюжетные росписи деревянных досок Городца, знаменитые сказы Б. Шер-гина или С. Писахова. Более того, подобная совокупность стилевых особенностей традиционной культуры как результата общих тенденций — тот материал, который сегодня успешно используется конкурсантами фестиваля практически во всех его номинациях. А этот фактор говорит не только о способности участников откликаться на веяния времени, но и об актуальности данного вида народного творчества.
ЛИТЕРАТУРА
Гиляровская 2014 - Гиляровская Н. В. Русский исторический костюм для сцены. Киевская и Московская Русь. М., 2014. Зайцев 1980 - Зайцев В. М. Такая изменчивая мода. М., 1980.
Иванова, Рогова 2010 - V Всероссийский конкурс «Русский костюм на рубеже эпох» (Ярославль,
15-17 октября 2010 г.) / сост. Ю. Б. Иванова, О. А. Рогова. М., 2010. Исраелова 2003 - Исраелова С. В. Русский народный костюм и понятие «вкус» // Сборник науч. тр. сотрудников Всерос. музея декоративно-прикладного и народного искусства / Под ред. Е. В. Долгих. М., 2003. С. 30-33.
Калашникова 2009 - Калашникова Н. М. К вопросу о реконструкции костюма // Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии: Матер. Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 23-26 июня 2009 г.). СПб., 2009. С. 548-551.
Кузьмин 1984 - Кузьмин А. И. У истоков русского театра. М., 1984.
Ламанова 1923 - Ламанова Н. П. Русская мода // Красная Нива. 1923. №30. С. 32.
Мудрость народная 1994 - Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Девичество / Под ред. В. П. Аникина. М., 1994.
Рунге 2003 - Рунге В. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. М., 2003.
Русские частушки 1956 - Русские частушки / Под ред. Н. Рождественской, С. Жислиной. М., 1956.
Яковлева 2007 - Яковлева Е. Г. Беседы о праздничной одежде русских крестьян Х1Х века // Уроки народной культуры: традиционная одежда: Учеб.-метод. пос. / Под ред. О. В. Розова, И. А. Щербаковой. М., 2007. С. 25-98.