Научная статья на тему 'Методика изучения костюма по археологическим материалам: историографический аспект'

Методика изучения костюма по археологическим материалам: историографический аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
820
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСТЮМ / КОЧЕВНИКИ / ИСТОРИОГРАФИЯ / МЕТОДИКА / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / COSTUME / NOMADS / HISTORIOGRAPHY / METHODS / RECONSTRUCTION / CENTRAL ASIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Усова Ирина Александровна

Статья посвящена методике изучения костюма древних кочевников Центральной Азии. В научных изданиях появляются отдельные разделы, посвященные вопросам использования методов естественных наук при исследовании костюмного комплекса кочевых обществ поздней древности. Особое внимание уделяется применению методов консервации, реставрации и реконструкции в изучении фрагментов одежды из погребений. В современных работах представлены оригинальные реконструкции костюмов населения Центральной Азии древности и средневековья с использованием археологических, письменных, изобразительных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods to Study Costume according to Archeological Materials: the Historiographical Aspect

The article is devoted to the methods of studying the Central Asian ancient nomad costume. Some articles devoted to the problems of using methods of natural sciences to research the costume wore by nomadic societies in Late Antiquity appear in scientific publications. Special attention is paid to preservation, restoration and reconstruction in studying pieces of clothes from burials. In modern researches original reconstructions of costumes belong to people inhabited the Central Asia in the Antiquity and in the Middle Ages are presented using archaeological, written and visual sources.

Текст научной работы на тему «Методика изучения костюма по археологическим материалам: историографический аспект»

ББК 63.4-416

И.А. Усова

Методика изучения костюма по археологическим материалам: историографический аспект*

I.A. Usova

Methods to Study Costume according to Archeological Materials: the Historiographical Aspect

Статья посвящена методике изучения костюма древних кочевников Центральной Азии. В научных изданиях появляются отдельные разделы, посвященные вопросам использования методов естественных наук при исследовании костюмного комплекса кочевых обществ поздней древности. Особое внимание уделяется применению методов консервации, реставрации и реконструкции в изучении фрагментов одежды из погребений. В современных работах представлены оригинальные реконструкции костюмов населения Центральной Азии древности и средневековья с использованием археологических, письменных, изобразительных источников.

Ключевые слова костюм, кочевники, историография, методика, реконструкция, Центральная Азия.

The article is devoted to the methods of studying the Central Asian ancient nomad costume. Some articles devoted to the problems of using methods of natural sciences to research the costume wore by nomadic societies in Late Antiquity appear in scientific publications. Special attention is paid to preservation, restoration and reconstruction in studying pieces of clothes from burials. In modern researches original reconstructions of costumes belong to people inhabited the Central Asia in the Antiquity and in the Middle Ages are presented using archaeological, written and visual sources.

Key words: costume, nomads, historiography, methods, reconstruction, Central Asia.

В последние два десятилетия в отечественных костюмоведческих исследованиях стали часто рассматриваться вопросы методики изучения предметов одежды номадов, обнаруженных в погребальнопоминальных комплексах на территории степной Евразии [1-5]. Процедура фиксации и описания «археологического костюма» предполагает использование оптимальной последовательности действий, направленных на получение объективного результата при дальнейшей детальной реконструкции вещей. Безусловно, существенное значение в таком процессе воссоздания первоначального вида головных уборов, верхней одежды, обуви, украшений и подобного приобретают и другие разнообразные группы источников, к которым относятся письменные, изобразительные, этнографические и лингвистические свидетельства.

В 30-е гг. XX в. на основе данных этнографии была разработана методика изучения одежды. В 1933 г. в журнале «Советская этнография» Н.И. Гаген-Торн опубликовала статью такого плана [6]. Главным принципом в работе этнографа и археолога, по ее мнению,

должен стать функциональный подход, который подразумевает выделение характерных особенностей одежды с помощью ее формы и покроя [6, с. 134]. Кроме этого, изучая весь комплекс вещей, можно проследить магическую символику в различные эпохи и у различных народов [6, с. 123].

Достижение объективной реконструкции по данным археологии довольно затруднительно в основном по причине плохой сохранности находок. При необходимости следует учитывать специфику изучаемого погребального памятника. Одним из главных факторов, осложняющих реконструкцию одежды, является природно-климатический, который оказывает разрушающее влияние на предметы, находящиеся в захоронении. В результате воздействия естественных процессов на археологический объект может происходить сильная деформация вещей, вследствие чего они утрачивают свой первоначальный вид. Часто вообще нет возможности узнать об особенностях цвета, материала и конструкции. Однако существуют ситуации, когда находки доходят в удовлетворительном состоянии.

* Работа выполнена при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», проект «Реконструкция социальной организации и системы жизнеобеспечения кочевников Южной Сибири поздней древности и средневековья» (шифр 2010-1.2.1-300-028-022).

Первым, кому из ученых довелось иметь дело с курганной мерзлотой, был В.В. Радлов, который в 1865 г. раскопал Катандинский и Берельский курганы. Исследователь по поводу найденной одежды отмечал, что «.. .на западном бревне лежал какой-то кожаный узел, вершка на три покрытый крепкой коркой льда, а после того как лед растаял, оказалась, что этот узел - какая-то похожая на фрак одежда из собольего меха, крытая шелком, с отделкой из кожи и маленьких кусочков золота по краю» [7, с. 184]. В методическом плане в работах ученого уже просматриваются основы необходимой фиксации с использованием таких детальных показателей, как материал, размер, цвет, оформление вещи [7, с. 209-211].

Уже в XX в. в разное время объекты с «вечной мерзлотой» скифо-сакского времени на территории Центральной Азии приходилось исследовать М.П. Грязнову, С.В. Киселеву, С.И. Руденко, А.Д. Грачу, В.Д. Кубареву, З.С. Самашеву, В.И. Моло-дину, Н.В. Полосьмак. Целый комплекс методических приемов, применяемых при раскопках «замерзших» могил, был представлен В.И. Молодиным в одном из разделов коллективной монографии «Феномен алтайских мумий» [8]. Опыт использования исследовательской методики с подобного рода археологическими объектами выработался при изучении уникальных погребений пазырыкской культуры с мумиями людей в одеждах, обнаруженных на плато Укок [9-10]. Особое внимание уделялось вопросам консервации и реставрации текстильных, меховых, кожаных, войлочных предметов в полевых и лабораторных условиях. В одном из разделов издания подробно и обстоятельно изложена процедура сохранения одежды, головных уборов, обуви, аксессуаров: от тщательного их снятия с мумифицированных тел до создания особых условий хранения в специальных камерах [1-2]. При определении степени повреждения тканей выяснилось, что низкие температуры и лед создавали благоприятную среду для сохранения целостности структуры материала из органики [10, с. 6]. Разработанная методика работы с археологическим текстилем была успешно применена при комплексном изучении пазырыкских тканей и войлоков с использованием физико-химических методов [11]. С целью определения видов и источников древних красителей специалистами из разных областей знания решались вопросы, связанные с проблемами окрашивания изделий, установлением химического состава сырья природного и неорганического происхождения, технологии изготовления [11].

Успешное применение методов консервации и реставрации одежд из «замерзших» могил было достигнуто группой ученых-технологов Государственного Исторического музея (ГИМ, Москва)

[12]. Реставрационная работа с халатом и «фраком» из Катандинского кургана началась сотрудниками

ГИМ еще в середине 30-х гг. XX в., когда на смену традиционных средств сохранения текстиля еще не пришли современные естественно-научные методы

[13]. В 2000-е гг. специалистами в области технологии реставрации, биополимеров и микробиологии предпринята попытка остановить процессы разрушения древнего одеяния с помощью новейших разработок [12, с. 94]. Кожаная основа катандинского халата была обработана полимерным покрытием - париленом, благодаря которому поверхность изделия стала более прочной и эластичной [12, с. 94].

Целые погребальные костюмные комплексы из «царских» курганов Алтая имеют исключительную сохранность вследствие суровых климатических условий. Чаще археологу приходится иметь дело с фрагментами ткани, войлока, кожи, меха, которые в погребении находятся либо в хаотично разбросанном виде, либо в форме скопления мелких трудно различимых деталей, некогда представлявших собой единый костюмный ансамбль. Главным неблагоприятным фактором в данном случае выступает влага, образовавшаяся из почвенного конденсата, которая оказывает губительное действие на предметы, находящиеся в могиле. Вследствие агрессивного воздействия внутренней среды от парадного облачения погребенного чаще сохраняются лишь металлические или другие украшения.

Ситуация наличия в могиле только нашивных блях на одежду и головной убор наблюдалась при раскопках некрополя эпохи бронзы Лисковский-1 [5], сакского кургана Иссык в Казахстане [14], комплекса раннескифского времени Аржан-2 в Туве [15-16], могильника Локоть-4а каменской культуры [17] и памятника Ханкаринский дол пазырыкской общности на Алтае [18]. Например, при обследовании находок из основного захоронения на Аржане-2 реставраторами в полевых условиях были своевременно очищены и обработаны консервирующими растворами текстиль, а также железные, деревянные и костяные предметы во избежание их деформации [3, с. 56]. В данном случае важным методическим приемом в ходе полевых работ следует считать тщательную фиксацию в захоронении всех остатков изделий из органического и неорганического материала. На начальном этапе реконструкции костюмного комплекса обнаруженные вещи необходимо зарисовать и сфотографировать. Эта методика позволяет с относительной точностью установить положение элементов одежды, относящихся к конкретной части тела: голове, поясу, ногам и рукам погребенного. На чертеже важно отметить все детали материала независимо от их сохранности.

С начала 1990-х гг. появилось множество работ, в которых предлагаются авторские теоретикометодические разработки, основанные на достижениях предыдущих поколений ученых. Процедура рекон-

струкции первоначального внешнего облика человека по наличию в захоронении отдельных предметов одеяния обозначена в работах В.И. Сарианиди [19] и С.А. Яценко [4; 20-21]. Один из вариантов метода фиксации был применен В.И. Сарианиди в процессе раскопок некрополя Тилля-тепе в Северном Афганистане [19]. Тщательные зарисовки многочисленных нашивных блях, размещенных на костяке, рядом и под ним, на голове, в ногах помогли реконструировать погребальные одежды кочевой элиты, жившей в I в. н.э. Взяв за основу полевую документацию с могильника, С.А. Яценко внес отдельные дополнения методического плана, связанные с реконструкцией костюмного комплекса, которые были представлены в публикации «Костюм и покровы кочевой аристократии из некрополя Тилля-тепе (Афганистан)» [20].

Положения методики описания остатков текстиля, а также предметов из него представлены в ряде исследований [4; 21-23]. Правила работы с текстильными изделиями на примере средневековых русских захоронений предложены О.В. Орфинской, важными из них следует считать фиксацию расположения текстиля и украшений (декора), а также сохранение почвенно-текстильного конгломерата с фрагментами ткани для дальнейшего разбора всех слоев в камеральных условиях [22, с. 369-370]. Подобной точки зрения придерживается С.А. Яценко, указывавший на необходимость взятия участков монолитом, изготовления гипсовых слепков, уточнения стратиграфии погребальных покровов при помощи послойных чертежей [4, с. 368]. В его авторской разработке особое внимание уделяется тщательной детализации нашивных блях, бус, бисера, а также остатков вышивки на одежде человека [4, с. 368].

Выше обозначенные методические приемы работы с декоративными элементами костюма были применены при раскопках могильника Ханкаринский дол пазырыкской культуры в Алтайском крае [24]. В женском погребении №15 зафиксированы следы головного убора с аппликациями из золотой фольги, представленными волнообразным спиралевидным орнаментом и фигурками животных [18, с. 126]. Во избежание нарушения месторасположения нашивных блях участок земли, где находился череп и украшения головного убора, был взят монолитом. Четкая фиксация предметов декора позволила воссоздать внешний вид изделия, которое представляло собой высокий убор-парик с основой углисто-глинистого вещества, волос, войлока, ткани [18, с. 127].

Важным аспектом в методическом плане, без которого невозможна достоверная реконструкция археологического предмета, является описание - основное средство представления научных данных. Наличие точной характеристики элементов костюма дает возможность осмыслить полученный материал и выйти на новый теоретический уровень. Определенные

успехи достигнуты в области системного описания предметов обуви [25], украшений [26] и декора [27]. Главным принципом в работе исследователей выступает системный подход, включающий морфологию, классификацию, типологию и реконструкцию [28, с. 12]. В 1988 г. на семинаре «Морфология древностей» Ю.Л. Щаповой предложен алгоритм системного описания находок, в основу которого включены признаки морфологии, технологии, материала и функции [29].

Заключительным этапом в изучении археологического костюма является графическая и визуальная (объемная) реконструкции, позволяющие воссоздать предметы для образного восприятия. Чтобы добиться достоверности во внешнем облике, необходимо провести подготовительные работы, связанные с реставрацией. Соблюдение определенной методики удаления продуктов коррозии, почвы, органики помогает выявить первоначальную форму изделий, определить материал и раскрыть декор, украшавший их. Показательным примером качественно выполненной научной реставрации с использованием междисциплинарных методов служат уникальные находки из «элитных» памятников Аржан-2 [30] и Пазырык [31], расположенных на территории Южной Сибири.

Совместными усилиями художников-реставра-торов, ученых, дизайнеров Государственного Эрмитажа впервые проведена реконструкция парадного убранства кочевой знати из кургана Аржан-2 [30, с. 46]. Для создания правдоподобного декора костюма были изготовлены копии нашивных блях на одежду, головной убор, а также модели пояса, гривны, оружия; обсуждались вопросы по выбору материала, кроя и фактуры изделия [30, с. 48]. Результаты плодотворной работы по реконструкции мужского и женского костюмного комплекса номадов аржано-майэмирского времени Тувы можно увидеть в постоянной экспозиции Государственного Эрмитажа. Графические реконструкции костюмов из Аржан-2 также выполнил Д.В. Поздняков [32]. Его рисунки позволили представить и внешний облик населения пазырыкской культуры Алтая [9-10].

Альтернативный вариант размещения украшений-нашивок на погребальном одеянии из Аржан-2 был предложен казахскими исследователями из научнореставрационной лаборатории «Остров Крым» [33]. Для изучения декора костюма в качестве вспомогательных источников авторы использовали фотоматериалы, рисунки предметов из кургана, работы по технологии изготовления текстильных образцов [33, с. 253-254]. Согласно проведенной реконструкции установлено, что главным декоративным мотивом на одеждах выступает изображение кошачьего хищника - тигра, лежащего на плечах человека со свисающими на спину и грудь лапами.

Таким образом, к настоящему времени накоплен материал по реконструкции костюмов различных

историко-хронологических периодов, полученный в ходе изучения погребальных памятников Азии. Проведены исследования по воссозданию внешнего облика населения эпохи бронзы [5], скифо-сакского [34-36], «гунно-сарматского» [37-38], тюркского времени [39]. Изучение процессов реконструкции защитного вооружения (доспех, шлем и т.д.) в рамки указанного исследования не входило.

Следует сказать, что применение определенной методики в изучении «археологического костюма» при соблюдении таких процедур, как полевая фиксация, консервация, реставрация, позволит правильно произвести его реконструкцию для дальнейшей интерпретации культурно-исторических процессов, происходивших на территории Азии в древности и Средневековье.

Библиографический список

1. Карпеева Е.В. Реставрация и консервация меховой и кожаной одежды // Феномен алтайских мумий. - Новосибирск, 2000.

2. Мороз М.В., Шумакова Е.В. Реставрация тканей и войлоков // Феномен алтайских мумий. - Новосибирск,

2000.

3. Никитина К.Ф. Реставрация археологических находок из органических материалов памятника Аржан-2 // Аржан. Источник в долине царей. Археологические открытия в Туве. - СПб., 2004.

4. Яценко С.А. Костюм древней Евразии: ираноязычные народы. - М., 2006.

5. Усманова Э.Р. Костюм женщины эпохи бронзы. Опыт реконструкции. - Лисаковск ; Караганда, 2010.

6. Г аген-Торн Н.И. К методике изучения одежды в этнографии СССР // Советская этнография. - 1933. - №3-4.

7. Радлов В.В. Сибирские древности // Записки Императорского Русского археологического общества. - СПб., 1895. - Т. VII.

8. Молодин В.И. Методика археологических исследований памятников с мерзлотой // Феномен алтайских мумий. -Новосибирск, 2000.

9. Полосьмак Н.В. Всадники Укока. - Новосибирск, 2001.

10. Полосьмак Н.В., Баркова Л.Л. Костюм и текстиль па-зырыкцев Алтая (1У-Ш вв. до н.э.). - Новосибирск, 2005.

11. Полосьмак Н.В. и др. Текстиль из «замерзших» могил Горного Алтая 1У-Ш вв. до н.э. (опыт междисциплинарного исследования). - Новосибирск, 2006 (Интеграционные проекты СО РАН. - Вып. 5).

12. Фирсов К.Б., Демиденко Ю.В., Лантратова О.Б. Уникальные одежды из Большого Катандинского кургана на Алтае: проблемы сохранения археологических памятников из собрания ГИМ // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. - М., 2008. - Т. 2.

13. Видонова Е.С. Катандинский халат // Сборник статей по археологии СССР. - М., 1938. - Вып. VIII.

14. Акишев К.А. Курган Иссык: искусство саков Казахстана. - М., 1978.

15. Чугунов К.В., Парцингер Г., Наглер А. Элитное погребение эпохи ранних кочевников в Туве (предварительные публикации полевых исследований российско-германской экспедиции в 2001 г.) // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2002. - №2.

16. Аржан. Источник в долине царей. Археологические открытия в Туве. - СПб., 2004.

17. Шульга П.И. Могильник скифского времени Локоть-4а. - Барнаул, 2003.

18. Дашковский П.К., Усова И.А. Реконструкция женского головного убора из могильника пазырыкской культуры Ханкаринский дол // Социогенез в Северной Азии. - Иркутск, 2009.

19. Сарианиди В.И. Храм и некрополь Тилля-тепе. - М., 1989.

20. Яценко С.А. Костюм и покровы кочевой аристократии из некрополя Тиля-Тепе (Афганистан) // Ученые записки комиссии по изучению памятников цивилизаций древнего и средневекового Востока. - М., 1989.

21. Яценко С.А. О некоторых вопросах изучения «археологического» костюма. Механизмы костюмных связей народов Великой степи // Культуры евразийских степей 2-й половины I тыс. н.э. (из истории костюма). - Самара,

2001. - Т. 1.

22. Орфинская О.В. Опыт исследования и реконструкций изделий из археологического текстиля // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Казань, 2010.

23. Глушкова Т.Н. История изучения древнего плетения и ткачества в отечественной археологии. - Сургут, 2006.

24. Тишкин А.А., Дашковский П.К. Исследование памятников пазырыкской культуры на Чинетинском и Яломанском комплексах в Горном Алтае // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск, 200З. - Т. IX. - Ч. 1.

25. Осипов Д.О., Лихтер Ю.А. Системное описание и классификация кожаной обуви : методические рекомендации. - М., 2004.

26. Щапова Ю.Л., Лихтер Ю.А., Сарачева Т.Г., Столярова Е.К. Морфология украшений. - М., 2007.

27. Кокорина Ю.Г., Лихтер Ю.А. Морфология декора. -М., 2007.

28. Горбунова Т.Г., Тишкин А.А. Методика системного изучения археологических источников // Теория и практика археологических исследований. - Барнаул, 2005. -Вып. 1.

29. Щапова Ю.Л, Лихтер Ю.А., Столярова В.К. Морфология древностей. - Киев, 1990.

30. Бантиков А.И. Реставрация и реконструкция находок из кургана Аржан-2 // Аржан. Источник в долине царей. Археологические открытия в Туве. - СПб., 2004.

31. Баркова Л.Л., Чехова Е.А. Войлочный колпак из второго пазырыкского кургана // СГЭ. - Вып. LXIV. - СПб., 2006.

32. Cugunov K.V., Parzinger H., Nagler A. Der Skythenzeitliche Furstenkurgan Arzan 2 in Tuva. - Mainz, 2010. (Archaologie in Eurasien. Band 26.).

33. Алтынбеков К., Алтынбекова Д.К. Исследования и реконструкция костюма по материалам кургана Аржан-2 // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Казань, 2010.

34. Семенов В.А. Реконструкция скифского погребального костюма (по материалам раскопок в Туве) // Античная цивилизация и варварский мир. - Новочеркасск, 1993. -

Ч. 2.

35. Джумабекова Г.С., Базарбаева Г.А., Глушкова Т.Н. Костюм древних берельцев: попытка реконструкции // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Казань, 2010.

36. Усова И.А. Археологические источники для реконструкции женских головных уборов населения пазырыкской культуры Алтая // Культура как система

в историческом контексте: Опыт Западно-Сибирских археолого-этнографических совещаний. - Томск, 2010.

37. Тишкин А.А. Возможности реконструкции женской одежды хуннуского времени по археологическим материалам из Горного Алтая // Снаряжение кочевников Евразии. -Барнаул, 2005.

38. Усова И.А. Нижние головные уборы у населения усть-эдиганского этапа булан-кобинской культуры Алтая (по материалам памятника Яломан-П) // Археология, этнология, палеоэкология Северной Евразии и сопредельных территорий. - Новосибирск, 2007.

39. Кубарев Г.В. Халат древних тюрок Центральной Азии по изобразительным материалам // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2000. - №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.