Научная статья на тему 'О РОЛИ ТАДЖИКИСТАНА В СОЗДАНИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ИНСТИТУТОВ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА'

О РОЛИ ТАДЖИКИСТАНА В СОЗДАНИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ИНСТИТУТОВ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
257
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТАДЖИКИСТАН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хадыров Равшан Юнусович

Статья продолжает дискуссию о возрастании влияния Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) на архитектуру региональной безопасности и основы нового миропорядка. Рассмотрены два аспекта этого феномена - генезис и динамика институционального строительства и вклад Таджикистана как одного из учредителей организации и в создание концепции и механизмов развития ШОС. Приводятся хронология событий и базовые документы, определившие принципы, векторы деятельности ШОС. Отмечается личный вклад и влияние президента Таджикистана Э. Рахмона на процессы трансформации организации. Обосновывается вывод о благоприятных перспективах численного расширения ШОС и масштабов деятельности в сфере международной безопасности, экономического и гуманитарного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROLE OF TAJIKISTAN IN THE CREATION AND FUNCTIONING OF THE INSTITUTIONS OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION

The article continues the discussion about the growing influence of the Shanghai Cooperation Organization (SCO) on the architecture of regional security and the foundations of the new world order. Two aspects of this phenomenon are considered - the genesis and dynamics of institutional building and the contribution of Tajikistan as one of the founders of the organization and to the creation of the concept and mechanisms for the development of the SCO. The chronology of events and basic documents that determined the principles and vectors of the SCO activity are given. The personal contribution and influence of the President of Tajikistan E. Rahmon on the processes of transformation of the organization is noted. The conclusion about the favorable prospects for the numerical expansion of the SCO and the scope of activities in the field of international security, economic and humanitarian development is substantiated.

Текст научной работы на тему «О РОЛИ ТАДЖИКИСТАНА В СОЗДАНИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ИНСТИТУТОВ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

О роли Таджикистана в создании и функционировании институтов Шанхайской организации сотрудничества

Хадыров Равшан Юнусович,

руководитель развития агентского кабинета ООО Сравни ру Лабс

E-mail: khadyrov.r.u@mail.ru

Статья продолжает дискуссию о возрастании влияния Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) на архитектуру региональной безопасности и основы нового миропорядка. Рассмотрены два аспекта этого феномена - генезис и динамика институционального строительства и вклад Таджикистана как одного из учредителей организации и в создание концепции и механизмов развития ШОС. Приводятся хронология событий и базовые документы, определившие принципы, векторы деятельности ШОС. Отмечается личный вклад и влияние президента Таджикистана Э. Рахмона на процессы трансформации организации. Обосновывается вывод о благоприятных перспективах численного расширения ШОС и масштабов деятельности в сфере международной безопасности, экономического и гуманитарного развития.

Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, институциональное строительство, региональная безопасность, Таджикистан.

со

U

со

см

см

со

Z

118

Введение

Евразийское пространство - огромная территория, на которой сталкиваются и гармонизируются геополитические интересы, стратегии влияния и развития разновеликих мировых и региональных держав. Это пространство колоссального интеграционного потенциала и формирования нового многополярного миропорядка, центром которого становится ШОС. ШОС предъявил миру особую форму международных отношений между Россией, Китаем, Индией, Пакистаном и странами Центральной Азии, которые изначально являются первичным ядром ШОС [2].

История отвела 10-ти миллионному Таджикистану важную и почетную роль одного из инициаторов и учредителей этой гигантской интеграционной структуры. Не случайно 20-й юбилейный саммит ШОС прошел в Душанбе [15]. К настоящему моменту ШОС стала полноценной международной организацией со своей институциональной структурой, правовыми нормами и высоким региональным авторитетом. Основными целями ШОС являются «укрепление между государствами взаимного доверия, дружбы, добрососедства; расширение сотрудничества в политической, социально-экономической, гуманитарной областях, а также обеспечение мира, безопасности в регионе, борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» [16; 60].

Цель статьи - раскрыть политический, организационный вклад Таджикистана в институциональное оформление и развитие ШОС в рамках 22-х летней истории организации.

Основная часть

Контент-анализ официальных документов, научных работ и публикаций позволил выделить генезис, политическую и организационную динамику институционального строительства ШОС и роль Таджикистана в развитии этой организации. Монографии, научные статьи известных таджикистанских ученых Р. Алиевой [10], Р. Алимова [11; 12], Ш. Бобоева [13], Н. Мирзоева [17], М. Олимова [18; 19], Х. Саидова [23], З. Сайидзода [23], Ф. Салимов [25], С. Солиходжаевой [26], Р. Хайдарова [27], Х. Холик-назара [28; 29; 30; 31] оценивают вклад Таджикистана, президента Э. Рахмона в становление и развитие ШОС, анализируют роль организации в системе безопасности Центральной Азии с позиций таджикистанских национальных интересов.

Р. Алимов аргументирует тезисы о ШОС как международной организации нового типа и универсального характера, основанной на фундаментальных принципах равноправия членов, раскрывает механизмы взаимодействия ШОС при формировании Евразийского пространства региональной безопасности, приводит последовательную хронику основных событий в деятельности ШОС [12]. Политические и экономические цели Таджикистана в ШОС формулирует Ф.Н. Салимов: участие

в процессе создания региональной архитектуры безопасности; в международной борьбе с терроризмом и экстремизмом; решение приграничных проблем; урегулирование внутреннего конфликта (гражданской войны); ускоренное поствоенное восстановление; вывод страны из коммуникационного тупика; достижение продовольственной и энергетической безопасности; повышение международного авторитета страны [25].

Х. Холикназар в своих работах всестороннее анализирует историю и процесс трансформации «Шанхайской пятерки», вклад Таджикистана в институциональное строительство ШОС. Р. Хайдаров особо выделяет созидательную роль президента Э. Рахмона как архитектора ШОС, внесшего большой политический и организационный вклад в налаживание эффективной работы таких институтов как Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП). Н.М. Мирзоев рассматривает структуру и принципы функционирования институтов ШОС, прослеживает эволюционную динамику формирования и становления ШОС как полноценной региональной организации сотрудничества в реалиях глобализации, совместного противодействия вызовам и угрозам терроризма, экстремизма, сепаратизма. Ш.Д. Бобоев фокусирует внимание на международно-правовых аспектах развития ШОС, механизмах взаимодействия Таджикистана, других участников и государств-наблюдателей в реализации экономических, гуманитарных проектов.

Обобщая подходы ученых к периодизации и содержанию институционального строительства ШОС, приведем значимые вехи периодов и краткое содержание этапов. Содержание этапов позволяет определить основные аспекты участия и роль Таджикистана в развитии институтов и механизмов взаимодействия ШОС. Большинство ученых выделяют три этапа: предварительный этап, в ходе которого на основе деятельности «Шанхайской пятерки» формировались политические и организационные предпосылки создания ШОС; этап институционального и организационного оформления ШОС; этап развития, расширения географии и направлений деятельности ШОС.

1. Этап деятельности «Шанхайской пятерки» (19912000), формирование предпосылок создания ШОС, институциональных механизмов современной структуры ШОС. В этот период проведены переговоры по вопросам сокращения численности войск в приграничных районах, укрепления мер доверия в военной сфере, подписано Соглашение об укреплении мер военного доверия (Шанхай, апрель 1996 года) [6], Соглашение между РФ, КНР, Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границ (Москва, апрель 1997 г.) [7]. Причиной создания ШОС явилась серьезная активизация действий экстремистских и сепаратистских сил на территориях Узбекистана, Киргизстана и Таджикистана, а также в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР.

Душанбинский саммит в июле 2000 г. сыграл ключевую роль в процессе трансформации «Шанхайской пятёрки» в ШОС из совещательного регионального форума в международную организацию, перенесения акцентов деятельности с безопасности границ на борьбу с терроризмом и расширение форм экономического сотрудничества. В Душанбинской декларации глав государств была отражена позиция Таджикистана о преобразовании «Шанхайской пятерки» в международную организацию нового типа - не в оборонный союз или военно-политический блок, а в организацию многостороннего евразийского сотрудничества [9].

2. Этап институционализации ШОС (2001-2004). Политические и организационные предпосылки к инсти-

туциональному оформлению ШОС были реализованы в 2001 г. на саммите в Душанбе после приема Узбекистана и утверждения основополагающих документов, запустивших процесс институционализации: Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму «Шанхайской пятёрки»; Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества [1]; Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Саммит глав государств в июне 2002 г. в Санкт-Петербурге продолжил институциональное оформление ШОС: утвержден базовый концептуальный и организационный документ - Хартия ШОС, инициировано создание Региональной антитеррористической структуры (РАТС ШОС), учрежден институт Миссии наблюдателей от ШОС и механизмы международного наблюдения за выборами и референдумами, проходящими на пространстве ШОС. Организационный период институционального оформления ШОС завершился по итогам Московского саммита, на котором был принят бюджет ШОС, утверждены основные институты, Секретариат ШОС, другие рабочие органы, которые с января 2004 г. начали функционировать. Это обозначило завершение этапа институционализации.

3. Этап развития и расширения ШОС (2005-настоя-щее время). Период характеризуется созданием новых институтов, органов ШОС, увеличением числа и расширением географии членов организации [32]. Особенностью институционального развития ШОС является отказ от перспектив образования наднациональных институтов управления, что могло вызвать противодействие действующих и потенциальных участников организации [8].

Членами ШОС в это период стали Индия, Пакистан и Иран, странами-наблюдателями Беларусь, Монголия, Афганистан, странами-партнерами - Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка, наблюдателями - Бангладеш, Сирия, Египет, Израиль, Мальдивы, Украина, Ирак, Вьетнам, Бахрейн, Катар. Это расширило региональное сотрудничество и повысило геополитическую значимость ШОС. Саммиты СГГ (20062013) открыли путь для расширения ШОС без утверждения формальной процедуры приема. Только в сентябре 2014 г. в Душанбе на заседании СГГ был утвержден Порядок предоставления статуса государства-члена ШОС, который оформил институт членов, наблюдателей и партнеров Организации [3].

Новые члены кардинально изменили геостратегический баланс, усилили экономический и политический потенциал ШОС на евразийском континенте, геополитически связав европейские пространства с Центральной и Южной Азией. После саммита в Астане в 2017 г. члены ШОС приступили к совершенствованию механизмов дальнейшего расширения организации. На саммите СГГ в Душанбе 17 сентября 2021 г. приняты решения о приеме Ирана в члены ШОС, предоставлении статуса партнера по диалогу ШОС Египту, Саудовской Аравии и Катару.

В Самаркандской декларации 2022 г. государства-члены подчеркнули, что «расширение ШОС и дальнейшее углубление сотрудничества с государствами-наблюдателями, партнерами ШОС по диалогу и международными объединениями расширит потенциал Организации и поспособствует дальнейшему повышению ее роли на международной арене в качестве многостороннего механизма по решению актуальных проблем современности, обеспечению безопасности» [5].

К 2023 г. функционируют 2 постоянных органа ШОС: Секретариат (Пекин) и Исполнительный комитет РАТС

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

со

I_

и

см со

(Ташкент). Ежегодно проводятся заседания СГГ, высшего органа ШОС, а также СГП и СМИД - Совета министров иностранных дел, координацию работы в рамках ШОС обеспечивает Совет национальных координаторов. Всего учреждены 29 функциональных институтов-органов ШОС, более 40 рабочих механизмов взаимодействия в разных сферах. Функционируют институты постоянных представителей государств-членов при Секретариате ШОС и РАТС ШОС. Представители Таджикистана занимали должности Генерального секретаря ШОС (Р.К. Алимов в 2016-2018), Директора Исполнительного комитета РАТС ШОС (Д.Ф. Гиёсов в 2019-2021).

Теперь рассмотрим роль и вклад Таджикистана в развитие ШОС. Главным итогом пятилетней деятельности Таджикистана в «Шанхайской пятёрке» (19962000) стало завершение процесса мирного урегулирования и установление национального согласия, развитие демократических институтов и проведение экономических и социальных преобразований. Главы государств «Шанхайской пятерки» в августе 1999 г. констатировали, что мирный процесс в Таджикистане приобрел необратимый характер, и позитивный опыт межтаджикского урегулирования имеет большую ценность как пример разумного компромисса. В июле 2000 г. в Душанбе на 5-м саммите лидеров «Шанхайской пятёрки», президент Э. Рахмон представил концептуальное предложение в текст Душанбинской декларации: «Стороны будут прилагать усилия по превращению «Шанхайской пятерки» в региональную структуру многостороннего сотрудничества в различных сферах» [23; 28]. Так Таджикистан стал одним из основателей ШОС и не случайно, что 20-й юбилейный саммит ШОС прошел в именно Душанбе [15].

Таджикистан рассматривает ШОС как уникальный механизм, позволяющий решать сложные региональные проблемы обеспечения региональной безопасности и экономического развития, достижения энергетической независимости, выхода страны из коммуникационной изоляции и обеспечения продовольственной безопасности [20]. В июне 2006 г. позиция Таджикистана по противодействию терроризму была озвучена Э. Рахмоном на саммите ШОС в Шанхае, предупредившего участников о возрастание новых угроз и опасности политического экстремизма и международного терроризма.

В 2007 г. для координации направлений деятельности Таджикистана в ШОС, изучения интеграционных процессов и укрепления организации был образован Центр дружбы и сотрудничества ШОС при Академии государственного управления Таджикистана [33]. Кроме того, 11 ВУЗов Таджикистана присоединились к деятельности созданного по инициативе России Университета ШОС, объединившего более 70 университетов и институтов стран-участников.

Таджикистан председательствовал в СГГ (2008, 2014 и 2020-2021), в СГП (в 2006, 2010, 2018) и активно участвовал в подготовке основополагающих документов, определявших векторы развития и внутренние механизмы взаимодействия в рамках ШОС. В периоды председательства Таджикистан прикладывал значительные организационные, дипломатические усилия для обеспечения безопасности и стабильности, укрепления торгово-экономических, культурных и гуманитарных связей между странами ШОС. Президент Э. Рахмон на всех заседаниях выступал по насущным проблемам межрегионального и международного масштаба, коллективного противодействия современным вызовам и угрозам, по актуальным вопросам укрепления политического диалога, развитию и расширению отношений в сфере экономики и гуманитарных связей между государствами-

членами, наблюдателями при ШОС, партнерами по диалогу.

Таджикистан активно участвовал в подготовке документов к саммиту глав государств в Душанбе по механизмам расширения ШОС (сентябрь 2014 г.) в ходе которого был оформлен институт членов, наблюдателей и партнеров Организации. Саммит отметил возрастание геополитической роли Таджикистана на перспективах включения в ШОС Индии и Пакистана, а геополитическое расширение Организации позволит существенно увеличить ее международный вес. Последовательно развивался институт политического диалога и механизм консультаций на всех уровнях ШОС, определяющих сотрудничество Таджикистана, государств-членов для создания справедливого миропорядка, эффективной глобальной и региональной архитектуры безопасности, экономики и культурно-гуманитарных связей.

Динамику влияния Таджикистана на принятие политических решений можно проследить по вопросу приема новых членов ШОС. В июле 2005 г. саммит ШОС в Астане одобрил заявку Ирана, предоставив статус наблюдателя наряду с Индией и Пакистаном, а в 2008 г. Иран подал заявку на полноправное членство [34; 35]. Изначально (до 2015 г.) Таджикистан поддерживал прием Ирана в ШОС, был заинтересован в снятии санкционных барьеров на пути принятия Ирана в число членов ШОС, полагая, что фарси-таджикский язык станет одним из трех официальных рабочих языков заседаний саммитов ШОС [18]. Однако в 2015 году власти Ирана пригласили на конференцию Организации исламского единства лидера запрещенной в Таджикистане Партии исламского возрождения М. Кабири и Таджикистан выступил резко против членства Ирана в ШОС. Только после захвата власти в Афганистане «Талибаном» (террористическая группировка, запрещена в РФ), Таджикистан снял свои возражения. В 2021 г. рамках саммита ШОС в Душанбе президенты двух стран Э. Рахмон и Э. Раиси всесторонне обсудили аспекты влияния Ирана на решение проблем и угроз, исходящих из Афганистана и сотрудничество в проектах ШОС [22]. Иран был принят в организацию уже в сентябре 2022 г.

В своей статье по случаю 20-летия ШОС президент Э. Рахмон подчеркнул, что в сфере многосторонней дипломатии Таджикистана «особое внимание уделяется развитию плодотворных связей в рамках ШОС», которая является «авторитетным международным институтом не только в регионе, но и на мировом уровне». Он предложил, «чтобы в сферу борьбы с вызовами и угрозами современности в рамках ШОС были привлечены и государства-наблюдатели» [21].

Э. Рахмон принимал личное активное участие в разработке таких важных документов, как Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001), Программа сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2013-2015, Конвенция ШОС по противодействию экстремизму (2017). За 20-летний период существования ШОС конструктивные инициативы президента Таджикистана по вопросам борьбы с международным терроризмом определяли векторы и критерии деятельности различных структур ШОС. Особо высоко государства-члены оценивают председательство в ШОС Таджикистана и его итоги в 2020-2021 годы, которые «в юбилейный год способствовали дальнейшему укреплению взаимного доверия и взаимопонимания, конструктивного и эффективного сотрудничества, добрососедских отношений и дружбы между их народами» [2].

Заключение

Сегодня Шанхайская организация сотрудничества является одним из важнейших мировых центров геополитики, безопасности и экономического развития. В странах-членах ШОС проживают более 3,342 млрд человек, производится 55% мирового валового национального продукта. Привлекательность ШОС для стран мира - внеблоковый характер, отсутствие наднациональных институтов, механизмов вмешательства во внутренние дела государств-участников и третьих стран. Это подводит к выводу, что открытость ШОС к равноправному сотрудничеству создает перспективу для расширения числа участников организации, географических и проектных масштабов ее деятельности.

Политические, экономические, гуманитарные институты и структуры безопасности ШОС организационно оформлены, авторитетны и эффективно функционируют. Лидеры и локомотивы ШОС - Россия, Китай, Индия образуют ядро системы, в которую вовлечены в разных статусах участия 28 государств Европы, Азии, Африки и Ближнего Востока.

Таджикистан - активный участник инициации институциональной трансформации «Шанхайской пятерки», концептуального и организационного развитии ШОС как открытой мультифункциональной платформы международного сотрудничества. Президент Таджикистана Э. Рахмон - убежденный приверженец полицентричной системы мироустройства. Участвуя в принятии исторического решения о создании ШОС, он стал одним из творцов современной архитектуры региональной безопасности в Центральной Азии и устойчивого развития своей страны.

Литература

1. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества от 14 июня 2001 года: официальный текст. Сайт Президента России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supple-тет/3406 (дата обращения: 02.03.2023).

2. Душанбинская декларация двадцатилетия ШОС от 17 сентября 2021 года: официальный текст. Сайт Президента России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/5699 (дата обращения: 03.03.2023).

3. Решение Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества от 12 сентября 2014 года № 2 «Об утверждении Порядка предоставления статуса государства-члена Шанхайской организации сотрудничества». Законодательство стран СНГ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx/show_doc.fwx-?rgn=81549&ysclid=lfr4ausbw4856974602 (дата обращения: 03.03.2023).

4. Рахмон Э. 20 лет ШОС: Сотрудничество во имя стабильности и процветания: статья Президента Республики Таджикистан, Председателя Совета глав государств-членов ШОС в 2021 году. Официальный сайт СНГ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e-cis.info/news/566/92793/ (дата обращения: 02.03.2023).

5. Самаркандская декларация совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества // Российская газета. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2022/09/16/samarkandskaia-deklaraciia-soveta-glav-gosudarstv-chlenov-shanhajskoj-organizacii-sotrudnichestva.html (дата обращения: 07.03.2023).

6. Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы 26 апреля 1996 года. Официальный сайт Минобороны России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doc.mil.ru/documents/ quick_search/more.htm?id=10947126%40egNPA (дата обращения: 05.03.2023).

7. Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы от 24 апреля 1997 года. Официальный сайт Минобороны России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doc.mil. ru/files/SoglasheniesKNR1997.pdf (дата обращения: 05.03.2023).

8. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года. Сайт Президента России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// static.kremlin.ru/media/events/files/ru/a3YPpGqLvQI-4uaMX43lMkrMbFNewBneO.pdf (дата обращения: 09.03.2023).

9. 20 лет Шанхайской организации сотрудничества: сводный доклад от 30.11.2021. Официальный сайт ШОС. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rus.sectsco.org/publications/20211130/810791. html (дата обращения: 02.03.2023).

10. Алиева Р.К. Из истории развития внешних связей Республики Таджикистан с Шанхайской организацией сотрудничества // Ученые записки Худжанд-ского гос. университета им. ак. Б. Гафурова. Гуманитарные науки. - 2011 - С. 155-167.

11. Алимов Р.К. Шанхайская организация сотрудничества: становление, развитие, перспективы: монография. - М.: Весь Мир, 2017. - 336 с.

12. Алимов Р.К. Республика Таджикистан в системе ШОС. 2021. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://msu.tj/ru/news?id=117 (дата обращения: 06.03.2023).

13. Бобоев Ш. Шанхайская организация сотрудничества в геополитической структуре Среднего Востока: монография. - Душанбе: Контраст, 2011. - 266 с.

14. Бровцев В. Шанхайская организация сотрудничества. Состояние и перспективы развития / Независимая газета. 14.09.2021. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ng.ru/cis/2021-09-14/100_2109141600.html (дата обращения: 03.03.2023).

15. Вклад Таджикистана в основание и развитие Шанхайской организации сотрудничества. Сайт Центра стратегических исследований при Президенте РТ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mts. tj/ru/2564/news/ (дата обращения: 06.03.2023).

16. Кулинцев Ю.В. Большое евразийское партнерство: проблемы сопряжения с международными интеграционными проектами (на примере Шанхайской организации сотрудничества и китайской инициативы «Экономического пояса Шелкового пути»): дис. ... кандидата политических наук: 23.00.04. - М.: ИнАфр РАН, 2020. - 226 с.

17. Мирзоев Н.М. Таджикистан-ШОС: магистраль сотрудничества: монография. - Душанбе, 2014. -178 c.

18. Муратбекова А. Кризис идентичности Шанхайской организации сотрудничества: что будет дальше? // Вестник международных организаций. - 2019. -Т. 14. - № 4. - С. 138-160.

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

19,

20,

21

22

23

24

25,

26

27

28

29

30

31

32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33

12

Олимов М.А. Проблемы безопасности в Центральной Азии: взгляд на ШОС из Республики Таджикистан // ШОС и проблемы безопасности в Центральной Азии. - 2005. - С. 66-71.

Олимов М.А. Внешнеполитические векторы Таджикистана: Таджикистан и ШОС: выступление на 8-м заседании Экспертного клуба «Сибирь-Евразия». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь|Мр:/^Ыг-eurasia.ru/publications/vnieshniepolitichieskiie-viektory-tadzhikistana-tadzhikistan-i-shos (дата обращения: 06.03.2023).

Рахмон Э. Интервью Национальному информационному агентству «Ховар» по случаю 20-летия Шанхайской организации сотрудничества // НИАТ Ховар, 15.06.2021. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://khovar.tj/rus/2021/10/intervyu-prezidenta-respubliki-tadzhikistan-emomali-rahmona/ (дата обращения: 07.03.2023).

Сажин В. ХХ юбилейный саммит ШОС: про Иран и не только, 21.09.2021 // Международная жизнь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// interaffairs.ru/news/show/31773 (дата обращения: 06.03.2023).

Саидов Х., Майтдинова Г. Шанхайская организация сотрудничества - стабильность, доверие и сотрудничество на основе «шанхайского духа» // Внешняя политика. - 2014. - № 2. - С. 42-56. Сайидзода З. Внешняя политика Таджикистана в условиях глобализации: монография. - Душанбе: Авасто, 2004. - 590 с.

Салимов Ф.Н. Анализ участия и политики Таджикистана в международных организациях // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. -2020. - № 8. - С. 315-326.

Солиходжаева С.А. Историография сотрудничества Республики Таджикистан с Шанхайской организацией сотрудничества // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. - 2016. - С. 5-17. Хайдаров Р. Эмомали Рахмон - один из архитекторов Шанхайской организации сотрудничества. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// khovar.tj/rus/2021/04/rustam-hajdarov-emomali-rahmon-odin-iz-arhitektorov-shanhajskoj-orgamzatsii-sotrudnichestva/ (дата обращения: 02.03.2023). Холикназар Х. Вклад Республики Таджикистан в становление и развитие Шанхайской Организации Сотрудничества (1996-2014 гг.): монография. Душанбе: Ирфон, 2016. - 531 с. Холикназар Х. Деятельность Республики Таджикистан в процессе становления и развития ШОС: монография. - Душанбе: Ирфон, 2014. - 384 с. Холикназар Х. Деятельность Республики Таджикистан в процессе становления и развития ШОС: монография. - Душанбе: Ирфон, 2014. - 381 с. Холикназар Х. Таджикистан-ШОС: стабильность и процветание: монография. - Душанбе: ЦСИ при Правительстве РТ, 2013. - 248 с. Хроника главных событий в рамках «Шанхайской пятерки» и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Сайт Шанхайской организации сотрудничества. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sectsco.org/html/00029.html (дата обращения: 09.03.2023).

Центр дружбы и сотрудничества ШОС в Таджикистане. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://apa.tj/ru/центр-дружбы-и-сотрудничества-шос-в-та/ (дата обращения: 09.03.2023).

34. Sanaei M., Karami J. Iran's Eastern Policy: Potential and Challenges // Russia in Global Affairs. - 2021. - No. 19 (3). - Pp. 25-49.

35. Sanaei M., Karami J. Ravand-e chandjanebegaraai-e beinolmelali va raahbord-e sharghi-e Iran / пер. с фарси: Санаи М., Карами Дж. Курс на многовектор-ность в международных отношениях и взгляд Ирана на Восток // Ежеквартальный журнал внешней политики. Лето. - 2019. - № 2 (33). - С. 25-56.

ON THE ROLE OF TAJIKISTAN IN THE CREATION AND FUNCTIONING OF THE INSTITUTIONS OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION

Khadyrov R. Yu.

Head of Agency Office Development LLC Sravni ru Labs

The article continues the discussion about the growing influence of the Shanghai Cooperation Organization (SCO) on the architecture of regional security and the foundations of the new world order. Two aspects of this phenomenon are considered - the genesis and dynamics of institutional building and the contribution of Tajikistan as one of the founders of the organization and to the creation of the concept and mechanisms for the development of the SCO. The chronology of events and basic documents that determined the principles and vectors of the SCO activity are given. The personal contribution and influence of the President of Tajikistan E. Rahmon on the processes of transformation of the organization is noted. The conclusion about the favorable prospects for the numerical expansion of the SCO and the scope of activities in the field of international security, economic and humanitarian development is substantiated.

Keywords: Shanghai Cooperation Organization, institution building, regional security, Tajikistan.

References

1. Declaration on the Establishment of the Shanghai Cooperation Organization of June 14, 2001: official text. Website of the President of Russia. [Electronic resource]. - Access mode: http:// www.kremlin.ru/supplement/3406 (Accessed: 02.03.2023). (In Russ.).

2. Dushanbe Declaration of the 20th Anniversary of the SCO of September 17, 2021: official text. Website of the President of Russia. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.krem-lin.ru/supplement/5699 (Accessed: 03.03.2023). (in Russ.).

3. Decision of the Council of Heads of State of the Member States of the Shanghai Cooperation Organization dated September 12, 2014 No. 2 "On Approval of the Procedure for Granting the Status of a Member State of the Shanghai Cooperation Organization". Legislation of the CIS countries. [Electronic resource]. -Access mode: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx/show_ doc.fwx?rgn=81549&ysclid=lfr4ausbw4856974602 (Accessed: 03.03.2023). (In Russ.).

4. Rahmon E. 20 years of the SCO: Cooperation for stability and prosperity: article by the President of the Republic of Tajikistan, Chairman of the Council of Heads of State of the SCO Member States in 2021. Official website of the CIS. [Electronic resource]. - Access mode: https://e-cis.info/news/566/92793/ (Accessed: 02.03.2023). (In Russ.).

5. Samarkand Declaration of the Council of Heads of State of the Shanghai Cooperation Organization // Rossiyskaya Gazeta. [Electronic resource]. - Access mode: https://rg.ru/2022/09/16/ samarkandskaia-deklaraciia-soveta-glav-gosudarstv-chlenov-shanhajskoj-organizacii-sotrudnichestva.html (Accessed: 07.03.2023). (In Russ.).

6. Agreement between the Russian Federation, the Republic of Kazakhstan, the Kyrgyz Republic, the Republic of Tajikistan and the People's Republic of China on confidence-building in the military field in the border area on April 26, 1996. Official website of the Russian Ministry of Defense. [Electronic resource]. -Access mode: https://doc.mil.ru/documents/quick_search/ more.htm?id=10947126%40egNPA (Accessed: 05.03.2023). (In Russ.).

7. Agreement between the Russian Federation, the Republic of Kazakhstan, the Kyrgyz Republic, the Republic of Tajikistan and the People's Republic of China on the mutual reduction of

armed forces in the border area of April 24, 1997. Official website of the Russian Ministry of Defense. [Electronic resource]. -Access mode: https://doc.mil.ru/files/SoglasheniesKNR1997. pdf (Accessed: 05.03.2023). (In Russ.).

8. Development Strategy of the Shanghai Cooperation Organization until 2025. Website of the President of Russia. [Electronic resource]. - Access mode: http://static.kremlin.ru/media/events/ files/ru/a3YPpGqLvQI4uaMX43lMkrMbFNewBneO.pdf (Accessed: 09.03.2023). (In Russ.).

9. 20 years of the Shanghai Cooperation Organization: summary report of 30.11.2021. Official website of the SCO. [Electronic resource]. - Access mode: http://rus.sectsco.org/pub-lications/20211130/810791.html (Accessed: 02.03.2023). (In Russ.).

10. Alieva R.K. From the history of the development of external relations of the Republic of Tajikistan with the Shanghai Cooperation Organization // Uchenye zapiski of the Gafurov Khujand State University. Humanitarian sciences. 2011. Pp. 155-167. (In Russ.).

11. Alimov R.K. Shanghai Cooperation Organization: formation, development, prospects: monograph. - M.: Ves Mir, 2017. - 336 p. (In Russ.).

12. Alimov R.K. The Republic of Tajikistan in the SCO system. 2021. [Electronic resource]. - Access mode: https://msu.tj/ru/ news?id=117 (Accessed: 06.03.2023). (In Russ.).

13. Boboev Sh. Shanghai Cooperation Organization in the geopolitical structure of the Middle East: monograph. - Dushanbe: Contrast, 2011. - 266 p. (In Russ.).

14. Brovtsev V. Shanghai Cooperation Organization. State and development prospects / Nezavisimaya Gazeta. 14.09.2021. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.ng.ru/cis/2021-09-14A100_2109141600.html (Accessed: 03.03.2023). (In Russ.).

15. Tajikistan's contribution to the founding and development of the Shanghai Cooperation Organization. Website of the Center for Strategic Studies under the President of the Republic of Ta-tarstan. [Electronic resource]. - Access mode: https://mts.tj/ ru/2564/news/ (Accessed: 06.03.2023). (In Russ.).

16. Kulintsev Yu.V. The Great Eurasian Partnership: Problems of Interfacing with International Integration Projects (on the Example of the Shanghai Cooperation Organization and the Chinese Initiative of the Silk Road Economic Belt): dis. ... candidate of political sciences: 23.00.04. - M.: InAfr RAN, 2020. - 226 p. (In Russ.).

17. Mirzoev N.M. Tajikistan-SCO: highway of cooperation: monograph. - Dushanbe, 2014. - 178 p. (In Russ.).

18. Muratbekova A. The identity crisis of the Shanghai Cooperation Organization: what will happen next? // Bulletin of international organizations. 2019. Vol. 14. No. 4. Pp. 138-160. (In Russ.).

19. Olimov M.A. Security Issues in Central Asia: A View of the SCO from the Republic of Tajikistan // SCO and Security Issues in Central Asia. 2005. Pp. 66-71. (In Russ.).

20. Olimov M.A. Foreign policy vectors of Tajikistan: Tajikistan and the SCO: speech at the 8th meeting of the Siberia-Eurasia Expert Club. [Electronic resource]. - Access mode: http://sibir-eurasia. ru/publications/vnieshniepolitichieskiie-viektory-tadzhikistana-tadzhikistan-i-shos (Accessed: 06.03.2023). (In Russ.).

21. Rahmon E. Interview to the Khovar National News Agency on the occasion of the 20th anniversary of the Shanghai Cooperation Organization // NIAT Khovar, 15.06.2021. [Electronic resource]. - Access mode: https://khovar.tj/rus/2021/10/intervyu-prezidenta-respubliki-tadzhikistan-emomali-rahmona/ (Accessed: 07.03.2023). (In Russ.).

22. Sazhin V. XX Anniversary Summit of the SCO: about Iran and not only, 09/21/2021 // International Affairs. [Electronic resource]. -Access mode: https://interaffairs.ru/news/show/31773 (Accessed: 06.03.2023). (In Russ.).

23. Saidov H., Maitdinova G. Shanghai Cooperation Organization -Stability, Trust and Cooperation Based on the "Shanghai Spirit" // Foreign Policy. 2014. No. 2. Pp. 42-56. (In Russ.).

24. Sayidzoda Z. Foreign policy of Tajikistan in the context of globalization: monograph. - Dushanbe: Avasto, 2004. - 590 p. (In Russ.).

25. Salimov F.N. Analysis of participation and policy of Tajikistan in international organizations // Bulletin of the Tajik National University. Series of socio-economic and social sciences. 2020. No. 8. Pp. 315-326. (In Russ.).

26. Solikhodzhaeva S.A. Historiography of cooperation between the Republic of Tajikistan and the Shanghai Cooperation Organization // Bulletin of the Tajik State University of Law, Business and Politics. Humanities Series. 2016. Pp. 5-17. (In Russ.).

27. Khaidarov R. Emomali Rahmon is one of the architects of the Shanghai Cooperation Organization. [Electronic resource]. -Access mode: https://khovar.tj/rus/2021/04/rustam-hajdarov-emomali-rahmon-odin-iz-arhitektorov-shanhajskoj-organizatsii-sotrudnichestva/ (Accessed: 02.03.2023). (In Russ.).

28. Kholiknazar H. The contribution of the Republic of Tajikistan to the formation and development of the Shanghai Cooperation Organization (1996-2014): monograph. - Dushanbe: Irfon, 2016. - 531 p. (In Russ.).

29. Kholiknazar H. Activities of the Republic of Tajikistan in the process of formation and development of the SCO: monograph. -Dushanbe: Irfon, 2014. - 384 p. (In Russ.).

30. Kholiknazar H. Activities of the Republic of Tajikistan in the process of formation and development of the SCO: monograph. -Dushanbe: Irfon, 2014. - 381 p. (In Russ.).

31. Kholiknazar H. Tajikistan-SCO: stability and prosperity: monograph. - Dushanbe: Center for Contemporary Art under the Government of the Republic of Tajikistan, 2013. - 248 p. (In Russ.).

32. Chronicle of the main events within the "Shanghai Five" and the Shanghai Cooperation Organization (SCO). Website of the Shanghai Cooperation Organization. [Electronic resource]. -Access mode: http://www.sectsco.org/html/00029.html (Accessed: 09.03.2023). (In Russ.).

33. SCO Friendship and Cooperation Center in Tajikistan. [Electronic resource]. - Access mode: https://apa.tj/ru/center-of-friendship-and-cooperation-shos-v-ta/ (Accessed: 09.03.2023). (In Russ.).

34. Sanaei M., Karami J. Iran's Eastern Policy: Potential and Challenges // Russia in Global Affairs. 2021. No. 19(3). Pp. 25-49.

35. Sanaei M., Karami J. Ravand-e chandjanebegaraai-e beinol-melali va raahbord-e sharghi-e Iran / transl. from Farsi: Sanai M., Karami J. A multi-vector course in international relations and Iran's view of the East // Foreign Policy Quarterly Journal. Summer. 2019. No. 2 (33). Pp. 25-56. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.