Научная статья на тему 'О РОЛИ СВОБОДНОЙ ДВУОКИСИ КРЕМНИЯ В РАЗВИТИИ ХРОНИЧЕСКОГО ПЫЛЕВОГО БРОНХИТА'

О РОЛИ СВОБОДНОЙ ДВУОКИСИ КРЕМНИЯ В РАЗВИТИИ ХРОНИЧЕСКОГО ПЫЛЕВОГО БРОНХИТА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — С.К. Старикова, Н.И. Зеленева, М.Ф. Лемясев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF FREE SILICON DIOXIDE IN THE DEVELOPMENT OF CHRONIC DUST BRONCHITIS

An inquest and examination of workers of three fireproof industry plants showed the dust containing more free silicon dioxide to be more dangerous for the development of chronic bronchitis even when present in the air in low concentrations. The study of incidence among various occupational groups of dry cough and that of cough with expectoration proved any dust in presence of other unfavorable factors to be more capable to cause bronchitis.

Текст научной работы на тему «О РОЛИ СВОБОДНОЙ ДВУОКИСИ КРЕМНИЯ В РАЗВИТИИ ХРОНИЧЕСКОГО ПЫЛЕВОГО БРОНХИТА»

УДК 613.63:616.233-002-02:616-003. в

С. К■ Старикова, Н. И. Зеленева, М. Ф. Лемясев

О РОЛИ СВОБОДНОЙ ДВУОКИСИ КРЕМНИЯ в РАЗВИТИИ ХРОНИЧЕСКОГО ПЫЛЕВОГО БРОНХИТА

Свердловский медицинский институт

В литературе все еще нередко отстаивается мнение, что пыль с высоким содержанием кварца мало опасна для развития бронхита (С. Г. Ера-мян и А. К. Даштоян). Поэтому мы решили проверить наши прежние выводы (С. К. Старикова и соавт.) изучением связи хронического бронхита с условиями труда в еще одном производстве огнеупорной промышленности, а именно — в динасовом, где пыль отличается максимальным содержанием кремнезема. Вместе с тем соответствующие технические мероприятия здесь были наиболее успешными, так как они привели к существенному снижению запыленности воздуха. Как и прежде, основным материалом исследования служили данные анкетного опроса рабочих. Анкетный метод изучения «эпидемиологии» хронического бронхита широко используется во многих странах, рекомендован ВОЗ и имеет ряд преимуществ. Само собой разумеется, что далеко не всем жалующимся на кашель может быть поставлен диагноз этого заболевания. Однако ранее мы подтвердили, что между сравнительной распространенностью жалоб в разных профессиональных группах, с одной стороны, и распространенностью в них развитого бронхита — с другой, существует заметное соответствие. Опрошенный нами контингент был подвергнут также врачебному осмотру, физикальному и минимуму функциональных исследований, который осуществим в условиях массового обследования на производстве (спирометрия, пневмотахометрия).

Основные результаты опроса рабочих динасового завода были сопоставлены с аналогичными данными, относящимися к магнезитовому и шамотному производствам и опубликованными ранее. Полученные материалы представлены в таблице. Как видно из таблицы, по всем показателям (частота жалоб на кашель вообще, кашель с мокротой, длительный кашель, в том числе связанный с часами работы) на первом месте стоит динасовый завод, на втором — шамотный, на третьем — магнезитовый. Это совпадает с порядком убывания процента свободной двуокиси кремния в пыли, несмотря на прямо противоположный порядок убывания концентраций ее в производственной атмосфере.

При наличии жалоб на кашель с мокротой в течение более 2 лет и сниженного менее чем до 1 пневмотахометрического коэффициента можно говорить о начальной стадии пылевого хронического бронхита (Д. М. Зислин и Б. А. Кацнельсон). Такой диагноз при осмотре рабочих основных цехов динасового производства поставлен в 7,9% случаев, шамотного — в 5,3% и магнезитового — в 1,4—4% случаев. Вместе с тем нельзя не указать, что сухие хрипы прослушивались только у 4% осмотренных рабочих динасового завода, т. е. примерно так же часто, как в магнезитовом производстве (от 2 до 6% в разных цехах). Вероятно, здесь сказывается преимущественно атрофический характер изменений в слизистой оболочке дыхательных путей под влиянием пыли кремнезема.

Дополнительно можно отметить, что приведенные в таблице показатели, относящиеся к рабочим шамотного завода и магнезитового производства, значимо превышали соответствующие данные, полученные при опросе контрольного контингента (рабочих механического цеха одного из свердловских заводов) только при сопоставлении в пределах группы некурящих. Курение как самодовлеющий этнологический фактор хронического бронхита как бы смазывает вредное действие пыли. Однако на динасовом производстве и среди курящих мужчин в «пылевой» группе жалобы на кашель зарегистрированы чаще, чем среди курящих в контрольной (55—59,5% про-

тив 33,3%, Р<0,05). Эта разница еще более выражена среди некурящих мужчин (40—42,4% против 6,3%, Я<0,01). Контролем здесь служили работники вспомогательных служб того же завода, не вполне свободные от действия той же пыли, но при еще меньших концентрациях.

О том, что пыль динасового п роизводства—бронх итогенный фа к-тор более сильный, чем табачный дым, говорит и следующее обстоятельство. Если в контрольной группе курящие мужчины кашляют почти в 5 раз чаще некурящих, то в «пылевой» — только в 1,4 раза чаще. Следовательно, здесь действие пыли как бы смазывает вредное действие курения, суммируясь с ним, но отчасти перекрывая его. Однако, переходя к вопросу о роли «внепылевых» факторов в этиологии хронического пылевого бронхита, следует все-таки подчеркнуть роль курения. По-видимому, именно оно определяет и половые различия, поскольку среди женщин кашляющих столько же, сколько среди некурящих мужчин. При сопоставлении же без учета привычки к курению оказывается, что мужчины кашляют чаще (53,3% против 42,4%), в том числе и с мокротой (44,1 и 22,3%), чаще кашель длится более 2 лет <40,6 и 31,7%; все различия значимы). Эта разница не отражает различной реакции на условия труда. Об этом говорит и то, что на связь кашля с часами работы среди женщин и мужчин (даже без подразделения на курящих и некурящих) указывает практически совпадающий процент опрошенных: 17,4 и 16,8. Правда, ранее, при анализе данных, относящихся к магнезитовому производству, мы обнаружили, что даже некурящие мужчины жалуются на кашель чаще женщин одинакового с ними всзраста и с одинаковым производственным стажем. Однако запыленность на разных участках одних и тех же цехов здесь в отличие от дннасового завода колеблется в довольно широких пределах, а соотношение мужчин и женщин,

занятых в разных профессиях, естественно, не всегда совпадает. Поэтому мы придаем больше значения данным, касающимся динасового завода, и полагаем, что истинных половых различий в чувствительности к брон-хитогенному действию пыли наш материал в целом не выявляет.

Среди профессиональных факторов мы ранее отмечали роль связанного с физической работой повышения МОД (и, следовательно, повышенного отложения пыли в дыхательных путях), неблагоприятного микроклимата, невысоких (в границах предельно допустимых) концентраций сернистого газа. Так, в магнезитовом производстве среди опрошенных (помимо тех, что указаны в таблице) 516 рабочих, для условий труда которых типичны в том или ином сочетании названные факторы, кашляющих было 14,1%, в том числе с мокротой 11,1 %, хотя испытываемые ими концентрации пыли ниже, чем в той группе, в которой было соответственно 8,5 и 5,2% жалующихся. При опросе 253 рабочих печного цеха шамотного завода на кашель жаловались 25,7%, в том числе на кашель с мокротой 17,4%, т. е. столько же, сколько и при опросе 743 рабочих значительно более пыльных помольного и формовочного цехов (см. таблицу). Это опять-таки можно связать с комплексом перечисленных «внепылевых» факторов.

Наконец, на динасовом заводе при подразделении опрошенной группы рабочих основных цехов на 2 подгруппы, в одной из которых эти факторы выражены гораздо больше, чем во второй, оказалось, что первая жалуется на кашель вообще (60% против 44,8%) и на кашель с мокротой (54% против 36,8%) чаще, чем вторая (Р<с0,01), несмотря на практически совпадающие уровни запыленности в настоящее время и на более высокие уровни ее во второй подгруппе 15—20 лет назад. Заслуживает также быть отмеченным следующий факт. Если учащение жалоб с увеличением возраста отмечается и в «пылевой», и в контрольной группах динасового завода, то такая же зависимость от производственного стажа наблюдается только в «пылевой» группе. Это дополнительно подтверждает связь кашля с длительной работой в пыльных цехах.

Выводы

1. Между содержанием свободной двуокиси кремния в промышленной пыли различных огнеупорных производств и опасностью развития хронического бронхита существует заметная прямая зависимость.

2. При очень высоком содержании свободной двуокиси кремния в пыли опасность развития хронического пылевого бронхита существует и при относительно невысоких уровнях запыленности, но все же превышающих ПДК (1 мг/м3).

3. Бронхитогенное действие пыли усугубляется комплексом факторов, включающим тяжелый физический труд, неблагоприятный микроклимат, раздражающие газы, а из непроизводственных^факторов — курением.

1ЛИТЕРАТУРА. Ерамян С. Г., Даштояи А. К- Труды клинического отдела Научно-исслед. ин-та гигиены труда и профзаболеваний, 1970, в. 1, с. 36. —Старикова С. К-, M а к а р о в Ю. В., 3 е л е н о в а Н. И. и др. В кн.: Профессиональные болезни пылевой этиологии. Свердловск, 1968, с. 103.

Поступила 15/11 1972 г.

THE ROLE OF FREE SILICON DIOXIDE IN THE DEVELOPMENT OF CHRONIC

DUST BRONCHITIS

S. K. Starikova, N. I. Zeleneva, M. F. Lemyascv

An inquest and examination of workers of three fireproof industry plants showed the dust containing more free silicon dioxide to be more dangerous for the development of chronic bronchitis even when present in the air in low concentrations. The study of incidence among various occupational groups of dry cough and that of cough with expectoration proved any dust in presence of other unfavorable factors to be more capable to cause bronchitis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.