О РОЛИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Епанчинцева Галина Александровна
доктор психологических наук, профессор, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Козловская Татьяна Николаевна кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Семенова Ксения Владимировна Магистрант, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
ABOUT RESISTANCE TO STRESS ROLE IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE MILITARY PERSONNEL Epanchintseva Galina, Doctor of Sciences, professor, of Russian Orenburg State University, Orenburg, Kozlovskaia Tatiana, Candidate of Science, assistant professor, of Russian Orenburg State University, Orenburg Semenova Ksenia, undergraduate, of Russian Orenburg State University, Orenburg
АННОТАЦИЯ
Авторы статьи обозначают необходимость обращения к данной теме в связи с возрастающим темпом жизни, с увеличением социальных рисков. Отмечено, что ведущим личностным качеством военнослужащих является стрессоустойчивость. Приведен анализ исследования феномена «стресс», «стрессоустойчивость» в ретроспективе развития зарубежной и отечественной психологии. Сформировано понимание «рабочего стресса». Приведен анализ стрессогенных источников, влияющих на снижение стрессоустойчивости в деятельности военнослужащих.
ABSTRACT
Authors of article designate need of the appeal to this subject in connection with the increasing rate of life, with increase in social risks. It is noted that the leading personal quality of the military personnel is resistance to stress. "Stress" is given the analysis of research of a phenomenon,
"resistance to stress" in a retrospective of development of foreign and domestic psychology. The understanding of "a working stress" is created. The stressogennykh of the sources influencing decrease in resistance to stress in activity of the military personnel is brought the analysis.
Ключевые слова: стресс, стрссоустойчивость, деятельность, профессиональная деятельность, военнослужащие.
Keywords: stress, strssoustoychivost, activity, professional activity, military personnel
Вопросы, которые посвящены проблеме стресса, приобретают возрастающий научный и практический интерес, в связи с непрерывным и активным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной и личностной экстремальности жизни. Во многих профессиональных сферах возрастает количество критических производственных и социальных ситуаций, что влечет личную ответственность за результаты и последствия собственной деятельности. На сегодняшний день особого внимания заслуживает проблема стрессоустойчивости применительно к профессиональной деятельности военнослужащих. Интерес к этой проблеме обусловлен спецификой военно-профессиональной деятельности, которая тесным образом связана с присутствием внешних и внутренних факторов, ее усложняющих, вызывающих развитие трудных состояний: стресса и эмоциональной напряженности, переутомления, депрессии и даже невротических состояний. Наилучших результатов в работе достигают те военнослужащие, которые обладают наивысшей психологической готовностью к экстремальным ситуациям, т.е. имеют высокий уровень стрессоустойчивости. Основная суть проблемы состоит в противоречии, которое заключается в том, что, с одной стороны, военнослужащий вовлечен в экстремальное пространство профессиональной деятельности, и это требует от него проявления стрессоустойчивости, в то время как развитию стрессоустойчивости военнослужащих в профессиональной деятельности уделяется недостаточное внимание. Таким образом, актуальность
исследования обусловлена, главным образом, требованиями к состоянию физического и психического здоровья военнослужащих, деятельность которых характеризуется высоким уровнем стрессогенности, значительными нервно-психическими и физическими нагрузками. От психологического здоровья военнослужащих, от их готовности противостоять негативным факторам как психологическим, так и физическим, зависит безопасность каждого гражданина нашей страны и всей Федерации в целом. От успешной разработки проблемы развития стрессоустойчивости зависит практическая подготовка высокопрофессиональных военных специалистов, которые способны продуктивно осуществлять профессиональную деятельность в экстремальных условиях, поддерживая при этом целесообразность поведения и сохраняя необходимое морально-психологическое и психофизическое состояние [1, С. 20].
В русский язык слово «стресс» пришло из английского языка, а в английский - из латинского [3, С. 7; 7].
Термин «стресс» (англ. stress — давление, напряжение) был позаимствован из техники, где используется для обозначения внешней силы, приложенной к какому-либо физическому объекту и вызывающей его напряженность. В физиологии, психологии, медицине термин «стресс» применяется для обозначения огромного разнообразия состояний человека, которые возникают в ответ на многочисленные экстремальные воздействия [2].. 7
Анализ исследований, посвященных проблеме стресса (С. Вожнер, Р. Розенфельд, Г. Селье, Ю.В. Татура, Д. Фонтана, Дж. Эверли и др.), позволяют сделать вывод о том, что до настоящего времени не выработано единого, общепринятого определения данного понятия.
Т. Лазарус и Ф. Фолкмен определяют стресс как «связь человека со средой, которая оценивается человеком как обременяющая или превышающая его ресурсы и подвергающая опасности его благополучие» [7, С. 11].
Исследователь Д. Кокс говорит о том, что «стресс можно определить как психологическое состояние, которое является частью более широкого процесса взаимодействия между индивидуумами и их рабочей средой и отражает этот процесс» [7, С. 13].
В зарубежной литературе активно изучал проблему стресса физиолог Ганс Селье (1907-1982 гг.). Ученый утверждает, что стресс это «универсальная реакция организма на различные по своему характеру раздражители». Иными словами, любые события (положительные или отрицательные), к которым человек должен приспособиться, физиологически сказываются на организме человека совершенно одинаково. У человека особенность стресса состоит в сознательной переработке отрицательных эмоций с участием механизмов психологической защиты личности.
Селье отмечал, что человеческий организм ограничен в плане адаптации к стрессу, т.е. ресурсы по предупреждению и прекращению стресса ограничены и истощение этих ресурсов приводит к физиологическим или психологическим заболеваниям [8]. В отечественной психологии проблемой изучения эмоционального стресса занимался Р. Лазарус, сутью его концепции является разделение физиологического и психического (эмоционального) стресса. Лазарус считает, что при эмоциональном стрессе прямого повреждающего воздействия на организм может и не быть. Эмоциональный стресс является ответной реакцией организма на внутренние и внешние раздражители, при которой физиологические и психологические способности поднимаются до критических уровней. Различия между физиологическим и эмоциональным стрессом объясняются воздействием неблагоприятных факторов на организм при физиологическом стрессе и опосредованным (через включение отношения человека к ситуации) неблагоприятным воздействием при эмоциональном стрессе. Необходимым условием возникновения психологического стресса является восприятие угрозы. Эмоциональный стресс не возникает, если ситуация не воспринимается человеком как опасная [3].
И.К. Вайнштейн определяет стресс как состояние организма, характеризующееся развертыванием механизма общей адаптации, чем обеспечивается положительный фон для обеспечения специфических гомеоста-тических реакций и мобилизации защитных способностей организма [9]. По мнению М.Ф. Фролова стресс является неспецифическим компонентом реакции адаптации, обеспечивающим привлечение энергетических и пластических резервов для осуществления специфической адаптационной перестройки систем организма.
На сегодняшний день пристального внимания заслуживает проблема в области профессионального (рабо-
чего) стресса. Развитие стресса на рабочем месте отмечается как важная научная проблема в связи с его влиянием на работоспособность, производительность и качество труда, состояние здоровья личности. Ряд рабочих стрессоров, таких как ролевая неопределенность, конфликты, недостаточный контроль, рабочая перегрузка и др., обычно бывает тесно связан с психическим напряжением, психосоматическими расстройствами, а также с неблагоприятными поведенческими последствиями [9].
Таким образом, феномен стресса в трудах различных авторов представлен широким спектром определений, в рамках которых он трактуется: как совокупность факторов, действующих на психику человека, его психофизиологию; как психические (эмоциональные) состояния, связанные с этими факторами; как психическая напряженность, приводящая к ряду психических нарушений.
Понятия стресс и стрессоустойчивость следует развести. Стрессоустойчивость отражает функциональные характеристики значимых психических процессов, качеств или личностных свойств, в том числе степень адекватности психологической системы в конкретных ситуациях.
Проблемой изучения стрессоустойчивости занимались такие авторы как: В.Л. Марищук (2001), А.А. Реан, А.А. Баранов (1997, 1998), Л.М. Аболин (1973); В.Я. Апчел, В.Н. Цыган (1999); П.Б. Зильберман (1973).
Стрессоустойчивость, в широком смысле, необходимо рассматривать как функцию двух переменных — окружающей среды и внутренней структуры системы. На основе этого можно сделать вывод о том, что все существующие виды устойчивости, являются неотъемлемыми компонентами такого целостного явления, как психическая устойчивость личности.
Различные авторы по-разному смотрят на понятие стрессоустойчивости. Стрессоустойчивость является сложным качеством личности, на которое можно посмотреть с разных сторон. В нём объединяется комплекс способностей и широкий круг различных явлений.
С.В. Субботин утверждает, что «стрессоустойчивость — комплексная индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности». К данному определению присоединяются А.А. Баранов, отмечая, что данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности, то же отмечает позднее и Н.В. Суворова [2].
П. Б. Зильберман определял стрессоустойчивость как интегративное свойство личности, характеризующееся взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке [3,4].
Мы рассматриваем стрессоустойчивость как способность военнослужащих к саморегуляции, быстрому
восстановлению психологического равновесия. Она выражает запас прочности личности - тот диапазон, в котором он может сохранять свою целостность, работоспособность и жизнеспособность.
Высокий уровень стрессоустойчивости военнослужащего связан со снижением его благополучия в эмоциональной сфере, морально-психологическом состоянии, нервно-психической устойчивости личности и качеств социальных контактов с сослуживцами, а так же с систематическим столкновением личности с различного рода чрезвычайными ситуациями (ЧС). Возрастающее количество ЧС приводит к увеличению числа лиц с острой реакцией на стресс. Как правило, наиболее тяжелые эмоциональные и когнитивные нарушения имеют место в первые дни после происшествия, когда наряду с перенесенным страхом наблюдаются реакции горя, вызванные различного рода потерями. Типичные для острого воздействия реакции в значительной степени снижают трудоспособность и качество профессиональной деятельности [4].
Эффективным условием высокого уровня стрессоустойчивости военнослужащего выступает использование продуктивных копинг-стратегий, которые повышают уровень адаптивности личности, а также способствуют поддержанию нормальных межличностных контактов в воинском коллективе.
Любая профессиональная деятельность всегда предъявляет к человеку определенные требования и отражается как на самой личности в целом, так и на образе жизни человека. К специфическим особенностям профессиональной деятельности военнослужащих следует отнести жесткий регламент времени, четкое соблюдение требований устава и уставных взаимоотношений, а так же наличие переработок в работе. Из-за этого сотрудник постоянно находится в напряжённом состоянии.
Напряженность связана и с большими физическими и психическими нагрузками, которые испытывает военнослужащий из-за высокой экстремальности его деятельности, действиями в условиях конфликтной ситуации, воздействие различного рода стресс-факторов, ненормированным рабочим днём, наличием отрицательной эмоциональной окраски деятельности.
Особенность служебной деятельности военнослужащих в экстремальных условиях проявляется в используемых средствах, а если быть точнее, то в спецсредствах, которые применяются непосредственно в отношении людей. Это различные виды оружия и боевой техники, применяемые в строгом соответствии с законом и другими нормативными документами (приказами, распоряжениями).
Проанализировав литературу посвященную проблеме стресса и стрессоустойчивости и освятив некоторые моменты из профессиональных особенностей военных можно сказать о том, что проблема психологической устойчивости военнослужащих к стрессу является профессионально значимой, так как от неё зависит эффективность служебной деятельности.
Для формирования стрессоустойчивости военнослужащих необходим теоретически обоснованный подход, который поэтапно обучает устойчивости организма к
стрессу и умению противодействовать негативным влияниям факторов в различных повседневных и экстремальных ситуациях.
Факторы стресса могут быть связаны с военно-профессиональной деятельностью, включая экстремальность условий деятельности, повышенную ответственность, дефицит времени для принятия решения, а так же могут быть вызваны свойствами личности самого военнослужащего.
Стрессоустойчивость военнослужащих определяется совокупностью личностных качеств, которые позволяют человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
Принимая во внимание повышенные требования к физическому состоянию и психическому здоровью военнослужащих, деятельность которых сопровождается высоким уровнем стрессогенности и различного рода нагрузками, следует составить рекомендации по повышению уровня стрессоустойчивости военнослужащих. А так же разработать методы профилактики стрессовых расстройств, необходимые для повышения готовности личности противостоять негативным факторам, для стабилизации нервно-психического состояния и для улучшения показателей работоспособности военнослужащих.
Литература
1. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 496 с.
2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Мозг, разум и поведение. - М., 1988. - 246 с.
3. Бодров В.А. Информационный стресс. М., 2000.
4. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. - С. 352.
5. Епанчинцева Г.А., Козловская Т.Н. Развивающая психологическая диагностика саморазвития и самоорганизации личности/ Г.А. Епанчинцева, Т.Н. Козловская. Издательство: LAP LAMBERT Akademie Publishing GmbH & Co. KG. Saarbrücken, Germany.-2012, -416 c.
6. Епанчинцева Г.А., Козловская Т.Н. Самоорганизация как бесконечность развития личности. Интеграционный аспект// Фундаментальные иследования. 2003. №10-14. - С. 3201-3205.
7. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960.
8. Серебрякова Т.А. Психология стресса: Учебное пособие. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. - 143 с.
9. Човдырова Г.С. Посттравматические стрессовые расстройства ("чеченский синдром") и проблемы адаптации и реадаптации сотрудников ОВД и ВВ к психосоциальным условиям // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск: ОЮИ МВД РФ. - 1997. - № 3 (5).