Научная статья на тему 'Условия и причины возникновения социально-стрессовых расстройств у подростков'

Условия и причины возникновения социально-стрессовых расстройств у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1160
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ПОДРОСТОК / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STRESS / THE TEENAGER / STRESSOTABILITY / FORMATION / TRAINING PROCESS / SUCCESS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костенко А. Н.

Статья посвящена описанию стрессоустойчивости личности. Стрессоустойчивость представлена не только как психологический феномен генетического происхождения, а также как средство, результат психического развития. В статье стрессоустойчивость рассматривается с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность деятельности и личностный показатель жизнедеятельности подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS AND THE REASONS OF OCCURRENCE OF SOCIALLY-STRESSFUL FRUSTRATION AT TEENAGERS

Article is devoted the description stressotability to the person. Stressotability it is presented not only as a psychological phenomenon of a genetic origin, and also as means, result of mental development. In article stressotability it is considered from functional positions, as characteristic, influencing efficiency of activity and a personal indicator of ability to live of the teenager

Текст научной работы на тему «Условия и причины возникновения социально-стрессовых расстройств у подростков»

Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.

Менеджеры высшего звена фирмы обычно являются номинальными главами, координаторами, представителями; они определяют цели и основные принципы деятельности. Менеджеры среднего звена чаще всего выступают в качестве генераторов идей, представителей на переговорах, координаторов деятельности своих подчиненных, определяя их функциональные обязанности и цели, совершенствующие производственный процесс. Менеджеры низшего звена — мастера, находящиеся ближе к непосредственным исполнителям. Цели для них формируются на ближайшую перспективу непосредственными руководителями и ориентированы на повышение производительности труда, квалификации отдельных работников, снижение брака. В отличие от предыдущих категорий управленцев они решают вопрос «как делать?».

По своему отношению к работе менеджеры делятся на пассивных и активных. Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. В повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узких проблем, причем с рутинных позиций. Они берутся лишь за то, что служит их карьере и позволяет «набрать очки», да и здесь,

боясь риска, действуют только по схеме «так, чтобы наверняка», не пытаются расширить кругозор, а нехватку знаний и идей пополняют их воровством у своих подчиненных.

В противоположность пассивному, руководитель активного типа не сидит на месте, стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, стремится к совершенству. Такой руководитель постоянно находится в гуще жизни, непрерывно вырабатывает и пересматривает в соответствии с обстановкой принципы деятельности для себя и для других. Он стремится конструктивно использовать любые, даже конфликтные, ситуации, не боясь риска и ответственности. Активный менеджер ищет и устанавливает срочные контакты с окружающими, поощряет их самостоятельность, дает возможность выдвинуться. У активного менеджера есть все необходимые задатки для того, чтобы стать лидером коллектива, совмещающим официальное признание руководства и неофициальное подчиненных.

Литература

1. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. — М.: Знание.

2. Кузьмин И.А. Психотехнология и эффективный менеджмент. — М.: Россмен.

3. Мескон М.Х. Основы менеджмента. — М.: Человек.

УСЛОВИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-СТРЕССОВЫХ РАССТРОЙСТВ У ПОДРОСТКОВ

А.Н. КОСТЕНКО

Аннотация. Статья посвящена описанию стрессоустойчивости личности. Стрессоустойчивость представлена не только как психологический феномен генетического происхождения, а также как средство, результат психического развития. В статье стрессоустойчивость рассматривается с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность деятельности и личностный показатель жизнедеятельности подростка.

Ключевые слова: стресс, подросток, стрессоустойчивость, образование, процесс обучения, успешность учебной деятельности.

CONDITIONS AND THE REASONS OF OCCURRENCE OF SOCIALLY-STRESSFUL FRUSTRATION AT TEENAGERS

A.N. KOSTENKO

The summary. Article is devoted the description stressotability to the person. Stressotability it is presented not only as a psychological phenomenon of a genetic origin, and also as means, result of mental development. In article stressotability it is considered from functional positions, as characteristic, influencing efficiency of activity and a personal indicator of ability to live of the teenager.

Key words: stress, the teenager, stressotability, formation, training process, Success of educational activity.

В современных условиях перед человеком на раз- ситуации, которые предъявляют совершенно новые ных возрастных этапах его жизненного пути возни- требования к его психическим возможностям успеш-кают различные по содержанию и силе стрессовые но переживать, разрешать или предотвращать их.

Стрессоустойчивость как психологический феномен имеет свое генетическое происхождение, являясь и средством, и результатом психического развития. Проблема стрессоустойчивости в контексте онтогенетического развития в современных культурно-исторических условиях является актуальной проблемой психологии, отражающей междисциплинарный характер и отвечающей задачам психологии развития, клинической и социальной психологии.

Под термином «стрессоустойчивость» понимают такие частные его составляющие, как эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость к стрессу, стресс-резистентность, фрустрационная толерантность. Это способность управлять своими эмоциями, сохранять высокую профессиональную работоспособность, осуществлять сложную деятельность без напряженности несмотря на эмоциогенные воздействия.

Таким образом, стрессоустойчивость рассматривается с функциональных позиций как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности, и как характеристика, обеспечивающая гомео-стаз личности как системы, т.е. как показатель дея-тельностный и личностный.

Можно выделить ряд причин объективного и субъективного характера, влияющих на процесс социальной адаптации. К объективным мы относим нестабильность социально-экономической, социально-политической и экологической обстановки в стране в целом и в нашем регионе в частности.

Психологические характеристики личности, механизмы позитивных и негативных изменений зависят от взаимодействия и взаимозависимости жизненного пространства, психологического поля личности с событиями внешнего мира, которые, действуя извне, могут изменять жизненное пространство, психологическое поле и сущность личности.

Когда в комплекс окружающих условий помимо природных и производственных факторов входит раздражение второй сигнальной системы, к разряду экстремальных рекомендуется относить факторы, вызывающие развитие состояний динамического рассогласования, критерием которого является нарушение адекватности физиологических, психологических и поведенческих реакций человека по отношению к условиям и характеру деятельности.

В наиболее общем виде все экстремальные факторы внешней среды можно разделить на физико-химические и информационно-семантические. Для первых экстремальность определяется дозой воздействия, для вторых — новизной или когнитивной оценкой реального или прогнозируемого воздействия как представляющего угрозу для человека. Границы, отличающие обычные условия от экстремальных, в значительной мере условны. Экстремальность выявляется только из конкретного фактора с конкретным индивидом.

Длительные физические и душевные нагрузки, превышающие нормальные, ведут к нарушению функци-

онирования органов, болезни и смерти, хотя другие органы и системы организма вполне жизнеспособны.

Важным внутренним детерминирующим фактором стрессовых реакций, определяющим и их неоднозначную зависимость от характера внешних воздействий, является фактор типологического склада личности. В зависимости от типологического склада личность оказывается предрасположенной к одним или другим видам стрессовых реакций или проявлению значительной устойчивости к тем или иным влияниям.

Особым видом стрессогенных факторов являются информационные воздействия, в частности воздействия манипулятивного типа. В связи с этим в последнее время большое внимание в научных и практических разработках уделяется проблеме информационной безопасности государства, общества и личности.

Итак, стресс — это многоуровневый процесс формирования новой функциональной системы срочной или долговременной адаптации. Вариантами исхода взаимодействия организма со стрессором может быть предельное напряжение функциональных механизмов срочной адаптации с угрозой их декомпенсации; вовлечение в реакцию основных метаболических процессов, обеспечивающих стабильную жизнедеятельность на клеточно-молекулярном уровне; допустимость благоприятного исхода.

Основными причинами и условиями возникновения социально-стрессовых расстройств являются: макро-социальные общегрупповые психогении, изменяющие стереотип жизнедеятельности больших контингентов населения; социально-стрессовые обстоятельства, носящие хронический, растянутый по времени характер; коренное изменение общественных отношений, выходящее за рамки обычного опыта; смена культураль-ных, идеологических, моральных, религиозных представлений, норм и ценностей, остававшихся неизменными на протяжении жизни прежних поколений; изменение социальных связей и жизненных планов; нестабильность и неопределенность жизненного положения; ухудшение соматического здоровья; усиление декомпенсации невротических и патохарактеро-логических нарушений под воздействием «биогенного» воздействия экологических вредностей.

Особенно остро стресс оказывает влияние в подростковом возрасте. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находятся ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам; отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу совокупности объективных обстоятельств в соответствии или вразрез с ними, определяет судьбу его эмоций.

Для эмоциональной сферы подростков характерны: очень большая эмоциональная возбудимость; большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками; повышенная готовность к ожиданию страха, проявляющаяся в тревожности; противоречивость чувств; возникновение переживания по поводу самооценки, которая появляется в результате роста самосознания; сильно развитое чувство принадлежности к группе; предъявление высоких требований к дружбе; проявление гражданского чувства патриотизма. Будучи частью социума, подросток приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности, формирует ее. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. На этом положении основывается процесс индивидуализации и личностной изменчивости. Следовательно, взаимосвязь и взаимозависимость человеческого организма и личности с окружающей средой носит не только физический, но и собственно психологический энергоинформационный характер.

Таким образом, теоретический анализ проблемы исследования убедительно доказывает, что в процессе личностной изменчивости подростков помимо индивидуально-типологических (биологически заложенных) особенностей решающую роль играют социально-информационные условия среды.

В настоящее время система образования столкнулась с проблемой увеличения количества трудностей в обучении школьников по разным причинам, среди которых одной из главных считается воздействие стрес-согенных факторов, негативно влияющих на развитие личности подростков и старших школьников. В связи с этим возникла необходимость максимально оптимизировать психодиагностическую деятельность, для того чтобы быстро и эффективно помочь как можно большему количеству школьников в преодолении и предотвращении ситуаций, стрессирующих подростков. Основная часть специалистов решает эту проблему через использование в своей практике различных средств психологической диагностики (средства измерения и оценки состояния элементов; средства описания объекта психодиагностики; средства описания психодиагностического процесса).

Причины индивидуального своеобразия поведения подростков, находящихся в условиях социального стрессирования, видятся, прежде всего, в разнообразии индивидуальных, субъективных интерпретаций стрессовых ситуаций. Для предсказания поведения подростка в конкретной стрессовой ситуации необходимо не только понимать роль ситуационных факторов, но и уметь оценивать ситуационные влияния.

Субъективными интерпретациями можно манипулировать, и главный механизм этого манипулирования — присваивание ярлыков и формирование кате-

горий, позволяющее отнести встретившийся предмет, человека или событие к определенному классу и сформировать на этой основе определенные ожидания в отношении некоторых его характеристик и соответствующее суждение о нем. Предсказание поведения в одной стрессовой ситуации на основе знания того, как человек вел себя в другой сходной ситуации, опирается на ожидание кросситуативной согласованности поведения.

Узнав с помощью личностной методики ту или иную черту индивида, мы не можем с уверенностью ожидать ее проявления в конкретных стрессовых ситуациях. Необходимо выяснить, как воспринимает и интерпретирует ситуацию сам индивид. Зная, как оценивает данную черту личность, какое место занимает данная черта в иерархии личностных черт этого человека, можно с определенной вероятностью ожидать ее проявления во многих или в некоторых стрессовых ситуациях. Поэтому для такого прогноза необходимо учитывать разнообразную информацию об индивиде (о его потребностях и целях, ценностях и способах их достижения; о мировоззрении и взаимоотношениях с окружающими людьми; о фактах его биографии; об условиях его жизни и наличной жизненной ситуации и мн. др.).

Итак, прогностические возможности результатов исследования конкретного человека по определенной личностной методике может адекватно охарактеризовать только специалист, обладающий глубокими научными знаниями психологии и психодиагностики.

Таким образом, правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья современных подростков, создании психологических условий для проявления его творческих возможностей, плодотворного и эффективного распространения в обыденной жизни и учебной деятельности школьников, делает целесообразным ознакомление широкого круга людей с различными аспектами проблемы стресса.

Литература

1. Ахвердова О.А., Боев И.В. Сравнительные результаты психологических исследований подростков с различными психотипологическими особенностями социально-стабильного и социально-нестабильного периодов общества // Вестник СГУ № 16 «Психолого-педагогические науки». — Ставрополь, 1999.

2. Кон И.С. Психология ранней юности. — М., 1989.

3. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс. — М., 1970.

4. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. — М., 1987.

5. Психология подростка: Хрестоматия. / Сост. Ю.И. Фролов — М., 1997.

6. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас. — М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.