УДК 342.4 (470) ББК 67.400
Анохин Юрий Васильевич Anokhin Juri Vasilyevitch
заместитель начальника Барнаульского юридического института МВД России (по научной работе) доктор юридических наук, профессор.
Deputy Head of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (for scientific work), Doctor of Law, Professor.
О РОЛИ СОВЕТСКИХ КОНСТИТУЦИЙ В СТАНОВЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В РОССИИ
On the role of Soviet constitutions in the formation of constitutionalism in Russia
В статье изложена авторская позиция относительно значения советских конституций для становления и развития конституционализма в России. Особое внимание уделяется признанию значимости конституционализации в нашей стране как процессу, основанному на общеправовых ценностях конституций, способствующему развитию цивилизованных форм обеспечения прав человека.
Ключевые слова: конституционализм, права человека, взаимоотношения государства и личности, первые советские конституции, верховенство закона, принципы права.
Тематика конституционализма не является новой для современной юридической науки, но вместе с тем остается актуальной и востребованной в отечественной государственно-правовой литературе последних лет [1-5; 6, с. 28-36].
В современной юридической науке приводятся различные точки зрения исследователей российского конституционализма на его определение. С нашей точки зрения интересной видится позиция Ю.Л. Шульженко, согласно которой «... конституционализм трактуется как сложная, многоплановая, общественно-политическая, государственно-правовая категория. Наиболее целесообразно и продуктивно рассматривать конституционализм с двух сторон. Во-первых, как реальную государственно-правовую практику. Ее атрибутом является наличие конституции как особого документа общества, государства, занимающего верховное положение в отношении всех элементов политической системы, их актов, обладающего высшей юридической силой в правовой иерархии. Во-вторых, конституционализм теоретический, который представляет собой сумму знаний по данной проблематике в обществе. Он находит свое выражение главным образом
The article presents the author 's position on the significance of the Soviet constitutions for the formation and development of constitutionalism in Russia. Special attention is paid to the recognition of the importance of constitutionalization in our country as a process based on the general legal values of constitutions, contributing to the development of civilizedforms of ensuring human rights.
Keywords: constitutionalism, human rights, relations between the state and the individual, the first Soviet constitutions, the rule of law, the principles of law.
в конституционных проектах, документах политических партий, высказываниях представителей политической мысли и особенно в трудах ученых-государствоведов...» [7, с. 6].
Говоря об основах конституционализма, профессор Н.С. Бондарь в самом обобщенном плане предлагает определить следующие его структурные характеристики: «Во-первых, конституционализм есть конституционная доктрина, философско-правовая концепция развития общества и государства (это гносеологическая составляющая конституционализма). Во-вторых, это нормативно-правовой конституционализм как система конституционного позитивизма в его сочетании с естественно-правовыми началами нормативных характеристик российского конституционализма. В-третьих, это онтологический конституционализм, который предстает как конституционно-правовая практика (в самом широком смысле ее понимания, включая законотворческую, правоприменительную и так далее). В-четвертых, это конституционализм как одна из форм общественного сознания, характеризующаяся единством конституционной психологии и конституционной идеологии,
на основе которых происходит формирование (хочется надеяться) качественно новой конституционной культуры» [8, с. 1-29].
Важным событием в истории нашего государства является становление отечественного конституционализма. Конституционализм не следует рассматривать как простое порождение конституции как основного закона государства. С учетом нашей отечественной истории важно учитывать конкретно-исторические, национально-специфические условия, напрямую влияющие на формирование отечественных государственных и правовых институтов, отечественной политической и правовой мысли. Отсюда вытекает важность исторического подхода к проблемам российского конституционализма.
Многие ученые-конституционалисты в своих трудах, посвященных изучению проблем становления и развития российского конституционализма, акцентировали внимание на такой важной проблеме, как периодизация российского конституционализма [9, с. 39; 10, с. 35-60; 11; 12, с. 95-166; 3, с. 80-82; 13, с. 179-291; 5, с. 49]. Не останавливаясь подробно на данной проблеме, отметим, что нам более импонирует позиция, которую высказал И.А. Кра-вец в своей монографии «Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления», выделяя следующие этапы эволюции конституционализма в России:
- период дворянского или правительственного конституционализма, который включал возникновение конституционных идей, разработку проектов конституции или в недрах дворцового окружения царя, или дворянской оппозицией;
- период монархического конституционализма в условиях думской монархии (1906 г. -февраль 1917 г.);
- период советского строительства в условиях однопартийной политической системы, которая постепенно эволюционировала от диктатуры пролетариата к общенародному государству (октябрь 1917 г. - конец 1980-х годов);
- переходный период от советской республики и советского государственного права к демократическим институтам конституционного права (1989-1993 гг.);
- конституционная реформа 1993 г., становление новых конституционно-правовых институтов в условиях смешанной республики с преобладанием института президентской власти в системе государственных органов [3, с. 82].
С нашей точки зрения, относительно двух первых выделенных автором периодов следует говорить как о предпосылках конституцио-
нализма в России. Советский же период, полагаем, следует рассматривать как непосредственно этап зарождения и становления конституционализма в нашей стране. Хотя некоторые современные исследователи утверждают, что «конституционализм в советский период считался элементом буржуазной правовой идеологии, неприемлемым в условиях советского строительства» [14, с. 68].
Если даже в советский период отечественная юриспруденция не использовала понятие «конституционализм» для характеристики конституционного развития государства, сам факт наличия конституций, определяющих организацию политической власти в стране, совокупность прав, свобод и обязанностей граждан, избирательная система и т.д. говорят о существовании конституционализма хотя бы с точки зрения нормативизма.
В данном случае мы исходим из того, что производным понятия «конституционализм»* является как раз конституция, хотя, как утверждает Л.Г. Коновалова, не равнозначно ему и имеет множество интерпретаций в юридической и политической науке [15, с. 17-21]. Конституция - прежде всего закон, обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем остальным нормативным правовым актам, провозглашающий и гарантирующий права и свободы человека и гражданина, а также определяющий основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.
Конституционализм воспринимается как базирующийся на признании верховенства конституции политико-правовой режим, государственный строй или политическая система, а также как некое учение о конституции и устанавливаемых ею ценностях. В любом случае теория конституционализма обогащает принцип господства закона, поскольку подчеркивает, что конституция, будучи основным законом страны, призвана обеспечить единство и стабильность всей правовой системы того или иного государства [15, с. 17-21].
С нашей точки зрения, не следует политизировать происходящие процессы, а нужно давать юридическую оценку на основе тщательного, развернутого анализа действовавшего на тот период законодательства и, прежде всего, конституций.
В настоящее время особенно отмечается всплеск негативного отношения к Российской
* В этом случае мы уходим от этимологии данного термина, начиная со времен Древнего Рима.
Федерации со стороны так называемых наших западных и американских партнеров. Это закономерный исход забвения своей истории у нас. Мы сами позволили себе и другим негативно относиться к своей истории в угоду политических амбиций. Отечественная политическая элита с ненавистью разрушала достижения советского периода, акцентируя внимание исключительно на негативных моментах. Выхолощены учебники по истории России, на что в своем Послании Федеральному Собранию РФ обратил внимание Президент РФ В.В. Путин*. Если мы не уважаем своей истории, независимо от политических взглядов, с неуважением позволят относиться к нам и другие.
Судьбу формирования конституционализма в России невозможно понять, если не учитывать влияния, которое оказала на их становление Октябрьская революция 1917 года и в целом период социалистического развития нашего государства. Согласимся с мнением профессора В.В. Невинского о том, что революция «стала отправной точкой семидесятилетней истории советского социалистического государства в России, закономерен ретроспективный взгляд на многие ключевые вопросы конституционно-правового развития России советского и постсоветского периодов». При этом важно, по мнению автора, чтобы такой взгляд был «максимально выдержан, с одной стороны, без тотального разрыва исторической нити отечественной государственно-правовой мысли, что однажды уже наблюдалось в ХХ в. по отношению к досоветской государственно-правовой доктрине, а с другой стороны, без некритичной апологетики узкоклассового и изоляционистского подходов к восприятию теоретических государственно-правовых конструкций, положенных в основу практики жизни отдельного человека, устройства советского и постсоветского общества и государства» [16, с. 569].
Новая власть провозгласила принципы, на основе которых происходило освобождение народных масс от эксплуатации, ликвидация всех видов социального и национального угнетения и неравенства, установление широких демократических прав и свобод трудящихся во всех областях жизни общества - в хозяйстве и культуре, политике и социальном развитии.
Новые отношения между государством и личностью, утверждавшиеся в России, получили нормативное закрепление в обращениях Второго Всероссийского Съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам», «О полноте власти Советов», Декларации прав народов России (ноябрь 1917 г.), декретах о земле, о мире, Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а также других документах, определяющих основы государственно-правового статуса человека. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» (ноябрь 1917 г.) были ликвидированы сословные и чиновничьи привилегии и последовательно распространялась идея равноправия людей.
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая в январе 1918 г., подошла к решению проблемы прав и свобод на основе ликвидации частной собственности на средства производства и установления новых социально-экономических порядков. Декларацией был провозглашен переход всей полноты власти в руки трудящихся, уничтожение любых форм эксплуатации человека человеком, создание социалистического государства, основанного на труде.
Основы, заложенные Декларацией 1918 г., получили дальнейшее развитие в последующих правовых актах социалистического государства. Так, Конституция РСФСР 1918 г. была призвана ликвидировать существовавшие в дореволюционной России сословные, национально-религиозные и другие привилегии и ограничения и утвердить достоинство человека труда.
Существенное развитие в рамках механизма обеспечения прав и свобод личности получило право граждан на образование. Особенно актуальной эта проблема была для России исследуемого периода, так как насчитывалось огромное количество неграмотных - более 54 млн человек (на каждую тысячу человек населения приходилось лишь 319 грамотных) [17, с. 103]. Для решения этой задачи на первых этапах создавались школы для малограмотных. И если в 1922 г. в них обучалось 500 тыс. человек, то в 1925 г. - 1,4 млн. Примерно 40 % всех взрослых было обучено активистами Всероссийского добровольного общества «Долой неграмотность». К 1932 г. была завершена
* Из Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 21.04. 2021: «Очень важно, чтобы для молодых людей ориентиром в жизни служили судьбы и победы наших выдающихся предков и, конечно, современников, их любовь к Родине, стремление внести личный вклад в ее развитие. У ребят должна быть возможность в передовых форматах познакомиться с отечественной историей и многонациональной культурой, с нашими достижениями в сфере науки и технологий, литературы и искусства» // Официальный сайт Президента России. URL: www.kremlin.ru.
программа всеобуча, начальной школой было охвачено 98 % детей школьного возраста.
Первые советские конституции устанавливали права трудящихся на пользование землей, участие в рабочем контроле и управлении производством, в использовании свободы мнений, союзов, собраний, избирательных прав [18, ст. 5-7, 79; 19, ст. 2, 8-10; 20, ст. 4-6, 70; 21, ст. 3, 10, 119; 22, ст. 3, 14-16, 64; 23, ст. 3, 20, 24-26]. В соответствии с Конституцией 1918 г. участвовать в выборах могли граждане обоего пола независимо от вероисповедания, национальности, оседлости, достигшие ко дню выборов 18 лет и занимающиеся общественно полезным трудом, т.е. «рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и пр., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли» [24, с. 154]. Также по Конституции устанавливалось, что активным и пассивным избирательным правом пользовались солдаты, матросы и трудящиеся, потерявшие в какой-либо мере трудоспособность. Важно подчеркнуть, что в это же время избирательным правом пользовались и иностранцы, проживающие на территории Советской России, если они принадлежали к категории трудящихся и занимались общественно полезным трудом.
Следует отметить, что в законодательстве того времени закреплялись лишения прав отдельных лиц и некоторых групп населения, которые могли использоваться в ущерб социалистической революции. В частности, избирательных прав лишались эксплуататоры (лица, прибегающие к наемному труду, живущие на нетрудовые доходы - проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества), частные торговцы, коммерческие посредники и т.д. Лишались избирательных прав служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царской семьи и их окружение. Лишены были избирательных прав монахи, духовные служители церквей и религиозных культов*. Объяснялось это активной контрреволюционной деятельностью церкви, которая не признавала советской власти.
Только Конституцией СССР 1936 г. было введено всеобщее избирательное право (ст. 135) и исключены ранее существовавшие ограничения для определенных категорий граждан, в том числе священнослужителей.
Предоставленные права не только декларировались, но частично проводились в жизнь. По этой Конституции были расширены социально-экономические, культурные и личные права граждан. Так, в ст. 119-121 Конституции закреплялись: 7-часовой рабочий день, ежегодный оплачиваемый отпуск, всеобщее восьмилетнее образование, бесплатное медицинское обслуживание.
Лишь в 1940 г. в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня в целях повышения обороноспособности страны были внесены изменения, предусматривающие увеличение рабочего времени и укрепление трудовой дисциплины. Продолжительность рабочего дня была увеличена с 7 до 8 часов, и с пятидневной рабочей недели был осуществлен переход на шестидневную рабочую неделю. Исключение составляли профессии с вредными условиями труда. Была введена уголовная ответственность за прогул, причем опоздание на 20 минут или появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии рассматривались как прогул [17, с. 149].
Конституция СССР 1936 г., намного опередив буржуазные государства, провозгласила право граждан на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни или потери трудоспособности, а также равноправие мужчины и женщины во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.
Право на труд выступало наиболее важным правом в системе прав человека. По сути, безработица в стране была ликвидирована уже в 30-е гг. Обеспечение полной занятости населения ставило проблему поиска новых форм стимулирования труда и укрепления трудовой дисциплины. В 1938 г. для всех рабочих и служащих постановлением СНК СССР были введены единые трудовые книжки, в которых отражался весь трудовой путь работника. Одновременно для лучших работников была установлена высшая мера трудового отличия - звание Героя Социалистического труда, учреждены медали «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие».
Ликвидация безработицы и обеспечение полной занятости населения выступало одним из наиболее важных показателей развития механизма обеспечения прав человека в России.
В целях дальнейшего совершенствования механизма обеспечения прав и свобод личности
* Статья 23 Конституции РСФСР, ст. 33 Конституции УССР и соответствующие статьи конституций других республик. В статье 5 Конституции ССР Армении говорилось: «Эксплуатирующие классы лишаются вообще политических прав и в особенности права занятия политических постов».
проводились мероприятия по реализации конституционного права на материальное обеспечение в случае старости, а также потери трудоспособности. В 1956 г. был принят Закон «О государственных пенсиях», который значительно расширил круг лиц, имевших право на пенсию, установил единые правила начисления пенсий рабочим и служащим, значительно повысил пенсии, установил их минимальный и максимальный размеры.
Развитие механизма обеспечения прав человека способствовало созданию широкой сети школ, техникумов, институтов и возможности получения бесплатного образования. Принятые меры позволяли каждому желающему получить соответствующее образование, стать квалифицированным специалистом. Народ получил реальные возможности овладеть достижениями науки, культуры, искусства и получать глубокие профессиональные знания [25, с. 23-24]. В достаточно короткий срок из среды трудящихся вышла плеяда талантливых ученых, инженеров, военачальников, театральных деятелей, работников иных отраслей народного хозяйства и культуры.
Важно отметить, что нормативная база и правоприменительная практика правоохранительных органов строились в соответствии с духом «революционного» правосознания. При этом никак не ограничивались всевластие партийных чиновников и административного аппарата государства, внесудебные и судебные репрессии, расправы с неугодными, контрреволюционерами и оппозицией. Происходящее обосновывалось потребностями революции, оправдывались прямые насильственные действия и акции, опирающиеся на «революционное» правосознание. Такое положение давало обоснование насилию и стало предпосылкой оправдания произвола, беззакония в первое послеоктябрьское время и в особенности в условиях сталинского правления. Такого рода насильственные действия, акты террора занимали все большее место в жизни общества, существенно ограничивая возможности правовой защиты личности. Установившийся в стране режим массовых репрессий и террора, под предлогом борьбы с «врагами народа», позволил привлечь к уголовной ответственности и приговорить к расстрелам либо к длительным срокам лишения свободы более 20 млн советских граждан. Упрощенный порядок судопроизводства, внесудебные расправы, привлечение к уголовной ответственности по мотивам социальной опасности лица и многие другие нарушения законности, непозволительные в любой цивилизованной стране, Советское го-
сударство закрепило в своих законах и неукоснительно проводило в жизнь [26, с. 139].
В конце 50-х - начале 60-х гг., в период хрущевской оттепели, стал нарастать позитивный процесс, характеризовавшийся развитием демократии, осуждением культа личности и другими радикальными переменами. После смерти Сталина в законодательстве было упразднено то, что во второй половине 30-х годов и в последующие годы способствовало незаконным репрессиям - действие внесудебных карательных органов, ограничения процессуальных гарантий. Во второй половине 50-х и в 60-е годы состоялась общая законодательная реформа, были обновлены основные отрасли законодательства (уголовное, гражданское, процессуальное, трудовое, семейное, земельное), которые способствовали более эффективной правовой защите личности. Издавались новые нормативные акты, в частности, об охране окружающей среды, атмосферного воздуха, животного мира. Подлинный прорыв произошел в сфере обеспечения права на неприкосновенность личности. Большое значение имели начавшаяся реабилитация многих тысяч невинно осужденных, проведение правовой реформы. Однако в силу конкретно-исторических причин как внутреннего, так и международного порядка развитие института прав и свобод в нашей стране не обошлось без конфликтов и противоречий.
Начиная с 60-х гг. в СССР происходит обострение проблемы обеспечения прав и свобод человека. Проводимые кампании против церкви, политических и культурных прав граждан способствовали дальнейшему ограничению свободы совести, преследованиям отдельных писателей и художников. Преследованию подвергались в основном те, чья деятельность носила политический характер.
Вместе с тем данный исторический период развития нашего государства характеризуют и положительные действия в области развития прав и свобод личности. Главным считается подписание СССР Международных пактов о правах человека (1966 г.) и Хельсинского заключительного акта (1975 г.). Таким образом, Советский Союз взял на себя международно-правовые обязательства по соблюдению прав человека, признав их значимость. Этот факт был зафиксирован в Конституции СССР 1977 г. (ст. 29), расширившей круг конституционных прав и обязанностей граждан: право на жилище (ст. 44), пользование достижениями культуры (ст. 46), участие в управлении государственными и общественными делами (ст. 48), свободу
творчества (ст. 47), а также презумпция невиновности (ст. 54-58, 160).
Очередная попытка осуществления преобразований в сфере прав человека была предпринята в стране в 1985 г. Было предложено реформировать все устои советского общества на основе «ускорения», «гласности» и «перестройки».
Но наиболее заметные изменения в вопросах правовой защиты личности начались в 1987-1990 гг. После январского 1987 г. Пленума ЦК КПСС в СССР было заявлено о необходимости создания новой модели «социализма с человеческим лицом» на основах «демократизации». Согласно реформаторской стратегии должна была быть разрушена командно-административная система и осуществлено укоренение состязательности во всех сферах жизни.
В данный период были внесены изменения в Основной Закон государства, проведены демократические выборы в законодательные органы со вступлением в действие в 1989 г. постоянно работающего Верховного Совета СССР. Так, например, Законом СССР от 1 декабря 1988 г. были внесены изменения и дополнения в Конституцию СССР 1977 г., разработанные во исполнение решений XIX партконференции, согласно которым Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР, съезды народных депутатов и верховные советы союзных и автономных республик, местные советы народных депутатов стали составлять единую систему представительных
Литература
1. Степанов И.М. Уроки и парадоксы российского конституционализма. М., 1996.
2. Ромашов Р.А. Современный конституционализм: вопросы истории и теории. СПб., 1998.
3. Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале XX в. М., 2000.
4. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. М., 2003.
5. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2008.
6. Кучеренко П.А. Конституционализм как идеология публичного права современной Германии // Право и государство. 2013. № 7 (103).
7. Государственный строй монархической России: реалии, проекты, идеи, споры / под ред. Ю.Л. Шульженко. М., 2008.
8. Судебный («живой») конституционализм: доктрина и практика: стенограмма круглого стола кафедры государственного и административ-
органов государственной власти - Советы народных депутатов. Этот орган наделялся широким кругом полномочий, отнесенных к ведению СССР. В основном Съезд созывался Верховным Советом СССР один раз в год, но были предусмотрены возможности созыва и внеочередных съездов.
Таким образом, становление конституционализма представляет собой длительный процесс развития институтов государственного управления на основе признания и обеспечения реализации таких ценностей, как права человека, разделение властей, правовая и социальная государственность, плюралистическая политическая демократия, рыночная экономика и т.п. Поэтому к этому наследию нужно относиться бережно и трепетно, понимая, что истинное назначение конституционного права заключается как раз в том, что оно не просто одна из отраслей права, а ядро всей политической и правовой системы государства.
Закончить свою статью хотелось бы метким высказыванием почетного профессора СПбГУ, академика РАН, доктора юридических наук, профессора Ю.К. Толстого: «А вообще настоящая демократия, настоящий конституционализм у нас может воцариться или водрузиться только тогда, когда мы научимся цивилизованным образом, именно цивилизованным, не только брать власть, но и достойно уходить с политической арены. Вот это будет действительно торжество конституционализма. А пока нам до этого очень и очень далеко» [8, с. 1-29].
Bibliography
1. Stepanov I.M. Lessons and paradoxes of Russian constitutionalism. Moscow, 1996.
2. Romashov R.A. Modern constitutionalism: issues of history and theory. St. Petersburg, 1998.
3. Kravets I.A. Constitutionalism and the Russian statehood in the early of the 20th century. Moscow, 2000.
4. Bobrova N.A. The constitutional order and constitutionalism in Russia. Moscow, 2003.
5. Kutafin O.E. Russian constitutionalism. Moscow, 2008.
6. Kucherenko P.A. Constitutionalism as an ideology of public law in contemporary Germany // Right and state. 2013. № 7 (103).
7. Monarchical political system of Russia: realities, projects, ideas, debates, ed. by J. Shulzhen-ko. Moscow, 2008.
8. Court («live») constitutionalism: the doctrine and practice: a transcript of a round table of
ного права юридического факультета СПбГУ (Санкт-Петербург, 5 марта 2011 г.) // Журнал конституционного правосудия. 2011. № 3.
9. Авакьян С.Ф. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997.
10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997.
11. Пархоменко А.Г. Идеи российского конституционализма и их реализация в отечественном конституционном (государственном) праве. М., 1998.
12. Медушевский А.Н. Конституционные проекты в России // Конституционные проекты в России. ХУШ - начало XX в. М., 2000.
13. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс. 2-е изд.: в 2 т. М., 2006. Т. 1.
14. Коноваленко О.Л. Становление и развитие конституционализма в России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
15. Коновалова Л.Г. Конституционализм как составная часть принципа верховенства закона // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 4.
16. Невинский В.В. Избранные труды. М., 2021.
17. Курицын В.М. Развитие прав и свобод в Советском государстве. М., 1983.
18. Конституция Азербайджанской Советской Социалистической Республики // СУ АзССР. 1921. № 5.
19. Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики 1919 г. URL: https:// pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kan-stytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1919-goda/.
20. Конституция Советской Социалистической Республики Армении. М., 1923.
21. Конституция Советской Социалистической Республики Грузии. Тифлис, 1922.
22. Конституция РСФСР 1918 г. URL: http:// www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm.
23. Конституции Украинской Советской Социалистической Республики // СУ Украины. 1919. № 19.
24. История Советской Конституции (19171956). М., 1957.
25. Анохин Ю.В. Механизм государственно-правового обеспечения прав и свобод личности (на материалах Российской Федерации): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2007.
26. Общая теория права / под ред. А.С. Пи-голкина. М., 1996.
the Department of state and administrative law of law faculty of St. Petersburg State University (St. Petersburg, March 5, 2011) // Journal of constitutional justice. 2011. № 3.
9. Avakyan S.F. The Constitution of Russia: nature, Evolution, modernity. Moscow, 1997.
10. Baglay M.V. Constitutional law of the Russian Federation. Moscow, 1997.
11. Parkhomenko A.G. Ideas of Russian constitutionalism and their implementation in the domestic constitutional (state) law. Moscow, 1998.
12. Medushevsky A.N. Constitutional projects in Russia // Constitutional Projects in Russia. XVIII - the beginning of the XXth century. Moscow, 2000.
13. Avakyan S.A. Constitutional law of Russia: training course. 2 ed.: in 2 v. Moscow, 2006. Vol. 1.
14. Konovalenko O.L. Formation and development of constitutionalism in Russia: dis. ... PhD in Law. Moscow, 2005.
15. Konovalova L.G. Constitutionalism as an integral part of the principle of the rule of law // State power and local self-government. 2020. № 4.
16. Nevinsky V.V. Selected Works. Moscow, 2021.
17. Kuritsyn V.M. Development of rights and freedoms in the Soviet state. Moscow, 1983.
18. Constitution of the Azerbaijani Soviet Socialist Republic // SU AzSSR. 1921. № 5.
19. Constitution of the Belarusian Soviet Socialist Republic of 1919. URL: https://pravo.by/ pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kansty-tutsyi-belarusi/konstitutsiya-1919-goda/.
20. Constitution of the Soviet Socialist Republic of Armenia. Moscow, 1923.
21. Constitution of the Soviet Socialist Republic of Georgia. Tiflis, 1922.
22. Constitution of the RSFSR 1918. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm.
23. Constitutions of the Ukrainian Soviet Socialist Republic // SU of Ukraine. 1919. № 19.
24. History of the Soviet Constitution (19171956). Moscow, 1957.
25. Anokhin Yu.V. The mechanism of statelegal support of the rights and freedoms of the individual (on the materials of the Russian Federation): abstract of .dis. ... PhD in Law. Saratov, 2007.
26. General theory of law / edited by A.S. Pigolkin, Moscow, 1996.