Научная статья на тему 'О роли слогового веса в определении акцентных моделей суффиксальных дериватов английского языка'

О роли слогового веса в определении акцентных моделей суффиксальных дериватов английского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
233
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чорногор Юлия Федоровна

Статья посвящена актуальным вопросам акцентологии английского языка. Рассматривается вопрос об определении местоположения ударения в дериватах с сильными суффиксами. Выдвигается и обосновывается предположение, что постановка ударения в дериватах, образованных посредством сильных суффиксов, обусловлена правилами слогового веса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли слогового веса в определении акцентных моделей суффиксальных дериватов английского языка»

Анатоля Франса удачно сочетает традиции национального духа с индивидуальными свойствами таланта: «Он весь принадлежит прошлому по образу мыслей; по манере и чуткости художественного темперамента он сродни позднейшим поколениям французских писателей. Его творчество характерно для современной Франции. В нем как будто бы хоронится нечто, навсегда исчезнувшее, распустившееся последним пышным цветом в намеренно архаичных мыслях и образах - но в нем и открывается путь ино-

му пониманию искусства и философии» [1, с. 761]. Эти особенности его дарования не только определяют достойное место Франса в истории французской литературы, но и делают его интересным русскому читателю. Именно в открытии его русскому читателю, очевидно, видела Венгерова свою задачу.

Библиографический список

1. Венгерова З.А. Анатоль Франс // Вестник Европы. - 1898. - №>8. - С. 731-761.

Ю.Ф. Чорногор

О РОЛИ СЛОГОВОГО ВЕСА В ОПРЕДЕЛЕНИИ АКЦЕНТНЫХ МОДЕЛЕЙ СУФФИКСАЛЬНЫХ ДЕРИВАТОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Преамбула. Статья посвящена актуальным вопросам акцентологии английского языка. Рассматривается вопрос об определении местоположения ударения в дериватах с сильными суффиксами. Выдвигается и обосновывается предположение, что постановка ударения в дериватах, образованных посредством сильных суффиксов, обусловлена правилами слогового веса.

Ударение в английском языке вплоть до настоящего времени обычно характеризуется как свободное, что предполагает почти полную его непредсказуемость. Тем не менее, еще Н.С. Трубецкой писал об ограниченности всякого свободного ударения. С развитием акцентологии с конца 80-х гг. ХХ века взгляд на английское ударение постепенно меняется: на смену хаотическому набору акцентных моделей и исключений из них приходит стройная, хотя и сложная система.

В статье рассматриваются акцентные характеристики сильного класса словообразовательных суффиксов, - морфем, обусловливающих подвижное ударение в дериватах. Актуальность настоящего исследования продиктована наличием ряда нерешенных вопросов, касающихся деривационного ударения в английском языке. Так, неизвестны факторы, определяющие акцентное поведение сильных суффиксов. Мало изученной до настоящего времени остается обусловленность деления сильных суффиксов на акцентные типы. Целью исследования, давшего материал для настоящей статьи, являлось нахождение основы для деления дериватов с сильными суффиксами на акцентные типы.

Общий список суффиксов, состоящий из 104 морфем, получен при сопоставлении семи перечней суффиксов английского языка зарубеж-

ных и отечественных авторов: Fudge (1984) [3], Marchand (1960) [8], Sheehan (2000) [9], Б.И. Барт-ков (1984) [11], Р.Г. Зятковская (1971) [12],

О.Д. Мешков (1976) [13], ГП. Торсуев (1977) [14]. В суффиксальный инвентарь английского языка были включены суффиксы, присутствующие, как минимум, в четырех списках из семи. Данная статья отражает результаты изучения акцентных моделей дериватов, образованных посредством 46 сильных суффиксов английского языка. Разделение суффиксов на акцентные классы производилось на основании классификаций, предлагаемых в западноевропейской лингвистической литературе (Fudge [3], Kingdon [6]).

В зарубежной лингвистике известны два основных акцентных класса суффиксов, - влияющие и не влияющие на постановку ударения в дериватах [1, р. 162]. В соответствии с англоязычной терминологией они переводятся как нейтральные и сдвигающие ударение суффиксы (stress-neutral and stress-shifting). Поскольку в отечественной лингвистической литературе нам неизвестны эквивалентные термины для обозначения данных суффиксальных классов, мы будем называть их сильным и слабым классом. Основываясь на западноевропейской лингвистической традиции, им можно дать следующие определения.

Сильные суффиксы - словообразовательные суффиксальные морфемы, определяющие

Таблица1

Акцентные типы сильных суффиксов

Тип -0 Тип -1 Тип -2 Тип -1/2

-aceous, -aster, -arian, -arium, -ee, -ese, -esque, -ade,-een,-eer -ette, -enne, -ina -ics, -ic, -ion, -ity, -ify, -ible -ase, -ate (v*), -cide, -ene, -fy, -ine(a), -ine (n), -ise, -ite, -ose, -tude, -ule, -acy -ant (a), -ent, -ence, -eme, -oid, -ar (a), -ate (a), -ate (n), -ide, -ive, -ous, -al (a), -an, -id

* Буквами обозначена морфологическая принадлежность дериватов с данным суффиксом: V - глагольный суффикс, а - суффикс прилагательных, п - суффикс существительных.

акцентную структуру образованного с их помощью деривата. Например, все дериваты с суффиксом -ics получают ударение на предшествующий суффиксу слог: mathe'matics, linguistics, pho'netics и т.д.

Слабые суффиксы - словообразовательные суффиксальные морфемы, не влияющие на акцентную структуру деривата и обусловливающие тем самым сохранение ударения производящей основы. Например, activate - activator, at'tractive - at'tractiveness, 'human - 'humanism.

Как известно, выделяют несколько акцентных типов сильных суффиксов в зависимости от присущих им акцентных характеристик [3; 6]. Одни сильные суффиксы всегда являются ударными (-esque, -een, -ese, -ade), другие притягивают ударение на предшествующий им слог (-ic, -ion, -ify, -ity), третьи - на второй слог слева от себя (-tude,

-ose, -ene, -cide), существуют также смешанные группы (-an, -ive, -oid). Классификации сильных суффиксов по акцентным типам можно найти в работах Э. Фаджа [3], Р. Кингдона [6] и др. Мы используем (с незначительными модификациями) цифровое обозначение акцентных типов сильных суффиксов, которое сложилось в западноевропейской лингвистике [6, р. 60]. В таблице (табл. 1) представлены 46 сильных суффиксов, которые распределены по четырем колонкам в зависимости от их акцентного типа. Принадлежность суффиксов сильного класса к одному из четырех акцентных типов устанавливалась по монографиям Роджера Кингдона и Эрика Фаджа ([3] и [6] соответственно), а также по словарям [7] и [10].

Тип -0 включает сильные суффиксы, которые всегда являются ударными (-esque в sculpturesque, Japanesque; -ee в transferee, abandonee; -ese в Portugese, commercialese), тип -1 обозначает суффиксы, которые притягивают ударение на предшествующий им слог (-ic в словах characteristic, cinematographic, impressionistic; -ion в словах realization,

occupation, contribution и другие), суффиксы типа -2 притягивают ударение на второй слог слева от себя (-ate в глаголах communicate, gesticulate, illustrate и др.). Суффиксы типа -1/2 притягивают ударение либо на предшествующий слог, либо на второй слог слева, в зависимости от фонетического состава последнего слога (-ous может притягивать ударение на предшествующий слог (tremendous) или на второй слог слева от суффикса (generous). Таков и суффикс -ive: ср. слова impressive и cognitive).

Центральным этапом исследования являлось получение ответа на вопрос: чем обусловлена принадлежность сильных суффиксов к определенным акцентным типам? В ходе изучения 46 сильных суффиксов английского языка обнаружилась тесная взаимосвязь акцентных моделей сильных суффиксов и их слогового веса.

Кратко остановимся на понятии слогового веса. Термин введен американскими лингвистами Хомским и Халле в 1968 году [2]. Принцип слогового веса предполагает, что определенные фонологические сегменты сильнее притягивают ударение. К таким сегментам относятся долгие гласные, дифтонги, закрытые слоги. В зависимости от долготы слогообразующего гласного и количества согласных в конце слога по слоговому весу выделяют два типа слогов - тяжелый и легкий. Термин широко известен в западноевропейской лингвистике и встречается в работах Брюса Хейза [4], Эрика Фаджа [3], Джона Дженсена [5] и др.

Для определения слогового веса релевантными являются: долгота слогообразующего гласного, позиция слога в слове (конечный / неконечный) и количество согласных в конце слога [3, р. 21-22]. Наличие или отсутствие согласных в начале слога на слоговой вес не влияет.

На основании вышеназванных критериев выделяют два типа слогов по их слоговому весу -тяжелый и легкий.

Тяжелый слог может иметь следующий состав:

Таблица2

Взаимосвязь акцентных типов сильных суффиксов и их слогового веса*

Слоговой вес Ударные суффиксы -G С ударением перед суффиксом -1 С ударением на втором слоге слева -2 Смешанные -1/2

Тяжелые -ee, -ese, -esque, -ade,-een,-eer -ics -ase, -ate (v), -cide, -ene, -fy, -ine(a), -ine (n), -ise, -ite, -ose, -tude, -ule -ant (a), -ent, -ence, -eme, -oid

Легкие -ette, -enne -ic, -ion -ar (a), -ate (a), -ate (n), -ide, -ive, -ous, -al (a), -an, -id

Многосложные -arian, -arium, -aceous, -aster, -ina -ity, -ify, -ible -acy

* Затемнением показаны наиболее репрезентативные группы суффиксов.

1) долгий гласный + любое количество согласных или их отсутствие: trainee, refugee;

2) краткий гласный + 1 согласный (минимум) для неконечного слога: content;

3) краткий гласный + 2 согласных (минимум) для конечного слога: abstract.

Легкий слог может выглядеть так:

1) краткий гласный + отсутствие согласных для неконечного слога: ob.li.vi.ous;

2) краткий гласный + 1 согласный для конечного слога: generous.

На слоговом весе последнего слога в слове основаны правила постановки ударения в простых словах, разработанные Эриком Фаджем в 1984 году [3].

Согласно этим правилам, место ударения в простых словах зависит от слогового веса последнего или предпоследнего слога в слове, а именно [3, р. 29]:

a) если конечный слог слова тяжелый, ударение падает на третий слог с конца: 'cu.cum.ber, te'le.pho.nist, 'an.te.lope;

b) если конечный слог легкий, то ударение зависит от слогового веса предшествующего слога (второго слога с конца):

1) если второй слог с конца тяжелый, то он

ударный: ve'ran.da, spa'ghet.ti;

2) если второй слог с конца легкий, то ударным является третий слог с конца: a' spa.ra.gus,

A'me.ri.ca.

Нам представляется, что контрастивная оппозиция тяжелый/легкий слог применима и к суффиксам. Односложные суффиксы также можно

разделить по слоговому весу на тяжелые (-ics -имеет два согласных, -tude - имеет долгий гласный) и легкие (-al, -ive - оба имеют один согласный в конце слова). У многосложных суффиксов можно так же рассмотреть слоговой вес последнего слога (-ity оканчивается на легкий слог -у).

Мы попытались применить правила постановки ударения для простых слов к суффиксальным дериватам с сильными заимствованными суффиксами. По нашему предположению, понятие слогового веса лежит в основе постановки главного ударения не только в простых, но и в производных словах с сильными суффиксами. Именно этим, на наш взгляд, обусловлено существование различных типов акцентных моделей сильных суффиксов. Распределив тяжелые и легкие сильные суффиксы по их акцентным типам, мы смогли наглядно отобразить эту взаимосвязь (табл. 2).

Тяжелым суффиксам, как нам кажется, соответствует требование правила для тяжелых слогов: «Если конечный слог слова тяжелый, ударение падает на третий слог с конца». Двенадцать тяжелых суффиксов из 24 (что составляет 50%) принадлежат акцентному типу -2 и, в соответствии с правилом, притягивают ударение на второй слог слева от себя: in' gra.ti.tude, si' mi.li.tude, per' so.ni.fy, para'si.ti.cide. Остальные 50% тяжелых суффиксов распределяются между тремя другими акцентными классами: 25% входят в тип -0, 4% составляют тип -1 и 21% принадлежат типу -1/2. Как и простые слова, подчиняющиеся данному правилу (напр. 'an.te.lope), рассматриваемые сильные суффиксы потому притягивают ударение на

второй слог слева от них (или третий слог с конца слова), что являются тяжелыми по своему слоговому весу.

Большинству легких суффиксов (9 из 13, что составляет 69%) соответствует акцентный тип -1/2. Этот акцентный тип предполагает, что суффикс притягивает ударение на первый или второй слог слева от себя в зависимости от слогового веса соседнего слога. Такое акцентное поведение легких суффиксов соответствует правилу Фаджа для простых слов. Правило звучит так: Если конечный слог легкий, то ударение зависит от слогового веса предшествующего слога (второго слога с конца). Возможны следующие варианты: 1) если второй слог с конца тяжелый, то он ударный: a'gen.da; 2) если второй слог с конца легкий, то ударным является третий слог с конца: hippopo.ta.mus.

Как видим, это правило соблюдается и для производных слов с легкими суффиксами типа -1/2. В словах, где слог слева от суффикса тяжелый, ударение падает на него: sur'bur.ban, uni'versal, mo'men.tous. В словах, где слог слева от суффикса легкий, ударение падает на второй слог слева от суффикса (то есть третий слог с конца): me'dicinal, sy'no.ny.mous.

Тяжелые ударные суффиксы акцентного типа -0 (-ee, -ese, -esque, -ade, -een, -eer) не соответствуют правилу слогового веса. Можно предположить, что, являясь поздними заимствованиями новоанглийского периода, они больше других суффиксов продолжают испытывать влияние языка-оригинала, то есть французского языка.

Многосложные суффиксы полностью следуют правилам слогового веса: суффиксы -arian (grammarian), -arium (,plane'tarium) являются ударными, т.к. состоят из трех легких слогов; суффиксы -aster (poe'taster), -aceous (herbaceous), -ina (concertina) получают ударение на тяжелый слог Суффиксы -ity и -ible (тип -1) состоят из двух легких слогов, а в суффиксе -ify последний слог тяжелый. Согласно правилу, суффиксы получают ударение на предшествующий им слог: petrify, profundity, compatible.

К исключениям относятся 16 суффиксов из 46, то есть 35%. Это восемь вышеупомянутых ударных суффиксов (-ee, -ese, -esque, -ade, -een, -eer, -ette, -enne), три суффикса, требующие ударения на слоге слева (-ic, -ion, -ics) и пять тяжелых суффиксов акцентного типа -1/2 (-ant (a), -ent,

-ence, -eme, -oid). Наличие исключений обусловлено, на наш взгляд, функционированием, наря-

ду с фактором слогового веса, других, менее релевантных факторов, которые, тем не менее, оказывают воздействие на процесс формирования акцентных моделей дериватов с сильными суффиксами. К этим факторам мы относим: этимологический и хронологический факторы, наличие фонематических вариантов и диахроническую продуктивность суффиксов.

Таким образом, представляется, что обнаружена зависимость акцентного типа сильного суффикса от его слогового веса: для тяжелых суффиксов характерны типы -0 и -2, большинство легких суффиксов представлены типом -1/2. Это доказывает, что для определения места ударения в суффиксальных дериватах с сильными суффиксами необходимо рассматривать слоговой вес суффикса. По-видимому, акцентное поведение сильного суффикса можно с определенной долей погрешности определить по его слоговому весу, не выделяя специально акцентные типы. В связи с этим можно было бы предложить следующее правило для постановки ударения в дериватах с сильными суффиксами: при тяжелом суффиксе ударение приходится на второй слог слева от суффикса, а в слове с легким суффиксом ударение падает либо на тяжелый соседний слог, либо (если слог слева легкий) - на третий слог с конца слова.

Нам представляется немаловажным, что к определению слогового веса сводится постановка ударения как в простых, так и в большинстве производных слов с сильными суффиксами. Это указывает на ведущую роль фактора слогового веса во всей акцентной системе английского языка.

Библиографический список

1. Benua Laura. Transderivational identity: Phonological relations between words. Ph.D. Dissertation, U. Mass. - Amherst, 1997. - 269 p. [ROA-259, http://ruccs.rutgers.edu/roa.html].

2. Chomsky Naom and Morris Halle. The Sound Pattern of English. - New York: Harper & Row, Publishers, 1968. - 470 p.

3. Fudge Erik. English word-stress. - London, 1984. - 240 p.

4. Hayes B. Metrical Stress Theory: principles and case studies. - Chicago and London: The University of Chicago Press, 1995. - 455 p.

5. Jensen John T. Principles of Generative Phonology. An Introduction. - Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publishing Co., 2004. - 326 p.

6. Kingdon Roger. The Groundwork of English Stress. - Longman, 1958. - 224 p.

7. Lehnert Martin. Reverse Dictionary of Present-Day English. - Leipzig: VEB Verlag Enzyklo-paedie, 1971. - 596 s.

8. Marchand Hans. The Categories and Types of Present-Day English Word-Formation. A synchronic-diachronic approach. - Wiesbaden, 1960. - 380 p.

9. Sheehan Michael J. Word Parts Dictionary: Standard and Reverse Listings of Prefixes, Suffixes, Roots and Combining Forms. - Jefferson, North Carolina: McFarland & Co., Inc., Publishers, 2000. - 228 p.

10. The Concise Oxford Dictionary of Current English. Ninth Edition. - Oxford: Clarendon Press, 1995.

11. Бартков Б.И. Количественный деривата-рий английского языка (300 аффиксов научного стиля и литературной нормы): Препринт / Кафедра ин. языков. - Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1984. - 62 с.

12. Зятковская Р.Г. Суффиксальная система современного английского языка. - М.: Высш. шк., 1971. - 187 с.

13. Мешков О.Д. Словообразование современного английского языка. - М.: Наука, 1976. - 245 с.

14. Торсу ев Г. П. Константность и вариативность в фонетической системе (На материале английского языка). - М.: Наука, 1977. - 125 с.

(f'' Научные труды преподавателей,

поступившие в библиотеку КГУ им. Н.А. Некрасова

Бочкова Л.М. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ВУЗЕ / Рец.: В.М. Басова, М.А. Милованов. -Кострома: КГУ, 2006. - 111 с. ISBN 5-7591-0787-9.

Проблемы формирования коммуникативной культуры личности студента в вузе рассматриваются с разных теоретических позиций, которые сложились в современной зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке. Анализируется опыт факультета физической культуры КГУ им. Н.А. Некрасова по организации воспитательной работы по этому направлению, обосновывается модель социально-педагогического обеспечения этого процесса, его содержание и условия реализации. Предназначается для аспирантов, молодых исследователей этой проблемы, преподавателей и организаторов образовательного процесса на факультете физической культуры.

Цветкова Е.В. РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОПОНИМИЯ: Учеб. пособие / Рец. Н.С. Ганцовская, Т.Е. Никулина. - Кострома: КГУ, 2007. - 91 с.

Учебное пособие представляет собой комплекс материалов теоретического и практического характера, способствующих усвоению теории топонимики и овладению практическими умениями и навыками в работе с региональной топонимией. Пособие предназначено студентам-филологам, может быть полезно учителям гуманитарного направления, краеведам.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ / Сост. Н.А. Стефаненко; рец. М.А. Фокина. 2-е изд., перераб. и доп. - Кострома: КГУ, 2006. - 50 с.

Учебно-методическое пособие состоит из двух частей. Первая часть раскрывает кратко некоторые вопросы методики обучения младших школьников русскому языку и литературе в схемах. Во второй части освещены некоторые проблемные вопросы методики, которые даны в таблицах. Материал представлен в сжатом виде, что может помочь студентам обратить внимание на более важные стороны изучения материала, облегчит подготовку к экзаменам. Для студентов заочного отделения, У^обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования>yJJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.