Научная статья на тему 'О роли отдельных аспектов формирования новой культуры государственного служащего. Сообщение 2'

О роли отдельных аспектов формирования новой культуры государственного служащего. Сообщение 2 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
133
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коновалов В. А., Цыганкова Р. Е.

Авторами рассматриваются изменения, происходившие в последние десятилетия в России и за рубежом основных принципов государственной службы. Преодоление негативных свойств бюрократии, по их мнению, способствует развитие институтов общества, в числе которых важнейшими являются ответственный контроль и различные формы самоуправления народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the role of certain factors influencing the development of a new standard of public employees

Changes in the system of public service in Russia and abroad taking place during the last decades are considered. The authors point out that overcoming the negative features of bureaucracy contributes to the development of social institutions, the most important of them being due control and various forms of public self-administration.

Текст научной работы на тему «О роли отдельных аспектов формирования новой культуры государственного служащего. Сообщение 2»

О роли отдельных аспектов формирования новой культуры государственного служащего. Сообщение 2

В. А. Коновалов, зав. кафедрой административного и финансового права, к.ю.н., доцент, Р. Е. Цыганкова, соискатель, Оренбургский ГАУ

Новые подходы к трактовке понятия бюрократии связаны с «реалистической» школой, которая является господствующей в странах западной демократии, где веберовская модель постепенно дополняется и модернизируется.

С конца 20-х гг. XX в. начала складываться так называемая школа «человеческих отношений», сделавшая акцент на социологических и социально-психологических аспектах. Какое-то время эта школа развивалась относительно изолированно, а потом стало преобладать влияние веберовской концепции. На этой базе возникли новые направления, синтезировавшие названные выше школы; при этом упор делается либо на формально-структурную, либо на человеческую сторону организации. Веберовская модель бюрократии ближе к формальной школе. Движение к «реалистической» трактовке бюрократии произошло за счет включения в модель субъективного, человеческого измерения.

Необходимость дополнения веберовско-вильсоновской концепции «рациональной бюрократии», некоторая ее ограниченность были осознаны в период до и после Второй мировой войны, когда появились работы Г. Саймона, П. Блау, М. Крозье. Произошло переформулирование теоретической концепции; хотя служащий по-прежнему рассматривался лишь как «винтик» административной системы, обладающий особыми индивидуальными свойствами, но альтернативный подход начал формироваться уже в 70-е гг. XX в. Его авторы — Д. Валдо, В. Остром и другие, в основном, американские ученые обосновали концепции «отзывчивой» (responsive) администрации, полицентрализма, «плоских» структур, которые подвергли фундаментальной критике стремление представить бюрократию в качестве высшей формы организации, позволяющей наилучшим образом решать проблемы современной цивилизации. Управление стали рассматривать с позиции человеческо-гуманистического подхода. В. Остром считает, и не без оснований, что практическое воплощение в жизнь веберовского типа «полностью развитой бюрократии» способно создать такую бюрократическую машину, в которой профессиональные бюрократы соединят-

ся в цепи, а граждане превратятся в зависимые массы при своих политических «хозяевах». Развитая бюрократия способна превратить все формы конституционного правления в фикции, что нередко и можно наблюдать. И именно в этом суть современного кризиса парламентской де-мократии[1].

Российская бюрократия занимает промежуточное положение между восточной и континентальной традициями. Сопоставляя ее с бюрократией американской, можно сказать, что она исходила от противоположного пункта. В США сыграла важную роль федералистская традиция. В России произошла эволюция от понимания государства как царевой вотчины к петровско-николаевскому деспотическому аб-солютизму[2]. С середины XIX века эта модель медленно корректировалась в либеральном направлении. Однако после 1917 г. авторитаризм возродился в новом обличье.

В России развитие демократии во многом определяется ныне развитием управления и самоуправления, их соотношением. Предстоят реформа бюрократии, ограничение ее полномочий и установление над ней эффективного общественного контроля. Бюрократия, как свидетельствует мировой опыт, и в позитивном, и негативном аспекте — достояние мировой цивилизации. Для определения перспектив развития современной российской бюрократии принципиально важное значение имеет изучение зарубежного опыта в этой сфере, учет как положительного, так и отрицательного опыта других стран.

В современном мире традиционная модель государственного управления испытывает кризис. Происходит падение доверия граждан к чиновничеству. Понизился социальный престиж государственной службы и общественный статус самих служащих.

Кризис легитимности, как проблему государственной службы XXI в., отмечает Ш. Хак[3]. Когда в мире торжествует рынок и отменяется государственный контроль, вводятся приватизация и либерализация, структура и принципы государственной службы претерпевают глубокие изменения. В последней четверти XX в. наблюдалось почти коренное преобразование парадигмы государственной службы. Подверглись пересмотру и отмене такие ее нормы и принципы, как нейтральность, беспристрастность, равное справедливое отношение ко всем граж-

данам, ответственность, отчетность и представительность.

Недовольство народа «прорыночной» государственной службой, возможно, будет усиливаться по мере того, как граждане будут узнавать, что ради повышения эффективности государственной бюрократии общественный сектор был реструктурирован в пользу деловых кругов. Те компоненты правительственных программ, которые направлены на поддержку слоев с низкими доходами, были сокращены, а компоненты, приносящие прибыль частным фирмам, значительно расширены. С другой стороны, для содействия прорыночной политике, для выполнения новых правительственных функций, связанных с рынком, таких, как выдача лицензий, патентование, контроль, был создан новый слой бюрократии. В большинстве стран такой слой «прорыночной» правительственной бюрократии был создан для того, чтобы выполнять программы, связанные с частными подрядчиками, контрактами, сроками и условиями партнерства между государством и частным сектором, а также для подготовки отчетов о результатах этой политики. Таким образом, главная задача вновь создаваемой государственной службы заключается не в том, чтобы играть активную роль в производстве, распределении, помощи неимущим и в социально-экономическом развитии, а в том, чтобы планировать, облегчать, регулировать, контролировать и оценивать перестройку самих государственных структур.

Получили распространение идеи «постбюрок-ратической организации», т.е. установления горизонтальных отношений партнерства, кооперации, рыночного обмена в сфере управления, развития «нового государственного менеджмента». Ведутся поиски в области развития «государственного предпринимательства». Так, в Англии и даже в Новой Зеландии с руководителями среднего звена заключается контракт, предусматривающий достижение возглавляемой ими службой определенных показателей. Это принесло ощутимые результаты: повысилась эффективность, понизилась цена управленческих услуг, сократилась численность бюрократии. Но выявились и издержки ориентации на рыночные механизмы. Произошло размывание специфики государственной службы как института общественного служения, налицо и дискредитация служащих. Эти процессы дали о себе знать и в России в начале — середине 90-х гг. XX в.

Современное общество осознало роль процессов формирования новой культуры государственной службы. Ведущим направлением становится повышение внимания к морально-этическим аспектам поведения государственных служащих, т.е. «этизация». Во многих странах

существуют кодексы поведения служащего, включающие и правовые, и нравственные нормы. Считается, что без этического компонента любые административные реформы имеют мало шансов на успех. В России это проявляется в широком управлении государствоведов и правоведов теорией этического правопонима-ния[4], хотя здесь есть и другая, негативная сторона. Как отмечают противники понимания права, исходя из идеи справедливости, происходит размывание законности.

В то же время наметился поворот государственной службы к служению интересам населения. Приобрели актуальность вопросы прав гражданина в отношениях с государством и гарантий их соблюдения, а также участия гражданина в управлении, открытости государственного аппарата, его приближения к интересам людей, доступа граждан к информации. Переосмысливаются отношения государства с обществом и гражданами. Повышение эффективности деятельности государственного аппарата предлагается осуществить за счет внедрения в управление начал менеджмента. Получила развитие и концепция «активизирующегося» госу-дарства[5]. Осуществляемые во многих странах шаги по «модернизации государства и управления» можно охарактеризовать как «новый государственный менеджмент». Эта концепция особенно распространена в Австралии, Дании, Великобритании, Новой Зеландии, Нидерландах, Швеции, Швейцарии, США. Так, в ФРГ новая модель управления направлена, прежде всего, на преобразование структур ответственности («децентрализация ответственности за результаты»), регулирование целей и результатов деятельности, использование различных инструментов экономики производства. В ФРГ широко распространена концепция «малозатратного» государства, в рамках которой проведено более 800 мероприятий по реорганизации ведомств и подчиненных им органов[6].

Для уяснения сущности современной бюрократии и ее соотношения с обществом принципиальное значение имеют различные концепции государственности.

В последнее время в отечественной и зарубежной политико-правовой мысли распространено понимание государства в следующих аспектах:

— государство всеобщего благосостояния, предоставляющее обществу широкий спектр услуг (примат государственного производства услуг и государственного регулирования процессов решения общественных проблем);

— «малозатратное» государство (примат решения общественных проблем частным сектором; государство должно ограничиваться выполнением своих основных задач);

— государство — партнер по переговорам (государство выполняет роль посредника и партнера по переговорам с рыночной экономикой и обществом);

— концепция «активизирующегося» государства, представляющая собой синтез перечисленных выше представлений о государстве.

Концепция «активизирующегося» государства по-новому определяет отношения между государством и гражданами (переход от опеки к партнерским равноправным отношениям). Между обществом и государством развивается сотрудничество и разделяется ответственность. Государство инициирует процессы решения общественных проблем и выступает в роли посредника. Оно устанавливает рамки ответственности и способствует росту активности граждан в этих рамках. Таким образом, инициирование, активизация и стимулирование — это те функции государства, которые обеспечивают функционирование общества. Современное государство не должно само выполнять все стоящие перед ним задачи, но оно обязано обеспечить выполнение этих задач. Речь идет о новом разделении ответственности между государством и обществом, а также о том, какие задачи должны выполняться негосударственными институтами.

Концепция «активизирующегося» государства выделяет четыре государственные функции:

— государство как гарант, то есть как институт, обеспечивающий производство и предоставление определенных услуг обществу;

— государство как институт, создающий необходимые рамки для процессов общественной активности и побуждающий общество к самостоятельному решению проблем;

— государство как институт, осуществляющий на основе установленных правил надзор за процессом общественной, и прежде всего, экономической деятельности;

— государство как производитель работ и услуг для общества, если это диктуется, например, интересами безопасности или если государство может это сделать с меньшими затратами, чем другие производители.

Модель «активизирующегося» государства опирается на содержащуюся в концепции нового государственного менеджмента модель «поручительства», согласно которой государственные учреждения разделяются на две большие группы — «заказчиков» и «исполнителей» заказов. Политические институты, административное руководство выступают в роли поручителей, являясь заказчиками или покупателями услуг для граждан. Поставщики услуг для граждан (исполнители поручений) внутри управления конкурируют с поставщиками услуг вне управления (государственными, коммерчески-

ми, общественными организациями) за получение заказов на услуги, которые передаются им «заказчиками» на базе соответствующих политических решений. Эта модель «поручительства» усиливает ориентацию на конкуренцию органов управления и в то же время открывает возможность в большей мере привлекать граждан и общественные группы к производству и предоставлению услуг.

На формирование понятия «активизирующегося» государства большое влияние оказала и дискуссия о «коммунитаризме». Это движение за возрождение духа солидарности и гражданских добродетелей, существующее, прежде всего, в США, которое заключает в себе также мысль об активизации граждан. Правда, ком-мунитаризм часто игнорирует рамочную ответственность государства и его регулирующую функцию и тем самым поощряет односторонний индивидуализм.

Модель «активизирующегося государства» включает три элемента: предоставление гарантий и разделение ответственности; активизацию граждан и общества; эффективность и экономичность.

Модернизация государственного аппарата предусматривает в качестве одного из своих направлений совершенствование кадров государственной службы. Эту тему развивает, в частности, Р. Пичас[7]. Его положения сводятся к следующему. В ориентированные на условия существования рынка процессы модернизации включается и государственная служба. Современные тенденции развития государственного управления заставляют переосмыслить роль государственных служащих. В Германии, например, государственный служащий предстает в виде административного менеджера. Это антипод унаследованной от М. Вебера бюрократии, ориентированной на формальное применение законов, на профессиональные качества работников, безоговорочное выполнение распоряжений, поступающих с верхних ступеней иерархической лестницы, и на «соблюдение нейтралитета» при выполнении задач. Требование реализовать концепцию «нового государственного управления» можно охарактеризовать как реакцию на недостатки бюрократической системы.

О проблемах модернизации управления и повышения квалификации государственных служащих пишет и Г. Вурстер[8], который подчеркивает, что модернизация управления означает в первую очередь формирование общей воли к обновлению, а также новой административной культуры. Это предполагает отсутствие у работников страха перед будущим, готовность справляться с возникающими требованиями. От каждого работника требуется активное участие в

процессе модернизации. Это относится ко всем уровням управления, особенно к руководителям, которые должны действовать как менеджеры процессов изменения.

Сейчас в государственном управлении начинает складываться новое отношение к совершенствованию профессионализма кадров и руководящих работников.

Особая ответственность ложится на руководящих работников. Именно они должны в основном претворять в жизнь процессы изменений и организовывать их. Уже сейчас видно, с какими проблемами столкнется общество в ближайшие годы. Ситуация представляется таким образом, что меньшее число работников с более высокой квалификацией будет выполнять больший объем работы. Это означает следующее: тот, кто действительно хочет модернизировать управление, должен будет вкладывать много сил в повышение квалификации. Представления граждан о государстве, их отношение к нему не в последнюю очередь зависят от того, как в их глазах выглядит государственное управление в целом и отдельные его работники в частности. Одобрение деятельности государственных органов со стороны населения в значительной мере определяется тем, насколько квалифицированно, эффективно и демократично работают чиновники. Повышение квалификации чиновников должно способствовать созданию этих основных предпосылок; в то же время система повышения квалификации кадров должна своевременно реагировать на возникающие изменения.

Концепция нового государственного менеджмента возникла примерно в середине 80-х гг. и нацелена, как и большинство других концепций, на повышение эффективности государственного управления. Один из сподвижников этой концепции Д. Хайнал[9]. Основными элементами государственного менеджмента он считает: процессы управления (менеджмента); контроль за функционированием и результатом, его внутренние акценты; использование человеческих ресурсов; децентрализация и специализация «производственных» (т.е. производящих услуг) единиц; культура организации, и в частности, менеджмента.

В целом, происходящий в последние десятилетия в России и за рубежом пересмотр основных принципов государственной службы можно свести к следующим основным направлениям: утверждение политических и профессиональных начал в администрации и поиск их оптимального соотношения; уменьшение роли вертикальной административной иерархии, развитие функциональных органов; децентрализация, удешевление, сокращение администрации; ограничение роли традиционной администра-

тивной «лестницы чинов»; «менеджеризация» и даже «маркетизация» части государственной службы; максимально возможная открытость, «отзывчивость» бюрократии на потребности и ожидания граждан; значительное повышение внимания к культурным и морально-этическим аспектам государственной службы[10].

Наше время со своей очевидностью показало ограниченность марксистского пути преодоления политического отчуждения, выражающегося в лозунге отмирания государства.

Государственный аппарат по-прежнему существует и отнюдь не собирается самоликвидироваться. «Более того: если бы какой-нибудь захвативший власть безумец попытался сделать что-то подобное, это привело бы общество к немедленной катастрофе»[11]. В полной мере сохраняют свою силу, несмотря на все изменения, и объективные социально-правовые характеристики статуса государственного служащего.

Пути преодоления политического отчуждения бюрократии от формирующегося гражданского общества лежат в сфере совершенствования и развития принципов народовластия, демократического правового социального государства, утверждения правовой законности и оптимальных вариантов соотношения государственного аппарата и местного самоуправления. Общим фоном для всех этих процессов является формирование гражданского общества.

Полагаем, что преодолению негативных свойств бюрократии способствует развитие институтов гражданского общества, в числе которых важнейшими являются ответственный контроль и различные формы самоуправления народа — местного, производственного, учебного и т.д.

Литература

1 История политических и правовых учений / под ред. В. С. Нерсе-сянца. — М.: Норма-Инфра. — М., 2000. — С.89—91.

2 Ковлер, А. И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI в.

— М.: Институт государства и права РАН, 1997. — С.90.

3 Стешенко, Л. А., Софроненко, К. А., Государственный строй России в первой четверти XVIII в. — М.: МГУ, 1972. — С.25—42.

4 Haque Sh. Legitimation crisis: a challenge for public service in the next century // «International Review of Administrative Sciences», 1998. - №1. - Р.13-26.

5 Наиболее яркими сторонниками этического правопонимания выступают С. С. Алексеев, В. А. Четвернин, В. С. Нерсесянц. См.: Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. — М.: ИГП АН, 1996.

6 Reichrd Chr. Status und Verwaltungs modernisierung im «artivierenden Statut» // «Verwaltung und Forbilding», 1999. — №3.

- Р.117-129.

7 Государственная служба за рубежом. Реформы государственного управления накануне третьего тысячелетия // Реферативный бюллетень. - 1999. - №6. - С.6-7.

8 Pitschas. Verwaltungsmodernisierung. Dienstreachtsreform und Neues Personal monagement // Die Verwaltung, 1999. - №1. -S.1-9.

9 Wurster. Fortbildung und Reform der Bundesverwaltung // Verwaltung und Forbilding, 1999. - №3. - S.131 —145.

10Hajinal G. Tejesitmeny - orientacio a kozigazgatasi reformokban / / Magyar kozigazgatas, 1999. - № . - S.361-370. ^Государственная служба // Отв. ред. Оболонский В. А. - М.: Дело, 1999. - С.31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.