УДК 369.223.247:616-006
М.В. БЛОХИНА1, Г.А. САФИНА2, О.Г. САФИНА3
1Казанский государственный медицинский университет, г. Казань
Республиканский клинический онкологический диспансер им. проф. М.З. Сигала, г. Казань
Республиканская клиническая больница МЗ РТ, г. Казань
О роли медицинской сестры в реализации пациент-ориентированного подхода в оказании реабилитационной помощи онкологическим больным
Контактная информация:
Блохина Марина Владимировна — д.м.н., доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения Адрес: 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 49, тел.: +7-903-318-31-62, e-mail: marinakgmu@mail.ru
В рамках исследования проведены анализ и оценка процесса реализации пациент-ориентированного подхода в оказании сестринской медицинской помощи в отделении реабилитации дневного стационара ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ им. проф. М.З. Сигала»; изучено мнение сестринского персонала о роли медицинской сестры в реализации пациент-ориентированного подхода в оказании медицинской помощи пациентам; исследована удовлетворенность пациентов организацией сестринской медицинской помощи с позиций пациент-ориентированного подхода; разработаны рекомендации по развитию пациент-ориентированного подхода в оказании сестринской медицинской помощи онкологическим больным в процессе реабилитации. В качестве критериев оценки реализации пациент-ориентированного подхода использовались результаты социологических исследований, осуществленных в 1993 г. By the Picker Institute & Harvard Medical School, которые легли в основу международной концепции пациент-ориентированности. Мнение сестринского персонала о роли медицинской сестры в реализации пациент-ориентированного подхода в оказании медицинской помощи пациентам изучалось с помощью интервью. Удовлетворенность пациентов организацией сестринской медицинской помощи с позиций пациент-ориентированного подхода оценивалась с помощью специально разработанной анкеты.
Ключевые слова: сестринский персонал, пациент-ориентированный подход, отделение реабилитации, онкологичес кий диспансер.
(Для цитирования: Блохина М.В., Сафина Г.А., Сафина О.Г. 0 роли медицинской сестры в реализации пациент-ориентированного подхода в оказании реабилитационной помощи онкологическим больным. Практическая медицина. 2022. Т. 20, № 6, С. 24-27)
DOI: 10.32000/2072-1757-2022-6-24-27
M.V. BLOKHINA1, G.A. SAFINA2, O.G. SAFINA3
1Kazan State Medical University, Kazan
2Republic Clinical Oncology Dispensary named after Professor M.Z. Sigal, Kazan 3Republic Clinical Hospital, Kazan
On the role of a nurse in the implementation of a patient-oriented approach in providing rehabilitation care to cancer patients
Contact details:
Blokhina M.V. — MD, Associate Professor of the Department of Public Health and Organization of Healthcare Address: 49 Butlerov St., Kazan, Russian Federation, 420012, tel.: +7-903-318-31-62, e-mail: marinakgmu@mail.ru
Within the study, we analyzed and evaluated the process of implementing a patient-oriented approach to nursing in the day hospital Rehabilitation Department of the Republic Clinical Oncology Dispensary named after Professor M.Z. Sigal; studied the nursing staff opinions on the role of a nurse in the implementation of a patient-oriented approach in providing medical care to patients; investigated
the satisfaction of patients with the nursing care organization from the standpoint of a patient-oriented approach; made recommendations for the development of a patient-oriented approach to providing nursing care to cancer patients in the process of rehabilitation. As criteria for assessing the implementation of a patient-centered approach, we used the results of sociological studies carried out in 1993 by the Picker Institute & Harvard Medical School, which formed the basis of the international concept of patient-oriented approach. The opinion of the nursing staff about the role of a nurse in the implementation of a patient-oriented approach to providing medical care to patients was studied through interviews. Patient satisfaction with the organization of nursing care from the standpoint of a patient-centered approach was assessed using a specially designed questionnaire.
Key words: nursing staff, patient-oriented approach, Rehabilitation Department, Oncology Dispensary.
(For citation: Blokhina M.V., Safina G.A., Safina O.G. On the role of a nurse in the implementation of a patient-oriented approach in providing rehabilitation care to cancer patients. Practical medicine. 2022. Vol. 20, № 6, P. 24-27)
Изучаемый вопрос в настоящее время является актуальным, поскольку сестринский персонал большую часть своего рабочего времени проводит с пациентом и именно от него во многом зависит сохранение и восстановление здоровья больного. Исходя из этого, основной задачей медицинской сестры является умение понять пациента, помочь решить его проблему, оказать помощь в процессе адаптации, стимулировать к совместному сотрудничеству, установить доверительные отношения, что является основой концепции пациент-ориентированного подхода в здравоохранении. Концепция пациент-ориентированного подхода — ключевой элемент качества медицинской помощи и звучит таким образом: «Предоставляемая помощь должна соответствовать индивидуальным предпочтениям, потребностям и ценностям пациентов и учитывать пожелания пациента при принятии клинических решений» [1].
Цель исследования — определить роль медицинской сестры в реализации пациент-ориентированного подхода в оказании медицинской помощи в отделении реабилитации дневного стационара № 5 ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ им. проф. М.З. Сигала» (ГАУЗ «РКОД МЗ РТ им. проф. М.З. Сигала») и разработать рекомендации по развитию пациент-ориентированности в оказании сестринской медицинской помощи пациентам.
Материал и методы
В отделении реабилитации дневного стационара № 5 ГАУЗ «РКОД МЗ РТГАУЗ им. проф. М.З. Сигала» трудятся 10 медицинских сестер, средний возраст которых 27 лет. Реабилитационная помощь в отделении оказывается женщинам после операций на молочной железе и других органах репродуктивной системы.
В соответствии с поставленной целью проведены анализ и оценка реализации пациент-ориентированного подхода в оказании сестринской медицинской помощи в отделении реабилитации дневного стационара № 5 ГАУЗ «РКОД МЗ РТ ГАУЗ им. проф. М.З. Сигала». В качестве критериев оценки использованы результаты социологических исследований, осуществленных в 1993 г. By the Picker Institute & Harvard Medical School, которые легли в основу международной концепции пациент-ориентированности [2, 3].
С целью изучения мнения сестринского персонала о его роли в реализации пациент-ориентированного подхода в оказании медицинской помощи пациентам проведено интервью со всеми медицин-
скими сестрами отделения реабилитации дневного стационара № 5 ГАУЗ «РКОД МЗ РТГАУЗ им. проф. М.З. Сигала». В ходе интервью медицинские сестры высказывали свое мнение по поводу пациент-ориентированности в отделении реабилитации в целом и своей роли в ее реализации.
Удовлетворенность пациентов организацией сестринской медицинской помощи с позиций пациент-ориентированного подхода оценивалась с помощью специально разработанной анкеты. В процессе анкетирования были опрошены все пациенты, которые в период опроса впервые поступали в отделение и те, кто уже находился на реабилитационном периоде (общее число респондентов составило 100 человек).
Таким образом, в работе использовались аналитический, социологический, статистический, метод наблюдения.
Результаты и их обсуждение
В основе метода пациент-ориентированности лежит реализация следующих семи основных принципов [4].
1. Уважительное отношение к ценностным ориентирам пациента, его потребностями предпочтениям, обеспечение прав личности на оказание квалифицированной медицинской помощи.
Реализация данного принципа в реабилитационном отделении дневного стационара № 5 ГАУЗ «РКОД МЗ РТ им. проф. М.З. Сигала» обеспечивается оказанием сестринским персоналом квалифицированной медицинской помощи женщинам вне зависимости от их возраста, материального положения, расовой или национальной принадлежности, характера и типа заболевания, а также религиозных или политических взглядов и убеждений. Ко всем пациентам сестринский персонал обращается исключительно на Вы, проявляя тем самым, уважительное отношение к их правам, мнению и т. д.
2. Логичность, целостность и преемственность лечебно-диагностического процесса.
Реабилитационный процесс в ГАУЗ «РКОД МЗ РТ им. проф. М.З. Сигала» осуществляется между курсами лучевой и химиотерапии, а также после завершения основного курса лечения пациентов. Для комплекса реабилитационных мер в диспансере предусмотрен Мультидисциплинарный центр, осуществляющий свою деятельность под руководством врача-реабилитолога. В составе центра — команда из врачей-физиотерапевтов, медицинских сестер, инструкторов ЛФК, врача-диетолога, психолога и целого ряда других специалистов.
Для каждого пациента составляется индивидуальная программа реабилитации, учитывающая возраст
больного, перенесенные им ранее заболевания и осложнения, а также состояние пациента на момент начала реабилитационных мероприятий.
3. Создание комфортной среды для пациента на всех этапах медицинского воздействия.
В отделении реабилитации созданы комфортные палаты для пребывания пациентов, а также кабинеты ЛФК, массажа, психотерапии, физиотерапии, рефлексотерапии. Учитывая многочисленные ограничения для женщин, перенесших операции на молочных железах, а также гинекологические операции, следует отметить трудности в осуществлении ими самоухода. Если эти проблемы имеют место, медицинская сестра обучает пациенток самообслуживанию в новых для них условиях. Профессиональное руководство медицинской сестры позволяет облегчить личную гигиену и процесс ухода за внешностью.
4. Осведомленность пациента о каждом этапе лечения, о мерах, предпринимаемых на каждом этапе медико-социальной реабилитации.
При поступлении пациента в реабилитационное отделение диспансера с ним сразу же устанавливается контакт «пациент-врач (медсестра)», индивидуально обговаривается план лечения, цель, которую медицинский персонал преследует вместе с пациентом, пожелания пациента по осуществлению реабилитационного процесса. Все это фиксируется в медицинской карте стационарного больного. Медицинские сестры отделения объясняют пациенту, для чего необходима та или иная процедура, какие у нее преимущества и недостатки, с какой целью она назначается.
5. Обеспечение эмоциональной поддержки пациента.
В отделении реабилитации медицинскими сестрами проводится анкетирование пациентов на предмет оценки уровня тревожности и обеспокоенности.
По результатам анкетирования на основании выводов психологи разбирают проблему пациента, помогая совместно с медицинскими сестрами устранить негативные эмоции и страхи.
6. Создание условий для общения пациента с близкими, родственниками, друзьями, которые могу оказать поддержку и тем самым стимулировать процесс выздоровления.
С целью реализации данного принципа в отделении реабилитации всегда открыты двери для близких людей пациента. Медицинские сестры объясняют родственникам, как правильно общаться с пациентом, который перенес тяжелую операцию, как создать комфортные условия дома и т. д.
7. Непрерывность процесса восстановления в соответствии с отведенным для этого временным промежутком.
По окончании реабилитационных мероприятий на стационарном уровне сестринский персонал диспансера дает пациентам необходимые рекомендации по продолжению реабилитационных мероприятий в поликлинике и на дому. Кроме того, пациентам выдается памятка о приеме лекарственных препаратов, о соблюдении диеты со списком рекомендуемых и ограниченных продуктов. Непосредственно перед выпиской из дневного стационара с целью оценки качества оказанной реабилитационной помощи медицинскими сестрами проводится анкетирование пациентов.
В результате интервью с медицинскими сестрами реабилитационного отделения дневного стациона-
ра № 5 ГАУЗ «РКОД МЗ РТ им. проф. М.З. Сигала» мы выяснили, что сестринский персонал отделения в целом осведомлен о сути пациент-ориентированного подхода в здравоохранении и рекомендует внедрять его во все медицинские организации.
На главный вопрос о том, какова роль медицинской сестры в реализации пациент-ориентированного подхода, все интервьюируемые ответили, что именно медицинская сестра проводит с пациентом 80% времени, остальные 20% разделяются между психологами, врачами, в том числе реаби-литологами и другим медицинским персоналом отделения. Первым человеком, которого встречает пациент, поступая в отделение реабилитации, является именно медицинская сестра, которая беседует с ним, заполняет дневник пациента, составляет маршрутный лист, уточняет у пациента, каких целей он хочет добиться в процессе реабилитации, оказывает консультативную помощь как самому пациенту, так и его близким родственникам, предоставляя достоверную и актуальную информацию о состоянии здоровья больного.
Все медицинские сестры отметили, что стараются обеспечить эмоциональную поддержку пациентов, но, к сожалению, не имеют для этого достаточных знаний и навыков.
Результаты анкетирования пациентов на предмет оценки их удовлетворенности организацией сестринской медицинской помощи с позиций пациент-ориентированного подхода показали следующее.
Большинство опрошенных пациентов (96%) указали на то, что медицинские сестры с уважением относятся к пациентам и обращаются к ним исключительно на «Вы».
Для 82% респондентов составлена персонализированная программа реабилитационных мероприятий, остальные 18% впервые поступали в реабилитационное отделение, и программа их реабилитации находилась в стадии разработки.
На вопрос «Удовлетворены ли вы открытостью, полнотой, доступностью информации о реабилитационном процессе?» 98% опрошенных пациентов ответили положительно. Именно сестринский персонал подробно рассказывает пациентам о реабилитационных мероприятиях, в том числе о физиопроцедурах, визите к психологу, предстоящих лекциях, например, на тему подбора компрессионного белья и др. Такое же количество опрошенных (98%) вполне удовлетворены качеством оказания сестринской медицинской помощи, а также отношением медсестер к пациентам (внимательность, доброжелательность).
78% респондентов всегда ощущают эмоциональную поддержку со стороны среднего медицинского персонала, 16% — лишь иногда, остальные 6% ответили «нет» на данный вопрос, что подтверждает результаты интервью с медицинскими сестрами. Сестринский персонал старается эмоционально поддержать пациентов, но не имеет для этого достаточных знаний и навыков.
На вопрос «Ощущаете ли вы улучшение самочувствия в процессе реабилитации?» 64% опрошенных ответили, что улучшения есть, 36% затруднились ответить на этот вопрос, так как находились на начальном этапе реабилитационного процесса.
65% респондентов на момент опроса были проинформированы медицинскими сестрами о характере и содержании реабилитационных мероприятий вне диспансера (в амбулаторных условиях), о том,
каким образом привыкнуть к «новой» жизни, об ограничениях и разрешениях относительно физических нагрузок и повседневной работы.
Выводы
Таким образом, медицинская помощь в отделении реабилитации дневного стационара № 5 ГАУЗ «РКОД МЗ РТ им. проф. М.З. Сигала» основана на принципах пациент-ориентированного подхода, и основная роль в их реализации принадлежит медицинской сестре. Именно она является связующим звеном между врачом и пациентом, обеспечивая согласованность действий медицинского персонала; способствует созданию комфортных условий пребывания пациентов в отделении; информирует пациентов обо всех деталях реабилитационного процесса, в том числе вне медицинской организации; обеспечивает условия общения пациента с его ближайшим окружением.
С целью развития пациент-ориентированного подхода в оказании сестринской медицинской помощи в отделении реабилитации дневного стационара № 5 ГАУЗ «РКОД МЗ РТ им. проф. М.З. Сигала» целесообразно:
1) среднему медицинскому персоналу активно продолжать работу по реализации принципов пациент-ориентированности;
2) организовать обучение сестринского персонала способам гармонизации психоэмоционального состояния пациентов;
3) оптимизировать процесс информирования пациентов обо всех этапах реабилитации: своевре-
менно и подробно описывать, рассказывать о том, какие процедуры эффективнее будут именно для конкретного пациента, об особенностях повседневной жизни в этот период, о том, что можно делать и что делать категорически запрещено, о реабилитационных мероприятиях дома, в амбулаторных условиях, в санаторно-курортных зонах;
4) создать памятку для медицинских сестер отделения реабилитации ГАУЗ «РКОД МЗ РТ им. проф. М.З. Сигала», включающую описание всех принципов пациент-ориентированного подхода, соответственно использовать ее при работе с пациентами;
5) сестринскому персоналу принимать активное участие в научных конференциях, изучать дополнительную литературу, посвященную вопросам реализации пациент-ориентированного подхода в здравоохранении.
Блохина М.В.
https://orcid.org/0000-0001-5291-2405
Литература
1. Шахабов И.В., Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В. Ключевые аспекты пациент-ориентированной модели управления медицинской // Научное обозрение. Медицинские науки. — 2020. — № 3. — С. 34-38.
2. Epstein N. Multidisciplinary in-hospital teams improve patient outcomes: A review // Surg. Neurol. Int. — 2014. — Vol. 5 (8). — P. 295.
3. Avisar N. et al. Multi-disciplinary patient-centered model for the expedited provision of costly therapies in community settings: The case of new medication for hepatitis C // Isr. J. Health Policy Res. — 2017. — Vol. 6 (1). — P. 155-159.
4. Taber J.M., Leyva B., Persoskie A. Why do People Avoid Medical Care? A Qualitative Study Using National Data // J. Gen. Intern. Med. — 2015. — Vol. 30 (3). — P. 290-297.