Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СЕСТРИНСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КРУПНОЙ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БОЛЬНИЦЫ'

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СЕСТРИНСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КРУПНОЙ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БОЛЬНИЦЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
419
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕСТРИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / КАЧЕСТВО СЕСТРИНСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Блохина М.В., Сафина О.Г.

В рамках исследования проанализирована система контроля качества сестринской медицинской помощи акушерско-гинекологической службы ГАУЗ «Республиканская клиническая больница МЗ РТ»; проведена оценка качества технологии и результата деятельности медицинских сестер в акушерстве и гинекологии; разработаны рекомендации и мероприятия по совершенствованию качества сестринской медицинской помощи в Перинатальном центре крупной многопрофильной больницы. Оценка качества технологии работы среднего медицинского персонала осуществлялась с использованием формализованной карты оценки качества сестринской медицинской помощи. Качество результата сестринской деятельности оценивалось путем изучения удовлетворенности пациентов качеством работы среднего медицинского персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE QUALITY OF NURSING MEDICAL CARE IN THE OBSTETRIC AND GYNECOLOGICAL DEPARTMENT OF A LARGE MULTI-SPECIALTY HOSPITAL

The study analyzes the quality control system of nursing care of the obstetric and gynecological department of the Republic Clinical Hospital of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan. The technology quality and the result of the nurses’ activities in obstetrics and gynecology were assessed; recommendations and measures were developed to improve the quality of nursing care in the Perinatal Center of a large multidisciplinary hospital. Assessment of the technology quality of the nursing staff activity was carried out using a formalized card for assessing the quality of nursing medical care. The quality of the result of nursing activity was assessed by studying patient satisfaction with the nursing staff work quality.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СЕСТРИНСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КРУПНОЙ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БОЛЬНИЦЫ»

УДК 614.253.58

М.В. БЛОХИНА1, О.Г. САФИНА2

казанский государственный медицинский университет МЗ РФ, г. Казань Республиканская клиническая больница МЗ РТ, г. Казань

Оценка качества сестринской медицинской помощи акушерско-гинекологической службы крупной многопрофильной больницы

Контактная информация:

Блохина Марина Владимировна — доктор медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения Адрес: 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, 36, тел.: +7-903-318-31-62, e-mail: marinakgmu@mail.ru

В рамках исследования проанализирована система контроля качества сестринской медицинской помощи акушерско-гинекологической службы ГАУЗ «Республиканская клиническая больница МЗ РТ»; проведена оценка качества технологии и результата деятельности медицинских сестер в акушерстве и гинекологии; разработаны рекомендации и мероприятия по совершенствованию качества сестринской медицинской помощи в Перинатальном центре крупной многопрофильной больницы. Оценка качества технологии работы среднего медицинского персонала осуществлялась с использованием формализованной карты оценки качества сестринской медицинской помощи. Качество результата сестринской деятельности оценивалось путем изучения удовлетворенности пациентов качеством работы среднего медицинского персонала.

Ключевые слова: сестринский персонал, акушерско-гинекологическая служба, качество сестринской медицинской помощи.

(Для цитирования: Блохина М.В., Сафина О.Г. Оценка качества сестринской медицинской помощи акушерско-гинекологи-ческой службы крупной многопрофильной больницы. Практическая медицина. 2021. Т. 19, № 4, С. 63-68) DOI: 10.32000/2072-1757-2021-4-63-68

M.V. BLOKHINA1, O.G. SAFINA2

1Kazan State Medical University, Kazan

2Republic Clinical Hospital of the Ministry of health of the Republic of Tatarstan, Kazan

Assessment of the quality of nursing medical care in the obstetric and gynecological department of a large multi-specialty hospital

Contact details:

Blokhina M.V. — MD, Associate Professor of the Department of Public Health and Healthcare Organization Address: 36 Butlerov St., Kazan, Russian Federation, 420012, tel.: +7-903-318-31-62, e-mail: marinakgmu@mail.ru

The study analyzes the quality control system of nursing care of the obstetric and gynecological department of the Republic Clinical Hospital of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan. The technology quality and the result of the nurses' activities in obstetrics and gynecology were assessed; recommendations and measures were developed to improve the quality of nursing care in the Perinatal Center of a large multidisciplinary hospital. Assessment of the technology quality of the nursing staff activity was carried out using a formalized card for assessing the quality of nursing medical care. The quality of the result of nursing activity was assessed by studying patient satisfaction with the nursing staff work quality.

Key words: nursing staff, obstetric and gynecological department, quality of nursing medical care.

(For citation: Blokhina M.V., Safina O.G. Assessment of the quality of nursing medical care in the obstetric and gynecological department of a large multi-specialty hospital. Practical medicine. 2021. Vol. 19, № 4, P. 63-68)

Одной из основных задач развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 г. является создание условий для повышения доступности и качества медицинской помощи [1].

Качество сестринской медицинской помощи (КСМП) определяется как результат сотрудничества медицинской сестры и пациента и/или родственников, основанный на определенной квалификации медицинского персонала, направленный на содействие восстановлению утраченных функций или адаптацию к изменившимся возможностям и обеспечению максимально возможного качества жизни пациента путем использования специальных сестринских технологий в ходе последовательного осуществления всех этапов сестринского процесса [2]. К сожалению, в нашей стране исследования, касающиеся вопросов системы оценки КСМП, носят единичный характер [3], причиной которого является недостаточно разработанная нормативно-правовая база по организации и проведению экспертизы деятельности медицинских сестер, а также отсутствие единых критериев оценки деятельности различных категорий сестринского персонала. Это свидетельствует о том, что оценка КСМП является одной из актуальных проблем в системе здравоохранения.

Акушерско-гинекологическая служба ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» представляет собой современный Перинатальный центр, где обеспечено единство науки, практики и образования, а также располагает огромным опытом использования высоких технологий в охране здоровья. В своем составе служба имеет следующие структурные лечебно-диагностические подразделения: отделение реанимации и интенсивной терапии новорожденных, отделение патологии новорожденных и недоношенных детей, отделение анестезиологии и реанимации для беременных, рожениц и новорожденных, родильное отделение, родовое отделение, акушерское отделение патологии беременности, отделение для новорожденных детей, гинекологическое отделение, медико-генетическая консультация.

Изучение системы контроля качества медицинской помощи в Перинатальном центре, как и в больнице в целом, показало, что качество работы медицинской сестры входит в общую процедуру оценки лечебно-диагностического процесса. В деятельности медицинской сестры оценивается алгоритм выполнения сестринских манипуляций. Однако деятельность современного сестринского персонала включает не только выполнение назначений врача, в том числе сестринских манипуляций, но и такие виды деятельности, как соблюдение этических и деонтологических норм при общении с коллегами и пациентам, организация и осуществление ухода за пациентами, соблюдение лекарственной и инфекционной безопасности и др.

КСМП, как и медицинская помощь в целом, включает 3 компонента:

- качество структуры (структурный подход в оценке КСМП);

- качество процесса (технологии выполнения различных видов деятельности медицинской сестры);

- качество результата сестринской помощи.

Цель исследования — на основании оценки качества работы среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы ГАУЗ «Республиканская клиническая больница МЗ РТ» раз-

работать и обосновать мероприятия по улучшению качества сестринской медицинской помощи в акушерстве и гинекологии.

Материал и методы

В соответствии с поставленной целью нами проведена оценка качества работы среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы ГАУЗ «РКБ МЗ РТ». Больница имеет ряд лицензий на осуществление медицинской деятельности (№ ЛО-16-01-007884 от 29.10.2019, № ФС-16-01-001454 от 27.02.2018, № Л0-16-01-007109 от 29.08.2018), выданных Министерством здравоохранения Республики Татарстан, Территориальным органом Росз-дравнадзора по Республике Татарстан, а также сертификат Росздравнадзора «Качество и безопасность медицинской деятельности» с 04.12.2019 по 04.12.2022, что подтверждают соответствующий уровень качества структуры для оказания сестринской медицинской помощи.

Для оценки качества технологии нами разработана экспертная карта, в которую вошли показатели качества технологии выполнения сестринских манипуляций и других видов деятельности сестринского персонала (табл. 1). За основу критериев оценки деятельности медсестер (акушерок) приняты их функциональные обязанности и общие квалификационные требования [4].

На время проведения оценки КСМП акушерско-гинекологической службы в ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» была сформирована рабочая экспертная группа, в которую вошли старшие медицинские сестры и старшие акушерки отделений Перинатального центра, главная медицинская сестра, заместитель главного врача больницы по общим вопросам. С помощью экспертной карты проведена оценка деятельности всего среднего медицинского (54 медицинских сестер и 13 акушерок) шести отделений центра: анестезиологии и реанимации для беременных, рожениц и новорожденных, акушерского отделения патологии беременности, родового отделения; родильного отделения, гинекологического отделения.

За правильное выполнение того или иного вида деятельности медицинской сестре (акушерке) экспертной комиссией выставлялся 1 балл, за неправильное выполнение или невыполнение — 0 баллов.

Далее нами проводилась оценка уровня согласованности мнений экспертов, оказывающего влияние на корректность результатов выполняемой экспертизы, и определялся показатель качества (ПК).

Показатель согласованности мнений экспертов рассчитывался с помощью коэффициента вариации, так как последний используется при балльных оценках, а также характеризует относительную степень разброса мнений экспертов по отношению к среднему значению коллективной оценки. В том случае, когда коэффициент вариации < 0,30, степень согласованности экспертов считают удовлетворительной. Если же коэффициент вариации < 0,20, то степень согласованности экспертов считают хорошей [5].

При удовлетворительной степени согласованности мнений экспертов экспертный опрос проводится заново. При хорошей степени согласованности определяется сумма баллов и рассчитывается показатель качества.

Коэффициент вариации по каждому критерию (показателю) оценки деятельности медицинской

Таблица 1. Карта экспертной оценки качества работы среднего медицинского персонала Table 1. Card for expert assessment of the quality of nursing medical care

Отделение_Дата_

Ф.И.О. медсестры / акушерки_

Квалификационная категория медсестры / акушерки_

Ф.И.О. эксперта_

№ п/п Наименование критерия (показателя) Оценочный балл Замечания

1. Соблюдение этических и деонтологических норм при общении с коллегами, пациентами

2 Идентификация личности пациентов

3. Своевременное и правильное заполнение медицинской документации

4. Организация и осуществление ухода за пациентами

4.1. Соблюдение технологий выполнения манипуляций

4.2. Соблюдение технологий ухода за пациентом

4.3. Отсутствие осложнений у пациентов

4.4. Знание способов профилактики падений

4.5. Своевременное предоставление неотложной доврачебной помощи

4.6 Профессиональные коммуникации по вопросам гигиенического обучения и воспитания женщин

5. Выполнение врачебных назначений

5.1 Своевременность выполнения врачебных назначений

5.2. Соблюдение технологии раздачи лекарственных средств

5.3. Подготовка пациентов к различным видам исследований, операциям, манипуляциям

5.4. Проведение оценки кардиотокографии (КТГ)1

6. Лекарственная безопасность

6.1. Соблюдение требований условий хранения и контроля сроков годности лекарственных средств и изделий медицинского назначения

6.2. Своевременность оформления заявок на получение, прием и распределение лекарственных средств и изделий медицинского назначения

7. Соблюдение правил санитарно-эпидемиологического режима на рабочем месте

7.1. Соблюдение мер индивидуальной защиты

7.2. Соблюдение правил гигиенической обработки рук

7.3. Соблюдение правил хирургической обработки рук

7.4. Соблюдение технологии дезинфекции предметов ухода, инструментария.

7.5. Контроль за сроками стерильности инструментария, предметов ухода и перевязочного материала

7.6. Соблюдение алгоритма противоэпидемических мероприятий при выявлении инфекционных больных

7.7. Осуществление контроля за санитарным состоянием на рабочем месте

8. Соблюдение трудовой дисциплины

9. Контроль за работой младшего медицинского персонала

10. Соблюдение лечебно-охранительного режима в отделении

Итого

Показатель качества (ПК)

1 Показатель используется только для оценки качества работы акушерок родильного отделения.

сестры (акушерки) составил не более 0,20, что свидетельствует о хорошей степени согласованности мнений экспертов

ПК определялся по формуле:

ПК = (£Кб : £Вб) x 100%, где

£Кб — сумма баллов, выставленная при проведении оценки деятельности медицинской сестры (акушерки) по всем критериям (показателям);

£вб — сумма высших баллов при качественном выполнении того или иного вида деятельности (£Вб для родильного отделения составляет 25, для всех остальных отделений — 24).

Критерии итоговой оценки деятельности медсестры (акушерки): уровень ПК более 90% соответствует оценке «отлично»; 80-89% — «хорошо»; 70-79% — «удовлетворительно»; менее 70% — «неудовлетворительно» [6].

Определение состояния здоровья пациента после проведенного лечения и сравнения результатов с критериями и показателями, установленными на основании научных разработок и клинических оценок, представляет оценку результата медицинской помощи. Качество результата сестринской помощи не может быть оценено отдельно от врачебной, поскольку качество лечения должно оцениваться по конечному результату. Конечный результат представляет собой результат не только сестринских вмешательств, но и в первую очередь врачебной помощи.

К одному из показателей, определяющих качество результата деятельности медицинской сестры, можно отнести удовлетворенность пациентов работой медицинской сестры.

Нами проведена оценка удовлетворенности всех пациентов КСМП в Перинатальном центре ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» путем опроса по зарубежной анкете Patient satisfaction with nursing quality questionnaire (PSNQQ), разработанной в 2005 г. [7]. Иностранная версия анкеты была переведена на русский язык и модифицирована с учетом специфики акушерско-гинекологической службы и контингента респондентов (женщины). Всего было опрошено 85 человек.

Таким образом, в работе использовались методы исследования: аналитический, социологический, статистический, метод наблюдения, метод экспертных оценок.

Результаты

С помощью разработанной экспертной карты были получены индивидуальные результаты, а также результаты оценки качества технологии выполнения сестринских манипуляций и других видов деятельности всех медицинских сестер (акушерок) по каждому отделению Перинатального центра. Далее была проведена оценка качества технологии сестринской помощи акушерско-гинекологической службы ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» в целом, результаты которой представлены в табл. 2.

В целом, в акушерско-гинекологической службе ГАУЗ «Республиканская клиническая больница МЗ РТ» показатель качества сестринской медицинской помощи характеризуется высоким уровнем и варьирует от 94 до 100%.

В результате экспертизы было выявлено, что во всех отделениях есть незначительные нарушения в процессе выполнения таких видов деятельности среднего медицинского персонала, как своевременное и правильное заполнение медицинской документации (94,02%), соблюдение технологий

ухода за пациентом (97,01%), знание способов профилактики падений (97,01%), профессиональные коммуникации по вопросам гигиенического обучения и воспитания женщин (97,01%), своевременность выполнения врачебных назначений (97,01%), подготовка пациентов к различным видам исследований, операциям, манипуляциям (95,5%), соблюдение трудовой дисциплины (97,01) и контроль за работой младшего медицинского персонала (95,5%).

Удовлетворенность КСМП в Перинатальном центре ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» оценивалась пациентами по 5-балльной системе с помощью оценок «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «затрудняюсь ответить».

Результаты опроса женщин свидетельствуют о том, что в целом средний медицинский персонал при общении с пациентами и их родственниками соблюдает правила этики и деонтологии. 65% респондентов оценили этот показатель на «отлично», 21% — на «хорошо», остальные затруднились ответить на данный вопрос.

Профессиональные коммуникации среднего медицинского персонала по вопросам гигиенического обучения и воспитания большинство женщин также оценили на «отлично» и «хорошо» (53 и 34% соответственно).

Процесс ознакомления медицинской сестрой (акушеркой) с правилами внутреннего распорядка 50% респондентов оценили на «отлично», 32% — на «хорошо». При этом почти пятая часть пациентов (18%) осталась в неведении относительно правил внутреннего распорядка больницы, что сами женщины связывают с загруженностью медицинских сестер (акушерок) работой.

Качество сестринского ухода (своевременное обеспечение пациентов питанием, контроль за приемом лекарств и прочие наиболее важные для жизни и лечения функции) и сестринских манипуляций (постановка капельницы, раздача лекарственных препаратов и т. д.) 90% опрошенных оценили на «отлично» и «хорошо», что говорит о высоком уровне профессионализма медицинских сестер (акушерок).

Отвечая на вопрос, на сколько хорошо был разъяснен медицинской сестрой (акушеркой) характер, содержание подготовки к диагностическим манипуляциям, большая часть респондентов (83%) поставили оценки «отлично» и «хорошо». Остальные отметили, что подготовку их к исследованиям проводили врачи.

Лишь половина опрошенных (55%) количество посещений их медсестрами и акушерками с целью оценки состояния здоровья оценили на «хорошо», остальные затруднились дать какую-либо оценку. По их мнению, медицинские сестры (акушерки) все же недостаточно посещают женщин с целью оценки состояния их здоровья.

Степень удовлетворенности организацией сестринской медицинской помощи в целом 63% респонденты оценили на «отлично», 20% — на «хорошо», 7% — на «удовлетворительно» и 10% затруднились ответить.

Почти все респонденты высказали следующие пожелания по улучшению КСМП: медицинские сестры (акушерки) должны быть более доброжелательными и милосердными по отношению к пациентам; руководству больницы необходимо рассмотреть вопрос об увеличении штатной численности среднего медицинского персонала, поскольку медицинские

Таблица 2. Результаты оценки качества технологии выполнения сестринских манипуляций и других видов деятельности сестринского персонала акушерско-гинекологической службы ГАУЗ «РКБ МЗ РТ»

Table 2. Results of assessing the quality of nursing manipulations ad other types of activity by the nursing staff of the obstetrics and gynecology department of Republic Clinical Hospital

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Наименование критерия (показателя) Итого полученных баллов по показателю В %% к максимальному баллу

1. Соблюдение этических и деонтологических норм при общении с коллегами, пациентами 66 98,5

2. Идентификация личности пациентов 67 100

3. Своевременное и правильное заполнение медицинской документации 63 94,02

4. Соблюдение технологий выполнения манипуляций 67 100

5. Соблюдение технологий ухода за пациентом 65 97,01

6. Отсутствие осложнений у пациентов 67 100

7. Знание способов профилактики падений 65 97,01

8. Своевременное предоставление неотложной доврачебной помощи 67 100

9. Профессиональные коммуникации по вопросам гигиенического обучения и воспитания женщин 65 97,01

10. Своевременность выполнения врачебных назначений 65 97,01

11. Соблюдение технологии раздачи лекарственных средств 65 97,01

12. Подготовка пациентов к различным видам исследований, операциям, манипуляциям 64 95,5

13. Проведение оценки кардиотокографии (КТГ)* 11 100

14. Соблюдение требований условий хранения и контроля сроков годности лекарственных средств и изделий медицинского назначения 66 98,5

15. Своевременность оформления заявок на получение, прием и распределение лекарственных средств и изделий медицинского назначения 66 98,5

16. Соблюдение мер индивидуальной защиты 67 100

17. Соблюдение правил гигиенической обработки рук 67 100

18. Соблюдение правил хирургической обработки рук 67 100

19. Соблюдение технологии дезинфекции предметов ухода, инструментария. 67 100

20. Контроль за сроками стерильности инструментария, предметов ухода и перевязочного материала 66 98,5

21. Соблюдение алгоритма противоэпидемических мероприятий при выявлении инфекционных больных 67 100

22. Осуществление контроля за санитарным состоянием на рабочем месте 66 98,5

23. Соблюдение трудовой дисциплины 65 97,01

24. Контроль за работой младшего медицинского персонала 64 95,5

25. Соблюдение лечебно-охранительного режима в отделении 67 100

сестры в силу своей загруженности недостаточное количество времени уделяют пациентам.

Выводы

Соответствующий уровень структурного качества сестринской медицинской помощи в ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» определяют лицензии, выданные органами

управления здравоохранения Республики Татарстан. При этом качество технологии и результатов деятельности среднего медицинского персонала акушерско-гинекологической службы нуждается в периодическом контроле.

Показатель качества технологии выполнения сестринских манипуляций и других видов сестринской

деятельности акушерско-гинекологической службы больницы в целом характеризуется высоким уровнем и варьирует от 94 до 100%.

Оценка качества результата деятельности медицинских сестер (акушерок) показала, что большинство опрошенных женщин в целом удовлетворены организацией сестринской медицинской помощи в больнице. По их мнению, почти все медицинские сестры (акушерки) соблюдают этические и деон-тологические нормы и правила при общении c пациентами и их родственниками, обладают навыками профессиональных коммуникаций по вопросам гигиенического обучения и воспитания пациентов, имеют высокий уровень профессионализма в осуществлении сестринского ухода и манипуляций. Однако почти половина респондентов считают недостаточным количество посещений медицинскими сестрами (акушерками) женщин с целью оценки состояния их здоровья. Пятая часть опрошенных указали на загруженность медицинских сестер (акушерок) работой, поскольку оказались не осведомлены о правилах внутреннего распорядка больницы. Чрезмерная нагрузка медицинских сестер (акушерок) на рабочем месте подтверждается и тем, что подготовку 17% женщин к диагностическим исследованиям проводили врачи.

С целью совершенствования системы оценки качества сестринской помощи, а также повышения качества сестринского обслуживания в акушерско-гинекологической службе ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» целесообразно:

1) в процессе оценки качества технологии выполнения сестринских манипуляций и других видов деятельности среднего медицинского персонала использовать разработанную нами экспертную карту, которая позволит по единым критериям оценивать работу каждой медицинской сестры (акушерки); с целью оценки качества результата деятельности среднего медицинского персонала регулярно проводить мониторинг уровня удовлетворенности пациентов работой медицинских сестер (акушерок) с помощью анонимного анкетирования;

2) для устранения выявленных нарушений в деятельности среднего медицинского персонала организовать проведение:

- профилактических бесед с медицинскими сестрами (акушерками) по вопросам своевременного и правильного заполнения медицинской документации, соблюдения технологий ухода за пациента-

ми, по вопросам соблюдения трудовой дисциплины и контроля за работой младшего медицинского персонала;

- тренингов, лекций, направленных на обучение сестринского персонала способам профилактики падений, на формирование профессиональных коммуникаций по вопросам гигиенического обучения и воспитания женщин;

3) с целью своевременной и полной подготовки пациентов к исследованиям и операциям разработать инструкции с подробным разъяснением правил подготовки к стандартным процедурам, операциям в отделениях;

4) для оценки временных затрат медицинских сестер (акушерок) на выполнение конкретных трудовых операций провести хронометраж рабочего времени среднего медицинского персонала, проанализировать и выявить виды деятельности, не относящиеся к его должностным обязанностям.

Блохина М.В.

https://orcid.org/0000-0001-5291-2405

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 г.: указ Президента РФ от 06.06.2019 № 254: [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/554815875 (дата обращения: 25.11.2019).

2. Burhans L.M. Quality nursing care in the words of nurses / L.M. Burhans, M.R. Alligood // Journal of Advanced nursing. — 2010. — Vol. 66 (8). — P. 1689-1697.

3. Петрова Н.Г. Теоретические аспекты контроля качества медицинской помощи применительно к сестринской практике / С.Г. Погосян, Т.И. Миннуллин, В.Б. Брацлавский // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 6. — С. 205-206.

4. Габоян Я.С. Контроль и оценка деятельности сестринского персонала лечебных отделений больницы: автореферат дис. ... канд.мед.наук: 14.02.03 специальность 14.02.03 «Общественное здоровье и здравоохранение» // Рос. ун-т дружбы народов. — М., 2010. — 25 с.

5. Айкожаев Н.М., Шестопалова О.Л. Оценка степени согласованности мнений экспертов / «Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки»: Электронный сборник статей по материалам LI студенческой международной научно-практической конференции. — Новосибирск: Изд. АНС «СибАк». — 2017. — № 3 (50): [Электронный ресурс] - URL: http://www.sibac.info/ archive/Technic/3(50).pdf (дата обращения: 10.02.2020).

6. Габоян Я.С. Экспертная оценка деятельности медицинских сестер стационара // Медицинская помощь. — 2008. — № 3. — С. 41-43.

7. Laschinger H.S. A psychometric analysis of the patient satisfaction with nursing care quality questionnaire an actionable approach to measuring patient satisfaction / H.S.Laschinger, L.M. Hall, C. Pedersen, J.& Almost / /Journal of Nursing Care Quality. — 2005. — Vol. 20 (3). — P. 220-230.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.