EVAL UA TION OF THE EFFECTIVENESS OF THE ENERGY PERFORMANCE OF GAS-HYDRA ULIC ACTUATOR, DESIGNED FOR ROTARY CONTROL NOZZLE WITH FLEXIBLE JOINT FOR SOLID FUEL MOTOR
S.A. Ermakov, V.I. Lalabekov, S.L. Samsonovich
The proposed method and the developed mathematical model of gas-hydraulic actuator with the pressure energy source to control the rotary nozzle, which allow maximally bringing together plot and have the required capacity to implement the highest energy efficiency drive in the aircraft composition.
Key words: gas-hydraulic actuator, solid-gas generator, actuator servo unit, gas flow controller, gimbaled nozzle, flexible joint.
Ermakov Sergey Alexandrovich, doctor of technical science, professor, [email protected], Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute (National Research University),
Lalabekov Valentin Ivanovich, doctor of technical science, professor, lalabekov. valentin@,yandex.ru, Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute (National Research University),
Samsonovich Semen Lvovich, doctor of technical science, professor, [email protected], Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute (National Research University)
УДК 378.1
О РОЛИ ИЗДАНИЙ АО «КБП» В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ КАФЕДРЫ
К.П. Чуканов
Рассматривается совместная работа кафедры и АО «КБП» за прошедшие годы в направлении. использования изданий АО «КБП» в учебно-воспитательном процессе кафедры САУ.
Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, АО «КБП», кафедра «Системы автоматического управления».
В декабре 2016 года кафедра «Системы автоматического управления» Тульского государственного университета отметила три юбилейные даты - 60 лет со дня создания кафедры, 95 лет со дня рождения основателя кафедры и первого заведующего Б.М. Подчуфарова и 80-летие Н.В. Фал-дина, профессора кафедры, признанного специалиста в области теории оптимального управления.
К юбилейным мероприятиям была приурочена III Всероссийская научно-техническая конференция «Мехатронные системы (теория и проектирование)». На конференции выступили и ведущие специалисты АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова», и молодые сотрудники. Во многих выступлениях особо отмечалась плодотворная совместная работа кафедры и КБП, вклад ее выпускников (а на предприятии трудятся более 500 специалистов - выпускников кафедры) в достижения предприятия.
Материалы по проведенным мероприятиям, истории кафедры можно прочитать в статье «Юбилей кафедры САУ. Обучение на основе науки» газеты КБП «За прогресс» (16-30 декабря 2016 года) и статье заведующего кафедрой О.В. Горячева (Известия ТулГУ. Технические науки. Вып. 12. Ч. 4. 2016 г.).
Учебно-воспитательный процесс на кафедре «Системы автоматического управления» (САУ) ТулГУ ориентирован на подготовку выпускника к инженерной деятельности по созданию управляемых систем и комплексов. В учебных планах по реализуемым направлениям и специальностям подготовки с момента организации кафедры (1956 год) сочетаются теоретическая и объектно-ориентированная подготовки. Такой характер подготовки сложился под влиянием тульского КБ приборостроения в период резкого перепрофилирования организаций на создание управляемой техники, а затем и развивался при решении общих академических и научных задач.
Совместная работа с КБП - ведущим предприятием отрасли, позволяет логично и обоснованно строить учебные планы, проводить оценку качества подготовки выпускников, совершенствовать учебно-воспитательный процесс, а также служит базой для согласования взглядов на техническое образование и деятельность инженера. Цель такой работы - осознанный выбор выпускником направления и характера своей деятельности, готовности к ответственной и творческой работе, быстрому включению в рабочий ритм предприятия.
На примере кафедры САУ можно сказать еще об одной возможности наполнения учебно-воспитательного процесса живым содержанием -ознакомление с корпоративной культурой КБП, его историей и сегодняшним днем через работу с внутрифирменными изданиями.
Об истории предприятия, истории создания образцов, о вкладе специалистов можно прочитать в книгах: «Конструкторскому бюро приборостроения 50 лет (1927-1977)», 1981 г.; «И щит и меч России. К 80-летию ГУП «Конструкторское бюро приборостроения», 2007 г.; книге Л.В. Галкина «Люди, время, события. Известные и неизвестные страницы истории
198
Конструкторского бюро приборостроения», 2012 г.; и, конечно же, в отлично изданных книгах об Аркадии Георгиевиче Шипунове, 2008 г. и 2014 г. (две книги) и Василии Петровиче Грязеве, издания 2003, 2010 и 2016 гг.
Интересна серия «Гордость России», подготовленная редакцией газеты «За прогресс», где уже вышли книги: «Павел Петрович Третьяков», 2014 г., «К 100-летию Николая Федоровича Макарова», 2014 г., «Аркадий Георгиевич Шипунов. Бесконечность мысли», 2015 г., «Они сражались за Родину», 2015 г., «Василий Петрович Тихонов», 2016 г., «Рудольф Янович Пурцен», 2016 г. Кстати, для заинтересованного читателя было бы целесообразно в каждом следующем выпуске давать перечень уже вышедших книг с указанием возможности ознакомления с ними. А редакции хочется пожелать продолжить эту серию, включив в перспективный план жизнеописания сотрудников КБ, выдающихся создателей вооружения - Героев Социалистического Труда, лауреатов Ленинской премии, лауреатов премий государственного значения, людей, стоящих у истоков создания образцов и формирования научно-конструкторских школ.
О разработках предприятия можно прочитать в следующих изданиях, подготовленных авторскими коллективами КБ: «Конструкторское бюро приборостроения. Специальный выпуск каталога «Оружие России», 1997 г.; каталогах выпусков 2002, 2007 и 2015 гг.; журналах «Горизонты КБП», выпуск к 70-летию КБП, выпуски № 2, 2002 г., № 3, 2007 г., № 4. 2012 г.; выпусках научно-технического журнала «Системы ВТО. Создание, применение и перспективы», издается с 2014 г.
В учебном процессе, самостоятельной работе используются: отлично изданный четырехтомник «Высокоточное оружие зарубежных стран», 2008, 2011. 2014. 2015 гг; ежеквартальные сборники научно-технической информации (издаются с 2002 г.), подготовленные Управлением интеллектуальных ресурсов.
На кафедре имеется эта литература, она доступна для студентов и используется при подготовке к семинарам, выполнении творческих заданий.
В ряду изданий предприятия особое место занимает еженедельная газета «За прогресс», издается с 30 июня 1988 г., к концу 2016 г. вышел 1591-й номер.
Газета далеко вышла за рамки многотиражки, её характеризует широта тематики, наличие авторского актива, культура и профессионализм в представлении материалов - интеллигентно, уважительно к людям и материалу, литературно при краткости и информативности. Особо выделяются специальные выпуски к памятным датам - настоящие подарочные издания. Материалы газеты являются и воспитателем корпоративной культуры, и пропагандистом творчества и инноваций, и исторической хроникой, ценность которой со временем будет только расти.
199
Рис. 1. Экспозиция литературы для беседы «90 лет АО «КБП» им. академика А. Г. Шипунова»
Газета имеет свое лицо - это, прежде всего, наличие постоянных рубрик (например, «Наши победы», «Памятные даты», «Юбилей оружия», «Память сердца», «От первого лица»), тематическое выделение и представление материалов, отличные фотографии, имеется своя изюминка -включение афоризмов (всегда уместно и интересно). Естественно, заполнение рубрик требует определенной аналитической работы, текущего и перспективного планирования. Заслуженно коллектив редакции дважды является лауреатом конкурса «Золотой фонд прессы».
Конечно, материалы газеты интересны и полезны, прежде всего, для сотрудников предприятия, но они заинтересуют туляков, чьи родственники или знакомые работают на предприятии, и тех, кому интересна жизнь знаменитого КБ. Газета наверняка интересна сотрудникам других предприятий - соисполнителей тематики КБП (кстати, к 90-летию предприятия с редакциями этих предприятий можно было бы обменяться материалами).
На нашей кафедре имеются номера газеты «За прогресс» за 20092016 гг, они также доступны для студентов.
Студентам интересна сегодняшняя жизнь молодых специалистов (особенно выпускников кафедры) - вопросы адаптации, тематика работы, успехи, перспективы, помощь в решении жилищных проблем, словом все то, что составляет мотивацию к творческому труду. В последние год-два в газете стало заметно больше информации по проблемам молодежи, подготовки кадров.
Очень хорошо читается живой материал заместителя управляющего директора по направлению противовоздушной обороны Ю.А. Савенкова об испытаниях, глубокие научно-исторические статьи ветерана предприятия, канд. техн. наук В. А. Никитина о разработках отделения 8, интервью А.Г. Шипунова и В.П. Грязева, наполненные глубоким мировоззренческим содержанием.
Газета творчески поддержала научно-образовательное направление, где реализуется целевая непрерывная интенсивная подготовка специалистов. В образовательный комплекс складываются: система детского технического творчества с патриархом этого движения, известным и уважаемым на предприятии, в городе и стране Пономаревым Львом Дмитриевичем, Почетным гражданином города-героя Тулы, физико-математическая школа имени А.Г. Шипунова, кафедра «Проектирование автоматизированных комплексов», Управление - Центр подготовки специалистов, кафедры ТулГУ, активно работающие с предприятием. Уверен, что в этот комплекс будет включена и система подготовки кадров высшей квалификации. Это направление, основанное на традициях и инновациях, представлено в интересных публикациях заместителя начальника центра подготовки специалистов, заведующего кафедрой «Проектирование автоматизированных комплексов», доктора техн. наук, лауреата премии Правительства РФ Ю.С. Швыкина, начальника центра подготовки специалистов, доктора техн. наук В.А. Мальцева, начальник отдела, доктора техн. наук Е.Н. Семашкина.
При подготовке к семинарским занятиям по дисциплинам, связанным с изучением конструкций, используется материал по истории идей, истории создания образцов, о разработчиках - и тогда оживают технические описания и инструкции по эксплуатации. Часто высказывания известных конструкторов, приведенные в газете, становятся аргументом или итогом обсуждения по теме.
Несколько характерных примеров.
Обсуждая тему о роли науки и инноваций в работе предприятия, говорили, в частности, о решениях, реализованных в безгироскопной ракете минимальной сложности и комплексе «Метис». И очень кстати были слова одного из основных ее разработчиков - заместителя начальника отделения, начальника отдела, кандидата техн. наук В.И. Морозова: «...Это, пожалуй, чуть ли не единственная система управления, до которой не додумались немцы во время войны. Почти все типы систем (способов) управления и наведения впервые предложили (а многое и воплотили в жизнь) немецкие инженеры и ученые, кроме этого. А вот у нас сделали. «Метис» вот уже 40 лет защищает наш бесспорный национальный приоритет в дистанционном телеуправлении летательными аппаратами без автономной инерциальной системы (гироскопа) на борту. Другой такой системы не было, и нет. «Метис» должен обязательно войти в историю техники,
201
и вообще в историю, как всем известные матрешка и колокольчик под дугой» (см. «За прогресс», 11июня 2013 года). И надо согласиться с Владимиром Ивановичем, что этот комплекс, наряду с другими, должен быть учтен как памятник науки и техники, как учтены, например, противотанковый комплекс «Малютка», переносный зенитно-ракетный комплекс «Стрела-2».
Вызвало дискуссию обсуждение темы - цели предприятия, прибыль, цена изделия. Конкурировали два тезиса: тезис руководителя одного из родственных предприятий - «главная задача - умение извлекать максимальную прибыль, исходя из нашей технологической базы и имеющихся интеллектуальных ресурсов» и мнение Владимира Марковича Кузнецова -главного конструктора зенитных управляемых ракет, доктора техн. наук, лауреата Ленинской премии СССР и премии Правительства РФ - «Я считаю, в современных условиях надо бороться не столько за прибыль, сколько за уровень технических характеристик вооружения. Если мы их получим, подтвердим экспериментально, то и будет спрос, а, следовательно, и прибыль, но она вторична. Будет накапливаться опыт проектирования, . будут расти смена и уровень разработок и, после всего, прибыль» (см. «За прогресс», 3 апреля 2009 г.).
Часто разговор со студентами заходил о роли конструктора - здесь можно сослаться на слова Валерия Георгиевича Слугина, главного конструктора по комплексам противовоздушной обороны: «Мне представляется, что в конструкторском блоке в большей степени формируется ответственность за будущее предприятия, сохраняются традиции и формируется научно-технический уровень. Продукцию, которую разрабатывают наши конструкторы, при серийном производстве можно раскидать по предприятиям-смежникам, а затем «свинтить» на сборочном заводе. Разработку нельзя «раскидать», а затем «свинтить», она идет из одного центра, подчинена единому замыслу, который нужно постоянно отстаивать и подтверждать» (см. «За прогресс», 2-8 мая 2014 г.).
С интересом студентами обсуждались материалы статьи А.Г. Ши-пунова «Что лучше - покупать вооружение за границей или оснащать Российскую армию отечественным вооружением?» (см. «За прогресс», 22-29 марта 2013 г.).
Ряд обсуждаемых проблем позволили студентам взглянуть на работу специалиста оборонной отрасли с позиций изучаемых гуманитарных, социальных и экономико-правовых дисциплин.
В кабинете конструкций кафедры представлены слова А.Г. Шипу-нова, которые мы воспринимаем как наказ и тем, кто учится, и тем, кто работает: «Для того чтобы достичь высоких результатов, должно быть умственное и эмоциональное напряжение, состояние человека должно быть в стадии подъема. Только когда вся душа вкладывается в дело - достигается успех, только тогда достигается результат. Процессу развития человека надо способствовать» (см. «За прогресс», 7 ноября 2012 г.).
202
Рис. 2. Студенты группы 131741 кафедры САУВалерия Щербина и Дмитрий Гусев работают с литературой издания КБП
Надо подчеркнуть, что система внутрифирменных изданий АО «КБ приборостроения им. академика А.Г. Шипунова» существует и развивается благодаря поддержке руководства предприятия, а коллектив редакции газеты «За прогресс» - творческое, эффективно работающее подразделение, решающее своими средствами задачи сохранения традиций создателей оборонной техники, создания атмосферы творческого труда и веры в свое предназначение. Использование в учебно-воспитательном процессе материалов об истории и достижениях предприятия, о его работниках, сегодняшнем дне и перспективах, работа со сборниками научно-технической информации дают представление о направлениях деятельности и ритме жизни КБ, о содержании труда разработчиков новой техники, воспитывают уважение к труду инженера и гордость за результаты работы отечественных научно-конструкторских школ, способствуют профессиональной ориентации студентов.
Чуканов Константин Павлович, канд. техн. наук, проф., info@,tsu.tula.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
ON THE ROLE OF THE PUBLICATIONS OF THE JSC "KBP" IN THE EDUCA TIONAL PROCESS OF THE DEPARTMENT
K.P. Chukanov
The joint work of the Department and JSC "KBP" over the years has developed in many directions. In the article presents the experience of using publications JSC "KBP" in the educational process of the Department of ACS.
Key words: educational process, JSC "KBP", Department of "automatic control systems".
Chukanov Konstantin Pavlovich, candidate of technical sciences, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula state University
УДК 378.1
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВА
О.В. Горячев, А. А. Горячева, О. А. Фомичева
Предложена структура взаимодействия образовательных учреждений (вузов), общественных организаций (объединений) работодателей, кадровых служб профильных предприятий, позволяющая эффективно решать вопросы актуализации компетенций, оценки сформированности компетенций у выпускников вузов и молодых специалистов, а также определять направления совершенствования учебного процесса. Рассмотрен формализованный алгоритм оценки сформированности компетенций у студентов на основании результатов экзаменов по дисциплинам, изучаемым в вузе.
Ключевые слова: компетенции, актуализация, контроль сформированности компетенций, итоговая аттестация, учебный план, матрица компетенций, качество учебного процесса.
Подготовка специалистов для высокотехнологичных и наукоёмких отраслей современного производства представляет собой одну из важнейших стратегических задач, от успешного решения которой, в конечном счете, зависит сохранение целостности государства, обеспечение его независимости и безопасности.
Для эффективного решения данной задачи необходимо четкое определение в системе образования облика специалиста, который требуется современному производству и будет соответствовать перспективным потребностям развития высокотехнологичных отраслей производства. Такая постановка является своего рода "техническим" заданием на подготовку специалистов в системе высшего образования. Кроме того, необходимо предусмотреть механизмы, методики и алгоритмы оценки полученного результата, т.е. оценки соответствия подготовленного специалиста установ-
204