Научная статья на тему 'Опыт кафедры «Проектирование автоматизированных комплексов» по подготовке специалистов для предприятий оборонной отрасли'

Опыт кафедры «Проектирование автоматизированных комплексов» по подготовке специалистов для предприятий оборонной отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТ / КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ / EDUCATION / INSTRUCTOR / STUDENT / INSTRUMENT DESIGN BUREAU

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцев Владимир Алексеевич

Представлена экспликация деятельности кафедры по обучению и воспитанию студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мальцев Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPARTMENT «AUTOMATED SYSTEMS DESIGN» EXPERIENCE IN SPECIALISTS TRAINING FOR ENTERPRISES OF DEFENSE BRANCH: LOOK AT THE PAST, PRESENT AND FUTURE

It is presented the explication of department work in students’ education.

Текст научной работы на тему «Опыт кафедры «Проектирование автоматизированных комплексов» по подготовке специалистов для предприятий оборонной отрасли»

УДК 378.371

ОПЫТ КАФЕДРЫ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ КОМПЛЕКСОВ» ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННОЙ ОТРАСЛИ

В. А. Мальцев

Представлена экспликация деятельности кафедры по обучению и воспитанию студентов.

Ключевые слова: образование, преподаватель, студент, конструкторское бюро приборостроения.

Когда академика Дмитрия Сергеевича Лихачева спросили, что самое главное в университетском образовании, он ответил: «Люди, традиции и библиотека...».

И если эту формулу известного отечественного ученого проецировать на нашу кафедру «Проектирование автоматизированных комплексов» (ПАК) Тульского государственного университета, которая функционирует на базе управления «Центр подготовки специалистов» (ЦПС) ОАО «КБП им. академика А.Г. Шипунова», то она не только имеет это «главное», но и со зримыми успехами встречает свой юбилей, развивая традиции и отвечая на вызов времени и наступивших перемен в стране и в обществе...

С тех пор, как преподаватели кафедры сами были студентами, действительно многое изменилось. Мы, по сути, живем в другой стране, работаем в другой общественной среде. С определенной тревогой можно говорить о том, что из людских сердец, особенно молодежи, исчезает вкус к творческой работе, к самостоятельному труду, полезному для своего предприятия, своего города и общества.

И, тем не менее, с удовлетворением можно отметить, что в наступившие времена кафедре удалось не только сохранить свое лицо, но и успешно решать сложнейшие задачи, стоящие перед отечественным образованием.

Отличительными чертами кафедры как основного учебно-научного подразделения Тульского государственного университета сегодня стали:

- самостоятельность в решении большинства учебно-воспитательных, методических и научных задач;

- развиваемая многопрофильность изучаемых специальных учебных дисциплин инженерной направленности;

- комплексность учебно-воспитательного процесса, направленного в первую очередь на формирование личности инженера и специалиста.

Своими успехами кафедра во многом обязана наличию хорошо организованного объединения высококвалифицированных педагогов и ученых.

Именно такое объединение единомышленников, которое создавалось под руководством и при непосредственном участии Аркадия Георгиевича Шипунова, удалось не только сохранять, но и развить дальше.

В настоящее время на кафедре преподают различные учебные дисциплины главный конструктор по направлению, д-р техн. наук, профессор Кузнецов В.М. (рис. 1); начальник отделения, канд. техн. наук, доцент Морозов В.И.; начальник отдела 012, д-р техн. наук, профессор Подчуфаров Ю.Б.; начальник отдела 145, д-р техн. наук, профессор Александров Е.В.; заместитель начальника управления «Центр подготовки специалистов», канд. техн. наук, профессор Карабанов Р.М.; начальник сектора 163, канд. техн. наук, доцент Привалова Т.В.; начальник отдела 23, канд. техн. наук Висящев А.В.; начальник сектора 222, канд. техн. наук Петрушин В.В.; начальник сектора 1216, канд. техн. наук Курлапов А.А.; ведущий конструктор отделения 3 Баранов Б.Н. и другие сотрудники предприятия. Таким образом, студентам кафедры преподают учебные дисциплины педагоги-практики, которые являются ведущими специалистами предприятия, и представляют практически все конструкторские и тематические подразделения ОАО «КБП им. академика А.Г. Шипунова». Это обеспечивает не только комплексность изучения преподаваемых учебных дисциплин, но и полноту подготовки студентов по развиваемым на предприятии инженерно-конструкторским направлениям. Все выпускные квалификационные работы, курсовые проекты выполняются студентами кафедры ПАК только по тематике перспективных направлений, развиваемых и реализуемых конструкторскими подразделениями ОАО «КБП им. академика А.Г. Шипунова».

Следует особенно подчеркнуть, что большинство преподавателей кафедры имеют богатый опыт в обучении студентов проектированию, конструированию и эксплуатации различных образцов ракетно-артиллерийского вооружения. Они постоянно участвуют в процессах разработки различных систем образцов, в полигонных испытаниях, в войсковых учениях и демонстрационных стрельбах, имеют личный опыт в решении самых сложных инженерных, конструкторских и научных задач.

Основной метод обучения, который используют преподаватели кафедры, не словестный, а наглядный. Основное время на занятиях отведено показу и отработке правильности действий - лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать, но еще лучше один раз сделать, чем 100 раз увидеть.

Преподавателями за 20-летний период деятельности кафедры ПАК разработано около 200 учебных и учебно-методических пособий, сотни учебных плакатов, электронных презентаций и других материалов, составляющих учебно-методический комплекс преподаваемых дисциплин.

Рис. 1. Кузнецов В.М. поздравляет с успешной защитой выпускной квалификационной работы студента-выпускника кафедры ПАК

Ермакова Сергея

Одним из факторов, которые определяют высокое качество обучения студентов кафедры, помимо высокого уровня профессиональной квалификации и ответственности преподавателей кафедры за подготовку и проведение занятий, является высокопрофессиональная работа сотрудников группы организации и проведения целевой подготовки студентов. Их добросовестность, знание специфики университета и предприятия, большой опыт работы в образовательной системе, настойчивость и профессиональная заинтересованность позволяют оперативно решать вопросы планирования и организации подготовки студентов кафедры.

Возглавляет кафедру, исполняя обязанности заведующего кафедрой, начальник теоретического отдела 103, д-р техн. наук, профессор Швыкин Юрий Сергеевич, авторитетный ученый, вдумчивый педагог, великолепно знающий изнутри и вопросы проектирования образцов, и вопросы подготовки квалифицированных инженерных кадров. Он один из тех, кто сегодня осознает глубину понимания значимости педагога и качественного образования для предприятия. Ведомый им профессорско-преподавательский коллектив по-прежнему является автором продуктивных идей при решении самых сложных научных, учебных, методических задач и обеспечивает деятельное участие кафедры на всех этапах реформирования системы высшего образования.

... Известны слова президента США Дж. Кеннеди, сказанные им в 60-е годы XX века: «Мы проиграли русским космос за школьной партой». Поэтому первое задание, которое дал Дж. Кеннеди, став президентом США, - предложил ЦРУ скопировать систему просвещения и высшего образования СССР. Он считал ее не просто лучшей, он считал ее выдающейся. И когда мы одно время пытались копировать других, то это оказался путь

«в никуда».

В этой связи можно с уверенностью констатировать, что кафедра ПАК ТулГУ сохранила лучшее, что есть в отечественном университетском образовании - его фундаментальность, наполнив ее прочными междисциплинарными связями и современными образовательными технологиями.

Но продолжающаяся в промышленности и в системе высшего образования реформа предъявляет качественно новые требования ко всем, кто тем или иным образом связан с подготовкой специалистов для предприятий Российской «оборонки». И в этой связи известная мысль: «студента не обучишь - востребованный образец не создашь» - приобретает в наше время особенно реальный смысл.

Согласно решениям 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, основными принципами формирования образовательной стратегии в ХХ1 веке являются доступность, качество и мобильность образования, или в более узком смысле, - обучения.

Доступность обучения для студентов кафедры ПАК обеспечена практически по всем направлениям: и подготовка по профильным учебным дисциплинам, и занятия по предметам, выбранным самими студентами, и прохождение всех видов практик на базе структурных подразделений КБП по профилю приобретаемой специальности, и получение второго высшего образования, и т. д.

Общепризнанное понятие качества сформулировано в Международном стандарте качества ИСО 9000: «степень выполнения требований совокупностью собственных характеристик».

Что же такое качество в области обучения? Главными составляющими качества любого обучения считаются: дидактически организованное знание; учебная и научная литература; современная и оснащенная учебно-материальная база; финансы; квалифицированные кадры.

Качество в области обучения для развитых стран является основным двигателем развития. К качеству вообще, в том числе и в подготовке кадров, есть два подхода: первый - говорить о качестве; второй - планомерно и разумно его добиваться.

Сотрудники кафедры выбрали и успешно двигаются по второму

пути.

Сейчас «оборонке» как никогда нужны молодые специалисты, которые могут изменить лицо предприятия, сделав его стабильно конкурентным и экономически неуязвимым. А обучение профессии инженера-конструктора - это не легкая прогулка по музею и не шоу с выстрелами и пусками ракет. Это тяжелейший труд для двух участников образовательного процесса: преподавателя и обучающегося. И бывает не всякий студент в состоянии осилить эту «гору». Но не бывает прогресса без преодоления.

Поэтому у высшей школы, и у кафедры ПАК в частности, сегодня, на мой взгляд, две важнейшие задачи.

Первая задача. Необходимо подготовить умелого и интеллектуально мобильного специалиста, так как сегодня выпускник вуза без глубоких специальных знаний, без знаний информационных технологий, иностранного языка - профессиональный инвалид.

Вторая задача. Кафедра и университет должны как никогда думать о личности студента как о будущем профессионале и не столько учить, сколько образовывать его. Это разные вещи! Студенты университета должны получать такие знания, которые давали бы им возможность в короткий срок освоить любое новое направление в инженерно-конструкторской деятельности. Учитывая, что концепция вооруженной борьбы и военная техника кардинально меняются в течение 5-10 лет, будущий инженер-оборонщик должен учиться самостоятельно овладевать знаниями. Пример в этом показывал А.Г. Шипунов (рис. 2), который по окончании Тульского механического института за короткий срок самостоятельно изучил и досконально знал конструкцию многих известных образцов вооружения и в первую очередь огнестрельных систем. В дальнейшем он освоил ряд новых направлений в области ракетной техники, прекрасно владел математикой, теоретической механикой и другими науками. В результате возглавляемое им предприятие стало не только одним из наиболее передовых и конкурентоспособных в России, но и признанным многими зарубежными конкурентами. Следовательно, надо научить студента самостоятельно мыслить. Если он будет уметь это делать, если будет знать, что можно найти решение любой, даже самой сложной инженерной или конструкторской проблемы, значит, обретет знание, которое не поддается манипулированию.

Наблюдая за становлением в КБП выпускников кафедры ПАК Тульского государственного университета, которых среди молодых специалистов более 90 %, с уверенностью можно сказать, что для большинства из них главным ориентиром в жизни по-прежнему остаются не шальные заработки и красивая жизнь, а достойный благородный труд конструктора и инженера.

В настоящее время в Конструкторском бюро приборостроения:

- 75 % главных конструкторов являются выпускниками Тульского «Политеха»;

- каждый второй начальник отдела защищал диплом инженера по одной из кафедр ТулГУ;

- из 17 начальников отделений - 13 (более 77 %) закончили в разные годы ТулГУ;

- более половины сотрудников руководства (администрации) предприятия являются выпускниками разных лет Тульского политехнического института (ныне в составе университета).

Поэтому многие сотрудники КБП благодарны ректорату ТулГУ, профессорско-преподавательскому составу кафедры ПАК за то, что в это

непростое для образования время их не заразил вирус безразличия к судьбе кафедры, к судьбе людей, для которых кафедра и Тульский государственный университет больше чем место их работы, больше чем место учебы их детей и внуков. Это их альма-матер, которой отдана лучшая часть жизни и работы.

Рис. 2. А.Г. Шипунов со студентами и преподавателями кафедры ПАК на открытии Научной библиотеки им. профессора Подчуфарова Б.М. в Центре подготовки специалистов ОАО «КБП им. А.Г. Шипунова»

Если сила педагога в знании, то сила руководителя кафедры в знании людей и умении их организовывать на эффективное решение задач, стоящих перед возглавляемым коллективом. Именно таким руководителем на протяжении всех 20 лет деятельности кафедры был А.Г. Шипунов, и его идеи и наставления в области образовательной деятельности будут, безусловно, реализовываться нынешним руководством предприятия, ТулГУ и кафедры ПАК.

Приятно осознавать, что главным на кафедре по-прежнему остается талантливый педагог. Поэтому кафедра ПАК не только сохранила, но и приумножила традиции десятилетиями создававшейся учебно-методической школы подготовки критически важных для оборонных предприятий Тулы и России инженерных кадров. И, оставаясь уникальной по составу преподавателей, по своему положению в структуре ТулГУ и КБП, успешно продолжает функционировать.

Подводя итог, можно сказать, что у кафедры «Проектирование автоматизированных комплексов» Тульского государственного университета есть очень достойное прошлое, весьма убедительное настоящее и вполне перспективное будущее с понятной и реальной стратегией развития.

Мальцев Владимир Алексеевич, д-р техн. наук, проф., нач. управления, [email protected], Россия, Тула, ОАО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова».

DEPARTMENT «AUTOMATED SYSTEMS DESIGN» EXPERIENCE IN SPECIALISTS TRAINING FOR ENTERPRISES OF DEFENSE BRANCH: LOOK AT THE PAST,

PRESENT AND FUTURE

V.A. Maltsev

It is presented the explication of department work in students' education.

Key words: education, instructor, student, Instrument Design Bureau.

Maltsev Vladimir Alexeevich, doctor of engineering, professor, head of specialists training center, [email protected], Russia, Tula, KBP named after academician A.G. Shipunov.

УДК 378.1

ФЕНОМЕН АКАДЕМИКА ШИПУНОВА

А.В. Морозов, Ю.С. Швыкин

Рассмотрены основные этапы жизненного пути А.Г. Шипунова как конструктора, как ученого и как педагога.

Ключевые слова: знание, специалист, кафедра, обучение.

«Делай своё дело и познай самого себя»

(Платон)

Академик А.Г. Шипунов - генеральный конструктор КБ Приборостроения входит в великую плеяду российских ученых, конструкторов, он создатель современного отечественного оружия для всех видов вооруженных сил. А.Г. Шипунов внес выдающийся вклад в укрепление обороноспособности нашего Отечества, в развитие инженерной науки, он автор основополагающих работ в области теории проектирования, конструирования сложных высокоточных комплексов, системного анализа, баллистики, динамики и прочности машин, автоматического управления.

Пример его служения Родине и людям очень важен для современной молодёжи. Делом всей жизни Аркадия Георгиевича Шипунова было создание вместе с коллективом КБП образцов вооружения различного класса и назначения - от пистолета до комплексов высокоточного оружия, например, таких, как «Корнет» и «Панцирь».

Какими же основными качествами надо обладать, чтобы служить людям, чтобы стать генеральным конструктором, академиком?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.