Научная статья на тему 'О роли и региональном значении научно-технических конференций НИВИТа в годы Великой Отечественной войны'

О роли и региональном значении научно-технических конференций НИВИТа в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОСИБИРСК / НИВИТ / ВУЗЫ / КОНФЕРЕНЦИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ВОЙНА / НАУКА / ПРОИЗВОДСТВО / ТРАНСПОРТ / NOVOSIBIRSK / NIVIT / UNIVERSITIES / CONFERENCES / TEACHERS / WAR / SCIENCE / PRODUCTION / TRANSPORT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Добровольский Анатолий Владимирович

В публикации раскрывается роль и значение научно-технических конференций Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта в годы войны. Особое внимание уделено организации и проведению V научно-технической конференции института. На основе исследования констатируется, что это была первая в Новосибирске научная конференция в условиях военного времени, которая положила начало тесному сотрудничеству вузовской науки и производства. В работе проанализировано значение последующих научных конференций в развитии связи «наука производство», отражен вклад преподавателей института в оказание практической помощи железнодорожному транспорту и промышленным предприятиям региона в военный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Добровольский Анатолий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE ROLE AND VALUE OF THE REGIONAL SCIENTIFIC AND TECHNICAL CONFERENCES NIVIT DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

This publication reveals the role and importance of scientific-technical conferences of the Novosibirsk Institute of engineers of rail transport during the war. Special attention is paid to organization and holding of the V scientific-technical conference of the Institute. Based on the study it is stated that it was the first in Novosibirsk scientific conference in wartime, which marked the beginning of close cooperation of science and production. This paper analyzes the relevance of subsequent scientific conferences in the development of the relationship «science production», the contribution of teachers of the Institute in providing practical assistance to railway transport and industrial enterprises of the region in the war period.

Текст научной работы на тему «О роли и региональном значении научно-технических конференций НИВИТа в годы Великой Отечественной войны»

УДК 378.665.62(571.14X09)

О РОЛИ И РЕГИОНАЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ НИВИТ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Анатолий Владимирович Добровольский

Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и политологии, тел. (383)328-05-15, e-mail: dobr@sgups.stu.ru

В публикации раскрывается роль и значение научно-технических конференций Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта в годы войны. Особое внимание уделено организации и проведению V научно-технической конференции института. На основе исследования констатируется, что это была первая в Новосибирске научная конференция в условиях военного времени, которая положила начало тесному сотрудничеству вузовской науки и производства. В работе проанализировано значение последующих научных конференций в развитии связи «наука - производство», отражен вклад преподавателей института в оказание практической помощи железнодорожному транспорту и промышленным предприятиям региона в военный период.

Ключевые слова: Новосибирск, НИВИТ, вузы, конференции, преподаватели, война, наука, производство, транспорт.

ABOUT THE ROLE AND VALUE OF THE REGIONAL SCIENTIFIC AND TECHNICAL CONFERENCES NIVIT DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Anatoly V. Dobrovolsky

Siberian State Transport University, 630049, Russia, Novosibirsk, 191 D. Kovalchuk st., Ph. D., Prof. of department of history and political science, tel. (383)328-05-15, e-mail: dobr@sgups.stu.ru

This publication reveals the role and importance of scientific-technical conferences of the Novosibirsk Institute of engineers of rail transport during the war. Special attention is paid to organization and holding of the V scientific-technical conference of the Institute. Based on the study it is stated that it was the first in Novosibirsk scientific conference in wartime, which marked the beginning of close cooperation of science and production. This paper analyzes the relevance of subsequent scientific conferences in the development of the relationship «science - production», the contribution of teachers of the Institute in providing practical assistance to railway transport and industrial enterprises of the region in the war period.

Key words: Novosibirsk, NIVIT, universities, conferences, teachers, war, science, production, transport.

В годы Великой Отечественной войны Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта (НИВИТ) организовал и провел на своей базе три научно-технических конференции, которые сыграли мобилизующую роль в становлении и развитии связей «наука - производство» в условиях военного времени.

Вопрос о состоянии научно-исследовательской работы (НИР) в институте и оказании реальной помощи железнодорожному транспорту в военных условиях впервые был поднят на заседании Учебного совета НИВИТа 4 декабря

1941 г. Заместитель начальника института по научной и учебной работе, проф.

B. А. Лазарян доложил, что из 25 госбюджетных тем, утвержденных Центральным управлением учебных заведений Наркомата путей сообщения, выполнено всего 7 [2, д. 183, л. 13]. На следующем заседании Учебного совета института 9 января 1942 г. состоялся предметный анализ итогов НИР за 1941 г. и обсуждение проекта тематического плана на 1942 г. Следует подчеркнуть, что участие в заседании совета представителей трех эвакуированных вузов (Московского, Днепропетровского, Ленинградского институтов инженеров железнодорожного транспорта - восемь докторов наук, член-корр. Академии наук СССР, зачисленных в штат НИВИТа, придало объективность и остроту обсуждения вопроса [2, д. 183, л. 24]. Члены Учебного совета предложили руководству института сократить общее количество научных исследований, акцентировать внимание коллектива на комплексные темы, взять под контроль ход выполнения плана научно-исследовательской работы института. Новый тематический план научных работ НИВИТа на 1942 г., утвержденный Всесоюзным комитетом по высшей школе при СНК СССР от 6 марта 1942 г., включал 6 комплексных тем и 27 подтем [2, д. 183, л. 45].

В марте 1942 г. начальник института Н. И. Монахов издал приказ об организации и проведении V научно-технической конференции кафедр НИВИТа с целью подведения итогов НИР за первую половину 1942 г., обсуждения приоритетных направлений работы по оказанию помощи транспорту и фронту [1, д. 137, л. 62]. О предстоящем открытии первой в военное время научной конференции Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта написала газета «Советская Сибирь», что подчеркивало ее важность и региональную значимость [4, 28 июня].

V научно-техническая конференция НИВИТа проходила на базе института в течение трех дней (29 июня, 1 - 2 июля 1942 г.). На пленарном заседании присутствовало 130 чел.; в работе четырех секций приняли участие 297 человек. На конференции было заслушано 30 докладов, в том числе на пленарном заседании - 4, на секциях: путейско-строительной - 8, инженерных сооружений -5, движения, грузовой работы и тягового хозяйства - 5, общетехнической - 8. В прениях выступило 49 человек [2, д. 216, л. 1].

На пленарном заседании первое слово предоставили знатному стахановцу страны, орденоносцу С. С. Максименко - каменщику комбината № 179 Сибме-таллстроя (впоследствии - завод «Сибселъмаш»). 26 апреля 1942 г., работая на постройке жилого дома, он уложил за смену 44 тыс. штук кирпича. Обычная норма каменщика - 1 400 штук. Таким образом, каменщик-новатор с 50 подсобными рабочими выполнил работу на 3 140 проц. нормы, а каждый из вспомогательных рабочих выполнил три с половиной нормы. В этот день

C.С Максименко побил мировой рекорд американца Голливуда, уложившего в 1934 г. за рабочий день 31 800 штук кирпича [3, 28 апр.]. С большим интересом участники конференции слушали выступления производственников - последователей широко известного лунинского движения: начальника Болотнинской

дистанции пути т. Синенко, путевого обходчика т. Жиркова, начальника 16-й дистанции пути т. Голубева [5, с. 45].

На секционных заседаниях особый интерес вызвал доклад член-корр. Академии наук СССР, проф. Г. П. Передерия о типах труб под железнодорожными насыпями, который «продолжался более часа, а затем перешел в беседу представителей проектных и хозяйственных организаций (Сибтранспроект, Сибст-ройпуть, управление Томской ж.-д.) и других институтов» [2, д. 216, л. 2]. Выступление проф. М. М. Хазена «Метод радикального повышения коэффициента полезного действия паровоза» стало предметом пристального внимания управленцев и производственников. Конкретные предложения по реконструкции городского транспорта высказал проф. В. Е. Еврейсков. Весьма востребованным оказался доклад к.т.н, доцента Г. С. Лейбовича «Новые методы очистки воды на водопроводе и увеличение производительности очистных сооружений горводо-канала». С обстоятельными докладами выступили ведущие ученые МИИТа: д-р техн. наук, проф. Н. Т. Митюшин, докторы физико-математических наук, про-фессоры А. П. Норден, И. Е. Огиевецкий, С. Л. Бастамов, И. С. Куклес, В. П. Зылев. По итогам конференции единодушно приняли решение издать отдельным сборником рекомендованные к печати доклады, а также заслушать оставшиеся доклады и сообщения на следующей конференции.

Следует отметить, что тезисы выступлений основных докладчиков были отпечатаны в типографии отдельной брошюрой (150 экз.) и разосланы по ведущим организациям и учреждениям, вузам г. Новосибирска [2, д. 216, л. 3]. В ходе подготовки конференции пригласительные билеты заранее были разосланы преподавателям ДИИТа, МИИТа, НИИГАиКа, строительного, медицинского и сельскохозяйственного институтов, управлениям и службам Томской железной дороги, представителям научно-исследовательских, проектных учреждений и организаций. На кафедрах НИВИТа к V научно-технической конференции было подготовлено свыше 50 докладов.

По замыслу организаторов научно-техническая конференция должна была выполнить сугубо практическую роль: подвести итоги НИР кафедр института за первое полугодие 1942 г. На самом же деле V научно-техническая конференция НИВИТа значительно расширила рамки институтского мероприятия. Во-первых, конференция наглядно показала потенциал вузовской науки. Во-вторых, активное участие в ее работе профессорско-преподавательского состава вузов г. Новосибирска и производственников заложили основы плодотворного сотрудничества ученых и практиков в условиях военного времени.

В ноябре 1942 г. в институте состоялась VI научно-техническая конференция, на которой были заслушаны новые доклады и выступления, не вошедшие в регламент предыдущей (июльской) конференции. Наибольший интерес вызвали доклады генерал-майора технических войск А. В. Котюкова «Восстановление железных дорог по опыту Великой Отечественной войны», проф. В. Е. Еврейскова «Проблемы транспорта Западной Сибири», проф. Н. Т. Митюшина «Некоторые изменения в конструкции рельсового стыка на сдвоенных шпалах и стыка на весу», член-корр. Академии наук СССР, проф. Г.

П. Передерия «Связь конструкций труб с условиями протекания воды в них», проф. П. Я. Гордиенко «Мероприятия по улучшению пригородного пассажирского движения в Новосибирском узле», ассистента В. Н. Железовского «Шлаковая изоляция из Кузнецкой шлаковаты» [7, с. 48]. VI научно-техническая конференция НИВИТа тоже оставила заметный след в развитии научно-исследовательской работы института и сибирского региона. Ряд докладов были включены в повестки дня дорожных технических конференций, которые стали регулярно проводиться на базе Томской железной дороги, часть предложений были реализованы в народном хозяйстве. Одной из конкретных и специфических форм помощи оборонной промышленности и фронту стало создание на базе институтских мастерских и лабораторий специальных производств, где по заказам оборонных предприятий изготовлялись отдельные части, узлы, а иногда и военное снаряжение. Такие спецпроизводства стали первой ступенью в налаживании взаимодействия и тесного сотрудничества технических вузов с крупным промышленным производством [5, с. 292]. В НИВИТе на базе лаборатории кафедры «Строительной механики» были успешно осуществлены работы по испытанию деталей спецназначения для оборонных предприятий региона. В механической мастерской под руководством доц. В. А. Новопавловского были проведены испытания высокопрочных марок стали [4, с. 81].

Основной целью VII научно-технической конференции НИВИТа (10-12 ноября 1943 г.) являлось подведение итогов работы кафедр института по оказанию практической помощи Томской железной дороге. Конференция отметила, что «деловая связь с Томской ж. -д. окрепла, что значительная часть профессоров и преподавателей института плодотворно и успешно работает в различных областях деятельности транспорта и промышленности» [1, д. 168, л. 44]. В приказе по итогам конференции был отмечен большой вклад в эту работу генерал-директора пути и строительства 1-го ранга, академика Г.П. Передерия, д-ра техн. наук, проф. Н.Т. Матюшина, профессоров С. Е. Еврейскова, П. Я. Гордиенко, доц. Г. И. Клейменова. По инициативе руководства НИВИТа на Томской железной дороге был создан Научно-технический совет, и при нем пять секций, которыми руководили ведущие профессора института. Силами преподавателей и сотрудников института в 1942/43 учеб. году на Томской дороге организованы и проведены четыре выездных технических конференции в том числе: в августе 1942 г. по теме «Мобилизация внутренних ресурсов и лунин-ские методы работы» (ст. Усяты); в октябре 1942 г. по вопросу мобилизации внутренних ресурсов в области путевого хозяйства и подготовки к зиме (станция «Защита»). В апреле 1943 г. на ст. Барнаул была проведена научно-производственная конференция - «Организация движения и борьба с авариями и крушениями» [2, д. 209, л. 37; 3]. Разработка комплексной темы «Усиление транспортных связей Кузбасса» в определенной степени показала эффективность сотрудничества ученых и практиков.

В третий военный учебный год профессорско-преподавательский коллектив НИВИТА особый акцент сделал на оказание практической помощи железнодорожному транспорту и предприятиям города Новосибирска. По просьбе

начальника управления Томской железной дороги проф. В. Е. Еврейсков сделал обстоятельный доклад на дорожной научно-технической конференции на тему «Опыт строительства Горно-Шорской железной дороги». Преподаватели института - д-р техн. наук, проф. М. М. Хазен прочитал три научных доклада в МЭМИИТе (г. Томск); доц. С.С. Ульрих и старший преп. Г.И. Клейменов сделали семь докладов во ВНИТО строителей; доц. А. И. Афанасьев регулярно выступал в Новосибирске по вопросам экономии электроэнергии в Доме науки и техники, в доме Красной Армии, в электротехнической лаборатории НИВИТа организовывал ежемесячные выставки для заводских рабочих [2, д.230, л. 23-23(об.)].

В 1944/45 уч. году преподаватели НИВИТа приняли активное участие в организации и проведении научно-технической конференции молодых ученых, организованной Западно-Сибирским филиалом Академии наук СССР. От института военных инженеров железнодорожного транспорта с докладами выступили 14 человек. По итогам конференции грамотами горисполкома были отмечены выступления доц. С. В. Амелина «Приспособление трамвайных путей для совмещенного движения», доц. Ф. Г. Голицына «К вопросу о применении кирпича в мостостроении», доц. С. С. Ульриха «Мобильные установки для производства строительно-восстановительных работ», доц. Ф. И. Слесарчука «Некоторые результаты, относящиеся к теории статистически неопределимых ферм», ассистента А. М. Кушнарева [2, д. 247, л. 54].

Таким образом, научно-технические конференции Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта явились своеобразным толчком для раскрытия потенциала вузовской науки в условиях военного времени. Они выявили реальную потребность в налаживании крепких связей науки и производства, приоритете научных исследований и работ прикладного, в первую очередь, оборонного назначения, оказании практической помощи ведомственным и профильным предприятиям сибирского региона, городу Новосибирску.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Архив НИИЖТа (НИВИТа). Ф. 1100. Оп. 2. Д. 137, 168.

2. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф.р-1100. Оп. 1. Д. 183, 209, 216, 230, 247.

3. Коржавин К. Н. НИВИТ в годы войны // Кадры - транспорту (Новосибирск). -1975. - 6 мая.

4. НоПИИТ - НИВИТ - НИИЖТ: (Очерки истории 50-летию института посвящается) / Новосиб. ин-т инженеров ж.-д. трансп.; под общей ред. П. И. Москалева. - Новосибирск, 1981. - 156 с.

5. Петрова Т. Н. Деятельность партийных организаций Западной Сибири по усилению творческого содружества науки с производством в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.). - Томск, 1968. - 390 с.

6. Советская Сибирь. 1942.

7. Тридцатилетие Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта: Краткий очерк / Новосиб. ин-т инженеров ж.-д. трансп. - Новосибирск, 1962. - 114 с.

© А. В. Добровольский, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.