Научная статья на тему 'О роли государства в моделях перехода к устойчивой экономике'

О роли государства в моделях перехода к устойчивой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / модели перехода к устойчивой экономике / государство / sustainable development / models of transition to a sustainable economy / the state

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дарья Геннадьевна Иванова

Статья посвящена исследованию моделей перехода к устойчивой экономике. В зави-симости от взаимодействий четырех компонент такого состояния народного хозяйства (непосредственно экономики, общества, природы и государства) предложены три авторские модели устойчивой экономики: стабилизационная (основанная на координирующей принципы развития общества, экономики и окружаю-щей среды роли государства); предикативная (государство формирует условия, способствующие эффек-тивной диффузии принципов и инструментов функционирования экономической, социальной и экологиче-ской сфер) и сбалансированная (экономика подчинена обществу, поскольку напрямую зависит от челове-ческого капитала). Отмечено, что государство является уникальным институтом, обладающим возможно-стями одновременно администрировать, представлять интересы широких слоев населения, определять стратегические ориентиры и приоритеты развития социально-экономической системы, ввиду чего его при-сутствие в модели устойчивой экономики, очевидно, является обязательным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дарья Геннадьевна Иванова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Role of the State in Models of Transition to a Sustainable Economy

The aim of the study is to provide the reader with some material on sustainable economy transition models. Depending on the interaction of the four components of such a state of the national economy (the economy, society, nature and the state), three author’s models of a sustainable economy are proposed: stabilization (based on the role of the state coordinating the principles of the development of society, the economy and the environment); predictive (the state creates conditions conducive to the effective diffusion of the principles and tools of the func-tioning of the economic, social and environmental spheres) and balanced (the economy is subordinate to society, since it directly depends on human capital). It is emphasized that the state is a unique institution that has the ability to simultaneously administer, represent the interests of the general public, and determine strategic guidelines and priorities for the development of the socio-economic system, which is why its presence in the model of sustainable economy is obviously mandatory.

Текст научной работы на тему «О роли государства в моделях перехода к устойчивой экономике»

Научная статья УДК 339.9

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.11.26

О роли государства в моделях перехода к устойчивой экономике Дарья Геннадьевна Иванова

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия, ivanova753@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4701 -6651

Аннотация. Статья посвящена исследованию моделей перехода к устойчивой экономике. В зависимости от взаимодействий четырех компонент такого состояния народного хозяйства (непосредственно экономики, общества, природы и государства) предложены три авторские модели устойчивой экономики: стабилизационная (основанная на координирующей принципы развития общества, экономики и окружающей среды роли государства); предикативная (государство формирует условия, способствующие эффективной диффузии принципов и инструментов функционирования экономической, социальной и экологической сфер) и сбалансированная (экономика подчинена обществу, поскольку напрямую зависит от человеческого капитала). Отмечено, что государство является уникальным институтом, обладающим возможностями одновременно администрировать, представлять интересы широких слоев населения, определять стратегические ориентиры и приоритеты развития социально-экономической системы, ввиду чего его присутствие в модели устойчивой экономики, очевидно, является обязательным.

Ключевые слова: устойчивое развитие, модели перехода к устойчивой экономике, государство

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Иванова Д.Г. О роли государства в моделях перехода к устойчивой экономике // Теория и практика общественного развития. 2023. № 11. С. 214-221. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.11.26.

Original article

On the Role of the State in Models of Transition to a Sustainable Economy Daria G. Ivanova

Rostov State University of Economics (RINH), Rostov-on-Don, Russia, ivanova753@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4701 -6651

Abstract. The aim of the study is to provide the reader with some material on sustainable economy transition models. Depending on the interaction of the four components of such a state of the national economy (the economy, society, nature and the state), three author's models of a sustainable economy are proposed: stabilization (based on the role of the state coordinating the principles of the development of society, the economy and the environment); predictive (the state creates conditions conducive to the effective diffusion of the principles and tools of the functioning of the economic, social and environmental spheres) and balanced (the economy is subordinate to society, since it directly depends on human capital). It is emphasized that the state is a unique institution that has the ability to simultaneously administer, represent the interests of the general public, and determine strategic guidelines and priorities for the development of the socio-economic system, which is why its presence in the model of sustainable economy is obviously mandatory.

Keywords: sustainable development, models of transition to a sustainable economy, the state

Funding: Independent work.

For citation: Ivanova, D.G. (2023) On the Role of the State in Models of Transition to a Sustainable Economy. Theory and Practice of Social Development. (11), 214-221. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.11.26 (In Russian)

Проблемы устойчивой экономики как концепции развития стали активно обсуждаться в академических кругах по причине не только растущей критики глобализма, мировой доминанты корпоративных интересов, но и активизировавшегося социального протеста против транснациональных инициатив предпринимательства, усиления роли мирового капитала в национальной политике, общественной и культурной жизни (Тагаров, 2021).

Вопрос способности обществ продолжительно поддерживать свой уровень производства богатства является ключевым в экономической теории с начала XIX в. В частности, ученых интересовала проблематика доступности природных ресурсов (Jevons, 1865), эффекты истощения1, ограничители экономического роста (Meadows et al., 1972), дефицит государственного сектора,

1 Stiglitz: «Inequality is holding back the American economy» [Электронный ресурс] // Euractiv. URL: http://www.euractiv.com/section/euro-finance/interview/stiglitz-inequality-is-holding-back-the-american-economy/ (дата обращения: 24.10.2023).

© Иванова Д.Г., 2023

платежный дисбаланс (Feldstein, 1972); предельность экспансии капитала (Domar, 1946); эффективность государственной системы редистрибуции богатства нации (Kaun, 2005).

Неоклассическая парадигма, занимавшая центральное место в экономическом мышлении в ХХ в., обосновывавшая ограниченность роста производительности возможностями промышленности, отстаивавшая потенциал устойчивого роста в любом секторе (теории Е. Домара (Domar, 1946), Р. Харрода (Harrod, 1939)), сменилась представлениями о детерминирующем устойчивость экономики влиянии технического прогресса и экологических ограничителей (Solow, 1956), создав платформу для популяризации многочисленных эндогенных моделей экономического роста (Kaplan, 1976).

В середине XX в. центральной проблемой в исследовании экономической устойчивости стал человеческий капитал, значение которого как особого фактора производства в условиях интеллектуализации труда и активной постмодернизации капиталистических отношений резко возросло. С начала XXI в. вопросы экологии прочно вошли в перечень исследуемых проблем экономической устойчивости и стабилизации развития, стали ведущим фактором перехода к модели устойчивого и самодостаточного роста (Алиев, 2012; Дарбалаева, 2014), что актуализировало исследования, связанные с определением природного (экологического) капитала, допустимостью диффузии не только рыночных принципов, но и методик эффективного менеджмента в сферу природопользования; корректировки траектории экономического роста с учетом фактора экологической рациональности (например: Кулясова, 2001; Pezzey, Toman, 2003).

Устойчивая экономика представляет собой параллельную мирохозяйственной, глобальной систему, регулируемо интегрированную в мировые процессы (торговля, мировые рынки факторов производства) посредством системы государственных стабилизаторов, позволяющих нивелировать воздействия международной конъюнктуры на достигнутые показатели социально-экономического прогресса (в том числе и позитивные).

Устойчивая национальная экономика не была и не есть путь к автаркии, администрированию, этатизму или дирижизму, а подразумевает создание за счет аккумулирования усилий государства, бизнеса и общества принципов долгосрочной конкурентоспособности страны в динамике мирового хозяйства. При этом под долгосрочной конкурентоспособностью подразумеваются либо различные аспекты экономических отношений в государстве, либо механизмы интеграции в них стабилизирующих и обеспечивающих долгосрочный прогресс факторов.

В современных условиях меры государственного регулирования внутренних экономических процессов, социально-экономических отношений в рамках страны должны становиться все более ориентированными на социальную справедливость, но при этом реализовываться посредством все более конкретизированных, подразумевающих рыночное понимание эффективности инструментов. Тогда как необходимость достижения и сохранения глобальной конкурентоспособности страны на мировом рынке (как принципиальная характеристика устойчивой экономики) требует государственной внешнеэкономической политики, ориентированной на максимизацию эффективности, реализации посредством инструментов не только рыночной поддержки, но и политического, культурного, технологического характера (табл. 1).

Таблица 1 - Трансформация государственного регулирования в устойчивой экономике1

Table 1 - Transformation of State Regulation in a Sustainable Economy

Ориентиры государственного регулирования Инструменты государственного регулирования

конкретизированные, основаны преимущественно на рыночных принципах расширенные, включают в том числе и политические, инструменты мягкой силы и т.д.

Максимизация эффективности Международные экономические отношения

Максимизация справедливости Внутренние социально-экономические процессы

Роль государства в устойчивой экономике (принципы, ориентиры и механизмы регулирования) должна быть детерминирована объектом их реализации, зависеть от того, какие отношения - отражающие внутреннюю или внешнюю экономическую политику - выступают в качестве последнего.

На внешнем контуре государство должно активно, применяя широкий спектр инструментов, стимулировать и поддерживать максимальную эффективность, конкурентоспособность в долгосрочном периоде.

1 Все таблицы и рисунки, представленные в исследовании, составлены автором.

- 215 -

На внутреннем же, наоборот, - оценивать перспективы долгосрочного сохранения, поддержания и развития потенциала внешнеэкономической конкурентоспособности, которая в современных условиях во многом зиждется не столько на природно-ресурсном ресурсе страны, сколько на емкости ее внутреннего рынка, качестве национального спроса, человеческом капитале, социальной стабильности, разрушении инструментов адаптации национальной экономики к трендам и конъюнктуре мировых рынков.

Государственное регулирование в моделях устойчивой экономики должно способствовать конвертации внутренней справедливости (социальной стабильности, максимизации человеческого потенциала, емкости внутреннего рынка, качества национального спроса) в растущую внешнюю конкурентоспособность.

Очевидно, что рост внешней конкурентоспособности - догма неоклассики - возможен только в условиях максимальной конкуренции внутри страны, а не приоритета долгосрочной устойчивости, только в условиях некоего идеального рынка и общества, которых не существует (например, как бизнеса, сознательно не стремящегося к монополизации, способного решать социальные проблемы государств; как обществ, лишенных асимметричности распространения информации или правительств, абсолютно нетерпимых к коррупции и обладающих эффективностью, сопоставимой, например, с эффективностью корпораций).

В условиях устойчивой экономики фактором привлекательности страны как для жизни, роста, работы квалифицированных кадров, так и для ведения бизнеса (в том числе и иностранного) стали: общественная стабильность, качество жизни и окружающей среды, правопорядок, социальная защищенность, внутренняя справедливость распределения благ.

В сфере же внешнеэкономического регулирования государство свободно от «бремени справедливости» и может максимально концентрироваться на достижении целей, характерных для глобальной экономики: обеспечении зарубежной экспансии национальных предприятий, диверсификации поставок (например, сырья, энергоресурсов), оптимизации рынков сбыта (с целью снижения долгосрочных рисков зависимости от стран - импортеров продукции), в целом, на росте национальной конкурентоспособности.

Важным требованием для реализации такой двухвекторной политики государственного регулирования должна быть их автономность - отсутствие зависимости внешнеэкономических и внутренних достижений государства друг от друга. Например, уровень социальной поддержки населения не должен никак определяться ростом иностранных инвестиций или экспорта, внутренний спрос - потенциалом импорта, возможности национальной финансовой и кредитной системы - уровнем процентных ставок в соседних государствах, доходы национальных производителей - ценой на потребительских рынках в странах-импортерах и так далее.

Внешний курс национальной экономической политики должен зависеть от динамики мировой конъюнктуры, но минимально воздействовать на активность экономических и социальных трансформаций внутри страны, ориентированных не на формирование потребительского общества, а на условия стабильного и самодостаточного роста.

Исходя из выделенных в результате проведенного анализа различий в ориентирах (ценностях) глобальной и устойчивой экономики (табл. 2), можно определить основные принципы государственного регулирования устойчивой экономики (табл. 3).

Таблица 2 - Принципы (ценности) глобальной и устойчивой экономики

Table 2 - Principles (Values) of Global and Sustainable Economy

Глобальная экономика Устойчивая экономика

Международная мобилизация факторов производства Доступ к факторам производства при наличии необходимости

Второстепенность географии, глобализация взаимозависимости Ограничение зависимости развития от конъюнктуры мировых рынков, стремление к географической локализации

Эффективность менеджмента и бизнес-процессов Эффективность использования ресурсов

Концентрация собственности у эффективных владельцев Баланс экономической роли всех членов сообщества

Доминанта потребления Доминанта ответственного потребления

Капиталократия Технократия, нетократия

Справедливая эффективность Эффективная справедливость

Таблица 3 - Основные принципы государственного регулирования в устойчивой экономике

Table 3 - Main Principles of State Regulation in a Sustainable Economy

Внутренний вектор Внешний вектор

Самодостаточность, самообеспеченность Целесообразность

Доверие Правовая защита, контрактное право

Справедливость распределения Свобода рыночной деятельности

Скромность Максимизация прибыли

Долгосрочность Устойчивая прибыль

Стабильность Адекватность рыночным трендам

Синхронизация потребностей и возможностей Экспансионизм, постоянный рост

Высокий потенциал автономности Высокий потенциал к глобальному лидерству

Рост благосостояния Рост производства, торговли

Минимум долгов Эффективная финансовая политика

Прозрачность распределения Оптимизация бизнес-процессов

Стабильность каждой деревни -стабильность страны Конкурентоспособность фирмы -конкурентоспособность нации

Таким образом, доктринально государство в рамках устойчивой экономики не имеет ничего общего с автаркией, отказом от любого вида внешнеэкономической деятельности, концентрацией только на внутренних ресурсах как производства, так и потребления.

Наоборот, роль государства в устойчивой экономике даже более активна на внешнем контуре, прагматична, многоаспектна - оно поддерживает участие национального бизнеса в мирохозяйственных процессах, приветствует иностранных инвесторов, торговые отношения, расценивая это как источник национального благополучия и стабильности, в которые внешнеэкономические преимущества способны быть конвертированы.

Аналогичным образом роль государства в моделях устойчивой экономики отлична от планового хозяйства или административно-командной экономики (Кильдюшкина, 2012), поскольку допускается планирование и администрирование только зоны внутренних стратегических интересов, не отменяются права частной собственности (наоборот, строго соблюдаются и защищаются), идет содействие росту конкуренции и экономической экспансии в рамках внешнего вектора своей реализации.

Стратегически государство в рамках устойчивой экономики не стремится к национализации крупнейших монополий (традиционно связанных с эксплуатацией и продажей на мировые рынки природного сырья) и поддержанию свободной конкуренции лишь на потребительских рынках, открытых для малого и среднего бизнеса (торговля, общественное питание, легкая промышленность и т. д.).

Основываясь на определении устойчивой экономики как концепции новой фазы развития социально-экономических отношений, с целью формализации приоритетов, инструментов совершения будущего фазового перехода возможно оценить модели устойчивой экономики, в границах которых развиваются взаимодействия между непосредственно самой экономикой, обществом, окружающей средой и государством.

В зависимости от взаимодействий четырех компонент можно выделить три основные модели устойчивой экономики: стабилизационную, предикативную и сбалансированную.

Стабилизационная модель устойчивой экономики основывается на координирующей принципы развития общества, экономики и окружающей среды роли государства, которое определяет основы взаимоотношений между сферами обращения природного, человеческого и традиционного капитала с помощью нормативно-правового их обеспечения, императивного переноса принципов функционирования, свойственных для одной среды, на сферу другой (например, введение платежей за пользование природными ресурсами, требованиями реализации инвестиций в природоохранную деятельность, восстановление природного капитала, коммерциализация природопользования, применение рыночных инструментов в процессах реализации социальных программ, инвестиций в развитие социальной инфраструктуры, улучшение условий жизни, труда и т. д.).

В стабилизационной модели государство устанавливает предельные нормы и лимитирующие факторы развития с целью сохранения устойчивости последнего, например, предельные значения выбросов и целевые показатели сокращения использования ресурсов, проводит фискальную реформу для обеспечения экономической устойчивости (особенно в сфере природопользования), содействует развитию и передаче технологий и инноваций устойчивости; разрабатывает национальную систему показателей экономической устойчивости, контролирует ее реализацию (рис. 1).

Мировое Макроэкономическая Устойчивое развитие

ХОЗЯЙСТВ

?—" 0 " 1

ость, V V

эффективность, экспансия

справедливость самосохранение, перспективная справедливость

Рисунок 1 - Стабилизационная модель устойчивой экономики Figure 1 - Stabilization Model of a Sustainable Economy

В предикативной модели устойчивой экономики взаимодействие между обществом, экономикой и окружающей средой непосредственное. Государство формирует условия в макроэкономической системе, которые способствуют эффективной диффузии принципов и инструментов функционирования между сферами.

Это достигается путем возможной конвертации приоритетов развития одной области жизнедеятельности в приоритеты других. Например, компании как представители экономической сферы активизируют инвестиции в человеческий капитал территории, содействуя его развитию, руководствуясь при этом сугубо рыночными интересами (эффективностью), либо общество начинает рациональнее использовать природный капитал, аналогизируя его сохранность с уровнем качества собственной жизни либо жизни будущих поколений.

В рамках данной модели активизируется развитие альтернативных макроэкономических возможностей (ресурсы, отрасли, продукты); активно производятся инвестиции в рабочие места, социальные активы и инфраструктуру; повышается «социальная ответственность» финансовой сферы и налогообложения; «экологическая ответственность» бизнеса; растет приоритет внутреннего (локальных) рынка, разумного потребления в ущерб интеграции страны в глобальные цепочки поставок (рис. 2).

Рисунок 2 - Предикативная модель устойчивой экономики Figure 2 - Predictive Model of a Sustainable Economy

Сбалансированная модель (рис. 3) иллюстрирует, насколько экономика подчинена обществу, поскольку напрямую зависит от человеческого капитала, и в конечном итоге вся экономика вращается вокруг общественного благосостояния.

устойчивое развитие

мировое хозяйство

Рисунок 3 - Сбалансированная модель устойчивой экономики Figure 3 - Balanced Model of Sustainable Economy

В сбалансированной модели устойчивой экономики все отрасли и рынки функционируют в соответствии с принципами устойчивого и экологически чистого экономического развития. Корпоративная и экологическая социальная ответственность в ней - это ключевая философия долгосрочной миссии и стратегии развития финансовых институтов и других хозяйствующих субъектов.

В обществе, которое в рамках сбалансированной модели устойчивого развития является выражением среды своего проживания, также происходят определенные трансформации, например, разделение труда и улучшение баланса между работой и личной жизнью; борьба с системным неравенством; измерение благосостояния с учетом реальных условий окружающей среды; укрепление человеческого и социального капитала, культуры и ценностей потребления.

Условия справедливости и экологические ограничения, вместе взятые и предполагающиеся в данной модели, означают установление равных долей на душу населения в рамках экологического предела, приближающегося к устойчивому уровню (Meyer, 2004).

Лимиты должны быть установлены для добычи дефицитных невозобновляемых ресурсов, выбросов отходов (особенно токсичных и опасных), использования «ископаемых» источников подземных вод и норм добычи возобновляемых ресурсов. Необходимо создать эффективные механизмы для достижения целевых показателей в рамках этих ограничений, и в дальнейшем последние также необходимо интегрировать в убедительную экономическую основу.

Странам следует разрабатывать новую экологическую макроэкономику, в которой долгосрочная стабильность больше не зависит от неуклонного роста потребления, что обусловит изменения в конфигурации ключевых макроэкономических переменных. Вместе с тем потребление, государственные расходы, инвестиции, занятость будут иметь значение и в устойчивой экономике.

Однако возникнут различия в балансе потребления и инвестиций, роли государственного, общественного и частного секторов, характере роста производительности, условиях рентабельности. Все они, вероятно, изменятся по мере того, как в игру вступят экологические и социальные цели, и необходимо будет явно ввести в действие новые переменные, отражающие зависимость экономики от энергии и ресурсов, а также ограничения на потребление природного капитала будут включать переменные, отражающие ценность экосистемных услуг и запасы критически важного природного капитала.

В традиционной экономике инвестиции стимулируют рост потребления за счет постоянного повышения производительности и расширения потребительских рынков. В устойчивой экономике они должны быть направлены на долгосрочную защиту активов, от которых зависят основные экономические услуги.

Новыми целями инвестиций станут технологии и инфраструктура повышения эффективности использования ресурсов, защиты экологических активов, содержание общественных пространств, создание и приумножение социального капитала.

Реформирование рынков капитала и принятие законов против дестабилизирующей финансовой практики - это не просто наиболее очевидные ответы на финансовые кризисы; это важная основа для новой устойчивой макроэкономики.

Последняя в сбалансированной модели должна быть экологически и социально грамотной, чтобы покончить с отделением экономики от общества и окружающей среды. Первым шагом в достижении этого должна стать реформа национальной системы учета, чтобы то, что мы измеряем, было приведено в соответствие с тем, что действительно важно (интеграция экологических переменных в национальные счета и отказ от «фетишизации» внутреннего валового продукта).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перед государством, пытающимся создать устойчивую модель собственного прогресса, стоит важная задача - ликвидировать сложившиеся в результате экономической глобализации «порталы» подключения, интеграции национальной экономической системы в мирохозяйственные связи, через которые активно и успешно реализовывались интересы транснационального бизнеса, более способного к релокации (например, в условиях удорожания или снижения качества рабочей силы), нежели к инвестициям в местный социальный капитал и природоохранные мероприятия (Бауман, 2015).

Список источников:

Алиев З.Т. Влияние экологических аспектов на политику социально-экономического развития государств // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2012. № 7 (87). С. 226-232.

Бауман З. Идет ли богатство немногих на пользу всем прочим? М., 2015. 105 с.

Дарбалаева Д.А. Сущность и место природного капитала в эколого-экономической системе // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2014. № 4. С. 145-156.

Кильдюшкина И.Г. Специфика социалистической модели развития экономики регионального типа // Экономическая история. 2012. № 4 (19). С. 60-68.

Кулясова А.А. Социально-экономический анализ экологически устойчивого развития. СПб., 2001. 149 с.

Тагаров Б.Ж. Цели реализации концепции устойчивого развития на разных уровнях экономической системы // Креативная экономика. 2021. Т. 15, № 3. С. 821-836. https://doi.org/10.18334/ce.15.3.111868.

Domar E.D. Capital Expansion, Rate of Growth and Employment // Econometrica. 1946. Vol. 14, iss. 2. Р. 137-147. https://doi.org/10.2307/1905364.

Feldstein M.S. The Inadequacy of Weighted Discount Rates // Cost Benefit Analysis. Harmondsworth UK, 1972. Р. 311-332.

Harrod R.F. An Essay in Dynamic Theory // The Economic Journal. 1939. Vol. 49, iss. 193. Р. 14-33. https://doi.org/10.2307/2225181.

Jevons S. The Coal Question: An Inquiry Concerning the Progress of the Nation and the Probable Exhaustion of Our Coal Mines. Cambridge, 1865. 383 р.

Kaplan S. Bread, Politics and Political Economy in the reign of Louis XV. Hague, 1976. Vol. 1. 408 р. https://doi.org/10.1007/978-94-010-1404-5.

Kaun D.E. Income and Happiness: Earning and Spending as Sources of Discontent // Journal of Socio-Economics. 2005. Vol. 34, iss. 2. Р. 161-177. https://doi.org/10.1016/j.socec.2004.09.005.

Meadows D.H., Randers J., Meadows D.L. The Limits to Growth // The Future of Nature. N. Y., 1972. Р. 158-175. https://doi.org/10.12987/9780300188479-012.

Meyer A. Briefing: Contraction and convergence // Proceedings of the Institution of Civil Engineers - Engineering Sustaina-bility. 2004. Vol. 157, iss. 4. Р. 189-192. https://doi.org/10.1680/ensu.2004.157A189.

Pezzey J., Toman M. Progress and Problems in the Economics of Sustainability // International Yearbook of Environmental and Resource Economics, 2002/2003. Edgar Elgar, 2003. Р. 165-232. https://doi.org/10.4337/9781035304738.00013.

Solow R. A Contribution to the Theory of Economic Growth // Quarterly Journal of Economics. 1956. Vol. 70, iss. 1. Р. 6594. https://doi.org/10.2307/1884513.

References:

Aliev, Z. T. (2012) Ecological Aspects of the National Socio-Economic Development Policy. Vestnik RGGU. Seriya: POLITOLOGIYa. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. Zarubezhnoe regionovedenie. Vostokovedenie. (7 (87)), 226-232. (In Russian).

Bauman, Z. (2015) Idet li bogatstvo nemnogikh na pol'zu vsem prochim? [Does the wealth of the few benefit everyone else?] Moscow. 105 р. (In Russian).

Darbalaeva, D. A. (2014) Essence and Position of the Natural Capital in Ecological-Economic System. ETAP: ekonomich-eskaya teoriya, analiz, praktika. (4), 145-156. (In Russian).

Domar, E. D. (1946) Capital Expansion, Rate of Growth and Employment. Econometrica. 14 (2), 137-147. Available from: doi:10.2307/1905364.

Feldstein, M. S. (1972) The Inadequacy of Weighted Discount Rates. In: Cost Benefit Analysis. Harmondsworth UK, рр. 311-332.

Harrod, R. F. (1939) An Essay in Dynamic Theory. The Economic Journal. 49 (193), 14-33. Available from: doi:10.2307/2225181.

Jevons, S. (1865) The Coal Question: An Inquiry Concerning the Progress of the Nation and the Probable Exhaustion of Our Coal Mines. Cambridge. 383 р.

Kaplan, S. (1976) Bread, Politics and Political Economy in the reign of Louis XV. Hague. Vol. 1. 408 р. Available from: doi:10.1007/978-94-010-1404-5.

Kaun, D. E. (2005) Income and Happiness: Earning and Spending as Sources of Discontent. Journal of Socio-Economics. 34 (2), 161 -177. Available from: doi:10.1016/j.socec.2004.09.005.

Kildyushkina, I. G. (2012) Specific Character of the Socialist Model of the Regional Economy Development. Ekonomich-eskaya istoriya. (4 (19)), 60-68. (In Russian).

Kulyasova, A. A. (2001) Sotsial'no-ekonomicheskii analiz ekologicheski ustoichivogo razvitiya [Socio-Economic analysis of environmentally sustainable development]. St. Petersburg. 149 р. (In Russian).

Meadows, D. H., Randers, J. & Meadows, D. L. (1972) The Limits to Growth. In: The Future of Nature. New York, рр. 158175. Available from: doi:10.12987/9780300188479-012.

Meyer, A. (2004) Briefing: Contraction and convergence. Proceedings of the Institution of Civil Engineers - Engineering Sustainability. 157 (4), 189-192. Available from: doi:10.1680/ensu.2004.157.4.189.

Pezzey, J. & Toman, M. (2003) Progress and Problems in the Economics of Sustainability. In: International Yearbook of Environmental and Resource Economics, 2002/2003. Edgar Elgar, рр. 165-232. Available from: doi:10.4337/9781035304738.00013.

Solow, R. (1956) A Contribution to the Theory of Economic Growth. Quarterly Journal of Economics. 70 (1), 65-94. Available from: doi:10.2307/1884513.

Tagarov, B. Zh. (2021) Objectives of Sustainable Development at Different Levels of the Economic System. Creative Economy. 15 (3), 821-836. Available from: doi:10.18334/ce.15.3.111868. (In Russian).

Информация об авторе Д.Г. Иванова - кандидат экономических наук, доцент Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=807093

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author D.G. Ivanova - PhD in Economics, Associate Professor, Rostov State University of Economics (RINH), Rostov-on-Don, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=807093

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 25.09.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 23.10.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.11.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.