Научная статья на тему 'О роли государства на разных этапах развития отраслевых рынков'

О роли государства на разных этапах развития отраслевых рынков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕЖФИРМЕННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КОНСОЛИДАЦИЯ ОТРАСЛИ / ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / СИСТЕМА ГОСЗАКАЗА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / STRATEGIC MANAGEMENT / INTERCOMPANY COOPERATION / THE CONSOLIDATION OF THE INDUSTRY / SECTORAL PATTERN / INNOVATION POLICY / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / INSTITUTIONAL FRAMEWORK / THE SYSTEM OF STATE ORDERS / COMPETITIVE ADVANTAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богданова Татьяна Александровна

Исследование посвящено вопросам государственного регулирования отраслей национальной экономики в целях создания и удержания национальных конкурентных преимуществ. Объектом исследования являются процессы развития отраслевых рынков РФ и роль государства на различных этапах развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the state at different stages of industries markets' development

The research is devoted to the issues of state regulation for national economy’s industries in order to create and retain national competitive advantages. The object of the study is the processes of industries markets' development in Russian Federation and the government role during various stages of industry development.

Текст научной работы на тему «О роли государства на разных этапах развития отраслевых рынков»

Т. А. Богданова1

о роли ГОСУДАРСТВА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

Создание и сохранение национальных конкурентных преимуществ является одним из приоритетных направлений экономической политики любого государства. Реализация данной политики в рамках отдельного государства осложняется спецификой современных производственно-общественных отношений: глобальная интеграция ресурсов и производства; усиление позиций транснациональных корпораций; создание межнациональных экономических союзов и другие межнациональные инфраструктурные изменения. Прогноз процессов динамического развития, а также нивелирование последствий влияния циклических колебаний на экономику страны требуют учета ее отраслевой структуры и особенностей отдельных отраслей. Современные отрасли со своими ресурсными, производственными и торговыми отношениями, спецификой межфирменных взаимодействий в современных условиях развития рыночных отношений чаще всего не имеют национальных границ. Табачное производство, сталелитейное, автомобильное, производство соков и газированных напитков и т.п.— все это так называемые глобальные отрасли.

Экономика любой страны представлена малым и крупным бизнесом с преобладанием того или другого в зависимости от национальной специфики страны, ее ресурсной базы, исторических особенностей, стадии экономического развития и т.п. Малый бизнес обычно представлен национальными предприятиями, обеспечивающими своей продукцией и услугами в основном внутренний рынок. Его роль в рамках циклических процессов нужно рассматривать, скорее, как элемент сглаживания амплитуды колебаний экономики, особенно в период рецессии, так как сфера деятельности малого бизнеса — чаще всего создание товаров и услуг относительно краткосрочного потребления, спрос на которые не имеет особой тенденции к сокращению в период стагнации. Современный крупный бизнес, как правило, представлен наднациональными компаниями, имеющими сложную структуру собственности, а также систему организации производства и сбыта2. Процесс создания, производства и распределения их продукции затрагивает огромное количество рынков различных стран3, а финансовое состояние сильно зависит от колебаний фондовых рынков. Эффективная отраслевая государственная политика заключается в поддержке определенной пропорции крупного и малого бизнеса, обеспечивающей социально-экономический баланс. Крупный бизнес является основным источником налоговых поступлений в государственный бюджет (а значит — средств на перераспределительную социально-экономическую политику государства); малый бизнес напрямую связан с ростом доходов и качества жизни населения.

1 Татьяна Александровна Богданова, доцент кафедры мировой и региональной экономики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, канд. экон. наук.

2 Вопросы межфирменных отношений на отраслевом и межотраслевом уровнях исследуются отечественными специалистами С. Авдашевой, В. Дементьевым, Г. Клейнером, М. Шерешевой, О. Юлдашевой, В. Катькало и многими другими.

3 Современная теория динамического развития особое внимание уделяет исследованию поведенческих характеристик экономических агентов (объединений, групп, союзов) и их влиянию на конъюнктурные изменения.

Одним из современных методов отраслевого анализа является модель Kearney4, разработанная в результате исследований огромного количества сделок по слияниям и поглощениям конца ХХ — начала XXI в., процессов развития отраслей и изменения их структуры во времени. Авторы модели выяснили, что существуют определенные принципы развития отраслей: этапы консолидации, время консолидации, специфика межфирменных взаимодействий на отдельных этапах. На рубеже веков процесс от начального этапа — зарождения отрасли до последнего — этапа равновесия (альянсов) охватывал в среднем 20...25 лет (к середине XXI в. прогнозируется сокращение этого периода до 15.. .17 лет) [1].

Каждый этап развития отрасли (рождение, рост, специализация, равновесие) характеризуется следующими параметрами: число компаний, вид и специфика стратегических групп, количество М&А, цели слияний и их результаты (эффективность), стоимость сделок и их форма, степень консолидации и набор стратегических решений, используемых участниками отрасли5.

Рождение отрасли (в результате либо либерализации рынка, либо появления новых перспективных технологий) сопровождается появлением множества компаний. На данном этапе еще нет массового производства, рынок находится в поиске наилучшей комбинации функциональных характеристик нового продукта. В этот период формируются потребительские предпочтения, а производители ищут способы удовлетворения запросов потребителей. Обычно основной стратегией развития на данном этапе является территориальная экспансия.

Затем наступает этап роста: фрагментированный рынок начинает консолидироваться. Появляются компании-лидеры, которые быстрее улавливают потребности рынка, начинают активнее набирать вес и поглощать слабых конкурентов. С другой стороны, необходимость сохранения конкурентных преимуществ требует от этих компаний («консолидаторов») создания так называемого отраслевого стандарта и перехода к массовому производству. Как показывает история развития отраслей [2], компании-«новаторы», создающие принципиально новые продукты (отрасли), редко сохраняют свои позиции. Именно на этом этапе их обходят «консолидаторы», развивающие отраслевые компетенции в направлении наилучшей комбинации цены и выявленных функциональных параметров (идею персонального компьютера в 1976 г. предложила компания Apple, а консолидатором, создавшим массовый рынок, стала IBM в 1981 г.). Именно на второй стадии постоянный поиск дополнительных конкурентных преимуществ путем реализации стратегий вертикальной, горизонтальной и боковой интеграции приводит к наибольшему количеству различных видов и форм альянсов.

На следующем этапе (специализации) отраслевые лидеры становятся все крупнее, сливаясь с равными, освобождаясь от непрофильных и нерентабельных направлений бизнеса и повышая внутреннюю эффективность. Число слияний сокращается, а их стоимость возрастает. Количество компаний обычно уменьшается минимум вдвое по сравнению с предыдущей стадией, при этом компании представлены двумя стратегическими группами: эшелон лидеров (крупные и/или транснациональные предприятия, удовлетворяющие потребности массового потребителя) и группа нишевых компаний (средний и малый бизнес), чаще всего представленная национальными предприятиями.

4 A. T. Kearney («Эй Ти Карни») — одна из ведущих консалтинговых фирм, основана в 1926 г., имеет 59 офисов в 39 странах.

5 Согласно эволюционному подходу, выделяются три фазы развития: конкуренция (аналогично этапу рождения и роста), олигопольная структура (этап специализации), монополия (или «равновесие» в модели Kearny).

Последний этап консолидации — равновесие (этап альянсов): несколько оставшихся на рынке гигантов образуют союзы, чтобы наилучшим образом распорядиться имеющимися компетенциями. Со временем от этих гигантов отпочковываются перспективные бизнесы, которые должны дать начало новым отраслям, и весь цикл повторяется. На четвертой стадии отрасль, в зависимости от специфики, может задержаться на достаточно продолжительный срок — до 10...15 лет и больше (например, табачная промышленность и производство газированных напитков).

Существующие принципы развития отрасли позволяют получить необходимую информацию для принятия решений субъектами рынка: возможность разрабатывать различные варианты стратегического поведения действующих и входящих в отрасль компаний; выбор адекватных мер реакции контролирующих и координирующих участников рынка (государственных институтов, общественных организаций, СМИ и т.п.), обеспечивающих создание и поддержание конкурентных условий.

С учетом постоянного стремления бизнеса к поиску эффективных способов использования ресурсов все отрасли можно условно разделить на так называемые инновационные и традиционные, которые когда-то также были новыми6. Именно инновационные отрасли генерируют основной производственный и финансовый капитал, что объясняется возможностью эффективного использования ресурсов. Исчерпание и рассеивание инновационного потенциала этих отраслей со временем (становление их традиционными) является фактором конъюнктурных колебаний. Соответственно динамика развития инновационных отраслей, генерирующих на определенном этапе развития значительный объем ресурсов (капитальных, финансовых, трудовых и т.п.), непосредственно сказывается на динамике экономического развития отдельных стран и на мировой экономике в целом. Использование принципов развития и структурных изменений отраслей во времени позволяет не только объяснить поведение конкурирующих компаний, но и сформулировать роль государственных и иных участников рынка в управлении амплитудой конъюнктурных колебаний посредством различных, в том числе и институциональных, воздействий.

Практическое использование принципов развития отраслей в российских условиях требует учета некоторых специфических моментов:

1. Модель консолидации построена на использовании индексов концентрации — доли трех крупнейших игроков (СИ3) и индекса Хиршмана-Херфиндаля (НН1). Граничные значения индексов в российских законах не закреплены, но и ФАС, и аналитики пользуются существующей классификацией. Сложность применения этих коэффициентов связана с определением продуктовых и географических границ рынка, от которых зависят масштаб отрасли и доля в ней конкретной компании.

2. Специалисты А. Т. Кеагпеу создавали свою теорию исходя из реалий западного мира (развитой конкуренции, понятных механизмов госрегулирования и деятельности различных институтов). В России их действие можно наблюдать лишь в последние несколько лет, кроме того, они носят довольно искаженный и фрагментарный характер. Все минувшее десятилетие узкий круг инвесторов занимался быстрым приобретением активов, владельцы которых становились крупными собственниками, минуя все промежуточные этапы роста. В итоге немало российских отраслей сегодня находятся на финальной стадии консолидации, когда уже ничего не происходит, а концентрация рынка близка к предельной (рис.1). Это характерно для черной и цветной металлургии, нефтепереработки, производства труб, автомобиле- и судостроения (практически всех видов машиностроения),

6 Например, в конце XIX в. элетроэнергетику можно было отнести к инновационной сфере, а к середине XX в. она стала относительно «традиционной» (теория длинных циклов Кондратьева).

железорудной отрасли. Причина не только в российской приватизационной истории, но и в господдержке крупных холдингов в авиапроме, вертолетостроении и других стратегических отраслях, ориентированных на экспорт. К так называемым рыночным отраслям в России можно отнести прежде всего розничную торговлю, пищевую промышленность, производство стройматериалов. Так или иначе — везде можно наблюдать процессы консолидации, различающиеся только скоростью происходящих событий.

Рис. 1. Процессы консолидации отдельных отраслей в РФ (2006-2012 гг.)

3. С момента образования первого поколения собственников в РФ прошло уже почти 20 лет. В условиях российского рынка, когда собственник, как правило, является и управляющим компании, можно ожидать (надеяться), что естественная смена поколений приведет к определенным изменениям как в структуре собственности, так и в системе взаимоотношений собственник — менеджер, что отразится и на российском рынке ценных бумаг.

Транснациональные компании обычно появляются на национальном рынке, когда национальные компании в результате межфирменных взаимодействий консолидируют отрасль до III стадии, на которой появляются явные лидеры7. Приход на российский рынок иностранных предприятий имеет ряд положительных социальных и экономических последствий: культура и опыт менеджмента; повышение прозрачности финансовых потоков; внедрение новых технологий и т.п. Существуют и отрицательные моменты, и прежде всего растущая диспропорция доли крупного и малого бизнеса в российской экономике. На фоне относительно быстрых процессов консолидации потенциально глобальных от-

7 В 2008 г. Baltic Beverages Holding (BBH, датско-британское совместное предприятие) приобрело ОАО «Балтика» — крупнейшую российскую пивоваренную компанию (доля рынка на тот момент — 39,7%); в 2009 г. компания PepsiCo стала владельцем (100%) крупнейшего производителя соков на российском рынке ОАО «Лебедянский» (доля рынка на тот момент — 30%).

раслей в России практически ничего не происходит в тех сферах, которые традиционно представлены малым бизнесом. Это делает российскую экономику особенно зависимой от мировых конъюнктурных колебаний.

Сложившаяся отраслевая структура российской экономики (связанная как с историческими факторами развития страны, особенностями становления рыночных отношений, так и с ее сырьевой обеспеченностью) не создает условий для долгосрочного социально-экономического роста. Стратегически важной задачей является инновационная модернизация российской экономики, предполагающая изменение отраслевой структуры, преодоление топливно-сырьевой ориентации, ускоренное развитие производства наукоемкой высокотехнологичной продукции. Принципиальные структурные изменения должны сочетаться с трансформационными преобразованиями, способствующими созданию и развитию возможностей национальных фирм конкурировать как в новых, так и в сложившихся отраслях на мировом уровне.

Формирование конкурентных преимуществ национальной экономики определяется эффективностью методов применения ресурсов и наличием соответствующих механизмов распределения доходов, полученных экономическими субъектами страны. Изменения в структуре и специфике современных общественно-производственных отношений требуют постоянного совершенствования способов и методов решения этих вопросов. В условиях интеграции российской экономики в мировую систему для выработки адекватных действий на уровне отдельно взятого бизнеса и государственных органов необходимы знания и учет мировых тенденций.

Страны с развитой рыночной экономикой имеют богатый опыт развития и стимулирования предпринимательской деятельности. Использование различных организационных форм взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса позволяет создавать и поддерживать баланс экономической эффективности и социальной справедливости. На современном этапе развития общества принципиально изменяются цели, механизмы, системы управления и способы участия государства в рыночной экономике.

Стратегическое государственное управление возможно только при соответствующем уровне знаний о сущности и специфике объекта. В отличие от стран, где накоплен обширный статистический материал о процессах развития отдельных рынков и отраслей, российская экономика не имеет таких исследований, поскольку структура большинства базовых отраслей сформировалась в результате централизованного государственного управления, а не под действием рыночных механизмов.

Актуальным становится решение следующих вопросов: где и в каких отраслях предприятия национальной экономики могут обеспечить себе конкурентные преимущества, например, только за счет использования отечественных ресурсов (добыча нефти)?; в каких и когда — за счет использования новых методов и технологий производства (военная промышленность, космонавтика)?; где нужно успеть стать успешным консолидатором рынка (сталелитейная отрасль), а где занять нишевые позиции?; и самое главное — как и каким образом государство должно участвовать в решении этих вопросов? При этом необходимо учитывать, что современные приемы стратегического управления ресурсами компаний и экономики в целом предполагают наличие развитого рынка ценных бумаг и непосредственное участие значительной части населения в инвестиционном процессе. А это сказывается как на процессах стратегического управления, так и на уровне качества жизни в РФ.

В условиях интеграции российской экономики в мировую систему требуется использование дифференцированного отраслевого подхода, направленного на совершенствование антимонопольного законодательства на национальном и международном уровнях; созда-

ние механизмов, ускоряющих процесс коммерческого использования результатов НТП с участием национальных ресурсов; регулирование межфирменных отношений с целью повышения экономической эффективности использования ресурсов.

К специфическим экономическим и институциональным отраслевым параметрам отдельных сфер национальной экономики относятся [3]: стадия консолидации отрасли, количество и размер участников, степень их взаимозависимости, структурные связи между компаниями и стратегическими группами, наличие и «высота» барьеров входа и выхода, частота взаимодействия участников, информационная прозрачность, темпы роста спроса и его эластичность, уровень и дифференциация издержек участников, асимметрия производственных мощностей участников, взаимодействие участников рынка с представителями других отраслей и т.п. Своеобразие отдельных отраслей сказывается на сбалансированности структуры национальной экономики в целом и стабильности ее долгосрочного развития.

Учет специфики структуры отдельных отраслей РФ и их взаимосвязей, разработка и реализация различных механизмов косвенного вмешательства, принципов взаимодействия участников позволяют определить время и характер принятия необходимых мер, а также управлять инновационными процессами и развитием российской экономики.

Активная экономическая политика, направленная на разработку и реализацию мер по созданию адекватной структуры отдельных рынков и отраслей на различных этапах их развития, обеспечит их восприимчивость как к практической реализации технологических инноваций, так и к генерации новых инновационных процессов. При этом характер государственного вмешательства предполагает отказ от мер прямого регулирования и использование различных форм косвенного воздействия.

В первую очередь необходимо создать систему планово-прогнозных институциональных структур для разработки долгосрочной экономической стратегии промышленной политики РФ, основанной на прогнозах динамики личного и производственного спроса в стране. Существующая государственная система прогнозирования и планирования социально-экономического развития8 характеризуется высоким уровнем централизации. Опыт отдельных стран (например, США) показывает, что эффективность системы социально-экономического прогнозирования повышается при ее децентрализации (особенно, если учесть специфику территориального фактора России), а также при выполнении прогнозных разработок для нужд государственного управления на контрактной основе частными (неправительственными) организациями.

Использование различных форм организации системы государственных заказов в сфере нововведений с привлечением малого бизнеса является особенно эффективным инструментом развития отрасли на этапе альянсов. Основная часть научно-технического и технологического потенциала сосредоточена в крупных компаниях, но малые и средние фирмы, несмотря на ограниченные финансовые ресурсы, практически всегда опережают их по части коммерциализации результатов НИОКР. Они занимаются разработкой и освоением нововведений в тех сферах, которые крупному бизнесу представляются или неперспективными, или слишком рискованными. Определенное «зависание» отдельных отраслей на последнем этапе консолидации можно объяснить и отсутствием необходимой государственной политики в данной сфере. Одним из современных подходов к созданию инновационной экономики является кластерная политика. Она успешно реализуется в странах с развитой рыночной экономикой и является эффективным инструментом кооперации малого и крупного бизнеса как в генерации идей, так и в их реализации. Кластеры создают

8 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в Российской Федерации».

оптимальные условия для сочетания конкуренции и кооперации, это один из основных элементов инновационных систем ведущих экономик мира [4]. Россия на этом пути делает только первые шаги (инновационный центр «Сколково», автомобильные кластеры в Самарской и Калужской областях). В 2012 г. утвержден проект перечня 25 инновационных территориальных кластеров [5], а Министерству экономического развития РФ поручено сформулировать меры по их государственной поддержке.

К другим мерам эффективной отраслевой политики, основанной на дифференцированном подходе, можно отнести:

• использование различных форм государственно-частного предпринимательства;

• совершенствование механизмов антимонопольного регулирования и деятельности естественных монополий;

• стимулирование неэкономической государственной поддержки бизнеса путем создания различного рода институтов;

• разработку социальных программ, в том числе направленных на снижение отрицательных эффектов «инновационных изменений», и других мер, в которых государство выступает в роли активного участника происходящих процессов.

Использование тех или иных мер предполагает системный подход с учетом фазы развития отрасли, степени ее глобальности и участия в данной отрасли национальных ресурсов. На данном этапе развития рыночных отношений в России большинство существующих отраслей находится на третьей или четвертой стадии консолидации развития. Отрасли, которые относятся к глобальным, под действием рыночных механизмов и зарубежной практики государственного регулирования (антимонопольная, инновационная, кредитная политика, государственно-частное предпринимательство и т.п.) так или иначе окажутся на этапе обновления (переход к первому этапу) и перейдут на новый цикл развития или создадут принципиально новые отрасли. Соответственно, разработка и реализация государственной отраслевой политики в РФ должна носить превентивный характер, что даст возможность отечественным предприятиям реализовать свои конкурентные преимущества (в том числе и в инновационной сфере) и генерировать основной производственный и финансовый капитал.

список литературы

1. Динз, Г. К победе через слияние. Как обратить отраслевую консолидацию себе на пользу/Г. Динз, Ф. Крюгер, С. Зайзель. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

2. Маркидес, К.К. Искусство быть вторым. Почему «открыватели рынков» не становятся безусловными лидерами / К. К. Маркидес, П. А. Героски. — М.: Вершина, 2006.

3. Авдашева, С. Б. Экономические основы антимонопольной политики в контексте мирового опыта: лекционные и методические материалы / С. Б. Авдашева, А. Е. Шаститко, Е. Н. Калмычкова // Экономический журнал ВШЭ. — 2007. — № 2.

4. Колошин, А. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной конкурентоспособности на основе развития кластеров / А. Колошин, К. Разгуляев, Ю. Тимофеев, В. Русинов. http://politanaliz.ru/articles_695.html

5. http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/8b69c0004ca1ebe280f1ab12 ас4184£а/ perechen_innovacionnih_klasterov.pdf? МОБ=А^ЕКЕ8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.