Научная статья на тему 'О рисках при реализации мероприятий по занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста'

О рисках при реализации мероприятий по занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
315
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / РИСКИ / EMPLOYMENT / LABOUR MARKET / JOB CENTRE / NATIONAL PROJECT RISKS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ильин Сергей Михайлович, Бордюгова Наталия Александровна, Ильвес Галина Николаевна

В последние годы вновь становятся актуальными вопросы занятости на рынке труда женщин, имеющих детей дошкольного возраста. Растет численность женщин, нуждающихся в профессиональном обучении (переобучении) как инструменте профессионального развития и конкурентоспособности на рынке труда. Эти аспекты были учтены при разработке национального проекта «Демография», составной частью которого стал Федеральный проект «Содействие занятости женщин создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет». В статье на основе опыта Департамента по труду и занятости Свердловской области рассматриваются возможные организационные и иные риски реализации на региональном уровне мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию женщин в период отпуска по уходу за ребенком до трех лет. Показаны возможные последствия и способы минимизации указанных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the risks in the implementation of measures for employment of women with preschool children

In recent years, the issues of employment in the labour market of women with preschool children have become relevant again. The number of women in need of vocational training (retraining) as a tool for professional development and competitiveness in the labour market is growing. These aspects were taken into account in the development of the national project "Demography", part of which was the Federal project "Promotion of women's employment creation of conditions for preschool education for children under the age of three years". Based on the experience of the Department of labor and employment of the Sverdlovsk region, the article discusses the possible organizational and other risks of implementing measures at the regional level for vocational training and additional vocational education of women during the period of leave to care for a child up to three years. The possible consequences and ways to minimize these risks are shown.

Текст научной работы на тему «О рисках при реализации мероприятий по занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 6 • Номер 3 • Июль-сентябрь 201 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Первое

экономическое издательство

0 рисках при реализации мероприятий по занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста

Ильин С.М. 1, Бордюгова Н.А. 2, Ильвес Г.Н. 1

1 УрМФ ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский социальной защиты Российской Федерации, Екатеринбург

2 Департамент по труду и занятости Свердловской области

АННОТАЦИЯ:_

В последние годы вновь становятся актуальными вопросы занятости на рынке труда женщин, имеющих детей дошкольного возраста. Растет численность женщин, нуждающихся в профессиональном обучении (переобучении) как инструменте профессионального развития и конкурентоспособности на рынке труда. Эти аспекты были учтены при разработке национального проекта «Демография», составной частью которого стал Федеральный проект «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет». В статье на основе опыта Департамента по труду и занятости Свердловской области рассматриваются возможные организационные и иные риски реализации на региональном уровне мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию женщин в период отпуска по уходу за ребенком до трех лет. Показаны возможные последствия и способы минимизации указанных рисков.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: занятость, рынок труда, центр занятости, национальный проект, риски.

институт труда» Министерства труда и , Россия

, Екатеринбург, Россия

About the risks in the implementation of measures for employment of women with preschool children

Ilyin S.M. 1, Bordyugova N.A. 2, Ilves G.N. 1

1 All-Russian Research Institute of Labor, Russia

2 Department of Labor and Employment of Sverdlovsk region, Russia

Введение

Вопросы занятости женщин на рынке труда, поиска баланса между работой и семьей остаются актуальными. Для женщин с семейной нагрузкой должны быть созданы условия, позволяющие в наибольшей степени соблюсти баланс между работой и семьей. По мнению МОТ, необходимо «...чтобы у женщин стало больше возможностей для профессиональной реализации. Неравенство должно быть смягчено такими мерами, как повышение внимания к семейным проблемам, развитие умений женщин, их включение в экономику.» [1, с. 20] (¡¡уев,

2019). В разных странах используются различные подходы к реализации рекомендаций МОТ [2] (Hodges, 2014).

В последние годы в Российской Федерации в целом наблюдается несколько заметных трендов:

• рост занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста (рис. 1);

• рост обеспеченности детей дошкольного возраста местами в детских дошкольных учреждениях (рис. 2);

• рост численности женщин, нуждающихся в обучении (переобучении): по данным опроса, проведенного Государственным университетом управления в Москве (приняли участие 1 225 женщин в возрасте от 20 до 45 лет), более 80% женщин, имеющих детей, хотят совмещать работу и материнство, иметь собственный доход и достаточно времени для воспитания детей [3, с. 43].;

• рост потребности женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, в повышении квалификации и переподготовке, которые воспринимаются ими в качестве инструмента профессионального развития и повышения конкурентоспособности на рынке труда [3, с. 44].

Эти тенденции были учтены при формировании национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года [4], при разработке национального проекта «Демография», составной частью которого стал Федеральный

ABSTRACT:_

In recent years, the issues of employment in the labour market of women with preschool children have become relevant again. The number of women in need of vocational training (retraining) as a tool for professional development and competitiveness in the labour market is growing. These aspects were taken into account in the development of the national project "Demography", part of which was the Federal project "Promotion of women's employment - creation of conditions for preschool education for children under the age of three years". Based on the experience of the Department of labor and employment of the Sverdlovsk region, the article discusses the possible organizational and other risks of implementing measures at the regional level for vocational training and additional vocational education of women during the period of leave to care for a child up to three years. The possible consequences and ways to minimize these risks are shown.

KEYWORDS: employment, labour market, job centre, national project risks

JEL classification: J20, J21, J49 Received: 15.08.2019 / published: 30.09.2019

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers For correspondence: Ilyin S.M. (si1in@umco.ru)

CITATION:_

Ilyin S.M., Bordyugova N.A., Ilves G.N. (2019) 0 riskakh pri realizatsii meropriyatiy po zanyatos-ti zhenschin, imeyuschikh detey doshkolnogo vozrasta [About the risks in the implementation of measures for employment of women with preschool children]. Ekonomika truda. 6. (3). - 1159-1168. doi: 10.18334/et.6.3.40940

Рисунок 1. Уровень занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста (0-6 лет),%

Источник: составлено авторами. Источник: составлено авторами по материалам [1, с. 176] (¡¡уев, 2019).

660

Рисунок 2. Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в организациях, осуществляющих образовательиую дея тельность по о бразовательным программам дошкольного образования, пртсмотр и уход за детьми, приходится мест на 1 000 детей Источник: составлено авторами по материалам [1, с. 1777] (Лусз, 60199)).

ОБ АВТОРАХ:_

Ильин Сергей Михайлович, директор, кандидат экономических н аук (s¡[ in0umco.ru)

Бордюгова Наталия Александровна, заместитель директора (n.bordyugova@egov66.ru)

Ильвес Галина Николаевна, ведущий научный сотрудник, кандидат химических наук, доцент

(ga1inai1ves@yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Ильин С.М., Бордюгова Н.А., Ильвес Г.Н. О рисках при реализации мероприятий по занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 3. - С. 1159-1168. doi: 10.18334/et.6.3.40940

проект «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» [3].

Проект предполагает в том числе реализацию мероприятий по организации переобучения и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Целью обучения является:

• актуализация профессиональных компетенций, знаний, умений, навыков и возврат женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, к трудовой деятельности на прежнее место работы;

• формирование новых компетенций, которые позволили бы женщине после выхода из отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет трудоустроиться на новое место работы, подходящее для совмещения профессиональной деятельности и воспитания детей.

Организация такого обучения ложится на органы службы занятости населения. В Свердловской области реализация государственными казенными учреждениями службы занятости населения (центрами занятости) профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, началась в 2012 году. За период 2012-2017 гг. центры занятости организовали профессиональное обучение (переобучение) 4 745 женщин, в том числе: в 2012 г. - 175, в 2013 г. - 449, в 2014 г. - 878, в 2015 г. - 1 219, в 2016 г. - 1 048, в 2017 г. - 976 женщин [5] (Gerasimova, Shilina, 2018).

Статистика показывает, что уровень занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста, в Свердловской области в среднем за период 2015-2017 гг. был выше, чем в среднем по России (65,9% - в Свердловской области; 64,9% - в целом по Российской Федерации [6]).

Опыт, полученный Департаментом по труду и занятости по Свердловской области, позволяет судить и о рисках при реализации этих мероприятий.

основная часть

Обучение женщин в рамках федерального проекта планируется начать в 2019 году и осуществлять за счет средств федерального бюджета до 2024 года. В результате реализации к 2024 году мероприятиями по переобучению и повышению квалификации будет охвачено не менее 230 тыс. женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, будет осуществляться за счет средств федерального и областного бюджетов. Средняя стоимость курса (до 6 месяцев) обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, в рамках реализации проекта ежегодно составит: в 2020-2021 гг.: 49,593 тыс. рублей; в 2022-2024 гг.: 51,514 тыс. рублей. При этом поддержку субъектов Российской Федерации планируется осуществлять в виде иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета в размере 95 процентов финансового обеспечения из федерального бюджета Российской Федерации [3].

Таблица 1

некоторые показатели федерального проекта по направлению «организация переобучения и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет» по годам реализации

Показатели по годам реализации

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

Уровень занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста, в%:

а) в целом по Российской Федерации

66,5 66,9 67,3 67,7 68,1 68,5

б) по Свердловской области

67,8 68,2 68,6 69,0 69,4 69,8

Численность женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет,

которые пройдут профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образо-

вание, человек

а) в целом по Российской Федерации

- 40 000 40 000 50 000 50 000 50 000

б) по Свердловской области

- 1 433 1 433 1 791 1 791 1 791

Объем финансового обеспечения(млн рублей)

а) в целом по Российской Федерации

1 983,72 1 983,72 2 575,70 2 575,70 2 575,70 11 694,54

б) по Свердловской области

71,06 71,06 92,26 92,26 92,26 418,92

Источник: составлено авторами по материалам [3].

Некоторые показатели федерального проекта по направлению «Организация переобучения и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет» по годам реализации представлены в таблице 1.

Известно, что реализация любого проекта связана с определенными рисками. В широком смысле рисками реализации проекта называют условия или события, которые оказывают влияние на результат проекта. Такие влияния могут сопровождаться положительным эффектом, «нулевым» или отрицательным. В более узком значении проектные риски определяются как потенциально неблагоприятные влияния, влекущие за собой потери и убытки, поскольку связанная с рисками природа неопределённости рассматривается как элемент непредсказуемого ухудшения ситуации из-за внутренних и внешних обстоятельств [7].

При оценке возникновения рисков при реализации мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, на уровне регионов (субъектов РФ) и определению мер по их снижению, по опыту Департамента по труду и занятости Свердловской области, необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Наличие опыта реализации мероприятия по обучению женщин с детьми до 3 лет, что отражается на его организации: либо «запуск нового мероприятия» (как, например, в 2019 году для всех субъектов РФ организация обучения граждан предпенсионного возраста), либо «переформатирование мероприятия» в соответствии с новыми федеральными требованиями, включая правила предоставления иного межбюджетного трансферта на цели данного обучения. Для группы регионов «переформатирование мероприятия» при условии «прозрачности» и своевременности доведения до них федеральных требований может сократить сроки переходного периода, тем самым обеспечить непрерывность организации процесса обучения женщин с детьми.

2. Уровень развития инфраструктуры органов службы занятости в регионе: наличие специализированного (профильного) структурного подразделения в уполномоченном региональном исполнительном органе государственной власти для организации профессионального обучения граждан с опытом информационно-методической работы, а также доступная для граждан, включая женщин рассматриваемой категории, сеть государственных учреждений занятости населения (или их филиалов) с оптимальным штатом работников для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения и обеспечения реализации новых мероприятий в рамках национальных проектов «Демография», «Производительность труда и поддержка занятости».

3. Правила предоставления иного межбюджетного трансферта должны предусматривать возможность организации обучения женщин с детьми в другой местности, так как дистанционные технологии не обеспечивают весь спектр и качество программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в условиях реализации компетентностного подхода к результатам образования и обучения (необходимо уметь выполнять работу), что напрямую связано с обеспечением конкурентоспособности женщин с малолетними детьми на рынке труда, с возможностью реализации ими профессиональных планов после возобновления трудовой деятельности и, в целом, с их эффективной занятостью.

4. Декларируемая доступность организации обучения женщин с детьми за счет организации присмотра в период ее занятости в учебном процессе требует нормативного оформления (регулирования), включая финансовое обеспечение затрат на организацию такого присмотра. Ранее потребность для определенной части женщин в организации присмотра за ребенком в период обучения была выявлена по результатам проведенного в регионе социологического опроса. При этом надо учитывать, что организация обучения женщин данной категории в образовательных организациях будет осуществляться малыми группами и индивидуально. Заявление женщины-мамы, зачисленной на обучение в образовательную организацию в период ее нахождения на аудиторных занятиях и/или в период прохождения учебной практики, должно стать основанием для расходования бюджетных средств на организацию присмотра за ребенком. В целом, целевая группа - женщины с детьми, для организации обучения неоднородна по своим потребностям в связи с имеющимся уровнем образования, тер-

риторией проживания в зависимости от типов поселений, жизненными ситуациями, профессиональными планами и намерениями, обусловленными работой по тем или иным профессиям в различных сферах деятельности.

5. Правила предоставления иного межбюджетного трансферта регионам должны предусматривать вариативность создания в них организационно-финансовых механизмов реализации мероприятия по обучению женщин с детьми, учитывать их опыт и сложившуюся практику работы. Внедрение нового механизма, например, сертификатов на обучение, требует времени для межведомственного согласования, организационно-правового обеспечения и может вызвать возникновение риска смещения сроков начала реализации этого мероприятия, и, следовательно, создать угрозу выполнения годового целевого показателя регионами по численности женщин с детьми, прошедших обучение.

Таким образом, механизм (механизмы) реализации мероприятия по обучению женщин с детьми складывается из многих составляющих и имеет организационно-правовую иерархию, включающую федеральные условия и требования, региональные особенности и специфику, условия и готовность работников государственных учреждений занятости (центров занятости) к работе с целевой группой клиентов на территориях муниципальных образований. Возможные риски мероприятия по обучению женщин с детьми на региональном уровне рассмотрены ниже (табл. 2).

Если проанализировать степень возможных рисков, то можно предсказать следующее:

1) для субъектов Российской Федерации, впервые начинающих реализацию мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию женщин в период отпуска по уходу за ребенком до трех лет, высокой будет степень рисков 2 и 3, а средней - степень рисков 1, 4, 5, 6 и 7 (табл. 2);

2) для субъектов с опытом реализации мероприятия средней будет степень рисков 1; 4; 7, а низкой - 2; 3; 5 и 6 (табл. 2).

заключение

В 2018 г. Департаментом по труду и занятости населения Свердловской области было проведено обследование влияния профессионального обучения (переобучения) женщин - жительниц Свердловской области на возобновление ими трудовой деятельности и развитие профессиональной карьеры. Анализ проведен на основе сведений за период 2016-2017 гг. о возобновлении 234 женщинами - жительницами различных территорий трудовой деятельности после прохождения ими в 2016 г. профессионального обучения (переобучения) по направлению 10 центров занятости [5] (ОегавШвуа, БкШпа, 2018).

Женщины, обратившиеся в центры занятости, показали высокую мотивацию и готовность приступить к обучению: приступили к профессиональному обучению (переобучению) 98,6% от обратившихся в 2016 году за получением данной государствен-

Таблица 2

Возможные организационные и иные риски реализации на региональном уровне мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию женщин в период отпуска по уходу за

ребенком до трех лет

наименование возможного риска Возможные последствия Пути/способы минимизации риска

Позднее начало реализации мероприятия на территории субъекта РФ Не достижение значения целевого показателя на соответствующий год Пошаговое управление созданием комплекса условий для обеспечения начала реализации мероприятия, включая своевременную разработку и принятие НПА субъекта по расходованию выделенных финансовых средств (управление на уровне заместителя руководителя субъекта РФ для межведомственной координации)

Несформированность системы информирования населения муниципальных образований на территории субъекта РФ о возможности и / или условиях участия в мероприятии Снижение числа участников мероприятия в начальный период его реализации на территориях муниципальных образований региона, низкий уровень расходования финансовых средств Выделение средств на специальные мероприятия по информированию; обеспечение адресности и доступности информации для женщин, воспитывающих малолетних детей; вовлечение в процесс информирования общественных организаций женщин, органов местного самоуправления, территориальных отделений социальной защиты населения учреждений здравоохранения и иное

Низкая готовность специалистов центров занятости к работе с новой категорией граждан или в новом нормативно-правовом поле реализации мероприятия Нереализованные ожидания женщин данной категории, пожелавших пройти обучение за счет средств государственной службы занятости, низкая социальная эффективность реализации мероприятия Обучение руководителей и специалистов центров занятости (краткосрочный курс повышения квалификации, обучающие мероприятия; меры по стимулированию руководителей и специалистов центров занятости)

Несоответствие содержания программ обучения женщин данной категории их актуальным потребностям в профессиональном развитии Необоснованный выбор женщинами данной категории вида обучения и образовательных программ соответствующей направленности и результативности, как следствие - низкий уровень удовлетворенности женщин данной категории результатами обучения Внедрение системы консультирования на этапе выбора образовательных программ; использование специального интернет-ресурса с отзывами женщин данной категории о качестве обучения в образовательных организациях (с доступностью информации для просмотра широкому кругу лиц); проведение выборочных опросов женщин данной категории, прошедших обучение

Окончание табл. 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наименование возможного риска Возможные последствия Пути/способы минимизации риска

Отсутствие возможности организации присмотра за ребенком в период обучения Снижение числа потенциальных участниц мероприятия, нереализованные ожидания желающих пройти обучение женщин Материальное стимулирование образовательных организаций для присмотра за ребенком в период обучения женщин данной категории, предусмотренное в НПА субъекта РФ (целесообразно рассмотреть вариант выделения материальной помощи для найма воспитателя, осуществляющего присмотр за ребёнком в домашних условиях по гражданско-правовому договору)

Неучастие части государственных образовательных организаций региона в мероприятии по обучению женщин данной категории Срывы поставок образовательных услуг в соответствии с актуальными потребностями женщин в прохождении обучения Меры по стимулированию руководителей государственных образовательных организаций к участию в мероприятии по обучению женщин данной категории

Возникновение различных жизненных ситуаций и трудностей у женщин в период обучения в образовательных организациях Прекращение обучения женщин данной категории по образовательной программе в силу различных причин и обстоятельств Функционирование центров психологической поддержки женщин данной категории, проходящих обучение; организация дистанционной тьюторской помощи (единый телефон доверия)

Источник: составлено авторами.

ной услуги и только 1,4% женщин отложили его на более позднее время из-за отсутствия возможности организовать присмотр за ребенком [5] (ОетавШвуа, БНШпа, 2018). Полученные знания, навыки и компетенции стали для женщин стимулом к активным действиям на рынке труда. Значительная часть из них возобновила трудовую деятельность непосредственно после завершения профессионального обучения (переобучения) либо в течение следующего года, что подтверждается результатами мониторинга, проведенного специалистами центров занятости в течение 2016-2017 гг.: из 1 045 женщин, завершивших в 2016 году профессиональное обучение (переобучение), 760 женщин (72,7%) возобновили трудовую деятельность. Основная часть женщин возобновила трудовую деятельность в организации, в которой состояла в трудовых отношениях с работодателем на дату начала обучения (77,2%), а 22,8% женщин, или одна пятая часть, трудоустроились в иные организации [5] (ОетавШвуа, БНШпа, 2018).

Это свидетельствует в пользу того, что реализация Федерального проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» будет способствовать большей занятости женщин, имеющих детей, повысит их мобильность и конкурентоспособность на рынке труда, обес-

печит возможности для женщин совмещать трудовую занятость с семейными обязанностями. При этом необходимо учитывать сложившийся опыт и минимизировать возможные организационные и иные риски реализации проекта.

ИСТОЧНИКИ:

1. Ильвес Э.В. Родительский труд как феномен прекаризированной занятости: дисс.

канд. экон. наук: 08.00.05. - Екатеринбург, 2019. - 211 с.

2. Hodges J. The role of the International Labour Organization in balancing work and family

in the 21st century // Journal of Industrial Relations. - 2014. - № 4. - p. 566-576.

3. Паспорт федерального проекта «Содействие занятости женщин - создание усло-

вий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет». Rosmintrud.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/professional_ education2 (дата обращения: 14.08.2019).

4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных

целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71837200 (дата обращения: 14.08.2019).

5. Герасимова М.Г., Шилина Л.В. Развитие трудового потенциала работниц с детьми до

3 лет после профессионального обучения (переобучения) по направлению службы занятости (опыт Свердловской области) // Демографическая и семейная политика в контексте целей устойчивого развития: сб. ст. IX Уральского демографического форума: в 2 томах / отв. ред. д-р социол. наук А.И. Кузьмин, д-р ист. наук Г.Е. Корнилов. - Том II. Екатеринбург, 2018. - С. 297-304.

6. Письмо Росстата от 1 ноября 2018 года № КЛ-07-3/2773-МВ «О среднем значении

уровня занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста». Rosmintrud.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/professional_ education2 (дата обращения: 14.08.2019).

7. Риски проектов. Finswin.com. [Электронный ресурс]. URL: https://finswin.com/ projects/osnovnye/riski-proekta.html (дата обращения: 15.08.2019).

references:

Gerasimova M.G., Shilina L.V. (2018). Razvitie trudovogo potentsiala rabotnits s detmi do 3 let posle professionalnogo obucheniya (pereobucheniya) po napravleniyu sluzh-by zanyatosti (opyt Sverdlovskoy oblasti) [Development of labour potential workers with children up to 3 years after training (retraining) in the direction of the employment service (experience of the Sverdlovsk region)] Demographic and family policy in the context of the sustainable development goals. 297-304. (in Russian). Hodges J. (2014). The role of the International Labour Organization in balancing work

and family in the 21st century Journal of Industrial Relations. 56 (4). 566-576. Ilves E.V. (2019). Roditelskiy trud kak fenomen prekarizirovannoy zanyatosti [Parental labor as a phenomenon prekarisierung employment] Yekaterinburg. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.