Научная статья на тему 'О РИСКАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ДЛЯ КОНТРАБАНДЫ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ'

О РИСКАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ДЛЯ КОНТРАБАНДЫ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
In the article / the author gives a brief overview of the use of unmanned aerial vehicles / as well as considers the problems of the potential use of unmanned aerial vehicles for smuggling precious metals and stones / currency / explosives / narcotic drugs / nuclear materials / contraban / unmanned aerial vehicle / precious metals / narcotic drugs / explosive materials

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайфутдинов Васых Ахметович

В статье автором дан краткий обзор использования беспилотных летательных аппаратов, а также рассмотрены, проблемы, потенциальной возможности использования беспилотных летательных аппаратов для контрабанды драгоценных металлов и камней, валюты, взрывчатых материалов, наркотических средств, ядерных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE RISKS OF USING UNMANNED AERIAL VEHICLES TO SMUGGLE CERTAIN GOODS

In the article, the author gives a brief overview of the use of unmanned aerial vehicles, as well as considers the problems of the potential use of unmanned aerial vehicles for smuggling precious metals and stones, currency, explosives, narcotic drugs, nuclear materials.

Текст научной работы на тему «О РИСКАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ДЛЯ КОНТРАБАНДЫ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ»

О рисках использования беспилотных летательных ,

УДК 339.54

О РИСКАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ДЛЯ КОНТРАБАНДЫ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ

Гайфутдинов Васых Ахметович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, начальник учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами, канд. техн. наук, e-mail: vag@spbrta.ru

В статье автором дан краткий обзор использования беспилотных летательных аппаратов, а также рассмотрены проблемы потенциальной возможности использования беспилотных летательных аппаратов для контрабанды драгоценных металлов и камней, валюты, взрывчатых материалов, наркотических средств, ядерных материалов

Ключевые слова: контрабанда; беспилотный летательный аппарат; драгоценные металлы; наркотические средства; взрывчатые материалы

about the risks of using unmanned aerial vehicles to smuggle certain goods

Gayfutdinov Vasykh A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of the Training Center for Customs Control of Fissile and Radioactive Materials, Candidate of Technical Sciences, e-mail: vag@spbrta.ru

In the article, the author gives a brief overview of the use of unmanned aerial vehicles, as well as considers the problems of the potential use of unmanned aerial vehicles for smuggling precious metals and stones, currency, explosives, narcotic drugs, nuclear materials

Keywords: contraban; unmanned aerial vehicle; precious metals; narcotic drugs; explosive materials

О

А

H

и

w А

ц

И S

S

у

п А

и л

m H И

m

А

м

е

m H

H

о

S'

>

m я

H

m л

tr

H

о

О H СГ

s

Для цитирования: Гайфутдинов В.А. О рисках использования беспилотных летательных аппаратов для контрабанды отдельных товаров // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 4 (88). С. 9-12.

Технические средства, развиваясь, находят порой весьма неожиданные применения для решения самых различных задач. Так произошло и с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), которые впервые были созданы еще в начале ХХ века.

За последние десятилетия БПЛА из безобидного средства развлечения очень быстро превратились в грозное оружие ведения вооруженной борьбы и фактически совершили революцию в средствах и способах ведения боевых действий. Их эффективное применение для ведения разведки противника, поражения различных целей средства массовой информации демонстрируют каждый день из зоны проведения специальной военной операции на Украине.

Возможность использования БПЛА для воплощения в жизнь преступных замыслов также не осталась без внимания криминальных структур. Так, сотрудники Управления общественной безопасности автономного района Внутренняя Монголия на севере КНР задержали банду из четырех человек, перевозивших БПЛА золото через границу с Россией. Об этом 2 мая 2023 г. сообщило агентство «Синьхуа» КНР. «Беспилотник вылетел из Китая, пересек китайско-российскую границу, долетел до России, где один из членов банды загрузил в него золотые самородки. Затем дрон поле-

тел в обратном направлении и доставил золото другим членам банды, о чем свидетельствуют признательные показания одного из задержанных», - говорится в сообщении. Полиция конфисковала у контрабандистов 5,2 кг золота. В правоохранительных органах КНР стоимость груза оценили в 250 тыс. юаней ($36 тыс.) [1].

Таким образом, данный случай наглядно показывает, что новые риски контрабанды отдельных товаров путем использования БПЛА стали реальностью.

Для такого способа контрабанды интерес представляют, прежде всего, высоколиквидные малогабаритные товары - драгоценные металлы и драгоценные камни, валюта, наркотические средства, средства для террористической деятельности, оборот которых на территории Российской Федерации жестко регламентирован федеральными законами [2; 3; 4].

У потенциальных контрабандистов при этом отчетливо прослеживаются следующие мотивы:

- экономический (заработать, игнорируя при этом установленный порядок перемещения товаров через государственную границу и не уплачивая таможенные платежи);

- криминальный;

- террористический.

Экономический мотив, обусловленный жела-

нием заработать быстро как можно больше и в твердой валюте, одолевает не только криминальные элементы, но в ряде случаев и законопослушных граждан. Таковыми являются, прежде всего, работники старательских артелей, которые добывают россыпное золото, платину тяжелым трудом, работая сезонно в экстремальных условиях. Их соблазн кратно увеличивается в случае незаключения государством контрактов на покупку добытого золота и платины. Достаточно часты также случаи кражи из приисков, прежде всего, добытого золота (в виде песка и самородков), платинового сырья из ПАО «ГМК "Норильский никель"» (г. Норильск), необработанных природных алмазов (прежде всего, ювелирного качества). При их условной «копеечной» себестоимости для потенциальных контрабандистов перспектива реализации их за рубежом за твердую валюту является очень заманчивым и очень сильным побудительным мотивом.

Например, цена некоторых драгоценных металлов за 1 г в долларах США, установленная Лондонской биржей (Лондонский фиксинг - ориентир для ЦБ России и всех других центральных банков стран мира), на 02.11.2023 составляет [5]:

- золото - 64,20;

- платина - 30,22;

- палладий - 36,52.

Стоимость алмазов ювелирного качества стартует от 45-50 тыс. руб. за 1 карат [6].

Направление перемещения драгоценных металлов, алмазов и т.д. - вывоз из России, потому что за рубежом они реализуются без проблем. Заключение государством договоров до начала сезона работ со старательскими артелями на покупку всего добытого золота за сезон и непосредственная оплата сданного золота, исходя из их рыночных цен, сведет на нет этот вид контрабанды.

Другой криминальный мотив обусловлен, прежде всего, желанием преступного сообщества получать систематический доход распространением ввозимых наркотических средств. Так, по данным ФСБ России [7], розничная стоимость кокаина в Москве может доходить до 17 тыс. руб. за 1 г. Недостатка в предложениях в поставке наркотических средств в Россию нет: героин - из Афганистана через Среднеазиатские государства, кокаин - из Южной Америки через Прибалтийские государства. Более того, есть все основания полагать, что специальные службы недружественных стран помогают (по крайней мере, не препятствуют) этим поставкам наркомафии. Можно с большой долей вероятности предположить, что ужесточение таможенного контроля на пунктах пропуска путем оснащения их инспекционно-досмотровыми комплексами приведет к росту случаев применения БПЛА для контрабанды, в том числе наркотических средств.

Нельзя сбрасывать со счетов террористический мотив, который обусловлен желанием меж-

дународных (связанных с ними) террористических организаций заполучить, прежде всего, взрывчатые вещества, средства взрывания для совершения террористических актов внутри страны. Однозначно за ними стоят специальные службы недружественных стран, которые финансируют их деятельность через различные «каналы» и, соответственно, руководят всеми действиями в явной или неявной форме.

Особую опасность представляет потенциальная возможность контрабанды делящихся (расщепляющихся) материалов - обогащенного урана, плутония (особенно оружейного урана и оружейного плутония), которая будет иметь непредсказуемые политические последствия. В этом случае Российской Федерации в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций могут предъявить обвинение в невыполнении обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия [8]. Необходимо также помнить, что американская ядерная бомба «Толстяк», сброшенная на г. Хиросиму 9 мая 1945 г. содержала всего 6 кг плутония.

Для совершения контрабандных операций с этими товарами БПЛА должны иметь определенные основные характеристики:

- дальность полета - несколько десятков километров и более (в зависимости от ситуации), поскольку БПЛА должен с гарантией перелететь зону пограничного контроля в заданном районе;

- высота полета - чуть выше деревьев (в целях скрытности полета);

- грузоподъемность - до 10 кг (в зависимости от операции);

- минимальная поверхность рассеивания радиоволн; этот параметр обеспечивается БПЛА самолетного типа, планер которого изготовлен из прессованного пенопласта (он прозрачен для радиоволн локаторов);

- комбинированная система управления - для обеспечения прилета на точку с заданными координатами;

- легкая и быстрая сборка-разборка с минимальным набором инструментов оператором с минимальной квалификацией;

- минимальное время подготовки к запуску;

- возможность запуска с руки или с подставки;

- масса - не более нескольких десятков килограммов.

После февраля 2022 г. БПЛА переживают бурное развитие. В настоящее время основные потребители беспилотных летательных аппаратов - Российская Федерация и Украина, где в зоне специальной военной операции они расходуются в огромном количестве, что, в свою очередь, очень сильно стимулирует их развитие и производство, в том числе и в других странах.

В настоящее время на рынке представлены самые разнообразные БПЛА, предназначенные для решения самых разных задач [9]. Среди них достаточно много таких, которые соответствуют

О рисках использования беспилотных летательных .,

предъявляемым требованиям, т.е. без труда можно подобрать необходимый БПЛА для контрабанды вышеперечисленных товаров. Более того, их можно достаточно быстро собирать из комплектующих, приобретаемых в сетях интернет-торговли.

Контрабанда товаров (исключая предназначенные для террористических целей), по своей сути, предполагает получение прибыли. Если сравнить стоимость вышеперечисленных товаров массой от нескольких граммов до нескольких килограммов (в зависимости от товара) со стоимостью организации и осуществления контрабанды этих товаров с использованием БПЛА, то стоимость первых в разы превышает стоимость последних, что свидетельствует об экономической привлекательности их контрабанды. Для товаров, перемещаемых в террористических целях, экономический аспект отсутствует.

Контрабанда товаров с использованием БП-ЛА, несмотря на кажущуюся простоту, не такой простой вопрос и включает с себя ряд этапов, что следует учитывать таможенным органам, пресекая противоправные действия:

1. Подготовительный. Этот этап наиболее длительный и трудоемкий, поскольку тщательность подготовки определяет успех всей операции. Учитывая наличие определенного риска потери товара, прежде всего при перелете БПЛА через границу, этому этапу потенциальные контрабандисты уделяют самое пристальное внимание. На этом этапе осуществляется подготовка товара, БПЛА, обучение оператора БПЛА, сбор разведывательной информации, выбор маршрута перелета БПЛА с товаром, точки его старта и приземления, вопросы обеспечения безопасности, связи, скрытности и др. Мероприятия этого этапа фактически скрытые (без явных внешних идентифицируемых признаков), и выявить подготовку контрабанды с использованием БПЛА практически невозможно, особенно если эти мероприятия проводятся на территории соседнего государства.

2. Перелет БПЛА с товаром через государственную границу. На этом этапе наиболее благоприятные условия его обнаружения - пограничными нарядами, средствами системы противовоздушной обороны страны, местными жителями и, соответственно, наибольшая вероятность потери товара. Вероятность его обнаружения минимальна ночью, при полете на возможно низкой высоте с учетом рельефа местности, к тому же в облачную погоду. БПЛА может быть сбит пограничным нарядом, средствами системы противовоздушной обороны, потерять управление в результате воздействия средств радиоэлектронной борьбы, зацепиться за верхушки деревьев и рухнуть на землю. Обнаружить как запуск БПЛА, так и его приземление весьма проблематично, поскольку вся процедура, включая оставление места запуска или приземления, занимает буквально несколько минут.

3. Заключительный. Непосредственная реали-

зация цели контрабанды товаров. Для осуществления этого незаконного деяния необходимы как минимум два человека - один на территории одного государства, другой на территории другого сопредельного государства (это непосредственные технические исполнители). Если же учесть количество людей, задействованных на разных этапах осуществления перемещения контрабандного товара, то их существенно больше. По существу, речь идет о международном преступном сообществе, действующем на территории разных соседних государств.

Таким образом, контрабанда отдельных товаров с использованием БПЛА в настоящее время стала реальностью. Таможенные органы для пресечения этого вида контрабанды не имеют ни сил, ни средств. Тем более что действующими нормативными и правовыми документами Евразийского экономического союза местом выполнения функций таможенных органов на государственной границе определены пункты пропуска. Взгляд на эту проблему с системных позиций подсказывает, что регулирование оборота этих товаров относится не только к компетенции таможенных органов, но и других органов федеральной исполнительной власти: Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Национального антитеррористического комитета. В то же время охрана воздушной границы - задача Вооруженных сил Российской Федерации.

Выявленные единичные случаи контрабанды с использованием БПЛА не должны никого вводить в заблуждение при принятии решений. Да, экономический ущерб от них невелик, им в масштабе страны можно пренебречь. Однако нельзя забывать об опасности контрабанды ядерных материалов. Она заключается в том, что БПЛА позволяют перемещать ядерные и другие радиоактивные материалы, минуя действующую в пунктах пропуска систему таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, со всеми вытекающими последствиями.

В заключение следует подчеркнуть, что пресечение этого вида контрабанды может быть обеспечено только координированными действиями вышеперечисленных органов федеральной исполнительной власти под единым руководством на основе решения Правительства Российской Федерации.

Библиографический список:

1. В Китае задержали четырех человек за контрабанду золота с помощью дрона. URL: https:// iz.ru/1506918/2023-05-02/v-kitae-zaderzhali-chety rekh-chelovek-za-kontrabandu-zolota-s-pomoshchiu-drona (дата обращения: 02.11.2023).

2. Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О дра-

гоценных металлах и драгоценных камнях» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_18254/?ysclid=lqgap5ep sk403902419 (дата обращения: 02.11.2023).

3. Федеральный закон от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17437/?ysclid =lqgbewmpjt996572213 (дата обращения: 07.11.2023).

4. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_23850/?ysclid=lqgbrmh2g0901041356 (дата обращения: 07.11.2023).

5. Мировая цена золота за 1 грамм на сегодня, в долларах США. URL: https://goldomania.ru/articles-2/1_ gramm_zolota.html?ysclid=loh2ixpgmh345340488 (дата обращения: 02.11.2023).

6. Сколько стоит алмаз. URL: https://towarka.ru/skolko-stoit-almaz (дата обращения: 02.11.2023).

7. Сколько стоит кокаин в России. URL: https://iz.ru/ 1496755/ivan-petrov/banan-i-novye-vorota-kokain-pod-vidom-fruktov-navodnil-mirovye-porty (дата обращения: 03.11.2023).

8. Договор о нераспространении ядерного оружия. (Одобрен резолюцией 2373 (XXII) Генеральной Ассамблеи от 12 июня 1968 года) // Конвенции и соглашения: веб-сайт ООН. URL: https://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml (дата обращения: 07.11.2023).

9. БеспилотныйлетательныйаппаратБПЛА(дрон).URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ysclid=loo5xudryp 217318 (дата обращения: 07.11.2023).

10. Цены на беспилотные аппараты компании ARMAIR. URL: https://bespilotnik24.ru/price/?ysclid=loo7lbdh gw965249474 (дата обращения: 07.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.