УДК 159.9.07 + 159.91
О РИСКАХ И РЕСУРСАХ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИЯХ ОСВОЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кошенова Марина Ивановна.
Россия, Новосибирск, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет», кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной психологии и виктимологии, koshenova. m. [email protected].
Аннотация. В работе рассматриваются вопросы неоднозначного влияния интенсивных и длительных занятий спортом на формирование готовности личности к решению задач социально-психологической адаптации на этапе юношеского возраста. Представлены результаты пилотажного эксперимента, свидетельствующие о том, что возрастная динамика развития личности в условиях активного освоения спортивной деятельности отличается от возрастной динамики развития их сверстников, не занимающихся спортом. Показаны позитивные и негативные последствия для формирования личностных особенностей активного освоенния спортивной деятельностью на протяжении периода подростничества с точки зрения готовности к решению задач юношеского возраста. Предложены варианты организации профилактической работы со спортсменами по обеспечению эффективной социально-психологической адаптации.
Ключевые слова: риски и ресурсы, спортивная деятельность, пилотажный эксперимент, возрастная динамика.
ABOUT RISKS AND RESOURCES OF PERSONAL DEVELOPMENT IN YOUTH IN YOUTH IN CONDITIONS OF DEVELOPING SPORTS
ACTIVITIES
Koshenova Marina Ivanovna.
Russia, Novosibirsk, Federal State Educational Institution of Higher Education "Novosibirsk State Pedagogical University", Ph.D., associate professor, head of the department of social psychology and victimology, [email protected].
Abstract. The paper deals with the issues of the ambiguous impact of intensive and long-term sports on the formation of a person's readiness to solve problems of social and psychological adaptation at the stage of adolescence. The results of the pilot experiment are presented, showing that the age dynamics of personality development in the context of active mastering of sports activity differs from the age dynamics of the
51
development of their peers who are not involved in sports. The positive and negative consequences for the formation of personal characteristics of the active development of sports activities during the period of adolescence in terms of readiness to solve the problems of adolescence are shown. Offered options for the organization of preventive work with athletes to ensure effective socio-psychological adaptation.
Key words: risks and resources, sports activity, pilot experiment, age dynamics.
До настоящего времени вопрос о влиянии спортивной деятельности на развитие личности весьма дискуссионный характер. Если одни исследователи утверждают, что спорт оказывает положительное влияние на личность спортсмена, то другие не согласны с этим, указывая, что спорт, особенно «продвинутого» или профессионального уровня может приводить к сужению сферы интересов, «зацикленности» на достижении результата любой ценой, к формированию аддиктивного поведенческого паттерна.
Для преодоления возникших противоречивых оценок влияния спорта на личность спортсмена необходимо проведение серьезных исследований в этом направлении. Главным при этом должно стать выявление механизмов положительного или негативного воздействия спорта на личность спортсмена в контексте готовности к решению задач определенного этапа возрастного развития.
С одной стороны, спорт способствует развитию таких качеств, как самоконтроль, позитивное самоотношение, волевые качества, интернальность, и целесообразно предположить, что именно эти личностные характеристики у подростков и юношей, занимающихся спортом, будут развиваться более интенсивно, с опережением возрастной динамики. С другой, - интенсивное развитие функции контроля и саморегуляции, ориентация на подчинение своих интересов целям команды, уменьшение числа коммуникаций, сужение аффективных связей могут приводить к росту закрытости и появлению выраженной неудовлетворенности потребности в аффилиации, что будет определять меньшую готовность, по сравнению со сверстниками, к решению задачи следующего возрастного этапа - задачи интеграции.
В любом случае анализ массива теоретических изысканий позволил нам выдвинуть в качестве рабочей гипотезы предположение о том, что возрастная динамика развития личности в условиях активного освоения спортивной деятельности отличается от возрастной динамики их сверстников, не занимающихся спортом: в процессе спортивной деятельности к юношескому возрасту у лиц, активно занимающихся спортом, формируются не только такие личностные качества, как позитивное самоотношение, высокая эмоционально-волевая регуляция, выраженная интернальность, но и закрытость в общении, нарушения в сфере интерперсональных связей.
Для проверки гипотезы нами было проведено пилотажное исследование на базе вузаи спортивно-оздоровительного центра «Олимп».
В исследовании принимали участие 45 испытуемых, 26 юношей и 19 девушек в возрасте от 18 -19 лет. Испытуемые были разделены на три группы, далее условно обозначенные: спортсмены - стажисты, в их число вошли представители женской и мужской сборных команд города по волейболу, имеющие спортивные разряды и занимающиеся спортом с 10-11 лет, спортсмены-новички - студенты, не имеющие разрядов, занимающиеся в спортивных секциях волейболом всего 2-3 года, с момента поступления в вуз) и студенты, не занимающиеся спортом. Состав выборок равный, по 15 человек в каждой.
Для проверки гипотезы исследования использовался блок валидных и надежных психодиагностических методик: «Методика исследования самоотношения»(МИС) С. Р. Пантелеева, методика «Мотивация аффилиации» А. Мехрабиана, методика диагностики межличностных отношений (ДМО) Т. Лири, тест «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозова.
Для математической обработки данных мы использовали такой метод математической статистики, как Н-критерий Крускала-Уоллиса, предназначенный для оценки различий по степени выраженности анализируемого признака одновременно между тремя и более выборками.
Таким образом, анализ всего массива данных по всем трем группам испытуемых позволяет сделать следующие выводы:
Активное освоение спортивной деятельности в период подросткового возраста способствует формированию таких личностных качеств, как уверенность в собственных силах, позитивное самовосприятие, ощущение ценности собственной личности, принятие себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости; представление о собственном «Я» как внутреннем стержне, который координирует и направляет всю активность, дает возможность прогнозировать свои действия, ощущение себя способным оказывать сопротивление внешним влияниям (методика «МИС»), волевой самоконтроль (методики «МИС» и «Сила воли»), лидерских качеств и энергичности, направлению агрессивности в конструктивное русло (методика Т. Лири).
Занятия командным видом спорта способствуют формированию умения подчинять свои цели и задачи целям микрогруппы, умения оказывать поддержку другим, не проявляя навязчивости и неадекватной ответственности за других (методика Т. Лири).
В то же время, стремление к соперничеству, сфокусированность на тренировочном процессе и специфическое дистанцирование от социальных явлений и других людей (методика Т. Лири) приводит к появлению существенных проблем в сфере межличностного общения, так как «страх отвержения» начинает доминировать над стремлением к аффилиации (методика «Мотивация аффилиации»), что не свойственно ни начинающим спортсменам, ни сверстника, игнорирующим спорт. Необходимо отметить, что такая тенденция развития свидетельствует о том, что активное вовлечение в спортивную деятельность, видимо, препятствует своевременной подготовке к решению основной задачи
следующего этапа онтогенеза - ранней взрослости - интеграции со значимым другим.
Поглощенность спортивной деятельностью препятствует своевременному становлению рефлексии (шкала «закрытость» МИС), что приводит к более поверхностному восприятию себя и, возможно, отрицанию своих проблем (шкала «внутренней конфликтности» МИС), а также к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях, перенесению ответственности за конфликты на других, поискам в них источников неприятностей (шкала «самообвинения» МИС). Очевидно, что данные тенденции развития личности могут препятствовать как личностному росту, так и выстраиванию качественных интерперсональных отношений. В связи с этим также осложняется решение задачи ранней молодости - достижения близости.
Таким образом, гипотеза получила эмпирическое подтверждение, и мы можем сделать вывод о том, что возрастная динамика развития личности в условиях активного освоения спортивной деятельности существенно отличается от возрастной динамики развития их сверстников, не занимающихся спортом. Причем эти отличия носят как позитивный, так и негативный характер с точки зрения соответствия возрастной норме и решения основных задач, как данного, так и последующего возрастных этапов. В связи с этим представляется важным и проведение своевременного мониторинга динамики психического развития спортсменов, и осуществление психологического сопровождения и коррекции взрослеющей личности, активно занимающейся спортом.
Очевидно, что подобного рода психологическое сопровождение необходимо начинать уже на этапе подростничества (вариантами такой работу могут быть тренинги личностного роста и общения) с тем, чтобы обеспечить решение задач социально-психологической адаптации с учетом всех (а не только спортивной) сфер жизнедеятельности и продуктивной самореализации, в том числе и на более поздних этапах онтогенеза.
Библиографический список: 1. Актуальные проблемы сохранения психологического здоровья детей и подростков: материалы региональной научно-практической конференции / науч. ред. М.И. Кошенова. - Куйбышев: ЦСПП «Феникс», 2002. - 90 с.