Научная статья на тему 'О РЕЗУЛЬТАТАХ РЕСТАВРАЦИИ КАРТИНЫ ЗНАМЕНИТОГО ХУДОЖНИКА XVII В. ЯНА ВЕРМЕЕРА "ДЕВУШКА С ПИСЬМОМ"'

О РЕЗУЛЬТАТАХ РЕСТАВРАЦИИ КАРТИНЫ ЗНАМЕНИТОГО ХУДОЖНИКА XVII В. ЯНА ВЕРМЕЕРА "ДЕВУШКА С ПИСЬМОМ" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
83
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
РЕСТАВРАЦИЯ / АНТИСЕПТИК / АРХИОМЕТРИЯ / КОНСЕРВАЦИЯ / СТРАТОГРАФИЯ / КРАКЕЛЮР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алятина Виктория Дмитриевна

В данной статье рассмотрен процесс реставрации известного произведения знаменитого нидерландского художника XVII в. Яна Вермеера. Представлены составляющие процесса реставрации: состав палитры подходящих оттенков краски, материалов, необходимых для проведения сложного процесса очистки, восстановления и сохранения красочного слоя картины в соответствии с оригиналом. Результат проведенных работ открыл новое прочтение картины, подтверждающий замысел автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE RESULTS OF THE RESTORATION OF THE PAINTING OF THE FAMOUS ARTIST OF THE XVII CENTURY BY J. VERMEER "THE GIRL WITH THE LETTER"

This article discusses the process of restoration of the famous work of the famous Dutch artist of the XVII century. Jan Vermeer. The components of the restoration process are presented: the composition of a palette of suitable shades of paint, materials necessary for carrying out a complex process of cleaning, restoring and preserving the paint layer of the painting in accordance with the original. The result of the work opened a new reading of the painting, confirming the author's intention.

Текст научной работы на тему «О РЕЗУЛЬТАТАХ РЕСТАВРАЦИИ КАРТИНЫ ЗНАМЕНИТОГО ХУДОЖНИКА XVII В. ЯНА ВЕРМЕЕРА "ДЕВУШКА С ПИСЬМОМ"»

Алятина Виктория Дмитриевна,

Астраханский государственный архитектурно-строительный университет

г. Астрахань, РФ

Научный руководитель: Беседина Ирина Владимировна,

Астраханский государственный архитектурно-строительный университет

г. Астрахань, РФ

О РЕЗУЛЬТАТАХ РЕСТАВРАЦИИ КАРТИНЫ ЗНАМЕНИТОГО ХУДОЖНИКА XVII в.

ЯНА ВЕРМЕЕРА «ДЕВУШКА С ПИСЬМОМ»

Аннотация

В данной статье рассмотрен процесс реставрации известного произведения знаменитого нидерландского художника XVII в. Яна Вермеера. Представлены составляющие процесса реставрации: состав палитры подходящих оттенков краски, материалов, необходимых для проведения сложного процесса очистки, восстановления и сохранения красочного слоя картины в соответствии с оригиналом. Результат проведенных работ открыл новое прочтение картины, подтверждающий замысел автора.

Ключевые слова

реставрация, антисептик, архиометрия, консервация, стратография, кракелюр

Victoria Dmitrievna Alyatina Irina Vladimirovna Besedina

Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering

Astrakhan, Russia

ABOUT THE RESULTS OF THE RESTORATION OF THE PAINTING OF THE FAMOUS ARTIST OF THE XVII CENTURY BY J. VERMEER "THE GIRL WITH THE LETTER"

Abstract

This article discusses the process of restoration of the famous work of the famous Dutch artist of the XVII century. Jan Vermeer. The components of the restoration process are presented: the composition of a palette of suitable shades of paint, materials necessary for carrying out a complex process of cleaning, restoring and preserving the paint layer of the painting in accordance with the original. The result of the work opened a new reading of the painting, confirming the author's intention.

Keywords

restoration, antiseptic, archeometry, soil, conservation, stratigraphy, Œaquelure

Термин «реставрация» происходит от латинского restavratio, то есть восстановление. Это кропотливая работа по восстановлению состояния произведения искусства, максимально приближенного ко времени его создания. Одним из важных ее направлений является реставрация картин - в частности масляной живописи на холсте.

В Дрезденской картинной галерее, впервые за очень продолжительный период времени, была выставлена картина Яна Вермеера «Девушка с письмом» или «Девушка с письмом у открытого окна», где можно было видеть полностью отреставрированный фрагмент картины (рис.1, 2).

Рисунок 1 - Картина "Девушка, читающая письмо у открытого окна" до реставрации

Рисунок 2 - Картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» после реставрации

Изначальные предположения, что «картину» в картине нарисовал сам автор — Вермеер, «отмел» анализ состава краски. Этот анализ показал не соответствие материалам, которые использовал художник. Также, в XVII - XVIII веках широко использовали подмену подписей, выдавая таким образом подмену авторства. Данная картина была представлена за произведение Рембрандта.

На протяжении четырех лет реставраторы кропотливо удаляли микро-слои краски, толщиной менее миллиметра, проделывая все это с помощью специального скальпеля и небольшого объема раствора, полученного из акрила. По словам Штефана Коджа, директора галереи: «Купидон является символом верности и правдивости, как суть настоящей любви! И Купидон явил себя как ключевая фигура в творчестве известного художника». Его мы можем увидеть уже на трех картинах голландского мастера [1, 2].

До реставрационных работ над вышеописанной картиной были предшествующие ей произведения искусств. Например, «У сводни», которая теперь поражает своей сочностью и яркими деталями, желто-синим кувшином, к примеру (рис.3, 4).

Остановимся на архиометрии — науке, изучающей возраст и происхождение объектов физико-химическими методами [3]. С помощью дополнительных обследований удалось обнаружить на фрагменте слой связующего вещества и загрязнения. Это привело реставраторов к выводу, что новый слой краски был добавлен на полотно через несколько десятилетий после создания картины.

Рисунок 3 - Картина «У сводни» Рисунок 4 - Картина «У сводни» после

до реставрации реставрации

Основной и общей целью реставрации полотна была расчистка пожелтевшего слоя лака и укрепление поверхности. В процессе работ картина становилась более ясной и чистой по цвету. Смущения возникли после того, как реставраторы добрались до прямоугольного участка с закрашенной поверхностью «серого квадрата», над головой главного персонажа картины. Красочный слой этого участка стал совершенно по-иному реагировать на применяемый растворитель. Так возникло предположение, что художник закрасил фрагмент своей картины. После изъятия пробы, при стратографии (определение относительного возраста слоистости изучаемого материала) [4], открылся типичный археологический «слоеный пирог». Грунтовка, тонировка, живописный слой, лак, слой пыли и снова лак. Слой пыли (грязи) был очень заметным, что и привело к выводу, что полотно много лет висело эпизодом с Купидоном, так сказать, наружу. И этот фрагмент картины покрывался пылью слой за слоем.

Затем стали производить более углубленные исследования и работы. Под «серым квадратом» обнаружили кракелюры, микротрещины. По кракелюрам мы, простые обыватели, можем узнать старую живопись. Сейчас используются средства для искусственного состаривания картины. А неподдельный эффект кракелюра происходит из-за того, что масло в красках сохнет очень и очень долго, десятилетиями, а некоторые и столетиями [5]. Из этого следует, что на данном полотне кракелюры не успели бы образоваться, если бы сам Вермеер нарисовал этот «серый квадрат». В подтверждение обнаружилось, что краска «серого квадрата» содержала смесь с желтизной и грязью. Такого обращения с красками, великий художник, любитель чистого и ясного цвета, никогда себе не позволял. Все эти изучения и факты доказали, что закрашивание Купидона было сделано «чужой рукой» и намного позже времени написания картины.

Процедура чистки производилась под четким контролем экспертов со всего мира. Документировался весь процесс, подробно описывался шаг за шагом, чтобы данная работа оставила свой след и была понятна для потомков. Механическая чистка производилась микро-скальпелем, идентичным микрохирургии глаза человека под микроскопом, сохраняя последовательность съема тонких поперечных слоев. Скальпельная чистка позволяла скалывать лишнее по слоям, так, чтобы оригинальная живопись нисколько не пострадала [6, 7]. Работа с жидкими растворителями могла повредить картину безвозвратно, поэтому процедуру очистки полотна проводили без них.

В итоге проведенных сложно-технических операций в ходе реставрационных работ, зрителю открылась качественная, чистая живопись самого мастера. Исчезли грязные коричневатые и красноватые оттенки. Взору предстали контрастные, открытые, ясные краски, которые так любил Ян Вермеер. Девушка читает любовное письмо, на что и раньше давали нам намеки «спелые яблочки в вазочке», говоря языком символов, олицетворяющие искушение, запретный плод. А невидимое ранее изображение Купидона занимает практически весь угол стены за спиной девушки, делая композицию более насыщенной и живой. В результате исчезло некое «одиночество». Теперь девушка не кажется покинутой и изолированной.

До реставрации полотно было монохромным, а после заиграло свежим колоритом. Можно сказать, она стала более «Вермеерской» и более голландской. В нее вернулся стиль и читаемость произведений, вышедших из-под руки мастера.

Список использованной литературы:

1. Тата Гутмахер. «Девушка с письмом у окна» История реставрации картины. URL: https://leon-altshuller.livejournal.com/33169.html

2. Жозе да Силва. Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном. URL: https://www.theartnewspaper.ru/posts/20210826-AKEr/

3. Никитин М.К., Мельникова Е.П. Химия в реставрации. — Техинформ. — 2002 — 304 с.

4. Яхонт О.В. О реставрации и атрибуции. — СканРус. — 2007. — 270 с.

5. Иванова Е.Ю., Постернак О.П. Техника реставрации станковой масляной живописи. — Индрик. — 2005. — 216 с.

6. Кудрявцев Е. В. Техника реставрации картин. — Издательство В. Шевчук. — 2002. — 256 с.

7. Франсуаза Барб-Галль. Внутри картины. Что скрывают шедевры?. — Бомбора. — 2020. — 224 с.

© Алятина В.Д., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.