Научная статья на тему 'О результатах фольклорных экспедиций кафедры русского народного песенного искусства СПбГУКИ'

О результатах фольклорных экспедиций кафедры русского народного песенного искусства СПбГУКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
209
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О результатах фольклорных экспедиций кафедры русского народного песенного искусства СПбГУКИ»

Вкспедпупн

О результатах фольклорных экспедиций кафедры русского народного песенного искусства СПбГУКИ

Фольклорные экспедиции (фольклорно-этнографическая практика студентов) являются важной частью в деле подготовки специалистов по специальности «художественный руководитель фольклорного коллектива, преподаватель» на кафедре русского народного песенного искусства факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Только живое общение с традиционными аутентичными исполнителями создает достоверное представление о реальных условиях бытования народного творчества в различных его проявлениях.

В последние годы маршруты фольклорных экспедиций кафедры существенно изменились, стали более разнообразными. Это обусловлено рядом объективных причин и прежде всего желанием руководителей хоровых классов попытаться уловить исчезающий из практики такой вид народно-песенного исполнительства, как ансамблевое пение, и который пока еще удается наблюдать и осуществлять аудио- и видеозаписи этнографических коллективов в южных и западных областях России.

Проведение в последние годы фольклорных экспедиций в удаленные от университета регионы с сохранившимися традициями ансамблевого многоголосного пения сказалось на содержании репертуара и выборе средств художественной выразительности в фольклорных коллективах кафедры. Особое внимание при этом обращается на произведения, являющиеся классическими образцами традиционного многоголосия, что несомненно является для будущих специалистов серьезным источником получения знаний и пополнения информации о народно-песенном исполнительстве.

Сезон 2003-2004 г. отличался от предыдущих лет географическим разнообразием маршрутов, результативностью собирательской деятельности, открытиями имен новых талантливых исполнителей, ценными записями свадебных, лирических и хороводных песен.

В отчетном году кафедра работала по шести направлениям маршрутов фольклорных экспедиций. Самый ближний из них пролегал по территории Лужского района Ленинградской области (руководитель - зав.фольклорным кабинетом Т. С. Молчанова). Другая группа работала в Шумячском районе Смоленской области и Климовическом районе Могилевской области Республики Беларусь (руководитель- ст. преподаватель М. А. Кузнецова). В Новозыбковском районе Брянской области работала группа студентов под руководством ст. препода-

162 •

Вестник СПбГУКИ • декабрь • 2004

вателя Т. В. Шастиной. В Карелии, Ленинградской и Вологодской областях работала со студентами преподаватель, кандидат искусствоведения Г. А. Дорджиева. Всего за полевой сезон было записано 134 аудиокассеты, 10 минидисков, сделано множество фотографий и видеозаписей.

Канальные записи, сделанные от аутентичного казачьего певческого коллектива хутора Горин Даниловского района Волгоградской области составили в текущем учебном году основу репертуара фольклорного ансамбля «Посолонь» (руководитель - старший преподаватель М. А. Кузнецова). Новым открытием полевого сезона стала встреча с песенницей М. С. Федосовой (1922 г. р.), прекрасно сохранившей в памяти архаичные формы казачьей песенной культуры и обладающей редким даром импровизации.

Материалы фольклорных экспедиций в Краснодарский край студенток 533-й группы Д. Куц и А. Гребенюк, а также записи предшествующих экспедиций на Кубань (станицы Казанская, Кавказская, Темижбекская Кавказского района и др.) под руководством доцента, кандидата педагогических наук В. М. Сивовой послужили источником для создания на учебном коллективе программы государственного экзамена «Кубанская свадьба», который состоится в апреле 2005 г.

Руководитель экспедиционной поездки в Олонецкий район Карелии и Лодейнопольский район Ленинградской области кандидат искусствоведения Г. А. Дорджиева в своем отчете отметила, что особый интерес представляет феномен усвоения, адаптации и консервации в финно-угорских традициях форм русского музыкального фольклора. Наиболее ценные записи русских свадебных, хороводных и лирических песен были выполнены от ансамбля с. Михайловское Олонецкого района. Наряду с этим уделялось внимание так называемым долгим частушкам (лесным, болотным). На видеопленку были зафиксированы местные формы кадрили. Среди этнографических сведений по вышеуказанному региону наиболее ярким и развитым предстал корпус быличек, связанных с пастушьими обходами.

В Тарногском районе Вологодской области специальной задачей экспедиции являлась видеосъемка разнообразных форм пляски и многофигурных хороводов, танцев. Были записаны наигрыши под пляску, «по деревне», под частушки от исполнителей на тальянке, на волынке (гармонь-однорядка). Как считает Г. А. Дорджиева, зафиксированные музыкальные формы (свадебные припевки, кружки, причитания, лирические песни) являются важным материалом для исследования локальной традиции и динамики изменения народно-исполнительской среды.

Т. В. Шастиной в Новозыбковском районе Брянской области удалось в полном объеме зафиксировать архаичный, с сохранившимися элементами язычества, обряд «похороны стрелы». Здесь же были записаны протяжные «жнивные» песни, исполняемые сольно во время уборки урожая. Открытием экспедиции на Брянщину стали песенница Н. И. Пастушенко, от которой удалось записать свыше 150 песен разных жанров, и мастер игры на бубне В. В. Морозов.

Фольклорно-этнографическое обследование традиций Полужья, проводимое на протяжении нескольких лет Т. С. Молчановой, используется в диссертационном исследовании и некоторые материалы были опубликованы в ряде научных статей. На фоне стремительно угасающих фольклорных традиций особый интерес представляют зафиксированные в этом регионе различные музыкальные формы рождественского обхода дворов.

Таким образом, архив кафедры русского народного песенного искусства пополнился очень интересными материалами, коллекциями локальных певческих традиций с этнографическими описаниями, расшифровками песен и графическим изображением народных танцев различных регионов России.

Ряд коллекций предшествующих экспедиций был подготовлен к печати и опубликован. Так, Верхнелужская коллекция фольклора Лужского района Ленинградской области и Батецкого района Новгородской области были опубликованы в издании: «Музыкально-песенный фольклор Ленинградской области в записях 1970-1980 гг. (Ред.-сост. В. А. Лапин. Л., 1987. Вып.1); «Новгородская круговина» (Сост. А. Быстрова, Е. Васильева; ред. Е. Васильева. Новгород, 1983); «Я любила сердце тешить» (Ред.-сост. Н. Бондарь. Новгород, 1983) и пр.

Достаточно полное представление о Тихвинской коллекции материалов фольклорных экспедиций кафедры дает сборник «Музыкально-песенный фольклор Ленинградской области» (Ред.-сост. В. А. Лапин. Л.,1989. Вып. 2).

Творческие отношения сложились между коллективом кафедры и сотрудниками Музея-квартиры Н. К. Рериха в Изваре. В Волосовском районе Ленинградской области на протяжении нескольких лет работали экспедиции кафедры (руководители В. М. Сивова и О. С. Дзюбенко).Студенты и педагоги кафедры неоднократно выезжали в Извару с фольклорными отчетами, на которых звучали песни, записанные в Изваре, Реполке и др. В планах кафедры и музея имеются намерения разработки совместного мультимедийного проекта, посвященного творчеству Н. К. Рериха, в жизнь которого навсегда вошла Извара и ее окрестности, пестовавшие его талант и привившие любовь к романтике старины.

Успешной работе кафедры русского народного песенного искусства в организации и проведении фольклорно-этнографической практики студентов в отчетный период несомненно способствовала большая поддержка со стороны ректора университета П. А. Подболотова и декана факультета искусств Б. И. Рашраговича.

В. М. Сивова, зав. каф. русского народного песенного искусства, канд. пед. наук, доцент,

164 •

Вестник СПбГУКИ • декабрь- 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.