Научная статья на тему 'О РЕГЛАМЕНТИРОВАНИИ ШУМА И ВИБРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ЛАТВИЯ'

О РЕГЛАМЕНТИРОВАНИИ ШУМА И ВИБРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ЛАТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Б В. Аулика, Я А. Дундурс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О РЕГЛАМЕНТИРОВАНИИ ШУМА И ВИБРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ЛАТВИЯ»

Усредненные количества реального потребления алкоголя, полученные из двух показателей, в 1998, 1999 и 2000 гг. соответствовали 11,95, 12,05 и 12,4 л чистого алкоголя, что на 30,5—38,7% выше, чем реализовывалось через торговую сеть.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что реальное потребление алкоголя в 2000 г. не снизилось, как показывает официальная статистика, и не осталось на прежнем уровне 1999 г., а увеличилось, и не менее 25— 39% (в зависимости от источника данных о смертности от отравлений алкоголем) употребленного населением алкоголя являлось нелегальным. Связь между ежегодно потребляемыми объемами алкоголя на одного жителя республики согласно расчетам, исходя из медицинских показателей различных учреждений (наркологические диспансеры Минздрава РТ — алкогольные психозы, число смертей от отравления алкоголем и его суррогатами — Бюро судебно-медицинской экспертизы РТ, Федеральный центр ГСЭН), определялась как сильная — от 0,72 до 0,87. Корреляция между среднедушевым потреблением населением алкоголя через торговую сеть (по данным Госкомстата) и фактическим потреблением (расчетными методами) оказалась слабой — 0,28.

Выводы. 1. При анализе алкогольной ситуации в регионах и разработке профилактических мероприятий нельзя ограничиваться данными Госкомстата о потреблении населением алкогольных напитков, показывающими только объем учтенной статистикой реализации алкогольных напитков. Игнорирование этого факта может привести к ошибочным выводам как об объемах среднедушевого потребления алкоголя населением, так и о причинах изменений показателей здоровья населения.

2. Отсутствие четких методических, организационных указаний по мониторингу алкогольной ситуации в регионах и слабая межведомственная координация в этой области являются причиной существенных расхождений некоторых показателей медицинских последствий алкоголизации населения.

3. Необходимо учитывать инерционность по отношению к уровням продаваемого и потребляемого алкоголя показателей наркологической заболеваемости среди населения. В нашем исследовании в 90-е годы это запаздывание составляло 1 год.

Л итература

1. Алкоголь и здоровье населения России, 1900—2000: Материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья "Алкоголь и здоровье" / Под ред. А. К. Демина. — М., 1998.

2. Будко Е. В., Жданов А. А., Кузнецов А. Г. // Человек и его здоровье. - 1998. - № 1. - С. 204-205.

3. Забусов Ю. Г., Калинин Ю. П., Спиридонов В. А., Хромова А. М. Мониторинг и судебно-медицинские аспекты насильственной и внезапной смерти в Республике Татарстан (по данным Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы за 1961 — 1999 гг.). - Казань, 2000.

4. Иванец И. Н„ Кошкина Е. А. // ВИНИТИ. Новости науки и техники. Сер. Медицина. Вып. Алкогольная болезнь. - 2000. - № 1. - С. 3-8.

5. Литвинов Н. И., Остапенко Ю. Н., Казачков В. И. и др. //Токсикол. вестн. — 1997. — № 5. — С. 5—10.

6. Немцов А. В. // Вопр. наркол. — 2001. — № 2. — С. 59-64.

Поступила 01.04.02

Summary. The indices of mortality due to intoxication by alcohol and its surrogates in a region studied during the 90-ies essentially differ depending on an information source. An analysis of the alcoholic situation in the region and an elaboration of preventive measures cannot be limited to data on the consumption of alcohol (provided by the State Statistics Committee) showing only the volume of statistically registered sales of alcoholic beverages through the trade network. If this factor is ignored, erroneous conclusions can be made on both the volumes of average-per-capita consumption of alcohol and on the reasons of changes in people's health indices.

С Б. В. АУЛИКА. Я. А. ДУНДУГС. 2003 УДК 613.644

Б. В. Аулчка, Я. А. Дундурс

О РЕГЛАМЕНТИРОВАНИИ ШУМА И ВИБРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ЛАТВИЯ

Институт труда и окружающей срслы Латвийской медицинской академии, Рига

Шум и вибрация — одно из актуальных физических факторов риска, с которыми человек сталкивается ежедневно и экспозиция которых во многих случаях приводит к нарушению состояния здоровья.

Дискомфорт, повышенная нервозность, усталость, бессонница, головная боль — это некоторые проявления вредного воздействия шума, способного вызывать заболевания сердечно-сосудистой системы и центральной нервной системы, понижение слуха, уменьшение работоспособности, увеличение травматизма. Вибрация, вызывая изменения в различных органах и системах организма, может привести к вибрационной болезни и как следствие — к инвалидности.

Проблемы шума и вибрации необходимо решать как в рабочей, так и в бытовой среде. Деревообрабатывающие, металлалитейные, ткацкие и другие цеха, различные орудия труда, используемые для ремонта дорог, в лесной промышленности, сельском хозяйстве, с одной стороны, и общественный транспорт, дискотеки, семейные ссоры в многоквартирных домах, с другой — все это вредные источники шума и вибрации. Следует отметить, что примерно 15% всех работающих в мире подвержены вредному воздействию шума|3]. В Латвии за последние 10 лет среди первично регистрируемых ежегодно профессиональных заболеваний

15—30% приходится на заболевания органов слуха и примерно столько же — на вибрационную болезнь

Уменьшение вибрации и шума в окружающей среде до уровня, не оказывающего вредного воздействия на организм человека, осуществляется путем регулярного надзора, усовершенствования источника и максимально возможного поглощения его интенсивности.

К сожалению, в Латвии в этой области пока сделано очень мало. На шумо- и виброопасных производствах отсутствует даже формальный контроль за профессиональными факторами риска, нет нормативов на эти факторы. В жилых кварталах по санитарным нормам |2| после 23 ч шум должен быть снижен до такого уровня, чтобы не мешать ночному отдыху. Однако до сих пор не разработаны правила, которые регламентируют частную трудовую деятельность предпринимателей. Например, в Риге существует несколько десятков ночных клубов, многие из которых расположены на первых этажах многоэтажных жилых домов. В связи с этим непрерывно поступают жалобы от жителей этих домов о нарушении покоя, но принятию мер полицией по защите населения от нарушителей препятствует отсутствие соответствующей измерительной аппаратуры.

При сотрудничестве с государственным стандартиза-ционным техническим комитетом Латвии "Акустика. Механическая вибрация и удары" после проведенного

нами анкетирования установлено, что измерение и оценку шума в быту и на производствах проводят 15 организаций Латвии, а вибрации — только 3. Эти 3 лаборатории — единственные в Латвии, которые обеспечены новейшей современной аппаратурой. Для измерения и оценки шума на рабочих местах в 8 лабораториях до сих пор используют нормативные документы бывшего СССР, в 4 — гигиенические правила, утвержденные Министерством благосостояния Латвии в 1993 г., и только 3 организации, которые обеспечены новейшей измерительной аппаратурой, начинают применять международные стандарты, соответствующие директивам ЕС.

Причинами сложившейся парадоксальной ситуации, когда проблема шума и вибрации реально существует, но отсутствует единый регламентированный подход к измерению, оценке и защите от этих факторов, являются: 1) чиновникам независимо от их должности трудно избавиться от мышления: "если никто не требует сверху, значит это и не нужно", значит, проблема не существует; 2) морально и физически устаревшая 20-летней давности измерительная аппаратура, с помощью которой невозможно получить правильные результаты; 3) низкий уровень знаний и информированности населения о неблагоприятном действии шума и вибрации на здоровье и самочувствие человека; незнание того, что потеря слуха и вибрационная болезнь — это заболевания, при которых должна быть гарантирована социальная помощь.

Согласно принятому ЕС новому подходу, каждое административно-территориальное самоуправление на подчиненной ему территории может устанавливать свои нормативы, но они не должны превышать величины, рекомендованные международными стандартизационными организациями. Эта концепция стандартизации полностью противоречит ранее существовавшему в СССР порядку, по которому допустимые уровни акустического шума и вибрации стандартизованы и едины для всей территории страны.

Объединенное Королевство в 1996 г. утвердило закон о шуме [51, в котором приведен перечень очень строгих мер против нарушителей шума в жилых домах в ночное время, т. е. с 23 до 7 ч. Строгость определяется тем обстоятельством, что измерение шума и установление факта нарушения допустимых норм осуществляет полиция, т. е. государственная власть с правом силы. Мера наказания за нарушение этого закона может быть от "невинного" предупреждения в случае послушания вплоть до ареста, тюремного заключения и конфискации аппаратуры, производящей шум. Местное самоуправление может письменным приказом устанавливать допустимые уровни шума в конкретных жилых районах, а также изменять эти величины в особых случаях и в зависимости от обстоятельств.

В течение последних 3 лет в государствах ЕС и Норвегии ежегодно или с другой периодичностью при технических осмотрах автотранспорта проводят измерения и дают оценку шума, вызванного автомашинами в режиме акселерации. Этот метод с 1994 г. имеет статус стандарта [4].

В России Правительством Москвы утверждены требования к звуковой изоляции жилых и общественных зданий города и установлены допустимые уровни шума и вибрации 111; в них частично использованы законодательные и нормативные документы Международной организации стандартизации (ISO).

В США разработаны допустимые пороговые уровни на производствах, не имеющие законодательной силы, так как в них отсутствуют надежные критерии, определяющие границу между безвредным и вредным уровнем шума и вибрации |6]. Эти значения имеют рекомендательный характер и дают только теоретическое и практическое основание для разработки программ здоровья труда и безопасности в конкретных условиях.

В Латвии до конца 2000 г. действовали санитарные нормы шума и вибрации для жилых и общественных зданий и прилегающих жилых территорий, а также стандарты по охране труда от шума и вибрации, утвержденные в СССР почти 20 лет назад. В силу существенных социально-экономических изменений, произошедших за последние 10 лет, на-

Нормированис шума, местной и общей вибрации в течение 8-ча-сового рабочего дня

АсфЬ' дБ(А) Т„„ мин V м/с' Т.„, мин V м/с' Т„. мин

А. Шум Б. Местная вибрация В. Общая вибрация

85 480 2,0 240 0.40 480

88 240 2,8 122 0,50 307

91 120 3.6 74 0,60 213

94 60 4,4 50 0,70 157

97 30 4.6 45 0,80 120

100 15 4.8 42 0,90 95

103 7,5 5,0 38 1,00 77

106 4 7,0 20 1,10 63

109 2 8.0 15 1,20 53

112 1 9,0 12 1,30 45

115 0,5 10.0 10 1,40 39

12,5 6 1,50 34

17,5 3 1,60 30

30,0 1 2,00 19

40,0 0.6 2,50 12

3,50 6

4.50 4

5,00 3

6,00 2

зрела необходимость в замене старой системы нормативных документов новой, учитывающей директивы ЕС.

В статусе Латвийского государственного стандарта (LVS) так называемым методом титульного листа зарегистрированы 38 стандартов ЕС по вибрации и шуму, касающиеся различных отраслей производства, отдыха, быта. Наиболее важные из них следующие:

— LVS ISO 1996/1:1982. Акустика — характеристика и измерение шума окружающей среды. I часть: основные величины и процедуры.

— LVS ISO 1999:1990. Акустика — определение воздействия шума рабочей среды и оценка остаточных повреждений слуха.

— LVS EN ISO 13753:1998. Механическая вибрация и удары — вибрация ладони руки — метод измерения передающей силы вибрации при помощи нагрузки на ладонь руки в эластичном материале.

— LVS EN 60651:1993. Измерители уровня звука.

— LVS EN 60804:1993. Интегрирующие измерители уровня звука.

— LVS ENV 25349:1992. Механическая вибрация. Указания по измерению и характеристике локальной вибрации. Этот стандарт единственный вышел в полном объеме и зарегистрирован на английском и латышском языках.

Мы предложили новый проект Латвийского государственного стандарта "Шум окружающей среды. Характеристика и решение проблемы шума". Этот стандарт относится к шуму, который возникает в результате деятельности человека на работе, в быту, во время отдыха как в помещении, так и на открытых местах. Основные разделы проектастан-дарта: 1) проблема вредного и опасного воздействия акустического шума и подходы к ее решению; 2) методы оценки шума; 3) совокупность требований, которые необходимо соблюдать физическим и юридическим лицам для обеспечения зашиты окружающей среды и человека.

Кроме того, мы предложили Кабинету министров Латвии 2 проекта правил: "О защите рабочих от риска нарушений слуха, полученных акустическим шумом" и "Об ограничениях использования земельного участка вокруг летного поля в зависимости от авиационного шума". С введением этих правил Латвия выполнит несколько директивных требований ЕС, в том числе 86/188/ЕЕС "О защите рабочих от риска, вызванного экспозицией шума на рабочем месте"; 80/51/ЕЕС "Об ограничении эмиссии шума самолетов, за исключением летательных аппаратов сверхзвуковых скоростей"; 89/629/ЕЕС "Об ограничениях эмиссии шума турбореактивных самолетов низкозву-

ковых скоростей в гражданской авиации". Разработанные нами проекты содержат: 1) требования по обеспечению зашиты от шума; 2) нормативные документы, включающие перечень необходимых профилактических мероприятий; 3) допустимые значения шума; 4) порядок выполнения этих правил.

При разработке допустимых значений шума в рабочей среде мы рекомендуем:

1. Учитывать, что риск понижения слуха определяется как энергетическим уровнем шума, так и временем экспозиции, т. е. дозой экспозиции шума [Па1 • с];

2. Использовать следующие показатели оценки шума: Ца — А-взвешенный уровень давления звука, дБ(А); Ьд,^ — эквивалентный непрерывный А-взвешенный уровень давления звука в течение 8-часового рабочего дня, дБ(А); ЕАТс — экспозиция А-взвешенного звука, Па2-с; — уровень экспозиции шума в течение 8-часового рабочего дня, дБ(А) (если эффективное время экспозиции ТЕ в течение рабочего дня составляет 8 ч, то Ьд^,, =

Допустимое значение шума эквивалентно непрерывному А-взвешенному уровню давления звука есть 85 дБ(А), что соответствует А-взвешенной экспозиции звука ЕАТе = 3,64- 10' Па2-с, если Те = 8 ч, и Ц,А численно совпадает с Ь^,,,,; если допустимое значение превышает Ьд^, то необходимо нормировать допустимое время (ТИ11) экспозиции (см. таблицу, А).

3. Не нормировать уровни спектральных компонентов шума.

При нормировании вибрации в рабочей среде следует учитывать, что риск повреждения определяется не только энергетическим уровнем вибрации, но и временем экспозиции: использовать следующие показатели:

а^ — виброускорение частотно взвешенное, среднеквадратичное, м/с2;

Ц — уровень виброускорения частотно взвешен-ный, среднеквадратичный, дБ;

Тдоп — допустимое время экспозиции вибрации в течение 8-часового рабочего дня, с.

Для общей вибрации допустимым значением частотно взвешенного, среднеквадратичного виброускорения aL является 0,4 м/с2 и время максимальной экспозиции TL в течение 8-часового рабочего дня — 8 ч.

Для местной вибрации допустимое значение частотно взвешенного, среднеквадратичного виброускорения aL равно 2,0 м/с2, время максимальной экспозиции TL в течение 8-часового рабочего дня — 4 ч.

Уравнение а,2 • TL = К определяет ежедневную экспонирующую дозу вибрации в рабочей среде, которая используется при нормировании допустимого экспозиционного времени, если превышены допустимые значения виброускорения (см. таблицу, Б, В).

Вывод. Обобщение нормативных документов разных стран по вибрации и шуму, являющимися факторами риска в окружающей среде, позволило предложить научно обоснованные регламентации, обеспечивающие регулярный надзор за этими вредными факторами на производстве в Латвии.

Л итература

1. Допустимые уровни шума, вибрации и требования к звукоизоляции в жилых и общественных зданиях. Московские городские строительные нормы. МГСН 02.04.97. - М., 1997.

2. Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки. № 3677—84. — М., 1984.

3. Grigorjeva S. Troksnis ka riska faktors. — VD1, Riga, 1997, 1pp. 13.

4. INTERNATIONAL STANDARD: ISO 362:1994. Acoustics — Measurement of Noise Emitted by Accelerating Road Vehicles. — ISO, Geneva, 1994.

5. Noise Act 1996. Summary Procedure for Dealing witlh Noise at Night. - UK, 1996.

6. Threshold Limit Values for Chemical Substances and Physical Agents Biological Exposure Indices. — American Conference of Governmental Industrial Hygienists (ACGIH), WORLDWIDE, Cincinnati, 1996.

Поступила 01.10.01

Методология и практика санитарно-гигиенического мониторинга

С и. и. НОВИКОВА. Г. А. ОГЛЕЗНЕВ, 2003 УДК 616.1/.9-0214.7

И. И. Новикова, Г. А. Оглезнев

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ЦЕНТРА

Центр Госсанэпиднадзора в Омской области, Омск; Омская государственная медицинская академия

Здоровье населения — один из показателей, определяющих экономический, интеллектуальный и культурный потенциал страны. Право на охрану здоровья в РФ возведено в конституционный ранг. Статья 41 Конституции РФ гласит: "Каждый имеет право на охрану здоровья". Однако проводимые государством социально-экономические реформы неадекватны потребностям общества, политика в области охраны окружающей среды и здоровья населения не приносит ожидаемых результатов. Так, статистические данные свидетельствуют о кризисном состоянии здоровья населения России в течение длительного периода времени [7, 8]. Ежегодно в России, Западной Сибири и Омске регистрируются существенные потери здоровья, связанные с преждевременной смертностью, инвалидностью и заболеваемостью населения. С середины 80-х годов динамика по-

казателей смертности в России и республиках бывшего СССР отличалась устойчивым увеличением показателей преждевременной смертности населения, тогда как в западноевропейских государствах наблюдалось медленное и последовательное увеличение продолжительности жизни. В настоящее время в России уровень детской и подростковой смертности в 2 раза выше, чем в развитых странах, аналогична ситуация по заболеваемости и инвалидности.

Кафедрой гигиены Омской государственной медицинской академии совместно со специалистами Центра Госсанэпиднадзора в Омской области, в рамках комплексной темы НИОКР: "Гигиеническая оценка потерь здоровья населения в связи с детской смертностью и инвалидностью в крупном промышленном центре", изучаются закономерности формирования здоровья населения. За период 1998—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.