Научная статья на тему 'О РЕФОРМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И СНИЖЕНИИ РЕЙТИНГА ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МСУ'

О РЕФОРМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И СНИЖЕНИИ РЕЙТИНГА ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МСУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ДЕПУТАТ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL SELF GOVERNMENT / DEPUTY / REPRESENTATIVE BODIES / REFORM OF LOCAL SELF GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агибалов Ю.В.

Статья посвящена анализу проводимой в России реформы местного самоуправления и причин снижения интереса населения к участию в местном самоуправлении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Агибалов Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON REFORM OF LOCAL SELF-GOVERNMENT AND REDUCTION OF THE RATING OF DEPUTIES OF IAS REPRESENTATIVE BODIES

The article is devoted to the analysis of the reform of local self government in Russia and the reasons for the decline in the interest of the population to participate in local self government.

Текст научной работы на тему «О РЕФОРМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И СНИЖЕНИИ РЕЙТИНГА ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МСУ»

АНАЛИЗ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ

И СИСТЕМ

УДК 342.55

Ю. В. Агибалов

О РЕФОРМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Н СНИЖЕНИИ РЕЙТИНГА ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МСУ

Аннотация: статья посвящена анализу проводимой в России реформы местного самоуправления и причин снижения интереса населения к участ ию в местном самоуправлении.

Ключевые слова: местное самоуправление, депутат, представительные органы, реформа, местного самоуправления.

UDK 342.55

Yu. V. Agibalov

ON REFORM OF LOCAL SELF-GOVERNMENT AND REDUCTION OF THE RATING OF DEPUTIES OF IAS REPRESENTATIVE BODIES

Abstract: the article is devoted to the analysis of the reform of local self-government in Russia and the reasons for the decline in the interest of the population to participate in heal self-government. Keywords: local self-government, deputy, representative bodies, reform of local self-government.

Введение

В своём ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что необходимо «поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни. Местная власть должна быть устроена так — а ведь это самая близкая власть к людям, — чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой ... Сильное местное самоуправление способно стать мощным ресурсом для пополнения и обновления кадрового потенциала страны. И конечно, мы все заинтересованы в том, чтобы через механизмы выборов во власть приходили подготовленные, целеустремлённые, профессиональные люди, готовые ответственно исполнять свои обязанности».1

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию 12.12.2013 г//

Б01: 10.22394/1997-4469-2019-47-4-217-224

Итоги реформирования представительных органов МСУ

Четверть века идёт в России реформирование местного самоуправления, практика показывает, что население не считает местное самоуправление своей властью. По результатам опроса, проведенного Фондом общественного мнения в мае 2014 года 79 процентов жителей городов с населением более 1 миллиона человек; 76 процентов в городах с населением от 250 тысяч до 1 миллиона человек; 73 процента в населенных пунктах от 100 до 250 тысяч не знают своих депутатов.2 Почему?

Возникают вопросы:

— какие цели ставились в ходе проведения реформы местного самоуправления и достигнуты ли они?

— какими принципами руководствовался законодатель при осуществлении реформ?

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ 1-.\\\ |.м(М(У. дата обращения 31.07.2019.

2 Официальный сайт Администрации Президента Российской Федерации: М1р://пе\¥8. kremlin.ru/transcripts/21097/print

Ответа на эти вопросы законодатель не даёт!

Рассмотрим некоторые итоги реформирования представительных органов местного самоуправления.

Первое: Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 (далее Федеральный закон № 154-ФЗ) было определено, что «представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного обладающего правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, самоуправления, действующие на территории муниципального образования». В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»2 (далее Федеральный закон № 131-ФЭ) это положение было исключено.

Второе: Федеральным законом № 131-ФЭ в статье 6 закреплена норма, в соответствии с которой «к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом». Законы субъектов РФ должны были быть приведены в соответствии с федеральным законодательством. В Воронежской области были признаны утратившими силу Законы Воронежской области от 28.12.1994 № 8-3 «О местном самоуправлении в Воронежской области»3, от 21.03.1995 № 12-3 «О статусе депутата представительного органа

1 Статья 1 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506

2 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ.2003. № 40. ст. 3822.

3 Закон Воронежской области от 28.12.1994

№ 8-3 «О местном самоуправлении в Воронеж-

ской области» // Коммуна. 1995. 6 января

местного самоуправления»4, от 27,10.1999 № 118-П-ОЗ «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления»6. К сожалению, до настоящего времени так и не приняты федеральные законы о статусе депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления (за исключением статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ).

Третье: на федеральном уровне не установлена обязанность депутата отчитываться за работу в представительном органе и выполнение предвыборных обещаний перед населением, ответственность за невыполнение данных избирателям обещаний.

Четвёртое: в Законе Воронежской области от 21.03.1995 № 12-3 О статусе депутата представительного органа местного самоуправления» в статье 8 была закреплены нормы, предусматривающие взаимоотношения депутата с избирателями, а в статье 18 — обязанность депутата отчитываться перед избирателями. Так, в соответствии со статьёй 8 «Взаимоотношения депутата представительного органа местного самоуправления с избирателями», депутат представительного органа местного самоуправления:

— поддерживает связь с избирателями своего округа, ответственен перед ними и им подотчетен;

— принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей;

— рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов;

— ведет прием граждан;

— изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения;

4 Закон Воронежской области от 21.03.1995 № 12-3 «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления» // Коммуна. 1995. 6 апреля

5 Закон Воронежской области от 27.10.1999 № 118-П-ОЗ «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления» // Коммуна. 1999. 5 ноября

— информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.

Статья 18 «Отчет депутата перед избирателями» закрепляет обязанность депутата представительного органа местного самоуправления отчитываться перед избирателями округа о своей работе, о ходе выполнения предвыборной программы в сроки, установленные правовыми актами представительным органом местного самоуправления. По требованию избирателей может быть проведен внеочередной отчет депутата. Под требованием о проведении отчета необходимо собрать не менее 1 % подписей от числа избирателей данного избирательного округа.1

В статье 40 Федерального закона № 131-ФЭ речь идёт о встречах депутата с избирателями и только!

Пятое: с целью повышения роли политических партий в России, Федеральным законом от 20.03.2011 № 38-Ф3 в Федеральный закон № 131-ФЭ были внесены нормы, в соответствии с которыми «не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями.2 Эти нормы в большей степени отдалили депутатов от избирателей, так в сельских поселениях партийных организации, как правило, нет.

Шестое: Федеральным законом № 131-ФЭ в части 10 статьи 40 предусмотрено в качестве оснований досрочного прекращения полномочий депутата — отзыв депутата избирателями, а в статье 24 осно-

1 Коммуна. 1995. 6 апреля

2 Федеральный закон от 20.03.2011 № 38-ФЗ «О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избира-

тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов н городских округов» // Собрание законодательства РФ. 2011, № 13, ст. 1685.

вания и порядок реализации права отзыва депутата по инициативе населения. Основаниями для отзыва депутата представительного органа местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Возникает вопрос: какие противоправные решения или действия может принять конкретный депутат? Ответа в законе нет. Депутат считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в избирательном округе. Эти нормы фактически не позволяют избирателям на практике отозвать своего депутата. Более того, Федеральным законом от 20.03.2011 № 38-Ф3 принята норма, в соответствии с которой, «в случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется»3.

В статье 121 закона Воронежской области от 18.07.1995 № 19-3 «Избирательный кодекс Воронежской области» (далее — Избирательный кодекс) основаниями отзыва депутата Воронежской областной Думы либо представительного органа местного самоуправления, главы администрации области либо местной администрации (местного самоуправления) и иных должностных лиц органов местного самоуправления, избираемых непосредственно населением, не оправдавших доверия избирателей в результате невыполнения своих обязанностей или нарушения Конституции Российской Федерации и федеральных законов, Устава области и областного законодательства, а также соответственно устава (положения)

3 Федеральный закон от 20.03.2011 № 38-ФЗ «О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов» // Собрание законодательства РФ. 2011, № 13, ст. 1685.

о местном самоуправлении, могут быть отозваны по решению избирателей в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Возможность отзыва указанных лиц должна быть закреплена соответствующими законодательными актами области либо уставом (положением) о местном самоуправлении данной территории или населенного пункта.1

Право требовать проведения отзыва и участвовать в голосовании по отзыву принадлежит лицам, обладающим активным избирательным правом, проживающим на территории соответствующего избирательного округа. В соответствии со статьёй 125 Избирательного кодекса представительный орган местного самоуправления обя-зац назначить голосование по отзыву соответствующего депутата, если в поддержку этого предложения собрано не менее 5 процентов подписей избирателей округа, обладающих активным избирательным правом.

Седьмое, и, наверное, самое главное: реформа местного самоуправления, начатая с принятием Федерального закона № 131-ФЭ, не предоставило населению и органам местного самоуправления свободы выбора, которая лежит в основе правового регулирования местного самоуправления в России. Как справедливо отметил Президент России В. В. Путин, «каждая конкретная территория должна сама решить, как строить систему местной власти, какая форма организации местного самоуправления в наибольшей степени отвечает интересам граждан, будут ли они выбирать главу муниципального образования прямым голосованием или делегируют это право избранному ими же представительному органу муниципальной власти... Важно, чтобы все понимали: в основе системы правового регулирования местного самоуправления в России лежит свобода выбора... Нельзя ничего навязывать — надо обязательно принять во внимание мнение глав муниципалитетов, депутатов местных представительных органов».2 А как это было на прак-

1 Закон Воронежской области от 18.07.1995 № 19-3 «Избирательный кодекс Воронежской области» // Коммуна. 1995. 1 августа

2 Официальный сайт Администрации Президента Российской Федерации: М1р://пе\¥8. kremlin.ru/transcripts/21097/print

тике? Только один пример: в Федеральном законе № 131-ФЭ были закреплены нормы, в соответствии с которыми муниципальным образованиям предписано в обязательном порядке не только какие органы создавать (статья 34), но и кто и в каких случаях их должен возглавлять (статьи 35—37). Представительным органам местного самоуправления предстояло только своевременно вносить изменения в уставы муниципальных образований. При этом в эти статьи периодически вносились изменения, что вызывало недоумение не только у депутатов, но и населения. По нашему мнению, это связано с тем, что реформа местного самоуправления проводилась методом «проб и ошибок», которые законодатели пытались исправлять изменениями Федерального закона № 131-ФЭ. Принятый Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-Ф33, предоставил право субъектам Федерации осуществлять правовое регулирование порядка избрания органов местного самоуправления. Абсолютное большинство субъектов Российской Федерации в полной мере воспользовались предоставленным правом. Исключением является Воронежская область, где областная Дума своим законом закрепило за органами местного самоуправления право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления и порядок их избрания.4

Аналогичное положение складывается и с депутатами законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Основы статуса депутата законодательного (представительного) органа закреплены в статьях 11—13, 15 Фе-

3 Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». 2014, № 22, ст. 2770.

4 Закон Воронежской области от 10.11.2014 № 149-03 «О порядке формирования органов местного самоуправления в Воронежской области н о сроках нх полномочий» // «Молодой коммунар». 2014. 14 ноября

дерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»1, а федерального закона о статусе депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации до настоящего времени нет. Нормы действующего федерального законодательства предусматривают только проведение встреч депутатов с избирателями и всё.2

Существовавшие в законодательстве Воронежской области нормы о взаимоотношениях депутата с избирателями и обязательности отчётов депутатов перед избирателями3, после приведения в соответствие с федеральным законодательством, также превратились в обязанность информирования избирателей о своей деятельности4. Проиллюстрируем на примере. Так, в соответствии со статьей 17 Закон Воронежской области от 29.08.1994 № 2-з «О статусе депутата Воронежской областной Думы» депутат областной Думы не реже двух раз в год обязан отчитываться перед избирателями округа о своей работе, о ходе выполнения предвыборной программы. По требованию избирателей может быть проведен внеочередной отчет депутата. Под требованием о внеочередном отчете необходимо собрать не менее 150 подписей избирательного округа. В настоящее время, в статье 13 Закона Воронежской области от 07.12.2006

1 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представнтельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. ст. 5005

2 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представнтельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. ст. 5005 (части 4—7 статьи 11).

3 Закон Воронежской области от 29.08.1994 № 2-з «О статусе депутата Воронежской областной Думы» // Коммуна. 1994. 6 сентября

4 Закон Воронежской области от 07.12.2006

№ 102-03 «О статусе депутата Воронежской областной Думы» // Молодой коммунар. 2006.

16 декабря

№ 102-03 «О статусе депутата Воронежской областной Думы» депутат областной Думы:

— информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации...

— на встречах с избирателями сообщает им о выполнении наказов избирателей в соответствии с законом Воронежской области «О наказах избирателей депутатам Воронежской областной Думы».5

Основные причины снижения рейтинга депутатов представительных органов МСУ

Проведённое исследование показало, что основными причины низкого рейтинга депутатов представительных органов местного самоуправления у населения являются: во-первых, представительные органы местного самоуправления в результате реформы местного самоуправления потеряли статус выборного органа местного самоуправления, обладающего правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования, который был закреплен в Федеральном законе от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»6;

во-вторых, отсутствие федерального закона о статусе депутата представительного органа местного самоуправления, закрепляющего не только права и обязанности депутата, но ответственность перед избирателями;

в-третьих, реформирование избирательного законодательства, закрепление на муниципальном уровне обязательности выборов по партийным спискам (при отсутствии политических партий в муниципальных образованиях), что привело к ещё большему отстранению депутатов от нужд избирателей;

5 Закон Воронежской области от 22.07.2003 № 41-03 «О наказах избирателей депутатам Воронежской областной Думы» // Коммуна. 2003. 9 августа

ь Статья 1 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506

в-четвёртых, население не имеет возможности на практике отозвать депутата за отсутствие связи с избирателями и невыполнение предвыборных обещаний, так как основанием для отзыва депутата могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

В настоящее время главной задачей органов государственной власти и местного самоуправления является: вернуть доверие населения к власти. Для этого необходимо как совершенствование действующего законодательства, так и практики работы с населением и создания условий для участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Рекомендации

В целях совершенствования действующего законодательства предлагается:

1. Внести в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» следующие дополнения:

— представительный орган — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования;

— депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования подконтролен и подотчётен населению. Депутат представительного органа обязан не реже одного раза в год отчитываться перед избирателями о работе в составе представительного органа и выполнении обещаний, данных избирателями;

— закрепить институт «Наказов избирателей», которые жители могли бы давать кандидатам в депутаты и в главы муниципальных образований;

— дополнить статью закона об отзыве депутата следующими положениями:

а) основанием для отзыва является утрата связи с избирателями, выражающаяся в уклонении от проведения отчётов перед избирателями о проводимой работе и выполнении предвыборных обещаний;

б) депутат считается отозванным, если в ходе голосования за отзыв проголосовало не менее 50 процентов от числа приняв-

ших участие в голосовании, при условии, что в голосовании приняли участие не менее 50 процентов зарегистрированных избирателей округа.

2. Принять на федеральном уровне законы «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления» и «О статусе главы муниципального образования»

3. Рекомендовать органам местного самоуправления внести в уставы муниципальных образований следующие положения:

— изменить структуру и порядок формирования органов местного самоуправления с учётом мнения населения и институтов гражданского общества в соответствии с законами Воронежской области от 10.11.2014 № 149-03 «О порядке формирования органов местного самоуправления в Воронежской области и о сроках их полномочий»1

— изменить порядок выборов депутатов с мажоритарно-пропорциональной на мажоритарную избирательную систему (где это является актуальным) в соответствии с законом Воронежской области от 24.05.2018 года № 61-03 «О внесении изменений в закон Воронежской области «Избирательный кодекс Воронежской области»2.

4. Рекомендовать представительным органам местного самоуправления закрепить в своих Регламентах порядок и формы проведения отчётов депутатов перед избирателями о работе в представительном органе по итогам проведения сессий, о выполнении обещаний, данных избирателям в период предвыборной кампании.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления изменить порядок подготовки и проведения публичных слушаний за счёт повышения гласности и привлечения институтов гражданского общества.

6. Органам местного самоуправления в практике работы уделять больше внима-

1 Закон Воронежской области от 10.11.2014 № 149-03 «О порядке формирования органов местного самоуправления в Воронежской области н о сроках нх полномочий» // «Молодой коммунар». 2014. 14 ноября

2 Закон Воронежской области от 24.05.2018 № 61-03 «О внесении изменений в закон Воронежской области «Избирательный кодекс Воронежской области» // http://www.pravo.gov.ru, 25.05.2018

ния на разъяснение населению прав и обязанностей, возможностей непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления, в том числе и в форме территориального общественного самоуправления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию 12.12.2013 г. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_155646/, дата обращения 31.07.2019.

2. Официальный сайт Администрации Президента Российской Федерации. — URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/21097/ print

3. Статья 1 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 35. — Ст. 3506

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЭ // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 40. — Ст. 3822.

5. О местном самоуправлении в Воронежской области : закон Воронежской области от 28.12.1994 № 8-3 // Коммуна. — 1995. — 6 января.

6. О статусе депутата представительного органа местного самоуправления : закон Воронежской области от 21.03.1995 № 12-3 // Коммуна. — 1995. — 6 апреля.

7. О статусе выборного должностного лица местного самоуправления : закон Воронежской области от 27.10.1999 № 118-П-ОЗ // Коммуна. — 1999. — 5 ноября.

8. Коммуна. — 1995. — 6 апреля.

9. Федеральный закон от 20.03.2011 № 38-Ф3 «О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских окру-

гов» // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 13. — Ст. 1685.

10. Федеральный закон от 20.03.2011 № 38-Ф3 «О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов» // Собрание законодательства РФ. — 2011, —№ 13, —Ст. 1685.

11. Избирательный кодекс Воронежской области : закон Воронежской области от 18.07.1995 № 19-3 // Коммуна. — 1995. — 1 августа.

12. Официальный сайт Администрации Президента Российской Федерации: http:// news.kremlin.ru/transcripts/21097/print

13. Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 22. — Ст. 2770.

14. О порядке формирования органов местного самоуправления в Воронежской области и о сроках их полномочий : закон Воронежской области от 10.11.2014 № 149-03 // Молодой коммунар. — 2014. — 14 ноября.

15. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 42. — Ст. 5005.

16. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 42. — Ст. 5005 (части 4—7 статьи 11).

17. О статусе депутата Воронежской областной Думы : закон Воронежской области от 29.08.1994 № 2-з» // Коммуна. — 1994. — 6 сентября.

18. О статусе депутата Воронежской областной Думы : закон Воронежской области от 07.12.2006 № 102-03» // Молодой коммунар. — 2006. — 16 декабря.

19. О наказах избирателей депутатам Воронежской областной Думы : закон Воронежской области от 22.07.2003 № 41-03 // Коммуна. — 2003. — 9 августа.

20. Статья 1 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 35. — Ст. 3506.

21. О порядке формирования органов местного самоуправления в Воронежской области и о сроках их полномочий : закон Воронежской области от 10.11.2014 № 149-03 // Молодой коммунар. — 2014. — 14 ноября.

22. О внесении изменений в закон Воронежской области «Избирательный кодекс Воронежской области» : закон Воронежской области от 24.05.2018 № 61-03. — URL: http://www.pravo.gov.ru, 25.05.2018.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Воронежский филиал)

Агибалов Ю. В., кандидат экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления E-mail: agibalov@govvrn.ru

УДК 517.977.5:616-036.2

Е. П. Белоусова

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ

ВАКЦИНАЦИИ

Аннотация: поскольку инфекционные заболевания в условиях большого скопления людей приводят к возникновению эпидемий, то естественно возникает проблема — как бороться с этим явлением, затрачивая наименьшее количест во сил и финансовых вложений. В работ е предпринят а поп ытка проанализировать этот процесс для нескольких видов заболеваний в условиях роста эпидемии по линейному закону.

Ключевые слова: заболевание, инфекция, эпидемия, финансовые ресурсы.

UDK 517.977.5:616—036.2

Е. P. Belousova

MANAGEMENT OF INFECTIOUS DISEASES IN VACCINATION

CONDITIONS

Abstract: since infectious diseases in a large population lead to epidemics, there is naturally a problem — how to com ba t this phen om en on by spending the least, amoun t of effort and financial in vestment. The paper attempts to analyze this process for several types of diseases in the con text of the growing epidemic by linear law.

Keywords: disease, infection, epidemic, financial resources.

Введение

Различные инфекционные заболевания представляли угрозу для человечества с самого начала их зарождения и многие из них до сих пор продолжают быть опасными.

БОР 10.22394/1997-4469-2019-47-4-224-238

С давних времен человек пытался понять причины массовых заболеваний, так как человечество столкнулось с эпидемиями незадолго после одомашнивания первых видов животных. Большой вклад в по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.