7. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.09)
7.1. О РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ УГОЛОВНОПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Зайцев Олег Александрович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ. Должность: проректор по научной работе. Место работы: Московская академия экономики и права. Email: [email protected]
Аннотация: В статье дается анализ ряда юридических источников Российской Федерации, посвященных уголовно-правовой и уголовно-процессуальной политики; выявляются и обобщаются сведения о развитии теоретической мысли по данному вопросу. Повышенное внимание уделено содержанию, основным чертам и направлениям современной уголовнопроцессуальной политики.
Ключевые слова: уголовный процесс; уголовнопроцессуальная политика; согласительные процедуры; апелляция; кассация; надзорное производство; следственный аппарат.
REALIZATION OF MODERN CRIMINAL PROCEDURE POLICY IN RUSSIAN FEDERA TION
Zaytsev Oleg Aleksandrovich, Dr of Law, professor. Position: Pro-rector. Place of employment: Moscow Academy of Economics and Law. E-mail: [email protected]
Annotation: This article analyzes a number of legal sources of the Russian Federation devoted to criminal law and criminal procedure policy; identifies and summarizes the information about the development of the theory in this subject. The increased attention paid to the content and to the main features and trends in modern criminal procedure policy.
Keywords: criminal procedure, criminal procedure policy, conciliation, appeal, cassation, supervisory review, the investigating unit.
Содержанию уголовно-процессуальной политики Российской Федерации и ее влиянию на преступность посвящено немало исследований, научных работ.
Необходимо отметить что, несмотря на существовавший ранее в нашей стране идеологический подход, уровень многих теоретических исследований и прикладных научных разработок советского периода был достаточно велик. Это обстоятельство позволило создать научную теорию уголовной политики, разработать ее основные понятия, принципы и направления.
Из крупных научных работ девяностых годов прошлого столетия следует назвать "Основы государственной политики борьбы с преступностью в России: теоретическая модель", авторами которых являются профессора А.Я.Сухарев, А.И.Алексеев,
М.П.Журавлев1. В данном направлении также можно выделить работы С.С.Босхолова "Основы уголовной политики"2, А.А. Тер-Акопова "Уголовная политика
1 См.: Алексеев А.И., Журавлев М.П., Сухарев А.Я. Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель. - М.: "Норма", 1997.
2 См.: Босхолов С.С. Основы уголовной политики. - М.: Библиотека "ЮрИнфорР", 1999.
Российской Федерации3, А.И. Зубкова "Карательная политика России на рубеже тысячелетий"4, М.Ю. Воронина "Уголовная политика: понятие, история возникновения и развития"5.
Из монографий текущего столетия можно выделить книги Г.Ю. Лесникова "Уголовная политика Российской Федерации (проблемы теории и практики)6, А.И. Алексеева, В.С. Овчинского, Э.Ф. Побегайло "Российская уголовная политика: преодоление кризиса"7, Б.Я. Гаврилова "Современная уголовная политика России: цифры и факты"8, Н.А. Лопашенко "Уголовная политика" и др. Данные работы отличаются неординарностью суждений и отвечают потребностям времени.
Также был защищен ряд докторских диссертаций, направленных на разрешение комплекса фундаментальных теоретических и прикладных проблем реализации государственной стратегии обеспечения криминологической безопасности10.
Новая уголовно-правовая стратегия, выражающая качественные изменения в российском обществе и удовлетворяющая потребности в его модернизацион-ном развитии, совсем недавно реализовалась в трех президентских законодательных пакетах. Первым из них стали ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2009 г. № З8З-ФЗ11, а также закон, принятый весной 2010 года, который был сориентирован на гуманизацию ответственности за преступлений экономической направленности12. Знаковым стало установление запрета заключать под стражу предпринимателей дополнением ст. 108 УПК РФ частью 11. Второй блок поправок был направлен уже не столько на гуманизацию, сколько на модернизацию уголовного законодательства в целом, произошло расширение действия президентской поправки в виде ч. 1 ст. 108 УПК РФ. Третий блок законов по своей значимости оказался самым масштабным: изменения затронули большинство статей Уголовного Кодекса, получило закрепление новое основание освобождения от ответственности тех, кто впервые совершил преступления экономической направленности (ст. 761 УК РФ), преду-
3 См.: Тер-Акопов А.А. Уголовная политика Российской Федерации. - М., 1999.
4 См.: Зубков А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий: В связи с проектом Федерального закона "О внесении в некоторые законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений по вопросам уголовно-исполнительной системы. - М.: "Penal Reform International (PRI)", 2000.
5 См.: Воронин М.Ю. Уголовная политика: понятие, история возникновения и развития. - М., 2000.
6 См.: Лесников Г.Ю. Уголовная политика Российской Федерации (проблемы теории и практики). - М., 2004.
7 См.: Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. - М.: "Норма", 2006.
8 См.: Гаврилов Б.Я. Современная уголовная политика России: цифры и факты. - М.: Издательство "Проспект", 2008.
9 См.: Лопашенко Н.А. Уголовная политика. - М.: "Волтер Клу-вер", 2009.
10 См., напр.: Босхолов С.С. Уголовная политика современной России в условиях конституционно-правового реформирования: дис. ...докт.юрид.наук. - М., 1999; Лесников Г.Ю. Уголовная политика современной России (методологические, правовые и организационные основы): дис. .докт.юрид.наук. - М., 2005 и др.
Рос. газета. - 2009. - 31 дек.
12 ФЗ № 60-ФЗ от 7 апреля 2010 г. // Рос. газета. - 2010. - 9 апр.
смотрен механизм изменения категории преступления небольшой и средней тяжести (ст. 15 УК РФ).
На станицах юридической литературы неоднократно указывалось на необходимость разработки Концепции уголовно-правовой политики. Совершенно справедливо отметил М.М. Бабаев: "Нет позитивной концепции -нет твердого стержня - нет политики в полном и точном смысле этого слова"13.
В настоящее время экспертной рабочей группой по содействию реформам правосудия при Общественной палате РФ разработана и представлена на VII Российском конгрессе уголовного права для широкого обсуждения Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации14. В данном документе определены цели, задачи и основные направления уголовноправовой политики, обеспечение условий и критерии её эффективности, а также условия и предпосылки изменения уголовного законодательства. Особое место уделено определению сроков и ожидаемых результатов реализации Концепции уголовно-правовой политики.
В систему уголовно-правовой политики Российской Федерации входит и уголовно-процессуальная политика, которая призвана определять стратегию, принципы, цели, задачи, основные направления деятельности правоохранительных и правоприменительных органов нашей страны по выработке и применению форм реализации норм уголовного права в сфере уголовного судопроизводства. Различные теоретические аспекты государственной уголовно-процессуальной политики исследовались как в советский период15, так и в постсоветское время16. Были опубликованы монографии, в которых представлены результаты исследования ключевых вопросов развития уголовного процесса, основных направлений современной уголовнопроцессуальной политики Российской Федерации17. Авторы данных научных работ стремились определить значение уголовно-процессуальной политики, ее ценность, роль, назначение для права и государства.
Основополагающими документами, определяющими стратегию уголовно-процессуальной политики, являются: Концепция судебной реформы в РСФСР 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина
13 См.: Бабаев М.М. Российской уголовной политике нужна концепция // Современные проблемы уголовной политики: материалы Всерос. науч.-практ.конф, 1 окт. 2010 г.: в 2 т. / под ред. А.Н. Ильяшенко. - Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2010. - Т. I. С. 26.
14 См.: Бабаев М., Пудовочкин Ю. Концепция уголовноправовой политики Российской Федерации // Уголовное право. -2012. - № 4. - С. 4-12.
15 См, напр.: Алексеев Н.С., Даев В.Г. Уголовно-процессуальная политика Советского государства на современном этапе // Правоведение. - 1977. - № 5. - С. 96-104.
16 См., напр.: Шадрин В.С. Современная уголовнопроцессуальная политика как часть правовой политики государства // Юридическое образование и наука в России: проблемы модернизации. Саратов, 2006. С. 130-132; Смирнова И.Г. Уголовно-процессуальная политика: некоторые суждения о ее сущности, социальной обусловленности и месте в уголовной политике // Криминологический журнал. - 2010. - № 3. - С. 61-67; Бочаров В.М. Современная уголовно-процессуальная политика: проблемы и перспективы развития // Современные проблемы уголовной политики: материалы Всерос. науч.-практ.конф, 1 окт. 2010 г.: в 2 т. / под ред. А.Н. Ильяшенко. - Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2010. - Т. I. С. 35-45.
17 См.: Александров А.И. Уголовная политика и уголовный про-
цесс в российской государственности. СПб: Изд-во "Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета", 2003;
Малышева О.А. Уголовная политика: содержание и эффективность. Рязань, 2005; Гаврилов Б.Я. Современная уголовная политика России: цифры и факты. М.: Изд-во "Проспект", 2008.
1991 г., Конституция Российской Федерации 1993 г., Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 2001 г.
Особое место в реализации уголовнопроцессуальной политики уделяется Концепции судебной реформы в России, принятой Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 года. Надо отметить, что именно в этом документе уголовнопроцессуальная политика проработана наиболее системно и глубоко. Концепция судебной реформы выделила основные направления развития уголовнопроцессуального законодательства, работа над которым осуществлялась с разной интенсивностью в течение десяти лет. Результатом этой работы стало создание нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации18, введенного в действие с 1 июля 2002 года.
Новый УПК РФ является значительным достижением современного законодательства. Сделан крупный шаг на пути укрепления судебной власти, развития демократических основ уголовного судопроизводства, укрепления правовых гарантий личности. При этом в большинстве случаев учтены достижения отечественной науки и законодательства, международный опыт по государственному противодействию преступности.
Первые состоявшиеся обсуждения и практика применения уголовно-процессуального законодательства показали, что юридическая общественность России неоднозначно отнеслась ко многим его нововведениям. Юридическое сообщество разделилось на его сторонников, которые в целом одобряют УПК РФ, выступают за «американизацию» российского уголовного процесса и противников многих новелл, выступающих за сохранение сложившегося отечественного уголовного процесса в русле континентальной традиции, характерной не только для нашей страны, но и для ряда государств Европы19.
Следует отметить, что с момента введения УПК РФ в действие и до настоящего времени в его адрес высказано довольно много обоснованных критических замечаний со стороны ученых и практических работников. Действительно, новый закон далек от совершенства, так как изобилован существенными неточностями, а порой и весьма сомнительными нормативными положениями.
Не случайно в незначительный период времени, как до введения в действие УПК РФ, так и в ходе его применения, на законодательном уровне было внесено свыше 1500 различных дополнений и изменений. Тем самым мы намного обошли «показатели» устаревшего УПК РСФСР 1960 года, в который за время его действия, как известно, было внесено более 400 дополнений и изменений.
За последние десять лет уголовно-процессуальная политика претерпела серьезные изменения, которые стали составной частью модернизации судебной системы и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Существенному реформированию подверглись уголовно-процессуальные институты, касающиеся реорганизации дознания, создания Следственного комитета, полномочий прокурора, применения мер пресечения, возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, прекращения уголовного
18 Далее УПК РФ.
19 Александров А.С. Критика концепции объективной истины в уголовном процессе // Уголовный процесс. - 2012. - № 6. - С. 6673; Головко Л.В. Принцип установления объективной истины в уголовном процессе // Законодательство. - 2012. - № 8. - С. 5-9.
дела (преследования) о преступлениях в сфере экономической деятельности, изменения контрольнопроверочных производств, развития согласительных процедур и др.
Основными чертами уголовно-процессуальной политики являются: охрана прав и свобод человека и гражданина всех участников уголовно-процессуальных отношений;
обеспечение законности и социальной справедливости при производстве по уголовному делу; демократизация уголовного судопроизводства; повышение авторитета и независимости органов предварительного следствия;
расширение компетенции суда в уголовном судопроизводстве в целях укрепления судебной власти;
единообразная регламентация уголовнопроцессуальной деятельности;
четкое определение компетенции и правового статуса участников уголовного судопроизводства и др.
Среди основных направлений современной уголовно-процессуальной политики Российской Федерации могу быть названы следующие: устранение имеющейся в настоящее время расба-лансированности уголовно-процессуальных функций и правомочий участников уголовного судопроизводства, выступающих на стороне обвинения и защиты, смещения акцентов в сторону усиления процессуальных полномочий и гарантий прав обвиняемого в ущерб правам жертв преступления;
закрепление дополнительных процессуальных гарантий защиты прав и законных интересов всех лиц, вовлеченных в производство по уголовным делам;
более широкое применение упрощенных процедур предварительного расследования;
развитие согласительных процедур в уголовном судопроизводстве;
реформирование контрольно-проверочных производств (апелляции, кассации, надзора);
повышение процессуальной самостоятельности следователя в уголовном процессе; создание самостоятельного следственного аппарата; совершенствование уголовно-процессуального порядка рассмотрения уголовных дел судом присяжных заседателей и др.
В силу ограниченного объема настоящей статьи остановимся только на некоторых из них.
Развитие согласительных процедур в уголовном судопроизводстве. Институт частной собственности оказывает системное влияние на модернизацию уголовно-процессуальной политики в сфере экономики. Ограничение дискреции правоохранительных органов, повышение качества регулирования уголовнопроцессуальных отношений влечет за собой развитие института согласительных процедур. По сути, они представляют собой формы взаимодействия органов уголовной юстиции с гражданами, различными общественными институтами, гражданским обществом.
Наиболее близко к модели классической сделки, соглашения сторон стоят институты, регламентированные главами 40, 401 УПК, а также статьями 25, 28, 281, 427 УПК РФ (и соответственно, статьями 75-761, 90 УК РФ). Собственно они и представляют особый интерес, потому что в них воплощена суть преобразований, происходящих в нашем уголовно-процессуальном праве.
Таким образом, судебная реформа в нашей стране получила новый импульс для своего развития благодаря более широкому использованию договорно-
правовых средств регулирования уголовнопроцессуальных отношений. Они должны повысить уровень эффективности борьбы с преступностью при снижении затрат на эту государственную деятельность, создать принципиально новые гарантии общественной безопасности и прав личности.
Реформирование контрольно-проверочных производств (апелляции, кассации, надзора).Со времен принятия и введения в действие нового УПК РФ в уголовное судопроизводство России не вносились столь масштабные, комплексные и кардинальные, по сути, новации, как те, которые связаны с принятием Федерального закона № 4ЭЭ-ФЗ от 29 декабря 2010 года2 . Кардинально изменены сущность, предмет и отчасти пределы проверки постановленных судебных решений в вышестоящих судебных инстанциях. С 1 января 2013 года начинает действовать принципиально новая процессуальная форма проверки итоговых или промежуточных актов суда по правилам обновленного либо полностью реформированного апелляционного (гл. 45.1 УПК РФ), кассационного (гл. 47.1 УПК РФ) и надзорного (гл. 48.1 УПК РФ) производства.
В российской уголовно-процессуальной доктрине предложенные новеллы оцениваются как очередной и весьма значимый шаг по реализации судебноправовой реформы в стране, по приведению контрольно-проверочных производств, во-первых, в соответствие с подлинно состязательным строем процесса; во-вторых, в соответствие с приоритетным направлением этой отрасли государственной деятельности, вектор которой направлен на защиту интересов, прав и свобод именно заинтересованных участников уголовного судопроизводства21.
Реформирование следственных подразделений. Эффективность деятельности органов предварительного следствия непосредственным образом зависит от их организационного построения. Не случайно одним из важнейших направлений Концепции судебной реформы 1991 года - является создание в Российской Федерации самостоятельного следственного аппарата.
Существенным шагом на пути создания независимого следственного аппарата стало принятие в 2007 г. федеральных законов № 87-ФЗ и № 90-ФЗ, которые лишили прокурора ряда полномочий, позволявших проводить уголовное преследование на стадии предварительного расследования, а также многих функций в области надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Главным достоинством данных документов явилось то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал процессуально независимым. В дальнейшем был принят Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", в соответствии с которым Следственный комитет был выведен из системы прокуратуры Российской Федерации.
И наконец, очередным шагом на пути создания независимого следственного аппарата стало разработка в 2012 году законопроекта "О внесении изменений в от-
20 См.: Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 433-ФЭ «О внесении изменений в уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Российская газета. 2010. 31 декабря.
21 Принятие Федерального закона № 433-ФЗ - весьма значимый этап судебной реформы // Уголовный процесс. - 2011. - № 3. - С. 10-17.
дельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием структуры органов предварительного следствия", который в сентябре 2012 г. поступил из администрации Президента РФ в Правительство РФ. Данный документ предусматривает передачу в подследственность следователей Следственного комитета РФ уголовных дел, расследование которых в настоящее время отнесено к подследственности следователей органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Таким образом в соответствии с законопроектом предполагается ликвидация следственных подразделений в МВД и ФСКН и переход следователей из этих служб в Следственный комитет РФ. При этом штат сотрудников Следственного комитета РФ увеличится на 35 тыс. человек и с 1 января 2013 г. его предельная численность составит более 60 тыс. сотрудников.
Законопроектом также предполагается отнести к подследственности органов дознания ряд уголовных дел, которые в настоящее время отнесены к подследственности следователей органов внутренних дел РФ и Следственного комитета РФ.
В соответствии с внесенным проектом закона следователи Следственного комитета РФ будут расследовать уголовные дела средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Они также будут расследовать преступления, совершенные должностными лицами Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовноисполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, сотрудников Министерства обороны РФ. Кроме того, следователи Следственного комитета РФ будут производить предварительное следствие о преступлениях, совершенных лицами, указанными в ст. 447 УПК РФ, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью. Всего под юрисдикцию следователей Следственного комитета РФ перейдет 438 составов преступлений, по которым возбуждается свыше 2 млн уголовных дел в год.
Исходя из пояснительной записки к законопроекту принятие данных новелл позволит надлежащим образом обеспечить объективность и беспристрастность следственных органов, исключить их ведомственную заинтересованность в оценке результатов оперативнорозыскной деятельности. Кроме того, создание самостоятельного следственного аппарата позволит существенным образом разгрузить следственные подразделения, освободив их от расследования части уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также дел, расследование которых не предоставляет сложности.
Список литературы:
1. Александров А.И. Уголовно-процессуальная политика в России (теоретический и историко-правовой анализ): дис. ...докт.юрид.наук. - СПб., 1998.
2. Александров А.С. Критика концепции объективной истины в уголовном процессе // Уголовный процесс. -2012. - № 6.
3. Алексеев А.И., Журавлев М.П., Сухарев А.Я. Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель. - М.: "Норма", 1997.
4. Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса.
- М., 2006.
5. Алексеев Н.С., Даев В.Г. Уголовнопроцессуальная политика Советского государства на современном этапе // Правоведение. - 1977. - № 5.
6. Баев М., Пудовочкин Ю. Концепция уголовноправовой политики Российской Федерации // Уголовное право. - 2012. - № 4.
7. Босхолов С.С. Основы уголовной политики. - М.: Библиотека "ЮрИнфорР", 1999.
8. Босхолов С.С. Уголовная политика современной России в условиях конституционно-правового реформирования: дис. .докт.юрид.наук. - М., 1999.
9. Головко Л.В. Принцип установления объективной истины в уголовном процессе // Законодательство. -2012. - № 8.
10. Давыдов В.А. Пересмотр в порядке надзора судебных решений по уголовным делам: производство в надзорной инстанции. - М.: "Волтерс Клувер", 2006.
11. Дикарев И.С. Проблемы теории и практики производства в суде надзорной инстанции по уголовным делам. - М.: "Юрлитинформ", 2011.
12. Дорошков В.В. Нельзя реформировать судопроизводство, не реформировав судоустройство // Уголовный процесс. - 2010. - № 12.
13. Жалинский А.Э. Уголовная политика и задачи уголовного права // Право и политика. - 2006. - № 6.
14. Зубов А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий: В связи с проектом Федерального закона "О внесении в некоторые законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений по вопросам уголовно-исполнительной системы. - М.: "Penal Reform International (PRI)", 2000.
15. Лесников Г.Ю. Уголовная политика Российской Федерации (проблемы теории и практики). - М., 2004.
16. Лесников Г.Ю. Уголовная политика современной России (методологические, правовые и организационные основы): дис. .докт.юрид.наук. - М., 2005.
17. Лесников Г.Ю. К вопросу о понятии уголовной политики // Российский следователь. - 2005. - № 6.
18. Лопашенко Н.А. Уголовная политика. - М.: "Волтер Клувер", 2009.
19. Ляхов Ю.А. Сущность и тенденции развития уголовно-процессуальной политики Российской Федерации: дис. .докт.юрид.наук. - СПб., 1994.
20. Мартыненко Н.Э. Уголовная политика и уголовный закон: соотношение понятий // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. - М., 2006.
21. Миньковский Г.М. О понятии уголовной политики и некоторых проблемах её информационного обеспечения // Проблемы социологии уголовного права. - М., 1982.
22. Принятие Федерального закона № 433-ФЗ -весьма значимый этап судебной реформы // Уголовный процесс. - 2011. - № 3.
23. Романов С.В. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. № 2-П и проблема обеспечения исключительного характера проверки приговоров в порядке надзора в уголовном судопроизводстве // Журнал конституционного правосудия. - 2009. - № 1.
24. Сидорова Н.В. Апелляция в системе производств в суде второй инстанции в уголовном процессе России. - Томск: Изд-во "НТЛ", 2006.
25. Смирнова И.Г. Уголовно-процессуальная политика: некоторые суждения о ее сущности, социальной
обусловленности и месте в уголовной политике // Криминологический журнал. - 2010. - № 3.
26. Сухова О.А. Кассационное обжалование судебных решений в российском уголовном процессе. - М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2007.
27. Тер-Акопов А.А. Уголовная политика Российской Федерации. - М., 1999.
28. Шадрин В.С. Современная уголовнопроцессуальная политика как часть правовой политики государства // Юридическое образование и наука в России: проблемы модернизации. Саратов, 2006.
Literature list:
1. Alexandrov A.I. Criminal procedure policy in Russia (theoretical, historical and legal analysis): thesis. ... Doctor in law. - SpB, 1998.
2. Alexandrov A.S. Criticism of the concept of objective truth in the criminal process / / Criminal procedure. - 2012.
- № 6.
3. Alekseev A.I., Zhuravlev M.P., Sukharev A.J. Principles of the state policy ofcrime prevention in Russia. Theoretical model. - M.: "Normal", 1997.
4. Alekseev A.I. Ovchinsky V.S., Pobegailo E.F. Russian criminal policy: overcoming the crisis. - M., 2006.
5. AlekseevN.S., Daev V.G. Criminal procedure policy of the Soviet state at the present stage / / Jurisprudence. -1977. - № 5.
6. Baev M., Pudovochkin Y. Concept of criminal law policy of the Russian Federation / / Criminal Law. - 2012. - №
4.
7. Boskholov S.S. Fundamentals of criminal policy. -New York: Library "YurInforR" 1999.
8. Boskholov S.S. Criminal policy of modern Russia in the constitutional and legal reform: Dis. ... Doctor in law. -M., 1999.
9. Golovko L.V. Establish an objective truth in criminal proceedings / / Legislation. - 2012. - № 8.
10. Davydov V.A. Supervisory review of judicial decisions in criminal matters: the proceedings of the supervisory instance. - M.: "Wolters Kluwer", 2006.
11. Dikarev I.S. Theory and practice of proceedings in the court of supervisory instance in criminal cases. - M.: "Yurlitinform", 2011.
12. Doroshkov V.V. It is impossible to reform the judiciary without the reforming the judicial system / / Criminal procedure. - 2010. - № 12.
13. Zhalinsky A.E. Criminal policy and objectives of criminal law / / Law and Policy. - 2006. - № 6.
14. Zubov A.I. Punitive policy of Russia at the Turn of the Millennium: In connection with the draft of the Federal Law "About the introduction to some legislative acts of the Russian Federation, changes and additions in the penal system. - M.:" Penal Reform International (PRI) ", 2000.
15. Lesnikov G.Y. Criminal policy of the Russian Federation (theory and practice). - M., 2004.
16. LesnikovG.Y. Criminal policy of contemporary Russia (methodological, legal and institutional framework): Dis. ... Doctor in law. - Moscow, 2005.
17. LesnikovG.Y.About the concept of criminal policy / / Russian investigator. - 2005. - № 6.
18. Lopashenko N.A. Criminal policy. - M.: "Walter Kluwer", 2009.
19. Lyahov Y.A. The nature and trends of criminal procedure policy of the Russian Federation: Dis. ... Doctor in law. - St., 1994.
20. Martynenko N.E. Crime policy and criminal law: the relationship between the concepts / / Criminal Law: Development Strategy in the XXI century. - M., 2006.
21. Minkovsky G.M. The concept of criminal policy and some problems of its information security / / Problems of Sociology of criminal law. - M., 1982.
22. The adoption of the Federal Law № 433-FZ - very important stage of the judicial reform / / Criminal procedure. - 2011. - № 3.
23. Romanov S.V. Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation dated February 5, 2007 № 2-P and the problem of exceptional test sentences as supervision in the criminal justice / / Journal of constitutional justice. - 2009. - № 1.
24. Sidorov N.V. An appeal to the production system in the second instance court in the criminal proceedings in Russia. - Tomsk: Publishing House "YTL", 2006.
25. Smirnov I.G. Criminal procedure policy: some judgments about its essence, social conditioning and the place in the criminal policy / / Criminological magazine. - 2010. -№ 3.
26. Sukhova O.A. Cassation court judgments in the Russian criminal process. - Moscow: Publishing house "Yurlitinform", 2007.
27. Ter-Akopov A.A. Criminal policy of the Russian Federation. - M., 1999.
28. Shadrin V.S. Modern criminal procedure policy as a part of the legal policy / / Legal Education and Science in Russia: problems of modernization. Saratov, 2006.