Научная статья на тему 'О реализации компетентностного подхода в рамках профилизированного обучения физике'

О реализации компетентностного подхода в рамках профилизированного обучения физике Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
74
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛИЗАЦИИ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHING OF PHYSICS / COMPETENCE APPROACH / MEDICAL EDUCATION / PROFILISATION CONCEPTION

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Азизов И. К., Апеков А. М.

Статья посвящена проблемам, связанным с преподаванием физики в медицинских высших учебных заведениях. Среди них – составление рабочих учебных программ по дисциплине с использованием компетентностного подхода на основе принципа профилизации, включающего использование достижений современной физики, лежащих в основе высокотехнологичных методов диагностики и лечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT REALIZATION OF COMPETENCE APPROACH WITHIN PROFILIZED TEACHING OF PHYSICS

The paper is devoted to the problems related to the teaching of physics at medical high schools. Among them are forming of curriculums of the subject with the use of competence approach on the base of profilisation conception, including the use of achievements of modern physics, which became the basis of a number of high technology methods of diagnostics and treatment.

Текст научной работы на тему «О реализации компетентностного подхода в рамках профилизированного обучения физике»

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ / PHYSICS AND MATHEMATICS

Азизов И.К.1, Алеков AM2

'Доктор физико-математических наук, профессор; 2кандидат физико-математических наук, доцент, Кабардино-Балкарский

государственный университет

О РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ПРОФИЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

Аннотация

Статья посвящена проблемам, связанным с преподаванием физики в медицинских высших учебных заведениях. Среди них -составление рабочих учебных программ по дисциплине с использованием компетентностного подхода на основе принципа профилизации, включающего использование достижений современной физики, лежащих в основе высокотехнологичных методов диагностики и лечения.

Ключевые слова: преподавание физики, компетентностный подход, концепция профилизации, медицинское образование.

Azizov I.K1, Apekov A.M.2

doctor of physical-mathematical sciences, professor; 2candidate of physical-mathematical sciences, associated professor, Kabardin-

Balkar state university

ABOUT REALIZATION OF COMPETENCE APPROACH WITHIN PROFILIZED TEACHING OF PHYSICS

Abstract

The paper is devoted to the problems related to the teaching of physics at medical high schools. Among them are forming of curriculums of the subject with the use of competence approach on the base ofprofilisation conception, including the use of achievements of modern physics, which became the basis of a number of high technology methods of diagnostics and treatment.

Keywords: teaching of physics, competence approach, profilisation conception, medical education.

В последние годы все большее внимание при обучении дисциплинам естественно-научного блока уделяется формированию компетенций, предусмотренных Федеральными образовательными стандартами подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования. Это в полной мере касается и преподавания физики для лечебных специальностей медицинских вузов РФ [1,2]. В рабочих учебных программах все большее отражение находят вопросы, выходящие как на общекультурные (ОК), так и на профессиональные компетенции (ПК), предусматривающие наличие у лиц, прошедших обучение, знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения профессиональной деятельности на высоком уровне [3,4].

При этом среди специалистов, осуществляющих подготовку кадров для данной отрасли, нередко возникают дискуссии о смысле, вкладываемом в эти понятия. И если вопрос о знаниях представляется более или менее понятным, то по смыслу терминов «умения» и «навыки» встречаются разночтения, в частности, существует точка зрения относительно синонимичности этих понятий. Следует отметить, что, несмотря на родственность этих понятий, категория «навык» предполагает более высокий уровень умений с необходимым для решения комплексных задач алгоритмом действий.

Формирование предметных компетенций предполагает подготовку профессионально-ориентированного теоретического и прикладного материала, а также ситуационных задач, которые в своей деятельности предстоит решать специалисту [5]. Путь к реализации компетентностного подхода в преподавании лежит через профилизированное обучение [6].

В качестве примера реализации компетентностного подхода при обучении физике приведем требования к результатам освоения раздела «Оптика», изложенные в учебной рабочей программе, составленной на кафедре общей физики КабардиноБалкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова на базе ФГОС последнего поколения. Изучение раздела «Оптика» направлено на формирование следующих компетенций:

- способности и готовности понимать и анализировать сущность законов оптики, их место в медицине, использовать на практике клинические методы исследования, основанные на этих законах, и имеющие применение в профессиональной деятельности врача, применять для решения указанных задач соответствующий физико-математический аппарат (ОК-1); (ПК-2);

- способности и готовности к анализу данных, полученных оптическими методами, с опорой на базовые принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием знаний об основных оптических явлениях и их закономерностях, а также практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

- способности и готовности к работе с оптическими приборами и оборудованием, используемыми в медицине, с соблюдением правил техники безопасности, владеть компьютерными методами обработки данных, получать информацию из различных источников, включая Интернет (ПК-9).

В результате освоения раздела «Оптика» обучающийся должен

Знать: суть оптических явлений (отражение, преломление и поглощение света, явления дифракции, интерференции, поляризации и люминесценции), основные законы геометрической и физической оптики; физические основы функционирования оптических приборов, применяемых для клинических и лабораторных исследований: микроскопа, поляриметра, рефрактометра, фотоэлектроколориметра, спектрофотометра, а также правила техники безопасности при их эксплуатации.

Уметь: пользоваться описаниями и инструкциями по эксплуатации оптических приборов, градуировочными диаграммами, оценивать инструментальные и случайные погрешности при проведении измерений; подготавливать к работе и проводить наблюдения и измерения с помощью оптических приборов; определять с помощью рефрактометра общий белок в моче, сыворотке крови, проводить анализ мозговой и суставной жидкости; определять с помощью фотоэлектроколориметра и поляриметра содержание в биологических жидкостях билирубина, холестерина, креатинина, мочевины, глюкозы, общего белка, щелочей, фосфатов; проводить с помощью спектрофотометра исследование характерных спектров поглощения различных веществ и устанавливать их химическое строение и количественное содержание в растворах: ферментов, гормонов, витаминов, нуклеиновых кислот, углеводов, спиртов, липидов; проводить качественный и количественный анализ содержания химических элементов в биологических жидкостях и тканях, в лекарственных препаратах методом спектрально-эмиссионного анализа; проводить расчеты по результатам оптических измерений, а также статистическую обработку экспериментальных данных.

Владеть: способностью к дифференцированию оптических приборов по их назначению, правильному выбору метода исследования в зависимости от поставленных задач, нахождению наиболее оптимального способа их решения с учетом возможностей имеющегося оптического оборудования; методами системного анализа данных, полученных в ходе оптических исследований, а также представления результатов в виде гистограмм, диаграмм в прямоугольной и полярной системах координат с использованием обработки экспериментальных точек методом наименьших квадратов.

С компетентностным подходом в обучении физике связана разработка специализированного лабораторного практикума «Физические основы функциональной диагностики» в вариативной части учебного плана для специальности «лечебное дело». В его рамках выполняются лабораторные работы на медицинском оборудовании и приборах, работа которых основана на известных физических принципах [7,8]. Работы практикума не только формируют умения, связанные с использованием медицинской техники, но и навыки проведения исследовательской работы, результаты которой представляют научный интерес и публикуются в научных изданиях [9-16]. В рамках вариативного курса с участием студентов были разработаны новые методы диагностики и лечения патологии щитовидной железы, успешно прошедшие клинические испытания [17-27].

5

Компетентностный подход в преподавании физики позволил не только сформировать у обучаемых профессиональные навыки и умения, но и применять их в ходе реализации Федеральной программы мониторинга социального здоровья учащейся молодежи.

Литература

1. Koumykov V.K. Physics in modem medical science and technology // Физическое образование в ВУЗах. - 2000. - Т. 6. - № 2. - С. 91-101.

2. Кумыков В.К. Фундаментальные физические исследования в современных медицинских технологиях // Вестник новых медицинских технологий. - 1998. - Т. 5. - № 3-4. - С. 139-141.

3. Кумыков В.К. О месте фундаментальных физических исследований в современной медицине // Известия КабардиноБалкарского научного центра РАН. - 1998. - № 1. - С. 72-81.

4. Кумыков В.К. Успехи физических наук - современному медицинскому образованию // Физическое образование в ВУЗах. -1999. - Т. 5. - № 2. - С. 140-145.

5. Кумыков В.К. Фундаментальная наука в медицинском образовании // Физическое образование в ВУЗах. - 2003. - Т. 9. - № 4. - С. 30-39.

6. Кумыков В.К. О некоторых негативных тенденциях в медицинском образовании (проект статьи) // Физическое образование в ВУЗах. - 2003. - Т. 9. - № 4. - С. 144-146.

7. Koumykov V.K., Gouketlov Kh.M. The proof of thermal radiation laws using the thermocouple and the bolometer // Физическое образование в ВУЗах. - 2001. - Т. 7. - № 4. - С. 77-81.

8. Кумыков В.К., Гукетлов Х.М. Определение скорости потока крови с использованием электромагнитного измерителя // Физическое образование в ВУЗах. - 2001. - Т. 7. - № 1. - С. 91-93.

9. Кумыков В.К. К методике составления заданий для тестового контроля знаний студентов по физике для специальности лечебное дело // Вестник новых медицинских технологий. - 2002. - Т. 9. - № 2. - С. 95-96.

10. Буздова Л.К., Кумыков В.К., Хацуков Б.Х. О месте массовых обследований органов зрения и слуха студентов в лабораторном практикуме по физике // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 1998.- № 1. - С. 82-84.

11. Буздова Л.К., Кумыков В.К., Курашева Е.А. К вопросу о слуховых нарушениях при продолжительном воздействии музыкальных звуков высокой интенсивности // Доклады Адыгской (Черкесской) Международной академии наук. 1996. - Т. 2. - №

1. - С. 100-101.

12. Бабаев В.В., Байсултанов М.М., Кумыков В.К. Об эффективности транспорта азотистых соединений в процессе диализа // Доклады Адыгской (Черкесской) Международной академии наук. - 1996. - Т. 2. - № 1. - С. 105-107.

13. Кумыков В.К., Буздова Л.К. О воздействии звуковых полей высокой интенсивности на органы слуха человека // Вестник новых медицинских технологий (Приложение). - 1999. - № 6. - С. 3.

14. Хацуков Б.Х., Кумыков В.К. Реабилитационное лечение спазма аккомодации и миопии остеорефлекторным способом в сочетании с глюкозамина гидрохлоридом // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 1999. - № 2. - С. 66-68.

15. Абазова З.Х. Определение некоторых параметров состояния здоровья студентов в лабораторном практикуме по медицинской физике / З.Х. Абазова, А.Х-М. Байсиев, Л.К. Буздова, В.К. Кумыков, Р.З. Ошроева, Б.Х. Хацуков, М.К. Эфендиева // Вестник новых медицинских технологий. - 2004. - № 3. - С. 118.

16. Abazova Z.Kh. Direct method for measuring reflex time of knee jerk in patients with thyroid pathologies / Z.Kh. Abazova, A.Kh-M. Baisiev, V.K. Koumykov, M.K. Efendieva // Biomedical Engineering. - 2006. - Т. 40. - № 3. - С. 117.

17. Abazova Z.Kh. A method for rapid diagnosis of thyroid malfunction / Z.Kh. Abazova, A.Kh-M. Baisiev, V.K. Koumykov, M.K. Efendieva // Biomedical Engineering. - 2005. - Т. 39. - № 3. - С. 103-105.

18. Abazova Z.H. On one method of express-diagnostics of thyroid function abnormality / Z.Kh. Abazova, A.Kh-M. Baisiev, V.K. Koumykov, M.K. Efendieva // Медицинская техника. - 2005. - № 3. - С. 8-11.

19. Абазова З.Х. Прямой метод измерения времени проведения коленного рефлекса при тиреоидных патологиях / З.Х. Абазова, А.Х-М. Байсиев, В.К. Кумыков, М.К. Эфендиева // Медицинская техника. - 2006. - № 3. - С. 10-12.

20. Абазова З.Х. Диагностика нарушений функции щитовидной железы с помощью рефлексометра с пьезоэлектрическим датчиком / З.Х. Абазова, А.Х-М. Байсиев, Р.М. Захохов, В.К. Кумыков, Т.Х. Шортанова, М.К. Эфендиева // Вестник новых медицинских технологий. - 2004. - № 3. - С. 97.

21. Абазова З.Х. Новый метод регистрации времени проведения ахиллова рефлекса при экспресс-диагностике патологии щитовидной железы / З.Х. Абазова, А.Х-М. Байсиев, Р.М. Захохов, В.К. Кумыков, М.К. Эфендиева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. - 2006. - № 1. - С. 73-81.

22. Кумыков В.К. О клиническом опыте мониторинга артериального давления / В.К. Кумыков, Р.М. Захохов, З.Х. Абазова, М.К. Эфендиева, А.Б. Иванов, А.Х-М. Байсиев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. - 2007. -№ 1. - С. 38-42.

23. Абазова З.Х. Скрининговые обследования с использованием методов экспресс-диагностики нарушений функции щитовидной железы / З.Х. Абазова, М.К. Эфендиева, В.К. Кумыков, А.Х-М. Байсиев // Успехи современного естествознания. -2012. - № 12. - С. 8-12.

24. Ошхунов М.М. Об оценке систематических ошибок при проведении рефлексометрических обследований / М.М. Ошхунов,

З.Х. Абазова, Б.Х. Хацуков, В.К. Кумыков // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2013. - № 1. - С. 197-200.

25. Абазова З.Х. Гипокситерапия в комплексном лечении аутоиммунных тиреопатий / З.Х. Абазова, В.К. Кумыков, А.Х.М. Байсиев, М.К. Эфендиева // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. - 2006. - № 3. - С. 11-13.

26. Колчинская А.З. Основные вехи развития науки о гипоксии / А.З. Колчинская, З.Х. Абазова, В.К. Кумыков, Б.Х. Хацуков // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2002. - № 2. - С. 52.

27. Абазова З.Х. Об условиях и границах применимости формулы Хагена-Пуазейля для оценки тиреоидного статуса на состояние кровообращения / З.Х. Абазова, В.К. Кумыков, Б.Х. Хацуков, М.К. Эфендиева // Вестник новых медицинских технологий. - 2013. - № 1. (Электронный журнал) URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2013-1/00.html (дата обращения:

01.02.2013).

Азизов И.К.1, Беканова Ф.А.2, Архестова Д.Р.2

'Доктор физико-математических наук, профессор; 2студентка, Кабардино-Балкарский государственный университет ОБ ИСТОЧНИКАХ ОШИБОК ПРИ РЕФЛЕКСОМЕТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЯХ ПАТОЛОГИИ ЩИТОВИДНОЙ

ЖЕЛЕЗЫ

Аннотация

Статья посвящена обзору методов экспресс-диагностики нарушений функции щитовидной железы. Сопоставительный анализ различных методов рефлексометрии позволил установить источники ошибок при их использовании и оценить относительные погрешности измерений продолжительности рефлексов.

Ключевые слова: щитовидная железа, гипотиреоз, рефлексометрия.

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.