Научная статья на тему 'О РАЗВИТИИ ВОРКУТИНСКОЙ ОПОРНОЙ ЗОНЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ АРКТИКИ'

О РАЗВИТИИ ВОРКУТИНСКОЙ ОПОРНОЙ ЗОНЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ АРКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
221
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ARCTIC ZONE / ВОРКУТИНСКАЯ ОПОРНАЯ ЗОНА / VORKUTA SUPPORT ZONE / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / REGIONAL ECONOMY / АРКТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ARCTIC INDUSTRY / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / TRANSPORT SYSTEM / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / NATURAL RESOURCE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гапликов Сергей Анатольевич

В настоящей статье рассматриваются комплексные задачи развития Арктики, отражены основные приоритеты социального и промышленно-экономического развития Республики Коми и города воркуты. в работе дается оценка необходимости формирования транспортного каркаса как основы территориального экономического развития. Автор делает анализ природно-ресурсного потенциала воркуты и Республики Коми, описывает механизм кластерного развития экономики региона. в условиях современного развития территорий Арктики наметился определенный переход от стратегии «освоения» к стратегии «обслуживания». Это позволяет концентрировать ресурсы государства вокруг воспроизводства не только по отношению к экономическим ресурсам, но и к социальным. важно отметить, что именно инфраструктурный потенциал и транспортный каркас станет основой развития воркутинской опорной зоны и Арктической зоны в целом. в перспективе это позволит обеспечить соединение транспортных коридоров, в зоне влияния которых могут возникнуть новые минерально-сырьевые центры, центры промышленной переработки, обеспечивающие расширение грузовой базы Арктики и Северного морского пути и возможность выхода на перспективные мировые рынки. Особое значение для стратегического развития воркутинской опорной зоны имеет отрасль арктической индустрии, учитывающей производство строительных материалов с повышенным энергопотреблением. Статья подготовлена на основе доклада, сделанного на заседании Президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики от 22 сентября 2017 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On peculiarities of the Vorkuta support zone of the Romi republic in the context of the Arctic development

The complex tasks of the development of the Arctic are considered in this article, the main priorities of the social and industrial and economic development of the Komi Republic and the city of Vorkuta are reflected. The work assesses the need of forming a transport framework as the basis for territorial economic development. The author makes an analysis of the natural resource potential of Vorkuta and the Komi Republic, describes the mechanism of cluster development of the region's economy. In the conditions of modern development of the Arctic territories, there has been a definite transition from the strategy of «development» to the strategy of «service». This allows to concentrate the state resources around reproduction not only in relation to economic, but also to social resources. It is important to note that it is the infrastructural potential and the transport framework that will become the basis for the development of the Vorkuta support zone and the Arctic zone as a whole. In the long term, this will ensure the connection of transport corridors, in the zone of influence of which new mineral and raw materials centers, industrial processing centers can be created, which provide the expansion of the cargo base of the Arctic and the Northern Sea Route and the opportunity to enter the promising world markets. The Arctic industry branch comprising the production of building materials with increased energy consumption is of particular importance for the strategic development of the Vorkuta support zone. The article was prepared on the basis of the report made at the meeting of the Presidium of the State Commission for the Development of the Arctic on September 22, 2017.

Текст научной работы на тему «О РАЗВИТИИ ВОРКУТИНСКОЙ ОПОРНОЙ ЗОНЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ АРКТИКИ»

44 государственная служба 2017 том 19 № 5

регион инноваций. республика коми

doi: 10.22394/2070-8378-2017-19-5-44-49

об особенностях воркутинской опорной зоны в контексте развития Арктики

сЕрГЕй Анатольевич ГАпликов, Глава Республики коми

Администрация Главы Республики коми и правительства Республики коми (167010, Российская Федерация, Республика коми, Сыктывкар, ул. коммунистическая, 9). E-mail: prglava@ adm.rkomi.ru

Аннотация: в настоящей статье рассматриваются комплексные задачи развития Арктики, отражены основные приоритеты социального и промышленно-экономического развития республики Коми и города воркуты. в работе дается оценка необходимости формирования транспортного каркаса как основы территориального экономического развития. Автор делает анализ природно-ресурсного потенциала воркуты и республики Коми, описывает механизм кластерного развития экономики региона. в условиях современного развития территорий Арктики наметился определенный переход от стратегии «освоения» к стратегии «обслуживания». Это позволяет концентрировать ресурсы государства вокруг воспроизводства не только по отношению к экономическим ресурсам, но и к социальным. важно отметить, что именно инфраструктурный потенциал и транспортный каркас станет основой развития воркутинской опорной зоны и арктической зоны в целом. в перспективе это позволит обеспечить соединение транспортных коридоров, в зоне влияния которых могут возникнуть новые минерально-сырьевые центры, центры промышленной переработки, обеспечивающие расширение грузовой базы Арктики и северного морского пути и возможность выхода на перспективные мировые рынки. особое значение для стратегического развития воркутинской опорной зоны имеет отрасль арктической индустрии, учитывающей производство строительных материалов с повышенным энергопотреблением. статья подготовлена на основе доклада, сделанного на заседании Президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики от 22 сентября 2017 года. ключевые слова: арктическая зона, воркутинская опорная зона, экономика региона, арктическая индустрия, транспортная система, безопасность, природно-ресурсный потенциал

Гапликов С.А. Об особенностях Воркутинской опорной зоны в контексте развития Арктики. Государственная служба.

2017. № 5. С. 44-49.

on peculiarities of the vorkuta support zone in the context of the arctic development

SERGEi A. GApLiKoV, Head of the Republic of Komi

Administration of the Head of the Republic of Komi and the Government of the Republic of Komi (9, ul. Kommunisticheskaya, Syktyvkar, the Republic of Komi, Russian Federation, 167010). E-mail: prglava@ adm.rkomi.ru

Abstract: The complex tasks of the development of the Arctic are considered in this article, the main priorities of the social and industrial and economic development of the Komi Republic and the city of Vorkuta are reflected. The work assesses the need of forming a transport framework as the basis for territorial economic development. The author makes an analysis of the natural resource potential of Vorkuta and the Komi Republic, describes the mechanism of cluster development of the region's economy. In the conditions of modern development of the Arctic territories, there has been a definite transition from the strategy of «development» to the strategy of «service». This allows to concentrate the state resources around reproduction not only in relation to economic, but also to social resources. It is important to note that it is the infrastructural potential and the transport framework that will become the basis for the development of the Vorkuta support zone and the Arctic zone as a whole. In the long term, this will ensure the connection of transport corridors, in the zone of influence of which new mineral and raw materials centers, industrial processing centers can be created, which provide the expansion of the cargo base of the Arctic and the Northern Sea Route and the opportunity to enter the promising world markets. The Arctic industry branch comprising the production of building materials with increased energy consumption is of particular importance for the strategic development of the Vorkuta support zone. The article was prepared on the basis of the report made at the meeting of the Presidium of the State Commission for the Development of the Arctic on September 22, 2017.

Keywords: Arctic zone, Vorkuta support zone, regional economy, Arctic industry, transport system, security, natural resource potential

Gaplikov S.A. On peculiarities of the Vorkuta support zone in the context of the Arctic development. In: Gosudarstvennaya sluzhba. 2017. № 5. P. 44-49. In Russian.

государственная служба 2017 том 19 № 5 45

С.А. Гапликов. Об особенностях Воркутинской опорной зоны в контексте развития Арктики

введение

Приоритетность развития Арктической зоны Российской Федерации определяется совокупностью факторов как геополитического, так и геоэкономического характера. Такое целеполагание за последние десятилетия выражалось не только в постановке перед органами государственного управления задач, касающихся темы природных ресурсов, но и в стимулировании развития человеческого капитала, инфраструктурного и институционального потенциала.

Внимание к Арктическому региону вызвано не только географически важным положением, но и в силу геополитических и геоэкономических факторов. В последнее время все чаще исследователи изучают Арктику как стратегическую область концентрации интересов не только циркумполярных регионов, но и всех крупных держав. Норвежские исследователи делают акцент на глобальном управлении Арктикой [0sterud, H0nneland. 2014. P. 170]. В.С. Артамонов, Т.В. Мусиенко пишут о необходимости концентрации усилий всех Арктических государств и международных организаций на обеспечении экологической устойчивости региона [Артамонов, Мусиенко. 2016. С. 77]. Отечественные исследователи Д.А. Додин, В.Н. Лаженцев говорят о необходимости сохранения и развития социального капитала арктических регионов, отмечают специфику структуры экономики и монопрофильности ряда городов и поселений, что характерно не только для Российской Федерации, но и для других государств [Додин, 2005. С. 260-274; Лаженцев, 2016. С. 88-93].

Нельзя не отметить, что в условиях современного развития территорий Арктики наметился определенный переход от стратегии «освоения» к стратегии «обслуживания». Это позволяет концентрировать ресурсы государства вокруг воспроизводства не только по отношению к экономическим ресурсам, но и к социальным.

Значительное влияние на стратегическое освоение регионов Арктики и Субарктики оказывает историческое наследие СССР, что сказывается на территориальном размещении и развитии производства. Этнические и природно-климатические факторы определяют динамику воспроизводственных процессов в регионе. Принципиальную значимость приобретает фактор инфраструктурного развития, на что обращают внимание последние стратегические решения федеральных органов власти в отношении поддержки инициатив регионов Арктики. Государственная программа социально-экономического развития Арктической зоны определила приоритеты, сосредоточенные на реализации проектов в сфере развития континентального шельфа, разработке новых технологий для арктических нужд, экологического мониторинга, информационной политики, обеспечения поддержки коренных малочисленных народов.

Рисунок 1. Природный потенциал воркуты

воркутинская опорная зона: геополитические преимущества и экономический потенциал

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 года, территория муниципального образования городского округа «Воркута» Республики Коми была включена в состав Арктической зоны Российской Федерации.

Стратегические преимущества от геополитического положения Воркутинской опорной зоны обусловлены ее удаленностью от водных и сухопутных границ Российской Федерации. Это позволяет управлять развитием защищенной транспортной инфраструктуры с помощью транспортно-логистического узла для стимулирования грузопотоков Северного морского пути через продление железнодорожной ветки Северной железной дороги «Карскомур» от Воркуты до порта «Арктур» на берегу Карского моря в Усть-Каре. Дополнительно идет развитие Северного широтного хода (рисунок 1).

Стратегическое развитие транспортного каркаса территорий Арктической зоны Российской Федерации является базой для дальнейшего социально-экономического преобразования. В перспективе транспортные коридоры будут в состоянии обеспечить трансконтинентальную связь портов Карского («Арктур» и «Собет-та»), Баренцева (через «Баренцкомур», порт «Индига») и Белого (через «Белкомур», порт «Архангельск») морей с портами Тихого океана, что позволит ресурсодобывающим и перерабатывающим предприятиям регионов Европейского Севера, Урала и Сибири выйти на перспективные западные и восточные мировые рынки.

Успешное выполнение указанных стратегических задач должно осуществляться на основе формирования тесных связей между Ненецкой, Воркутинской и Ямало-Ненецкой опорными зонами, без конкуренции между проектами. Не дублируя инфраструктуру, необходимо стимулировать синергетический эффект от взаимодействий, существенно дополнять и реализо-вывать имеющиеся возможности.

46 государственная служба 2017 том 19 № 5 РЕГИОН ИННОВАЦИЙ. РЕСПУБЛИКА КОМИ

Промышленный и экономический потенциал моногорода - Воркуты - обладает целым рядом стратегических преимуществ, которые позволят Воркутин-ской опорной зоне стать одним из центров территориального освоения Арктики. Наличие уникального природно-ресурсного потенциала разрабатываемых и новых месторождений Печорского угольного бассейна и Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, месторождений и проявлений металлических и неметаллических полезных ископаемых (в том числе коренного и россыпного золота, серебра, меди, баритов, свинца, цинка, кварц-каолинового сырья и др.) в условиях повышенного спроса на юго-восточных рынках делает их освоение стратегически важным не только для регионального, но и для национального развития.

По оценкам экономистов, Воркутинский геолого-промышленный район располагает самыми большими разведанными в Европе ресурсами угля (около 340 млрд тонн) и обладает высоким промышленным потенциалом освоения в объеме семь млрд тонн. В районе Воркуты расположено самое крупное в Российской Федерации Хойлинское месторождение баритов, промышленные запасы которого составляют около трёх млн тонн.

Безусловное стратегическое значение транспортного потенциала Воркутинской опорной зоны, ее сырьевая база позволят в перспективе эффективно развивать такие направления промышленности, как коксохимия, энергетика, металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, производство строительных и резино-технических материалов в других регионах страны.

В социально-экономическом отношении регионы должны рассматриваться как система взаимодействий хозяйственных единиц и отраслей народного хозяйства, существующая на основе единства перспективных задач территориального развития. Постановка таких задач позволяет вычленить функциональную структуру регионального социально-экономического комплекса, повысить степень интеграции сопряженных функционально-структурных блоков экономики региона.

Для Республики Коми совокупный экономический потенциал Воркуты обладает всеми возможностями для того, чтобы стать научно-техническим центром развития арктических телекоммуникационных систем, а также формирования, хранения и передачи баз данных. Город может быть центром подготовки и адаптации кадрового потенциала для дальнейшего изучения Арктических территорий и освоения их ресурсного многообразия (шельф Баренцева и Карского морей), полигоном для утилизации накопленного экологического ущерба в Арктике.

Постановка проблем и определение стратегических целей обеспечения национальной безопасности (в том числе их социально-экономическое значение) позволяют говорить о необходимости приоритетного ресурсного снабжения для формирования устойчиво-

Рисунок 2. Транспортный каркас и действующая Арктическая группировка

сти каркаса экономического комплекса Арктической зоны Российской Федерации.

Наличие в Воркутинской опорной зоне действующей арктической группировки пограничных войск и военно-космических сил, базирование частей дальней авиации, обеспеченных инфраструктурой аэродрома «Советский», оборудованного одной из самых больших взлётно-посадочных полос в России (длиной в 3,5 км и шириной в 80 м), а также гражданского аэропорта с взлётно-посадочной полосой двойного назначения, является важным фактором для обеспечения национальной транспортной безопасности страны. В арктической Воркуте имеются возможности переоборудования инфраструктуры закрытых шахт под цели обороны; для этих же целей могут использоваться жилищная, социальная и инженерная инфраструктура пустующих угледобывающих поселков.

Сохранение геополитического баланса и геоэкономического преимущества Российской Федерации в Арктической зоне требует дополнительных мер. На прилегающей к Воркуте территории активно ведется строительство радиолокационной станции дальнего обнаружения системы предупреждения о ракетном нападении и контроля над космическим пространством. Введение в строй указанной станции на базе мощнейших комплексов «Воронеж-М», «Воронеж-ДМ» послужит воссозданию единого радиолокационного поля над всей территорией России, а, следовательно, небо над Арктикой будет под постоянным контролем. Для предотвращения чрезвычайных ситуаций Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий проводит работы по созданию в Воркуте специализированного аварийно-спасательного центра (рисунок 2).

Эффективность использования совокупных потенциалов Республики Коми и Воркуты - природно-ре-сурсного, социального, научно-образовательного, экономического и промышленного - позволяет сконцентрировать усилия региональных органов управления на развитии территориального комплекса Воркуты, которая является научно-образовательным центром в Арктике. На ее территории функционирует пять государственных профессиональных образовательных

государственная служба 2017 том 19 № 5 47

С.А. Гапликов. об особенностях воркутинской опорной зоны в контексте развития Арктики

Рисунок 3. Каркас приоритетных кластеров Воркуты как опорной зоны Российской Арктики

организаций, два филиала вузов. Кроме того, этот комплекс включает Коми научный центр Уральского отделения РАН, деятельность которого направлена на различные инновационные исследования: в области изменения полярного климата, почвоведения, изучения вечной мерзлоты, арктической медицины, адаптации человека к условиям низкотемпературных широт, биофармацевтики долголетия и красоты, экологии североевропейских тундр, геологоразведки.

Преимуществом территориального комплекса Воркуты является развитие спортивно-туристического потенциала. Здесь функционирует пять учреждений спорта на базе 170 спортивных сооружений. Ежегодно проводится около 250 спортивных мероприятий различного уровня. Самым масштабным из них является зимняя Спартакиада народов Севера России - «Заполярные игры», которая собирает более 1,5 тыс. участников из 24 городов (рисунок 3).

В Воркуте активно реализуется стратегическое направление - арктический туризм. Действуют десятки организованных туристических маршрутов различной направленности, сложности и протяженности (альпинистские, экологические, спортивные, фольклорные, этнокультурные, исторические и событийные).

В 2017 году в Воркуте состоялся II Международный туристский форум «Доступная Арктика», в котором приняли участие исполнительный директор ЮНЕСКО, представители туристической индустрии и эксперты из Российской Федерации и Баренцарктических регионов, что позволило продемонстрировать природно-туристический потенциал Арктической зоны.

Стратегические ограничения и негативные факторы

Наряду с имеющимися преимуществами для развития Воркутинской опорной зоны нельзя не отметить наличие ряда стратегических ограничений.

Во-первых, это отсутствие железнодорожного и автомобильного сообщения с портовой инфраструктурой на побережье Карского моря и автомобильного сообщения с другими городами Российской

Федерации посредством соединения со строящейся автомобильной дорогой Сыктывкар-Нарьян-Мар. Высокий уровень физического и морального износа муниципальных дорог общего пользования, железнодорожной и авиационной транспортной инфраструктуры усложняет эту проблему. Аэропортовый комплекс Воркуты нуждается в инвестициях для реконструкции, что возможно в случае его передачи в федеральную собственность, так как взлётно-посадочная полоса имеет двойное назначение.

Органам региональной исполнительной власти не всегда удается синхронизировать усилия. Так, несмотря на заявления Правительства Республики Коми, а также прямое указание Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева относительно сохранения аэропортов Воркуты, Ухты и Усинска в перечне объектов программы по реконструкции аэропортовой инфраструктуры в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России до 2020 года», Министерство транспорта Российской Федерации планирует их исключить из нее. Приоритеты геополитической безопасности, территориального развития Арктики требуют комплексного решения поставленных задач, а для этого необходимо сохранить аэропорты Воркуты, Ухты и Усинска в рамках федеральной программы.

Во-вторых, Воркута является моногородом со слабеющей и деградирующей градообразующей основой. Возникают угрозы критического снижения добычи угля в условиях выработки запасов шахт, введенных в эксплуатацию более полувека назад. Без принципиального изменения отношения к развитию воркутинского угольного бассейна в части строительства новых шахт и обустройства новых месторождений возможно уменьшение добычи угля с 9,6 млн тонн в 2017 году до 2 млн тонн в 2035 году Существует риск снижения экономической эффективности процессов, миграционного оттока 7 000 высококлассных технических специалистов, которые работают сегодня в угольной отрасли.

В-третьих, отсутствует благоустроенная городская среда, инженерно-техническая инфраструктура избыточна и изношена, жилищный фонд пустует, сфера социальных и бытовых услуг в силу катастрофического снижения в 1990-х - начале 2000-х годов численности населения несбалансированна. Это, в свою очередь, приводит к избыточным расходам муниципального бюджета на содержание городской инфраструктуры, в том числе и на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающим и обслуживающим организациям.

В-четвертых, существует серьезный накопленный экологический ущерб на огромных территориях, связанный с отвалами горных пород, шламохранилищ, свалок металлолома и строительного мусора.

Таким образом, все эти факторы негативно сказываются на социальном самочувствии жителей города и его экономической безопасности.

48 государственная служба 2017 том 19 № 5 РЕГИОН ИННОВАЦИЙ. РЕСПУБЛИКА КОМИ

Задачи развития инфраструктуры и возможности выхода на перспективные мировые рынки

Для того чтобы нивелировать риски и угрозы, региональные органы исполнительной власти прилагают все возможные усилия для решения комплекса социальных и экономических задач.

Важно отметить, что именно инфраструктурный потенциал и транспортный каркас станет основой развития Воркутинской опорной зоны и Арктической зоны в целом. В перспективе это позволит обеспечить соединение транспортных коридоров, в зоне влияния которых могут возникнуть новые минерально-сырьевые центры, центры промышленной переработки, обеспечивающие расширение грузовой базы Арктики и Северного морского пути и возможность выхода на перспективные мировые рынки.

Для сохранения экономического потенциала угольного сектора и укрепления градообразующей основы Воркуты потребовалось ввести совместные с инвесторами меры по модернизации действующих производственных мощностей и освоению перспективных угольных месторождений. Их цель - обеспечение стабильных объемов угледобычи в Печорском бассейне на уровне 15 млн тонн в год. Выбор этих направлений позволит обеспечить безубыточную деятельность и градообразующий потенциал занятости населения.

Объективная экономическая оценка конъюнктуры позволила активизировать проработку проектов угольных месторождений Янгарейского и Силовского углепроявлений в Республике Коми и Ненецком автономном округе. Активные поиски устойчивых приоритетов развития позволили региональным органам власти выделить проекты диверсификации экономики Воркуты, включенных в программу комплексного развития, ставшей проектной основой для территорий опережающего социально-экономического развития. Инициаторы инвестиционных проектов - потенциальные резиденты таких территорий в Воркутинской опорной зоне - могут воспользоваться средствами государственной поддержки для их реализации.

Перспективным проектом является строительство волоконно-оптической линии связи вдоль побережья Северного Ледовитого океана, а также создание на территории Воркутинской опорной зоны дата-центра, занимающегося сбором, хранением и передачей данных. Эти проекты позволят обеспечить создание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры в Арктике.

Особое значение для стратегического развития Воркутинской опорной зоны имеет отрасль арктической индустрии, учитывающей производство строительных материалов с повышенным энергопотреблением (цемент, поризованная керамика, листовое стекло, фракционированные пески и отделочные смеси). Важным преимуществом является наличие минерально-строительного сырья, которое может быть использовано для производства SPAN-панелей или арболитовых блоков. Воркутинская опорная зона рас-

полагает свободными промышленными зонами, на которых могут быть расположены производственные мощности индустриального домостроения и специальных строительных конструкций. Воркута может стать основным поставщиком строительных материалов на арктическом побережье.

Органами региональной исполнительной власти был разработан и в настоящее время реализуется проект социально-экономического преобразования города Воркуты - «Управляемое сжатие» городского пространства, направленный на создание компактного и комфортного проживания в суровых климатических условиях, что позволит оптимизировать использование жилого фонда с помощью ликвидации малозаселенных поселков и удаленных микрорайонов. Для ликвидации накопленного экологического ущерба в регионе реализуется проект по развитию брикетного производства на базе шламовых шахтных полей, что позволит в перспективе обеспечить рынок энергоресурсами с низкой себестоимостью и сократить расходы промышленных предприятий и организаций системы жилищно-коммунального хозяйства на энергетическое сырье, снизить зависимость от использования дорогого топлива.

Принципиальным вопросом остается финансирование развития Арктической зоны. Реализация проектов по развитию опорных зон в Арктике требует значительных инвестиций. Одним из финансовых источников может стать возврат 5% норматива зачисления налога на добычу полезных ископаемых в региональный бюджет, что для Республики Коми дополнительно ежегодно составит более трёх млрд руб. За 10 лет (с 2006 по 2016 год) поступления от налога на добычу полезных ископаемых с территории Республики Коми в федеральный бюджет составили более 511 млрд руб. Источником дополнительного поступления средств может стать пересмотр перечня общераспространённых полезных ископаемых. За указанный период на территории Республики Коми было выдано 92 лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых. Общая сумма средств, поступивших в бюджет Российской Федерации от их продажи, составила более 11 млрд руб.

Заключение

Комплекс планируемых мероприятий и необходимость системного развития Арктической зоны позволяет выделить ряд приоритетных направлений для принятия управленческих решений в рамках стратегии территориального развития:

1) сохранение в Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» мероприятий по реконструкции аэропортовых комплексов Воркуты, Ухты и Усинска Республики Коми;

2) включение в эту программу строительства автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора -Усинск - Нарьян-Мар с подъездами к городам Воркута и Салехард;

государственная служба 2017 том 19 № 5 49

с.А. Гапликов. об особенностях воркутинской опорной зоны в контексте развития Арктики

3) проведение силами РАН комплексных экономических исследований для определения основных минерально-сырьевых и перерабатывающих центров, формирующих грузопотоки по железнодорожным магистралям «Белкомур», «Баренцкомур», «Карскомур»;

4) инфраструктурное развитие Арктической зоны требует проработать вопрос о включении в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы) и в инвестиционную программу ПАО «РЖД» следующих проектов: «Белкомур» (Соликамск - Сыктывкар - Архангельск), «Строительство участка железнодорожной ветки г. Воркута - пос. Усть-Кара» («Карскомур»), «Строительство железнодорожной ветки Сосногорск - Индига» («Баренцкомур»);

5) финансовая поддержка планируемых стратегических мероприятий требует предусмотреть внесение соответствующих изменений в статьи 50, 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части нормативов зачисления налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, увеличить норматив зачисления в региональный бюджет до 5%;

6) разработка комплекса мер для поддержания добычи угля в Печорском угольном бассейне на уровне

Литература

Артамонов В.С., Мусиенко Т.В. Геополитика Арктики: система управления рисками жизнедеятельности. Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2016. № 2(14). С. 72-78.

Большаков Н.М., Еремеева Л.Э. Планирование сбалансированного развития транспортной инфраструктуры территории. Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2015. № 1. С. 66-74.

Додин Д.А. Устойчивое развитие Арктики (проблемы и перспективы). СПб.: Наука, 2005. 283 с.

Лаженцев В.Н. Геосистемный подход к проблемам социально-экономического развития регионов Севера России. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, про-

References

Artamonov V.S., Musienko T.V. Geopolitics of the Arctic: a system for managing risks to life. In: Natsionalnaya bezopasnostistrategich-eskoe planirovanie. 2016. № 2(14). P. 72-78. In Russian.

Bolschakov N.M., Eremeeva L.E. Planning a balanced development of the transport infrastructure of the territory. In: Korporativnoe upravlenie i innovatsionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik nauchno-issledovatel'skogo tsentra korporativnogo prava, uprav-leniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarst-vennogo universiteta. 2015. № 1. P. 66-74. In Russian.

Dodin D.A. Ustoichivoe razvitie Arktiki (problemy i perspektivy) [Sustainable development of the Arctic (problems and prospects]. St. Petersburg: Nauka, 2005. 283 p. In Russian.

Fauzer VV Demographic problems of the northern regions of Russia: population and fertility decline. In: Korporativnoe upravlenie i innovatsionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauch-

15 млн тонн в год, в соответствии с параметрами Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года;

7) формирование на базе Института геологии Коми научного центра Уральского отделения РАН центра для выполнения научно-исследовательских работ в области углехимии в североевропейской части Российской Федерации, что позволит обеспечить соответствующую модернизацию его материально-технической базы, а также реализовать необходимую программу научно-исследовательских работ, в т.ч. направленных на подготовку предложения о создании пилотного проекта по внедрению новых углехимических технологий;

8) достижение поставленных стратегических целей невозможно без поддержки мероприятий и наделения моногорода Воркута статусом территории опережающего социально-экономического развития;

9) создание на федеральном уровне экономического механизма финансовой поддержки мероприятий по ликвидации экологического ущерба, нанесенного хрупкой окружающей среде Севера в результате производственной деятельности в Арктике в предыдущие годы.

гноз. 2016. № 1(43). С. 81-95. Маркин В.В. Региональная социология и управление: дорожная карта взаимодействия. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 5(35). С. 135-142. Фаузер В.В. Демографические проблемы северных регионов России: сокращение численности населения и снижение рождаемости. Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2015. № 1. С. 129-144. Flake L.E. Russia and China in the Arctic: A team of rivals. Strategic

Analysis. 2013. № 37(6). P. 681-687. 0sterud 0., H0nneland G. Geopolitics and International Governance in the Arctic. Arctic Review on Law and Politics. 2014. Vol. 5(2). P. 156-176.

no-issledovatel'skogo tsentra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta . 2015. № 1. P. 129-144. In Russian.

Flake L.E. Russia and China in the Arctic: A team of rivals. In: Strategic Analysis. 2013. № 37(6). P. 681-687. In English.

Lazhentsev V.N. Geosystemic approach to the problems of social and economic development of the regions of the North of Russia. In: Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. 2016. № 1(43). P 81-95. In Russian.

Markin VV Regional sociology and management: interaction project. In: Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. 2014. № 5(35). P. 135-142. In Russian.

0sterud 0., H0nneland G. Geopolitics and international governance in the Arctic. In: Arctic Review on Law and Politics. 2014. Vol. 5(2). P. 156-176. In English.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.