Научная статья на тему 'О развитии общей системы интегрированного (комплексного) управления морским природопользованием'

О развитии общей системы интегрированного (комплексного) управления морским природопользованием Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
172
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экосистемное управление / комплексное управление морским природопользованием / морское пространственное планирование / устойчивое развитие. / integrated ecosystem-based marine management integrated coastal zone management / marine spatial planning / sustainable development.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — А. Н. Качур, П. Я. Бакланов, Ю. Г. Михайличенко, А. В. Середа, С. И. Масленников

Развитие общей системы интегрированного (комплексного) управления морским природопользованием представляет собой постоянно развивающийся многогранный процесс, который имеет фундаментальное значение в экологических, социально-экономических и геополитических вопросах достижения устойчивого развития в мире. На основе экосистемно-ориентированного подхода указанная система предполагает объединение усилий правительства, бизнеса, науки, гражданского общества и других заинтересованных сторон в морском природопользовании. Трансграничность морского пространства предопределяет необходимость согласования национальных систем комплексного управления смежными приморскими территориями и прибрежными акваториями, что влияет на формирование современной системы морского регионализма. В статье представлен теоретико-методологический анализ используемых в мировой практике подходов комплексного управления морским природопользованием, раскрываются характерные для него принципы многоуровневой административной, социально-экономической и экологической интегрированности, дается вариантная модель цикличности политики и планирования в развитии комплексных проектов управления океаническими и прибрежно-морскими районами. Статья будет интересна управленцам разного уровня, представителям общественных организаций, исполнителям проектов КУПЗ/МПП, исследователям в области природопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — А. Н. Качур, П. Я. Бакланов, Ю. Г. Михайличенко, А. В. Середа, С. И. Масленников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DEVELOPMENT OF THE GENERAL SYSTEM OF THE INTEGRATED ECOSYSTEM-BASED MARINE MANAGEMENT

The development of the general system of the integrated ecosystem-based marine management is a constantly evolving multi-faceted process that is of fundamental significance for the environmental, socioeconomic and geopolitical issues to achieve sustainable world development. This integrated vision envisages the cooperative efforts by the government, business, science, civil society and other stakeholders in the implementation of the ecosystem approaches to the management of ocean-related activities. In view of the trans-boundary nature of the ocean space, there is the need for harmonization of national systems of integrated management of adjacent maritime and coastal areas that affect the formation of a modern system of Maritime regionalism. This paper presents a theoretical and methodological analysis of the approaches used in the world practice of the integrated ecosystem-based marine management, reveals the principles of multi-level administrative, socio-economic and environmental integration, and provides a variant model of cyclical policy and planning in the development of complex projects for managing ocean and coastal marine areas. The paper is of interest to government officials, representatives of public organizations, ICZM/ MSP projects implementers, researchers in the field of environmental management.

Текст научной работы на тему «О развитии общей системы интегрированного (комплексного) управления морским природопользованием»

Геоэкология

УДК 332.14 + 504.03

О РАЗВИТИИ ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО (КОМПЛЕКСНОГО) УПРАВЛЕНИЯ МОРСКИМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

Б01: 10.24411/1728-323Х-2020-12101

А. Н. Качур, кандидат географических наук, ФГБУН Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, kachur@tigdvo.ru, Владивосток, Россия,

П. Я. Бакланов, доктор географических наук, ФГБУН Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, pbaklanov@tigdvo.ru, Владивосток, Россия, Ю. Г. Михайличенко, кандидат географических наук, независимый эксперт, mikhaylichenko@mail.ru, Москва, Россия, А. В. Середа, ведущий специалист, ФГБУН Тихоокеанский океанологический институт им. В. И. Ильичева ДВО РАН, amrtatjuti@poi.dvo.ru, Владивосток, Россия, С. И. Масленников, кандидат биологических наук, ФГБУН Национальный научный центр морской биологии им. А. В. Жирмунского ДВО РАН, 721606@mail.ru, Владивосток, Россия

Развитие общей системы интегрированного (комплексного) управления морским природопользованием представляет собой постоянно развивающийся многогранный процесс, который имеет фундаментальное значение в экологических, социально-экономических и геополитических вопросах достижения устойчивого развития в мире. На основе экосистемно-ориентированно-го подхода указанная система предполагает объединение усилий правительства, бизнеса, науки, гражданского общества и других заинтересованных сторон в морском природопользовании. Трансграничность морского пространства предопределяет необходимость согласования национальных систем комплексного управления смежными приморскими территориями и прибрежными акваториями, что влияет на формирование современной системы морского регионализма.

В статье представлен теоретико-методологический анализ используемых в мировой практике подходов комплексного управления морским природопользованием, раскрываются характерные для него принципы многоуровневой административной, социально-экономической и экологической интегрированности, дается вариантная модель цикличности политики и планирования в развитии комплексных проектов управления океаническими и прибрежно-морс-кими районами.

Введение

В целях достижения устойчивого использования природных ресурсов и сохранения биоразнообразия в океанских и прибреж-но-морских районах ведущие морские страны в конце XX века приступили к реализации экосистемно-ориентированного подхода в управлении морепользованием. Этот подход предполагает интегрированное управление природопользованием на основе комплексной оценки экосистемных взаимодействий, согласованное с потребностями общества и принципами устойчивого развития [1—3].

Важной задачей такого экосистемного управления является достижение приемлемого баланса между краткосрочными выгодами от использования природных ресурсов и долгосрочными активами от их сохранения и воспроизводства, что предполагает принятие экономических решений, соответствующих пределам экологической емкости. Последняя характеризует предельную возможность экосистемы выдерживать антропогенные нагрузки в условиях длительного использования невозобновляемых и возобновляемых естественных ресурсов. Согласно концепции ассимиляционной емкости это предполагает, в частности, что возобновляемые ресурсы должны использоваться только на уровне ниже их скорости воспроизводства [4]. В вопросах достижения и поддержания рационального природопользования важную роль

Статья будет интересна управленцам разного уровня, представителям общественных организаций, исполнителям проектов КУПЗ/МПП, исследователям в области природопользования.

The development of the general system of the integrated ecosystem-based marine management is a constantly evolving multi-faceted process that is of fundamental significance for the environmental, socio-economic and geopolitical issues to achieve sustainable world development. This integrated vision envisages the cooperative efforts by the government, business, science, civil society and other stakeholders in the implementation of the ecosystem approaches to the management of ocean-related activities. In view of the trans-boundary nature of the ocean space, there is the need for harmonization of national systems of integrated management of addacent maritime and coastal areas that affect the formation of a modern system of Maritime regionalism.

This paper presents a theoretical and methodological analysis of the approaches used in the world practice of the integrated ecosystem-based marine management, reveals the principles of multi-level administrative, socio-economic and environmental integration, and provides a variant model of cyclical policy and planning in the development of complex projects for managing ocean and coastal marine areas.

The paper is of interest to government officials, representatives of public organizations, ICZM/ MSP projects implementers, researchers in the field of environmental management.

Ключевые слова: экосистемное управление, комплексное управление морским природопользованием, морское пространственное планирование, устойчивое развитие.

Keywords: integrated ecosystem-based marine management integrated coastal zone management, marine spatial planning, sustainable development.

играют административные инструменты урегулирования конфликтов между разными категориями природопользователей и своевременная корректировка их планов.

В результате постоянно возрастающей антропогенной нагрузки на прибрежно-морские экосистемы усиливается значимость применения экосистемно-ориентированного подхода в управлении морепользованием. Согласно экспертным оценкам, к 2025 году около 75 % населения планеты будут проживать на расстоянии не более 60 км от уреза морской воды (в настоящее время эта доля составляет 60 % населения) [5]. Отсюда понятен рост интереса в мире к теории и практике комплексного управления прибрежными зонами (КУПЗ) и морского пространственного планирования (МПП) — как важнейшим инструментам экосистемного управления.

Принципы управления на основе экосистемно-ориентиро-ванного подхода закреплены в Декларации Тысячелетия, принятой в ООН руководителями 191 государства в 2000 г., и нашли свое развитие в Целях Устойчивого Развития, принятых Генеральной Ассамблей ООН в 2015 г. [6, 7]. В стратегических документах подняты вопросы о необходимости преодоления угроз и рисков для морских экосистем и биоразнообразия в районах за пределами национальной юрисдикции, что согласуется с положением Конвенции ООН по морскому праву, согласно которому отдельные части морского пространства тесно взаимосвязаны и должны рассматриваться как единое целое [8].

Межправительственная океанографическая комиссия (МОК) ЮНЕСКО рассматривает комплексное управление прибрежной зоной и океаном (КУПЗО) как «динамичный, междисциплинарный, итеративный и основанный на широком участии населения процесс, обеспечивающий сбалансированность экологических, экономических, социальных, культурных и рекреационных целей в долгосрочной перспективе. КУПЗО предполагает интеграцию всех соответствующих областей политики, секторов и уровней управления. Это означает интеграцию наземного и морского компонентов целевой территории как во времени, так и в пространстве. Поэтому КУПЗО является подходом к управлению не только прибрежными зонами, но и исключительными экономическими зонами и крупными морскими экосистемами, служа целям национальной политики в отношении океана» [9]. МОК ЮНЕСКО рассматривает морское пространственное планирование как «публичный процесс анализа и размежевания во времени и пространстве антропогенной деятельности в рамках данной акватории с целью достижения экологических, экономических и социальных целей, установленных в ходе соответствующего политического процесса» [10].

Как показывает международная практика, схожие по идейной направленности методологии КУПЗ и МПП являются разновидностями экосистемно-ориентированного подхода, особенности их использования могут быть продиктованы традициями управленческих практик страны, целевым пространственным охватом океанических или прибрежно-морских акваторий.

В статье рассматриваются принципы и отношения при использовании КУПЗ/МПП для формирования интегрированного морского природопользования, приводится обзор применяемых при их реализации методов и инструментов, дается вариантная,

адаптированная к российским реалиям циклическая модель политики и планирования комплексного управления морским природопользованием.

Материалы и методы

Теоретико-методологической основой для статьи послужили разработки и материалы организаций системы ООН, других международных организаций по вопросам устойчивого развития, комплексного управления прибрежными зонами и морского пространственного планирования; зарубежные и отечественные исследования в областях морского природопользования, океанической дипломатии, исследований глобальных природных изменений; стратегические национальные документы. Для решения поставленных задач использовались подходы системного анализа, методы стратегического, ситуационного, комплексного анализа и аналитического прогнозирования.

Взаимосвязь проблем управления морским природопользованием

Комплексное управление призвано решить проблемы природопользования, которые неподвластны секторальному (отраслевому) подходу. Последний предполагает реализацию экономических задач в интересах развития отдельных отраслей или корпоративных групп, что, как показывает опыт, не способствует сбалансированному использованию природных ресурсов и сохранению потенциала экосистем [11, 12]. Возникающие противоречия в природопользовании неизбежно приводят к обострению проблем социально-экономического развития территорий и ухудшению состояния природной среды. Ведущие морские страны признали, что все аспекты морской политики и управления должны рассматриваться совместно (интегрально) на всех уровнях, подчеркивая тем самым, что отраслевой подход не отвечает реалиям времени [11, 13]. Причем, с учетом целевой дифференциации, комплексное управление экосистемой подразумевает и регулирование ее отдельных зон, например особо охраняемых природных приморских территорий и прибрежных акваторий, зон туризма и рыболовства.

В основу м етодологий КУПЗ/МПП положены механизмы координации и интеграции административных, экономических и экологических подходов по управлению прибрежными и морскими ресурсами [9—20]. Основная их задача — заблаговременно выявить, оценить и урегулировать возможные противоречия в природопользовании посредством изучения и мониторинга условий

окружающей среды и управления социально-экономическими и природоохранными процессами.

Для координации и объединения усилий правительства, гражданского общества и других заинтересованных сторон природопользования в рамках КУПЗ/МПП применяется несколько видов управленческой интеграции [9—20]. Межотраслевая интеграция — необходимое условие межотраслевого диалога для принятия компромиссных социально-экономических решений. Задачи привлечения общественности в процессы разработки и реализации программ комплексного управления решает интеграция правительственных и неправительственных организаций, науки и управления.

Трансграничная экологическая взаимозависимость государств, сопряженная с их общим воздействием на морские экосистемы контролируемых ими морских и океанических пространств, предопределяет необходимость международной интеграции в освоении смежных территорий и морских акваторий, согласования национальных систем комплексного управления, создания международных программ регионального сотрудничества.

Можно считать, что современная система регионального сотрудничества берет свое развитие с 1974 года, когда ЮНЕП разработала Программу региональных морей, направленную на защиту морской окружающей среды, с основополагающим принципом: «сброс отходов одной страны не должен причинять ущерба другой» [21]. На сегодняшний день действие Программы распространяется на 18 регионов мира, более 140 стран участвуют в ее реализации.

Национальные подходы к разработке и реализации подходов интегрированного управления прибрежными зонами характеризуются значительным разбросом [9—20] и в большей мере продиктованы различиями национальных и региональных приоритетов, в остроте экологических проблем.

В сфере международных отношений существенный вклад в становление экосистемного подхода и развитие на его основе методологий КУПЗ и МПП вносят действующие конвенции ООН, решения международных конференций, в первую очередь, статуса ООН, а также работа организаций системы ООН (ЮНЕП, ЮНЕСКО, Программы развития ООН, Всемирного банка, Глобального экологического фонда).

Исходя из опыта успешной реализации [9—20], базовыми условиями в разработках программ КУПЗ/МПП являются: ясно выраженная государством политическая воля и руководство ин-

тегрированным процессом, наличие соответствующих инструментов и институтов, адекватное финансирование, эффективное взаимодействие на основе доступности всех участников процесса к комплексной информации, участие всех заинтересованных сторон, международное сотрудничество.

Цикличность политики и планирования комплексного управления морским природопользованием

Комплексное управление морским природопользованием предполагает целостный и интерактивный процесс предварительной разработки политики и планирования, который состоит из нескольких этапов и характеризуется определенной цикличностью [9, 10, 14]. Можно выделить следующие этапы (рисунок): стратегическое обоснование необходимости соответствующих видов морского природопользования; подготовка методических основ и рабочего инструментария (финансовый, административный); сбор данных, оценка экологических проблем, угроз, рисков;

разработка программы и ее утверждение; реализация; мониторинг и оценка эффективности; уточнение и адаптация; прогнозирование.

На начальном этапе необходимо понимание и формулирование основных задач, достижению которых будет способствовать планируемая программа КУПЗ/МПП. От актуального выбора сферы решаемых вопросов (локальных, национальных, региональных, международных) с учетом текущих социально-экономических и экологических тенденций во многом будет зависеть перспективность и успешность разработки и реализации программы. Этап стратегического обоснования необходимости призван заложить концептуальный фундамент и задать соответствующий вектор его пополнения.

Дальнейшее формирование плана работы и бюджета программы, установление полномочий и ответственных за ее разработку и реализацию органов (местных, государственных, международных), обоснование потребности в человеческих и финансовых ресурсах для его реализации, создание системы индикаторов мониторинга и оценки

2

1

Стратегическое обоснование необходимости

- экономическая и геополитическая обстановка

- экологические риски

- значимость морской зоны (-объекта)

Подготовка методических основ , и рабочего инструментария

— рабочий план и бюджет

— исполнители проекта

— механизм управления проектом

— человеческие и финансовые ресурсы

— заинтересованные стороны

— программа мониторинга

— индикаторы оценки состояния объекта

— требования к оценке программы

Инициирование и сбор данных

— идентификация проблем и приоритетов

— сбор научных данных

— оценка рисков и уязвимости

— разработка системы информационной обеспеченности

Прогнозирование

- выявление тенденций развития

- корректировка стратегий

Начало нового цикла

9

Разработка программы #

— институциональные и правовые механизмы

— планирование действий

— зонирование/районирование

— распределения задач исполнения и ответственности

— система участия заинтересованных сторон

— система финансового обеспечения

— система мониторинга объекта

5

Утверждение

— интеграция программы в структуру управления

8

Уточнение и адаптация

— консолидация механизмов

— актуализация информации

— ревизия планов выполнения

7

Реализация

— выполнение программы

Мониторинг и оценка эффективности

— обзор и контроль исполнения

Рисунок. Цикличность политики и планирования комплексного управления морским природопользованием (адаптированный авторами к российским условиям вариант на основе [14])

проекта являются первоочередными задачами на этапе подготовки методической системы и рабочего инструментария комплексного управления природопользованием.

На основе собранных данных целесообразно создание интегрированной информационной системы, которая используется в рамках подготовки предварительной стратегии. В рамках комплексного анализа данных выявляются и оцениваются потенциальные экологические проблемы, выполняется оценка возможных рисков и уязвимости прибрежно-морских экосистем к природным и антропогенным воздействиям, выявляются заинтересованные стороны природопользования и их социально-экономические противоречия.

Необходимым звеном и одновременно инструментом комплексного регулирования морским природопользованием является функциональное зонирование и экологическое районирование морских и прибрежных акваторий и территорий. Изначально морское зонирование было положено в основу управления Большими морскими охраняемыми территориями [22]. Наиболее крупные из них — это Морской национальный парк «Большой барьерный риф» (Австралия), зонирование которого в 70-е гг. прошлого века принято считать началом морского пространственного планирования в мире, Морской заповедник островов Феникс (Кирибати), Морской национальный Гавайский заказник (США). Сегменты зонирования прибрежно-морского пространства включают прибрежные ландшафты и примыкающие к ним морские экосистемы [23].

На этапе утверждения выполняется интеграция программы в структуру регионального планирования и управления. Начало этапа реализации предполагает создание основных компонентов системы управления, таких как институциональные и правовые механизмы, механизмы финансирования, системы информирования общественности, контроля и т.п.

Последующая реализация программы должна быть тесно увязана с мониторингом ее эффективности и перманентной адаптацией к изменяющимся социально-экономическим и экологическим условиям. Совершенствование используемых механизмов комплексного управления и прогнозирование условий природопользования являются важными условиями улучшения и повышения эффективности программы КУПЗ/МПП, обеспечения ее динамичного циклического развития.

Схема реализации программы также предполагает обратную связь в общем цикле действий. Первоначальный набор целей и задач может меняться с течением времени с учетом экономичес-

ких оценок и предпочтений заинтересованных сторон.

Инструментарий разработки, реализации и оценки эффективности программ КУПЗ/МПП

В рамках программ КУПЗ/МПП используются разнообразные инструменты и оценки, которые помогают установить степень воздействия на прибрежно-морские акватории и территории антропогенных и природных факторов, определить экономическую эффективность альтернативных вариантов развития природопользования. Инструментами анализа влияния планируемых мероприятий на качество окружающей природной среды являются процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), стратегической экологической оценки (СЭО) [24, 25]. Существуют также методы оценок потенциальной емкости (ОПЕ), изучения воздействия климата (ИВК), быстрой оценки береговых сообществ (БОБС). Для определения эффективности различных вариантов морского природопользования и управления применяются экономические инструменты, например «затраты—выгоды», «затраты—эф-фективность», налоги, пошлины на развитие и др. На протяжении всего периода реализации программ КУПЗ/МПП для целей мониторинга и корректировки КУПЗ используются методы дистанционного зондирования, ГИС-технологии, управление базами данных и т.п.

Для комплексного управления прибрежно-морскими зонами требуется соответствующая эффективная контролирующая система, которая поддерживает соответствие реального хода развития стратегии, определенной на стадии планирования. Эту систему формирует институциональная инфраструктура, включающая набор политических, законодательных, финансовых и исполнительных инструментов. Наиболее важными из них являются национальные законы и местные/региональные правила и нормы для реализации выбранной стратегии природопользования, свод международных конвенций, обеспечивающих функционирование морских региональных объединений прибрежных государств. Важно обеспечить внедрение межучрежденческих и многосекторальных координационных механизмов, которые вовлекают все заинтересованные стороны в планирование, реализацию, оценку и постоянное совершенствование программ. Для этих целей разработаны методики оценки прогресса и эффективности их реализации [9, 26].

В качестве источника финансирования для разработки программ КУПЗ/МПП большинство

стран используют государственные бюджетные средства, однако возможно использование и альтернативных, в том числе частных источников, например, средств негосударственных фондов, либо внедрения в практику взимания платежей с пользователей морских ресурсов. Помимо этого, финансирование может быть получено от международных финансовых институтов, Глобального экологического фонда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. С позиций научно-информационного обеспечения разработка программ комплексного управления морским природопользованием базируется на целевых научных исследованиях по выявлению и оценке структуры и процессов функционирования морских и береговых экосистем, их ресурсных компонентов. Путем создания пространственно рассредоточенной геоинформационной базы данных, комплексно отражающих характеристики целевых управляемых пространств, устанавливаются зоны и потенциальные структуры морского природопользования. Учитывая фактические условия и потенциальные возможности рассматриваемых экосистем, выполняется оптимизация программных административно-управленческих процессов.

Временные рамки, необходимые для разработки и реализации программ комплексного управления морским природопользованием, могут варьировать в зависимости от географического

охвата, остроты экологических проблем, сложности управленческих вопросов, институциональных и финансовых возможностей соответствующих органов управления. В большинстве случаев для достижения желаемого результата в морском природопользовании в целом может потребоваться несколько десятилетий. Для реализации первого представленного программного цикла обычно достаточно трех-пяти лет. Описанный подход можно считать универсальным, однако он не ограничивается представленным комплексом инструментов. Применяемые методики могут и должны совершенствоваться и адаптироваться к различным системам комплексного управления прибрежно-морскими зонами и морского пространственного планирования с учетом типа морских экосистем, сочетаний природных ресурсов, экологической обстановки, национальных стратегий.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-0580006 «Пространственная дифференциация факторов, условий и ограничений формирования и развития структур природопользования в прибрежной зоне Тихоокеанской России с учетом воздействия экстремальных (опасных) природных процессов и явлений».

Библиографический список

1. Ecosystem approaches to the management of ocean-related activities. Training manual. United Nations publication (Sales No. E.10.V.11), United Nations, New York, 2010. 275 p. [электронный ресурс]. http://cpps.dyndns.info/cpps-docs-web/ secgen/circulares_2011/155.1.Anexo%201 %20Circular%20155-2011.pdf (дата обращения 10.02.2020).

2. Goodland R. The Concept of Environmental Sustainability. Annual Review of Ecology and Systematics, 1995. — Vol. 26. — P. 1—24.

3. Титова Г. Д., Родионов В. З. Современные принципы реализации экосистемного подхода в морском планировании. Региональная экология, 2017. —№ 3 (49). — С. 17—23.

4. Hodge I. Environmental Economics. Individual Incentives and Public Choices. Economics Today. Eds. by A. Leake, Macmillan Press Ltd, 1995.

5. UNESCO: 2017. The 2nd International Conference on Marine/Maritime Spatial Planning, 15—17 March 2017, UNESCO, Paris, Intergovernmental Oceanographic Commission and European Commission — DGMARE 2017 (English), (IOC Workshop Reports Series, 279), 48 p.

6. UN: 2000. United Nations Millennium Declaration. Resolution A/RES/55/2 adopted by the General Assembly on 18 September 2000, 9 p.

7. UN: 2015. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. Resolution A/RES/70/1 adopted by the General Assembly on 25 September 2015, 35 p.

8. The United Nations Convention on the Law of the Sea [электронный ресурс]. —http://www.un.org/Depts/los/ convention_agreements/texts/unclos/closindx (дата обращения 18.02.2019).

9. A Handbook for Measuring the Progress and Outcomes of Integrated Coastal and Ocean Management. IOC Manuals and Guides, 46; ICAM Dossier, 2. 2006, Paris, UNESCO, 224 p.

10. Ehler C., Douvere F. Marine Spatial Planning: a step-by-step approach toward ecosystem-based management. Intergovernmental Oceanographic Commission and Man and the Biosphere Programme. IOC Manual and Guides, 2009. No. 53, ICAM Dossier No. 6. Paris: UNESCO. 99 p.

11. Качур А. Н., Михайличенко Ю. Г., Масленников С. И., Середа А. В. Опыт и перспективы комплексного (интегрированного) управления морским природопользованием на Дальнем Востоке России // Вестник ДВО РАН. — 2019. — № 1. — С. 75—89.

12. Regional Overview on Marine Spatial Planning and Ecosystem-Based Management in the Selected Areas of the NOWPAP Region. M. Pido, I. Arzamascev, A. Kachur and others. NOWPAP POMRAC. Vladivostok-Manila. 2013. — 175 p.

13. Routledge Handbook of National and Regional Ocean Policies. Eds B. Cicin-Sain, D. Vanderzwaag, M. Balgos. L., N. Y.: Routledge Taylor & Francis Group, 2015. — 640 p.

14. PEMSEA. 2014. Course 1: Understanding Integrated Coastal Management (ICM) — Model Course on ICM. Instructor's Manual (Revised ed.). Global Environment Facility/United Nations Development Programme/United Nations Office for Project Services Partnerships in Environmental Management for the Seas of East Asia (PEMSEA), Quezon City, Philippines.

15. Regional Guidelines for Integrated Coastal Planning/Management // M. Pido, A. Kachur and others. NOWPAP POMRAC. Vladivostok-Manila. 2014. — 142 p.

16. Ecosystem-Based Management for Oceans. Eds K. McLeod, H. Leslie. Washington, DC: Island Press, 2009. — 368 p.

17. Zaucha J., Gee K. Maritime spatial planning: past, present, future. 2019. Cham, Switzerland: Springer. 496 p.

18. Плинк Н. Л., Гогоберидзе Г. Г. Политика действий в прибрежной зоне. СПб.: Изд. РГГМУ, 2003. — 226 с.

19. Денисов В. В. Комплексное управление прибрежными зонами — КУПЗ // Основные концепции современного бе-регопользования. Т. 2. СПб: РГГМУ, 2010. — С. 224—286.

20. Денисов В. В., Михайличенко Ю. Г. Актуальные проблемы управления морским природопользованием (на примере Баренцева моря) // Региональная экология. — 2017. — № 3 (49). — С. 5—16.

21. UN: 1974. UNEP Regional Seas Programme [электронный ресурс]. http://www.biodiversitya-z.org/content/unep-regional-seas-programme (дата обращения 20.02.2019).

22. Lewis, N., Day, J. C., Wilhelm, 'A., Wagner, D., Gaymer, C., Parks, J., Friedlander, A., White, S., Sheppard, C., Spalding, M., San Martin, G., Skeat, A., Taei, S., Teroroko, T., Evans, J. (2017). Large-Scale Marine Protected Areas: Guidelines for design and management. Best Practice Protected Area Guidelines Series, No. 26, Gland, Switzerland: IUCN. xxviii + 120 pp. [электронный ресурс]. https://portals.iucn.org/library/sites/library/files/documents/PAG-026.pdf (дата обращения 10.07.2019).

23. Baklanov P. Ya. Marine Spatial Planning: theoretical aspects. Baltic Region, 2018. — Vol. 10, No 2. — P. 76—82.

24. Convention on environmental impact assessment in a transboundary context / UN. 1991. 22 p.

25. UNEP: 2016. Convention of Biological Diversity. Resolution UNEP/CBD/SBSTTA/20/INF/29 adopted on 18 April 2016, 26 p.

26. Ehler C. A Guide to Evaluating Marine Spatial Plans. Paris, UNESCO, 2014. IOC Manuals and Guides, 70; ICAM Dossier 8, 98 p.

ON THE DEVELOPMENT OF THE GENERAL SYSTEM OF THE INTEGRATED ECOSYSTEM-BASED MARINE MANAGEMENT

A. N. Kachur, PhD (Geography), Pacific Geographical Institute FEB RAS, kachur@tigdvo.ru, Vladivostok, Russia,

P. Ya. Baklanov, PhD (Geography), Dr. Habil, Pacific Geographical Institute FEB RAS, pbaklanov@tigdvo.ru, Vladivostok, Russia,

Yu. G. Mikhaylichenko, PhD (Geography), Independent Expert, mikhaylichenko@mail.ru, Moscow, Russia,

A. V. Sereda, Leading Specialist, V. I. Il'ichev Pacific Oceanological Institute FEB RAS, amrtatjuti@poi.dvo.ru,

S. I. Maslennikov, PhD (Biology), A. V. Zhirmunsky National Scientific Center of Marine Biology FEB RAS, 721606@mail.ru,

Vladivostok, Russia

References

1. Ecosystem approaches to the management of ocean-related activities. Training manual. United Nations publication (Sales No. E.10.V.11), United Nations, New York, 2010. 275 p. [электронный ресурс]. http://cpps.dyndns.info/cpps-docs-web/ secgen/circulares_2011/155.1.Anexo%201 %20Circular%20155-2011.pdf (дата обращения 10.02.2020).

2. Goodland R. The Concept of Environmental Sustainability. Annual Review of Ecology and Systematics, 1995. Vol. 26. P. 1—24.

3. Titova G. D., Rodionov V. Z. Sovremennye principy realizacii ekosistemnogo podhoda v morskom planirovanii [Modern principles of the ecosystem approach in marine planning] Regionalnaya ekologiya. [Regional ecology]. 2017. No 3 (49). P. 17—23 [in Russian].

4. Hodge I. Environmental Economics. Individual Incentives and Public Choices. Economics Today. Eds. by A. Leake, Mac-millan Press Ltd, 1995.

5. UNESCO: 2017. The 2nd International Conference on Marine/Maritime Spatial Planning, 15—17 March 2017, UNESCO, Paris, Intergovernmental Oceanographic Commission and European Commission — DGMARE 2017, (IOC Workshop Reports Series, 279), 48 p.

6. UN: 2000. United Nations Millennium Declaration. Resolution A/RES/55/2 adopted by the General Assembly on 18 September 2000, 9 p.

7. UN: 2015. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. Resolution A/RES/70/1 adopted by the General Assembly on 25 September 2015, 35 p.

8. The United Nations Convention on the Law of the Sea. Electronic resource available at: http://www.un.org/Depts/los/ convention_agreements/texts/unclos/closindx (date of access 18.02.2019).

9. A Handbook for Measuring the Progress and Outcomes of Integrated Coastal and Ocean Management. IOC Manuals and Guides. No 46; ICAM Dossier, 2. 2006, Paris, UNESCO, 224 p.

10. Ehler C., Douvere F. Marine Spatial Planning: a step-by-step approach toward ecosystem-based management. Intergovernmental Oceanographic Commission and Man and the Biosphere Programme. IOC Manual and Guides, 2009. No 53, ICAM Dossier No. 6. Paris: UNESCO. 99 p.

11. Kachur A. N., Mikhaylichenko Yu. G., Maslennikov S. I., Sereda A. V. Opyt i perspektivy kompleksnogo (integrirovannogo) upravleniya morskim prirodopolzovaniem na Dalnem Vostoke Rossii [Experience and prospects for the Integrated Ecosystem-Based Marine Management for the Russian Far East] Vestnik FEB RAS. [Vestnik DVO RAN]. 2019. No 1. P. 75—89 [in Russian].

12. Regional Overview on Marine Spatial Planning and Ecosystem-Based Management in the Selected Areas of the NOWPAP Region. M. Pido, I. Arzamascev, A. Kachur and others. NOWPAP POMRAC. Vladivostok-Manila. 2013. 175 p.

13. Routledge Handbook of National and Regional Ocean Policies. Eds B. Cicin-Sain, D. Vanderzwaag, M. Balgos. L., N. Y.: Routledge Taylor & Francis Group, 2015. 640 p.

14. PEMSEA. 2014. Course 1: Understanding Integrated Coastal Management (ICM) — Model Course on ICM. Instructor's Manual (Revised ed.). Global Environment Facility/United Nations Development Programme/United Nations Office for Project Services Partnerships in Environmental Management for the Seas of East Asia (PEMSEA), Quezon City, Philippines.

15. Regional Guidelines for Integrated Coastal Planning/Management // M. Pido, A. Kachur and others. NOWPAP POMRAC. Vladivostok-Manila. 2014. 142 p.

16. Ecosystem-Based Management for Oceans. Eds K. McLeod, H. Leslie. Washington, DC: Island Press, 2009. 368 p.

17. Zaucha J., Gee K. Maritime spatial planning: past, present, future. 2019. Cham, Switzerland: Springer. 496 p.

18. Plink N. L., Gogoberidze G. G. Politika dejstvij v pribrezhnoj zone [Action Policy in Coastal Zone]. St. Petersburg: RSHU Publ., 2003. 226 p. [in Russian].

19. Denisov V. V. Kompleksnoe upravlenie pribrezhnymi zonami — KUPZ [Integrated coastal zone management — ICZM] Os-novnye koncepcii sovremennogo beregopolzovaniya. [Basic concepts of the modern coastal zone use]. St. Petersburg, RSHU Publ., 2010. Vol. 2. P. 224—286 [in Russian].

20. Denisov V. V., Mikhaylichenko Yu. G. Aktualnye problemy upravleniya morskim prirodopolzovaniem (na primere Barenceva morya) [Current problems of marine nature use management (the Barents Sea case)] Regionalnaya ekologiya. [Regional Ecology]. 2017. No 3 (49). P. 5—16 [in Russian].

21. UN: 1974. UNEP Regional Seas Programme [электронный ресурс]. http://www.biodiversitya-z.org/content/unep-regional-seas-programme (date of access 20.02.2019).

22. Lewis, N., Day, J. C., Wilhelm, 'A., Wagner, D., Gaymer, C., Parks, J., Friedlander, A., White, S., Sheppard, C., Spalding, M., San Martin, G., Skeat, A., Taei, S., Teroroko, T., Evans, J. (2017). Large-Scale Marine Protected Areas: Guidelines for design and management. Best Practice Protected Area Guidelines Series, No. 26, Gland, Switzerland: IUCN. xxviii + 120 p. [electronic resource]. https://portals.iucn.org/library/sites/library/files/documents/PAG-026.pdf (date of access 10.07.2019).

23. Baklanov P. Ya. Marine Spatial Planning: theoretical aspects. Baltic Region, 2018. Vol. 10, No 2. P. 76—82.

24. Convention on environmental impact assessment in a transboundary context / UN. 1991. 22 p.

25. UNEP: 2016. Convention of Biological Diversity. Resolution UNEP/CBD/SBSTTA/20/INF/29 adopted on 18 April 2016, 26 p.

26. Ehler C. A Guide to Evaluating Marine Spatial Plans. Paris, UNESCO, 2014. IOC Manuals and Guides, No 70; ICAM Dossier 8, 98 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.