Научная статья на тему 'О развитии механизмов управления знаниями'

О развитии механизмов управления знаниями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / РАЗВИТИЕ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ТРАНСФЕР / ДИССЕМИНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Писарева Светлана Анатольевна

Поддерживая охарактеризованное в докладе Н. Ф. Радионовой приоритетное направление дальнейшего развития Герценовского университета в представленной формулировке (кадровое, научно-методическое и информационно-технологическое обеспечение инновационного развития отечественной системы образования), хотела бы обратить внимание на чрезвычайно важную задачу реализации данного направления, решение которой подготовлено всем ходом развития научно-исследовательской и инновационной деятельности нашего вуза. Это задача создания и закрепления в пространстве университета механизмов трансфера результатов интеллектуальной деятельности сотрудников университета, диссеминации и освоения передовых образовательных практик, обеспечивающих ведущую роль университета в экономике знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О развитии механизмов управления знаниями»

С. А. Писарева,

профессор кафедры педагогики

О РАЗВИТИИ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

Поддерживая охарактеризованное в докладе Н. Ф. Радионовой приоритетное направление дальнейшего развития Герценов-ского университета в представленной формулировке (кадровое, научно-методическое и информационно-технологическое обеспечение инновационного развития отечественной системы образования), хотела бы обратить внимание на чрезвычайно важную задачу реализации данного направления, решение которой подготовлено всем ходом развития научно-исследовательской и инновационной деятельности нашего вуза. Это задача создания и закрепления в пространстве университета механизмов трансфера результатов интеллектуальной деятельности сотрудников университета, диссемина-ции и освоения передовых образовательных практик, обеспечивающих ведущую роль университета в экономике знаний.

Сегодня можно констатировать, что в РГПУ сложились прочные механизмы управления знаниями в цепочке «производство— накопление и хранение—передача—распро-странение», что уже обсуждалось на заседании Ученого совета в этом году. Именно этот опыт и дает основание говорить о реальности решения обозначенной задачи в ближайшей перспективе.

Сегодня все чаще говорят о двух процессах в плане распространения научных результатов — о диссеминации и трансфе-

ре, пришедших на смену традиционному процессу внедрения. Можно с уверенностью констатировать, что в нашем университете результаты научной деятельности постоянно внедряются в образовательный процесс. Своеобразным индикатором может служить университетская выставка научных достижений сотрудников вуза. Ежегодно выставка становится пространством научного дискурса исследователей университета, своеобразным зеркалом продуктивности научно-исследовательской и научнообразовательной деятельности.

Научные результаты достаточно обширно диссеминируются путем разножанровых публикаций, повышения квалификации преподавателей других вузов и педагогов системы общего образования, экспертной оценки инновационной деятельности в Санкт-Петербурге и России. Но сегодня отработанные механизмы дис-семинации уже не достаточны для адекватного позиционирования результатов научной, научно-образовательной и инновационной деятельности РГПУ в пространстве непрерывного образования нашей страны, да и ряда стран Европы, с вузами которых установлены прочные партнерские взаимоотношения.

Наступило время адресной передачи результатов интеллектуальной деятельности в различные сферы наукоемкого бизнеса, в

интенсивно развивающиеся образовательные учреждения и организации.

Наступило время мультипликации коллективного опыта образовательной деятельности преподавателей университета, проектированием и конструированием сети пилотных и стажерских площадок для адаптации опыта и его передачи в массовую практику. Необходимо отметить, что наш опыт чрезвычайно востребован и в Санкт-Петербурге, и в регионах России. Но другие вузы также не стоят на месте.

Именно поэтому сейчас необходимо разработать и внедрять новые механизмы выявления лучших образовательных практик на основе бенчмаркинга и обогащения собственного опыта образовательной деятельности.

О каких практиках может идти речь? Передовой интересный опыт уже накапливается в целом ряде вузов нашей страны. Такие примеры могут быть приведены для всех уровней системы непрерывного образования.

Во-первых, это практики, связанные с выявлением наиболее подготовленных абитуриентов к поступлению на обучение по образовательным программам различных уровней высшего образования.

Так, в качестве примера продуктивной образовательной практики можно назвать межрегиональную многопрофильную олимпиаду школьников, проводимую совместно с вузами-партнерами в различных регионах России, учитывающую не только успехи школьников в предметных областях, но и направленность их интересов на будущую профессиональную деятельность. Еще одним примером новой формы подготовки и привлечения наиболее ориентированных школьников в вуз может служить работа профильных летних смен для старшеклассников — школа бизнеса, школа юного психолога, школа молодого карьериста, малая компьютерная академия и т.п., работа которых обеспечивается аспирантами и преподавателями в лабораториях и аудиториях университета.

Примером продуктивной образовательной практики также можно назвать орга-

низацию разноплановой работы по привлечению и приему студентов в магистратуру. Несомненно, заслуживающим внимания является опыт работы подготовительных отделений в магистратуру, практика организации специальных зимних школ для поступающих в магистратуру, ориентированных на совершенствование предметной подготовки и оказание профессиональной помощи в более точном выборе магистерской программы. Также необходимо сказать о конкурсе портфолио будущих магистрантов, позволяющего более точно выявить степень серьезности их намерений и в конечном итоге сократить отсев из магистратуры по личным заявлениям. Такое портфолио может содержать следующие сведения: информацию о базовом образовании поступающего в магистратуру; мотивационное письмо; научные работы; дипломы, сертификаты и другие документы, подтверждающие личные достижения абитуриента за период обучения в вузе; дипломы конкурсов и олимпиад различных уровней; характеристику опыта проектной и практической деятельности; информацию о полученных абитуриентом именных стипендиях.

Во-вторых, развитие новых форматов мобильности студентов и преподавателей в процессе научно-образовательной деятельности на основании системы образовательных кредитов. Здесь можно говорить о хорошей практике создания и организации деятельности научно-учебных лабораторий, объединяющих молодых преподавателей, аспирантов и студентов для проведения академических исследований и реализации коллективных проектов; регулярных научных семинаров для студентов, аспирантов и преподавателей вуза, проводимых коллективами исследовательских лабораторий; общеуниверситетских факультативов для студентов I—II курсов, ориентированных на развитие мотивации студентов к образовательной и научной деятельности; программы междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования, ориентированной на развитие академической мобильности наиболее успешных сту-

дентов III курса гуманитарных факультетов университета под руководством академических консультантов; совета по молодежной науке, объединяющего студентов, аспирантов, молодых ученых в целях активизации взаимодействия университета с иными образовательными, научными учреждениями, общественными организациями, органами управления образованием в регионе.

В-третьих, оптимизация практической подготовки студентов. Интересным представляется опыт работы проектно-учебных лабораторий, ориентированных на приобретение студентами навыков применения полученных в университете теоретических знаний путем работы в реальных проектах во всех возможных сферах практической деятельности, выходящих за пределы университетской среды.

В-четвертых, развитие практики международного сотрудничества. Здесь можно говорить о разработке специальных программ на иностранном языке для студентов европейских вузов, изучающих политические, экономические, образовательные проблемы современной России. Небезынтересным может стать анализ практики проведения недели международного сотрудничества университета, в рамках которой проводятся круглые столы, конференции, мастерские, объединяющие большинство студентов и преподавателей вуза, а также партнеров по международному сотрудничеству.

В-пятых, создание условий для воспроизводства научно-исследовательского и профессорско-преподавательского состава

университета. Так, уже существует практика разработки и реализации специальной программы кадрового воспроизводства вуза, предусматривающая адресную работу с наиболее перспективными молодыми преподавателями — будущими профессорами; студентами и аспирантами — будущими преподавателями вуза; сотрудниками учебных и учебно-исследовательских лабораторий — будущими исследователями научных лабораторий и институтов.

Эти примеры образовательных практик далеко не исчерпывают всё богатство опыта, накопленного нашими коллегами в других вузах.

Совершенно очевидно, что решение обозначенной выше задачи и других задач, предлагаемых для включения в будущую программу развития нашего университета, может быть обеспечено только «инициативой снизу» — инициативой коллективов факультетов, кафедр и отдельных преподавателей. Потому что кто как ни автор лучше знает сферу приложения результатов своей научно-образовательной деятельности.

В заключение хочется выразить уверенность, что решение предлагаемых задач развития будет способствовать укреплению статуса Герценовского университета как инновационного вуза в сфере образования, что было подтверждено в предыдущие годы логикой реализации программы развития университета, а также победой университета в конкурсе образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы.

Источники

1. Официальный сайт Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Режим доступа: http://www.ane.ru/

2. Официальный сайт ВГУЭиС. Режим доступа: http://www.vvsu.ru/

3. Официальный сайт ГУ ВШЭ. Режим доступа: http://www.hse.ru/

4. Официальный сайт НГУ им. Ярослава Мудрого. Режим доступа: http://www.novsu.ru/

5. Официальный сайт Южного Федерального университета. Режим доступа: http://sfedu.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.