ОмГТУ - инновационная
А.В. КОСЫХ, докт. техн. наук,
первый проректор сРеДа Для техни4еск°и
элиты
В статье рассматриваются основные направления научной и образовательной деятельности университета, достижения вуза за последние несколько лет, характеризуется инновационная структура, являющаяся основой современного технического образования, представлена политика развития вуза как инновационного центра Омского региона.
Ключевые слова: технический вуз, ресурсные центры, инновационный комплекс, программа стратегического развития, элитное образование, научно-образовательные центры, малые инновационные предприятия.
В этом году один из старейших вузов Прииртышья - Омский государственный технический университет (ОмГТУ) - отмечает 70-летие с момента основания. Главные торжества, приуроченные к этому событию, запланированы на ноябрь. Однако научно-практические конференции, заседания Ученого совета, круглые столы, связанные с юбилейной датой, проходят в университете в течение нескольких последних месяцев. Замечательные традиции вуза, заложенные в годы Великой Отечественной войны, на протяжении уже многих десятилетий поддерживаются, сохраняются и приумножаются профессорско-педагогическим коллективом, студентами, аспирантами, слушателями, выпускниками.
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что университет вырос в крупный и авторитетный учебно-научный центр, где сосредоточен богатый интеллектуальный потенциал, работает талантливый профессорско-преподавательский состав, реализуются перспективные исследовательские и просветительские проекты. За семь десятков лет вуз воспитал более 60 тысяч высококлассных кадров. Его история - это история развития и совершенствования одного из крупнейших высших учебных заведений и учебно-научно-инновационного комплекса сибирского региона. Судьба многих сибиряков связана с университетом, не одно поколение жителей области обучалось
в стенах Политеха. ОмГТУ гордится своими выпускниками, среди которых - выдающиеся ученые, общественные деятели, руководители крупных производств, представители органов власти. Примечательно, что связь с Alma Mater они не теряют и, благодаря Ассоциации выпускников, созданной в 2008 г., сотрудничают с вузом в различных формах и сферах деятельности, содействуют молодым специалистам в трудоустройстве после окончания вуза, информируют о возможностях профессионального роста и продвижения, способствуют налаживанию контактов с работодателями.
Большая роль в университете уделяется подготовке научных кадров высшей квалификации. Для ее обеспечения функционируют аспирантура по 61 специальности и 11 специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций. В ОмГТУ работает более 800 преподавателей, из них 62% имеют ученую степень (ученое звание), в том числе более 11% - доктора науки(или) профессора. Сегодня университет включает семь факультетов, семь институтов и три филиала (в Сургуте, Нижневартовске и Нефтеюганске). Начиная с 2003 г. вуз осуществляет обучение по программам магистратуры. Постоянно проводится работа по расширению спектра и повышению качества программ магистерской подготовки.
В ноябре прошлого года была разработана Программа стратегического развития университета на 2012-2016 гг. ОмГТУ успешно представил свою программу и вошел в число победителей конкурса, объявленного Министерством образования и науки РФ, в котором участвовало около 250 вузов страны. Эта победа, обеспечившая ОмГТУ дополнительным финансированием в размере 300 млн. рублей, вряд ли была бы возможна без развитой инновационной инфраструктуры, которая существует на сегодняшний день в нашем университете. В Программе сформулированы планы вуза и пути их выполнения; реализация намеченного позволит университету подняться на качественно новый уровень. Уже в следующем году будут созданы новые научно-исследовательские центры, организованы новые малые инновационные предприятия, объем научно-исследовательских работ достигнет 130 млн. рублей. В течение трех лет университет будет дополнительно получать из федерального бюджета по 100 млн. рублей на реализацию своей Программы стратегического развития, при этом выделяемые вузом суммы софинансирова-ния почти в два раза больше. Средства пойдут на модернизацию образовательного процесса (30 млн. рублей), на научную и инновационную деятельность (100 млн. рублей), на развитие инфраструктуры и информатизацию вуза (75 млн.), а также на развитие кадрового потенциала.
Одним из важнейших направлений Программы стратегического развития вуза является совершенствование инновационной образовательной среды как живого организма, требующего постоянного мониторинга и прогнозирования основных трендов. Переход на ФГОС предполагает не только обновление методической базы, но и интеграцию технологий дистанционного обучения. Создание объединенных электронных библиотечных баз, реализация программ студенческой мобильности, обеспечение участия студентов в работе конфе-
ренций, семинаров, научных школ, в образовательных программах и научной деятельности предприятий, организаций и учреждений (в том числе вузов) как в России, так и за рубежом - все это закладывает основы подготовки специалистов, генерирующих не только технические, но и управленческие решения с учетом лучшей мировой практики.
Образование имеет континуальную природу, но в силу определенных причин, связанных с социализацией человека в обществе, оно разделено и предполагает наличие разных уровней подготовки. Развитие образовательных систем в современном мире ведет к появлению многоуровневой модели образования и стратегии «обучения через всю жизнь», реализация которых требует разработки взаимосогласованных образовательных программ. Для успешного функционирования этой системы мы предпринимаем шаги по превращению Ом-ГТУ в технический университет с многочисленными двусторонними и многосторонними связями с предприятиями и образова-
тельными учреждениями всех уровней. При этом выполняются следующие задачи:
■ разработка и внедрение взаимосогласованных образовательных программ, объединяющих уровни среднего (начального) и высшего профессионального образования;
■ обеспечение индивидуальной образовательной траектории лиц, имеющих профильное среднее профессиональное образование;
■ реализация проектов, направленных на разработку и внедрение программ повышения квалификации и прохождения переподготовки, построенных с использованием инновационных методов обучения.
Совместно с предприятиями-партнера-ми разработаны программы дополнительного профессионального образования, построенные в том числе по модульному принципу с элементами е^еагш^, что позволяет проводить индивидуально-ориентированное обучение и оперативно корректировать программу по требованию заказчика.
Вуз первым в Омском регионе внедрил систему «элитного» образования по специальной дополнительной фундаментальной программе, целью которой является подготовка нового поколения специалистов -технической элиты страны. Система элитного образования обеспечивает подготовку по выбранной специальности на качественно новом уровне, что в современных условиях позволит выпускнику быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда, готовым к инновационной деятельности в различных отраслях промышленности и сферах экономики. Необходимость совершенствования содержания инженерного образования вызвана развитием промышленности и производств, фундаментальных и прикладных наук, технологическим, экономическим и социальным прогрессом, процессами глобализации мировой экономики и интернационализации образования. Конкурентные пре-
имущества программы элитного образования состоят в том, что во время учебы происходит интеграция фундаментальных знаний с профессиональной направленностью, решается задача подготовки профессионалов повышенного творческого потенциала, способных принимать нестандартные решения в условиях постоянно меняющегося мира.
Будучи многопрофильным техническим учебным заведением, Омский государственный технический университет способен осуществлять качественную комплексную подготовку специалистов практически для любого современного предприятия. Обладая большим опытом по созданию наукоемкой продукции, университет ведет научно-исследовательскую деятельность совместно с ведущими предприятиями России и региона. Нашими партнерами являются такие известные предприятия, как ЦАГИ, ЦНИИМАШ, Роскосмос, Салют, ОНИИП. ОмГТУ имеет лицензию Роскос-моса на разработку космической продукции. Основные направления научной деятельности ОмГТУ сконцентрированы в сфере высокихтехнологий радиоприборостроения, машиностроения, космических, информационных и нанотехнологий. Университет хорошо известен в регионе своими исследовательскими разработками, большинство из которых имеют прикладной характер.
Первоочередной задачей, решаемой в ходе модернизации системы подготовки и переподготовки кадров, является ориентация на запросы конкретного предприятия и конкретного производства. В университете уже реализуется принцип встраиваемости науки в бизнес-планы предприятий региона. Подписано соглашение между ОмГТУ и компанией Intergraph, которая является мировым лидером по разработке программных продуктов для проектирования технических производств. Работа по продвижению этого соглашения ведется при активной поддержке ОАО «Нефтехимпроект» и
направлена на радикальное изменение производительности труда в проектных организациях и повышение конкурентоспособности выпускников университета.
В вузе создана и активно функционирует инновационная структура, включающая в себя учебно-научную и научно-производственную части (рис. 1).
Сеть научно-образовательных центров (НОЦ) охватывает практически все научные направления университета (рис. 2). Главной функцией НОЦ является осуществление образовательного процесса по принципу «обучение через научно-техническую деятельность » и проведение комплексных научных исследований по приори-
Рис. 1. Инновационная структура ОмГТУ
Рис. 2. Научно-образовательные центры ОмГТУ
тетным направлениям науки и техники. Данная сеть с опытными производствами и лабораториями, включая молодежный бизнес-инкубатор, технопарк, центр интеллектуальной собственности и существующие научные школы университета, способна обслуживать 30-50 малых предприятий по разработке, внедрению и выпуску высокотехнологичной продукции и создавать порядка 10 новых предприятий в год. Ресурсы ОмГТУ позволяют проводить одновременно 3-5 крупных проектов с промышленными предприятиями по организации высокотехнологичного производства.
В вузе функционирует сеть совместных центров развития технологий с крупными промышленными предприятиями и корпорациями, в нее входят мощнейшие ресурсные центры вуза, оборудованные по стандартам мирового уровня. Их появление обусловлено запросами современного рынка: сегодня, как никогда, востребованы специалисты в сфере нанотехнологий, электроэнергетики, информационных технологий. Используя возможности ресурсных центров, вуз стремится довести свой образовательный, научный и исследовательский уровень до мировых показателей.
Первым в 2006 г. был создан Учебный центр «ОмГТУ-¥Е8ТО» при содействии европейского концерна FESTO - ведущего в области промышленной автоматики и робототехники. Оборудование «ОмГТУ-FESTO» задействовано при реализации проекта «СИНЕРГИЯ » по созданию распределенных лабораторий. Обеспечивается совместное пользование оборудованием партнеров по проекту, чтение лекций в режиме
видеоконференций и т.д. Участники проекта - консорциум вузов, включающий Московский энергетический институт (Технический университет), Балтийский государственный технический университет (Воен-мех), ОмГТУ, Севастопольский национальный технический университет, Карагандинский государственный технический университет. Планируется вступление в проект Венского университета прикладных наук (Австрия) и Университета г. Нови Сад (Сербия).
Учебный центр «0мГТУ-FEST0» предоставляет большие возможности для освоения современных теоретических и прикладных знаний в области автоматизированных производств, средств и систем автоматизации. Спрос на специалистов, которые способны управлять технологическими процессами, работающими в автоматическом или автоматизированном режимах, умеют создавать и и эксплуатировать соответствующее оборудование, в настоящее время велик и будет возрастать с подъемом промышленности и уровня жизни человека.
Основными задачами Научно-исследовательского института радиоэлектроники и приборостроения ОмГТУ являют-
ся: проведение фундаментальных, прикладных, поисковых исследований, достижение качественно нового уровня интеграции научного и образовательного процессов при подготовке специалистов отраслей радиотехники, электроники и приборостроения, создание конкурентоспособной научно-технической продукции и образцов новой техники, программных продуктов, ориентированных на рынок высоких технологий, привлечение к научно-технической деятельности студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава. Приборный парк лабораторий цифровой обработки сигналов, современных систем радиосвязи, стабилизации частоты, микропроцессорных устройств включает измерительное оборудование от лучших мировых производителей: аналоговые и векторные генераторы сигналов, анализаторы спектра и сигналов фирмы Rohde & Schwarz, логические анализаторы, цифровой высокочастотный осциллограф, осциллографы смешанных сигналов фирм Agilent Technologies, Lecroy.
Исторически ОмГТУ был всегда связан с машиностроением, и за 70 лет это направление не только сохранило, но и упрочило свои передовые позиции. Так, в вузе создан один из крупнейших в регионе Инновационно-образовательный ресурсный центр машиностроения, занимающийся подготовкой высококвалифицированных кадров и продвижением новых технологий в области обработки материалов. В состав центра входят: лаборатория станков с ЧПУ, учебный класс систем ЧПУ Heidenhain, научно-исследовательская лаборатория режущих инструментов,ла-боратория металлорежущих станков, лабо-
ратория процессов механической обработки, лаборатория высоких технологий, лаборатория метрологического обеспечения. Среди партнеров и учредителей - Правительство Омской области, Концерн DMG (Г ермания), Концерн Апт1ет (Германия), ООО иШМАТ1С (Екатеринбург), ООО PUMORI (Екатеринбург), Sandvik СоготаМ (Швейцария), ФГУП ПО им. П.И. Баранова, ОАО «АК “ОМСКАГРЕ-ГАТ” », УПЦ «Высокие технологии машиностроения» ОмГТУ.
В ноябре 2011 г. в ОмГТУ были открыты еще три научно-образовательных инновационных ресурсных центра, позволившие увеличить объемы сотрудничества с предприятиями региона. Научно-образовательный ресурсный центр нанотехнологий обладаетуникальным оборудованием мирового класса и позволяет проводить анализ наноструктур с использованием более чем 40 методик. Также начал функционировать Ресурсный центр информационных технологий, который объединяет подразделения ОмГТУ, работающие в интере-сахинформатизации университета, и обеспечивает работу телекоммуникационных сетей. Научно-образовательный центр энергосбережения ведет подготовку специалистов по энергообеспечению и разработке программных средств в области энерго-
сбережения, работает на базе оборудования и при поддержке специалистов НПО «МИР ». Инновационно-образовательный ресурсный центр «Сварка в строительстве » создан с целью подготовки высококвалифицированных кадров, продвижения новых технологий, содействия промышленным предприятиям и строительным организациям в техническом перевооружении.
Сегодня университет имеет возможность вкладывать в инвестиции примерно 100-150 млн. руб. в год; таких средств достаточно для запуска одного-двух ресурсных центров мирового уровня. Создание подобных центров на каждом укрупненном направлении подготовки специалистов определяет современный стратегический вектор развития вуза. В текущем году на создание ресурсного центра в области эластомеров вуз выделил 50 млн. руб. из средств Программы стратегического развития университета. Центр будет исследовать свойства новых материалов из резины и компо-
зитов и научно подкреплять нефтехимический кластер Омского региона, в который входят такие предприятия, как НПО «Прогресс », Завод технического углерода, Производственная группа «Титан » и сеть компаний нефтехимической направленности. Если в 2007 г. всего по вузу было освоено 25 млн. руб. в рамках НИР, то сейчас этот объем под силу поднять любому факультету, университет же в целом сейчас перешагнул за цифру 120 млн. руб., и это не предел. Именно взаимодействие ресурсных центров с промышленными предприятиями позволяет нам вести инновационную по-литикутехнического университета.
Существующая в настоящее время сеть центров инфраструктурной поддержки дает возможность ежегодно увеличивать число малых предприятий, созданных преподавателями, сотрудниками, студентами в рамках ФЗ-217. Инновационный пояс университета состоит из 20 малых инновационных предприятий. В 2012 г. открыто еще семь предприятий. Ежегодно МИП участвуют в конкурсах по поддержке малых инновационных предприятий (по программе «СТАРТ», а также в конкурсах регионального уровня и др.). Общий объем полученных МИПами ОмГТУ грантов составил в 2011 г. более 25 млн. руб. Наиболее успешными в настоящий момент являются ООО «Точная электроника», ООО «Научно-исследовательский институт радиоэлектроники и приборостроения», ООО «Сантрэй », ООО «ОмЭнергоАудит », ООО «СМС».
ООО «Точная электроника» специализируется на проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере высокотехнологичной радиоэлектроники и биомедицинской электроники. Сотрудники предприятия совместно со специалистами Омской государственной медицинской академии проводят экспериментальные исследования чрескожной передачи энергии для электропитания биоимплан-тов. ООО «Научно-исследовательский ин-
ститут радиоэлектроники и приборостроения » производит передающую аппаратуру для проводной телефонной и телеграфной связи, занимается техническими испытаниями, исследованиями и сертификацией. Среди перспективных разработок этого предприятия - создание малогабаритного термокомпенсированного кварцевого генератора и спектрально и энергетически эффективной радиостанции с цифровым каналом связи. В ООО «Сантрэй» осуществляется разработка и производство коротковолновых укороченных антенн с высокой эффективностью. В июле 2011 г. на IX Международной выставке высокотехнологичной техники и вооружения «ВТТВ » за свой проект «Точечные ферромагнитные излучатели » предприятие было отмечено дипломом в номинации «Лучшая инновационная идея ». ООО «ОКБ МБА» занимается исследованиями в области малых беспилотных летательных аппаратов, а также их производством. На сегодняшний день разработан и успешно испытан аэрофотосъемочный комплекс ПП-45. В рамках IX Международной выставки высокотехнологичной техники и вооружений «ВТТВ » в июле 2011 г. аэрофо-тосъемочный комплекс на базе БПЛА ПП-45 совершил видеосъемку с трансляцией в реальном времени показательныхстрельб на полигоне с высоты 300 метров.
Работа высокотехнологичных подразделений невозможна без правовой и организационной поддержки. Поэтому в Ом-ГТУ функционирует Центр интеллектуальной собственности (Информационнопатентный отдел) - структурное подразделение университета, являющееся головной организацией в регионе по взаимодействию с Федеральной службой по интеллектуальной собственности и Региональным отделением Объединённого фонда электронных ресурсов «Наука и образование». Специалисты центра проводят высококвалифицированные консультации по регистрации объектов интеллектуальной собственности, осуществляют постановку на баланс и ведение реестра результатов интеллектуальной деятельности, участвуют в заключении и ведении лицензионных договоров.
Развитие инновационной инфраструктуры вуза определяет жесткие требования по кадровому обеспечению и подготовке персонала высшей квалификации. В университете активно работает институт повышения квалификации научно-педагогических работников, в его функции входит как внутренняя переподготовка, так и организация стажировок работников ОмГТУ в ведущих российских и зарубежных научных школах. Посредством реализации программ повышения квалификации оказываются услуги организациям ближайших регионов и ближнего зарубежья. Как правило, работа аспирантуры в университете не охватывает всех аспектов комплексного развития кадровых вопросов и закрепления молодых научно-педагогических кадров. Для этих целей в ОмГТУ предусмотрен ряд дополнительных организационных и финансовых мер, позволяющих начинающим ученым и преподавателям
Аэрофотосъемочный комплекс ПП-45
определить свое место в научно-техническом мире. Одним из таких подразделений является деловой центр «Фабрика бизнеса», который помогает молодым ученым ОмГТУ самореализоваться через инновационную деятельность, стимулирует научно-техническую и инновационную деятельность молодежи, ее организационное и финансовое участие в различных проектах. Ежегодно научные коллективы и отдельные ученые ОмГТУ подают более 150 заявок на конкурсы федерального, регионального и областного уровня. Только в 2011 г. победы в конкурсах, проводимых РФФИ, РГНФ, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», Министерством промышленности и торговли РФ, принесли ОмГТУ дополнительный доход более 50 млн. руб.
Для поддержки развивающихся предприятий в ОмГТУ функционирует бизнес-инкубатор, который выступает площадкой для генерации и доведения проектов до стадии коммерциализации. Резидентами бизнес-инкубатора являются более 50 бизнес-команд молодых ученых - победителей программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере «Участник молодежного научно-инновационного конкурса » («У.М. Н.И.К.»).
Также вуз выделяет порядка 60 млн. руб. на финансовую поддержку молодых специалистов, стимулирующие доплаты и увеличение заработной платы работникам вуза. В марте текущего года в ОмГТУ принято решение о повышении стипендий студентам и введении доплат молодым преподавателям. В первую очередь увеличиваются стипендии студентам тех направлений, по которым государство испытывает дефицит специалистов, а также студентам, которые учатся на «хорошо» и «отлично», занимаются научной и общественной работой. Ученый совет ОмГТУ определил максимальную стипендию для студентов в размере 14 тыс. руб., для аспирантов - 26 тыс.
руб. Для стимулирования молодых преподавателей Ученый совет постановил сформировать фонд доплат из внебюджетных средств. Доплаты распространяются на штатных сотрудников вуза в возрасте до 30 лет, работающих в ОмГТУ на должностях ассистентов, преподавателей, старших преподавателей и стажеров-исследователей не более трех лет. Фонд доплат распределяется из расчета: сотрудникам данной категории, работающим в ОмГТУ по основному месту работы (без учета совместительства) первый год, - в размере одного должностного оклада, второй год - в размере 70% от должностного оклада, третий год -в размере 30% от должностного оклада в зависимости от занимаемой ставки. Более 80 молодых преподавателей и ученых получили первые доплаты уже в 2012 г.
Система материального стимулирования профессорско-преподавательского состава определяется на основе рейтинга, учитывающего наиболее важные показатели в научной и образовательной деятельности.
Нельзя не упомянуть о значительном объеме работ по довузовской подготовке и раннему выявлению талантливой молодежи. Проблема слабых знаний абитуриентов, особенно в области физики, уже давно известна всем инженерным вузам. Ее решение требует дополнительных усилий со стороны университетов. Для преодоления пробелов в школьном образовании абитуриентов в ОмГТУ предпринимаются следующие организационные меры:
■ развитие различных форм профориентационной работы (в том числе с участием предприятий), кружковой работы (ведение политехнической школы), лекториев и семинаров для старшеклассников;
■ повышение качества подготовки и профориентированности школьников в профильных классах, тест-группах и на подготовительных курсах;
■ повышение качества подготовки и профориентированности слушателей подготовительного отделения;
■ подготовка школьников к предметным олимпиадам, а также организация и проведение школьных олимпиад различного уровня в Омском регионе и Казахстане.
Нельзя не упомянуть о развитии контактов ОмГТУ на международном уровне. Вуз является постоянным членом международных образовательных организаций: Европейской ассоциации университетов (ЕиА); Международной терминологической ассоциации (КТО); Европейской ассоциации терминологии (EAFT). В 2011 г. ОмГТУ был принят в Европейскую ассоциацию социальных работников Еигс^Ш. В настоящее время заключены и действуют более 40 международных соглашений о научно-техническом и образовательном сотрудничестве с университетами Германии, Италии, Австрии, Венгрии, Канады, США, Южной Кореи, Китая, Чехии, Египта, Беларуси, Украины, Казахстана и Узбекистана, что позволяет вузу проводить мониторинг мировых тенденций в науке и образовании, изучать и осваивать передовой зарубежный опыт. Одним из важнейших направлений международной деятельности ОмГТУ является развитие экспорта образовательных услуг. В настоящее время в университете обучается около 1000 граждан из стран СНГ и Дальнего зарубежья, большую часть из которых составляют представители Республики Казахстан. В апреле 2012 г. Эльдар Кунаев, глава консульства Республики Казахстан в городе Омске, вручил ректору ОмГТУ профессору В.В. Шалаю грамоту «За большие заслуги в укреплении дружбы и сотрудничества России и Казахстана». Из полутора тысяч приехавших в Омск казахских студентов большинство обучаются именно в техническом университете. Такое сотрудничество, по словам консула, особенно важно в условиях создания единого экономического пространства на территории соседних государств.
Реализация упомянутых научных и образовательных задач, несомненно, требует
обновления и модернизации имеющихся объектов имущественного комплекса для обеспечения соответствия условия обучения и занятий наукой современным мировым стандартам. Уже запланировано увеличение общей площади объектов имущественного комплекса за счет реконструируемых и построенных зданий в период до 2016 г. общей площадью до 12000 кв. м. Вводится в эксплуатацию помещение учебно-производ-ственныхмастерских с созданием на его базе ресурсного центра сервиса и диагностики транспортных средств. Идет проектирование и реконструкция двух учебных корпусов общим объемом 3000 кв. м.
Будет создан уникальный Центр здоро-вьесбережения, который начнет функционировать в начале 2013 г., планируется строительство спортзала с бассейном для студентов и сотрудников ОмГТУ. Идут переговоры о передаче зданий для увеличения жилого фонда общежитий.
В июне нынешнего года вуз посетили Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе В. Толоконский и губернатор Омской области В. Назаров. На встрече с научно-технической общественностью обсуждались перспективы инновационного развития региона, инвестиции в промышленность и науку, необходимость развития их инфраструктуры и кадрового обеспечения.
Политика развития ОмГТУ как ведущего инновационного центра Омского региона в полной мере совпадает с планами государства и по некоторым аспектам является передовой. Так, использование инновационных ресурсных центров не только в научных, но и в образовательных целях вызвало неподдельный интерес федерального ведомства. За последние пять лет почти вдвое увеличился консолидированный бюджет вуза, возросло количество докторов и кандидатов наук, повысилась заработная плата сотрудников учреждения, отремонтированы и переоборудованы специализированные аудитории, об-
новлена материальная база, введены в действие уникальные ресурсные центры, ведется строительство новых корпусов.
Вуз открыт для лучших практик и охотно делится опытом с партнерами.
На ближайшие несколько лет определена цель развития вуза - становление университета инновационного типа, обладающего развитым научным потенциалом и обеспечивающего ускоренную разработку и освоение новой конкурентоспособной продукции. Также коллектив университета намерен работать над созданием современных безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, развити-
ем деловых способностей научно-технической молодежи. Мы уверенно смотрим в будущее и планируем развитие вуза в рамках российского и международного образовательного пространства.
KOSYKH A. OMSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY AS AN INNOVATIVE ENVIRONMENT FOR THE TECHNICAL ELITE
The article concerns the main trends of the scientific and educational activity of the university, its achievements for the recent years. The innovative structure of the university is characterized as a fundamental for the modern technical education. The article also presents the university development policy as the innovative centre of the Omsk region.
Key words: technical university, resource centers, innovative complex, strategy development program, elite education, scientific and educational centers, small innovative enterprises.
а.в. мышлявцев, проректор Опыт технического
по учебной работе университета
О.В. КРОПОТИН, декан
факультета довузовской о од о о е
подготовки инженерных кадров
В статье описан опыт Омского государственного технического университета по подготовке специалистов для высокотехнологичных секторов экономики. Система инновационного технического образования ОмГТУ включает создание: инновационных научно-производственно-образовательных (ресурсных) центров, программы элитного образования с усиленной фундаментальной составляющей, интегрированных образовательных программ, базовых кафедр в НИИ и на предприятиях города.
Ключевые слова: инновационное техническое образование, научно-производственно-образовательные (ресурсные) центры, университетский комплекс.