Научная статья на тему 'О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ'

О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / АРГАЯШСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / КРУГЛЫЙ СТОЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бархатов Виктор Иванович, Бенц Дарья Сергеевна

Малый и средний бизнес многих развитых стран мира формирует основу их экономик. В странах Европы доля малого и среднего бизнеса и вовсе приближается к 100 %. Для России такое присутствие не характерно. Тем не менее нельзя недооценивать роль малых и средних предприятий. И их роль становится более значимой, если речь идет не о национальной или же региональных системах, а о муниципальных. Не только крупный бизнес создает рабочие места. В муниципальных районах малый и средний бизнес часто представлен сельским хозяйством. Для таких территорий он играет особую роль: создает рабочие места, формирует доверительную среду, усиливает экономическую безопасность и т. д. Статья раскрывает результаты обсуждения участниками круглого стола аспектов развития малого и среднего бизнеса. Круглый стол состоялся 20 мая 2022 года в администрации Аргаяшского муниципального района. Участие приняли представители администрации, ученые и предприниматели. Присутствующие предприниматели в основном являются фермерами и индивидуальными предпринимателями отрасли сельского хозяйства. Представители академической среды дали советы по развитию малого бизнеса на сельской территории. Предприниматели обменялись как успешным опытом, так и озвучили свои страхи и сомнения, связанные с ведением бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бархатов Виктор Иванович, Бенц Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RURAL AREAS

The article reveals the results of the discussion between the participants of the round table on the development of small and medium-sized businesses. The round table was held on May 20, 2022 in the administration of the Argayash municipal district. Representatives of the administration, scientists and entrepreneurs took part. The main share of present entrepreneurs is represented by farmers and individual entrepreneurs of the agricultural industry. The academics gave advice on the development of small businesses in the rural area. Entrepreneurs exchanged both successful experience and voiced their fears and doubts related to doing business. The participants of the event exchanged contacts, received information from representatives of the banking sector.

Текст научной работы на тему «О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 6 (464). С. 224-234. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2022;(6(464):224-234. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)

Обзорная статья УДК 314.18

doi: 10.47475/1994-2796-2022-10623

0 РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ КРУГЛОГО СТОЛА)

Виктор Иванович Бархатов1, Дарья Сергеевна Бенц2

1 Уральский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Челябинск, Россия, VIBarkhatov@fa.ru

2 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, benz@csu.ru, ORCID 0000-0003-1257-248X

Аннотация. Малый и средний бизнес многих развитых стран мира формирует основу их экономик. В странах Европы доля малого и среднего бизнеса и вовсе приближается к 100 %. Для России такое присутствие не характерно. Тем не менее нельзя недооценивать роль малых и средних предприятий. И их роль становится более значимой, если речь идет не о национальной или же региональных системах, а о муниципальных. Не только крупный бизнес создает рабочие места. В муниципальных районах малый и средний бизнес часто представлен сельским хозяйством. Для таких территорий он играет особую роль: создает рабочие места, формирует доверительную среду, усиливает экономическую безопасность и т. д. Статья раскрывает результаты обсуждения участниками круглого стола аспектов развития малого и среднего бизнеса. Круглый стол состоялся 20 мая 2022 года в администрации Аргаяшского муниципального района. Участие приняли представители администрации, ученые и предприниматели. Присутствующие предприниматели в основном являются фермерами и индивидуальными предпринимателями отрасли сельского хозяйства. Представители академической среды дали советы по развитию малого бизнеса на сельской территории. Предприниматели обменялись как успешным опытом, так и озвучили свои страхи и сомнения, связанные с ведением бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, сельские территории, Аргаяшский муниципальный район, круглый стол

Для цитирования: Бархатов В. И., Бенц Д. С. О развитии малого и среднего бизнеса сельских территорий // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 6 (464). С. 224-234. doi: 10.47475/1994-27962022-10623

Review

ON THE INTRA-REGIONAL DIFFERENTIATION OF THE CHELYABINSK REGION IN TERMS OF WAGES

Viktor I. Barkhatov1, Daria S. Benz2

1 Ural branch of Financial University under the Government of the Russian Federation, VIBarkhatov@fa.ru

2 Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. benz@csu.ru, ORCID 0000-0003-1257-248X

Abstract. The article reveals the results of the discussion between the participants of the round table on the development of small and medium-sized businesses. The round table was held on May 20, 2022 in the administration of the Argayash municipal district. Representatives of the administration, scientists and entrepreneurs took part. The main share of present entrepreneurs is represented by farmers and individual entrepreneurs of the agricultural industry. The academics gave advice on the development of small businesses in the rural area. Entrepreneurs exchanged both successful experience and voiced their fears and doubts related to doing business. The participants of the event exchanged contacts, received information from representatives of the banking sector.

Keywords: small business, medium business, rural areas, Argayash municipal district, round table

For citation: Barkhatov VI, Benz DS. On the development of small and medium-sized businesses in rural areas. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2022;(6(464):224-234. (In Russ.). doi: 10.47475/1994-2796-2022-10623

© Бархатов В. И., Бенц Д. С., 2022

20 мая 2022 года на территории Аргаяшского муниципального района состоялся круглый стол, организаторами которого выступили институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета и администрация Аргаяшского муниципального района.

Участники:

Виктор Иванович Бархатов, директор института экономики отраслей, бизнеса и администрирования, Челябинский государственный университет1;

Дарья Сергеевна Бенц, заместитель директора института экономики отраслей, бизнеса и администрирования по научной работе, профессор кафедры экономики отраслей и рынков, Челябинский государственный университет;

Лариса Юрьевна Богданова, начальник управления по экономике администрации Аргаяшского муниципального района;

Гульназ Динмухаметова, ученица Акбашев-ской школы, победитель конкурса бизнес-проектов района;

Юнер Шамильевич Капкаев, заместитель директора института экономики отраслей, бизнеса и администрирования, профессор кафедры экономики отраслей и рынков, Челябинский государственный университет;

Руслан Мухаметович Нафиков, предприниматель, автор проекта «Тамыр — возрождение традиционных ценностей народов Южного Урала».

Николай Павлович Савинов, заместитель главы Аргаяшского муниципального района;

Рашид Шафкатович Хакимов, доцент кафедры экономики отраслей и рынков, Челябинский государственный университет, директор Аргаяш-ского представительства Челябинского государственного университета.

Анастасия Владимировна Черных, ведущий клиентский менеджер АО «Россельхозбанк»;

Димьян Абзалович Шафиков, фермер.

А также учащиеся школ, молодые ученые.

Участники круглого стола обменялись как фундаментальными мыслями в отношении развития малого и среднего бизнеса на сельских территориях, так и конкретными примерами успешной практики.

Руслан Мухаметович Нафиков, предприниматель, реализующий проект «Тамыр — возрожде-

1 Занимал указанную должность до 24 мая 2022 г.

«Наш бизнес — это бизнес с грустными глазами».

Профессор В. И. Бархатов ние традиционных ценностей народов Южного Урала», рассказал о своем малом бизнесе. Акцентирован проект на воспитании детей, на дружбе народов, на построении этно-деревни. Но проект не является альтруистическим, он имеет коммерческий интерес. Как выразился сам предприниматель: «На городских жителях зарабатываем, на учеников тратим». Предприниматель открыл лучный тир, проводит обучение навыкам стрельбы из лука. Организует национальные ярмарки. Первое мероприятие стартовало в августе 2021 года. В планах предпринимателя открыть школу верховой езды.

Ученица Акбашевской школы, победитель конкурса бизнес-проектов района Гульназ Динмуха-метова рассказала о своем проекте — производстве домашнего мыла. «Даже для микробизнеса нужен бизнес-план», — заявила Гульназ. В нем ученица зафиксировала размер расходов, главным образом, это оказались расходы на материалы — на мыльную основу, а также примерный рынок сбыта.

Ведущий клиентский менеджер ПАО «Россельхозбанк» Анастасия Владимировна Черных, озвучила проекты, реализуемые банком и направленные на поддержку фермеров. Во-первых, это «школа фермера», в рамках которой проходит обучение как потенциальных фермеров, так и уже действующих предпринимателей. Во-вторых, это электронная платформа, созданная с целью аккумулировать информацию об участниках сельскохозяйственного рынка и не только. Банком создана платформа с целью поддержки ремесленников, содействия развитию агроту-ризма. Кроме того, банк на территории Соснов-ного и Аргаяшского районов проводит «вкусные пятницы». На ярмарках длительностью три часа фермеры могут реализовывать свою продукцию. Реализация происходит как по предзаказу, так и в ходе свободной продажи. И это тот самый случай, когда коммерческий банк не преследует цели получить быстрые доходы. С точки зрения экономического эгоизма банку можно было бы и не заниматься организацией такого рода ярмарок. Но со стратегической точки зрения такие мероприятия позволяют генерировать информацию, впоследствии формирующую целый массив возможных клиентов банка.

Были озвучены особенности взаимодействия фермеров с банками и администрацией по

вопросу помощи в получении возможных грантов. В процессы оформления заявок на получение грантов банки оказались невовлеченными. Однако администрация района оказывает реальную помощь в таких вопросах. Лариса Юрьевна Богданова, начальник управления по экономике администрации Аргаяшского муниципального района, рассказала о действующем центре компетенций, ранее носившем название «Территория бизнеса». Функционирует этот центр на территории Кыштыма. Аргаяшский район сотрудничает с данным центром. Центр оказывает помощь и начинающим, и действующим бизнесменам. Он помогает не только в заполнении каких-либо документов, но и проводит бизнес-анализ состояния предприятия, консультирует, каким образом можно нарастить финансовую устойчивость, даже помогает в формировании рынков сбыта, проводит обучение предпринимателей.

Лариса Юрьевна отметила, что Аргаяшский район вовлечен в сотрудничество с Башкортостаном, где малый фермерский бизнес показывает хорошие результаты своего развития. Началось сотрудничество с простого договора на поставку картофеля в Учалы — в то время, когда был неурожай картофеля в Башкортостане, Аргаяшский район получил хороший урожай. «Мы своих предпринимателей возим не только в Башкортостан, мы показывали им хозяйства Татарстана, Москвы, Тюмени, Калининграда. Создали у нас сельскохозяйственный потребительский кооператив. Он пока у нас один. Но мы постоянно вводим в него новых и новых фермеров. Территория бизнеса помогла нам создать бренд Челябинской области — «Гусар», Гуси Аргаяша», — отметила Л. Ю. Богданова. Но финансовая нагрузка, которая ложится на плечи фермеров, это самый ключевой фактор, тормозящий развитие малых хозяйств. Людям очень сложно донести, что можно не бояться и вести бизнес открыто.

На территории района ведется работа по мониторингу занятости. Малого и среднего бизнеса крайне мало. Индивидуальных предпринимателей больше. Администрация района осуществляет помощь даже в написании бизнес-плана. Формирует обучающие площадки.

«Туристическое направление — пока малоразвитое, но работа в этом направлении идет. В прошлом году к нам приезжали 36 представителей гильдии туроператоров. У нас в районе есть очень много исторических и туристических мест, которые можно было бы развивать. Это и «Павлинья ферма», и храм, и музей в селе Губернское.

Есть уникальная печь на 380 буханок хлеба, которая топится берёзой. Даже в условиях отсутствия термометра сотрудники умудряются поддержать нужную для выпечки температуру. Такой профессионализм демонстрируют наши жители», — рассказала начальник управления по экономике.

Присутствующие предприниматели, дискутируя с представителями администрации, отметили дороговизну аренды. Сетовали на большое количество бумажной работы, необходимой для получения грантов. Причем зачастую гранты предоставляются на небольшие суммы, просто несоразмерные с объемом подготавливаемых бумаг. Кроме этого, присутствующие фермеры указали на отсутствие информационной прозрачности, отсутствие доверия.

Относительно фундаментальных постулатов, авторы публикации пришли к следующим заключениям, которые на круглом столе были озвучены профессором В. И. Бархатовым. Сейчас важно понять, какая модель отвечает потребностям экономики. Все чаще приходит понимание, что сегодня нужно вернуться к государственному планированию. Но здесь важно «не наломать дров». Экономика работает будто «на качелях»: один период доминирует рынок, другой период — государство. В последние годы превалировали рыночные механизмы. Это, конечно, не исключает вмешательства государства, но оно охватывало ограниченные сферы производства. Сегодня нарастает актуальность возврата к государственному сектору. Мы видим процессы национализации западных компаний. Российских компаний эти процессы пока не затронули. Но вопросы государственного планирования себя проявляют вовсю. С учетом этих веяний корректируются и документы стратегического планирования. Место крупного бизнеса в государственном планировании определено. Возникает актуальный вопрос: какое место будет отведено малому и среднему бизнесу? Малый и средний бизнес в основном представлен сферами торговли, общественного питания, оказания разного рода услуг, 1Т-технологий.

Насколько мы себе представляем адекватную сложившейся действительности модель: она должна сочетать в себе государственное и рыночное регулирование. Сфера услуг, особенно та, что представлена малым и средним бизнесом, должна быть, с одной стороны, подчинена рынку, но с другой стороны, должна поддерживаться государством. Однако переусердствовать с «поддержкой государства» никак нельзя, она не должна реализовывать ограничительную функцию.

Таблица 1 Table 1

Индикаторы, характеризующие численность населения Аргаяшского муниципального района Indicators characterizing the population of the Argayash municipal district

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Все население, оцен-

ка численности городского и сельского 41 415 41 059 40 892 40 868 40 735 40 946 41 150 41 012 40 540 40 516 40 412

населения на 1 янва-

ря текущего года

Миграция: число прибывших 641 824 1 457 1 728 1 494 1 804 1 741 1 404 1 377 1 880 1 711

Миграция: число выбывших 559 1 480 1 885 2 035 1 868 1 759 1 680 1 665 1 830 1 860 1 657

Число умерших 632 590 628 633 612 595 579 534 556 595 684

Число родившихся (без учета мертворожденных) 887 890 889 916 853 761 722 657 537 551 526

Миграция — всего (миграционный прирост) 82 -656 -428 -307 -374 45 61 -261 -453 20 54

Естественный прирост (убыль) 255 300 261 283 241 166 143 123 -19 -44 -158

Источник: по данным Первого независимого рейтингового агентства — Информационно-аналитической системы FIRA PRO [1].

История показала, что наша экономика «ходит от стенки до стенки»: если мы решили, что должен превалировать рынок, мы активно строим рыночную экономику. Сейчас же процессы откидывают нас в сторону государственного регулирования. И насколько эффективными будут последствия такого яростного перехода в эту сторону — история умалчивает. Здесь возникают риски зарегулирования, которые приведут к потери деловой активности предпринимательского сектора.

Природа рыночной экономики заключается в том, что она позволяет реализовывать личный экономический интерес. И если вас1, представителей малого и среднего бизнеса, здесь присутствующих, система государственного регулирования будет зажимать, вы уже не сможете достигать эффективных результатов. Поэтому для вас очень важно отслеживать те возможности, которые сегодня предоставляет государство. Важно, чтобы вам было комфортно в этом бизнесе. А для этого первое, с чего вам нужно начать, — навести, назовем это, «идеальный аудит». Что име-

2

ется в виду: понять ваше место в системе хозяйства. Это место в системе взаимоотношений с контрагентами. Это место в системе кредитования. Это анализ адекватности вашей продукции

1 Обращение докладчика — В. И. Бархатова — к присутствующим. Прим.авторов.

2 От авторов: место малого и среднего бизнеса.

и понимание того, кому вы можете ее сбыть. Это формирование новых поставщиков и потребителей. Это принятие решений в отношении цены; понимание затрат и нормы рентабельности. Если муниципальный район не проведет такого рода аудит и не увидит свое место в системе хозяйствования, в сегодняшней системе, которая начинает ломаться, — малому бизнесу найти себя будет очень сложно. Даже посмотрим на систему высшего образования. Экономисты всегда были нужны, но сегодня и не в таких количествах. Система хозяйствования претерпевает трансформации, меняются потребности — сейчас нужны люди в сферу IT, так как меняются технологии, нужны инженеры, проектанты. Мы как экономисты можем предложить какую-либо модель — финансовую, экономическую, но мы не можем создать продукт. Нужно провести аудит — что умеет, что может ваша территория.

Ваша территория любопытная, серьезная, развивающаяся очень даже неплохо. Во-первых, население Аргаяшского муниципального района практически не уменьшилось. Небольшое сокращение, конечно, есть, но на территории области есть куда более депрессивные районы — Нязе-петровский, Верхнеуфалейский, где сокращение населения катастрофическое.

Из таблицы 1 видно, что население района сократилось лишь на 2,4 %. Миграционный прирост

не имеет ярко выраженной тенденции. За последние два года (2019-2020) миграционный прирост был положительным. Естественный прирост населения сокращается, с 2017 года для района характерна естественная убыль населения. Сокращение населения за 10 лет на тысячу человек не играет такой критической роли для такой относительно большой системы, как ваш район. Поэтому человеческий потенциал территории можно назвать сильным.

Далее, во-вторых, что касается объемов производства сельскохозяйственной продукции. Для всей страны характерно падение индексов как продукции растениеводства, так и продукции животноводства. Но в ряде территорий это падение роста, то есть его замедление, а в ряде территорий это именно падение объемов. На вашей территории опять же не все так плохо. В текущих ценах объемы сельского хозяйства за период с 2007 по 2019 гг. выросли в 2,7 раза (по всем категориям хозяйств). Динамика показана на рисунке 1. Продукция, произведенная сельскохозяйственными организациями, возросла в 3,4 раза. В сопоставимых ценах в 2019 году тоже отмечен рост (на 5 %). Это видно из рисунка 2. Но что стоит отметить: для хозяйств населения характерно снижение объемов, начиная с 2014 года (индекс показан на рисунке 4). С этого периода индекс производства сельскохозяйственной продукции гражданами так и не достиг 100 %1.

Производство продукции животноводства выросло в 2,88 раза; продукции растениеводства — в 2,02 раза (рассчитано по физическим объёмам, не стоимостным). Динамика приведена на рисунке 3. При этом цены в среднем по области выросли в 2,54 раза2. В разрезе «животноводство/растениеводство» в 2019 году падение производства продукции растениеводства превышает падение продукции животноводства — 83 % против 95 %. Если же говорить о хозяйствах всех категорий, то в отношении животноводства к 2019 году наблюдается рост производства (на 7 %), в отношении же растениеводства — падение, на 3 % (рис. 3).

Поэтому один из важных трендов сегодняшнего времени — это ставка на производство продукции сельского хозяйства личными подсобными хозяйствами. Это тот потенциал, который есть у территории и который следует развивать. Например, картофель сегодня по стране на 80 % производят домашние хозяйства. Продукция, реализуемая крупными торговыми сетями, зачастую не того качества и дорогостоящая. Поэтому нужно обеспечить себе продовольственную безопасность, тем более, в сложившихся условиях. Акцентируем внимание присутствующих на том, что нужно делать ставку именно на личные хозяйства. Не коллективное, которое мы пытались десятилетиями развивать, не общественное, а именно личное.

Вашему району нужно навести аудит и в отношении имеющихся ресурсов. Проанализировать, насколько сложившаяся структура района адекватно вписывается в структуру и потребности Челябинской области. У вашего района есть колоссальное преимущество — вы производите большие объемы сельскохозяйственной продукции. Кушать народ будет всегда. У нас может не быть металла, автомобильной продукции, но без продовольствия нам не прожить. Вам нужно отработать логистические схемы, схемы сбыта произведенного продовольствия.

Третий компонент, о чем авторы хотели бы сказать относительно особенностей развития Аргаяшского муниципального района. В плане заработных плат район также выглядит в целом неплохо. Динамика заработных плат по всем муниципалитетам нашей области приведена в таблице 2.

По итогам 2020 года Аргаяшский район занял 20-е место среди 40 муниципальных образований Челябинской области; 13-е место — по динамике заработной платы за период с 2008 по 2020 годы. Заработная плата за период с 2010 по 2020 год выросла в 3,4 раза. Для сравнения: в Челябинске лишь в 2,65 раза. В 25 муниципальных образованиях рост был меньшим, чем в Аргаяш-ском районе.

1 Л. Ю. Богданова отметила, что на территории Ар-гаяшского района очень много крестьянско-фермер-ских хозяйств, однако в статистический учет их продукция не попадает ввиду того, что не все хозяйства внесены в похозяйственную книгу.

2 Расчет проведен авторами по данным индекса потребительских цен, публикуемых Росстатом [2].

200?

200S

2009

2010

2011

2012

2013 Гады

2014

2015

2036

2017

201S

2019

Рис. 1. Продукция сельского хозяйства (хозяйства всех категорий) в фактически действовавших ценах, тыс. руб. Источник: построено авторами по данным FIRA PRO [1] Fig. 1. Agricultural products (farms of all categories) in actual prices, thousand rubles. Source: compiled by the authors based on FIRA PRO data [1]

Годы

Рис. 2. Индекс производства продукции сельского хозяйства (хозяйства всех категорий) в сопоставимых ценах, % к предыдущему году

Источник: построено авторами по данным FIRA PRO [1] Fig. 2. Index of agricultural production (farms of all categories) in comparable prices, % to the previous year Source: compiled by the authors based on FIRA PRO data [1].

2007

2ÛQE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

201Е

20 19

• Индекс прошБоаст&а прозу кипи ркпянеяодсла fe сопоставимых uiwax; ê процентах и предыдущему году), хозяйства bcíx категорий Индекс производства продукции животноводства^ сопоставимых иенах;, в процентах к предыдущему году), хозяйства всех Kaïeropirâ

Рис. 3. Индекс производства продукции растениеводства и животноводства (хозяйства всех категорий) в сопоставимых ценах, % к предыдущему году

Источник: построено авторами по данным FIRA PRO [1] Fig. 3. Index of crop and livestock production (farms of all categories) in comparable prices, % to the previous year

Source: compiled by the authors based on FIRA PRO data [1]

2007

200S

2009

2010

2011

2012

201Î Годы

2014

2015

2016

201T

201S

201?

Рис. 4. Индекс производства продукции сельского хозяйства (хозяйства населения) в сопоставимых ценах, % к предыдущему году

Источник: построено авторами по данным FIRA PRO [1] Fig. 4. Index of agricultural production (households) in comparable prices, % to the previous year Source: compiled by the authors based on FIRA PRO data [1]

Таблица 2 Table 2

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных, средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа / муниципального района, руб. Average monthly nominal accrued wages of employees of large, medium-sized enterprises and non-profit organizations of the city district / municipal district, rub.

№ Муниципальное Период

образование 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Крупные города

1 Челябинск 17 419 17 803 20 538 23 439 26 229 29 314 31 215 32 725 35 193 38 248 41 592 43 743 46 113

2 Магнитогорск 19 142 19 273 22 548 25 613 28 786 31 437 33 686 35 707 38 289 40 915 43 860 46 822 49 728

Городские округа

3 Верхний Уфалей 12 231 11 882 13 968 15 269 16 765 18 618 20 837 22 279 24 016 27 187 29 258 31 212 32 208

4 Златоуст 11 865 11 763 13 745 16 171 18 453 21 694 23 386 24 561 25 611 26 730 29 277 31 867 33 673

5 Копейск 12 736 12 520 13 984 16 424 18 849 23 826 25 783 27 521 29 249 31 476 34 696 35 232 37 304

6 Кыштым 11 891 11 961 13 569 15 739 18 284 21 283 23 806 25 388 26 235 28 590 33 501 35 202 37 882

7 Миасс 15 327 15 183 18 012 21 177 23 726 26 337 27 788 29 258 31 158 32 407 35 002 37 787 40 311

8 Троицк 12 667 13 539 15 060 17 934 20 117 22 813 24 698 31 671 29 657 30 320 34 810 35 211 37 391

9 Усть-Катав 9 871 10 569 11 379 13 245 15 569 18 325 19 855 20 664 22 806 24 835 26 938 27 594 28 488

10 Чебаркуль 12 432 12 301 13 700 16 827 18 755 21 197 22 387 23 348 24 203 26 192 29 179 30 911 31 498

11 Южноуральск 12 226 12 986 14 401 16 532 19 860 23 682 25 122 26 136 28 105 31 763 34 949 35 584 38 090

Муниципальные районы

12 Агаповский 9 871 10 749 11 815 13 107 15 684 18 823 21 575 21 556 22 910 25 347 28 066 29 414 31 213

13 Аргаяшский 9 998 10 496 11 042 11 934 14 165 16 767 19 306 22 265 24 446 27 167 29 940 30 845 33 413

14 Ашинский 13 094 13 346 15 467 17 755 20 477 22 682 25 101 27 597 29 601 32 677 35 697 37 217 40 169

15 Брединский 8 083 9 136 10 602 12 412 13 424 16 510 18 126 19 197 20 788 22 732 25 461 27 757 29 822

16 Варненский 8 947 9 529 10 248 11 796 13 971 17 387 19 986 23 230 26 439 29 211 34 686 39 414 41 851

17 Верхнеуральский 12 730 12 907 14 291 18 313 21 915 25 024 26 353 28 762 30 759 32 732 36 891 38 252 39 897

18 Еманжелинский 9 852 9 387 9 672 11 488 13 782 16 651 20 017 21 494 23 231 24 444 27 245 29 698 31 649

19 Еткульский 10 382 10 934 11 934 13 553 15 715 18 060 20 473 23 276 25 229 26 413 28 406 30 430 33 078

20 Карталинский 13 067 13 767 15 736 17 765 19 374 23 355 24 329 26 096 27 957 30 023 33 245 34 823 37 804

21 Каслинский 10 712 11 268 12 639 14 060 16 104 19 597 20 551 22 337 24 047 26 230 29 250 30 998 33 547

22 Катав-Ивановский 10 010 9 968 10 985 12 974 15 749 18 623 20 065 21 206 22 183 22 625 26 087 28 483 29 929

ю

OJ

ю

Окончание таблицы 2 Table 2 (end)

№ My ниципа льное Период

образование 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

23 Кизильский 7 946 8 571 9 332 10 647 12 643 16 270 18 615 20 529 22 165 23 840 26 607 27 992 30 902

24 Коркинский 10 948 11 042 12 171 14 414 16 455 19 533 21 143 22 001 23 641 25 936 28 557 31 909 35 864

25 Красноармейский 10 179 9 672 10 158 11 855 13 793 17 003 19 222 20 110 21 253 25 229 28 323 30 726 32 748

26 Кунашакский 8 527 9 577 9 686 11 652 14 525 17 644 18 939 20 246 21 874 24 560 29 008 29 905 31 113

27 Кусинский 8 973 9 647 10 404 12 047 13 694 16 568 18 145 18 877 19 807 20 609 24 385 25 512 27 852

28 Нагайбакский 9 104 9 357 9 846 11 383 12 777 17 532 20 176 21 399 23 152 24 719 27 507 29 205 31 428

29 Нязепетровский 9 826 9 819 10 561 12 492 13 889 17 393 19 980 20 024 21 353 22 702 25 882 27 870 29 048

30 Октябрьский 7 450 8 284 9 296 10 327 11 478 16 031 18 767 20 138 21 277 23 620 27 656 29 896 32 391

31 Пластовский 9 837 11 739 12 879 13 900 18 062 20 243 22 548 26 686 32 033 35 432 40 412 122 270 113 619

32 Саткинский 13 222 13 301 15 185 17 237 19 709 22 173 23 019 24 308 26 112 27 761 30 150 32 521 35 005

33 Сосновский 14 984 15 263 16 325 18 978 21 749 24 524 27 836 29 681 32 265 34 306 37 612 39 568 42 740

34 Троицкий 7 762 8 084 9 083 10 766 12 706 14 957 16 678 17 936 19 134 20 310 23 045 24 460 26 220

35 Увельский 10 040 10 644 12 313 14 356 16 683 19 959 21 348 23 292 24 672 27 174 30 804 34 133 36 727

36 Уйский 7 665 7 987 8 644 10 750 13 045 15 759 18 004 19 150 20 010 21 018 24 642 26 717 28 168

37 Чебаркульский 8 872 10 480 11 927 14 263 16 579 19 949 21 836 23 138 23 624 25 246 28 281 30 028 31 003

38 Чесменский 8 273 8 971 9 331 11 708 14 107 16 428 17 890 19 049 21 405 23 022 26 448 28 082 30 175

ЗАТО

39 Озерский н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д

40 Снежинский н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д

41 Трёхгорный н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д

Города с низкой численностью населения

42 Карабаш 13 808 12 747 14 248 17 140 20 437 21 309 23 596 24 480 27 572 29 351 31 796 33 841 34 921

43 Локомотивный н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 24 741 н/д 27 319 29 020

3

г

Ьэ es

I й

Источник: по данным FIR A PRO [1].

Ь й з.

й рз Ьэ

Теперь охарактеризуем общероссийские тенденции, характерные для развития малого и среднего бизнеса. Мы провели обзор мер по повышению устойчивости экономики в условиях санкций [3]. За последние три месяца Правительство РФ приняло целую серию мер, направленных в том числе на поддержку малого и среднего бизнеса. Во-первых, государством отменены проверки, причем не только малого и среднего бизнеса, но и крупного. Мораторий на проверки утвержден Постановлением Правительства РФ № 336 от 10 марта 2022 года. Запрет действует до конца текущего года. Но все же сохраняется закрытый перечень объектов контроля, подлежащих плановым проверкам, в рамках эпидемиологического, ветеринарного, пожарного контроля и надзора в области промышленной безопасности. Внеплановые же проверки допускаются в исключительных случаях, как то при угрозе жизни, обороне страны и безопасности государства, при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, внеплановые проверки могут быть инициированы Президентом РФ или Правительством РФ1.

Во-вторых, государство реализует меры в отношении льготного кредитования малого и среднего бизнеса. Это и отсрочка по выплате льготных кредитов по программе «ФОТ 3.0»2, и восемь про-

3

грамм льготного кредитования , и программы, позволяющие пополнить предприятиям малого и среднего бизнеса оборотные средства. Поэтому вам важно для себя определиться, попадают ли ваши предприятия под условия этих программ. Но важно еще и не надеяться на банки. Нужно формировать подушку безопасности. Нужно продумать такие сценарии своего развития, которые не предполагают зависимость от банковского кредита. Не нужно надеяться ни на кредит, ни на дотации. Ориентируйтесь на классическое правило финансиста: 50 % собственного капитала, 50 % за-

емного капитала. Не нужно превышать этот предел — важно сохранить свою устойчивость. У нас же «бизнес с грустными глазами». Нет понимания, получится ли эффективный сбыт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-третьих, вам нужно обратить внимание на обновление основных фондов: насколько они устаревшие, насколько требуют технологического обновления.

В-четвертых, если вы пользуетесь системой быстрых платежей, то у вас есть право на возмещение банковской комиссии за пользование этой системой. С 1 января по 1 июля 2022 года происходит такое возмещение. Источником финансирования выступает резервный фонд Правительства. Программа по субсидированию предприятий малого и среднего бизнеса, пользующихся системой быстрых платежей, стартовала еще в июле 2021 года. Сейчас она продлена4.

Следующий компонент поддержки — кредитные каникулы малому и среднему бизнесу5. Предприятия определенных отраслей могут взять отсрочку по возврату кредита или же уменьшить размер платежей в течение льготного периода. В такие отрасли попало и сельское хозяйство. А мы с вами понимаем, что из здесь присутствующих это большинство. Вы также должны проверить, на каких условиях возможны эти каникулы, что делает район, чтобы помочь предпринимателям получить такие каникулы. Но важно понимать, что банки все же не активны. Они оценивают свои риски и свою ликвидность. И зачастую им не интересно кредитовать малый и средний бизнес. Поэтому, несмотря на большой перечень программ поддержки, по факту бизнес остается наедине с собой перед лицом сложностей. Следовательно, администрации района нужно помогать, нужно прямо «обхаживать» каждого бизнесмена. Вам нужен инновационный «котел» на территории. Многое зависит от вашей воли — от воли решать сложные задачи.

Список источников

1. Первое независимое рейтинговое агентство — Информационно-аналитическая система FIRA PRO. URL: https://pro.fira.ru/search/mdex.html#region (дата обращения 25.05.2022).

2. Индексы потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации, федеральным округам и субъектам Российской Федерации // Росстат : официальный сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/price (дата обращения: 25.05.2022).

3. Правительства РФ : официальный сайт. URL: http://government.ru/ (дата обращения: 25.05.2022).

1 Источник: Правительство РФ: официальны сайт.

URL: http://government.ru/news/44775/ _

2 Там же. URL: http://government.ru/news/45160/ 4 Там же. http://government.ru/news/44720/

3 Там же. URL: http://government.ru/news/45066/ 5 Там же. http://government.ru/news/44778/

References

1. Information and analytical system FIRA PRO. Available from: https://pro.fira.ru/search/index.htmltfregion (date of circulation 25.05.2022). (In Russ.).

2. Rosstat. Available from: https://rosstat.gov.ru/price (date of circulation 25.05.2022). (In Russ).

3. Government of the Russian Federation. Available from: http://government.ru/ (date of circulation 25.05.2022). (In Russ).

Информация об авторах

В. И. Бархатов — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики, финансов и управления.

Д. С. Бенц — кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики отраслей и рынков.

Information about the authors

V. I. Barkhatov — Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economics, Finance and Management;

D. S. Benz — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Industry and Market Economics.

Статья поступила в редакцию 10.06.2022; одобрена после рецензирования 15.06.2022; принята к публикации 15.06.2022.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted 10.06.2022; approved after reviewing 15.06.2022; accepted for publication 15.06.2022.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.