Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
153
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖМУНИЦИПАЛЬНАЯ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КООПЕРАЦИЯ / ДЕПРЕССИВНЫЕ СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ЭКОНОМИКА СЕЛА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СЕЛЬСКИЙ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / ЭТНОДЕРЕВНЯ / ЭТНОКООПЕРАТИВЫ / ЭТНОТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ахметов В. Я.

В условиях пандемии COVID-19 и введения ограничений на перемещения между некоторыми странами наблюдается увеличение спроса на внутренний туризм в субъектах Российской Федерации, в том числе в Республике Башкортостан. Одним из перспективных, но еще недостаточно развитых видов внутреннего туризма в Башкортостане и соседней Челябинской области является этнокультурный туризм, потенциал которого огромен с позиций открытия новых рабочих мест, организации новых малых и средних предприятий. Он может рассматриваться как перспективное направление диверсификации сельской экономики и турбизнеса, способное кардинально увеличить доходы селян и в целом качество жизни в сельской местности. Кроме того, он способствует сохранению материальных и нематериальных объектов исторической памяти, в частности, народных промыслов и ремесел, обычаев и традиций, навыков производства уникальных продуктов национальной кухни. На примере депрессивных сельских районов Республики Башкортостан и Челябинской области автором актуализирована целесообразность активизации направлений межмуниципального и межрегионального сотрудничества в области сельского этнокультурного туризма, в том числе за счет внесения дополнений и изменений в федеральные, региональные и муниципальные программы по социально-экономическому развитию села, малого и среднего бизнеса, сельскохозяйственной кооперации, туризма и включения в них предложений по поддержке этнического предпринимательства и формированию этнотуристских кластеров. Организация национальных (этно)деревень в Аргаяшском, Кунашакском районах Челябинской области и в юго-, северо-восточных районах Башкортостана межмуниципальных и межрегиональных этнотуристских кластеров может поспособствовать более эффективному использованию этнокультурного потенциала проживающего в них коренного башкирского населения, сохранению его культуры, традиций и обычаев, активизации этнотурбизнеса и повышению качества жизни селян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ахметов В. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CULTURAL TOURISM AS A PROMISING AREA FOR INTER-MUNICIPAL AND INTER-REGIONAL COOPERATION IN THE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN AND THE CHELYABINSK REGION

In the context of the coronavirus pandemic and the introduction of certain restrictions on movement between some countries, there is an increase in demand for domestic tourism in the constituent entities of the Russian Federation, including in the Republic of Bashkortostan. One of the promising, but still underdeveloped types of domestic tourism in Bashkortostan and the neighboring Chelyabinsk region is ethnocultural tourism, the potential of which is huge in terms of opening new jobs, organising new small and medium-sized enterprises. It can be considered as a promising direction for the diversification of the rural economy and tourism business, which can dramatically increase the income of the villagers and, in general, the quality of life in rural areas. In addition, it contributes to the preservation of tangible and intangible objects of historical memory, in particular, folk crafts and crafts, customs and traditions, and skills in the production of unique national cuisine products. On the example of depressed rural areas of the Republic of Bashkortostan and the Chelyabinsk region, the author updates the feasibility of enhancing the areas of intermunicipal and interregional cooperation in the field of rural ethnocultural tourism, including through the introduction of additions and changes to federal, regional and municipal programmes for the socio-economic development of the village, small and medium-sized businesses, agricultural cooperation, tourism and the inclusion in them of proposals to support ethnic entrepreneurship and the formation of ethnotourist clusters. The organisation of national (ethno) villages in the Argayashskiy, Kunashakskiy districts of the Chelyabinsk region and in the south-north-eastern regions of Bashkortostan, inter-municipal and inter-regional ethno-tourist clusters can contribute to a more efficient use of the ethno-cultural potential of the indigenous Bashkir population living in them, the preservation of their culture, traditions and customs, activating ethno-tourism and improving the quality of life of the villagers.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

= РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО =

И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

УДК 338.48 JEL Q 01; R 11; R 58; Z 32 DOI 10.26425/1816-4277-2022-11-77-85

Этнокультурный туризм как одно из перспективных направлений межмуниципального и межрегионального сотрудничества в развитии сельских территорий

Республики Башкортостан и Челябинской области

Ахметов Вилюр Ямилевич

Канд. экон. наук, ст. науч. сотр. сектора экономики и управления развитием территорий ORCID: 0000-0003-0575-0903, e-mail: willi76@mail.ru

Институт социально-экономических исследований — обособленное структурное подразделение Уфимского федерального исследовательского центра РАН, г. Уфа, Россия

Ключевые слова

Межмуниципальное и межрегиональное сотрудничество, межмуниципальная и межрегиональная кооперация, депрессивные сельские территории, экономика села, диверсификация, этническое предпринимательство, сельский этнокультурный туризм, этнодеревня, этнокоопера-тивы, этнотуристский кластер

Благодарности. Исследование выполнено в рамках государственного задания Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук № 075-032022-001 на 2022 г.

Аннотация

В условиях пандемии COVID-19 и введения ограничений на перемещения между некоторыми странами наблюдается увеличение спроса на внутренний туризм в субъектах Российской Федерации, в том числе в Республике Башкортостан. Одним из перспективных, но еще недостаточно развитых видов внутреннего туризма в Башкортостане и соседней Челябинской области является этнокультурный туризм, потенциал которого огромен с позиций открытия новых рабочих мест, организации новых малых и средних предприятий. Он может рассматриваться как перспективное направление диверсификации сельской экономики и турбизне-са, способное кардинально увеличить доходы селян и в целом качество жизни в сельской местности. Кроме того, он способствует сохранению материальных и нематериальных объектов исторической памяти, в частности, народных промыслов и ремесел, обычаев и традиций, навыков производства уникальных продуктов национальной кухни. На примере депрессивных сельских районов Республики Башкортостан и Челябинской области автором актуализирована целесообразность активизации направлений межмуниципального и межрегионального сотрудничества в области сельского этнокультурного туризма, в том числе за счет внесения дополнений и изменений в федеральные, региональные и муниципальные программы по социально-экономическому развитию села, малого и среднего бизнеса, сельскохозяйственной кооперации, туризма и включения в них предложений по поддержке этнического предпринимательства и формированию этнотуристских кластеров. Организация национальных (этно)деревень в Аргаяшском, Кунашакском районах Челябинской области и в юго-, северо-восточных районах Башкортостана межмуниципальных и межрегиональных этнотуристских кластеров может поспособствовать более эффективному использованию этнокультурного потенциала проживающего в них коренного башкирского населения, сохранению его культуры, традиций и обычаев, активизации этнотурбизнеса и повышению качества жизни селян.

Для цитирования: Ахметов В.Я. Этнокультурный туризм как одно из перспективных направлений межмуниципального и межрегионального сотрудничества в развитии сельских территорий Республики Башкортостан и Челябинской области//Вестник университета. 2022. № 11. С. 77—85.

© Ахметов В.Я., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

®

DEVELOPMENT OF INDUSTRY AND REGIONAL MANAGEMENT

Ethno-cultural tourism as a promising area for inter-municipal and inter-regional cooperation in the development of rural areas in the Republic of Bashkortostan and the Chelyabinsk region

Vilyur Ya. Akhmetov

Cand. Sci (Econ.), Senior Researcher of the Sector of Economics and Management of Territorial Development ORCID: 0000-0003-0575-0903, e-mail: willi76@mail.ru

Institute of Socio-Economic Research - a separate structural unit of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Ufa, Russia

Keywords

Intermunicipal and interregional cooperation, intermunicipal and interregional cooperation, depressed rural territories, rural economy, diversification, ethnic entrepreneurship, rural ethno-cultural tourism, ethnic villages, ethno-cooperatives, ethno-tourist cluster

Acknowledgments. The study was carried out within the framework of the state assignment of the Institute of Social and Economic Research of the Ufa Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences No. 075-032022-001 for 2022.

Abstract

In the context of the coronavirus pandemic and the introduction of certain restrictions on movement between some countries, there is an increase in demand for domestic tourism in the constituent entities of the Russian Federation, including in the Republic of Bashkortostan. One of the promising, but still underdeveloped types of domestic tourism in Bashkortostan and the neighboring Chelyabinsk region is ethnocultural tourism, the potential of which is huge in terms of opening new jobs, organising new small and medium-sized enterprises. It can be considered as a promising direction for the diversification of the rural economy and tourism business, which can dramatically increase the income of the villagers and, in general, the quality of life in rural areas. In addition, it contributes to the preservation of tangible and intangible objects of historical memory, in particular, folk crafts and crafts, customs and traditions, and skills in the production of unique national cuisine products. On the example of depressed rural areas of the Republic of Bashkortostan and the Chelyabinsk region, the author updates the feasibility of enhancing the areas of intermunicipal and interregional cooperation in the field of rural ethnocultural tourism, including through the introduction of additions and changes to federal, regional and municipal programmes for the socio-economic development of the village, small and medium-sized businesses, agricultural cooperation, tourism and the inclusion in them of proposals to support ethnic entrepreneurship and the formation of ethnotourist clusters. The organisation of national (ethno) villages in the Argayashskiy, Kunashaks-kiy districts of the Chelyabinsk region and in the south-north-eastern regions of Bashkortostan, inter-municipal and inter-regional ethno-tourist clusters can contribute to a more efficient use of the ethno-cultural potential of the indigenous Bashkir population living in them, the preservation of their culture, traditions and customs, activating ethno-tourism and improving the quality of life of the villagers.

For citation: Akhmetov VYa. Ethno-cultural tourism as a promising area for inter-municipal and inter-regional cooperation in the development of rural areas in the Republic of Bashkortostan and the Chelyabinsk region. Vestnik universiteta, no. 11, pp. 77-85.

© Akhmetov V.Ya., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» [1] на 2020—2025 гг., утвержденная 4 июня 2019 г. и пришедшая на смену предыдущих программ: «Социальное развитие села» [2], «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 гг. и на период до 2020 г.» [3], ставит главной целью повышение качества жизни селян, в частности, за счет роста доходов, активизации малого и среднего бизнеса, кооперации на селе, снижения безработицы, улучшения благоустройства сел и решения демографических проблем (роста рождаемости, снижения смертности, сдерживания оттока населения и привлечения молодежи в сельскую местность).

Как нам представляется, данный проект госпрограммы для более эффективного достижения поставленных задач нуждается в коррекции за счет конкретизации дополнительных мероприятий по диверсификации экономики села и поддержке широкого спектра несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, прежде всего, набирающего популярность агро- и этнокультурного туризма. Эти виды туризма, нуждающиеся в субсидировании и льготном кредитовании, хорошо бы дополняли другие отрасли экономики села за счет спроса туристов на экологически чистые, натуральные продукты питания, сувениры народных умельцев, дары лесов и лугов.

В последние годы в нашей стране ведется планомерная работа по развитию туризма. Так, в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 гг.)» [4] и других программ ежегодно проводятся различные туристские форумы, выставки, научно-практические конференции, обучающие семинары и другие мероприятия всероссийского и международного уровней (Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Белокуриха, Вологда, Казань, Кострома, Сочи, Уфа, Якутск), предусматривающие подготовку резолюций для федеральных и региональных министерств и ведомств по совершенствованию институциональной, прежде всего, законодательной поддержки различных отраслей туристской индустрии.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В 2020 г. сфера туризма испытала на себе негативное воздействие пандемии, связанной с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 и введением ограничительных мер. Кроме того, из-за изменений политической ситуации в мире, рядом западных стран были введены санкции в отношении россиян, запрещены или значительно усложнены трансферы. C одной стороны, эти обстоятельства отрицательно сказались на состоянии отрасли, с другой послужили определенным толчком к развитию внутреннего и въездного туризма.

С точки зрения специалистов-практиков и ученых, одним из перспективных направлений экономики села и видов туризма в настоящее время, кроме агротуризма, становится этнокультурный туризм. Согласно определению А.Г. Бутузовой [5, с. 3], «этнокультурный туризм (англ. ethnocultural tourism) — это одно из направлений современного туризма, включающее в себя этнический, этнографический, эколого-этно-графический, антропологический (туризм образа жизни), этнопознавательный и ностальгический туризм».

В области этнокультурного туризма и его подвидов заслуживают внимания научные труды [6—11] и другие. В Республике Башкортостан (далее — РБ) проблематика туризма, создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа нашла отражение в [12—15]. В регионе утверждена «Стратегия развития туризма в Республике Башкортостан на период до 2035 г.» [16], где отдельный пункт 4.2.4 посвящен развитию этнотуризма. В качестве приоритетных направлений развития этнотуризма в республике выделены следующие:

— организация на базе существующих сельских поселений центров этнотуризма, в том числе: создание башкирского подворья (башкирской деревни), воспроизводящей быт деревни конца XIX — начала XX веков, а также народностей, компактно проживающих на определенных территориях республики (латышей, мордвы, украинцев, немцев и др.);

— создание и развитие паломнических туров по святым местам для основных конфессий;

- развитие туристских продуктов и инфраструктуры вокруг горы «Иремель»;

- создание специальных гастрономических халяльных туров, проведение фестивалей раз в квартал, адаптация башкирской национальной кухни и связанных с ней активностей по четырем сезонам: зима, весна, лето, осень.

Тем не менее, несмотря на предпринимаемые меры на федеральном и региональном уровнях, до сих пор содержательной и систематизированной информации относительно этнокультурных туров в субъектах Российской Федерации (далее — РФ) (в том числе в РБ и Челябинской области) в средствах массовой информации, в сети «Интернет» практически нет, что во многом осложняет освещение этой проблематики с научной и практической точек зрения. Необходимо также констатировать, что на сегодняшний день отсутствует комплексный подход в управлении этнокультурным туризмом на федеральном, региональном и муниципальном уровнях: не конкретизированы разновидности, проблемы и перспективы различных видов этнотуризма, не разработаны этнокультурные туры применительно к конкретным территориям нашей страны, не налажена должная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для данной отрасли.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ перспективных направлений этнокультурного туризма как одного из приоритетных направлений межмуниципального и межрегионального сотрудничества РБ и Челябинской области в развитии сельских территорий.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основу информационно-методологической базы исследования развития этнокультурного туризма составили статистические данные по РФ, плановые и отчетные данные отделов экономики администраций юго- и северо-восточных районов РБ, Аргаяшского и Кунашакского районов Челябинской области, результаты личных наблюдений автора, исследований Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук, коллег из Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета, Уфимского государственного нефтяного технического университета, Академии наук РБ, других научных и образовательных учреждений РФ. Нами были также проанализированы итоги проведенных опросов, анкетирования и интервьюирования личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, предпринимателей, оказывающих услуги в области агро- и этнотуризма.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

По результатам проведенного исследования было выявлено, что, начиная с 1990-х гг., к наиболее острым проблемам сельских территорий Башкортостана и соседней Челябинской области, в частности, юго- и северо-восточных районов РБ и Аргаяшского, Кунашакского районов Челябинской области, где проживает в основном коренное башкирское население, относятся: депрессивное, кризисное положение экономики села и сельской инфраструктуры; низкие доходы, массовая безработица и большой отток трудоспособного населения в города; высокая смертность и заболеваемость населения сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями; массовая алкоголизация и деградация сельского социума, рост преступности; угроза утраты этносами своей идентичности; постепенное исчезновение во многих районах народных промыслов и ремесел, национальной кухни, народных традиций и обычаев, навыков производства уникальных видов этнопродукции и услуг.

Несмотря на разрабатываемые федеральные и региональные программы, предпринимаемые государством многочисленные меры по социально-экономическому развитию села, за последние 15 лет в РБ исчезло более 100 населенных пунктов [17]. Такие же тенденции характерны и для многих других субъектов РФ, в том числе Челябинской области.

Основные социально-экономические проблемы развития сельских территорий РБ сгруппированы на рисунке 1.

Отдельно выделим основные инфраструктурные проблемы сельских территорий: плохое качество дорог, связи, массовое закрытие домов культуры, больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, детских дошкольных учреждений, школ, слабая обеспеченность жилищно-коммунальными благами (водо-, газоснабжение, водоотведение), отсутствие санкционированных свалок твердых бытовых отходов и т.д., от благополучного решения которых также зависит повышение привлекательности села как места для проживания, работы и бизнеса (рис. 2).

Дисбаланс, отраслевая и территориальная асимметрия в развитии АПК, слабое развитие перерабатывающей промышленности Г Практическое отсутствие крупных перерабатывающих цехов и предприятий в сельских районах

Низкая производительность труда, технико-технологическое отставание АПК, высокий физический и моральный износ оборудования < „л Физический износ сельхозтехники в ряде районов достигает 80—90 %

Отсутствие эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции Недостаточное развитие логистических центров, системы сельскохозяйственной потребительской кооперации

Высокая безработица в сельской местности, массовый отток трудоспособного сельского населения в города Доля сельских жителей среди безработных в РБ достигает 60 % До 80 % сельского трудоспособного населения работают за пределами сельских районов

Низкий уровень доходов сельского населения В сельском хозяйстве среднемесячная заработная плата в 2 раза ниже, чем в промышленности ^

Высокая дотационность местных бюджетов Доля собственных доходов бюджетов не превышает .21% )

Неблагоприятная демографическая ситуация В сельской местности смертность в 1,3 раза превышает рождаемость V J

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 1. Основные социально-экономические проблемы развития сельских территорий

Республики Башкортостан

Неудовлетворительное состояние жилищного фонда, инженерных и коммунальных объектов ^ N Возраст жилищного фонда на селе более 50 лет Потребление некачественной питьевой воды — 35 % сельского населения ^ У

Недостаточное качество дорожной сети ^ Доля межпоселенческих дорог с твердым покрытием составляет менее 65 %

Недостаточное количество ФАП, ДОУ в ряде районов, слабая материально-техническая база объектов социальной сферы Требуется ввод 24—28 ФАП, ДОУ в каждом сельском районе, до 30 % существующих ФАП, ДОУ требуют ремонта Необходимость приобретения спецоборудования для 50 % объектов социальной сферы

Диспропорции в развитии цифровой экономики, проблемы информационного обеспечения и развития агроконсалтинговых услуг ( \ Требуется проведение высокоскоростной сети Интернет в 234 сельских поселения Необходимость повышения качества услуг муниципальных ИКЦ и развитие частных агроконсалтинговых фирм ^ У

Проблемы газификации, повышения качества электро- и водоснабжения в ряде районов Требуется газификация 34 крупных и средних сельских населенных пунктов Необходимость строительства и ремонта водопроводных ^сетей в 56 крупных сельских населенных пунктах ^

Проблемы благоустройства и экологии сельских территорий Необходимость развития улично-дорожной сети (строительство 1 700 км дорог) Необходимость ликвидации несанкционированных ^и обустройства санкционированных мест свалок ТБО ^

ФАП - фельдшерско-акушерский пункт; ДОУ - дошкольное образовательное учреждение; ТБО - твердые бытовые отходы Составлено автором по материалам исследования

Рис. 2. Основные инфраструктурные проблемы развития сельских территорий Республики Башкортостан

Для решения перечисленных выше проблем сельских территорий, актуален поиск и нахождение специфических для каждого района «точек роста» экономики — определенных отраслей экономики села, развитие которых согласовывалось бы с основными положениями теории устойчивого развития и было целесообразно с экономической, социальной и экологической точек зрения.

Как нам представляется, учитывая устойчивую тенденцию роста спроса в последние годы на внутренние туры, в том числе этнотуры, гастрономические туры в сельскую глубинку, в качестве такой «точки роста» — локомотива экономики села, который за счет мультипликативного эффекта способствовал бы комплексному развитию многих сопряженных отраслей и сфер, может рассматриваться сельский этнокультурный туризм и многочисленные его подвиды. Качественное и стабильное предложение этнотуристических услуг, органической экопродукции национальных кухонь народов России представляет огромное перспективное поле для научных исследований. Это многообещающая сфера (с учетом зарубежного опыта) для конкурентоспособного, рентабельного и социально ориентированного бизнеса на селе.

На рисунке 3, с учетом огромного историко-культурного и туристско-рекреационного потенциала юго-, северо-восточных районов РБ и Аргаяшского, Кунашакского районов Челябинской области, представлены наиболее перспективные, с точки зрения автора, направления сельского этнокультурного туризма, нуждающиеся сейчас во всемерной поддержке.

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 3. Основные перспективные направления сельского этнокультурного туризма в Республике Башкортостан и Челябинской области

Общность истории башкир, единое культурно-историческое наследие, сохранение башкирского языка для общения, относительная географическая близость регионов способствуют также взаимовыгодному развитию этих направлений этнотуризма на основе межрегионального и межмуниципального сотрудничества и кооперации. Заключение с учетом лучших зарубежных и отечественных практик межрегиональных и межмуниципальных договоров, а возможно и организация межрегиональных и межмуниципальных этнотуристских маршрутов, кластеров с соответствующей туристской инфраструктурой (качественные дороги, связь, гостиничное хозяйство, этноотели, система общепита и т.д.), совместных предприятий, ассоциаций и кооперативов, научно-образовательных центров по совместной подготовке для индустрии этнотуризма квалифицированных кадров, хорошо знающих родной башкирский язык и иностранные языки, географию, краеведение, культуру, историю родного края было бы весьма кстати.

Сейчас же этнокультурный туризм как в России, в целом, так и в РБ, и в Челябинской области, еще недостаточно развит. В РФ в области развития этнокультурного туризма среди всех регионов следует особо отметить Республику Мордовия (туристско-экскурсионные маршруты «Мордовия этническая», «Истоки земли мордовской»), Самарская область (экскурсионный маршрут «В гости к русичам в русскую слободу»), Республика Удмуртия (этнокультурный турмаршрут «Три домовых»), Республика Татарстан (экскурсионный маршрут «Этнические традиции народов Лаишевского края»), Саратовскую область

(историко-этнографический комплекс «Национальная деревня народов Саратовской области»), Оренбургскую область (интерактивный музей «Казачий курень», культурный комплекс «национальная деревня», Калужскую область (этнографический парк-музей «Этномир») [18].

Несмотря на огромный этнопотенциал, многообразие культур проживающих в Башкортостане народов, этнокультурный туризм в данном регионе находится пока еще в зачаточном состоянии. Среди немногочисленных хозяйствующих субъектов, предоставляющих в настоящее время услуги в области этнотуризма в республике, можно выделить: ООО «Капова тур» (Бурзянский район); КФХ Каримов («Этнотур «Ирандык», Баймакский район, д. Мустаево); Группу компаний туроператора «Урал-Тенгри», включающую ООО «Урал-Тенгри», ООО «Тенгри», НП «Экологическое объединение «Тенгри». Получил широкую известность этнотур по региону «Настоящая Башкирия», «Конно-географическая экспедиция Артура Идельбаева «По следам Пржевальского», «Тропою евразийских индейцев» (Туркомпания ООО «Велком»), также этнотур выходного дня «Башкорт килене» («Башкирская невеста») [19].

В Аргаяшском районе Челябинской области интересны начинания молодого фермера Руслана Нафи-кова из деревни Тугузбаева, который в рамках реализации проекта «Тамыр» («Корни», «Истоки») в своем хозяйстве поставил башкирскую, монгольскую юрты с соответствующим убранством, организовал приготовление и реализацию блюд традиционной башкирской кухни (бишбармак, казылык, курут, башкирский мед, кумыс, буза и др.), предоставляет туристам разнообразные услуги в рамках культурно-досуговой и спортивной программы, в том числе по катанию на лошадях, стрельбе из традиционного лука. При этом предоставляются новые рабочие места для местного сельского населения и сбыт производимой ими продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из главных причин недостаточно высоких темпов роста этнотуризма в исследуемых регионах является отсутствие системного и комплексного подхода в управлении им, отсутствие должной турист-ско-рекреационной инфраструктуры, четкой информации об этнографических объектах, нехватка специалистов, финансовых ресурсов на разработку и реализацию бизнес-проектов и слабое развитие кооперации между субъектами этнотурбизнеса — этнокооперации.

Пока еще нет четкого законодательного определения данной категории, что затрудняет его финансовую и организационную поддержку на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Определенные инициативы по восполнению данного пробела уже предпринимались. Так, депутатами «Справедливой России — за правду» было предложено закрепление в законодательстве понятия «этнокультурный туризм», так как содержание термина законодательно не соотносится с понятиями культурно-познавательного, экологического и сельского туризма. По мнению депутатов, принятие законопроекта будет способствовать сохранению этнокультурной самобытности и многообразия народов России [20].

Учитывая реалии XXI века, всемерную информатизацию, интернетизацию и цифровизацию экономики [21], для точной оценки потенциала этнокультурного туризма регионов России, в том числе РБ и Челябинской области, необходимо проведение комплекса работ с привлечением квалифицированных специалистов по цифровизации [22] всех объектов, поселений, представляющих историческую и этнографическую ценность, имеющих ярко выраженную этническую специфику.

Сейчас целесообразна разработка стратегии, программы и дорожной карты развития этнокультурного туризма с выделением отдельных его направлений в Республике Башкортостан на период до 2030 г., которая была бы логическим продолжением «Стратегии РБ до 2030 г.», стратегий и программ по развитию малого и среднего предпринимательства, туризма в целом, где мероприятия по росту занятости населения носили бы более конкретизированный характер, в том числе содержали типовые алгоритмы организации определенных направлений этнокультурного туризма. Аналогичную работу по стратеги-рованию и проектированию развития этнотурбизнеса необходимо провести и в Челябинской области.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»». http://static.government.ru/media/files/aNtAARsD8scrvdizD7rZAw0FaFjnA79 v.pdf (дата обращения: 20.07.2022).

2. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 (ред. 15.07.2013) «О федеральной целевой программе «Социальноеразвитие села до 2013 года». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64705/ (дата обращения: 20.07.2022).

3. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями)». Утратило силу 01.01.2018. http://base.garant.ru/70419016/#ixzz5z5mgstWr (дата обращения: 20.07.2022).

4. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 (ред. 07.02.2018) «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)». http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_118424/5c35948bc6a4cab25917e88b3c476c0110f7194b/ (дата обращения: 20.07.2022).

5. Бутузов А.Г. Этнокультурный туризм: учебное пособие. М.: КНОРУС; 2013. 248 с.

6. Барлукова А.В. Классификационный статус этнического туризма. Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010;(4):106-108.

7. Мадюкова С.А., Персидская О.А. Этноэкономика в действии: опыт Тувы и Алтая. ЭКО. 2018;(5):45—64. https://doi. org/10.30680/EC00131-7652-2018-5-45-64

8. Святоха Н.Ю., Филимонова И.Ю. Подходы к классификации этнического туризма. Вестник Оренбургского государственного университета. 2014;(6):179—183.

9. Стрельникова М.А. Этнографический туризм: реальность и перспективы. Наука и мир. 2014;(10-1):178—180.

10. Сундуев Ч.Б., Хышиктуева Л.В. Этнотуризм как одно из направлений культурно-познавательного туризма. Вестник Бурятского государственного университета. Биология. География. 2009;(4):53—56.

11. Суртаев Б.М. Этнографический туризм как способ сохранения и возрождения этнокультурного наследия. Вестник угроведения. 2012;(1):178-182.

12. Дегтярев А.Н., Солодилова Н.З. В Башкортостане имеется все необходимое для создания мощной туристической индустрии. Инновации. 2010;(4):70—72.

13. Барлыбаев А.А., Ахметов В.Я., Насыров Г.М. Туризм как фактор диверсификации сельской экономики. Проблемы прогнозирования.. 2009;(6):105—111.

14. Гайнанов Д.А., Кириллова С.А. Туризм как перспективный ресурс территориального развития. Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2009;14(4):87—90.

15. Кириллова С.А., Атаева А.Г., Ахметов В.Я., Печаткин В.В., Каширина Е.С. Формирование особых экономических зон туристско-рекреационного типа: опыт реализации. Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН; 2021. 158 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Республика Башкортостан. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 27.07.2022 № 429 «Обутверждении Стратегии развития туризма в Республике Башкортостан на период до 2035 года». https://npa.bashkortostan.ru/36140/ (дата обращения: 20.07.2022).

17. Гатауллин Р.Ф. Исчезновение сельских населенных пунктов: причины и последствия. В сб.: Бурханова АА. (ред.) Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической, историко-краеведческой конференции «Человек и природа в Восточном Татарстане. Проблемы изучения, сохранения и возрождения исчезнувших и исторических сел», Азнакаево, 23—24 мая 2017 г. Серия «Восток-Запад: диалог культур и цивилизаций Евразии». Вып. 16. Казань: Отечество; 2017. С. 153—156.

18. Мелехина О.В., Фирсова А.В. Особенности территориальной организации этнотуризма. География и туризм. 2019;(1):30—36.

19. Ахметов В.Я., Матинова Ф.В. Этнокультурный туризм как фактор диверсификации экономики села и повышения качества жизни в сельской местности. Журнал прикладных исследований. 2021;(6-3):212—218. https://doi. org/10.47576/2712-7516_2021_6_3_212

20. Катенёва Ю. Понятие «этнокультурный туризм» предложили прописать в законе. Парламентская газета. 06.07.2022. https://wwwipnp.ru/social/ponyatie-etnokultumyy-turizm-predlozhili-propisat-v-zakone.html (дата обращения: 20.07.2022).

21. Козырь Н.С. Актуальные вопросы цифровизации социально-экономических систем. Вестник университета. 2022;(7):54—59. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-7-54-59

22. Остапенко В.А., Морозова И.М., Казанцева Н.В. Развитие новых форм занятости в условиях цифровой трансформации экономики. E-Management. 2022;5(3):64-72. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-3-64-72

References

1. Russian Federation. Decree of the Government of the Russian Federation dated on 31 May 2019 No. 696 "On approval of the state program of the Russian Federation 'Integrated development of rural areas" and on amendments to some acts of the Government of the Russian Federation". http://static.government.ru/media/files/aNtAARsD8scrvdizD7rZAw0FaFjnA79v.pdf (accessed 20.07.2022).

2. Russian Federation. Decree of the Government of the Russian Federation dated on 3 December 2002 No. 858 (as amended on July 15, 2013) "On the federal target program "Social Development of the Village until 2013". http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_64705/ (accessed 20.07.2022).

3. Russian Federation. Decree of the Government of the Russian Federation dated on July 15, 2013 No. 598 "On the federal target program "Sustainable development of rural areas for 2014—2017 andfor the period up to 2020" (as amended and supplemented)". Obsolete on 01.01.2018. http://base.garant.ru/70419016/#ixzz5z5mgstWr (accessed 20.07.2022).

4. Russian Federation. Decree of the Government of the Russian Federation dated on August 2, 2011 No. 644 (as amended on February 7, 2018) "On thefederal target program 'Devekpment of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011—2018)". http://www consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118424/5c35948bc6a4cab25917e88b3c476c0110f7194b/ (accessed 20.07.2022).

5. Butuzov A.G. Ethnoculturaltourism: textbook. M.: KNORUS; 2013. 248 p.

6. Barlukova A.V Classification status of ethnic tourism. IzvestiyaIrkutskoigosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii. 2010;(4):106—108.

7. Madyukova S.A., Persidskaya O.A. Ethno-economy in action: the experience of Tuva and Altai. Economics and industrial engineering. 2018;48(5):45-64. https://doi.org/10.30680/EC00131-7652-2018-5-45-64

8. Svyatokha N.Yu., Filimonova I.Yu. Ethnic tourism: essence, approaches to classification, world experience. Vestnik Oren-burgskogogosudarstvennogo universiteta. 2014;(6):179—183.

9. Strelnikova M.A. Ethnographic tourism: reality and prospects. Science and world. 2014;(10-1):178—180.

10. Sunduev Ch.B., Khyshiktueva L.V Ethnotourism as one of the branches of cultural-educational tourism. Vestnik BGU. Biologiya. Geographiya. 2009;(4):53—56.

11. Surtaev B.M. Ethnographic tourism as the way of preservation and revival of the ethnocultural heritage. Vestnik ugrovedeniya = Bulletin of ugricstudies. 2012;(1):178—182.

12. Degtyarev A.N., Solodilova N.Z. Bashkortostan has everything necessary to create a powerful tourism industry. Innovatsii = Innovations. 2010;(4):70—72.

13. Barlybaev A.A., Akhmetov VYa., Nasyrov G.M. Tourism as a factor in the diversification of the rural economy. Problemy progno%irovaniya. 2009;(6):105—111.

14. Gainanov D.A., Kirillova S.A. Tourism as a promising resource for territorial development. Herald of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan. 2009;14(4):87-90.

15. Kirillova S.A., Ataeva A.G., Akhmetov VYa., Pechatkin VV, Kashirina E.S. Formation of special economic zones of tourist-recreational type: implementation experience. Ufa: ISEI UFITS RAN; 2021. 158 p.

16. Republic of Bashkortostan. Decree of the Government of the Republic of Bashkortostan dated on July 27, 2022 No. 429 "On approval of the Tourism Development Strategy in the Republic of Bashkortostan for the period up to 2035". https://npa.bashkortostan.ru/36140/ (accessed 20.07.2022).

17. Gataullin R.F. Disappearance of rural settlements: causes and consequences. In: Burkhanova AA. (ed.) Proceedings of the Ail-Russian (with international participation) scientific-practical, historical and local history conference "Man and Nature in Eastern Tatarstan. Problems of Study, Preservation and Revival of Disappeared and Historical Villages", Aznakaevo, May 23—24, 2017. Series "East-West: Dialogue of Cultures and Civilizations of Eurasia". Is. 16. Kazan: Otechestvo; 2017. P. 153—156.

18. Melekhina O.V, Firsova A.V The features of the territorial organization of ethnoturism. Geography and tourism. 2019;(1):30—36.

19. Akhmetov VYa., Matinova F.V Ethnocultural tourism as a factor in diversifying the rural economy and improving the quality of life in rural areas. Journal of Applied Research. 2021;(6-3):212-218. https://doi.org/10.47576/2712-7516_2021_6_3_212

20. Kateneva Yu. The concept of "ethno-cultural tourism" was proposed to be prescribed in the law: Pariamentary newspaper. 06.07.2022. https://www.pnp.ru/social/ponyatie-etnokulturnyy-turizm-predlozhili-propisat-v-zakone.html (accessed 20.07.2022).

21. Kozyr N.S. Current issues of digitalisation of social and economic systems. Vestnik universiteta. 2022;(7):54—59. https://doi. org/10.26425/1816-4277-2022-7-54-59

22. Ostapenko VA., Morozova I.M., Kazantseva N.V Development of the new employment forms in the context of digital transformation of the economy. E-Management. 2022;5(3):64-72. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-3-64-72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.