Научная статья на тему 'О развитии когнитивных способностей будущих архитекторов на занятиях по физической культуре в условиях цифровизации образовани'

О развитии когнитивных способностей будущих архитекторов на занятиях по физической культуре в условиях цифровизации образовани Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнитивный / связная речь / студент / архитектор / университет / цифровизация / cognitive / coherent speech / student / architect / University / digitalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габдулхаков Валерьян Фаритович, Зиннурова Альфия Фидаиловна

Статья посвящена определению психолого-методических процедур реализации профессионально значимой когнитивной направленности на занятиях по физической культуре в архитектурном вузе (диагностика, проектирование, реализация). Методология исследования опирается на понимание когнитивной регуляции в логике культурно-исторической теории Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. Важным показателем успешного когнитивного развития является связная речь студентов: речь и мышление взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. Для диагностики связной речи студентов как показателя уровня когнитивного развития мы использовали специально разработанную методику. Качество высказывания определялось по количеству правильно выраженных: микротем (подтем – о чём или о ком говорится в тексте высказывания); основных ядер информации (главных мыслей абзацных предложений); средств МФС – средств межфразовой связи (лексических повторов – существительных, местоименных и синонимических замен и др.). Педагогический эксперимент (2018-2019) включал комплекс интегрированных упражнений, обеспечивающих развитие профессионально значимых когнитивных способностей будущих архитекторов на занятиях по физической культуре. Экспериментальная база: Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КГАСУ). Результаты проведенного исследования убеждают в том, что в современных условиях (особенно в условиях «удаленки») необходимо активнее использовать цифровые ресурсы аудиовизуального, интерактивного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габдулхаков Валерьян Фаритович, Зиннурова Альфия Фидаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES OF FUTURE ARCHITECTS IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

The article is devoted to the definition of psychological and methodological procedures for the implementation of professionally significant cognitive orientation in physical education classes at an architectural University (diagnostics, design, implementation). The research methodology is based on the understanding of cognitive regulation in the logic of the cultural-historical theory of L. S. Vygotsky, A. R. Luria, A. N. Leontiev, and A.V. Zaporozhets. An important indicator of successful cognitive development is connected speech of students: speech and thinking are interrelated and mutually dependent processes. To diagnose students‘ coherent speech as an indicator of the level of cognitive development, we used a specially developed methodology. The quality of the utterance was determined by the number of correctly expressed: microtemes (what or who is spoken about in the text of the utterance); the main cores of information (the main thoughts of paragraphs); means of inter-phrasal communication (lexical repetitions-nouns, pronominal and synonymous substitutions, etc.). The Pedagogical experiment (2018-2019) included a set of integrated exercises. These exercises developed professionally significant cognitive abilities of future architects in physical education classes. Experimental base: Kazan State University of Architecture and civil engineering. The results of the research show that in modern conditions (especially in the context of contactless interaction), it is necessary to actively use digital resources of an audio-visual, interactive type.

Текст научной работы на тему «О развитии когнитивных способностей будущих архитекторов на занятиях по физической культуре в условиях цифровизации образовани»

ПУБЛИКАЦИИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ЛАУРЕАТОВ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА НА ЛУЧШУЮ НАУЧНУЮ КНИГУ ГОДА

О РАЗВИТИИ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ

АРХИТЕКТОРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Габдулхаков Валерьян Фаритович

Доктор педагогических наук, профессор, Казанский федеральный университет, (г. Казань), e-mail: Pr_Gabdulhakov@mail.ru

Зиннурова Альфия Фидаиловна

Преподаватель, Казанский государственный строительно-архитектурный университет (г. Казань), e-mail: zaf14189@mail.ru

DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10013

Аннотация:

Статья посвящена определению психолого-методических процедур реализации профессионально значимой когнитивной направленности на занятиях по физической культуре в архитектурном вузе (диагностика, проектирование, реализация). Методология исследования опирается на понимание когнитивной регуляции в логике культурно-исторической теории Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. Важным показателем успешного когнитивного развития является связная речь студентов: речь и мышление - взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. Для диагностики связной речи студентов как показателя уровня когнитивного развития мы использовали специально разработанную методику. Качество высказывания определялось по количеству правильно выраженных: микротем (подтем - о чём или о ком говорится в тексте высказывания); основных ядер информации (главных мыслей абзацных предложений); средств МФС - средств межфразовой связи (лексических повторов - существительных, местоименных и синонимических замен и др.).

Педагогический эксперимент (2018-2019) включал комплекс интегрированных упражнений, обеспечивающих развитие профессионально значимых когнитивных способностей будущих архитекторов на занятиях по физической культуре. Экспериментальная база: Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КГАСУ). Результаты проведенного исследования убеждают в том, что в современных условиях (особенно в условиях «удаленки») необходимо активнее использовать цифровые ресурсы аудиовизуального, интерактивного типа.

Ключевые слова: когнитивный, связная речь, студент, архитектор, университет, цифровизация.

ON THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES OF FUTURE ARCHITECTS IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

Gabdulkhakov Valerian Faritovich

Doctor of Pedagogy, Professor, Kazan Federal University (Kazan), e-mail: PrGab-dulhakov@mail.ru

Zinnurova Alfiya Fidayilovna

Lecturer, Kazan State University of Civil Engineering (Kazan), e-mail: zaf14189@ mail.ru

DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10013

Annotation:

The article is devoted to the definition of psychological and methodological procedures for the implementation of professionally significant cognitive orientation in physical education classes at an architectural University (diagnostics, design, implementation). The research methodology is based on the understanding of cognitive regulation in the logic of the cultural-historical theory of L. S. Vygotsky, A. R. Luria, A. N. Leontiev, and A.V. Zaporozhets. An important indicator of successful cognitive development is connected speech of students: speech and thinking are interrelated and mutually dependent processes. To diagnose students' coherent speech as an indicator of the level of cognitive development, we used a specially developed methodology. The quality of the utterance was determined by the number of correctly expressed: mi-crotemes (what or who is spoken about in the text of the utterance); the main cores of information (the main thoughts of paragraphs); means of inter-phrasal communication

(lexical repetitions-nouns, pronominal and synonymous substitutions, etc.). The Pedagogical experiment (2018-2019) included a set of integrated exercises. These exercises developed professionally significant cognitive abilities of future architects in physical education classes. Experimental base: Kazan State University of Architecture and civil engineering. The results of the research show that in modern conditions (especially in the context of contactless interaction), it is necessary to actively use digital resources of an audio-visual, interactive type.

Key words: cognitive, coherent speech, student, architect, University, digitali-zation.

Введение

Физическая культура в инженерно-строительных вузах (так же, как и в вузах другого профиля) стоит всегда особняком: эта дисциплина не связана с профилем, профилизацией и профессиональной направленностью, со специфическими проблемами подготовки специалистов для современной архитектуры. Дело в том, что и в стандарте, и в сознании преподавателей (тренеров) мысль о том, что физическая культура - базовая основа общекультурной подготовки специалистов, является ментальной. И, конечно, преподаватели физической культуры, обладая физкультурным образованием, не имеют никакого отношения к архитектуре и к будущей профессии своих воспитанников: их интересы связаны с посещаемостью и выполнением нормативных показателей физической подготовки студентов.

Интерес студентов к этой дисциплине, по нашим наблюдениям [12, 13,14], разноплановый: одни считают, что она вообще не нужна (73%), другие считают, что она очень нужна (как утренняя зарядка), но занятий мало (18%), третьи считают, что занятия нужны и они должны быть более дифференцированы для прыгунов, бегунов, пловцов, футболистов, баскетболистов и т.д. (9%). Обращает на себя внимание то обстоятельство, что подавляющее большинство студентов первого курса (73%) считают физкультурные занятия ненужными и объясняют это отсутствием на них какой-либо профессиональной, интеллектуальной или творческой направленности. И в этом смысле трудно не согласиться с ними, ведь вся система непрерывного образования в той или иной мере пронизана идеями предпрофильной, профильной и профессиональной направленности, идеями персонификации, тьюторинга и менторинга, а на занятиях по физической культуре трудно обнаружить что-то похожее.

Таким образом, когнитивная деятельность, связанная с познанием, интеллектом, мышлением, вербальными и невербальными коммуникациями, у студентов с повышенными требованиями к конструктивному творчеству, не должна ограничи-

ваться только спортивными достижениями (или не достижениями), она должна иметь интегративный характер и быть профессионально и творчески направлен-

Важным показателем успешного когнитивного развития является связная речь студентов: речь и мышление - взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы [6, 7, 8, 9, 10, 11].

Как организовать занятия по физической культуре таким образом, чтобы результатом стали не только физические, но и коммуникативные достижения обучаемых?

Развитие цифрового образования, цифровых ресурсов, технологий бесконтактного обучения (особенно в условиях усложнения эпидемиологической ситуации в разных странах мира) требует разработки цифровых аудиовизуальных блоков, универсальных как для открытого (в стенах вуза или спортивного комплекса), так и закрытого (бесконтактного цифрового в условиях «удалёнки») взаимодействия.

Проблема исследования заключается в определении психолого-методических процедур реализации профессионально значимой когнитивной направленности на занятиях по физической культуре в архитектурном вузе.

Цель исследования - разработать комплекс интегрированных упражнений, обеспечивающих развитие профессионально значимых когнитивных способностей будущих архитекторов на занятиях по физической культуре.

Экспериментальная база: Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КГАСУ).

Материалы и методы

Исследование опирается на понимание когнитивной регуляции в логике культурно-исторической теории Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца [10]. Методы исследования - психолого-педагогический эксперимент, методы психолингвистического анализа высказываний, методы математической и статистической обработки.

Обзор литературы

Интерес к проблеме корреляции физического и когнитивного развития личности всегда был устойчивым как в отечественной, так и зарубежной психологии [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 26, 27, 28, 29, 30]. Однако в основном этот интерес ограничивался дошкольным возрастом [21, 22, 23, 24, 25]. Специалисты, занимающиеся этим возрастом, сумели доказать, что правильно организованное физическое развитие детей положительно влияет на становление и развитие их когнитивных функций, когнитивной регуляции поведения [33, 34].

Исследователи высшей школы (психологи, педагоги, методисты), тоже не отрицают положительного влияния занятий по физической культуре на развитие

профессионально значимых когнитивных функций [15, 16, 17, 18, 19, 20]. Однако ни эмпирических данных, ни психолого-методических процедур организации такого развития специалисты пока предложить не смогли.

И в самом деле, подготовка будущих инженеров-строителей, монтажников, художников-дизайнеров, архитекторов существенно отличается от физической подготовки студентов на занятиях по физической культуре. Междисциплинарный подход, если он и прослеживается, то чаще реализуется на общекультурном блоке и связан больше с естествознанием, физиологией, общей и спортивной психологией [31, 32, 33, 34].

Хотя дидактика высшей школы, теория и методика профессионального образования никогда не отрицали идей профессионально значимой когнитивной направленности содержания изучаемых в вузе дисциплин, на самом деле этой направленности на занятиях по физической культуре нет.

Связная речь как показатель когнитивного развития на этих занятиях не используется. Образовательные программы на деле не предусматривают интеграцию физического, профессионально значимого когнитивного и тем более коммуникативного развития.

Результаты исследования

Психолого-педагогический эксперимент, проведенный в 2018-2019 гг. на базе Казанского архитектурно-строительного университета, включал этапы, диагностики, проектирования дидактического содержания и этап реализации, апробации этого содержания.

Для диагностики связной речи студентов как показателя уровня когнитивного развития мы использовали специально разработанную нами методику. На входной диагностике студентам первого курса предлагалось подготовить эссе. При этом было сделано уточнение, что эссе - это прозаическое высказывание небольшого объёма и свободной формы, в которое включаются личные взгляды и соображения автора по конкретной теме. Для образца мы использовали небольшое высказывание, состоящее из 5-ти микротем (микротекстов), 40 основных мыслей (абзацев), 30 лексических повторов (средств межфразовой связи - МФС).

Для подготовки своего высказывания на тему «Я - будущий архитектор» можно было использовать наброски плана высказывания, рабочие записи, опорные схемы и т.д. На подготовку такого эссе давалось 5 минут.

Качество высказывания определялось по количеству правильно выраженных:

1) микротем (подтем - о чём или о ком говорится в тексте высказывания);

2) основных ядер информации (главных мыслей абзацных предложений);

3) средств МФС - средств межфразовой связи (лексических повторов - существительных, местоименных и синонимических замен и др.).

После обработки эмпирических данных (245 пересказов студентов в 2019 г.) были получены такие результаты (см. табл. 1).

Таблица 1.

Результаты анализа высказываний студентов до эксперимента Table 1. Results of the analysis of students' statements before the experiment

Показатели Микротемы Ядра информации Средства МФС

Количество 5 3 2 40 25 15 30 20 10

% высказываний 20 45 35 20 12 68 5 70 25

Как видим, большинство студентов (45%) при пересказе сумели передать только 3 микротемы (из пяти рекомендуемых), все 5 микротем сумели передать 20% студентов.

68% студентов сумели передать только 15 ядер информации (абзацных предложений).

70% студентов сумели правильно использовать около 20 средств МФС.

Как видим, результаты оказались не очень высокими.

При проектировании содержания была поставлена задача разработки системы интегрированных упражнений. Упражнения включали стихотворный текст (песню) профессионально направленного характера и комплекс музыкально-ритмических движений, соответствующих содержанию текста.

Содержание таких упражнений размещалось на опорном блоке, который и студенты, и преподаватели видели на мониторе (планшете), одновременно видели опорный рисунок, слышали текст песни и музыку. При этом студенты могли подпевать и осуществлять ритмические движения, согласно опорной схеме.

Такие упражнения включались в начале каждого занятия и длились примерно 15 минут. Один блок был рассчитан на 3 занятия. Всего было разработано 5 интегрированных блоков. В результате занятия (их 15-18) длились в течение всего семестра.

Тексты подбирались с учетом принципа профессиональной направленности, предполагающего реализацию 3-х аспектов:

1) познавательного (новое видение будущей профессии);

2) нравственно-этического (приобщение к нормам поведения людей, связанных с инженерно-строительной, архитектурной деятельностью);

3) ценностного (формирование положительных взглядов на свою профессию).

Например, первый блок включал песню «Веселый марш монтажников»

(слова В.Котова, музыка Р.Щедрина), второй блок - «Песню молодых строителей» (автор В.П. Соловьев-Седой); третий блок - «Песню о строителях» (автор Ирина Грибулина); четвертый блок - «Марш молодых строителей» (песня Юрия Визбора); пятый блок - «Гимн строителей» (в исполнении Льва Лещенко) (см. для примера рис. 1). Музыкальные и текстовые материалы сейчас легко доступны в цифровых ресурсах [19].

Рис. 1. Первый блок интеграции когнитивной, музыкально-ритмической и физической деятельности

Fig. 1. The first block of integration of cognitive, musical and rhythmic and physical activities

Каждое интегрированное упражнение и рисунком, и музыкой, и словами, и простыми ритмическими движениями вызывало не только эмоциональный подъем, но и открывало новое восприятие своей профессии, приобщало к корпоративной культуре строителей, формировало уважительное отношение к людям, строящим города.

В условиях перехода на бесконтактное взаимодействие (в связи с развитием эпидемиологической ситуации в 2020 г.) эти блоки стали играть особую роль при проведении занятий в удаленном режиме.

После обработки данных диагностики, проведенной после апробации системы интегрированных упражнений (245 пересказов студентов в 2019 г.), были получены такие результаты (см. табл. 2).

Таблица 2.

Результаты анализа высказываний студентов после эксперимента Table 2. The results of the analysis of students' statements after the experiment

Показатели Микротемы Ядра информации Средства МФС

Количество 5 3 2 40 25 15 30 20 10

% высказываний 43 38 19 40 35 25 46 30 24

Как видим, большинство студентов (43%) в своем рассказе сумели передать 5 микротем (из 5-ти), 38 % сумели передать 3 микротемы. До эксперимента 5 микротем сумели передать только 20% студентов.

25% студентов сумели передать 15 ядер информации (абзацных предложений), а 40% - все 40 ядер (большой успех!). До эксперимента 40 ядер информации сумели передать только 20% студентов.

46% студентов сумели правильно использовать около 30 средств МФС (тоже максимально высокий результат). До эксперимента таких было только 5%.

Как видим, результаты оказались убедительными: в конце семестра количество студентов, сумевших показать максимальные результаты, оказалось в два раза больше, чем в начале семестра.

Обсуждение и заключения

Можно согласиться с тем, что в массовой практике вряд ли преподаватели физической культуры будут заниматься психолингвистическим анализом высказываний студентов: времени на таких занятиях и так мало. Однако и в этой среде (среде квалифицированных спортсменов, известных мастеров спорта, знаменитых чемпионов) всегда находятся энтузиасты, заинтересованные в повышении эффективности физкультурных занятий и совершенствовании методики на основе данных, полученных экспериментальным путем.

Кроме того, преподаватель физической культуры вовсе не обязан анализировать эссе, он может просто проводить занятия, используя интегрированные блоки (10-15 минут на каждый), делая свои занятия эмоционально приподнятыми, воспитывающими и профессионально значимыми. Тем более что классическая дидактика высшей школы всегда требовала и требует начинать занятия не с угроз (по поводу посещения, требований к форме, итоговой аттестации и т.д.), а с мотивации (возбуждения интереса к занятиям).

Результаты же проведенного исследования убедительно свидетельствуют о том, что в современных условиях (особенно в условиях «удалёнки») необходимо и на занятиях по физической культуре активнее использовать цифровые ресурсы аудиовизуального, интерактивного типа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд. // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 12-16.

2. Березина Т.Н. Интеллектуальные и творческие способности человека. М., 2009. С. 34-45.

3. Булич Е.В. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния занятий физическим воспитанием на умственную работоспособность и психоэмоциональную устойчивость студентов. Ученые записки. СГУ 2007. С. 8-16.

4. Васенков Н.В. Динамика состояния физического здоровья и физической подготовленности студентов. // Теория и практика физ. культуры. 2008. № 5. С. 91-92.

5. Вьюжек Т. Логические игры, тесты, упражнения. М., 2001. С. 4-12.

6. Габдулхаков В.Ф. Технологии подготовки учителей в классическом университете / И.Р. Гафуров, А.М. Калимуллин, В.Ф. Габдулхаков и др.; под ред. проф. И.Р Гафурова. Казань: Издательство Казанского университета, 2019. 140 с.

7. Габдулхаков В.Ф. Об антропологии когнитивного и физического развития детей в условиях двуязычия. // Современное дошкольное образование: Теория и практика. 2020. № 1 (97). С. 12-24. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10052

8. Гуревич П.С. Теория и практика психоанализа. Москва-Воронеж, 2000. С. 23-27.

9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2004. С. 34-37.

10. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000. С. 5-7.

11. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 1997. С.

45-48.

12. Зиннурова А.Ф. Физическая культура в работе по развитию творческой одаренности будущих архитекторов. // Одаренность и талант в информационном пространстве XXI века. Сборник статей и методических материалов XXV международной научно-практической конференции. 27 января 2020 г. Казань,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2020. С. 36-38.

13. Зиннурова А.Ф. Взаимосвязь физических упражнений и когнитивного развития будущих архитекторов. // Теория и практика развивающего обучения в условиях цифрового образования XXI века. Сборник статей и методических материалов XV международной научно-практической конференции. 30 марта 2020 г. Казань, 2020. С. 117-119.

14. Зиннурова А.Ф. Интеграция коммуникативных и физических упражнений как условие когнитивного развития будущих архитекторов. // Одаренность и талант в информационном пространстве XXI века. Сборник статей и методических материалов XXVI международной научно-практической конференции. 30 марта 2020 г. / Под ред. доктора пед. наук, профессора В. Ф. Габдулхакова. Казань, 2020. С. 23-26.

15. Ефимова И.В. Состояние здоровья и мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности студентов при различных факторах риска нейросоматических заболеваний. // Теория и практика физ. культуры. 1996. № 8. С. 19-22.

16. Ковалева А.В., Корельская И.Е. Влияние физических упражнений на развитие когнитивных способностей студентов вуза. Электронный ресурс: https:// scienceforum. ru/2016/article/2016018874 (Дата обращения 23.12.2019).

17. Коджаспиров Ю.Г., Сытник В.И., Крупник Е.Я. Исследование мотивации студентов нефизкультурных вузов, избравших своей специализацией спортив-ные единоборства. // Теория и практика физ. культуры. 1998. № 1. С. 41-44.

18. Конкина М.А. Занятия физической культурой и спортом в структуре ценностных ориентаций среди студенческой молодежи. Материалы III Всероссийского социологического конгресса. - М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. С. 1-3.

19. Котов В. Автор текста (слов).Щедрин Р. Композитор (музыка). URL:http://www.prazdnikura.ru/articles/allprazdnik/01_pesnikodnystroitelya/01_ pesnikodnystroitelya.php (Дата обращения 2.04.2020).

20. Основы физической культуры студенческой молодежи: учеб. пособие / И.Е.Корельская, И.А.Каркавцева, Н.В.Блохина [и др.]; под общ. ред. И.Е.Корельской; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В.Ломоносова. Архангельск: ИД САФУ, 2014. 107 с.

21. Савина Е.А. Проблема развития произвольной регуляции у детей в современной западной психологии [Электронный ресурс]. Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. № 4. С. 45-54. doi: 10.17759/jmfp.2015040407

22. Стайн Дж. Расширение возможностей интеллекта. М., 2001. С. 4-6.

23. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб., 2003. С. 21-23.

24. Цукарь А.Я. Развитие пространственного воображения. СПб., 2000. С.

5-12.

25. Шадриков В.Д. Способности человека. Москва-Воронеж, 1997. С. 45-49.

26. Bloju C. L. (2017). The utilization of e-learning instruments in consolidation

ac-tivities of the grammar elements. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS), 23, 400-405. doi:10.15405/epsbs.2017.05.02.49.

27. Goga M., & Grigoras, A-M. (2017). The role of ICT in education - Romanian experience. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS), 23, 992-999. doi:10.15405/epsbs.2017.05.02.122

28. Galvin C. (2016). Rethinking teacher education in XXI century: issues of a successful reorganization of the system of training teachers. In I. R. Gafurov, & N. Rushby (Eds.), Second International Forum on Teacher Education. (pp. 13-14). Ka-zan Federal University. Retrieved from http://ifte.kpfu.ru/docs/ IFTE-2016_Program&Abstracts.pdf

29. Kostikova L. P. (2018). Multicultural aspects of pre-service teacher education. Pedagogics, 3, 74-79. Retrieved from http://pedagogika-rao.ru/journals/2018/3/.

30. Mirela C. (2017). Selecting materials for ESP classes. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS), 23, 210-218. doi:10.15405/ epsbs.2017.05.02.28.

31. Nicolescu B. N., Macarie, T. & Petrescu, T. C. (2017). Is Blended Learning A New Way To An Optimal Adult Education? The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS), 23, 1380-1389. doi:10.15405/epsbs.2017.05.02.169.

32. Poliakov N., Yashina M., & Popova S. (2017). Ways of using interactive methods in teaching foreign languages at the university. In L. Gomez Chova, A. Lopes Martinez & I. Candel Torres (Eds.), EDULEARN17 Proceedings: 9th International Conference on Education and New Learning Technologies (pp. 850-854). Barcelona, Spain: IATED Academy.

33. Valerian F, Gabdulchakov (2019). Using technology to prepare graduates for careers in hospitality and tourism. / Mark V. Pereverzev, Ilshat R. Gafurov, Valerian F. Gabdulchakov / Education and Self Development. Volume 14. № 4. 2019. Pp. 92-106. DOI: 10.26907/esd14.4.09

34. Valeryan F. Gabdulchakov, Ildar T. Khairullin, Azat A. Zaripov. (2020). Tech-nological Development of Teacher-Training System Under the Conditions of the Transformation of Higher Education. Proceedings of the "New Silk Road: Business Cooperation and Prospective of Economic Development" (NSRBCPED 2019). Advances in Economics, Business and Management Research, volume 131. Pp. 10-15.

REFERENCES

1. Ayzenk G. Intellekt: novyy vzglyad. [Intelligence: a new look]. Voprosy psikhologii. 1995. № 1. S. 12-16.

2. Berezina T.N. Intellektualnyye i tvorcheskiye sposobnosti cheloveka. [Intellectual and creative abilities of a person]. M., 2009. S. 34-45.

3. Bulich E.V. Fiziologo-gigiyenicheskaya kharakteristika vliyaniya zanyatiy fizicheskim vospitaniyem na umstvennuyu rabotosposobnost i psikhoemotsionalnuyu

ustoychivost studentov. [Physiological and hygienic characteristics of the influence of physical education classes on the mental performance and psycho-emotional sta-bility of students]. Uchenyye zapiski. SGU. 2007. S. 8-16.

4. Vasenkov N.V. Dinamika sostoyaniya fizicheskogo zdorovia i fizicheskoy podgo-tovlennosti studentov. [Dynamics of physical health and physical fitness of students] // Teoriya i praktika fiz. kultury. 2008. № 5. S. 91-92.

5. Vyuzhek T. Logicheskiye igry. testy. uprazhneniya. [Logic games, tests, and exercises]. M., 2001. S. 4-12.

6. Gabdulkhakov V.F. Tekhnologii podgotovki uchiteley v klassicheskom universi-tete [Technologies of teacher training at the classical University]. I.R. Gafurov. A.M. Ka-limullin, V.F. Gabdulkhakov i dr.; pod red. prof. I.R. Gafurova. Kazan: Izdatelstvo Kazanskogo universiteta. 2019. 140 s.

7. Gabdulkhakov V.F. Ob antropologii kognitivnogo i fizicheskogo razvitiya detey v usloviyakh dvuyazychiya. [About the anthropology of cognitive and physical development of children in the conditions of bilingualism]. Sovremennoye doshkolnoye obrazovaniye: Teoriya i praktika. 2020. № 1 (97). S. 12-24. DOI: 10.24411/1997-96572019-10052

8. Gurevich P.S. Teoriya i praktika psikhoanaliza. [Theory and practice of psychoanal-ysis]. Moskva-Voronezh, 2000. S. 23-27.

9. Gutkina N.I. Psikhologicheskaya gotovnost k shkole. [Psychological readiness for school]. SPb., 2004. S. 34-37.

10. Druzhinin V.N. Eksperimentalnaya psikhologiya. [Experimental psychology]. SPb., 2000. S. 5-7.

11. Dubrovina I.V. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya. [Practical psychology of education]. M., 1997. S. 45-48.

12. Zinnurova A.F. Fizicheskaya kultura v rabote po razvitiyu tvorcheskoy odaren-nosti budushchikh arkhitektorov. [Physical culture in the development of creative talent of future architects]. Odarennost i talant v informatsionnom prostranstve KhKhl veka. Sbornik statey i metodicheskikh materialov KhKhV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 27 yanvarya 2020 g. Kazan. 2020. S. 36-38.

13. Zinnurova A.F. Vzaimosvyaz fizicheskikh uprazhneniy i kognitivnogo razvitiya budushchikh arkhitektorov. [The relationship between exercise and cognitive development of future architects]. Teoriya i praktika razvivayushchego obucheniya v usloviyakh tsifrovogo obrazovaniya KhKhl veka. Sbornik statey i metodicheskikh materialov KhV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 30 marta 2020 g. Kazan. 2020. S. 117-119.

14. Zinnurova A.F. Integratsiya kommunikativnykh i fizicheskikh uprazhneniy kak usloviye kognitivnogo razvitiya budushchikh arkhitektorov. [Integration of commu-nicative and physical exercises as a condition for the cognitive development of fu-ture architects]. Odarennost i talant v informatsionnom prostranstve KhKhI veka. Sbornik statey i metodicheskikh materialov KhKhVI mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 30 marta 2020 g. Pod red. doktora ped. nauk. professo-ra V. F. Gabdulkhakova. Kazan, 2020. S. 23-26.

15. Efimova I.V. Sostoyaniye zdorovia i motivatsiya fizkulturno-ozdorovitelnoy deyatelnosti studentov pri razlichnykh faktorakh riska neyrosomaticheskikh zabolevaniy. [The state of health and motivation of physical culture and recreation activities of students with various risk factors for neurosomatic diseases.]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1996. № 8. S. 19-22.

16. Kovaleva A.V., Korelskaya I.E. Vliyaniye fizicheskikh uprazhneniy na razvitiye kognitivnykh sposobnostey studentov vuza. [Influence of physical exercises on the development of cognitive abilities of University students] Elektronnyy resurs: https://scienceforum. ru/2016/article/2016018874 (Data obrashcheniya 23.12.2019).

17. Kodzhaspirov Yu.G., Sytnik. V.I., Krupnik, E.Ya. Issledovaniye motivatsii stu-dentov nefizkulturnykh vuzov. izbravshikh svoyey spetsializatsiyey sportivnyye edinoborstva. [Research of motivation of students of non-physical culture universi-ties who have chosen martial arts as their specialty]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1998. № 1. S. 41-44.

18. Konkina M.A. Zanyatiya fizicheskoy kulturoy i sportom v strukture tsen-nostnykh oriyentatsiy sredi studencheskoy molodezhi. [Physical culture and sports in the structure of value orientations among students] Materialy III Vserossiyskogo sotsiologicheskogo kongressa. M.: Institut sotsiologii RAN. Rossiyskoye obshchestvo sotsiologov, 2008. S. 1-3.

19. Kotov V. Avtor teksta (slov). Shchedrin. R. Kompozitor (muzyka). [Author of the text (words). Shchedrin, R. Composer (music)]. URL:http://www.prazdnikura. ru/articles/allprazdnik/01_pesnikodnystroitelya/01_pesnikodnystroitelya.php (Data obrashcheniya 2.04.2020).

20. Osnovy fizicheskoy kultury studencheskoy molodezhi: ucheb. Posobiye [Fun-damentals of physical culture of students]. I.E.Korelskaya. I.A.Karkavtseva. N.V.Blokhina [i dr.]; pod obshch. red. I.E.Korelskoy; Sev. (Arktich.) feder. un-t im. M.V.Lomonosova. Arkhan-gelsk: ID SAFU, 2014. 107 s.

21. Savina E.A. Problema razvitiya proizvolnoy regulyatsii u detey v sovremennoy zapadnoy psikhologii [The problem of development of arbitrary regulation in chil-dren in modern Western psychology] [Elektronnyy resurs]. Sovremennaya za-rubezhnaya psikhologiya. 2015. Tom 4. № 4. S. 45-54. doi: 10.17759/jmfp.2015040407

22. Stayn Dzh. Rasshireniye vozmozhnostey intellekta. [Expanding intelligence ca-pabilities]. M., 2001. S. 4-6.

23. Tunik E.E. Modifitsirovannyye kreativnyye testy Viliamsa. [Modified creative Williams tests]. SPb., 2003. S. 21-23.

24. Tsukar A.Ya. Razvitiye prostranstvennogo voobrazheniya. [Development of spatial imagination]. SPb., 2000. S. 5-12.

25. Shadrikov V.D. Sposobnosti cheloveka. [A person's ability]. Moskva-Voronezh. 1997. S. 45-49.

26. Bloju C. L. (2017). The utilization of e-learning instruments in consolidation ac-tivities of the grammar elements. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS), 23, 400-405. doi:10.15405/epsbs.2017.05.02.49.

27. Goga M., & Grigoras, A-M. (2017). The role of ICT in education - Romanian

experience. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS), 23, 992-999. doi:10.15405/epsbs.2017.05.02.122

28. Galvin C. (2016). Rethinking teacher education in XXI century: issues of a successful reorganization of the system of training teachers. In I. R. Gafurov, & N. Rushby (Eds.), Second International Forum on Teacher Education. (pp. 13-14). Ka-zan Federal University. Retrieved from http://ifte.kpfu.ru/docs/IFTE-2016_Program&Abstracts.pdf

29. Kostikova L. P. (2018). Multicultural aspects of pre-service teacher education. Pedagogics, 3, 74-79. Retrieved from http://pedagogika-rao.ru/journals/2018/3/.

30. Mirela C. (2017). Selecting materials for ESP classes. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS), 23, 210-218. doi:10.15405/ epsbs.2017.05.02.28.

31. Nicolescu B. N., Macarie T., & Petrescu, T. C. (2017). Is Blended Learning A New Way To An Optimal Adult Education? The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS), 23, 1380-1389. doi:10.15405/epsbs.2017.05.02.169.

32. Poliakova N., Yashina M., & Popova S. (2017). Ways of using interactive meth-ods in teaching foreign languages at the university. In L. Gomez Chova, A. Lopes Martinez & I. Candel Torres (Eds.), EDULEARN17 Proceedings: 9th International Conference on Education and New Learning Technologies (pp. 850-854). Barcelona, Spain: IATED Academy.

33. Valerian F. Gabdulchakov (2019). Using technology to prepare graduates for careers in hospitality and tourism. / Mark V. Pereverzev, Ilshat R. Gafurov, Valerian F. Gabdulchakov / Education and Self Development. Volume 14. № 4. 2019. Pp. 92-106. DOI: 10.26907/esd14.4.09

34. Valeryan F. Gabdulchakov, Ildar T. Khairullin, Azat A. Zaripov. (2020). Tech-nological Development of Teacher-Training System Under the Conditions of the Transformation of Higher Education. Proceedings of the "New Silk Road: Business Cooperation and Prospective of Economic Development" (NSRBCPED 2019). Advances in Economics, Business and Management Research, volume 131. Pp. 10-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.