Научная статья на тему 'Об антропологии когнитивного и физического развития детей в условиях двуязычия'

Об антропологии когнитивного и физического развития детей в условиях двуязычия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антропология / когнитивный / физический / связная речь / межфразовая связь / смысловая структура / структура сложного синтаксического целого. / anthropology / cognitive / physical / coherent speech / inter-sentence connection / semantic structure / structure of complex syntax.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габдулхаков Валерьян Фаритович

В статье сделана попытка проанализировать антропологию когнитивного и физического развития детей в условиях двуязычия. Дети-билингвы, говорящие на родном (татарском) и русском языках, обучались связной русской речи через комплекс физических упражнений. Диагностическое исследование, проведенное нами среди детей старшего дошкольного возраста в Татарстане (обследованы 237 детей в течение трех месяцев 2019 г.) на основе критериев связности: межфразовой связи (МФС); смысловой структуры текста (ССТ); структуры сложного синтаксического целого (ССЦ) – показало, что у 67% детей старшего дошкольного возраста нет признаков связности в высказываниях, сделанных в процессе пересказа сказки или составления рассказа на заданную тему. В формирующем эксперименте был использован комплекс упражнений, интегрирующих физическую и речевую деятельность по критериям связности. Исследование показало, что работа на втором (русском) языке создавала русскую языковую среду и в определенной степени подавляла интерферентное влияние родного языка. Активизация когнитивных функций ребенка на втором языке, по нашим наблюдениям, приводила к торможению этих функций на родном языке. Однако в целом педагогический эксперимент показал эффективность интегрированной работы: когнитивные функции, связанные с познавательными процессами (памятью, мышлением, вниманием, воображением, восприятием), на втором для детейбилингвов языке существенно улучшились. Сделан вывод о том, что такая работа должна проходить в несколько этапов: диагностический, подготовительный, практический, коррекционный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Anthropology of Cognitive Development and Physical Growth of a Child in a Bilingual Environment

The article is an attempt to analyze the anthropology of cognitive development and physical growth of children in a bilingual environment. Bilingual children who speak native Tatar and Russian learned to communicate Russian through a set of physical exercises. A diagnostic study was conducted among older preschool children in Tatarstan (237 children in the first three months of 2019). It was based on the criteria of connectivity: inter-sentence connection (ISC); semantic structure (SS); complex syntax (CS). It indicated that 67% of older preschool children showed no evidence of connectivity in statements made during the retelling of a fairy tale or writing a story on a given topic. In the formative pedagogical experiment, a set of exercises was used to integrate physical and speech activity by the connectivity criteria. The study showed that work in the second (Russian) language created the Russian language environment and to some extent suppressed the interference of the native language. Activation of cognitive functions of the child in the second language, according to our observations, led to inhibition of these functions in the native language. However, on the whole, the pedagogical experiment demonstrated the effectiveness of integrated work as cognitive functions related to cognitive processes including memory, thinking, attention, imagination, perception have improved significantly in the second language for bilingual children. It was concluded that such work should take place in several stages: diagnostic, preparatory, practical and disciplinary.

Текст научной работы на тему «Об антропологии когнитивного и физического развития детей в условиях двуязычия»

УДК 159.99 (571.57) DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10061

Габдулхаков В.Ф.

Об антропологии когнитивного и физического развития детей в условиях двуязычия*

Габдулхаков Валерьян Фаритович** - Институт психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (Казань, Россия)

В статье сделана попытка проанализировать антропологию когнитивного и физического развития детей в условиях двуязычия. Дети-билингвы, говорящие на родном (татарском) и русском языках, обучались связной русской речи через комплекс физических упражнений. Диагностическое исследование, проведенное нами среди детей старшего дошкольного возраста в Татарстане (обследованы 237 детей в течение трех месяцев 2019 г.) на основе критериев связности: межфразовой связи (МФС); смысловой структуры текста (ССТ); структуры сложного синтаксического целого (ССЦ) - показало, что у 67% детей старшего дошкольного возраста нет признаков связности в высказываниях, сделанных в процессе пересказа сказки или составления рассказа на заданную тему. В формирующем эксперименте был использован комплекс упражнений, интегрирующих физическую и речевую деятельность по критериям связности. Исследование показало, что работа на втором (русском) языке создавала русскую языковую среду и в определенной степени подавляла интерферентное влияние родного языка. Активизация когнитивных функций ребенка на втором языке, по нашим наблюдениям, приводила к торможению этих функций на родном языке. Однако в целом педагогический эксперимент показал эффективность интегрированной работы: когнитивные функции, связанные с познавательными процессами (памятью, мышлением, вниманием, воображением, восприятием), на втором для детей-билингвов языке существенно улучшились. Сделан вывод о том, что такая работа должна проходить в несколько этапов: диагностический, подготовительный, практический, коррекционный.

Ключевые слова: антропология, когнитивный, физический, связная речь, межфразовая связь, смысловая структура, структура сложного синтаксического целого.

Для цитирования: Габдулхаков В.Ф. Об антропологии когнитивного и физического развития детей в условиях двуязычия // Современное дошкольное образование. - 2020. - №1(97). - С. 10-23. DOI: 10.24411/1 997-9657-2020-10061 Материалы статьи получены 23.11.2019.

Введение

Антропология (внутренняя сущность) когнитивного и физического развития детей наиболее ярко проявляется в игре (Выготский, 1984): игра - ведущий тип деятельности ребенка, она захватывает его, максимально активизирует его когнитивные и физические возможности. Однако до сих пор мало кто обращает внимание на роль в этих процессах коммуникативной деятель-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-29-14111.

** Контакты: Pr Gabdulhakov@mail.ru

ности, особенно способности ребенка выражаться связно.

Конечно, игра активизирует речь (особенно диалогическую), однако при этом бросается в глаза, что эта речь при всей своей эмоциональности (экспрессивной модальности) редко бывает связной. Речь ребенка часто страдает непоследовательностью, алогичностью и, конечно, несоответствием нормам звуковой (орфоэпической), лексической, грамматической, синтаксической и другой культуры.

Современные специалисты говорят о необходимости поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи (Веракса, 2019). Развитие связной речи (речи, организо-

UDC 159.99 (571.57) DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10061 On the Anthropology of Cognitive Development and Physical Growth of a Child in a Bilingual Environment* Valerian F. Gabdulkhakov**, Institute of Psychology and Education, Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia The article is an attempt to analyze the anthropology of cognitive development and physical growth of children in a bilingual environment. Bilingual children who speak native Tatar and Russian learned to communicate Russian through a set of physical exercises. A diagnostic study was conducted among older preschool children in Tatarstan (237 children in the first three months of 2019). It was based on the criteria of connectivity: inter-sentence connection (ISC); semantic structure (SS); complex syntax (CS). It indicated that 67% of older preschool children showed no evidence of connectivity in statements made during the retelling of a fairy tale or writing a story on a given topic. In the formative pedagogical experiment, a set of exercises was used to integrate physical and speech activity by the connectivity criteria. The study showed that work in the second (Russian) language created the Russian language environment and to some extent suppressed the interference of the native language. Activation of cognitive functions of the child in the second language, according to our observations, led to inhibition of these functions in the native language. However, on the whole, the pedagogical experiment demonstrated the effectiveness of integrated work as cognitive functions related to cognitive processes including memory, thinking, attention, imagination, perception have improved significantly in the second language for bilingual children. It was concluded that such work should take place in several stages: diagnostic, preparatory, practical and disciplinary. Keywords: anthropology, cognitive, physical, coherent speech, inter-sentence connection, semantic structure, structure of complex syntax. For citation: Gabdulkhakov V.F. (2020). On the anthropology of cognitive development and physical growth of a child in a bilingual environment. Preschool Education Today. 1:14, 10-23 (in Russian). DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10061 Original manuscript received 23.11.2019. * The reported study was funded by RFBR, project number 1 9-29-14111. ** Contacts: Pr Gabdulhakov@mail.ru

ванной как текст) детей старшего дошкольного возраста может оказаться эффективным инструментом такой поддержки.

Связная речь - это важный показатель познавательной, интеллектуальной, мыслительной деятельности ребенка в поликультурной (двуязычной - русско-татарской или татарско-русской) среде. Ведь как ребенок говорит (связно или несвязно), так он и мыслит. При этом на одном языке (например, родном) ребенок может говорить связно, на другом (втором) - несвязно. И если познавательный процесс организуется на втором языке, то у ребенка в результате интерференции (отрицательного влияния законов, норм одного языка на другой) происходит торможение механизмов речепорождения, интеллектуальной, мыслительной, коммуникативной деятельности.

Развитие речи является главной целью воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях, поскольку без нее невозможно решение воспитательных, коммуникативных, познавательных задач (Аванесова, 2015; Алабужева, 2013; Бондаренко, 2015; Gabdulkhakov, Shishova, 2018; Выготский, 1984; Кулагина, 2015; Ладыжевская, 2019; Микляева, 2016; Сытина, 2017; Ушакова, 2014). Однако большинство специалистов до сих пор не различает понятия «развитие речи» и «развитие связной речи». ребенок может демонстрировать высокие результаты в развитии речи (звуковой, лексической, грамматической организации речи) и совершенно не владеть навыками связной речи, то есть речи, организованной как правильный текст - текст, понятный собеседнику, текст, необходимый для продуктивного общения и познавательной деятельности.

Наши исследования (Gabdulkhakov, Shi-shova, 2018) показывают, что связная речь -один из важнейших показателей коммуникативного развития детей. Большинство же воспитателей доУ до сих пор считает, что связная речь - это только связное сочетание слов и в садике надо формировать у детей умение связывать между собой слова и, соответственно, речевая работа должна быть направлена на формирование звуковой культуры и обогащение словаря. И поскольку сами воспитатели тоже редко владеют механизмами построения связной речи, то научить детей связности в мышлении и речи они не всегда могут.

Проблемой исследования является выявление антропологических характеристик зависимости когнитивного и физического развития детей на стадии конкретных операций (Пиаже, 2008) по критериям связной речи в поликультурной среде детского сада (Габдулхаков, Хисамова, 2012).

Цель исследования - проанализировать условия когнитивного и физического развития детей на стадии конкретных операций по критериям связной речи в поликультурной среде детского сада.

Методы исследования - лингвистические методы анализа связной речи, методы математической обработки результатов.

Экспериментальная база: базовые дошкольные учреждения Казанского федерального университета - детский сад №25, детский сад №404 г. Казани и дошкольные учреждения Республики Татарстан.

Методология исследования

В основе исследования лежат теория когнитивного развития швейцарского ученого Ж. Пиаже (Пиаже, 2008), культурно-историческая концепция отечественного психолога Л.С. Выготского (Выготский, 1984), идеи антропоцентрической и лингводидактической интерпретации дискурса (Гиндин, 1971; Бахтин, 1979; Лотман, 1996), поликультурности раннего языкового развития Жанет Молис (Moyles, 2012).

Обзор литературы

Специалисты исследовали разные стороны когнитивной деятельности детей старшего дошкольного возраста (на стадии конкретных операций, по Пиаже).

Уровень развития рабочей памяти в дошкольных учреждениях измеряли в основ-

ном известными субтестами (Алмазова, Бухаленкова, Веракса, 2016, 2019):

- «повторение предложений» (Sentences Repetition, NEPSY-II) - слухоречевая память;

- «память на конструирование» (Memory for Designs, NEPSY-II) - зрительная память;

- переключение и торможение диагностируется обычно при помощи методики сортировки карт по изменяемому признаку (Dimensional Change Card Sort (DCCS)) (Zelazo, 2006); субтеста «Торможение» (Inhibition, NEPSY-II).

Психологи сейчас дают общую картину зависимостей регуляторных функций и физического развития детей:

- для диагностики регуляторных функций у старших дошкольников используют подвижные игры (Романова, Гусева, Хакимова, Ахутина, 2016);

- для гармоничного развития способностей детей используют определенный комплекс средств физической культуры (Попович, 2016);

- для гармонизации когнитивно-соматического развития дошкольников используют средства физической культуры в интеграции с различными видами искусства (Лазарев, 2016).

Игра как средство развития когнитивных способностей, связанных с познавательными процессами (памятью, мышлением, вниманием, воображением, восприятием), и как средство физического развития детей (двигательной активностью, координацией, оперативностью и др.) давно интересовала психологов и педагогов.

В исследованиях российских психологов уже рассматривалась примененная к дошкольному возрасту модель регуляторных функций

А. Мияке (Алмазова, Бухаленкова, Веракса, 2016, 2019). Для оценки уровня развития трех основных компонентов регуляторных функций (рабочей памяти, когнитивной гибкости и торможения) они использовали диагностический инструментарий NEPSY-II, направленный на оценку психического развития детей. Однако этот инструментарий носит больше диагностический, а не развивающий характер и не позволяет фиксировать связную речь как показатель когнитивного развития.

Российские специалисты (Галанова, 2001; Веретенникова, Токарев, 2012) подчеркивают, что в результате проведенных ими исследований установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышле-

нием. Под действием физических упражнений двигательная активность в организме возрастает, синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияет на настроение детей, повышает их умственную и физическую работоспособность. однако какой-либо зависимости уровня развития связной речи от физических упражнений они не проводят.

В оценке влияния поликультурной среды в российской и зарубежной науке утвердился определенный стереотип. Многие ученые (Куфтяк, Ханухова, Пойманова, 2019; Albon, 2011; Cannella, 2005; Moyles, 2010; Hughes, 2006; Rinaldi, 2006) подчеркивают положительное влияние билингвизма на когнитивное развитие: формирование понятий, использование аналитических стратегий при решении невербальных задач и др.; приводятся доказательства в нейрофизиологических исследованиях, в которых дается интерпретация фактов прироста количества и плотности нейронных связей в зонах, ответственных за лингвистические операции и когнитивные способности. Это противоречит нашим результатам (Габдулхаков, Хисамова, 2012).

По всей вероятности, в исследованиях надо различать результаты, полученные при изучении английского языка как второго в моноязычной русской среде, и результаты, полученные в поликультурных условиях, где в качестве второго выступает русский язык или языки народов россии: татарский, башкирский, чувашский, марийский, удмуртский и др., а в качестве третьего - английский. Если в моноязычной русской среде билингвальное развитие положительно влияет на когнитивные функции, то в поликультурной двуязычной среде это влияние чаще приобретает отрицательный характер. Нужны специальные методические приемы для преодоления интерференции и, к сожалению, латентно выраженного негативного отношения ко второму языку.

Кроме того, в поликультурных условиях (например, Татарстана) редко учитываются стадии развития детей: учебно-методические комплексы по обучению детей татарскому языку (и татар, и русских) ориентированы на старший дошкольный возраст, а языковая и этнокультурная база формируется в младшем дошкольном возрасте. Понятно, что здесь необходимо учитывать стадии развития детей. Согласно теории Пиаже (Инхельдер, Пиаже, 2003), надо учитывать особенности сенсомоторного, предоперационного периодов, а также перио-

да конкретных операций. Наши исследования (Габдулхаков, Хисамова, 2012) показывают, что в период конкретных операций (7-11 лет) в рамках когнитивного развития необходимы навыки связной русской речи, поскольку связная речь - это инструмент успешного обучения в начальной школе, обучения на русском языке.

Методические аспекты поликультурного развития детей на уровне технологических процедур (курикулумов) продуктивно исследуются британскими и американскими учеными (Katz,1999; Grawley and Eacott, 2006; Brooker and Edwards, 2010; Oberhuemer, Schreyer and Neuman, 2010; Kellet, 2011; Moyles, 2012). однако и они пока не затрагивают вопросы связности как показателя эффективности развития когнитивных функций.

Лингвистические особенности связной речи, методика формирования связной речи раскрываются во многих работах (Текучев, 2006; Ушакова, 2014 и др.). Однако в основном в них показываются общие подходы к развитию речи: формирование звуковой культуры, обогащение словаря, развитие грамматического строя и др., при этом недостаточно выражена установка на текст, на текстовые единицы речи как основные компоненты развития связности.

За рубежом лингвистику текста квалифицируют как науку, изучающую «язык в действии» (language in use) (Halliday, 1974). Лингвистикой текста (Textlinguistik) были обнаружены текстообразующие закономерности (Harweg, 1974), которые в последние годы стали активно использовать методику развития речи, методику развития мышления, интеллекта, методику развития когнитивных функций и регуляции поведения ребенка (Heinemann M., Heinemann W., 2002; Vater, 2001).

отсутствие навыков связной речи у детей (и, конечно, у многих педагогов, родителей) отрицательно сказывается на качестве образования не только в детском саду, но и в начальной и средней школе: ребенок просто не видит связи между предложениями учебного или литературного текста, не может осмыслить содержание текста и анализировать его смысловую организацию, правильно пересказывать текст или запоминать его хотя бы до следующего занятия (Габдулхаков, Башинова, 2019).

Какую роль в развитии когнитивных функций может сыграть игра, сочетающая физические упражнения и связную речь?

Образцы связной речи дети видят в ре-чевках (стихотворных высказываниях). Дело

только в том, чтобы речевки были образцами связной русской речи и совпадали с ритмом физических упражнений. Большинство известных речевок представляет собой эмоциональные фразы, не связанные между собой текстовыми отношениями.

Результаты исследования

диагностическое исследование, проведенное нами среди детей старшего дошкольного возраста (обследованы 237 детей в течение 3-х месяцев 2019 г.) на основе критериев связности:

1) межфразовой связи (МФС);

2) смысловой структуры текста (ССТ);

3) структуры сложного синтаксического целого (ССЦ) -

показало, что у 67% детей старшего дошкольного возраста нет признаков связности в высказываниях, сделанных в процессе пересказа сказки или составления рассказа на заданную тему (см. табл. 1).

Таблица 1. Признаки связности в речи детей старшего дошкольного возраста (в %)

Критерии связной речи МФС ССТ ССЦ

Наличие признаков 31 40 39

Другое исследование, проведенное тоже в 2019 г. среди педагогов (обследованы 58 воспитателей в течение 3-х месяцев), на основе тех же трех критериев связности (МФС, ССТ, ССЦ), показало, что примерно у 45% воспитателей тоже нет признаков связности в высказываниях, сделанных в процессе общения с детьми (в рассказах, пересказах, объяснениях, описаниях и т.д.) (см. табл. 2).

Таблица 2. Признаки связности в речи воспитателей детских садов (в %)

Критерии связной речи МФС ССТ ССЦ

Наличие признаков 36 48 45

По диаграмме 1 видно, речь воспитателей по критериям связности не намного отличается от речи детей. Поэтому в произвольной форме речь воспитателей не может служить образцом для подражания. Нужны регламентированные методические формы коммуникативного и физкультурного взаимодействия воспитателей и детей.

Диаграмма 1. Степень проявления связности у детей и воспитателей (в %)

для того чтобы повысить эффективность работы по развитию речи детей, мы предложили нашим педагогам использовать во время физкультурных занятий связные речевки, ритм которых синхронизирует физические движения с ключевыми словами МФС.

для того чтобы провести эту работу, педагоги (студенты-магистранты по направлению «Управление дошкольным образованием» отделения заочного обучения) проходили специальные семинары-практикумы в течение 36 часов в Институте психологии и образования Казанского федерального университета (2019 гг.).

Проиллюстрируем содержание некоторых приемов.

Работа над МФС

Например, у П. Синявского есть стихотворение (речевка) «Для чего нужна зарядка?» (Синявский, 2016). Стихотворение, в отличие от других многочисленных речевок, представляет собой связный текст: в нем есть ключевые слова МФС (лексико-грамматические средства межфразовой связи).

Для чего нужна зарядка?

Это вовсе не загадка.

Чтобы силу развивать И весь день не уставать.

На зарядке все в порядке:

Машут крыльями хохлатки,

Начинают воробьи Приседания свои.

Даже Бобик спозаранку Выбегает на зарядку,

А зарядка у щенков Начинается с прыжков.

Если кто-то от зарядки

Убегает без оглядки,

Он не станет нипочем

Настоящим силачом.

В первом предложении таким словом является существительное зарядка - на нем надо делать особый голосовой акцент и активное физическое движение рукой или ногой (см. рис. 1, упражнение 1).

Во втором предложении таким словом является местоимение это: оно сцепляет второе предложение с первым, указывая (заменяя) существительное зарядка. Слово это тоже должно сопровождаться активным движением (например, взмахом обеих рук и обхватом плеч, см. упражнение 2) и четкой артикуляцией звуков.

В третьем предложении в качестве средства МФС выступает подчинительный союз чтобы: он связывает третье предложение со вторым подчинительной связью, разъясняя его смысл, и тоже требует синхронного движения (например, наклоны влево и вправо, см. упражнение 3).

В четвертом предложении два ключевых слова - на зарядке и в порядке. Первое слово сцепляет четвертое с первым (там есть слово зарядка) и тем самым как бы провоцирует открытие нового дыхания (размах рук, см. упражнение 4).

Второе слово в порядке - слово обстоятельственное и требует особого разъяснения в последующих предложениях. Поэтому может сопровождаться приседаниями (см. упражнение 4).

Пятое предложение с ключевым словом хохлатки связано с четвертым: хохлатки подтверждают, что на зарядке, действительно, все в порядке (присели - упражнение 5).

Шестое предложение содержит ключевое слово воробьи (дети продолжают приседания).

Это слово связывает шестое предложение с четвертым, тоже раскрывая обстоятельственное значение слова в порядке.

Седьмое предложение содержит слово Бобик, а восьмое - у щенков. Произношение этих предложений тоже сопровождается приседаниями.

Девятое предложение (итоговое) содержит слово от зарядки, которое соединяет его с первым (в нем есть слово зарядка), как бы возвращает к исходному тезису и делает вывод (это предложение сопровождается упражнением 6 - ходьба и взмахи рук с палкой).

Такую работу можно повторять всю неделю.

Работа над ССТ

Эта работа тоже предполагает опору на данные лингвистики текста, на их методическую интерпретацию. В методике выделяют структурно-смысловую единицу - абзац, который обычно состоит из двух частей: абзацного предложения, которое содержит основную информацию текста, и поясняющую часть, которая комментирует информацию первого предложения. Если пояснять нечего, то абзац может состоять из одного абзацного предложения. Проверить правильность выделения абзацев просто: надо прочитать подряд только абзацные предложения текста. Если в сокращенном тексте смысл не нарушается, значит абзацы выделены правильно.

Например, стихотворный текст Синявского можно представить как обычный (прозаический) текст. В стихотворении 4 строфы (четверостишия), а с точки зрения текста 5 абзацев.

Для чего нужна зарядка?

Это вовсе не загадка.

Чтобы силу развивать и весь день не уставать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Утренняя зарядка с детьми старшего дошкольного возраста по структуре ССТ

На зарядке все в порядке: машут крыльями хохлатки, начинают воробьи приседания свои. Даже Бобик спозаранку выбегает на зарядку, а зарядка у щенков начинается с прыжков.

Если кто-то от зарядки убегает без оглядки, он не станет нипочем настоящим силачом.

Если выписать только абзацные предложения, получается такое высказывание:

Для чего нужна зарядка?

Это вовсе не загадка.

Чтобы силу развивать и весь день не уставать.

На зарядке все в порядке ...

Если кто-то от зарядки убегает без оглядки, он не станет нипочем настоящим силачом.

Как видим, смысл не нарушается. В этом случае дети, повторив первое, второе и третье упражнения, на четвертом упражнении (размахе рук и протягивании их к носкам) могут попробовать на память повторить, о ком идет речь (о хохлатках, воробьях, Бобике и щенках) (см. рис. 2).

Процедуры работы над структурно-смысловым содержанием можно разнообразить: можно прочитать только первое и второе предложения, остальные дети воспроизводят на память, выполняя привычные физические упражнения; можно прочитать последнее предложение - вывод, а детям предложить воспроизвести первые (вместе с физическими упражнениями).

Эта работа тоже длится неделю.

Работа над ССЦ

Сложное синтаксическое целое (ССЦ) в психолингвистике и методике развития речи рассматривается как микротекст, раскрыва-

ющий одну микротему. В классическом виде в нем выделяют три части:

- зачин, в котором обозначается микротема;

- центральная (средняя, основная) часть, в которой микротема раскрывается;

- концовка, в которой делается завершение микротемы.

В принципе, один и тот же текст можно представить и как ССТ (абзац), и как ССЦ (микротекст): в любом правильном тексте можно увидеть и главную мысль, и микротему. Тема и основная мысль существуют в единстве двух сторон: тема - о чем говорится в тексте? (о микротеме); основная мысль - что именно говорится о микротеме?

Текст Синявского можно представить как ССЦ:

Зачин Для чего нужна зарядка? Это вовсе не загадка.

Центральная (средняя) часть Чтобы силу развивать и весь день не уставать. На зарядке все в порядке: машут крыльями хохлатки, начинают воробьи приседания свои. Даже Бобик спозаранку выбегает на зарядку, а зарядка у щенков начинается с прыжков.

Концовка Если кто-то от зарядки убегает без оглядки, он не станет нипочем настоящим силачом.

Структуру утренней зарядки тоже можно представить с точки зрения структурных особенностей ССЦ (см. рис. 3).

На третьей неделе проведения такой работы на команду воспитателя Зачин! дети маршируют и наизусть произносят: Для чего нужна зарядка? Это вовсе не загадка.

На команду Центр! дети выполняют упражнения 2, 3, 4, 5 и отвечают: Чтобы силу развивать и весь день не уставать. На зарядке все в порядке: машут крыльями хохлатки, начинают воробьи приседания свои. Даже

Рис. 3. Утренняя зарядка с детьми старшего дошкольного возраста по структуре ССЦ

Бобик спозаранку выбегает на зарядку, а зарядка у щенков начинается с прыжков.

На призыв воспитателя Концовка! дети ходят, поднимают и опускают палочку и произносят вслух: Если кто-то от зарядки убегает без оглядки, он не станет нипочем настоящим силачом.

на четвертой неделе можно использовать другую речевку и другой комплекс физических упражнений.

Уже через два месяца таких упражнений заметно вырастает уровень владения связной речью, степень понимания и осмысления текста, способность его пересказывать, придумывать свое высказывание (рассказ, сказку, стихотворение).

осознанная работа в этом направлении воспитателей помогает улучшить показатели связной речи и у них самих.

Проверка эффективности такой работы прошла тоже по критериям связности (МФС, ССТ, ССЦ) (см. табл. 3, 4).

По таблицам (см. табл. 1, 2, 3, 4) видно, что показатели детей существенно возросли: МФС (с 31 до 37), ССТ (с 40 до 64), ССЦ (с 39 до 58); показатели педагогов тоже резко изменились: МФС (с 36 до 49), ССТ (с 48 до 63), ССЦ (с 45 до 68).

интересно, что по ССТ (смысловой структуре текста) воспитатели не смогли показать более высокие результаты, чем дети (у детей 64%, у воспитателей 63%).

Таблица 4. Признаки связности в речи воспитателей детских садов после эксперимента (в %)

Критерии связной речи МФС ССТ ССЦ

Наличие признаков 49 63 68

м

ю

ь

J

Q - -j -J- 1-. .

МФС ССТ ССЦ

к^нтграи ruiHl р*Ч1

Диаграмма 2. Степень проявления связности у детей и воспитателей после эксперимента (в %)

Таблица 3. Признаки связности в речи детей старшего дошкольного возраста после использования комплекса упражнений (в %)

Критерии связной речи МФС ССТ ССЦ

Наличие признаков 37 64 58

Показатели у всех (и детей, и воспитателей) существенно возросли. однако по диаграмме 2 видно, что речь воспитателей по критериям связности не намного отличается от речи детей.

Это говорит о том, что специальную речевую работу надо проводить и с педагогами дошкольных организаций. Учебные планы подготовки магистров (направление подготовки: 44.04.01 - педагогическое образование, профиль подготовки «Управление дошкольным образованием», квалификация выпускника - магистр, заочное обучение) пока не предусматривают в необходимом объеме специальных речевых практикумов, спецкурсов по развитию речи, педагогической риторике.

Дискуссия и обсуждения

В ходе проведенного исследования проанализирована антропология когнитивного и физического развития детей старшего дошкольного возраста по критериям связной речи в поликультурной среде детского сада.

дети-билингвы, говорящие на родном (татарском) и русском языках, обучались связной русской речи через комплекс физических упражнений.

неизученными остаются вопросы, связанные с реализацией такого комплекса на родном языке. работа на втором (русском) языке создавала русскую языковую среду и в определенной степени подавляла интерферентное влияние родного языка.

активизация когнитивных функций ребенка на втором языке, по нашим наблюдениям, приводила к торможению этих функций на родном языке. однако это требует специальной проверки и проведения дополнительных антропологических исследований.

Выводы

исследование показало эффективность использования физических упражнений, интегрированных с упражнениями по формированию у детей текстовых способностей на втором (русском) языке. В результате когнитивные функции, связанные с познавательными процессами (памятью, мышлением, вниманием, воображением, восприятием), существенно улучшились.

Педагогический эксперимент, проведенный нами в сентябре-декабре 2019 гг. в дошкольных учреждениях Татарстана, показал, что такая работа должна проходить в несколько этапов:

- диагностический - предполагает выявление уровня владения связной речью у детей и воспитателей;

- подготовительный - предполагает подготовку воспитателей к работе по интеграции физических упражнений с текстовыми;

- практический - реализация комплекса интегрированных упражнений в условиях детского сада;

- коррекционный - коррекция у детей и у воспитателей речевой и физкультурной деятельности. ■

Информация об авторе

Габдулхаков Валерьян Фаритович, доктор педагогических наук, профессор

Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», руководитель НОЦ педагогических исследований, Заслуженный деятель науки, Заслуженный учитель Республики Татарстан (Казань, Россия), ORCID ID: 0000-

0003-2708-0058; Scopus ID: №56458818500; Web of Science: http://www.researrcherid.com/ rid/N-1306-2013; e-mail: Pr_Gabdulhakov@

mail.ru

Information about author

Valerian F. Gabdulkhakov, Doctor of Pedagogy, Professor, Institute of psychology and education, Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia, ORCID ID: 0000-0003-2708-0058;

Scopus ID: №56458818500; Web of Science: http://www.researrcherid.com/rid/N-1 3062013; Pr_Gabdulhakov@mail.ru

Литература

1. Алмазова О.В., Бухаленкова ДА., ВераксаА.Н. Диагностика уровня развития регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2019. - Т.16. - №2. - С. 94-109. DOI: 10.17323/1813-8918-2019-2-302-317

2. Алмазова О.В., Бухаленкова ДА.,

Веракса АН. Произвольность в дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных

подходов и диагностического инструментария // национальный психологический журнал. -2016. - №24(4). - С. 14-22.

3. Аванесова ВН. Дидактические игры // Сенсорное воспитание в детском саду. - М.: Наука, 2015. - 212 с.

4. Алабужева С.В. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. - Ижевск: Удмуртский госуниверситет, 2013.

5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров, примеч.

С.С. Аверинцев и С.Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1979. 423 с. URL:http://teatr-lib.ru/Library/Bahtin/ esthetic/ (дата обращения 5.07.2019).

6. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. - М.: Издательство МГПИ, 2015. - 96 с.

7. Веракса Н.Е, Веракса АН. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.

8. Веракса АН., Васильева МД, Арчакова Т.О. Развитие произвольности регуляторных функций в дошкольном возрасте: обзор сов-

ременных зарубежных исследований // Вопросы психологии. - 2016. - №6. - С. 150-166.

9. Веракса АН, Якупова ВА, Алмазова

О.В., Мартыненко МН. Познавательное и социальное развитие дошкольников в контексте готовности к школе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология и педагогика. - 2016. - №3. - С. 97-108.

10. Веретенникова А.Ю., Токарев АА. Влияние физического развития на развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 44-46. - URL https:// moluch.ru/conf/ped/archive/63/2608/ (дата обращения: 13.11.2019).

11. Выготский Л.С. Детская психология / Собрание сочинений. - Т.4. - М.: Педагогика, 1984.

12. Габдулхаков В.Ф., Хисамова В.Н. Лингводидактика поликультурного языкового образования. - М.: Национальный книжный центр, 2012. - 248 с.

13. Габдулхаков В.Ф., Башинова С.Н. Приемы формирования у детей навыков связной речи // Современное дошкольное образование: Теория и практика. - 2019. - № 5(95). -С.12-21.

14. Галанова АС. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет. - М.: Артки, 2001.

15. ГиндинС.И. Связный текст: формальное определение и элементы типологии / АН СССР. Ин-т рус. яз. - М., 1971. - 44 с.

16. Инхельдер Б., Пиаже Ж. Психология ребенка . - 18-е изд. - СПб.: Питер, 2003. URL: https://studfile.net/preview/1866443 (дата обращения: 25.01.2019).

17. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. - М.: Академический проект, 2015. - 420 с.

18. Куфтяк Е.В., Ханухова ЛМ., Пойма-нова Е.В. Билингвизм у детей: влияние на когнитивно-коммуникативное развитие и инструменты измерения // Современное дошкольное образование. - 2019. - № 2(92). - С. 30-39. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10042

19. ЛазаревМ.Л. Гармонизация когнитивносоматического развития дошкольников средствами физической культуры и искусства в рамках ФГОС. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - М., 2016. - С. 207-210.

20. Ладыжевская ТА. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения [Электронный ресурс]. - URL: http://itexts.net/ avtor-taisa-alekseevna-ladyzhenskaya/190740-zhivoe-slovo-taisa-ladyzhenskaya/read/page-1 .html (дата обращения: 25.01.2019).

21. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб., 1996. URL: https://studfiles.net/ preview/1101601/ (дата обращения 5.07.2019).

22. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. -411 с.

23. Пиаже Жан. Речь и мышление ребенка. - М.: Римис, 2008. - 416 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Пляцковский М. Мишкины книжки:

URL: https://mishka-knizhka.ru/skazki-pro-volka/

(дата обращения 5.07.2019).(дата обращения

5.07.2019).

25. Попович АП. Физическая культура как средство гармоничного развития способностей детей // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - №5. - С. 853-856.

26. Романова АА., Гусева В.Г., Хакимова Д.М., Ахутина Т.В. Оценка произвольной регуляции у старших дошкольников с помощью подвижных игр // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - №5. - С. 213-214.

27. Синявский П. Для чего нужна зарядка? URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/

fizkultura/2016/03/08/rechevki-ispolzuemye-na-utrenney-gimnastiki-i-fizkulturnom (дата обращения 12.09.2019).

28. Сытина О.И. К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников // Молодой ученый. - 2017. - №51. - С. 296-297.

29. Текучев А.В. Теория и методика преподавания русского языка в средней школе. Практические занятия. - М.: МГПИ, 2006. -199 с.

30. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. 2-е изд. - М.: Сфера, 2014. - 396 c.

31. Этнос и культура в межнациональ-

ных коммуникациях XXI века / Под ред. проф.

В.Ф. Габдулхакова. URL:https://kpfu.ru/ psychology/nauchno-issledovatelskaya -

deyatelnost/nauchno-obrazovatelnyj-centr/ arhivnauchno-prakticheskih-konferencij-sborniki (дата обращения 5.07.2019).

32. Albon, D. (2011). Promoting Children's Health and Well-being in Primary Schols. In J. Moyles, J. Georgeson and J. Payler (eds) Beginning Teaching Beginning Learning (4th edn). Maidenhead: Open University Press.

33. Brooker, L. and Edwards, S. (2010). Engaging Play. Maidenhead: Open University Press.

34. Gabdulchakov V.F., Bashinova S.N.,

Yashina O.V., Taraskina I.V. (2018). Integrative Mechanisms for Increas ing Efficiency of Educational and Methodological Interaction between Teacher and Student. Integration of Education. 2018. 22(2):248-261. DOI:

10.15507/1991-9468.091.022.201802.248-261

35. Gabdulkhakov V.F., Shishova E.O. (2018). Multicultural Training Of Future Teachers In The Context Of Ethnic Tensions. Future Academy. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. IFTE 2018. 4th International Forum on Teacher Education. https://dx.doi.org/10.15405/ epsbs.2018.09.76. No: 76. Pages: 651-660.

36. Cannella, G.S. (2005). Reconceptualizing the Field (of Early Care and Education: If "Western" Child Development is a Problem. Then What Do we Do? In N. Yelland (ed.) Critical Issues in Early Childhood Education. Maidenhead: Open University Press.

37. Grawley, R.A. and Eacott, M.J. (2006). Memorry and Gognition, 3(2): 287-94.

38. Hughes, A. (2006). Developing Play for the Under 3s: The Treasure Basket and Heuristic Play. London: David Fulton.

39. Katz, L. (1999). Curriculum Disputes in

Early Childhood Education. ERIC Digest (ERIC Identifier: EDO-PS-99-13). Available online

at: www.ericdigests.org/2000-3/disputes.htm

(accessed 23 March 2011).

40. Kellet, M. (2011). Accessing Children's Voices and Experiences. In J. Moyles, J. Georgeson and J. Payler (eds) Beginning Teaching, Beginning Learning (4th edn). Maidenhead: Open University Press.

41. Moyles, J. (2010). Thinking About Play: Developing a Reflective Approach. Maidenhead: Open University Press.

42. Moyles, J. (2012). Cross-Cultural Perspectives on Early Childhood. British Library Cataloguing in Publication data. 240 pp.

43. Oberhuemer, P., Schreyer, I. and Neuman, M.J. (2010). Professionals in Early Childhood Education and Care Systems: European Profiles and Systems.Opladen and Farmington Hills, MI: Verlag Barbara Budrich.

44. Halliday, M.A. (1974) The place of Functional Sentence Perspegtive. Prague. P. 48.

45. Harweg, R. (1974) Textlinguistik. In: Perspektiven der Linguistik. Bd. 2. Student.

46. Heinemann M., Heinemann W. (2002). Grundlagen zur Textlinguistik. b.

47. Rinaldi, C. (2006). In Dialogue with

Reggio Emilia: Listening, Researching and

Learning. London and New York: Routledge.

48. Vater H. (2001) Einfhrung in die extlinguistik. 3. Auf l. Mnch.

References

1. Alabuzheva S.V. (2013) Ritorika dlya starshix doshkol'nikov i mladshix shkol'nikov [Rhetoric for older preschoolers and elementary school students]. Izhevsk. Udmurtskij gosuniversitet Publishing.

2. Albon, D. (2011). Promoting Childern's Health and Well-being in Primary Schols. In J. Moyles, J. Georgeson and J. Payler (eds) Beginning Teaching Beginning Learning (4th edn). Maidenhead: Open University Press.

3. Almazova, O.V., Bukhalenkova,

D.A., Veraksa, A.N. (2016). Proizvol'nost' v doshkol'nom vozraste: sravnitel'ny'j analiz

razlichny'x podxodov i diagnosticheskogo instrumentariya [Arbitrariness in preschool age: a comparative analysis of various approaches and diagnostic tools]. Nacional'ny'j psixologicheskij zhurnal [National Psychological Journal], 24(4), 14-22.

4. Almazova, O.V., Bukhalenkova, D.A., Veraksa, A.N. (2019) Diagnostika urovnya razvitiya regulyatorny'x funkcij v starshem doshkol'nom vozraste [Diagnosis of the level of development of regulatory functions in older preschool age]. Psixologiya. Zhurnal Vy'sshej shkoly' e'konomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics]. Vol.16, 2. 94-109. DOI: 10.17323/1813-8918-2019-2-302-317

5. Avanesova V.N. (2015) Didakticheskie igry. Sensornoe vospitanie v detskom sadu [Didactic games. Sensory education in kindergarten]. Moscow. Nauka Publishing. 212.

6. Baxtin M.M. (1979) E'stetika slovesnogo

tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Compilers: S.G. Bocharov, primech. S.S.

Averincev i S.G. Bocharov. Moscow. Iskusstvo Publishing. 423. URL: http://teatr-lib.ru/Library/ Bahtin/esthetic/ (Access: 5.07.2019).

7. Bondarenko A.K. (2015) Teoriya didakticheskix igr i praktika ix ispol'zovaniya v detskom sadu [The theory of didactic games and the practice of their use in kindergarten]. Moscow. Izdatel'stvo MGPI Publishing. 96.

8. Brooker, L. and Edwards, S. (2010). Engaging Play. Maidenhead: Open University Press.

9. Cannella, G.S. (2005). Reconceptualizing the Field (of Early Care and Education: If "Western"

Child Development is a Problem. Then What Do we Do? In N. Yelland (ed.) Critical Issues in Early Childhood Education. Maidenhead: Open University Press.

10. E'tnos i kul'tura v mezhnacional'ny'x kommunikaciyax XXI veka [Ethnicity and culture in interethnic communications of the 21st century]. Edited by prof. V.F. Gabdulxakov. URL:https:// kpfu.ru/psychology/nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost/nauchno-obrazovatelnyj-centr/ arhivnauchno-prakticheskih-konferencij-sborniki (Access: 5.07.2019).

11. Gabdulchakov V.F., Bashinova S.N., Yashina O.V., Taraskina I.V. (2018). Integrative Mechanisms for Increas ing Efficiency of Educational and Methodological Interaction between Teacher and Student. Integration of Education. 22(2):248-261. DOI: 10.15507/1991-9468.091.022.201802.248-261

12. Gabdulkhakov V.F., Bashinova S.N.

(2019) Priemy' formirovaniya u detej navy'kov svyaznoj rechi [Techniques for building children's coherent speech]. Sovremennoe Doshkol'noe Obrazovanie [Preschool Education Today]. 5(95). 12-21. DOI:

10.24411/1997-9657-2019-10052

13. Gabdulkhakov V.F., Khisamova V.N. (2012) Lingvodidaktika polikul'turnogo yazy'kovogo obrazovaniya [Linguodidactics of multicultural language education]. Moscow. Nacional'ny'j knizhny'j centr Publishing. 248.

14. Gabdulkhakov V.F., Shishova E.O. (2018). Multicultural Training Of Future Teachers In The Context Of Ethnic Tensions. Future Academy. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. IFTE 2018. 4th International Forum on Teacher Education. https://dx.doi.org/10.15405/ epsbs.2018.09.76. No: 76. Pages: 651-660.

15. Galanova A.S. (2001) Psixicheskoe i fizicheskoe razvitie rebenka ot 3 do 5 let [Mental and physical development of a child from 3 to 5 years]. Moscow. Arkti Publishing.

16. Gindin S.I. (1971) Svyazny'j tekst: formal'noe opredelenie i e'lementy' tipologii [Coherent text: formal definition and elements of typology]. Moscow. AN SSSR. In-t rus. yaz [USSR Academy of Sciences Publishing]. 44.

17. Grawley, R.A. and Eacott, M.J. (2006). Memorry and Gognition, 3(2): 287-94.

18. Halliday, M.A. (1974) The place of Functional Sentence Perspegtive. Prague. P. 48.

19. Harweg, R. (1974) Textlinguistik. In: Perspektiven der Linguistik. Bd. 2. Student.

20. Heinemann M., Heinemann W. (2002). Grundlagen zur Textlinguistik. b.

21. Hughes, A. (2006). Developing Play for the Under 3s: The Treasure Basket and Heuristic Play. London: David Fulton.

22. Inhelder B., Piaget J. (2003) Psixologiya rebenka [Psychology of the child]. 18-e izd. St. Petersburg. Piter Publishing. URL: https://studfile. net/preview/1866443/ (Access: 25.01.2019).

23. Katz, L. (1999). Curriculum Disputes in

Early Childhood Education. ERIC Digest (ERIC Identifier: EDO-PS-99-13). Available online

at: www.ericdigests.org/2000-3/disputes.htm

(accessed 23 March 2011).

24. Kellet, M. (2011). Accessing Children's Voices and Experiences. In J. Moyles, J. Georgeson and J. Payler (eds) Beginning Teaching, Beginning Learning (4th edn). Maidenhead: Open University Press.

25. Kuftyak E.V., Khanukhova L.M., Poimanova E.V. (2019) Bilingvizm u detej: vliyanie na kognitivno-kommunikativnoe razvitie i instrumenty' izmereniya [Children's bilingualism: influence on cognitive and communicative development and instruments of measurement]. Sovremennoe Doshkol'noe Obrazovanie [Preschool Education Today]. 2(92). 30-39. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10042

26. Kulagina I.Yu. (2015) Psixologiya razvitiya i vozrastnaya psixologiya [Development Psychology and Developmental Psychology]. Moscow. Akademicheskij proekt Publishing. 420.

27. Ladyzhevskaya T.A. Zhivoe slovo:

Ustnaya rech' kak sredstvo i predmet obucheniya [E'lektronny'j resurs] [Living word: Oral speech as a means and subject of instruction [Electronic resource]. URL: http://itexts.net/avtor-taisa-

alekseevna-ladyzhenskaya/190740-zhivoe-slovo-taisa-ladyzhenskaya/read/page-1.html (Access:

25.01.2019).

28. Lazarev M.L. (2016) Garmonizaciya

kognitivno-somaticheskogo razvitiya

doshkol'nikov sredstvami fizicheskoj kul'tury i iskusstva v ramkah FGOS [Harmonization of cognitive-somatic development of preschool children by means of physical culture and art within the framework of the Federal State Educational Standard]. Sbornik materialov Ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta» [The collection of materials of the Annual international scientific-practical conference "Education and training of young children."]. Moscow. 207-210.

29. Lotman Yu.M. (1996) O poe'tax i poe'zii [About poets and poetry]. St. Petersburg. URL:

https://studfiles.net/ preview/1101601/ (Access:

5.07.2019).

30. Miklyaeva N.V. (2016) Doshkol'naya pedagogika [Preschool pedagogy]. N.V. Miklyaeva, Yu.V. Miklyaeva, N.A. Vinogradova. Lyubercy. Yurajt Publishing. 411.

31. Moyles, J. (2010). Thinking About Play: Developing a Reflective Approach. Maidenhead: Open University Press.

32. Moyles, J. (2012). Cross-Cultural Perspectives on Early Childhood. British Library Cataloguing in Publication data. 240 pp.

33. Oberhuemer, P., Schreyer, I. and Neuman, M.J. (2010). Professionals in Early Childhood Education and Care Systems: European Profiles and Systems. Opladen and Farmington Hills, MI: Verlag Barbara Budrich.

34. Piaget J. (2008) Rech' i myshlenie rebenka [Speech and thinking of the child]. Moscow. Rimis Publ. 416.

35. Plyatskovsky M. Mishkiny' knizhki [Mishkin's books]. URL: https://mishka-knizhka. ru/skazki-pro-volka/ (Access: 5.07.2019).

36. Popovich A.P. (2016) Fizicheskaya kul'tura kak sredstvo garmonichnogo razvitiya sposobnostej detej [Physical education as a means of harmonious development of children's abilities]. Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta [Education and Training of Young Children]. 5. 853-856.

37. Rinaldi, C. (2006). In Dialogue with

Reggio Emilia: Listening, Researching and

Learning. London and New York: Routledge.

38. Romanova A.A., Guseva V.G., Khakimova D.M., Akhutina T.V. (2016) Ocenka proizvol'noj regulyacii u starshix doshkol'nikov s pomoshh'yu podvizhny'x igr [Evaluation of voluntary regulation in older preschoolers using outdoor games]. Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta [Education and Training of Young Children]. 5. 213-214.

39. Sinyavsky P. (2016) Dlya chego nuzhna zaryadka? [Why is charging needed?] URL: https:// nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2016/03/08/ rechevki-ispolzuemye-na-utrenney-gimnastiki-i-fizkulturnom (Access: 12.09.2019).

40. Sytina O.I. (2017) K voprosu o razvitii svyaznoj rechi u starshix doshkol'nikov [To the question of the development of coherent speech in senior preschool children]. Molodoj Ucheny'j [Young Scientist]. 51.296-297.

41. Tekuchev A.V. (2006) Teoriya i metodika

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

prepodavaniya russkogo yazy'ka v srednej shkole. Prakticheskie zanyatiya [Theory and methodology of teaching the Russian language in high school. Practical lessons]. Moscow. MGPI Publishing. 199.

42. Ushakova O.S. (2014) Programma razvitiya rechi detej doshkol'nogo vozrasta v detskom sadu [The program for the development of speech of preschool children in kindergarten]. 2-e izd. Moscow. Sfera Publishing. 396.

43. Vater H. (2001) Einfhrung in die extlinguistik. 3. Auf l. Mnch.

44. Veraksa A. N., Yakupova V.A., Almazova

O.V., Martynenko M.N. (2016). Poznavatel'noe i social'noe razvitie doshkol'nikov v kontekste gotovnosti k shkole [Cognitive and social development of preschoolers in the context of readiness forschool]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 16. Psixologiya i pedagogika [Bulletin of St. Petersburg University. Series 16. Psychology and pedagogy], 3, 97-108.

45. Veraksa A.N., Vasil'eva M.D., Archakova T.O. (2016). Razvitie proizvol'nosti regulyatorny'x funkcij v doshkol'nom vozraste: obzor sovremenny'x zarubezhny'x issledovanij [Assessment of the level of development of executive functions in the senior preschool age]. Voprosy' Psychologii, 6, 150-166.

46. Veraksa N.E., Veraksa A.N. (2019) Proektnaya deyatel'nost' doshkol'nikov. Posobie dlya pedagogov doshkol'ny'x uchrezhdenij [Design activity of preschool children. Manual for teachers of preschool institutions]. Moscow. Mozaika-Sintez Publishing.

47. Veretennikova A.Yu., Tokarev A.A.

(2012) Vliyanie fizicheskogo razvitiya na razvitie poznavatel'noj deyatel'nosti u detej doshkol'nogo vozrasta [Tekst] [The influence of physical development on the development of cognitive activity in preschool children [Text]]. Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy'

II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, oktyabr' 2012 g.) [Pedagogy: traditions and innovations: materials of the II Intern. scientific conf. (Chelyabinsk, October 2012)]. Chelyabinsk. Dva komsomol'cza [Two Komsomol Members]. 44-46. URL https://moluch.ru/conf/ped/ archive/63/2608/ (Access: 13.11.2019).

Vygotsky L.S. (1984). Detskaya psixologiya. V kn. L.S. Vygotsky, Sobranie sochinenij (vol. 4. 243-385) [Child psychology. Collected works]. Moscow. Pedagogika Publishing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.