Научная статья на тему 'О развитии институтов гражданского общества в регионе'

О развитии институтов гражданского общества в регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2605
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Немгирова С.Н.

Статья посвящена рассмотрению основных институтов гражданского общества - негосударственных некоммерческих организаций. На основе проделанного анализа сформулирован вывод о необходимости активизации деятельности самоорганизующихся сообществ граждан, что позволит обеспечить удовлетворение их социально-экономических и политических потребностей, эффективный контроль за деятельностью властных структур и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О развитии институтов гражданского общества в регионе»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

НЕМГИРОВА С. Н.

О РАЗВИТИИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕГИОНЕ

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных институтов гражданского общества -негосударственных некоммерческих организаций. На основе проделанного анализа сформулирован вывод о необходимости активизации деятельности самоорганизующихся сообществ граждан, что позволит обеспечить удовлетворение их социально-экономических и политических потребностей, эффективный контроль за деятельностью властных структур и бизнеса.

Ключевые слова: гражданское общество, негосударственные некоммерческие организации, социальный капитал.

Одной из важных задач в процессе построения правового государства является развитие самостоятельных, устойчивых, пользующихся поддержкой широких слоев населения, институтов гражданского общества. В ходе проводимых в последние десятилетия реформ, направленных на демократическое обновление и модернизацию страны, созданы все необходимые условия для их функционирования.

Предназначение гражданского общества заключается в том, чтобы активизировать инициативу граждан, дать им возможность на деле опробовать свои властные полномочия, реализовать свои конституционные права. Развитие гражданского общества, понимаемого как «совокупность организаций разного назначения, между которыми складывается система социальных отношений вне государства как реальное развитие по линии гражданских инициатив, новых социальных движений и иной активности подобного рода» [3, с. 122], ведет к коренному изменению образа жизни людей, давая им возможность проявлять социальную и гражданскую ответственность.

Характеризуя гражданское общество, И. Кант главными считал следующие идеи: человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное; столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей; гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства [1, с. 143]. Способность к координации и совместным действиям в общих интересах формирует социальный капитал, составными частями которого являются взаимное доверие, нормы поведения, учитывающие общественный интерес.

Институты гражданского общества, в частности общественные объединения и фонды, негосударственные некоммерческие организации (НКО) образуют основу гражданского общества, определяют его содержание. Они призваны содействовать росту национального самосознания граждан, их политической культуры и высокой духовности, стремлению реализовать свой потенциал, самим строить свое будущее. Именно в такого рода объединениях «вызревает» гражданская активная личность. В то же время гражданское общество не сводится к совокупности зарегистрированных организаций, необходимо учитывать, выражать и защищать законные интересы всех самоорганизующихся гражданских структур, действующих в рамках Конституции РФ на территории страны. Институты гражданского общества позволяют индивидам вместе вырабатывать цели и достигать их - либо непосредственно совместными усилиями, либо отстаивая в диалоге с другими общественными структурами, бизнесом и представителями власти, в отличие от институтов, через которые удовлетворяется потребность в доходе. Человек является высшей ценностью, поэтому вся деятельность таких организаций, как правило, направлена на защиту прав граждан, развитие их инициативы, оказание помощи.

Развитая система негосударственных организаций обеспечивает баланс интересов в обществе. По мере их укрепления они становятся важнейшим инструментом общественного контроля за работой государственных структур, не только выражают, но и формируют общественное мнение и сознание. Деятельность общественных объединений, в каких бы организационно-правовых формах они ни создавались, основывается на принципах добровольности, равноправия, гласности, самоуправления и законности.

Правовую основу формирования и развития гражданского общества в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1), федеральные законы «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях

86

№ 1(24), 2012 г.

деятельности», «О национально-культурной автономии», «О свободе совести и о религиозных объединениях» и другие нормативные правовые акты. Наблюдается устойчивая позитивная тенденция к формированию государством правовых и социально-экономических предпосылок для активизации процесса развития некоммерческого сектора в стране: смягчение условий регистрации и деятельности НКО, государственная поддержка социально ориентированных организаций, расширение возможностей НКО в решении социальных проблем.

В соответствии с действующим законодательством некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов РФ, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами [7].

Если говорить о функциях, которые выполняют НКО, то среди них можно выделить следующие:

- оказание услуг - НКО обеспечивают повышение их качества, большее равенство потребителей, снижение издержек предоставления услуг, улучшение специализации обслуживания;

- инновационная, реализуемая за счёт гибкости НКО, их способности осуществлять технологические и продуктовые инновации, действовать по новым социальным технологиям;

- инициирование и распространение социальных изменений, которые НКО осуществляют, связывая отдельных индивидов с политическим процессом, представляя их интересы, отстаивая права;

- содействие раскрытию качеств личности и развитию лидерства - добровольно участвуя в различных НКО, индивид раскрывает свои лучшие качества, одновременно вырабатывая в себе свойства лидера;

- формирование социального капитала и содействие демократизации общества - совместное участие граждан в решении вопросов им не безразличных умножает социальный капитал индивидов, содействует формированию отношений доверия, возникновению социальных обязанностей [4, с. 70];

- налаживание обратной связи с государственными учреждениями и коммерческими фирмами, за счёт чего повышается качество услуг, устраняются административные барьеры.

В Республике Калмыкия число общественных и религиозных организаций (объединений) на 01.11.2011 г. составило 524, в т.ч.: религиозных организаций - 74; профсоюзных - 72; физкультурно-оздоровительных объединений - 55; общественных и благотворительных фондов - 53; молодежных организаций - 34; образовательных учреждений - 21, региональных отделений политических партий - 7, казачьих обществ -6, множество профессиональных, культурных и иных общественных объединений [4]. В расчете на 1000 жителей в нашем регионе приходится 1,8 зарегистрированных НКО. Общее их количество по сравнению с 2002 г. уменьшилось на 22,4% [2, 5], что связано с решениями судов об исключении из реестра в соответствии со статьей 29 Федерального закона Ш2-ФЗ от 19.05.1995 г. «Об общественных объединениях».

Значительная часть зарегистрированных религиозных организаций (около 40%) традиционно сосредоточена в г. Элисте (28). Самыми крупными и влиятельными религиозными организациями являются Центральный Хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» и Русская Православная Церковь. Так как для представителей титульной нации традиционным религиозным верованием является буддизм, соответственно данная конфессия представлена наибольшим количеством организаций (37). На территории республики осуществляют свою деятельность 16 епархий Московской Патриархии Русской Православной Церкви с центрами в столице и районах. Исламская религия в Калмыкии представлена 6 религиозными организациями.

Большая часть зарегистрированных религиозных организаций объединяет представителей нетрадиционных религий. При этом в регионе наиболее разветвлена сеть таких организаций, как: «Церковь христиан веры евангельской» и «Калмыцкая Епархия Евангельских христиан», а также «Свидетели Иеговы», «Адвентисты седьмого дня», «Община Христа-Спасителя», «Церковь евангельских христиан-баптистов», которые ведут активную миссионерскую деятельность на территории региона.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что, несмотря на активность организаций различных ответвлений христианства, они объединяют значительно меньшее количество адептов в сравнении с числом последователей традиционных для Калмыкии религий. Однако необходимо учитывать, что во многих случаях организации и группы адептов нетрадиционных вероисповеданий предпочитают не регистрироваться в органах юстиции, а их реальное количество может приближаться к числу официально действующих.

По результатам контент-анализа республиканской прессы наиболее известными в регионе можно считать следующие НКО: решающие проблемы женщин («Союз женщин Калмыкии»), отдельные молодежные объединения («Российские студенческие отряды», «Молодая гвардия Единой России»), по возрождению и развитию калмыцкой и ойратской культуры («ИТКЛ», «Тенгрин Уйдл»), инвалидные организации («Всероссийское общество инвалидов») и др.

87

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Самыми распространенными сферами деятельности НКО в регионе являются: поддержка инвалидов и ветеранов; организация досуга, воспитание и просвещение молодежи; духовное развитие населения.

Разнообразие установленных законодательством организационно-правовых форм НКО предоставляет гражданам широкий выбор возможностей для активного участия в общественно-политической деятельности региона. В последние годы в Калмыкии возникают все новые профессиональные, молодежные, культурные и иные объединения, однако их количественный рост опережает рост качественный. Некоторые организации появляются как ответ на сиюминутные проблемы, другие с самого начала носят открыто ангажированный политический характер. Контроль над подобными объединениями со стороны государства значительно облегчается, а многие из гражданских инициатив, становясь предметом политического торга, утрачивают свою альтернативность и общезначимый характер. Тем самым нивелируются основные черты гражданского общества: неполитический характер, противоречивость и альтернативность политической системе. Самоуправляющиеся структурные элементы начинают строиться по принципу все расширяющего свои функции государства - иерархии.

Также следует отметить проблемы в развитии такой формы объединений, как территориальное общественное самоуправление (ТОС). С одной стороны, ситуация здесь выглядит относительно благополучной - число таких организаций значительно выросло. С другой стороны, следует иметь в виду следующее. В 2003 году был принят Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором развитие территориального самоуправления было признано одним из важнейших направлений муниципальной реформы. В последующие годы практически во всех органах местного самоуправления в соответствии с законом были приняты новые уставы, в которых развитию органов ТОС уделялось особое внимание. Казалось бы, следовало ожидать массового развития этой формы общественных организаций, потенциал которой огромен. В соответствии с п.5 статьи 27 указанного закона, территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления. В этой же статье, п.6, указано, что собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Даже выборы главы местного самоуправления требуют менее жесткого представительства. Положения Федерального закона оказались недостаточными для того, чтобы дать реальный толчок развитию этой формы некоммерческих организаций.

Нельзя забывать, что ТОС - это единственная некоммерческая организация, обладающая правом вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления. Даже ради этого права ни в коем случае нельзя отказываться от территориального общественного самоуправления. Надо находить пути поддержки, влиять на развитие законодательства в этой и других сферах. Процесс дальнейшего функционирования территориального общественного самоуправления трудно прогнозировать. В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос о принятии отдельного закона, что послужило бы толчком для дальнейшего развития ТОС.

За последние годы в Республике Калмыкия получили развитие такие формы ТОС, как: уличные комитеты, советы, товарищества собственников жилья. Особенностью развития ТОС в Республике Калмыкия является то, что импульсом к их созданию стала инициатива граждан, недовольных условиями жизни, уровнем обслуживания, состоянием жилья, окружающей среды. В регионе ведется официальная статистика только по зарегистрированным формам ТОС - товариществам собственников жилья, которых в 2010 г. насчитывалось 61 [6].

О принадлежности тех или иных учреждений к гражданскому обществу нельзя судить по одним лишь формально-организационным признакам. Она устанавливается при анализе конкретной общественной роли и реальных функций: направлены ли они на удовлетворение общественных потребностей или имеют прогосударственный, либо, наоборот, антиобщественный смысл.

Общественные организации часто недооценивают свои возможности и результаты собственной деятельности. Деятельность многих НКО остаётся недостаточно известной жителям региона. Это происходит по двум основным причинам: 1) недостаточно профессиональная работа НКО со средствами массовой информации и населением; 2) заметная коммерциализация СМИ, в приоритеты редакционной политики которых не входит освещение гражданских инициатив, социального партнерства, решение социальных проблем. Одним из заметных следствий указанных причин является несоблюдение общественными и некоммерческими фондами обязанности ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности.

88

№ 1(24), 2012 г.

Дальнейшее усиление роли и значения институтов гражданского общества в современной России требует выработки и реализации мер и механизмов, направленных на правовую, материальную и финансовую поддержку их деятельности, обеспечение реальной независимости НКО. Совершенствование национального законодательства должно быть направленно на обеспечение прозрачности, демократичности при распределении бюджетных средств, выделяемых для поддержки НКО, способствовать дальнейшему развитию в нашей стране институтов гражданского общества, их более активному участию в реализации осуществляемых в стране масштабных демократических преобразований.

Государству необходимо обеспечить формирование реальных механизмов общественного контроля, участие институтов гражданского общества в процессе выработки управленческих решений, в экспертизе проектов нормативных, правовых и иных актов, особенно в сфере противодействия коррупции.

В Республике Калмыкия необходимо целенаправленно развивать этот ресурс, так как реальный опыт самоорганизации весьма ограничен. В то же время для развития гражданского общества на мезоуровне требуется ответственность со стороны органов публичной власти, а также четкая программа взаимодействия с общественными объединениями и отдельными наиболее активными гражданами.

Сотрудничество органов власти и институтов гражданского общества будет способствовать решению насущных проблем населения. Кроме того, реальный диалог формальных управленческих структур с различными объединениями граждан поможет выработать общую платформу для решения конкретных проблем, определить характер проблем и подходы к их решению. Существуют две взаимосвязанные стороны в проблеме участия населения в самоорганизации: это наличие инициативы людей и возможностей по обеспечению их деятельности со стороны органов власти. Оба эти компонента являются залогом оптимизации участия в жизни общества граждан, что обеспечит удовлетворение их социальноэкономических и политических потребностей. Именно НКО должны стать инструментом взаимодействия между гражданами, властью и бизнесом.

Для достижения баланса интересов всех сторон и их взаимной ответственности за принятые обязательства необходимо налаживать сотрудничество органов публичной власти республики с частным бизнесом и институтами гражданского общества, создавать притягательный образ НКО и его активистов, оказывать всяческую поддержку различным формам самоорганизации населения на территории региона.

Изучение роли НКО в развитии гражданского общества, широкое информирование о результатах этих исследований будет способствовать позитивным изменениям в работе некоммерческих организаций, а также росту осведомленности граждан республики о деятельности некоммерческих организаций, укреплению доверия к благотворительным организациям и третьему сектору в целом.

Таким образом, НКО являются огромным потенциалом в становлении и развитии гражданского общества в регионе.

1. История политических учений. / Под ред. О.В. Мартышина. М. 2006.

2. См.: Калмыкия в цифрах. Статистический сборник. Госкомстат Республики Калмыкия. Элиста. 2002. С. 124.

3. Краткий словарь понятий и терминов / Сост., общ. ред. В. А. Макаренко. М. 2000.

4. См.: Тамбовцев В. Л. Государство как инициатор развития гражданского общества // Общественные науки и современность. 2007. №2.

5. Текущий архив Управления Министерства юстиции РФ по РК за 2011 г.

6. Текущий архив УФНС РФ по Республике Калмыкия за 2010 г.

7. Федеральный закон №7-ФЗ от 8.01.1996 г. «О некоммерческих организациях». Ст. 2. П. 3.

89

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

ЛИДЖИЕВА И. В.

ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ

Аннотация: В статье рассмотрены особенности межнационального взаимодействия в Республике Калмыкия. Приведен анализ этнической толерантности как одного из факторов становления и развития гражданского общества в полиэтническом регионе. Сделан вывод о том, что этническая толерантность, межнациональные браки, аккультурация способствуют сближению народов.

Ключевые слова: толерантность, этническая толерантность, гражданское общество, нация, этнос, этническая идентичность, межэтнический брак, межэтническая семья, аккультурация, конфессии.

Гражданское общество - один из феноменов новейшего времени, совокупность неполитических отношений и социальных образований, объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины. В становлении гражданского общества в современной России существенную роль играет национальный фактор. Российская Федерация является многонациональной страной, объединяющей представителей более чем 180 этнических групп, в силу чего взаимоотношения между народами являются вопросом первостепенной важности. Многие важнейшие социальные процессы ныне имеют этнически окрашенный характер, что предопределило один из приоритетных векторов развития гражданского общества - взаимоуважительные отношения между конфессиями и народами.

Анализ дефиниций «нация», «этнос» в отечественном обществоведении позволил выявить наличие двух основных подходов в их определении. В первом случае под нациями понимаются сообщества граждан того или иного государства независимо от их этнической принадлежности. Сторонником этого подхода является директор Института этнологии и антропологии РАН Тишков В.А. [5]. Представители второго подхода под нациями или нациями-этносами подразумевают самобытные, автохтонные народы, друг на друга не похожие, но живущие, тем не менее, в рамках одного государства, либо не находящиеся в дисперсном состоянии, но сохраняющие единое этническое самосознание. По нашему мнению, наиболее приемлемое определение, применительно к России, дает Р.Г. Абдулатипов, один из активных приверженцев этого подхода, который подчеркивает: «Россия - это содружество «наций-этносов», с одной стороны, и «нация-государство», единое для всех этносов, с другой. В этом заключаются особенности ее развития. Россия пытается организовать нацию-государство, сохранить и обеспечить исторические перспективы для «наций-этносов» [1, с. 96].

На всем постсоветском пространстве этносы бывшего СССР переживают качественно новый этап своего развития, названный «этническим ренессансом». Для данного этапа характерны рост этнического самосознания и большое внимание к проблемам сохранения и развития национальных культур, языков, традиций, обычаев и других атрибутов этничности.

Калмыки добровольно вошли в состав России более 400 лет назад, совместно проживая с представителями множества национальностей, в итоге современная Калмыкия представляет собой целостное, исторически сложившееся многонациональное образование. В ходе длительного совместного проживания на общей территории представители разных национальностей накопили ценный опыт межнационального общения. Процессы национального возрождения 90-х гг. XX века не повлекли за собой конфликты на национальной или религиозной почве, а способствовали гармоничному сосуществованию всех народов, населяющих республику. Частота межэтнических контактов в данном регионе естественно, очень высока, поэтому важно знать особенности протекания межэтнического взаимодействия и факторы, способствующие позитивным межэтническим отношениям. В свое время американский социолог П. Сорокин писал: «Из всех связей, которые соединяют людей между собой, связи по местности являются самыми сильными. Одно и то же местожительства порождает в людях общность стремлений и интересов. Сходство в образе жизни, семейные связи, товарищеские отношения, созданные еще с детства, придают им общий характер, создающий живую связь. В итоге образуется группа, отмеченная колоритом данного места. Таковы в России типы «помора», «ярославца», «сибиряка» и т.п.» [4, с.72 ]. То же самое касается и жителей Калмыкии. В настоящее время республика прочно сохраняет благоприятную общественную атмосферу, взаимоуважение людей разных наций. И, тем не

90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.