Научная статья на тему 'О развитии философии'

О развитии философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
807
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / РАЗНООБРАЗИЕ / VARIETY / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / DIFFERENTIATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ДОГМАТИЗМ / DOGMATISM / СИНТЕЗ / SYNTHESIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гарпушкин В.Е.

В статье говорится об этапах, сущности и условиях, а также современных проблемах развития философии, которое характеризуется постоянным глобальным синтезом различных знаний и идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article treatsthe stages of thehistory of philosophy, the nature and conditions as well asmodern problems of development of philosophy, which is treated as a constant global synthesis of various knowledge and ideas

Текст научной работы на тему «О развитии философии»

О РАЗВИТИИ ФИЛОСОФИИ

В.Е. Гарпушкин

Аннотация. В статье говорится об этапах, сущности и условиях, а также современных проблемах развития философии, которое характеризуется постоянным глобальным синтезом различных знаний и идей.

Ключевые слова: философия, развитие, разнообразие, дифференциация, интеграция, догматизм, синтез.

Summary. The article treatsthe stages of thehistory of philosophy, the nature and conditions as well asmodem problems of development of philosophy, which is treated as a constant global synthesis of various knowledge and ideas.

Keywords: philosophy, development, variety, differentiation, integration, dogmatism, synthesis.

Прошло уже более двадцати лет, как мы живем в новом, постсоветском обществе. Крупные годовщины обычно наводят на размышления о развитии соответствующего явления и связанных с ним явлений и о развитии вообще. Последнее не исключает размышлений и о развитии философии вообще и российской философии в частности. Сразу отметим, что данные заметки не претендуют на категоричность.

Философия - древнейшая личностная форма наиболее синтетичного рационального знания, существующая около 2,6 тыс. лет. Все это время философы искали высшую мудрость - наиболее адекватную картину мира. Но поскольку они претендовали на охват бесконечного мира конечным умом человека, то философия неизбежно выступала нестрогим, недостоверным, гипотетическим видом знания, отчасти основанным на вере. И поэтому поиски

философов выливались в многообразные формы учений, течений, направлений. И в целом вся история философии предстоит как поиск философией своего лица.

В древнем обществе философия выступала собирательницей и хранительницей всего ученого знания. В эпоху Средневековья философия обслуживала религию, постепенно освобождаясь от полного подчинения ей. В период Просвещения философия в основном отделилась от религии и от конкретных наук, сосредоточившись на методологии научного познания. В это время оформились классические типы философии - материализм, идеализм, скептицизм, дуализм, плюрализм. В XIX и XX вв. складываются постклассические системы философии - позитивизм, марксизм, неотомизм, кантианство, гегельянство, феноменология, персонализм, экзистенциализм, антропология, герменевтика.

247

3 / 2013

Преподаватель ^

248

В эти века философия становится служанкой политики и идеологии.

При этом не обрывается связь философии с религией. Вообще философия и религия - две вечные спутницы-соперницы, постоянно спорящие и борющиеся за души людей, за первенство в царстве духа и одновременно невольно стимулирующие одна другую в развитии. Победить в этом споре не может ни та, ни другая, ибо обе опираются на веру, хотя их веры различны и имеют разные пред посылки.

Эта история духовных поисков вызывает вопросы: Как понимать развитие философии? Чем оно вызывается? Куда оно направлено? Каково возможное будущее философии?

Развитие объекта означает смену его качеств, состояний на новые.

Всякое бытие предполагает развитие, а необходимое условие развития - качественное разнообразие элементов и частей целого и их взаимодействие. Какое же разнообразие и взаимодействие определяло развитие философии? Это было исторически изменчивое различие и взаимодействие противоположностей, имевшее различные источники: противоположности человека и космоса, природы, бога; философии и религии; веры и научного знания; тела и духа; разных познавательных способностей человека - интуиции, чувств, рассудка, разума, воображения, веры, воли, языка; разных методов познания; разных разделов философии - онтологии, гносеологии, социологии, антропологии, аксиологии и т.д.

Со временем развитие философии из этих источников исчерпало себя и появилась необходимость в новых источниках развития. Таковыми все бо-

лее выступают противоречия в развитии общества: экономические, экологические, политические, культурные, образовательные и т.д. Ведь философия, как ведущая форма общественного сознания, отражает развитие общества и сама в чем-то определяет его развитие.

Две тенденции характеризуют развитие научного знания - дифференциация целого знания на относительно самостоятельные развитые части (отрасли науки) и интеграция этих частей в качественно новое целое. Они действуют одновременно, но не равносильно: в одно историческое время преобладает одна из них, а в другое - другая. Эти тенденции присущи и развитию философии. Причем в ней тенденция интеграции знаний преобладает над дифференциацией в силу преобладающей уни-вер сально-синте ти чной сущности философского знания.

Русская философия начала самобытно развиваться довольно поздно - с 30-х гг. XIX в., когда П.Я. Чаадаев поставил вопрос о «русской идее». Это развитие шло в свободном соревновании разных течений и направлений мысли до начала 20-х гг. XX в., когда большевистский режим положил ему конец, запретив все немарксистские формы мысли, прогнав их представителей за границу и открыв дорогу официальному марксистско-ле нин ско му догматизму. Этот догматизм стал традицией и так внедрился в менталитет большинства российских философов, что они не могут полностью преодолеть его и в современную постсоветскую демократическую эпоху. Этот догматизм питает широкий поток псевдонаучных, компиляторных, насыщенных явным или

скрытым плагиатом диссертаций. К сожалению, советский единый догматизм в постсоветское время перешел в догматизм различных фамильных ученых кланов, закрытых для ина ко мыс лящих.

Другой источник липовых научных работ - ориентация нашего образования, возникшая в советскую эпоху, на количественный подход.

Еще причины псевдонаучного производства в наше время - культ денег и расцвет коррупции, в том числе в научной среде, слабый контроль за качеством диссертаций со стороны ВАК, падение престижа философии в современном российском обществе.

Суть духовного развития - появление новых идей в результате взаимодействия, столкновения, критики и синтеза старых идей. Коммуникация идей - важное условие развития всякого знания, о чем свидетельствует, в частности, ускоренное развитие науки и техники в XX в. благодаря широкому международному научному общению, живому и техническому, на основе современных СМИ и особенно Интернета.

Но сомнения вызывает продуктивность форм массового научного общения - конференций, симпозиумов, конгрессов. На них, как правило, не происходит живого взаимодействия и творчества идей, а царят разноголосица и показуха. Творчество осуществляется в условиях необходимого, хотя и временного, одиночества творцов.

Все большую роль в развитии современной философии играет взаимодействие и синтез идей разных национальных форм философии и духовной культуры вообще - западноев-

ропейской и русской, китайской, индийской и др., в основе которых лежат различные формы интуиции, разума и веры.

Большую часть своей истории, вплоть до XX в., развитие философии определялось субстанциальным подходом философов к миру. За эти века философы сконструировали много разных систем материализма и идеализма, абсолютизируя различные познавательные способности человека. Наконец историческая практика и логика убедили большинство мыслителей в односторонности, ошибочности такого подхода к объяснению мира: нельзя сводить качественно бесконечный мир к одной сущности (субстанции). Поэтому в современную эпоху все более выдвигается плюралистический и несистемный подход к миру. Наиболее ярко он проявляется в течении постмодернизма.

Однако и плюралистический подход имеет существенный недостаток: он не может обосновать единство мира, принимаемое большинством философов.

Альтернативой субстанциальному и плюралистическому подходам к трактовке бытия представляется нам подход с позиции универсализма. Он синтезирует позитивные моменты суб-станциализма и плюрализма и рассматривает мир как бесконечную, противоречивую, материально идеальную реальность. Материальный аспект реальности - чувственно воспринимаемый, вещественный аспект, а идеальный аспект - умопостигаемый, организующий, сущность которого - отношение. Эти аспекты едины и неразрывны в одной реальности. Все формы и уровни реальности взаимосвязаны и относительно автономны.

249

3 / 2013

Преподаватель

Основной предмет гуманистического универсализма - человек как микрокосмос, рассматриваемый в свете критического гуманизма, для которого высшая ценность - бесконечный Универсум. Все предшествующие формы философии трактуются как взаимодополнительные. Его основу составляют следующие принципы - универсальности, автономности, динамического (колебательного) равновесия, относительной неопределенности, соревнования-синтеза, критического гуманизма, духовной свободы (беспартийности) [подробнее об идеях и принципах гуманистического универсализма см. в: 1, с. 19-25]. Развитие философии понимается как постоянный глобальный синтез разнообразных противоположностей.

Всякое развитие идет неравномерно, в нем чередуются подъемы и спады. Нынешний спад в развитии философии отражает системный кризис как нашего, так и западного общества, с их культами денег, материальных ценностей и посредственности в духовной сфере. За ним неизбежно последует подъем духовной культуры и философии на основе ориентации общества в основном на духовные ценности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гарпушкин В.Е. Философия универсализма и проблемы человека. - М.: «Прометей», 2002. ■

250

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.