О РАЗВИТИИ ФИЛОСОФИИ
В.Е. Гарпушкин
Аннотация. В статье говорится об этапах, сущности и условиях, а также современных проблемах развития философии, которое характеризуется постоянным глобальным синтезом различных знаний и идей.
Ключевые слова: философия, развитие, разнообразие, дифференциация, интеграция, догматизм, синтез.
Summary. The article treatsthe stages of thehistory of philosophy, the nature and conditions as well asmodem problems of development of philosophy, which is treated as a constant global synthesis of various knowledge and ideas.
Keywords: philosophy, development, variety, differentiation, integration, dogmatism, synthesis.
Прошло уже более двадцати лет, как мы живем в новом, постсоветском обществе. Крупные годовщины обычно наводят на размышления о развитии соответствующего явления и связанных с ним явлений и о развитии вообще. Последнее не исключает размышлений и о развитии философии вообще и российской философии в частности. Сразу отметим, что данные заметки не претендуют на категоричность.
Философия - древнейшая личностная форма наиболее синтетичного рационального знания, существующая около 2,6 тыс. лет. Все это время философы искали высшую мудрость - наиболее адекватную картину мира. Но поскольку они претендовали на охват бесконечного мира конечным умом человека, то философия неизбежно выступала нестрогим, недостоверным, гипотетическим видом знания, отчасти основанным на вере. И поэтому поиски
философов выливались в многообразные формы учений, течений, направлений. И в целом вся история философии предстоит как поиск философией своего лица.
В древнем обществе философия выступала собирательницей и хранительницей всего ученого знания. В эпоху Средневековья философия обслуживала религию, постепенно освобождаясь от полного подчинения ей. В период Просвещения философия в основном отделилась от религии и от конкретных наук, сосредоточившись на методологии научного познания. В это время оформились классические типы философии - материализм, идеализм, скептицизм, дуализм, плюрализм. В XIX и XX вв. складываются постклассические системы философии - позитивизм, марксизм, неотомизм, кантианство, гегельянство, феноменология, персонализм, экзистенциализм, антропология, герменевтика.
247
3 / 2013
Преподаватель ^
248
В эти века философия становится служанкой политики и идеологии.
При этом не обрывается связь философии с религией. Вообще философия и религия - две вечные спутницы-соперницы, постоянно спорящие и борющиеся за души людей, за первенство в царстве духа и одновременно невольно стимулирующие одна другую в развитии. Победить в этом споре не может ни та, ни другая, ибо обе опираются на веру, хотя их веры различны и имеют разные пред посылки.
Эта история духовных поисков вызывает вопросы: Как понимать развитие философии? Чем оно вызывается? Куда оно направлено? Каково возможное будущее философии?
Развитие объекта означает смену его качеств, состояний на новые.
Всякое бытие предполагает развитие, а необходимое условие развития - качественное разнообразие элементов и частей целого и их взаимодействие. Какое же разнообразие и взаимодействие определяло развитие философии? Это было исторически изменчивое различие и взаимодействие противоположностей, имевшее различные источники: противоположности человека и космоса, природы, бога; философии и религии; веры и научного знания; тела и духа; разных познавательных способностей человека - интуиции, чувств, рассудка, разума, воображения, веры, воли, языка; разных методов познания; разных разделов философии - онтологии, гносеологии, социологии, антропологии, аксиологии и т.д.
Со временем развитие философии из этих источников исчерпало себя и появилась необходимость в новых источниках развития. Таковыми все бо-
лее выступают противоречия в развитии общества: экономические, экологические, политические, культурные, образовательные и т.д. Ведь философия, как ведущая форма общественного сознания, отражает развитие общества и сама в чем-то определяет его развитие.
Две тенденции характеризуют развитие научного знания - дифференциация целого знания на относительно самостоятельные развитые части (отрасли науки) и интеграция этих частей в качественно новое целое. Они действуют одновременно, но не равносильно: в одно историческое время преобладает одна из них, а в другое - другая. Эти тенденции присущи и развитию философии. Причем в ней тенденция интеграции знаний преобладает над дифференциацией в силу преобладающей уни-вер сально-синте ти чной сущности философского знания.
Русская философия начала самобытно развиваться довольно поздно - с 30-х гг. XIX в., когда П.Я. Чаадаев поставил вопрос о «русской идее». Это развитие шло в свободном соревновании разных течений и направлений мысли до начала 20-х гг. XX в., когда большевистский режим положил ему конец, запретив все немарксистские формы мысли, прогнав их представителей за границу и открыв дорогу официальному марксистско-ле нин ско му догматизму. Этот догматизм стал традицией и так внедрился в менталитет большинства российских философов, что они не могут полностью преодолеть его и в современную постсоветскую демократическую эпоху. Этот догматизм питает широкий поток псевдонаучных, компиляторных, насыщенных явным или
скрытым плагиатом диссертаций. К сожалению, советский единый догматизм в постсоветское время перешел в догматизм различных фамильных ученых кланов, закрытых для ина ко мыс лящих.
Другой источник липовых научных работ - ориентация нашего образования, возникшая в советскую эпоху, на количественный подход.
Еще причины псевдонаучного производства в наше время - культ денег и расцвет коррупции, в том числе в научной среде, слабый контроль за качеством диссертаций со стороны ВАК, падение престижа философии в современном российском обществе.
Суть духовного развития - появление новых идей в результате взаимодействия, столкновения, критики и синтеза старых идей. Коммуникация идей - важное условие развития всякого знания, о чем свидетельствует, в частности, ускоренное развитие науки и техники в XX в. благодаря широкому международному научному общению, живому и техническому, на основе современных СМИ и особенно Интернета.
Но сомнения вызывает продуктивность форм массового научного общения - конференций, симпозиумов, конгрессов. На них, как правило, не происходит живого взаимодействия и творчества идей, а царят разноголосица и показуха. Творчество осуществляется в условиях необходимого, хотя и временного, одиночества творцов.
Все большую роль в развитии современной философии играет взаимодействие и синтез идей разных национальных форм философии и духовной культуры вообще - западноев-
ропейской и русской, китайской, индийской и др., в основе которых лежат различные формы интуиции, разума и веры.
Большую часть своей истории, вплоть до XX в., развитие философии определялось субстанциальным подходом философов к миру. За эти века философы сконструировали много разных систем материализма и идеализма, абсолютизируя различные познавательные способности человека. Наконец историческая практика и логика убедили большинство мыслителей в односторонности, ошибочности такого подхода к объяснению мира: нельзя сводить качественно бесконечный мир к одной сущности (субстанции). Поэтому в современную эпоху все более выдвигается плюралистический и несистемный подход к миру. Наиболее ярко он проявляется в течении постмодернизма.
Однако и плюралистический подход имеет существенный недостаток: он не может обосновать единство мира, принимаемое большинством философов.
Альтернативой субстанциальному и плюралистическому подходам к трактовке бытия представляется нам подход с позиции универсализма. Он синтезирует позитивные моменты суб-станциализма и плюрализма и рассматривает мир как бесконечную, противоречивую, материально идеальную реальность. Материальный аспект реальности - чувственно воспринимаемый, вещественный аспект, а идеальный аспект - умопостигаемый, организующий, сущность которого - отношение. Эти аспекты едины и неразрывны в одной реальности. Все формы и уровни реальности взаимосвязаны и относительно автономны.
249
3 / 2013
Преподаватель
Основной предмет гуманистического универсализма - человек как микрокосмос, рассматриваемый в свете критического гуманизма, для которого высшая ценность - бесконечный Универсум. Все предшествующие формы философии трактуются как взаимодополнительные. Его основу составляют следующие принципы - универсальности, автономности, динамического (колебательного) равновесия, относительной неопределенности, соревнования-синтеза, критического гуманизма, духовной свободы (беспартийности) [подробнее об идеях и принципах гуманистического универсализма см. в: 1, с. 19-25]. Развитие философии понимается как постоянный глобальный синтез разнообразных противоположностей.
Всякое развитие идет неравномерно, в нем чередуются подъемы и спады. Нынешний спад в развитии философии отражает системный кризис как нашего, так и западного общества, с их культами денег, материальных ценностей и посредственности в духовной сфере. За ним неизбежно последует подъем духовной культуры и философии на основе ориентации общества в основном на духовные ценности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гарпушкин В.Е. Философия универсализма и проблемы человека. - М.: «Прометей», 2002. ■
250