Научная статья на тему 'О разработке учебных задач по теме «Транспортная задача линейного программирования»'

О разработке учебных задач по теме «Транспортная задача линейного программирования» Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
327
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ЗАКРЫТАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА / МЕТОД ПОТЕНЦИАЛОВ / МЕТОД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО УГЛА / CLOSED TRANSPORTATION TASK / LINEAR PROGRAMMING / POTENIAL METHOD / NORTHWESTERN ANGLE METHOD

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Лебедева Лариса Владимировна

В работе предлагается способ выбора параметров математической модели закрытой транспортной задачи линейного программирования, оптимальное решение которой стандартным методом потенциалов определяется за малое количество шагов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About educational tasks development of the subject «Transportation problem of linear programming»

The research offers a variant of closed transportation task of linear programming options choice, which optimal solution is defined by a standard method of potentials involving small quantity of steps.

Текст научной работы на тему «О разработке учебных задач по теме «Транспортная задача линейного программирования»»

УДК 519.8

РС! 10.21661/Г-112813 Л.В. Лебедева

О разработке учебных задач по теме «Транспортная задача линейного программирования»

Аннотация

В работе предлагается способ выбора параметров математической модели закрытой транспортной задачи линейного программирования, оптимальное решение которой стандартным методом потенциалов определяется за малое количество шагов.

I Ключевые слова: закрытая транспортная задача, линейное программирование, метод потенциалов, метод северо-западного угла.

L.V. Lebedeva

About educational tasks development of the subject «Transportation problem of linear programming»

Abstract

The research offers a variant of closed transportation task of linear programming options choice, which optimal solution is defined by a standard method of potentials involving small quantity of steps.

| Keywords: closed transportation task, linear programming, potenial method, northwestern angle method.

Теория линейного программирования (ЛП), появившаяся в первой половине XX века, в настоящее время получила широкое применение в самых различных задачах оптимизации, логистики [1]. При решении реальных производственных задач методами ЛП требуется использование вычислительной техники и знание соответствующего программного обеспечения. Однако при первом знакомстве с этой теорией полезны простые задания, с одной стороны, позволяющие получить оптимальное решение за небольшое количество шагов, с другой стороны, демонстрирующие все основные моменты выбранного метода. На основе таких заданий достаточно просто могут быть построены и тестовые проверочные работы, в которых студентам предлагается выбрать правильный ответ из нескольких имеющихся. Не смотря на большое количество существующей сегодня учебной литературы по данной тематике, соответствующая методическая литература представлена в недостаточном объеме. Составление заданий по теме «Транспортная задача линейного программирования» представляется не самым простым вопросом, поскольку математическая модель транспортной задачи содержит большое количество параметров. Это и объемы грузов, имеющихся у поставщиков, и объемы грузов,

заказанные потребителями, и стоимости перевозок по каждому из направлений.

В настоящей работе сформулированы ограничения на параметры математической модели, выполнение которых обеспечивает определение оптимального решения методом потенциалов (без вырождений) за три шага, при условии, что первоначальный опорный план построен методом северо-западного угла.

Постановка задачи [1, с. 288]. Некоторый однородный груз, сосредоточенный у поставщиков Л1, ... , Am в количестве Б1, ... , Bn единиц соответственно, требуется доставить потребителям Б , ... , Бп в количестве Ъ1, ..m , b единиц соответственно. Предполагается, что Sa.=SЪ,. Задана матрица транспортных издержек Cmxn = ||c =|, где С.. - стоимость перевозки одной единицы груза от поставщика Л. потребителю Б. Требуется найти оптимальный план x (x > 0), т. е. объемы перевозок xt (x > 0) для каждой пары «поставщик Л. - потребитель Б» такие, чтобы все грузы от поставщиков были вывезены £х, = a., (i = 1, m) , все заказанные потребителями обЪемы грузов доставлены S xj = Ъ,, (j = 1, n), и суммарная стоимость перевозок была бы минимальной Z(X) = S S С • х, ^ min.

Запишем ограничения, которым должны удовлетворять параметры математической модели в простейшем случае, когда имеется два поставщика и три потребителя. Мы хотим, чтобы третий опорный план был оптимальным. Предположим, что элементы платежной матрицы С2х3 удовлетворяют соотношениям с21 = с +

Г С22 = С12 С23 = С13 + 1

1 вариант. Ограничения на параметры г, s, I: г < s <

/ - s < s— г

Порядок и условия выбора значений для параметров

а1, а2, Ь1, Ь2, Ь3: ^ а (а1 > Ь1); Ь2 (Ь2 > а1 + Ь1); Ь3 (Ь3 > а1); а2 (а2 = Ь1 + Ь2 + Ь3 - а1).

2 вариант. Ограничения на параметры г, к г < s < (, / — • < г

Порядок и условия выбора значений для параметров а1,а2, Ь1,Ь2,Ь3: Ь1; а1 (а1 >Ь1); Ь2 (Ь2 >а1); Ь3 (Ь3 > а1); а2 (а2 = Ь1 + Ь2 + Ь3 - а1).

3 вариант. Ограничения на параметры г, •, г: г < г, г < г, 0 < г - • < • - г.

Порядок и условия выбора значений для параметров а1, а2, Ь1, Ь2, Ь3: Ь1; Ь2 ; Ь3 (Ь3 < Ь1); а1 (Ь2 + Ь3 < а1 < Ь1 + Ь2); а2 (а2 = Ь1 + Ь2 + Ь3 - а1).

4 вариант. Ограничения на параметры г, •, г: г < г < • , г + г < 2 • •.

Порядок и условия выбора значений для параметров а1, а2, Ь1, Ь2, Ь3: Ь1; а1 ; а1 (Ь2 < а1 < Ь1 + Ь2); Ь3 (Ь3 > а1 - Ь 2); а2 (а2 = Ь1 + Ь2 + Ь3 - а1).

5 вариант. Ограничения на параметры г, •, г:

2я - г < г < • < г.

Порядок и условия выбора значений для параметров а1, а^ Ь1, Ь2, Ь3: Ь1; Ь2 ; Ь3 (Ь3 < Ь 2); а2 (а2 > Ь1); а1 (а1 = Ь1 + Ь2 + Ь3 - а2)

6 вариант. Ограничения на параметры г, •, г:

2« - г < г < • < г .

Порядок и условия выбора значений для параметров

а1, a2, Ь1, Ь2, Ь3: Ь1; Ь2 ; Ь3 (Ь3 < min{Ь 1, Ь 2} ); а1 (тах{Ь1 + Ь3, Ь2 + Ь3} < а1 < Ь1 + Ь2); а2 (а2 = Ь1 + Ь2 + Ь3 - а1 ).

7 вариант. Ограничения на параметры г, •, г: •< г < г.

Порядок и условия выбора значений для параметров

а2, Ь1, Ь2, Ь{: Ь1; Ь2 ; Ь3 ; а1

(тах{Ь1,Ь } < а1 < ш1п{Ь1 + Ь2, Ь1 + Ь3});а2 (а2 = Ь1 + Ь2 + Ь3 - а1).

8 вариант. Ограничения на параметры г, •, г:

г > шах{ г ;2я - г; 0.5 (• + г)}.

Порядок и условия выбора значений для параметров а1,a2, Ь1,Ь2,Ь3: Ь1; Ь2 ; Ь3 (Ь1 <Ь3); а; (Ь1 < а1 < шт{Ь + Ь2, Ь1 + Ь3, Ь3); а2 (а2 = Ь1 + Ь2 + Ь3 - а1). Р вариант. Ограничения на параметры г, •, г: • < г < г. Порядок и условия выбора значений для параметров а1,а2, Ь1,Ь2,Ь3: Ь1; Ь2 ; Ь3 (Ь1 + Ь2 <Ь3); а1 (Ь1 + Ь2 < а1 <Ь3); а2 (а2 = Ь1 + Ь2 + Ь3 -а1).

10 вариант. Ограничения на параметры г, •, г: • < г < г.

Порядок и условия выбора значений для параметров

а1,а2, Ь1,Ьг,Ьз: Ь,\ Ь2(Ь<Ь2); Ь3 (Ьг <Ь3); а1 (Ь1 + Ь2 < а1 < Ь1 + Ь3); а (а2 = Ь1 + Ь2 + Ь3 - а1).

Пример. Построим математической модели, используя требования варианта 1. Пусть с11 = 10, с12 = 7, с13 = 1. Примем г = -1, • = 3 (г = 5), г = 5 (г < 2« - г = 7). Тогда с21 = 9, с22 = 10, с23 = 16. Выберем объемы перевозок: Ь1 = 120 ; а1 =150 (а1 >Ь1); Ь2 = 300 (Ь2 >а1 + Ь1 = 270); Ь3 = 180 (Ь3 > а1); а2 = 450 (а2 = Ь1 + Ь2 + Ь3 - а1). Получим задачу, данные которой можно записать в таблицу 1.

Таблица 1

В1 В 2 В 3 а1 :

А, 10 7 11 150

А 2 9 10 16 450

120 300 180

Легко проверяется, что первый

150

второй

120 1500 180

и

120 30 - 270 180 опорные планы не удовлетворяют

условиям оптимальности. Оптимальным является тре-

0 0 150 тий опорный план ^ 20 ,(Ж) ,0 .

Используя аналогичные соотношения можно построить математические модели для случая, например, платежной матрицы См. Двадцать четыре варианта таких заданий приведены в таблице 2.

Таблица 2

№1 В1 В 2 В 3 В 4 В 5 а, :

А: 20 3 9 18 35 300

А 2 24 18 12 20 50 150

А 3 34 17 22 19 48 250

160 120 100 140 180 700

№2 В1 В 2 В 3 В 4 В 5 аг :

А1 7 3 9 18 35 180

А 2 11 18 12 20 50 100

A 3 21 17 22 19 48 120

bj 100 60 90 70 80 400

№3 B 2 B 2 B 3 B 4 B 5 at ■

Ai 7 20 10 19 35 250

A 2 22 24 12 20 50 125

A 3 21 35 22 19 48 225

bj : 120 110 85 135 150 600

№4 B i B 2 B 3 B 4 B 5 at ■

Ai 48 19 16 34 21 200

A 2 50 20 10 28 22 110

A 3 35 15 3 20 7 190

bj : 120 130 70 100 80 500

№5 B i B 2 B 3 B 4 B 5 at ■

Ai 7 20 3 19 38 220

A 2 15 14 10 12 46 120

A 3 19 36 15 16 48 160

bj 70 110 80 100 140 500

№6 B i B 3 B 3 B 4 B 5 at:

A i 24 23 18 22 15 600

A 2 26 24 17 23 16 115

A 3 25 32 31 29 17 100

bj : 120 110 90 180 315 815

№7 B i B 2 B 3 B 4 B 5 at:

Ai 7 20 3 9 15 210

A 2 15 28 10 12 20 140

A 3 17 25 13 16 19 150

bj 80 120 90 110 100 500

№8 B i B 2 B 3 B 4 B 5 at ■

Ai 11 7 3 9 11 170

A 2 19 15 10 12 20 120

A 3 18 19 15 16 19 110

bs : 90 70 90 80 70 400

№9 В1 В 2 В 4 В 4 В 5 а, :

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А1 18 15 27 25 19 150

А 2 15 3 14 12 20 300

А 3 11 7 20 9 15 250

140 160 100 120 180 700

№10 В1 В 2 В 3 В 4 В 5 а, :

А! 17 15 19 14 10 200

А 2 16 17 21 10 10 50

А 3 18 13 22 16 11 70

50 40 20 60 150 320

(

№11 В1 В 2 В 3 В 4 В 5 а, :

А1 23 21 13 10 49 150

А 2 20 17 9 3 36 300

А 3 36 19 25 18 48 250

160 140 100 120 180 700

№12 В1 В 2 В 3 В 4 В 5 а, :

А1 10 10 15 23 49 110

А 2 16 15 19 19 48 110

А 3 6 14 9 17 35 180

60 100 90 70 80 400

№13 В1 В 3 В 3 В 4 В 5 аг :

А1 20 27 24 10 49 125

А 2 18 25 22 15 48 225

А 3 18 24 15 7 35 250

135 110 85 120 150 600

№14 В1 В 2 В 3 В 4 В 5 а, :

А1 11 17 20 18 13 650

А 2 20 13 17 15 9 200

А 3 10 19 14 20 15 150

200 100 120 130 450 1000

№15 В1 В 2 В 3 В 4 В 5 а1:

А1 10 12 20 48 3 100

A 2 22 16 19 48 21 130

A 3 15 9 20 35 7 170

bj 60 90 70 80 100 600

№16 B i B 2 B 4 B 4 B 5 at ■

Ai 7 15 9 16 10 800

A 2 15 16 10 18 8 120

A 3 11 14 12 13 10 180

bj : 200 200 100 160 440 1100

№17 B i B 2 B 3 B 4 B 5 at ■

Ai 19 18 15 19 18 100

A 2 16 12 10 15 19 120

A 3 15 9 3 7 11 170

bj : 70 70 90 70 90 390

№18 B i B 2 B 3 B 4 B 5 at:

Ai 13 10 20 46 3 110

A 2 27 11 19 48 15 180

A 3 25 3 15 35 7 210

bj 100 70 130 120 80 500

№19 B i B 2 B 3 B 4 B 5 at:

Ai 14 10 16 46 3 120

A 2 27 11 16 48 15 160

A 3 20 3 9 35 7 220

bj 110 80 100 140 70 500

№20 B i B 2 B 3 B 4 B 5 at:

Ai 14 10 16 22 3 140

A 2 27 11 16 24 18 150

A 3 20 3 9 15 7 210

bj 120 90 110 100 80 500

№21 B i B 2 B 3 B 4 B 5 at ■

Ai 39 43 46 45 40 500

A 2 40 42 47 46 41 90

А 3 41 44 48 45 41 120

90 100 110 80 330 710

№22 В1 В 2 В 3 В 4 В 5 аг :

А1 12 10 14 20 46 150

А 2 24 11 25 19 48 250

А 3 10 8 22 15 35 300

100 120 160 140 180 700

№23 В1 В 2 В 3 В 4 В 5 а1 :

А1 10 20 14 5 16 250

А 2 22 32 25 15 20 125

А 3 26 15 30 19 10 225

135 85 110 150 120 600

(

№24 В1 В 2 В 3 В 4 В 5 а, :

А1 11 20 14 19 20 150

А 2 21 25 11 16 25 150

А 3 17 14 10 12 20 200

80 110 60 140 110 500

Литература

1. Красс М.С. Математика в экономике: математические методы и модели: учебник для бакалавров / М.С. Красс, Б.П. Чупрынов; под ред. М.С. Красса. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 541 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.