Научная статья на тему 'О разработке новой типовой программы по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение»'

О разработке новой типовой программы по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ / ТИПОВАЯ ПРОГРАММА / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ИЗДЕЛИЯ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА / MEDICAL AND PHARMACEUTICAL COMMODITY RESEARCH / STANDARD PROGRAM / DRUGS / MEDICINAL PRODUCTS / MEDICAL TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кугач В. В., Карусевич А. А., Дорофеева Т. А.

Разработана новая типовая программа по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение». Программа отражает новейшие научные данные по состоянию и развитию фармацевтического рынка Республики Беларусь и других стран, рынков изделий медицинского назначения, медицинской техники и других товаров аптечного ассортимента. В программу впервые включены вопросы, касающиеся государственной регистрации, производства, регулирования обращения указанных товаров в рамках таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Также значительно расширены подразделы «Товароведение изделий медицинского назначения и медицинской техники» и «Товароведение других товаров аптечного ассортимента».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кугач В. В., Карусевич А. А., Дорофеева Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new standard program is designed on discipline "Medical and pharmaceutical commodity research". The Program reflects the latest scientific data on condition and development of pharmaceutical market of Republics of Belarus and the other countries, the market of medicinal products, medical technique and other goods of the medicinal assortment. In the program for the first time the questions, concerning state registration, production, regulations of the address specified goods within the framework of customs alliance of Belarus, Kazakhstan and Russia are enclosed. The subsections "Commodity research of product of the medical purpose and medical technology", and "Commodity research of other goods of medicinal assortment" are also vastly extended.

Текст научной работы на тему «О разработке новой типовой программы по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение»»

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В.В. Кугач, А.А. Карусевич, Т.А. Дорофеева

О РАЗРАБОТКЕ НОВОЙ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ»

Витебский государственный медицинский университет

Разработана новая типовая программа по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение». Программа отражает новейшие научные данные по состоянию и развитию фармацевтического рынка Республики Беларусь и других стран, рынков изделий медицинского назначения, медицинской техники и других товаров аптечного ассортимента. В программу впервые включены вопросы, касающиеся государственной регистрации, производства, регулирования обращения указанных товаров в рамках таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Также значительно расширены подразделы «Товароведение изделий медицинского назначения и медицинской техники» и «Товароведение других товаров аптечного ассортимента».

Ключевые слова: медицинское и фармацевтическое товароведение, типовая программа, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, медицинская техника.

Медицинское и фармацевтическое товароведение - дисциплина, содержащая систематизированные научные знания потребительских свойств медицинских товаров (лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники и других товаров аптечного ассортимента) и основ фармацевтического маркетинга [1].

Типовая учебная программа по медицинскому и фармацевтическому товароведению разработана в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь по специальности 1-79 01 08 «Фармация» (ОС РБ 1-79 01 08 - 2008), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.06.2008 г. № 50, и типовым учебным планом, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 31.03.2008 г.

Программа отражает новейшие научные данные по состоянию и развитию фармацевтического рынка Республики Беларусь и других стран, рынков изделий медицинского назначения, медицинской техники и других товаров аптечного ассортимента.

Цель изучения дисциплины «Медицинское и фармацевтическое товароведение» состоит в приобретении студентами научных знаний потребительских свойств лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники и других товаров аптечного ассортимента и использовании инструментов маркетинга для оптимизации максимального удовлетворения потребностей населения в указанных группах товаров [1].

Задачи преподавания дисциплины заключаются в формировании у будущих провизоров-специалистов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции: креативного товароведческого и маркетингового мышления, навыков проведения товароведческой экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, других товаров аптечного ассортимента и оптимизации их продвижения на рынке.

Преподавание и успешное изучение дисциплины «Медицинское и фармацевтическое товароведение» возможно только на базе приобретенных студентами знаний и умений по следующим дисциплинам: основы идеологии белорусского государства, высшая математика, физика и биологическая физика, медицинская информатика, социология, экономическая теория, основы психологии и педагогики, физиология с основами анатомии человека, биологическая химия, патология, фармакология.

Системный подход к обучению предусматривает тесную интеграцию типовой учебной программы по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение» с учебными программами по дисциплинам: «Организация и экономика фармации», «Клиническая фармакология с основами фармакотерапии», «Фармакогнозия», «Фармацевтическая химия».

Структура программы включает 2 раздела: основы товароведения и фармацевтический маркетинг [2, 3]. В первом разделе рассматриваются предмет медицинского и

фармацевтического товароведения и исторические этапы становления дисциплины, основные понятия и категории товароведения, порядок государственной регистрации и организации производства изделий медицинского назначения, медицинской техники и других товаров аптечного ассортимента, система снабжения, транспортировки и хранения, вопросы товароведения перечисленных групп товаров.

Во втором разделе изучаются основы маркетинга [4-6], особенности фармацевтического рынка, его сегментирование и маркетинговое исследование, ассортиментная и ценовая политика аптечной и фармацевтической организаций, позиционирование товара и фармацевтической компании, способы продвижения товаров на фармацевтическом рынке [7]. С целью подготовки квалифицированного провизора-специалиста программой предусмотрены теоретическая часть (лекционный материал) и практическая (лабораторные занятия).

В типовую учебную программу по медицинскому и фармацевтическому товароведению впервые включены вопросы, касающиеся государственной регистрации изделий медицинского назначения, медицинской техники и других товаров аптечного ассортимента, их производства, регулирования обращения указанных товаров в рамках таможенного союза Беларуси, Казахстана и России [8-10]. Значительно расширены подразделы «Товароведение изделий медицинского назначения и медицинской техники» и «Товароведение других товаров аптечного ассортимента».

В связи со значительным расширением фармацевтического рынка Республики Беларусь, обострением конкурентной борьбы между аптеками, фармацевтическими предприятиями, при изучении дисциплины «Медицинское и фармацевтическое товароведение» много внимания будет уделено продвижению лекарственных средств, в том числе организации работы с врачами и провизорами, сотрудничеству с опинион-лидерами, роли медицинских представителей в информировании специалистов о лекарственных средствах, а также роли рекламы в продвижении медицинской и фармацевтической продукции.

При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции и лабораторные занятия, элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и ла-

бораторных занятий), интерактивных ресурсов электронной библиотеки университета и сети Интернет.

На лабораторных занятиях студенты изучают номенклатуру реализуемых из аптек изделий медицинского назначения, медицинской техники, других товаров аптечного ассортимента и требования к ним; определяют потребительские свойства товаров; обучаются методикам расчета потребности в медицинских товарах, маркетингового исследования фармацевтического рынка; рассчитывают показатели ассортимента товаров в аптеках.

Практическая подготовка обеспечивается также решением ситуационных задач и разработкой проектов рекламных материалов на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, медицинской техники и других товаров аптечного ассортимента.

Студентов знакомят с особенностями работы Министерства здравоохранения Республики Беларусь по обеспечению населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, медицинской техникой и другими товарами аптечного ассортимента, Республиканского унитарного предприятия «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении», организацией системы Республиканского унитарного предприятия «Белмедтехника», предприятий по производству изделий медицинского назначения, медицинской техники и других товаров аптечного ассортимента, международными требованиями и этическими нормами при проведении клинических испытаний изделий медицинского назначения и продвижении на фармацевтический рынок различных групп товаров.

Самостоятельная работа студентов предусматривает детальное изучение нормативных правовых актов Республики Беларусь по вопросам продвижения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники и других товаров аптечного ассортимента на фармацевтическом рынке, закупочной деятельности аптечной организации и организации медицинской техники, номенклатуры и характеристики медицинских инструментов.

Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путем тестирования, устных и письменных опросов в процессе лабораторных занятий, выполнения контрольной работы, применения рейтинговой системы оценки качества знаний. Текущая аттестация проводится в форме зачета в 8 семестре, экзамена в 9 семестре. Экзамен рекомендуется сдавать в три этапа: компьютерное тестирование, практический

навык, устное собеседование.

В соответствии с типовым учебным планом, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь, на преподавание дисциплины выделяется 264 часа, из них аудиторных - 152.

SUMMARY

V. V. Kuhach, A.A. Karusevich, T.A. Dorofeyeva

ABOUT DEVELOPMENT OF THE NEW STANDARD PROGRAM ON DISCIPLINE "MEDICAL AND PHARMACEUTICAL COMMODITY RESEARCH"

The new standard program is designed on discipline "Medical and pharmaceutical commodity research". The Program reflects the latest scientific data on condition and development of pharmaceutical market of Republics of Belarus and the other countries, the market of medicinal products, medical technique and other goods of the medicinal assortment. In the program for the first time the questions, concerning state registration, production, regulations of the address specified goods within the framework of customs alliance of Belarus, Kazakhstan and Russia are enclosed. The subsections "Commodity research of product of the medical purpose and medical technology", and "Commodity research of other goods of medicinal assortment" are also vastly extended.

Keywords: medical and pharmaceutical commodity research, standard program, drugs, medicinal products, medical technique.

ЛИТЕРАТУРА

1. Медицинское и фармацевтическое товароведение: Учебник для ВУЗов / С.З. Ума -ров [и др.]; под общей ред. С.З. Умарова.-М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003.-368 с.

2. Фармацевтический маркетинг: принципы, среда, практика / М.К. Смит [и др.]; под общ.ред. М.К. Смита. - М.: Литера, 2005. - 392 с.

3. Фармацевтический маркетинг / А.Ю. Юданов [и др.]; под общ. ред. А.Ю. Юданова. - М.: Ремедиум, 2008. - 601 с.

4. Трофимова, Е. Вопросы стратегиче-

ского маркетинга в фармацевтике / Е. Трофимова. - М.: Ремедиум, 2006. - 246 с.

5. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс: пер. с англ. / Ф. Котлер; под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2002. - 496 с.

6. Котлер, Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер; под общ. ред. Е.М. Пеньковой. - М.: Прогресс, 1993. - 736 с.

7. Дремова, Н.Б. Ситуационный анализ как метод инновационного менеджмента / Н.Б. Дремова // Новая аптека. - 2010. - № 7. - С. 32-37.

8. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2003 - 2010 гг. - Режим доступа: ^рр://,^^^ргауо.Ьу. - Дата доступа: 30.08.2010.

9. Соглашение таможенного союза по санитарным мерам (решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 11.12.2009 г., №28) [Электронный ресурс] / Комиссия тамож. союза. - Режим доступа: ru/MGS/mgs-11-12-09/Pages/mgs25-28-pril. аБрх. - Дата доступа: 30.08.2010.

10. Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза (решение Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г., №299) [Электронный ресурс] / Комиссия тамож. союза. - Режим доступа: htpp://www.tsouz.ru/KTS/KTS17/Pages/ Р1_299^рх. - Дата доступа: 30.08.2010.

Адрес для корреспонденции:

210023, Республика Беларусь, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский государственный медицинский университет, кафедра организации и экономики фармации с курсом ФПК и ПК, тел. раб. : 8 (0212) 24-94-38.

Карусевич А. А.

Поступила 25.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.